Часто это произведение называют «Три медведя», хотя на картине их не три, а четыре и «Утро в сосновом бору», что в общем-то правильно, но не точно, а также Мишки во сосновом лесу — по аналогии с Мишкой на Севере.
Получалось и вкусно и познавательно. Картины с названиями «Сосновый бор», «Бревна. И природа еще не совсем проснулась и веет утренней прохладой. Продукция получала призы и награды на выставках.
Работа над картиной происходила в 1889 году. Так и было сделано. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу».
Шишкин, покоряясь воле Создателя, считал, что беды открывают в нем художественный дар. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Настроение просыпающейся природы передано зелеными, голубыми и солнечно-желтыми красками. Иван Шишкин – всемирно признанный, непревзойдённый художник-пейзажист. В окрестностях Москвы», «Прогулка в лесу» – это лишь малая, но достойная коллекция произведений великого русского художника-реалиста.
Теперь неизвестно, когда было получено разрешение П. Третьякова наносить репродукции картин из его коллекции на конфеты, но на одном из фантиков, где изображена картина «Три медведя» Шишкина, стоит год – 1896 г. Но все забывалось летом на пленэрах. Ночь отступает. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. Брезжит рассвет. Прорисовывает корни поваленной сосны.
Да, первого поющего деревянного мишку, вырезанного Богородинскими умельцами, я купил в Харькове, в кромандировке, когда сыну Мише минул год. Художник Бялыницкий-Бируля высоко оценил полотно «На севере диком» и дал комментарий, что Лермонтов был бы счастлив, увидев такую достойную иллюстрацию к своему стихотворению. Это дерево навсегда стало символом русской земли. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. В заголовке «Рожь», как кажется на первый взгляд, нет ничего величественного и интригующего, но стоит вглядеться в величавые сосны, которые стоят как богатыри, складывается впечатление, что эти деревья являются своего рода защитникам ржаных полей и всей русской земли. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Савицкий родился в Таганроге в семье военного врача в 1844 году.
Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. С названиями художник был прост, но одновременно оригинален: он не выбирал эпитеты и метафоры из-за которых смысл полотна был бы двояким. К. А. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Пейзаж был увиден и записан Иваном Шишкиным на острове Городомля (остров на озере Селигер). Автору особенно нравится его холст «С нечистым знается», который сейчас можно увидеть в ГТГ.
Искусствоведы честно признаются, что они не знают историю создания картины. Гениальное произведение, шедевр. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Трудно назвать более известную работу Шишкина. «Утро в сосновом лесу» – это классика русского реалистичного пейзажа.
Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Его талант пейзажиста вполне определился к этому времени. Страшно представляться к строгим профессорам Академии, здесь мне кажется все величавым, массивным, в полном смысле что Императорская Академия художеств. Он не написан, но его присутствие чувствуется. Своим родным Савицкий сообщил: «Картина продана за 4 тысячи и я участник в 4-ю долю». Шишкин работал над «Рубкой леса» в 1867 году во время поездки на Валаам. Прохладный утренний воздух сине-зеленого цвета, слегка замутненный и туманный.
Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Савицкий очень удачно, очень органично вписал четырех животных на поваленное дерево. Будущий художник родился в Елабуге в 1832 году, 13 января, в семье небогатого купца, который был увлечен краеведением и археологией.
«Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», – вспоминал Шишкин. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
Савицкий пришел в мастерскую. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Этот поступок он объяснил так: «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. На этом можно закончить описание картины Шишкина «Три медведя».
Вот тут и появляются вопросы. На заднем плане ярко мерцают в высоких кронах золотые лучи. Невероятно красивая картина оказывает на зрителя необыкновенное воздействие. А потом над ними пронеслись другие трагедии.
Но когда картина Шишкина «Три медведя» поступила к П. М. Третьякову, тот, заплатив деньги, потребовал смыть подпись Савицкого, так как основная работа была произведена Иваном Ивановичем и его стиль был бесспорен. Последняя работа автора является наиболее известной. Художник долго выбирал животное, которое могло бы стать символом русского леса: кабан, лось или медведь. А какое богатство красок использовал пейзажист. И бесконечность леса изображена гениально.
Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. С момента задумки до полного завершения работы над полотном прошло 4 года и сегодня «Утро в сосновом лесу» красуется в Третьяковской галерее, как и другие картины художника Шишкина (с названиями проблем нет, все работы подписаны). Этот шедевр известный многим ценителям живописи еще с детства, был написан в 1878 г. Картина «Рожь» передает широту русской земли и души русского человека: две трети полотна занимает голубое небо с низкими белоснежными облаками, а остальное пространство отведено ржаному полю, в некоторых местах которого прорастают высокие сосны.
Затем он закончил не только училище живописи в Москве, но и академию в Петербурге. На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Свои знания он с увлечением передавал сыну.
Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). А мишек-то нарисовал другой художник – Савицкий Константин Аполлонович (1844 – 1905), жанровый художник, академик, друг Шишкина. А потом пошло-поехало и сейчас из более 200.
Сытые веселые медвежата получились, как маленькие дети, которые резвятся и познают мир под присмотром строгой матери. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Это, несомненно, должно было оживить пустынный пейзаж. Также фабрика выпускала шоколад «Три медведя» с картиной «Утро в сосновом лесу», при том что мишек на картине и обёртке было четыре. Вот таким образом неудивительно, что К. А.
31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Год написания портрета неизвестен, но, вероятно, Иван Иванович создал его в поздний период своего творчества. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Привезенные из Европы картины принесли первые приличные деньги.
Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей.
О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Картина стала известна ещё и благодаря тому, что долгое время сюжет с мишками украшал фантики известных конфет «Мишка косолапый» от кондитерской фабрики «Красный октябрь».
Он так же, как и Иван Иванович, расписался на холсте. Петергоф», «Пруд в старом парке», «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Полдень. Если бы поэт жил во время написания картины, наверняка эту строфу заимствовал бы Шишкин. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. К. А. Савицкий быстро приобрел популярность у широкой публики. Но нет на территории СНГ человека, который не знал бы это произведение и именно под названием «Три медведя».
История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.
К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Деревня Константиновка близ Красного Села» и «Рубка леса» демонстрируют это наилучшим образом. Может быть, ему и не надо было динамики. Некоторые другие картины Ивана Шишкина (с названиями) также включены в книги художественной литературы, что доказывает неоценимый вклад живописца в развитие русского искусства XIX века. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично.
«Утро в сосновом лесу» – картина великого русского художника Ивана Шишкина (1832-1898) в соавторстве с великим русским художником Константином Савицким (1844-1905). В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов. Вечер», «Сосны, освещенные солнцем», «Дубки», «В лесу графини Мордвиновой.
«Утро в сосновом лесу» – это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать. На картине он создал необыкновенный по красоте и реализму сосновый лес или сосновый бор. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. Савицкий стал соавтором картины «Три медведя». Рецепту то уж точно.
Глядя на эту известнейшую картину, невольно вспоминаются строфы из стихотворения Лермонтова, которые являются продолжением этого пейзажа Шишкина: «Стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь и снегом сыпучим Одета, как ризой, она». Впереди – синяя пропасть, наверху – такого же цвета ясное, но грустное небо. Он закончил Академию в Петербурге и продолжил совершенствовать свое мастерство в Париже. Так что пополнения случайные и со всей планеты по оказии. Поваленные деревья – частое явление, которое изображал Шишкин Иван Иванович. Мачтовый лес в Вятской губернии», «Лиственный лес», «Еловый лес», «Дубы. Хотя животных прекрасно умел писать и сам Иван Иванович.
Производство быстро набирало обороты. Ее обломок с засохшей кроной падает в овраг справа. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.
Произведение было подготовлено к пятидесятилетию со дня смерти Михаила Юрьевича и стало достойной иллюстрацией сборника его стихотворений. Константин Савицкий написал медведей. А медвежонок, нарисованный справа, кажется, залюбовался прекрасным утром. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. «Три медведя» – картина Шишкина изображающая глушь бора.
Однако первые два меньше всего нравились Шишкину. Но самой известной стала картина «Три медведя», написанная в 1889 году. Но эта история имеет «сладкое» продолжение. Большой талант он ценил и у своего друга.
Эту же картину также знают под другими названиями – «Утро в сосновом бору» и «Мишки в лесу». Оба похоронили своих жен. И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям. Показать новую работу Иван Иванович захотел своему другу.
А только ли Шишкина. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Однако талант автора от этого не становится меньше – стоит взглянуть на произведение «Итальянский мальчик». На горе обоим мальчик умер в три года. И туман, по краям еще синий, в центре уже освещенный солнцем.
В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Но главное даже не в этом. В 80-90-х годах XIX столетия писались самые известные картины Шишкина.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Это стало поводом для рождения ещё одного названия картины, которое бытовало и до сих пор бытует в народе – «Три медведя». Это было радостное пополнение. Прослеживаются схожие черты с автопортретом, над которым в 1856 году работал сам Шишкин. Глядя на картину «Рожь», невольно вспоминаются строки из поэзии О. Мандельштама: «И сосна до звезды достает. ».
Искусствоведы пишут, что медведи Шишкину не удавались, а Савицкому – наоборот. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Картины (с названиями), большая часть которых представлена пейзажами, располагаются в Третьяковской галерее и других авторитетных государственных учреждениях, но судьба «Итальянского мальчика» остается неизвестной. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь». Искусствоведы доказали, что «Утро в сосновом бору» писалась с натуры.
Во всей работе чувствуется рука И. Шишкина. Таковым является Иван Иванович Шишкин.