В 1852году Миллес создал «Офелию», которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. Оглушительному успеху «Офелии», а также нескольких других полотен, показанных в 1852–1853 годах, Миллес был обязан официальным признанием своего творчества и избранием в члены Академии художеств в 24года (минимальный разрешенный для этого возраст). «офелия» (Галерея Тейт, Лондон, Великобритания) написана Миллесом между 1851 и 1852 годами по сюжету шекспировского «Гамлета».
Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. В эссе «Братство прерафаэлитов» один из участников и главных теоретиков Братства, У. Холман Хант, писал, что «Рафаэль в расцвете сил был художником самым что ни на есть независимым и дерзким в своем отношении к условностям». Отношение и публики и критики изменилось уже в следующем, 1850году: в Академии художеств Миллес выставил картину «Христос в родительском доме (Плотницкая мастерская)», Хант— работу «Древние бритты, укрывающие миссионера от друидов», Коллинсон— полотно «Ответ на письмо эмигранта» в Портленд-галерее Россетти показал «Благовещение». Вы уже знаете, что я большая поклонница Дэна Брауна и только слепой, наверное, не знает, что изображено на обложке его самого успешного романа – «Код да Винчи». И Офелия, которая прежде пребывала в девичьих сексуальных фантазиях и грезах, теперь могла бы отдаться мужчине, ее завоевавшему, могла бы стать женщиной. Разгневанный отец Сиддал выставил позднее художнику внушительный счет за лечение дочери.
Название прерафаэлиты, — утверждал У. Хант, — отрицает влияние подобных извратителей (пусть даже сам Рафаэль, учитывая некоторые его работы, окажется в том же списке), но признает воздействие более искренних предшественников мастера». Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками. Думаю, в картине, о которой мне хочется рассказать, меня привлекла не только техника живописи, красота (на самом деле просто завораживающая – но какой ценой. ) или еще что-то, но – трагическая история её написания.
«Искренне верю, — писал Рёскин, — что, если смелость и энергия, которые продемонстрировали прерафаэлиты, разрабатывая свою систему, соединятся с терпением и благоразумием и если они под влиянием слишком резкой или легкомысленной критики не откажутся от своих принципов и способов воздействия на умы зрителей, они вполне могут, набравшись опыта, заложить в Англии основу новой художественной школы и стать у истоков искусства, благороднее которого мир не видел в течение трехсот лет». Натурщица Элизабет Сидел, позировала художнику, лежа в ванной с теплой водой. За годы обучения в Академии он был награжден серебряной медалью за наброски античных слепков (1843) и получил золотую медаль (1847) за работу «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». Приняты они были вполне благосклонно, а «Изабелла» Миллеса, которую сегодня называют первой работой, выполненной в эстетике Братства, даже удостоилась нескольких персональных одобрительных отзывов.
Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. Офелия – героиня трагедии Уильяма Шекспира Гамлет. Думаю, его занимала идея написать платье под водой — это же крайне сложно. Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине в образе дерева. М. Лозинского: «У вольных пастухов грубей их кличка»). Она поет горестные песни, наполовину погруженная в воду.
Почему она не хватается за отношения с мужчиной. Работая над картиной, Миллес по 11 часов делал зарисовки с натуры в результате у него получилось одно из самых тщательных и детальных описаний английской природы, достойных увлеченного ботаника. Миллес писал картину долго, сначала — пейзаж, затем, уже отдельно — Офелию.
В 1853 году Рёскин, который страстно увлекался геологией и интересовался ботаникой, пригласил Миллеса в совместное путешествие по Шотландии, целью которого было посещение природных памятников, а также создание портрета критика (сегодня специалисты называют его одним из лучших портретов в творчестве художника). В настоящее время там висит табличка, которая гласит, что в здании «было в 1848году основано Братство прерафаэлитов». На работы членов Братства обрушился шквал критики: их ругали в музеях, разносили в пух и прах на страницах газет. С их помощью Миллес рассказывает историю своей героини. Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение.
Впервые работы прерафаэлитов появились на выставках сезона 1848/1849 года: Хант, Миллес и Коллинсон выставлялись в Королевской академии художеств, а Россетти, успевший к тому времени разругаться с Академией и потому лишившийся доступа в ее залы, — на так называемой «Открытой выставке», впоследствии названной Национальным институтом. Образ Офелии художник писал в своей студии после создания пейзажа, что было необычно для тех времён. А вторая причина — в смертоносном нарциссизме Офелии. История искусства знает немало печальных примеров, когда подобное благополучие превращало мастера, особенно портретиста, в «светского ремесленника», но Миллес этой участи избежал: портреты— для денег, а для души— пейзажная живопись, которой он всерьез увлекся именно в этот период. Читать об этом безумно интересно и рассказывать Но я вообще-то о другом. Плакун-трава в правом верхнем углу картины— «персты покойников» Шекспира или пурпурные цветы (англ. long purples) в другом переводе11. Пара была неразлучна до самой смерти (Эффи пережила мужа всего на несколько месяцев) и имела восемь детей.
Но вот последователи Рафаэля (Хант назвал их рафаэлитами) «еще при его жизни преобразили рафаэлевские позы в застывшие композиции», заложив традиции, «которые легли в основу всех последующих школ», но для середины XIX века «были пагубны и душили творческий замысел. Цветы в реке— «причудливые гирлянды», которые сплела Офелия, также несут символическое значение: согласно языку цветов, лютики— символ неблагодарности или инфантилизма, плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — символ отвергнутой любви, крапива обозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность10. «Офелия» Миллеса поразила всех своим цветовым решением, символизмом и вниманием к деталям.
Больше с Миллесом она не работала. Для сцены смерти Офелии Миллес выбрал живописный речной уголок (художник с юмором вспоминал, что сам едва не утонул, работая над этим полотном) Фигуру девушки Миллес писал уже, после того, как закончил речной пейзаж, — в мастерской в зимние месяцы. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом.
Однажды лампы погасли, но Миллес был так увлечен работой, что не заметил этого. Сейчас внутри располагается юридическая контора, а место знаменитой ванны занимает копировальный аппарат3. Мое несчастье усугубляют два лебедя, упорно разглядывающие меня как раз с того места, которое я хочу рисовать истребляя по ходу дела всю водную растительность, до которой они только могут дотянуться. Однако первоисточник говорит всё же о другом. Самая известная картина английского художника Джона Эверетта Милле Офелия (Смерть Офелии) была написана в 1852 году.
Вообще, для меня, наверное и есть самое главное – история. Студия же сохранилась до настоящего времени и находится около Британского музея в Лондоне. Фигура Офелии дописывалась позже и тоже с натуры.
Вскоре Гамлет убивает отца Офелии. Однако в дело вмешался Джон Рёскин, один из самых уважаемых художественных критиков того времени и признанный теоретик искусства, который своим письмом в редакцию журнала «Таймс» сделал прерафаэлитов практически непогрешимыми в глазах публики, а затем и критики. Мона Лиза или как полностью называется картина «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Эта женщина оказала большое влияние на Братство прерафаэлитов и присутствовала на картинах других представителей направления. Офелия, как мы знаем, сошла с ума, после того как Гамлет убил ее отца.
Почему же Офелия этого не делает. Её брат и отец предостерегают её от доверия чувствам Гамлета, т. к. Пейзажи считались менее важной частью картины, вот таким образом оставлялись на потом8. Легенда гласит, что однажды Миллес так увлекся живописью, что не заметил, как свечи погасли, а Элизабет не решалась его прервать.
Это сильно подорвало и без того слабое здоровье девушки, а через 10 лет после позирования для картины «Офелия», по иронии судьбы, Сиддал умерла от передозировки опиумом, хотя предполагали, что это было самоубийство. Отвлекусь. Его первое появление на публике тоже было организовано Академией художеств: в 1846году работа «Писарро берет в плен перуанских инков» с большим успехом была показана на летней выставке Академии в музее Виктории и Альберта. Безумие привело Офелию к смерти. «Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не было и никогда не будет, что освещено самым прекрасным светом и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно только лишь желать» — это слова Бёрна-Джонса, художника, который станет одной из главных фигур английской живописи второй половины XIX века.
То есть вытеснить, заменить отца в ее сердце. Из Трагедии Шекспира «Гамлет» мы знаем, что девушка сошла с ума от того, что принц Гамлет, которого она любила, убил ее отца, Полония. И хотя смерть неизбежна, на картине время как будто замерло. Шекспир, говоря об этом растении, подразумевал, вероятно, внешне схожее, но не родственное плакун-траве растение, — ятрышник мужской из семейства орхидных.
Так ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. Для Милле Элизабет позировала в наполненной ванне.
Больше всего досталось всегдашнему любимцу публики Миллесу: в статье «Старые лампы вместо новых» его работа удостоилась ядовитого сарказма главного редактора «Дейли ньюс» Чарльза Диккенса: «Перед нами плотницкая мастерская. Самая знаменитая обличительная речь прозвучала от Чарльза Диккенса. Розы традиционно являются символом любви и красоты, кроме того, один из героев называет Офелию «роза мая» ожерелье из фиалок знаменует верность таволга в левом углу может выражать бессмысленность смерти Офелии растущие на берегу незабудки— символ верности алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе10.
Она дочь королевского канцлера Полония и возлюбленная принца Гамлета. И далее: «Поскольку мы не в состоянии помешать этим людям тратить понапрасну свой талант на уродство и суету, публика имеет право потребовать, чтобы эти оскорбляющие глаз картины прекратили выставляться как примеры мятежного характера этих художников, которые впали в детство своей профессии». У нее есть точка опоры. Вода ведь струится искажая цвета и формы, придавая им блеск.
Он говорит ей, что никогда не любил её и призывает её уйти в монастырь. Она позировала художнику в оловянной ванне, вода в которой подогревалась пламенем свечей. Не сразу, но она заставила даже самых ярых критиков идей Братства убедиться в безусловном таланте художника и правоте Рёскина. Похоже, он играл с приятелями где-то в сточной канаве и получил палкой по руке, а теперь жалуется стоящей на коленях женщине, столь немыслимо безобразной, что на нее таращились бы с ужасом в самом низкопробном французском кабаке или английской пивной— если, конечно, допустить, что человек с такой свернутой набок шеей способен прожить хотя бы минуту. В 1852году Миллес создал «Офелию», которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. Чувство было взаимным.
Почему между смертью и «маленькой смертью» (как по-французски называют оргазм) она выбирает первое. Милле удалось мастерски запечатлеть мгновение, которое проходит между жизнью и смертью5. Русское и латинское (оrchis (лат. ) — яичко) названия этого растения объясняют строку Шекспира «That liberal shepherds give a grosser name» (в пер.