Основные синонимы течения: модерн, арт-нуво.
В конце концов он переехал в Берлин. Луис Камфорт Тиффани (1848-1933) был сыном основателя известной нью-йоркской ювелирной фирмы. Стилевая оригинальность Ар нуво базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Ар нуво возник в Европе в 1880-х годах. Впервые демонстрируются уникальные проекты, включая Porte Monumentale entrance – продуманная инженерная конструкция полихромного купола с электрической подсветкой, спроектированная Рене Бине (1866-1911).
Художественный стиль ар нуво заимствовал свои формы и линии от природы и в любом предмете искусства, архитектуре интерьере выявляет свою органическую природу. Во Франции это был стиль метро, в Германии немецкое название «югендстиль» («молодой стиль» или «стиль молодых»).
Именно от названия этой мастерской — «LArt Nouveau» — происходит название стиля. Кроме того, в Италии и России сильное влияние на него оказали национальные традиции: в этих странах образцы модерна носили отпечаток традиционных форм. Теоретическую основу будущего стиля сформулировал Уильям Моррис, однако развитием идей раннего модерна занимались многие художники эпохи предмодерна. Натуральные растительные формы и мотивы приобретают все большую роль в новом стиле. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Также Pavillon Bleu – ресторан рядом с Pont dIena у подножия Эйфелевой Башни работы Гюстава Бови (1858-1910).
Троицы в Бостоне, построенной по проекту Г. X. Волосы украшались изысканными гребнями с золотом и камнями. Два выходящих на соседние улицы фасада асимметричны.
В Бельгии он назывался Стиль Нуиль или Стиль куп де фйе. Они затушеваны и округлены. Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Ателье «Эльвира» (1896, ныне разрушено) представляло собой небольшое двухэтажное здание, в котором размещалась студия фотографа.
Традиционно в модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия). Все металлические элементы белые пол из стекла пропускает свет в цокольное помещение. Особенно – творчество Александра Блока. Бельгийский архитектор и дизайнер Виктор Орта (1861-1947) является автором большого количества проектов, в которых можно обнаружить черты Ар Нуво. Его дом (1894) служит примером стилистического единства.
Различные виды стекла назывались фавриль, киприот, камео и лава. Большинство проектов мебели в стиле Ар Нуво было создано им именно в эти годы. Наиболее значительные проекты Гофман создает сразу после вступления в Сецессион. В некоторых случаях художники ар нуво стилистику витражей переносили на другие элементы интерьера. Он некоторое время учился в Массачусетсом технологическом институте, а затем какое-то время работал в филадельфийском бюро Фрэнка Фернесса.
Первые проявления ар нуво наиболее тесно связаны с характерными признаками рококо. Именно от этого слова молодость происходит немецкий вариант названия модерна— «югендстиль». Но интерьеры не такие строгие, как фасады.
Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Конструкции стиля— часто каркасные (несущим элементом является стальной каркас).
Во Франции двумя главными центрами Ар Нуво были Париж и Нанси. Только в ретроспективе можно увидеть общие черты и взаимосвязи, которые позволяют говорить об Ар Нуво как «большом стиле». В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов.
Ван де Вельде находился под сильным влиянием британской традиции и соединил в своем творчестве английский и европейский стиль. Книжное, журнальное дело имевшее давние традиции, достигло расцвета. При самостоятельной росписи стекла в стиле ар нуво нужно уделять внимание цветовым соотношениям – все основные цвета должны быть в разных пропорциях (80-40-20), не стоит использовать более трех цветов. В Германии это был Югендштиль (молодежный стиль с легкой руки популярного журнала Die Jugend).
При изготовлении мебели применяются аппликативные техники и инкрустация. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России. Развивались другие малые жанры: экслибрис, рекламная листовка.
Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Хотя галерее приписывают популяризацию движения и связывают его с именем Бинга, стиль модерн достиг международной аудитории главным образом и посредством тиражной графики (издания Савой, La Plume, Jugend, Dekorative Kunst, Желтые страницы и The Studio).
Там же возникла «Школа Нанси», к которой принадлежали и другие дизайнеры, в том числе Эмиль Гале (1846-1904), создатель чудесных предметов из стекла и дизайнер мебели Луи Майорель (1859-1926), каждый из которых разрабатывал сложные орнаментальные формы. Название ар нуво (фр. Для золота хорошо подойдут «цвета болота» : это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Его архитектурные проекты отличаются отсутствием орнамента.
Это кредо послужило основой неповествовательных картин, например, Ноктюрнов Вислера. Гофман даже спроектировал серебряные туалетные принадлежности, расставленные на туалетном столике. Музеи Мюнхена и Берлина заказывали полиграфистам своеобразные пригласительные билеты. Интерьер крохотного венского «Кернтнер-бара» (1907) с прямоугольными панелями на потолке, полом, выстланным квадратной плиткой и дорогой мебелью из кожи и дерева вряд ли можно назвать аскетичным.
Эмансипация позволила нагим феям Лалика размножиться и заселить ювелирные изделия. Термин «прото-ар нуво» ввел С. Чуди-Мадсен для работ А. X. Крайняя простота средств: только черное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Другие публикации, в том числе Флористический Орнамент (1849) Готического Возрождения Августуса Уэлби Нортмор Паджин (1812-1852) и Грамматика Орнамента (1856) британского архитектора и теоретика Оуэна Джонса (1809-1874), предвосхищали Природу как основной источник вдохновения для целого поколения художников, стремящихся вырваться из оков старых стилей. Работы входивших в «Школу Нанси» дизайнеров поражают разнообразием, оригинальностью и красотой, хотя в них прослеживается тенденция к чрезмерной декоративности.
Арт Нуво Бинг представил серию из шести интерьеров, вдохновленных искусством символистов. Особняк Тасселя в Брюсселе (1892) имеет строго симметричный фасад. Архитектор и дизайнер Адольф Лоос (1870-1933) одно время входил в Сецессион.
Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. В отделке наличие мозаики, эмали, золотых фонов, чеканка по меди и латуни. Постепенно у Салливана становилось все меньше клиентов и работы. Каждым изгибом орнамента.
Переливающиеся цвета использовались в витражах «Аризема» и «Ипомея», которые приводили публику в восторг. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов13. Они производили мебель, керамику и изделия из стекла в соответствии с существовавшей в среде широкой публики потребностью в «новом искусстве» и не забывали при этом, что предметы домашнего обихода должны быть столь же приятны глазу, сколь функциональны.
Целый ряд архитекторов имена которых неразрывно связаны с движением «Искусства и ремесла», проектировали в стиле Ар Нуво. Исключительно важное место занимали столовые гарнитуры, включая главную его часть— буфет или сервант, который, несмотря на вполне утилитарное предназначение, обычно размещался в гостиной, подтверждая статуса своего хозяина (под буфетом в классическом смысле этого слова понимают высокую, обычно более двух метров высотой, двух-, трёх- или четырёхстворчатую конструкцию, верхняя часть которой снабжена застекленными дверцами, а нижняя представляет собой тумбу с глухими дверцами или выдвижными ящиками). В 1900 г. Римершмид вместе с Бернардом Панкоком (1872-1943) работал над дизайном столовой, представленной на Парижской выставке. Начиная с 1880 года вплоть до Первой Мировой Войны, Западная Европа и США становятся свидетелями развития стиля модерн (Новое Искусство).
Ар Нуво -художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Подобные предметы могли себе позволить только богатые клиенты. Луис X. Салливан (1856-1924) занимает важное место в истории дизайна. «Народный дом» Орта, сейчас разрушенный, представлял собой большое здание с фасадом из стекла и железа.
Другие французские дизайнеры работали в стиле Ар Нуво, специализируясь на дизайне интерьеров, мебели изделий из керамики, металла, стекла и ювелирных украшений. Западные художники в этот период увлечены искусством Дальнего Востока (особенно Японии), кроме того, развитие средств связи очень обогатило европейскую культуру. Однако самое знаменитое свое творение Гофман создает не в Вене, а в Брюсселе. Среди дизайнеров, рекламируемых Бингом, Эдуард Колонна (1862-1948), немец по происхождению и Эжен Гайар (1862-1933), оба добились известности, работая над дизайном мебели и ювелирных украшений.
Симметрия становится второстепенным композиционным элементом. Графика Бёрдсли— классика модерна. Типичными для работ Ар Нуво мотивами становятся изображения вьющихся водных растений (лилии, кувшинки) изображения женских фигур со струящимися волосами, Активно используются необычные для того времени формы: круг, овал, квадрат. Характерными элементами интерьера модерна являлось сочетание плоскостей, гнутая мебель.
Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
В такой интерпретации стиль модерн с его переплетающимися ажурными линиями может быть понят как метафора свободы и освобождения. Этот рисунок очень характерен для стиля Арт нуво. Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным. Это касается и интерьеров его дома в Дармштадте (1901).
В качестве основы используются волнистые и изогнутые линии, присущие природе. Отто Вагнер (1841-1918), вначале работавший в традиционном стиле, выпустил книгу «Современная архитектура» (1895), в которой призывал отказаться от историзма в пользу новой архитектуры, основанной на «целесообразности». Его знаменитые лампы имели металлическое основание и стеклянные абажуры различных форм. И никаких полутонов.
он начинает серьезно интересоваться декоративно-прикладным искусством, а в 1897 г. создает фирму по отделке интерьеров «Луис К. Тиффани и Объединение художников». К этому времени в Германии сложилась развитая полиграфическая промышленность. Это, можно сказать, самый современный стиль (его сегодняшние вариации представлены через хай-тек). Стиль арт-нуво, как правило, предпочитают незамужние молодые девушки и семейные пары. Для света— белая бумага, для тьмы— черная тушь.
(рис. Окна— прямоугольные, удлинённые вверх, часто с богатым растительным декором иногда арочные, «магазинные окна»— широкие, наподобие витрин. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. К наиболее часто используемым отнесем: витражи, лестницы с характерным растительным декором, резное оформление дверных проемов, декоративное освещение с витражной техникой в стиле «Тиффани», картины художников эпохи ар нуво, высокие вытянутые вазы.
Для этого стиля характерны ассиметричные, волнообразные закругленные и плавные линии. В здании Художественной школы в Веймаре, которое Ван де Вельде спроектировал в 1904-1911 гг., после Первой мировой войны размещалась штаб-квартира «Баухауса». Он спроектировал дом и интерьеры, даже столовое серебро и кухонную утварь. Русский график Николай Кузьмин говорил, что Бердсли отделил свет от тьмы.
Великолепные арки в зрительном зале усыпаны электрическими лампочками и украшены позолоченным рельефным орнаментом в стиле Салливана. Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Эндель — автор еще нескольких менее эффектных архитектурных проектов и мебели в стиле Ар Нуво, но своей славой он обязан исключительно ателье «Эльвира». moderne – современный) и ар нуво практически идентичны, по сути их принято разделять.
Даже символическое изображение человеческого тела или даже отдельных его частей (например почки) активно применяется в новом стиле, подчеркивая связь человека с природой. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «модерн» и «fin de sicle» (букв. Волнистую линию («удар бича») можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Модерн (от фр. moderne— современный)— художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX— начале XX века (до начала Первой мировой войны).
Абажуры часто составлялись из кусочков цветного стекла, заключенных в свинцовую оправу. 379, 383). Стиль Ар Нуво возник и сформировался в Бельгии и Франции (затем он появился в Германии, Испании и странах Скандинавии).
В этих комнатах ощутимо влияние викторианского стиля — они перегружены предметами роскоши в духе движения «Искусства и ремесла». В 1903 г. он становится одним из создателей «Венских мастерских», где создавались произведения декоративно-прикладного искусства. Салливана также можно назвать представителем Ар Нуво. В оформлении вестибюля и лестницы использованы фантастические мотивы.
Стиль Ар Нуво исторически связан с Францией. Стиль модерн обратился также к элементам традиционного японского искусства (японизмы), которые заполонили западные рынки, в основном в виде ксилографических оттисков. Павлиньи перья или крылья насекомых часто заменяют растительные мотивы.
Роскошная мебель Хенри ван де Велде и изящные ювелирные изделия безусловно создавались для богатой элиты, но не пренебрегали мастера и массовым потребителем. Из «отцов» модерна нельзя не сказать о Рене Лалике (Rene Jules Lalique) (как, разумеется и об Альфонсе Марии Мухе, Жорже Фуке, Чарльзе Роберте Эшби и многих других мастерах). В рисунках Гофмана модернистская простота сочетается с декоративностью Ар Нуво. Эти элементы могут использоваться в интерьере, как в комбинации, так и отдельно.
Павильон Union Centrale des Arts Dcoratifs (Объединения декоративно-пригладного искусства) отражал стремления к возрождению и модернизации декоративного искусства в качестве экономического стимула и выражения национальной самобытности. Дом (ныне музей Орта) имеет ассиметричный фасад, витые опоры балкона и большие окна. Павильоны, такие как двойной павильон на станции Карлс-платц в Вене (1898), построены с использованием металлических конструкций, на которые крепились панели из мрамора и стекла.
Молдинги могут быть белым цветом. modern style) в Германии— «югендстиль» (нем. Jugendstil— «молодой стиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Австрии, Чехословакии и Польше— «сецессион» (нем. Secession— «отделение, обособление») в Шотландии— «стиль Глазго» (англ. Glasgow style) в Бельгии— «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884) в Италии— «либерти» («стиль Либерти») в Испании— «модернизмо» (исп. modernismo) в Нидерландах— «Nieuwe Kunst» в Швейцарии— «еловый стиль» (style sapin) в США— «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в России— «модерн». Особенности стиля Арт-нуво Определение Ар Нуво, Арт-нуво (называвшееся также стилем Орта, стилем Гимара, стилем метро, стилем модерн, стилем Либерти, английским стилем) несмотря на весь свой космополитизм имел и некоторые характерные черты: культ линии и органической силы растений и орнаментов, символизирующих структуры, акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция имеющая сложную символику. Стилистической особенностью Ар Нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий.
Вместе с тем влияние Ар Нуво распространилось на многие годы вперед, что особенно заметно в дизайне мебели Ар Деко, где абсолютно гладкие поверхности обогащены шпоном экзотических пород дерева и декоративными вставками. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В плане церковь представляет собой крест. Графика стала той областью из которой произрастали и в которой развивались мотивы стиля и большое влияние на его развитие оказала обложка, созданная для книги под названием «Городские церкви Рена» английским художником и архитектором Макмердо.
Проемы имели странную форму — прямоугольник со скругленными верхними углами. Большая церковь Санкт Леопольд ам Штайнхоф (1905-1907) в Вене, построенная Вагнером, увенчана высоким куполом.
К месту будут украшения из цветов. Новое название — «Стеклянная компания Тиффани» — отражает усилившийся интерес к цветному стеклу. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне12. «новое искусство») или «fin de sicle» (фр. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля». Вторым после Парижа центром французского Ар Нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Даум. В разработке югендстиля также участвовал Рихард Римершмид (1868-1957), спроектировавший музыкальную комнату для Дрезденской выставки 1899 г. Относительная простота интерьера предвосхищает будущие направления в дизайне.
Например, чтобы изготовить стул в стиле Ар Нуво, нужны были серьезные навыки в обработке дерева. Наиболее значительными фигурами английского модерна стали Ульям Блейк и Обри Бёрдсли— автор иллюстраций к «Саломее» Оскарда Уальда и рисунков для журнала «Желтая книга». Здесь нет и намека на исторические стили. Расположенный на верхнем этаже зал собраний с открытой металлической конструкцией и фонарными столбами был выполнен в стилистике XX века. Очень часто это был шар из цветного стекла фавриль.
Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. В своем доме и прилегающей к нему мастерской в Брюсселе (1898) Орта проектировал каждую деталь — мебель, осветительные приборы, витражи, двери, окна и даже фурнитуру, — в результате все элементы выполнены в стиле Ар Нуво. В течение своего недолгого существования Ар Нуво проявился во многих областях.
Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели. Для Арт-Деко это – искусство Древнего Египта – в очень высокой степени искусство Древней Месопотамии (их влияние граничит с активными раскопками в этих регионах) искусство Дальнего Востока, такие далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм, этника и примитивное искусство – от африканских мотивов до древнегреческой архаики. Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие – арт-нуво – стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным – об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия – в каждой стране оно самобытно, соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем – в отличие от арт-деко. Гофман придерживался прямоугольных форм (свои проекты он обычно создавал на клетчатой бумаге) в орнаментах используемых в архитектуре, а также в дизайнерских проектах текстиля и обоев часто встречаются квадраты. В 1885 г. Тиффани проводит реорганизацию своей фирмы.
Самый известный проект Вагнера — большое здание Австрийского почтового сберегательного банка (1904-1906). Напротив, строгость созданного Лоосом дома Штейнера (1910) граничит с грубостью — массивные белые стены и прямоугольники окон. В особняке Этвелде в Брюсселе (1895) есть великолепный зал, где железные колонны поддерживают стеклянный купол, конструкция напоминает Хрустальный дворец, — но здесь также присутствуют стилизованные растительные формы в стиле Ар Нуво.
В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Кубизм во Франции не имел ничего общего с культурой Франции. В конце 1870-х гг.
Под мощным влиянием социальных реалий, дизайнеры стремились достичь синтеза искусств и ремесел. Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму.
Еще один крупный центр дислоцировался в Австрии и Венгрии, где назывался Сезессионстил. Дело в том, что архитектура здания модерна неразрывно связана с его интерьером и чтобы понять все тонкости стиля, нужно обязательно взглянуть на постройки начала XX века. Фасад украшает великолепный барельеф изогнутые линии которого напоминают волны. И этот чайный сервиз является самым выдающимся примером геометрического направления. Нижние этажи венского магазина фирмы «Голдман и Салач» (1909-1911) украшены дорическими колоннами, но здание сильно критиковали, поскольку верхние этажи имели гладкие стены и простые квадратные окна.
Естественные и органические извилистые линии отражают вечную изменчивость природы. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям. В них заворачивали пачки китайского чая. Белая плитка и насыщенная цветовая гамма – типичные черты стиля. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Наземные павильоны метро отличались друг от друга некоторые имели стеклянную крышу, большинство — вывеску, осветительные приборы и доски для рекламных объявлений и опознавательных знаков.
Отказ от национальных традиций воспринимался как стремление к космополитизму. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный. Для того чтобы проникнуться настроением Арт-нуво, понадобиться также творчество Чешского художника Альфонса Мухи. Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры.
В Нанси Эжен Валлен (1856-1922) работал над дизайном интерьеров одного дома (ныне музея), в том числе столовой. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Художественное движение, связанное с деятельностью «прерафаэлитов», философией и эстетикой Джона Рёскина и практикой Уильяма Морриса, получает особенное распространение в прикладном искусстве и архитектуре1. Новый стиль был известен под разными названиями. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии. Детали орнаментов все больше уплощаются и имеют сугубо декоративный характер.
Стиль Сецессиона оказался самым перспективным направлением Ар Нуво. Отсюда выработалось кредо последователей Ар Нуво: искусство ради искусства. Арт – нуво запрещает использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм. Визиткой стиля Арт-нуво можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли.
Ранние работы Петера Беренса (1868-1940) также выполнены в духе югендстиля. Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или плавность форм. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль»— по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. Столовую украшают мозаики работы Густава Климта. Работы других влиятельных художников-графиков, включая Альфонса Муху, Жюля Чере и Анри де Тулуз-Лотрека, чье яркое искусство плаката часто превозносит роль женщины, согласно принципу сообщества Бель-Эпок (belle poque society) – femme nouvelle (новая женщина, отвергающая традиционные идеалы женственности, семьи и подчинения). Санаторий в Пукерсдорфе недалеко от Вены (1903-1906) – это строгое симметричное здание с белыми стенами и минимальным декором.
В США – Стиль Тиффани в честь легендарного Favrile glass художника Луиса Комфорта Тиффани. Les Vingt, как и большинство художественных сообществ по всей Европе и Америке, отметили ведущие теоретики 19-го, такие, как французский неоготический архитектор Эжен-эммануэль Виоллет-ле-Дюк (1814-1879) и британский арт-критик Джон Рескин (1819-1900). Сравнительно небольшой проект представителя югендстиля Августа Энделя (1871-1912) в Мюнхене, кажется, вобрал в себя все направления Ар Нуво.
Внутренние помещения отличаются простотой, черные и белые квадраты кафельного пола и специально разработанная мебель тяготеют к модернизму. Ч. Ф. Э. Создание классических интерьеров в стиле ар нуво подвластно только профессионалам, что характерно для чистого художественного стиля. Превалируют растительные, зооморфные (стрекозы, ящерицы, летучие мыши, бабочки) и сказочные (нимфы, феи) мотивы.
Несмотря на то, что названия одного и того же стиля модерн (фр. Развитию стиля модерн в искусстве предшествовал период становления. Гимар продолжал работать вплоть до 1929 года. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно. Ричардсона).
«Конструктивная» мебель создается Чарльзом Макинтошем и Маргарет Макинтош, мастерами знаменитых «венских» мастерских Коломоном Мозером, Адольфом Лоосом и другими, а затем продолжается в мебельных проектах Ф. Л. Райта14. Иногда я даже склонен думать, что это вообще разные стили, объединенные одной эпохой. Многие вещи выставлялись на продажу в каталоге «Стиль Гимара». В 1896году в Мюнхене начал выходить журнал «Югенд». Женские фигуры часто включаются в художественные композиции в качестве фей или сирен, как, например, в ювелирном искусстве Рене Лалик, Жоржа Фуке и Филиппа Уолферса. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв.
Стиль модерн, он же Ар Нуво, однозначно является моим самым любимым стилем. Поработав в домах Картье и Бушерона, он открыл собственную ювелирную мастерскую. Извилистые кривые – характерная особенность стиля – были получены, в частности из ботанических исследований и исследований глубоководных форм жизни таких ученых, как немецкий биолог Эрнст Генрих Геккель (1834-1919), написавшего в 1899 году труд Kunstformen der Natur (Художественные формы в Природе). В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков. Особое внимание в стиле ар-нуво уделяется цветовому решению.
В качестве сюжета часто использовались растительные элементы, предпочтительно лилии, орхидеи и ирисы, но могли применяться и другие природные формы для создания живого узора. Этот стиль был рассчитан на широкий круг людей.
Йозеф Гофман (1870-1956) проделал долгий путь в архитектуре и дизайне. Тоже можно сказать и о мебели. Создавая проекты лестниц, дизайнеры, работавшие в стиле Ар Нуво использовали плавно изогнутые линии не только для ступеней и перил, но и как в особняке Тасселя (теперь там располагается посольство Мексики), для орнаментов украшавших стены и потолок. Фасад прорезан входной дверью и несколькими ассиметрично расположенными окошками. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX – XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок.
Переплеты окон походят на изогнутые виноградные стебли.
Во многих своих работах Салливан применяет орнаменты. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»9. Удачные и не очень примеры смотрите ниже.
В России он назывался Стиль модерн. Интерьеры квартир, конечно, разные, в зависимости от вкусов жильцов. Его приверженцы выступали против насаждения «историзма» в искусстве, дизайне и архитектуре, беспорядочного смешения элементов барокко, рококо, классицизма и т. д. Например The Studio впервые публикует линеарные символические рисунки Обри Бердслея (1872-1898), созданные как иллюстрации к произведению Оскара Уайльда Саломея (1894).
Чаще всего плоской формы, с мозаичным орнаментом, декорированные6. Стиль Ар нуво был популярен среди модной публики. Линия приобрела удивительную силу. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму.
Другой представитель бельгийского Ар Нуво — Анри Ван де Вельде (1863-1957). Мастер навеял «сон золотой» — пусть не всему человечеству, но отдельному (богатому) человеку. Почему.
В Париже самым значительным представителем стиля Ар Нуво был Эктор Гимар (1867-1942). Фирма поставляла восточную керамику и текстиль эстетствующей лондонской знати в 1870 году и производила в английской версии модерна серебряные изделия на основе так называемого Кельтского Возрождения Кимрик и Тутрик (серебро Арчибальда Нокса, 1864-1933). Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de sicle» (букв. Началась новая эра графики.
Различные мануфактуры и предприятия продемонстрировали образцы инновационного направления. «конец века») в Англии— «современный стиль» (англ. Формы мебели изогнуты и очень декоративны, без малейшего намека на историзм. Тиффани также занимался мозаиками, коврами и мебелью. Природная декоративность Ар нуво способствовала его применению в разных жанрах.
Роскошная мебель с инкрустацией позолоченными литыми вставками представлена ведущими краснодеревщиками Жорж-де-Фье (1868-1943), Луи Мажорелем (1859-1926), Эдуардом Колонна (1862-1948) и Эженом Гайар (1862-1933). Роскошный большой особняк, построенный по заказу бельгийского банкира Адольфа Стокле, больше известный как Дворец Стокле (1905-1911), —это ассиметричное здание с большой башней, которую венчает скульптура. Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн— декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера— конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Поскольку стиль Ар Нуво проявился во многих областях, проследить последовательность его развития довольно сложно.
В Австрии «Венский Сецессион» объединил представителей стиля Ар Нуво. В различных странах стиль имел разные названия: во Франции— «ар-нуво» (фр. art nouveau, букв. Классический сервант обычно отличается от буфета меньшей высотой верхней и нижней частей. В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).
Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро. Мастерская под названием «LArt Nouveau», основанная в 1895 г. в Париже Сэмюэлем Бингом, помогала реализовывать такие проекты. Разработка украшений для Сары Бернар добавила маэстро славы.
Здесь его называли по-разному: стиль Жюля верна, Le Style Mtro (после того, как Гектор Гимара сделал из железа и стекла входы в метро), Art belle Epoque и Искусство fin de sicle (конца века). Конец XIX столетия в Европе ознаменован относительным миром и процветанием.
Однако Салливан не возражал против использования орнамента. Большое влияние на модерн оказало влияние Востока, а именно Японии. Для этой же выставки Панкок создал «курительную комнату», в отделке которой были использованы резные деревянные элементы, выдержанные в едином стиле с окнами, потолком и осветительными приборами — все проникнуто духом югендстиля.
Позднее, работая по заказу Немецкой электрической компании (AEG) над дизайном различных товаров, он обращается к модернизму. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Все должно быть функционально, красиво и эстетично. Как любой художественный стиль ар нуво характерен присущими ему деталями. Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий.
Термин «Ар Нуво» ничего не значил в то время, когда стиль только зарождался, – так называлась мастерская в Париже изделия которой были выполнены в новом стиле (с французского Art Nouveau – новое искусство). Король французского стекла, он разработал способ литья под давлением (бесподобные вазы Лалика). artnouveau) обозначает «новое искусство», было дано новому художественному направлению, которое начало развиваться в конце 19 века. Эти детали становятся небольшим перформансом в принципиально другом по стилю интерьере.
Гофман также является автором проектов выставочных павильонов, жилых домов, магазинов, баров, ресторанов, мебели (например, оригинального кресла с регулирующейся спинкой), фарфора, столового серебра изделий из стекла, кожи и ювелирных украшений. В Испании он был Модерниста в честь модернистского движения в Барселоне и его главного сторонника архитектора Антонио Гауди (1852-1926). В молодости он изучал живопись в Америке и Париже, а затем обосновался в Нью-Йорке. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом. Интерьер в стиле ар нуво это гармоничное сочетание самых различные материалов и способов декорирования – это и металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала. Оформляя комнаты в стиле Арт-нуво, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью.
Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. В качестве примера можно привести неорусский стиль в архитектуре России (не путать с псевдорусским стилем, который относился к периоду эклектики). Ричардсон). Коломан Мозер (1868-1918) также входил в число дизайнеров, участвующих в Венском Сецессионе, ему принадлежит целый ряд проектов, в том числе мебели.
Среди его работ – проекты мебели из гнутого дерева для фирмы братьев Тонет и изделий из стекла (выпускаются до сих пор) для венского завода Лобмейера. Двери стиля модерн— прямоугольные, часто арочные. Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками Луи Мажореля, Эмиля Галле и Гектора Гимара, «стулом-коброй» и «стулом- улиткой» Карло Бугатти, фантастически-органическими мебельными формами Антонио Гауди, плавно-текучими линиями корпусной мебели и мебели для сидения Анри Ван де Вельде.
Художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы. Преобладающими цветами являлись приглушенные оттенки— цвет увядшей розы, табачные цвета, жемчужно-серые, серо-голубые, пыльно-сиреневые тона. Период Модерна относительно короток имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х и до 1914 года, начала первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Рене Лалик (1860-1945) был дизайнером текстиля, ювелирных украшений, рам для зеркал и ламп, но известность ему принесли изделия из стекла. В своей статье «Орнамент и преступление», написанной в 1908 г., Лоос критикует орнаментацию, видя в ней проявление упадка. Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). Он ввёл мотив нагой женской фигуры. Период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Внутри, судя по фотографиям, были комнаты необычной формы.
Из украшений в эпоху стиля модерн особенно популярны колье — ожерелья с «бахромой» (жемчужной или бриллиантовой) идеально подходящие к клиновидному декольте. В данном случае лучше использовать «красивые» соотношения Пифагора. Цветок можно вышить, например, на подушках. В отеле «Сольвей» (точнее, это не отель, а роскошный особняк) в Брюсселе в интерьерах использовано еще больше декоративных элементов в стиле Ар Нуво.
Его обложка для книги «Городские церкви Рена» (1883) считается первой реализацией в стиле модерна в области графики2. Томные женские головки и фигурки с длинными волосами и гибкими руками в «летящих» рукавах, — пожалуй именно они прародительницы всех диснеевских принцесс. В зависимости от территориальной принадлежности он носил различные названия: венский, берлинский и парижский модерн— в Западной Европе, московский, петербургский, рижский и провинциальный модерн— в России и Восточной Европе6. Эти детали важно обозначить, так как буфет, как предмет мебели, отличается максимально традиционной формой во все времена— изменить ее было не под силу даже такому «своенравному стилю», как модерн. Можно даже назвать его пионером промышленного дизайна.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). Об этом говорит отказ от прямых линий и углов. В помещении, которое сделано в стиле Арт – нуво вы не увидите даже прямых углов комнат. В моду вошли широкие «ошейники», усыпанные камнями изящные обручи с камнем, вынесенным вниз на длинном стержне. Это могут быть растения и цветы изображающиеся в стилизованной форме.