Микеланджело Буанорроти в последний год своей работы в капелле написал замечательную фреску «Жертвоприношение Ноя». В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску Жертвоприношение Ноя.
По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним. С этой целью Бог повелел Ною построить Ковчег и взять туда членов своей семьи и по паре животных каждого вида (согласно Быт. 7:2, «чистых» животных надо было взять по семи пар, чтобы имелся запас для жертвоприношений). Сивиллы, которых написал Микеланджело, предвидели рождение Христа. Для обозначения «ковчега» употребляется то же слово, что и для просмолённой корзинки, послужившей для спасения младенцаМоисеяна водахНила (Исх. Микеланджело хотел выразить старость, не говоря о том, что, закутав ее в одежду, показал, что время охладило уже ее кровь и что во время чтения художник заставляет сивиллу подносить книгу к самым глазам, пристально в нее вглядываясь ибо и зрение у нее уже ослабело.
На земле Ной от всей души возблагодарил Бога за дарованное спасение и принес Ему благодарственную жертву. Потомок Адама и Евы через их сына Сифа. По молитве Нуха Аллах послал на землю потоп (54:11).
Особо отмечена отеческая забота Ноя о животных, которых он самолично кормил из своих рук подходящим для них кормом и в подходящее для них время, так что не знал покоя ни днём, ни ночью целый год («Танхума 15а»). Могучую фигуру Микеланджело Ноя построил по принципу противоположных движений: нога правая вытянута, левая — согнута в высоко колене поднятом, левая рука вытянута, а правая — образуя, согнута надежную опору для обнаженного Светлые. Встречается тема и в исламских миниатюрах.
Близится час возмездия. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно — в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о рождении Мессии (Еммануиле): «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя, Исайя 7: 14). Среди армян распространены давние легенды о Ное. Строительство ковчега (Быт., 6:14-22).
Кумская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Юная девушка взбирается на дерево, надеясь занять самое безопасное место двое юношей, обращенные к нам спиной, намереваются последовать ее примеру. Вскоре КОРАБЛЬ стал общепринятым символом самой Церкви. Убедиться в этом легко – утраченный щит находится прямо под легендарным Адамом. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней.
Бог, решивший наслать на людей за их развращение потоп, предупреждает Ноя, который «ходил пред богом», был «человек праведный и непорочный в поколении своём» (6, 9), о предстоящей катастрофе и велит построить ковчег, давая точные предписания относительно материала, устройства (важен мотив трёх ярусов ковчега, отвечающих тройственному по вертикали членению мироздания, мирового древа и т. п. по послебиблейскому объяснению, нижний ярус занимали пресмыкающиеся и звери, средний — люди, верхний — птицы) и размеров (6, 13—16). Персидская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа и тот ей рассказывает о ковчеге.
1, 28). 1546— 50.
Соплеменники прогнали Нуха (Коран, 71:23) и он взмолился: «Господи. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Узнав о происшедшем, Ной благословил Сима и Иафета и проклял Ханаана, сына Хама и родоначальника ханаанеян, определив последним рабский удел (9, 20—27). 2, 3), между тем как «ковчег завета» (таинственный ларец, с которым связывалось «присутствие»Яхве) обозначен по-еврейски совсем иным словом. Не оставь на земле ни одного неверного. » (71:26).
Также Златоуст пишет и об опьянении Ноя, отмечая, что Библия «одним словом даёт ему полное извинение»44. Композиция фрески «Евы Сотворение» построена по принципу симметрии. 1511 все поле фрески «Отделение воды от земли, сотворение рыб и морских животных» огромная занимает фигура Саваофа, как бы парящая в Три.
Адам сотворяется в тот когда, миг пальцы Бога (предстающего здесь в своей первой ипостаси — Бога-Отца) и первого касаются человека друг друга в жесте любви. Повествовательных изображений истории Ноя в православном искусстве практически нет. И только в тех случаях, когда это необходимо. Однажды, когда Ной опьянел и лежал обнажённым в своём шатре, его сын Хам (вероятно со своим сыном Ханааном) увидел «наготу отца своего» и, оставив отца обнажённым, поспешил рассказать об этом двум своим братьям.
Зритель может прочитать в глазах персонажей не схожие и не однородные чувства. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. Двух других своих сыновей Ной благословил: «да распространит Бог Иафета и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт. 9:27).
Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. К ней относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре. Ной принес в жертвоприношение Богу самого чистого из скота и самого чистого из птиц. Закрылись источники бездны и облака небесные, перестали дожди: вода начала убывать с земли спустя полтораста дней и, в семнадцатый день седьмого месяца, ковчег остановился на горах Араратских вода все убывала и, в первый день десятого месяца, показались верхи гор. «Ноах»).
Кумская сивилла наделена сверхчеловеческой мощью и необычайной мужественностью кажется, что она принадлежит к племени не людей, а гигантов. Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Он считает, что фраза «Ной начал возделывать землю» (Быт. 9:20) свидетельствует о том, что Ной «не знал ни того, сколько надлежало пить вина, ни того, как пить, — цельное или смешанное с водою, ни того, когда пить, — тотчас ли после того, как оно будет выжато или спустя некоторое время». Но тем не менее это случилось. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. Бог начинает с того, что обещает наказанной за человека земле правильное круговращениевремён годавпредь: «во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, летои зима, день и ночь не прекратится» (8, 22).
1. Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Художник видел в женщине искусительницу, виновную в грехопадении человека. Этот рассказ, в котором сообщаются также сведения о точных размерах ковчега в локтях, а также точный день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег, заимствован из арабского манускрипта, найденного в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Кто-то охвачен чувством тревоги и страха, кто-то кажется равнодушным, а кто-то и совсем поддался унынию и никому и ничему уже не верит.
мидраш «Танхума Берешит» 20). Называвшаяся Самбетою, она пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги. Потом Бог благословил Ноя и детей его, говоря: «Раститесь и множьтесь и наполняйте землю. » Он подтвердил также за человеком владычество над землей: «Да трепещут перед вами все звери земные, рыбы морские, птицы небесные и все, что движется на земле: Я даю вам все это в пищу, также как и все, что произращает земля».
Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Наконец, тема, которой легенды уделяли большое внимание, — виноградарство Ноя, его опьянение и грех Хама. Особого внимания заслуживают 10 щитов – будто бы бронзовые медальоны – расположенные по углам каждого из пяти малых изображений рассмотренного нами выше библейского цикла. Находящийся в долине город Нахичевань (ныне территория Азербайджана) традиционно считается основанным Ноем и народная этимология связывает с его именем название города (ср.
Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный образ ныне оказывается захваченным общим человеческим потоком и в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса. Дельфийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Таким образом, Нахичевань становится первым городом, основанным после Потопа. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом.
Справа монументальная изображена фигура стоящего Бога-Отца, драпировками окутанная. А другие уже просто сдались и смирились. Что ставит «Дельфийскую сивиллу» (рис. 38) выше всех фигур кватроченто. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. В люнетах над окнами — так называемые предки Христа. За то, что Ной и его семья сумели спастись, он хочет принести жертву Богу.
Трудно тебе идти против рожна».
Сикстинская капелла, Ватикан (фото заимствовано из сети). Даниил, в Библии праведник и пророкмудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись».
Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. мир величественное лицо Бога дышит добротой отеческой.
Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся. Монументальная живопись (от латинского monumentum – памятник) Род живописи, относящийся к монументальному искусству. Атлетического сложения фигура Адама по пропорциям своим восходит к античным канонам. Старец подобен могучей глыбе, застывшей в трагическом молчании.
Вазари так пишет о ней:. Только плоти с душою ее, с кровью ее не поедайте. Ной вывел свою семью и животных — «пусть они плодятся и размножаются на земле». Фрески Сикстинского плафона (1508 -12) – самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана.
В зависимости от своей функции произведения монументальной живописи решаются в объемнопространственном или плоскостно-декоративном ключе. У Ноя было три сына — Сим, Хам и Иафет. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы.
Тут же святитель рассуждает о неблагодарности Хама, который «не погиб вместе с другими в смятении ради достоинства отца»44, но при этом наносит оскорбление отцу. Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. Проклял Ной Хама и сказал, что будет он рабом у братьев своих. Вместе с тем, в Талмуде32 обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: «И сказал Бог Ною ибо земля наполнилась от них злодеяниями и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6:13). Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории («Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи» и др. ).
корпуса фигуры трех сыновей рельефно темном на вырисовываются фоне. Потоп (Быт., 7:8-19). Бесчувственное, но не безжизненное тело противопоставлено Ноя фигурам сыновей, оживленно жестикулирующих и друг разговаривающих с другом и старцу в яркокрасной одежде, землю вскапывающему лопатой. Фигура женщины, наиболее близкая к зрителю, выражает отчаяние и безнадежность.
Микеланджело при создании данного шедевра выразил не похожие эмоции и чувства на те, которые уместны предкам Христа. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, фреска Микеланджело Буонарроти. этого Вместо, Ной спящий и осмеянный сыном — фреска первая, которую видит входящий. Рядом с Иисусом сидит Дева Мария.
После этого Бог благословил Ноя, его потомков (то есть всё послепотопное человечество) и всё творение, что на земле (Быт. 9:1–17) и дал человечеству ряд моральных законов. Важную роль играет в раввинистической литературе концепция «завета» Яхве с Ноем и закона, данного через Ноя всем его потомкам, то есть всему человечеству и составляющего некий минимум, через соблюдение которого может спастись «хороший» язычник. Что повелишь мне делать. » — в трепете и ужасе вскричал Савл. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил сильный свет с неба. Потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Микеланджело изображает пророка-провидца погруженным в глубокое раздумье. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Великий немецкий поэт Гете назвал пуссеновский Потоп страшной красотой.
По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Так он узнал о проступке среднего, нечестивого сына. По версии Псевдо-Ионафанова таргума на Быт.
Греческий миф о ДЕВКАЛИОНЕ И ПИРРЕ имеет черты, схожие с историей, рассказанной в Бытии. Их тащат за собой черти, преследуют бескрылые ангелы. Филарет так формулировал это толкование в своём «Пространном Христианском катехизисе»: «Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической церкви»40. евр.
В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется. Предполагали, что он добровольно пожертвовал 50 лет жизни имеющему некогда родиться Моисею (как до него Адам подарил Моисею 70 своих лет). Историограф живописи Вазари пишет:. Из сохранившихся средневековых памятников Западной Европы представление о возможно существовавших в Византии изображениях подобного рода дают мозаичные циклы с историей Ноя, созданные местными мастерами под влиянием византийской школы: собор Монреале47 и Палатинская капелла48 (Сицилия) и базилика Святого Марка (Венеция).
Ной стоит перед Яхве как прародитель будущего человечества и постольку как новый Адам и получает для начала то же благословение: «плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (9, 1, ср. На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. Далее Бог устанавливает завет (договор) с Ноем и его сыновьями: все движущееся, что живет, будет вам в пищу как зелень травную даю вам все только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. Непрерывный дождь продолжается 40 дней и ночей, высокиегорыпокрываютсяводой и всё живущее наземлегибнет (7, 17—24) вода прибывает 150 дней, затем начинает убывать и ковчег останавливается «на горах Араратских» (8, 1—4).
В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, зачем ты Меня преследуешь. » — «Кто ты, Господи. » — спросил Савл. Кажется, что созидательная переливается энергия из образа Господа в зрителя, ощущающего причастным себя к акту Творения.
В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности. Молящийся у водопада человек закинул руки к небу в эффектном картинном жесте и т. п. Ной. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Исайи. Дарованная Адаму власть над животными не только подтверждена, но и усилена (вероятно, ввиду роли человека в спасении животного мира) дозволением употреблять в пищу мясо, хотя непременно ритуально обескровленное (что мотивировано мистическим характером крови как материализациидуши— 9, 4).
Почти плоскость всю картины занимает темное помещение навесом под. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Начал Ной возделывать землю и насадил виноградник. Ноя пренебрег хронологической последовательностью, поскольку фреска эта должна быть после «Потопа».
Уже в юношеских произведениях (рельефы Мадонна у лестницы, Битва кентавров, около 1490 -1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Здесь впервые в Библии появляется жертвоприношение животных всесожжением. Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра.
Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». Ваяние скульптуры требовало большого физического труда и выдержки, но это только вдохновляло скульптора на работу. 2. рис. ).
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Ибо отдано оно вам в пищу. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Представляет собой живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.
Слева возносятся к небесам праведники. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега.
5, 29 греч. Там можно увидеть многофигурную композицию.
По незаконченному «Матфею» видно, что в фигуре апостола Микеланджело стремился нарастить внутреннее и внешнее движение, так чего же следовало ждать, когда он воспроизводил образы провидцев. И выпил он вина, радуясь жизни. Откуда Ной взял лозу на земле, разорённой потопом. А вместо этого люди охвачены страхом и горем. Позднейшие легенды о пророке Аллаха— Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе.
Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. В этой фреске впадение показано в грех Хама, который осмелился над насмехаться наготой опьяневшего отца. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488 -1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 -1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча изучение памятников античной пластики.
Существует легенда, что в нее был влюблен сам Аполлон, который и наградил ее даром прорицания. Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески).
В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Пролетая мимо сидящих на облаках, они протягивают руки, пытаясь спастись. Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур. Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело – фрески Распятие апостола Петра и Падение Савла (1542 -50, капелла Паолина, Ватикан).
В соответствии с законами классицизма и написан Потоп. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. автора) хотели, чтобы он научился большему. — «Господи. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках27, а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана»2829.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Приятное благоухание донеслось до Господа и не захотел Он больше проклинать Землю. Грех Хама интерпретировался в раввинской экзегезе как оскопление отца (ср. 9, 29).
оскоплениеУранаКроном и другие аналогичные мотивы) проклятие Хама не в его собственном лице, но в лице его сына мотивировали тем, что он воспрепятствовал отцу породить нового сына (вавилонский Талмуд, трактат «Сангедрин» 70а «Берешит рабба» 36, 7). Наиболее выразительны группы людей на переднем плане картины. «Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи.
Бог заблаговременно сообщил Ною о своём решении истребить всё живое на земле и дал точные указания, как построить Ковчег— судно из дерева гофер (возможно, кипарис или кедр6), способное пережить готовящийся потоп— и снарядить его для длительного плавания. Вардан Аревелци в работе «Ашхарацуйц», посвящённой географии Армении и соседних стран. На фоне холодного сине-пепельного неба художник изобразил водоворот нагих тел.
Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Сохранилась также фреска Дионисия46. Исключением является только вознесение пророка Илии на небо в огненной колеснице. Ковчег был частым сюжетом в христианском искусстве с самого его начала. По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей.
О том, что Ной захоронен в Нахичеване, одним из первых упоминает летописец XIIIв. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия. Прекрасен был первый урожай земли, напоенной разлившимися водами.
Отчаяние выражают его руки: левая безвольно повисла, правая закрыла рот печатью скорби. Господь указал на то, что не станет больше наказывать так человечество. Эта дева может выдержать мир на своих плечах. Выйдя из ковчега у гор Араратских (Быт. 8:4), Ной взял «из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20) в благодарность за своё избавление. В связи с этим табуированием крови поставлен торжественный запрет на убиение человека под страхом смертной казни: «кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу божию» (9, 6). В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия («Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп»). Зима.
Грозный, непреклонный, прекрасный в суровой беспощадности, он больше похож на языческого богагромовержца его правая рука поднята в жесте проклятия тем, кто находится слева от него. Обычно он изображается в виде белобородого старца. Но семью днями спустя голубь возвращается со свежим листом маслины в клюве — знак того, что вода уже сошла еще через семь дней голубь уже не возвращается земля постепенно обсыхает и через 365 дней отначалапотопа люди и звери могут выйти из ковчега (8, 14—19). И прогнал его. И.
И для того были веские причины. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иеремии. Роспись капеллы Паолина в Ватикане. Умер Ной в возрасте 950 лет (Быт.
Согласно Библии, выйдя из ковчега, Ной занялся возделыванием земли, насадил виноградник и изобрёл искусство приготовления вина (Быт. 9:20). Наводнение длилось 40 дней и ночей, после чего воды подняли ковчег и он поплыл (Быт. 7:17, 18). 6, 19), то ли по семь пар ритуально чистых животных и по одной паре нечистых (7, 2—3), а затем входит сам с женой, сыновьями и жёнами сыновей (всего восемь человек).
И однако их руки не соприкасаются. Позднее отцовство Ноевой легенды объясняют тем, что он предвидел гибель человечества, не желал иметь детей и женился по велению Яхве («Танхума Берешит» 39 и др. ) жену Ноя обычно отождествляют с Ноемой, сестрой Тувал-Каина («Берешит рабба» 23, 4). Его за руку привели в Дамаск.
Всё живое на земле погибло в водах потопа, остался лишь Ной и его спутники. Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. Отжав янтарные грозди, приготовил Ной благоуханное вино. Из фресок, события иллюстрирующих книги Бытия, самой абсолютной Сотворение «является Адама». Люди не могут поверить во все происходящее.
Костюмы вообще идеальны. В 17 день второго месяца «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт. 7:11) и воды обрушились на землю. Мастер назвал Микеланджело скрепя сердце, так как не хотел отдавать такого способного ученика. Согласно легенде, он был автором «Книги плача по Иерусалиму», разрушенному халдеями в 586 г. до н. э. Это наиболее трагический персонаж в галерее пророков и сивилл, олицетворяющий страдания и мудрость человечества.
По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Знаком «завета» с Ноя, гарантирующего, между прочим, невозможность в будущем всемирного потопа, объявляется радуга (9, 8—17). В центре композиции на престоле — могучая обнаженная фигура Христа, вершащего Суд. Вода стояла так высоко, что плававший на её поверхности ковчег был выше горных пиков. — «Вставай и иди в город. Эта фигура давно искусствоведов интригует, они трактуют ее по-разному: как Еву несотворенную или как Софию (божественную Сотворение).
Нух вместе с верующими в Аллаха и многими животными был спасён в ковчеге, сколоченном из досок гвоздями. Это объясняется тем, что Господь желал дать людям возможность раскаяться в грехах и исправить своё поведение. Он начал работу с последней триады. Справа от алтаря – «Наказание Амана», сказание о раскрытии заговора персидского военачальника, который задумал погубить иудеев.
Эта часть росписи имеет и другое более детальное название — «Искушение и Изгнание из рая». Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Ковчег плывет среди потоков воды. сюжет Этот иногда называется «Господь, благословляющий Спокойное». Ной является одним из главных патриархальных «типов» Христа. Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542— 1550), где Микеланджело исполнил две фрески — «Обращение Павла» и «Распятие Петра».
Однако в первую очередь история капеллы связана с именем легендарного живописца Микеланджело Буонарроти. Тело Змея, обвившееся вокруг Древа познания добра и зла, переходит в женскую фигуру. Сюжет фрески заимствован из Деяний апостолов. Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег.
Нечестивые изображаются бегущими от поднимающейся воды. Положение это возникает из сочетания непростых обстоятельств. На фреске Микеланджело сивилла сидит вполоборота к зрителю, отрешившись от настоящего. Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Движение гигантских толп развертывается по кругу. Животные стоят на палубе или иногда выглядывают из иллюминаторов. «Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего лица их были обращены назад и они не видали наготы отца своего» (Быт. 9:23) За проявленное непочтение Ной проклял сына Хама— Ханаана и его потомков, объявив, что те будут рабами Сима и Иафета.
В Сотворение «фреске солнца и луны и сотворение животных и фигура» растений Господа изображена дважды — на подлете и справа: отлете, когда он придает форму раскаленному солнца диску и холодному диску луны (восхищение потрясающая вызывает сила жеста рук Творца, тела ракурс, передающий мощь полета в космосе) и на стороне другой, когда он повелительным жестом заставляет в раз первый вырасти траву (здесь также передан замечательно полет, при этом ракурс со можно спины назвать весьма смелым). Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. «Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «Сделай себе ковчег из дерева негниющего и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика и установи его на горе Сир». Петра.
В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства. 1. Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. В центре — обнажённый, спящий Ной Хам, стоящий спиной к указывает, нам пальцем на отца.
В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Ной приносит Яхве жертву всесожжения (первое жертвоприношение в библейском рассказе о «праотцах») и наступает торжественный час: Яхве заключает с Ноем и его семьёй «завет» (см. Самые крупные фигуры, выписанные на парусах сводов и в торцах капеллы, это пророки и сивиллы (пророчицы). Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Ной начинает заниматься земледелием он (по-видимому, впервые на земле) насадил виноградник. В другом тексте это— «квас, смешанный с травою» («Беседа отца с сыном о женской злобе»26, XVII век). На самом деле основа сюжета не отбор животных для погрузки на ковчег, а жертвоприношение, уже после спасения. "И устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике" (Бытие 8:20-22). Ной по выходе из ковчега принес Господу жертву.
Там тебе скажут, что ты должен делать». — «Я Иисус, которого ты преследуешь. Это не вызывает удивления известно, что пока Микеланджело Буонарроти расписывал плафон Сикстинской капеллы, Рафаэль работал над фресками Ватиканских станц (залы Ватиканского дворца).
Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475 -1564) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. N), в преданиях иудаизма и христианствагеройповествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель ковчега (ср. Зиусудра, Атрахасиси Ут-Напишти в шумеро-аккадской традиции, Девкалионв греческой традиции) спаситель мира зверей иптиц, через своих сыновейСима, Хама, Иафетародоначальник всего послепотопного человечества. Монументальную живопись называют также монументальнодекоративной живописью или живописным декором, что подчеркивает специальное декоративное назначение росписей. Иоанн Дамаскин в своём сочинении «Точное изложение Православной веры» называет потоп первым крещением и считает, что «при Ное Бог омыл мировой грех», а сам потоп называет первым из пяти библейских «крещений»39.
Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. композиция Следующая (первая от входа в капеллу) — «Опьянение Микеланджело». Много легенд относится к плаванию ковчега.
Впоследствии их место заняли пророки и сивиллы. Тем не менее, все смеялись над Ноем, не придавая его словам никакого значения35. Когда вода стала убывать, ковчег пристал к горе Арарат. Ной вводит в ковчег то ли по одной паре всех наземныхживотных (Быт. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Все персонажи этой работы ведут себя совершенно по-разному.
Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа, 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл Предки Христа в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. (Весна, например, называется Адам и Ева в раю ныне вся серии хранится в парижском Лувре). Ранними отцами Церкви и апологетами Потоп уподоблялся христианскому крещению.
Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы — мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, — не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Повелительным жестом поднятой правой вызывает он руки к жизни Еву, выходящую из ребра Адама спящего. Бог постановил завет с Ноем и потомством его, обещая ему, что более не будет потопа видимым знамением сего завета поставлена радуга: «Душу Мою, рек Господь, полагаю во облаце и будешь знамение завета вечного между Мной и между землей». Согласно Апокрифу Иоанна24, архонты решили «сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного». Размеры ковчега у Оригена также имеют символическое значение: 100— «число всей разумной твари» 50— отпущение грехов, свободу и прощение.
Видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его вместе с птицами и животными. По боковым сторонам свода — семь пророков («Иеремия») и пять сивилл («Ливийская сивилла»). Главный акцент движении на сделан и освящающем жесте Бога. Лицо дано в наиболее простом ракурсе, абсолютно без наклона, в полный фас. Лицо на снятой коже святого Варфоломея – автопортрет художника.
Такова фреска Жертвоприношение Ноя. Почти все изображенные типы слабо индивидуализированы. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Прожил до 18 февраля 1564 года. Слева от алтаря – «Медный змий», воздвигнутый Моисеем медный столб для исцеления израильтян, роптавших на Бога и укушенных ядовитыми змеями. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Он решил спасти лишь Ноя, который был человеком праведным и приказал ему построить ковчег и взять на борт по паре всего живого.
Так и нас ныне подобное сему образу крещение» (1Петр. 3:20—21). Когда ковчег изображается уже готовым, Ной загоняет стадо на его борт. Здесь нет древа, как бы произрастающего из лежащего Иессея, отца Давида.
Пусть будет и тепло и холод, жатва и сеяние, ночь и день. Согласно еврейскому преданию34, строительство ковчега заняло у Ноя 120 лет (по одной из версий, деревья для ковчега также были посажены Ноем), хотя Всевышний мог спасти Ноя одним Своим словом или ускорить его работу чудесным образом. Как известно, генеалогическое древо Христа – Древо Иессеево насчитывает сорок поколений. Средний сын Хам увидел отца обнаженным и начал над ним смеяться. Для мастера это было единственным средством выразительности.
nh, в Библии соотнесено с глагольным корнем NHM и понято как «успокаивающий» — Быт. Затем он дважды посылал голубя, который на второй раз вернулся с оливковым листом в клюве. Только слева — просвет в даль, светлыми искрящийся серебристыми тонами. Согласно Книге Бытие, Ной «обрёл благодать пред очами Господа» (Быт. 6:8), поскольку был «человек праведный и непорочный в роде своём» и «ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. Нахичевань также считается местом последнего упокоения Ноя. Художник полностью спрятал ее глаза, сосредоточенные на вещах вне этого мира. «Ковчег мог бы вместить всех— как всех может вместить Церковь— но никого нельзя было загнать силой и в результате никого на борту и не оказалось, кроме Ноя и неотъемлемой от него семьи», отмечается толкователями, «ковчег— прообраз Церкви Христовой уже одним тем, что в нём спаслись немногие, спаслись по вере, а большинство не захотело спасения и свободно отказалось от него ради смерти в пучине греха».
Иеремия — один из четырех великих пророков (остальные три — Исайя, Даниил и Иезекиль). Еврейские комментаторы30 видят в выражении «земля растлилась пред лицем Божиим и наполнилась земля злодеяниями» (Быт. 6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает сексуальные извращения, а «наполнилась земля злодеяниями»— социальную несправедливость31. Позднейшие легенды группируются по преимуществу вокруг нескольких моментовжизниНоя Первый из них — рождение: тело новорождённого озаряет ярким светом весь дом, младенец сейчас же встаёт на ноги и начинает молиться, после чего его дедМафусаилидёт к пределам земли для встречи с Енохом, узнаёт от него будущую судьбу мальчика и нарекает его Ноем (согласно эфиопскому изводу книги Еноха). У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу).
Посланный в третий раз, голубь не вернулся. Лоренцо Медичи оценил мастерство скульптора благодаря тому, что после его замечания о том, что престарелый фавн не мог сохранить свои зубы, Микеланджело удалил их. Его фреска Жертвоприношение Ноя интересна скорее как курьез, чем как произведение искусства.
Распятие св. Не стоить проклинать человечество, так как многие ошибки человек делает по молодой глупости. Лица человека и Бога излучают любовь. Позади него, подобно парусу, развевается огромный плащ. Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Обнаженная фигура Евы с молитвенно руками сложенными занимает центр композиции. Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело.
Только спустя 150 дней вода стала убывать и вскоре, на 17 день седьмого месяца, ковчег остановился, опустившись на скалы Араратских гор (5000 метров над уровнем моря). Рассказы о великих потопах встречаются в народных преданиях всего мира. Ной (евр. Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. По окончании потопа ковчег прибило к горам Араратским (Быт. 8:4), где Ной принёс жертвы Богу и Бог благословил его и его потомство, заключив с ним Завет (Быт. 9:1–17). Мужчины были строго отделены от женщин.
Исайя (иврит Иешаяху, буквально «спасение с Иеговой») (9 век до н. э. ), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства.