Милле полностью отрёкся от взглядов и идей прерафаэлитизма: в частности, картину «Сэр Изюмбрас» (1857), где художник сильно отошёл от прерафаэлитской техники, Рёскин назвал «даже не неудачей, а катастрофой»5. Особенно резко отозвался о ней Чарльз Диккенс (что, однако, не помешало ему впоследствии стать другом и большим поклонником творчества Миллеса). Родители будущего художника происходили из зажиточных семей. Пара была неразлучна до самой смерти (Эффи пережила мужа всего на несколько месяцев) и имела восемь детей. Больше с Миллесом она не работала.
Джон Эверетт Миллес родился в городе Саутхемптоне 8 июня 1829 года. «Искренне верю, — писал Рёскин, — что, если смелость и энергия, которые продемонстрировали прерафаэлиты, разрабатывая свою систему, соединятся с терпением и благоразумием и если они под влиянием слишком резкой или легкомысленной критики не откажутся от своих принципов и способов воздействия на умы зрителей, они вполне могут, набравшись опыта, заложить в Англии основу новой художественной школы и стать у истоков искусства, благороднее которого мир не видел в течение трехсот лет». Отношение и публики и критики изменилось уже в следующем, 1850году: в Академии художеств Миллес выставил картину «Христос в родительском доме (Плотницкая мастерская)», Хант— работу «Древние бритты, укрывающие миссионера от друидов», Коллинсон— полотно «Ответ на письмо эмигранта» в Портленд-галерее Россетти показал «Благовещение». Изображенный на стене треугольник – распространенный символ Божественной Троицы. Он согласился, несмотря па то, что был уже неизлечимо болен: диагноз – рак горла. Прибрежные заросли художник писал с натуры на берегу Темзы. Он рос тихим, послушным мальчиком и получил домашнее образование – с ним занималась мама.
Рана от гвоздя на руке Христа и упавшая капля крови символизируют будущее распятие, овцы в загоне на заднем плане – образ невинной жертвы. Взамен Милле обрёл огромную популярность и огромное состояние, зарабатывая до 30 тыс. Через год он получает золотую медаль за Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама. Мак означал саму смерть, увековеченную незабудками.
Джон родился в Саутгемптоне в 1829 году. Жизнь Миллеса сложилась как нельзя лучше, омрачало ее только одно обстоятельство: после развода Эффи с Рескиным художник не имел права представить свою жену королеве Виктории. Однажды лампы погасли, но Миллес был так увлечен работой, что не заметил этого. За годы обучения в Академии он был награжден серебряной медалью за наброски античных слепков (1843) и получил золотую медаль (1847) за работу «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». В этом доме художник и провел свои последние годы.
Лишь после этого на картину наносился красочный слой. Детство Джонни-младший провел отчасти в Саутхемптоне, отчасти на острове. Однако в дело вмешался Джон Рёскин, один из самых уважаемых художественных критиков того времени и признанный теоретик искусства, который своим письмом в редакцию журнала «Таймс» сделал прерафаэлитов практически непогрешимыми в глазах публики, а затем и критики. Так была написана и самая знаменитая картина мастера — Офелия (1851, Лондон, Галерея Тейт).
Милле полностью отрекся от взглядов и идей прерафаэлитизма: в частности, картину «Сэр Изюмбрас» (1857), где художник сильно отошел от прерафаэлитской техники, Рёскин назвал «даже не неудачей, а катастрофой». В конце 1850-х годов он заявил о себе и как книжный иллюстратор. Художественный талант Миллеса проявился очень рано. В итоге критика признала её лучшей на всей академической выставке того года. Так будущий художник стал самым юным студентом в истории Королевской академии. Миллес заставил ее позировать, лежа в ванне с водой.
Среди них – полотна «Офелия» (1851-52), «Гугенот» (1851-52), «Приказ об освобождении» (1852-53). Так ива, крапива и ромашка ассоциировались с забытой любовью, болью и невинностью. В картинах мастера это оборачивается скрупулезной точностью в передаче антуража.
Особенно резко отозвался о пей Чарльз Диккенс (что, однако, не помешало ему впоследствии стать другом и большим поклонником творчества Миллеса). Кстати, Гамлет тоже присутствует на этой картине в образе дерева. Кувшинки, камыш и другие растения художник изображает с точностью ученого-ботаника.
Художника интересовал язык цветов, переживавший в викторианской Англии новое рождение. Почему же Офелия этого не делает. Благодаря следующей картине под названием Христос в доме родителей художник оказывается в центре громкого скандала.
В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. фунтов в год5. Его картины печатались в виде гравюр и расходились огромными тиражами. Старшая дочь Эффи позировала ему для картины «Моя первая проповедь», а другую знаменитую картину – «Мыльные пузыри», которая была использована – впервые в истории.
Тогда отец Миллеса обратился к директору Королевской академии художеств, куда после предварительного обучения в художественной школе Генри Сасса и зачислили 11-летнего Джона. «Под картиной я подразумеваю красивую романтическую мечту о том, чего никогда не было и никогда не будет, что освещено самым прекрасным светом и находится в таком месте, которое нельзя ни найти, ни вспомнить, а можно только лишь желать» — это слова Бёрна-Джонса, художника, который станет одной из главных фигур английской живописи второй половины XIX века. Похоже, он играл с приятелями где-то в сточной канаве и получил палкой по руке, а теперь жалуется стоящей на коленях женщине, столь немыслимо безобразной, что на нее таращились бы с ужасом в самом низкопробном французском кабаке или английской пивной— если, конечно, допустить, что человек с такой свернутой набок шеей способен прожить хотя бы минуту.
В этой лондонской Академии он до сих пор считается самым молодым студентом за всю историю. Миллес отбрасывает традиционные подходы к изображению библейских героев. В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант.
С 1860-х гг. Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (англ. Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». А вторая причина — в смертоносном нарциссизме Офелии.
Среди них – полотна «Офелия» (185152), «Гугенот» (185152), «Приказ об освобождении» (185253). В 1848 году они вместе создали Братство прерафаэлитов, куда вошло еще пять участников. С их помощью Миллес рассказывает историю своей героини. На скандально известной картине Миллеса «Христос в родительском» маленький Иисус изображен в столярной мастерской, среди древесных опилок.
Однако Милле это не смутило и он продолжал своё творчество среди прерафаэлитов. Она отказывается от реальной, чувственной, эмоциональной жизни с ее неидеальностью в пользу нарциссической смерти — того, что позволит ей сохранить свой образ прекрасным, чистым и непорочным. В поддержку прерафаэлитов выступил лишь известный искусствовед Джон Рескин. В 1853 году Рёскин, который страстно увлекался геологией и интересовался ботаникой, пригласил Миллеса в совместное путешествие по Шотландии, целью которого было посещение природных памятников, а также создание портрета критика (сегодня специалисты называют его одним из лучших портретов в творчестве художника). С большой достоверностью, почти иллюзорно передавая объемность и фактуру предметов, пишет он стружку на полу и замечательный натюрморт из плотничьих инструментов на стене позади Святой Анны. Женитьба изменила Милле: для поддержания семьи он должен был создавать картины быстрее и в большем количестве, а также дорого продавать их.
К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью, в 1846 г. явился перед публикой с исторической картиной «Писарро берет в плен перуанских инков». Он рос тихим, послушным мальчиком и получил домашнее образование – с ним занималась мама. В его первых работах легко прослеживается увлечение романтической поэзией и живописью Раннего Возрождения, как, например, в картине «Лоренцо и Изабелла» (1849, Ливерпуль, Художественная галерея Уокера), написанной на сюжет поэмы Китса. Простота сюжета соединяется с глубоким символизмом.
Вода ведь струится искажая цвета и формы, придавая им блеск. В академии Джонни проучился шесть лет, подтвердив свои блестящие способности. Мало кому из живописцев удавалось получить это звание в такие молодые годы. Миллес писал картину долго, сначала — пейзаж, затем, уже отдельно — Офелию. В 1870-х годах художник серьезно увлекся портретной живописью. Миллес старается следовать главному постулату прерафаэлитизма, сформулированному в трудах Рёскина как требование «правды натуры», точной передачи окружающего мира во всем его разнообразии, ничего не опуская.
И не важно, работал ли он в направлении прерафаэлитов, создавал жанровые сценки или писал портреты, его картины всегда были популярны у публики. Обращаясь к образу Богоматери, в картине «Христос в доме родителей» (1850, Лондон, Галерея Тейт) он пишет сцену, в которой все действующие лица заняты повседневным трудом, располагаясь вокруг верстака, перед которым изображена Мария, стоящая на коленях рядом с только что проснувшимся и целующим ее сыном. Даже в те времена искусство разных живописцев перекликалось друг с другом.
Те были поражены и взяли эти рисунки в казармы, чтобы показать своим товарищам. Помимо Миллеса, в группу входили Холман Хаит и Россетти. Милле родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом (причем пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби — для себя) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). И все же Миллес был удручен, расстроен, ведь полотно «Христос в родительском доме» стало его первой неудачей. Они считали современное британское искусство надуманным, оторванным от жизни, неискренним и вознамерились возродить его, выбрав образцом для подражания итальянскую живопись XV века, период до появления Рафаэля (отсюда и название группы).
Он был самым заметным среди них. Однако первоисточник говорит всё же о другом. Рисовать Джонни начал с четырех лет. Название прерафаэлиты, — утверждал У. Хант, — отрицает влияние подобных извратителей (пусть даже сам Рафаэль, учитывая некоторые его работы, окажется в том же списке), но признает воздействие более искренних предшественников мастера».
Склонность к рисованию у Джона Миллеса, а в эпизоде с солдатами речь идет именно о его работах, проснулась достаточно рано и в возрасте девяти лет родители решили отдать мальчика на обучение местному художнику, но уже после нескольких занятий он отказался от ученика, сказав, что ему «нечему учить этого одаренного ребенка». Приняты они были вполне благосклонно, а «Изабелла» Миллеса, которую сегодня называют первой работой, выполненной в эстетике Братства, даже удостоилась нескольких персональных одобрительных отзывов. Впервые работы прерафаэлитов появились на выставках сезона 1848/1849 года: Хант, Миллес и Коллинсон выставлялись в Королевской академии художеств, а Россетти, успевший к тому времени разругаться с Академией и потому лишившийся доступа в ее залы, — на так называемой «Открытой выставке», впоследствии названной Национальным институтом. Именно в это успешное для Миллеса время у него началась полоса неудач, связанная со вступлением в амбициозное объединение молодых художников «Братство прерафаэлитов». Думаю, его занимала идея написать платье под водой — это же крайне сложно.
В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон. Среди них – полотна Офелия (1851-52), Гугенот (1851-52), Приказ об освобождении (1852-53). Однако Милле это не смутило и он продолжал свое творчество среди прерафаэлитов. Они считали современное британское искусство надуманным, оторванным от жизни, неискренним и вознамерились возродить его, выбрав образцом для подражания итальянскую живопись XV века, период до появления Рафаэля (отсюда и название группы).
(Кстати выставка Нестерова открыта сейчас в Третьяковской галерее на Крымском Валу). – для рекламы мыловаренной фирмы «Пирс», – это полотно художник писал с внука Вилли, ставшего спустя десятилетия адмиралом сэром Уильямом Джеймсом. В эссе «Братство прерафаэлитов» один из участников и главных теоретиков Братства, У. Холман Хант, писал, что «Рафаэль в расцвете сил был художником самым что ни на есть независимым и дерзким в своем отношении к условностям». Те были поражены и взяли эти рисунки в казармы, чтобы показать своим товарищам. Под влиянием статей художественного критика Дж.
Миллес недолго оставался в рядах прерафаэлитов. Во многом образно-стилистическое решение картин Миллеса граничит с новыми приемами живописи, которые он перенял у Ханта. Часто этот принцип создания картины частями Миллес переносит на все этапы работы. В этом доме художник и провел свои последние годы. Она позировала художнику в оловянной ванне, вода в которой подогревалась пламенем свечей. Самая знаменитая обличительная речь прозвучала от Чарльза Диккенса. Его картины печатались в виде гравюр и расходились огромными тиражами. Но вот последователи Рафаэля (Хант назвал их рафаэлитами) «еще при его жизни преобразили рафаэлевские позы в застывшие композиции», заложив традиции, «которые легли в основу всех последующих школ», но для середины XIX века «были пагубны и душили творческий замысел.
Рёскины слыли в обществе приятной парой. Он сделался портретистом, отчасти пейзажистом2 (причём пейзажи Милле рисовал не на заказ, а как хобби— для себя6) и стал первым английским художником, получившим титул баронета (в 1885). Чаша, которую подносит Иисусу юный Иоанн Креститель, символизирует будущую чашу страданий. Елена, меня очень интересует связь искусства прерафаэлитов с русскими художниками. В 1852году Миллес создал «Офелию», которую сегодня называют самым ярким и впечатляющим произведением не только ее автора, но и всего английского искусства. И уже через несколько лет он принимает участие в выставке Королевской Академии.
Его успехи удивляли и поражали. Больше всего досталось всегдашнему любимцу публики Миллесу: в статье «Старые лампы вместо новых» его работа удостоилась ядовитого сарказма главного редактора «Дейли ньюс» Чарльза Диккенса: «Перед нами плотницкая мастерская. В поддержку прерафаэлитов выступил лишь известный искусствовед Джон Рескин. Особенно резко отозвался о ней Чарльз Диккенс (что, однако, не помешало ему впоследствии стать другом и большим поклонником творчества Миллеса). Какой тесный мир.
Детство Джонни-младший провел отчасти в Саутхемптоне, отчасти на острове. В 1870-х годах художник серьезно увлекся портретной живописью. В прелестных печальных детских лицах, пустынном пейзаже на фоне золотистого неба, горке четко прописанных листьев все еще ощущается стремление мастера искать в повседневности значительное и возвышенное. Миллес родился в Саутгемптоне и начал учиться рисованию девяти лет от роду. Метод письма прерафаэлитов имеет много общих черт с техникой фресковой живописи. Марина Хайкина искусствовед: «Картина завораживает: яркость растений во всем многообразии их оттенков контрастирует с прозрачными водами реки и отяжелевшей тканью переливчатого платья Офелии.
В 1879 году Миллесы переехали в более роскошный особняк, специально построенный для них. И далее: «Поскольку мы не в состоянии помешать этим людям тратить понапрасну свой талант на уродство и суету, публика имеет право потребовать, чтобы эти оскорбляющие глаз картины прекратили выставляться как примеры мятежного характера этих художников, которые впали в детство своей профессии». Конечно, он и прежде писал портреты – своих родных, друзей, по теперь к нему приходили богатые и знатные заказчики.
Дерево нависает над Офелией, склоняется так низко, что девушка могла бы схватиться за него, удержаться и выжить. Миллес родился в Джерси в зажиточной семье, где его просто обожали. Уже в 1852 году он вернулся в Академию.
Тот, разумеется, поначалу скептически отнесся к маленькому Джонни, но, посмотрев его альбом с рисунками изменил свое мнение. Разве что Джон Рёскин был слишком зациклен на искусстве, а его жена, красавица Эффи, на развлечениях. Подобно прерафаэлитам, Нестеров и Врубель стали предтечами эпохи модерна. Он был младшим из троих детей в семье Джона Уильяма Миллеса и его жены Эмили. В 1879 году Миллесы переехали в более роскошный особняк, специально построенный для них. У нее есть точка опоры.
Милле и Эффи полюбили друг друга и, после ее скандального развода с Рёскином, поженились. Фигура Офелии дописывалась позже и тоже с натуры. «Офелия» Миллеса поразила всех своим цветовым решением, символизмом и вниманием к деталям. Однако, 1852 год приносит славу и успех: в этот год художник пишет свои знаменитые произведения Гугенот и Офелия и становится членом Королевской Академии, позабыв былые расхождения и отойдя от сухой, прерафаэлитской манеры письма. В 1896 году он был избран президентом Королевской академии художеств. Но мне кажется, что еще больше Миллеса привлекала возможность красиво эту историю преподнести: он использовал новую технику живописи, что позволило ему добиться яркости красок.
Ещё через три года его картина Писарро берет в плен перуанских инков была признана лучшей картиной 1846 года. Я была недавно в Марфо-Мариинской обители, которая покрыта росписями Михаила Нестерова.
Поначалу их работы были благосклонно встречены критикой, но вскоре отношение к прерафаэлитам изменилось, причем большинство острых стрел обрушилось на Миллеса и его картину «Христос в родительском доме». фунтов в год. К пятнадцати годам он уже прекрасно владел кистью, в 1846 г. явился перед публикой с исторической картиной «Писарро берет в плен перуанских инков», которую критика признала лучшей на всей академической выставке того года, а в следующем году получил золотую медаль за картину «Нападение колена Вениаминова на дочерей Силоама». Учась в Академии Сасс и в Школе при Королевской академии в 1840 г., он на всех конкурсах заявлял о себе как о самом многообещающем студенте. Еще некоторое время он продолжал писать вещи, близкие по духу прерафаэлитизму, как, например, картина «Осенние листья» (1856, Манчестер, Городская галерея), заключающая в себе незатейливую символику — сравнение молодости четырех девочек, чья жизнь только началась и мертвых листьев, символизирующих жизнь уходящую.
Эффи предстояло провести много часов наедине сМиллесом, который был младше ее на год. Поначалу их работы были благосклонно встречены критикой, но вскоре отношение к прерафаэлитам изменилось, причем большинство острых стрел обрушилось на Миллеса и его картину «Христос в родительском доме». И все же Миллес был удручен, расстроен, ведь полотно «Христос в родительском доме» стало его первой неудачей. Рисовать Джонни начал с четырех лет.
В конце 1850-х годов он заявил о себе и как книжный иллюстратор. Для Миллеса позировала Элизабет Сиддал. В 1885 г. он стал баронетом, а в 1896 г. - президентом Королевской академии. Его первое появление на публике тоже было организовано Академией художеств: в 1846году работа «Писарро берет в плен перуанских инков» с большим успехом была показана на летней выставке Академии в музее Виктории и Альберта. В 14 лет он получил серебряную медаль за свой рисунок.
В 1879 году Миллесы переехали в более роскошный особняк, специально построенный для них. Почему она не хватается за отношения с мужчиной. Его ранние работы характеризуются значительной детализацией, в частности картина «Христос в родительском доме» (англ. Чувство было взаимным. В 1838 году, когда стали очевидными его способности, семья перебралась в Лондон. В этом доме художник и провел свои последние годы.
Его также поддержал критик Джон Рёскин, который сразу увидел в Милле выдающийся талант. История искусства знает немало печальных примеров, когда подобное благополучие превращало мастера, особенно портретиста, в «светского ремесленника», но Миллес этой участи избежал: портреты— для денег, а для души— пейзажная живопись, которой он всерьез увлекся именно в этот период. Обзавестись детьми Рёскины покамест не успели, а потому Эффи обладала свободным временем и с легкостью согласилась позировать Миллесу для картины «Приказ об освобождении», даже несмотря на то, что женщины из высшего общества не позировали для сюжетных полотен. Он согласился, несмотря на то, что был уже неизлечимо болен: диагноз – рак горла. Миллес был любящим, заботливым отцом и очень любил писать своих детей, а позже и внуков. В поддержку прерафаэлитов выступил лишь известный искусствовед Джон Рескин.
В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. В 1848 году на одной из выставок Миллес знакомится с Холманом Хантом и Данте Габриэлем Россетти и вместе с ними основывает Братство прерафаэлитов. В 1844 г. он познакомился и стал близким другом художника X. Ханта. Его творческие способности проявились ещё в раннем детстве.
В 1896 году он был избран президентом Королевской Академии. Мало кому из живописцев удавалось получить это звание в такие молодые годы.
В 1870-х годах художник серьезно увлекся портретной живописью. Christ In The House Of His Parents, 1850, Лондон), которую сочли излишне реалистичной и в газете «Таймс» окрестили как «возмутительную». Дж. Э. Миллес рано проявил способности к рисованию.
Конечно, он и прежде писал портреты – своих родных, друзей, но теперь к нему приходили богатые и знатные заказчики. Он был самым молодым воспитанником академии за всю ее историю, его так и называли – Малыш. Почему между смертью и «маленькой смертью» (как по-французски называют оргазм) она выбирает первое. Взамен Милле обрел огромную популярность и бешеное состояние, зарабатывая до 30 тыс.
За недолгие месяцы пребывания в новой должности Миллес успел совершить поступок, который как нельзя лучше показывал его удивительные человеческие качества: он снял с ежегодной выставки академии свою картину, чтобы заменить ее работой молодого неизвестного художника. Художница Элизабет Сиддал позировала ему четыре долгих зимних месяца: она ложилась в ванну с водой, которую художник подогревал с помощью свечей и масляных ламп. Это потрясающе.