В последние годы жизни мысли Микеланджело все чаще обращены к смерти и, как он сам говорит в одном из своих стихотворений, ни кисть, ни резец уже не приносят ему забвения. На стихотворении, видимо, отразилась работа над фреской «Страшный суд» образы дантовского «ада» были в эту пору особенно близки Микеланджело. В одной драматической хронике Макиавелли говорит Микеланджело Я умру и мои творения умрут, тогда как вы будете жить вечно. «трагедия гробницы», как называл ее сам Микеланджело, продолжалась в течение сорока лет художник завершил работу, однако миру не суждено было увидеть это гениальное творение во всем величии его первоначального замысла.
Если Микеланджело и раньше мог оспаривать первенство у крупнейших художников своего времени, то после этой работы перед его творением не померкла слава только двух – Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. На стихотворении, видимо, отразилась работа над фреской Страшный суд образы дантовского ада были в эту пору особенно близки Микеланджело. Он обращался со словом с той же непреклонностью, как с мрамором, с красками, со строительным камнем и ощущал свой стих так же весомо и плотно. Ее основная часть, наибольшее количество стихотворений, дошедших до нас, приходится на вторую половину его жизни, на её преклонные годы На гробнице Микеланджело в церкви Санта-Кроче изображены три аллегорические статуи муз живописи (Джованни Баттиста Лоренци), скульптуры (Валерио Чоли) и архитектуры (Джованни Баттиста Лоренци), которые оплакивают смерть гения. В конце концов было постановлено, что все распоряжения будут исходить от Микеланджело, а труды по выполнению будут возложены на Тиберио все были этим удовлетворены, так как Микеланджело им обещал, что Тиберио обслужит их наилучшим образом.
Единственными общеизвестными стихотворениями, связанными с именем Микеланджело — это ответ на четверостишье Джованни Строцци о «Ночи» в капелле Медичи. На три года ушел Микеланджело в работу и создал свои самые совершенные творения, три статуи: – «Моисей» – «Умирающий раб» – «Восставший раб». Победитель – единственное из творений Микеланджело, остававшееся до самой смерти скульптора в его флорентийской мастерской. На три года ушел Микеланджело в работу и создал свои самые совершенные творения, три статуи: — «Моисей» — «Умирающий раб» — «Восставший раб». Эти скульптуры, относящиеся к числу наиболее известных творений Микеланджело, знаменуют собой более позднюю, драматическую фазу Высокого Ренессанса.
В огромной по размерам росписи потолка Сикстинской капеллы в Ватикане (1508—1512) Микеланджело воссоздает библейскую легенду о событиях, от сотворения мира до потопа. Единственными общеизвестными стихотворениями, связанными с именем Микеланджело – это ответ на четверостишье Джованни Строцци о Ночи в капелле Медичи. Четверостишие неоконченного стихотворения снова открывается признанием несытости земными радостями, вопреки восьмидесяти годам жизни Микеланджело.
Герои титанического склада уступили место образам, так сказать, человеческого масштаба их главной чертой стала повышенная одухотворенность. – А разве не должен копиист копировать. В люнетах можно видеть фигуры, не связанные с библейскими текстами. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации.
Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумаге внешнее впечатление. Печальная женщина избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. С одной стороны располагается алтарь, напротив – статуя Мадонны с Младенцем.
Мадонна не прижимает к себе сына и даже не смотрит на него, её взгляд устремлён в сторону, как бы размышляя над предначертанной ему судьбой. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). После сметри он оставил состояние, соответствующее четверти состояний богатейших банкиров и европейских принцесс его времени. Могучий старец сидит, скрестив ноги. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо.
И действительно, получив мрамор, он выполнил их так, что стали они там фигурами самыми лучшими, за что мессер Франческо Альдовранди распорядился уплатить ему тридцать дукатов. Эта статуя была гораздо сдержанней, спокойней, в ней ощущалась одухотворенная задумчивость продольные складки мантии святого выразительно оттенял тяжелый шарф, наброшенный поперек груди и плеч (Стоун Ирвинг Муки радости). Там он познакомился с техникой фрески. Из души художника. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра.
Некоторые критики находят тондо «Мадонна Дони» слижком резкой по цвету. Что касается Микеланджело, то он, хоть и гнушался портрета, вылепил статую Юлия II из глины для отливки из бронзы (в три натуры). Ее размер (2, 5 м в высоту), сама масштабность, значительность образа властно привлекают внимание зрителя. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку.
Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Первое пребывание Буанаротти в Риме продолжалось пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения: – статую «Вакх» (1496-1497, Национальный музей, Флоренция), отдавая своеобразную дань увлечению античными памятниками, – группу «Оплакивание Христа» или «Пьета» (1498-1501, собор св.
В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Его голова повернута влево, как и у Давида. Картину «Мадонна Дони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами. – кричали они. Он создал гениальные, титанические произведения и о еще более титанических мечтал.
Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. – А ученик. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу.
Словом, тут крылась возможность создать нечто захватывающее. По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники.
И вольности эти весьма приободрили тех, кто, увидев его работу, начал ему подражать после чего в их украшениях появились новые выдумки, скорее как причуды, чем согласно разуму или правилам.
Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио.
Понтифик за время отсутствия скульптора охладел к проекту своей гробницы и прекратил финансирования работ. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. «Он был бодр, — пишет Вазари, — и нуждался в недолгом сне, очень часто вставал ночью, страдая бессонницей и брался за резец, сделав себе картонный шлем, в макушку которого вставлялась зажженная свеча».
В 1524 г. Климент VII решил добавить на самые почетные места капеллы саркофаги Льва Х и свой собственный. Счастливый Микеланджело – в мастерской своего учителя. К сожалению, папа Юлий оказался непостоянным. «Умирающий раб» побежден, он словно пытается подняться последнем скорбно-патетическом душевном взлете, но в бессилии замирает, склонив голову под заломленной назад рукой. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
В этом, пожалуй, основное величие переворота, свершившегося в сознании людей в эту пору. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох. Одновременно с работой над статуей Давида Микеланджело получил возможность доказать свой талант живописца – еще до установки «Давида» гонфалоньер республики Пьеро Содерини поручил Микеланджело и Леонардо да Винчи две огромные фрески зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентийцев при Ангиари и при Кашине.
Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.
Каждая из этих фигур индивидуальна и чрезвычайно значительна. В отличие от современных ему скульпторов он обрабатывал глыбу мрамора не со всех сторон, а только с одной, как бы извлекая фигуры из толщи камня в своих стихах он неоднократно говорит о том, что скульптор лишь высвобождает изначально скрытый в камне образ. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. В отличие от Леонардо Микеланджело собирался изобразить на стене дворца Синьории не сцену боя, а купающихся солдат. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Однажды на вопрос Микеланджело: Что будешь делать, если я умру.
«Если вы не видели этой статуи, — писал Стендаль, — вы не имеете понятия о возможностях скульптуры». В 1496-1501 гг.
Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку Вазари. Ведь я мало смыслю в науках. ». Написано тондо, по всей вероятности, по случаю женитьбы Аньело Дони, процветающего флорентийского ткача, на Магдалине Строцци в конце 1503 или в начале 1504, портреты которых написал Рафаэль.
Увиденное потрясло воображение многих людей. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело. – воскликнул Лоренцо. На свешивающемся свитке помещены начальные буквы его пророчеств «Стала вдовою владычица народов государыня областей подпала под иго. Он ушел в себя, погрузившись в глубокую думу. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.
Но не прошло много времени, как прибыло туда пять посыльных с письмами от папы, чтобы вернуть его обратно. В это же время начал он мраморную статую св.
Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Намеренно испытывая упорство и силу характера, на его пути Лоренцо Великолепный ставил на его пути немало препятствий. Так одним предложением можно описать фреску.
Сидит он спокойно, опустив голову, скрестив могучие ноги и опершись рукой о колено. Принцип гуманизма одухотворяет всю культуру и искусство Возрождения. – Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы. Все это – расплата за шедевр.
Из шести монолитных колонн по дороге во Флоренцию пять были серьезно повреждены.
Эта мысль занимала тогда многие умы. – Скульптор не копиист. Приглашает он и Микеланджело.
Это был повод написать большую группу мужчин, молодых и старых, под ярким солнцем, со следами воды на теле, – мужчин в минуту опасности, в напряженном действии, в тревоге, которая читалась не только на их лицах, но и в каждом мускуле воины будут в самых разнообразных позах – то наклонившиеся, чтобы поднять с земли оружие, то уже готовые грудью встретить врага и защитить свою жизнь. Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. – Оттуда же, откуда берется все искусство.
В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг. Мускулистый патриарх с тревожным взглядом сидит в неглубокой нише. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим.
«Умирающий раб» выражает тему сломленного сопротивления, полного покоя, забытья. В первое же мгновение перед этой картиной испытываешь беспредельное восхищение. — ответил Юлий II.
Павла и св. Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь. На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину. — Урбино ответил: Пойду служить еще кому-нибудь. В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца.
За «Давидом» следовали: – теперь утраченный картон «Битва при Кашине» или «Нападение пизанских воинов на купающихся флорентийцев» (1503-1506), долго служивший для художников школой рисунка человеческого тела, – незаконченная статуя св. Единство исходных факторов творческого метода Микеланджело оборачивается редким многообразием конечных художественных результатов, которым свойственно необыкновенно органичная изначальная внутренняя взаимосвязь, которая в микеланджеловских художественных ансамблях в Сикстинской капелле, в Капелле Медичи спаивает элементы архитектуры и живописи (либо архитектуры и скульптуры) в такую форму синтетической целостности, которая не была достигнута ни одним другим ренессансным мастером. Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами.
И жаждала освободителя. В 1494-1495 гг. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Ведь еще ничего не произошло.
Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены.
Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
И, как только ее раскрыли, взглянуть на нее собрался весь Рим и в первую очередь папа, который не мог дождаться, когда уляжется пыль после снятия лесов. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). «.
Обе статуи – «Куридон» и «Св. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности и отмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: художник Доменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Там он из нескольких кусков целиком выполнил одну сторону гробницы Вазари. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок.
Петра. Вскоре последовал вызов от Юлия II в Рим.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. В этой динамике есть свой смысл и свой исторический пафос. Контрасты в масштабах и расстановка в пространстве отдельных сцен и фигур глубоко продуманны в согласии с единым архитектурно-живописным планом и в результате «пропорции картин ко всей массе потолка выдержаны бесподобно» (Суриков). Среди прочих статуй там и оба пресловутых военачальника в латах один из них – задумчивый герцог Лоренцо, олицетворяющий собою мудрость, с ногами настолько прекрасными, что лучше не увидишь другой же – герцог Джулиано, такой гордый, с такими божественными головой и шеей, глазницами, очертанием носа, разрезом уст и волосами, а также кистями, руками, коленами и ступнями, – одним словом, все там сделанное им и еще недоделанное таково, что никогда очей не утолит и не насытит.
Будучи от природы скульптором Микеланджело решил, что напишет фигуры так, словно они высечены из камня. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Уффици) (1503-1505). Ромен Роллан. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии).
После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. Первоначальный проект (1505) предполагал свободно построенное сооружение, символически разбитое на этажи, расшифрованные Панофским: на нижнем этаже проходит последовательность фигур победы (символизирующая человеческую душу в состоянии свободы) и скованных рабов (представляющих душу – «узницу материи»). – Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили.
«Тот же Лионардо несколько лет тому назад хранил в своем доме на память о дяде барельеф с Богоматерью, высеченный из мрамора собственноручно самим Микеланджело, высотой чуть побольше локтя в нем он, будучи в то время юношей и задумав воспроизвести манеру Донателло, сделал это настолько удачно, словно видишь руку того мастера, но и грации и рисунка здесь еще больше. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Статуя опьяневшего Вакха в человеческий рост предназначена для кругового обзора.
Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. «Мадонна Дони» Микеланджело и «Св. Над карнизом гробница поднималась ступенями, сужаясь до бронзового фриза, покрытого историями и окруженного и другими фигурами, путтами и украшениями. И все же морально-этическая сторона, демократизм проповедей его привлекали. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
Состояние города было тревожно. Он становится легендарным Микеланджело, тем самым героем Сикстины, чей титанический образ навсегда останется запечатленным в памяти человечества», — писал об этом периоде жизни и творчества Микеланджело Ромен Роллан.
Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» 56. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Микеланджело принялся за работу восторженно и поначалу отправился в Каррару с двумя подмастерьями, чтобы раздобыть там весь потребный мрамор, в счет чего он получил во Флоренции от Аламанно Сальвиати тысячу скудо. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему».
Много сил и времени потратил он на заготовку мрамора в Карре. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений». Микеланджело приписывал такое решение «завистливым козням» Браманте и Рафаэля и свои отношения с папой считал расторгнутыми навсегда. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Светло-карие глаза, постоянно менявшие цвет испещренные желтыми и голубыми точками, широкий прямой нос с горбинкой, глубокие складки от ноздрей к уголкам рта, тонко очерченный рот, слегка оттопыренная нижняя губа. Микеланджело принял вызов. Одиночество, как у Леонардо, который ведь тоже горел одним желанием.
С «Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи. Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться. Когда работа была доведена до половины, папа, который и раньше не раз лазил с помощью Микеланджело по стремянкам, чтобы взглянуть на нее, потребовал, чтобы ее раскрыли, так как от природы был он торопливым и нетерпеливым и никак не мог дождаться, когда она будет завершена, то есть, как говорится, последнего удара кисти.
А что же смогу я сказать о Ночи, статуе не то что редкостной, но и единственной. Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Это была жизнь, посвященная одной великой цели. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню.
Увы, его вновь ждало разочарование. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства.
Но Микеланджело справился со всем. Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Три ночи работал Микеланджело.
Анной». Папа Юлий II, суровый и упрямый честолюбец, мечтал о создании церковной империи, более могущественной, чем империя цезарей. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Уже после установки в соборе Св.
«. Как к живому организму подошел Микеланджело к решению проекта фасада церкви Сан Лоренцо.
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Хотя мастер положил на нее много труда, она не принадлежит к его удачным произведениям. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа.
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Из мрамора этого размером в девять локтей начал, на беду, высекать гиганта некий мастер Симоне из Фьезоле и сделал это настолько плохо, что продырявил его между ногами и все испортил и изуродовал так, что ведавшие работой попечители Санта Мариа дель Фьоре, не думая о том, как ее завершить, махнули на все рукой и так она многие годы стояла и стоять продолжала. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Раб, рвущий путы изображен в резком повороте, подобно Евангелисту Матфею. «Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ исполненный величия и монументальности. Теперь они повели борьбу с верховным промыслом из-за болезни и смерти подруги и из-за собственных недугов и близящегося ухода из жизни. Рафаэль написал портрет этого воинственного папы.
Сооружение гробницы отходило вследствие этого на второй план. известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. И веришь, что эта Ночь затмевает всех, когда-либо помышлявших в скульптуре и в рисунке, не говорю уже о том, чтобы его превзойти, но хотя бы с ним сравниться. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог.
В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы.
Форма той части головы, которая видна в фас, круглая, так что над ушами она превышает полукруг на одну шестую. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. 1504–1506, Флоренция, Уффици). Перед Микеланджело стояла задача создать изображение воскресшего Христа, перешедшего рубеж земных страданий, он воплотил идею в образе, лишенным драматизма и динамики, отказавшись от многих привычных средств, в нем нет и следа той богатой и напряженной внутренней жизни, которой наделены «Моисей» или пророков Сикстинской капеллы. Глыба имела девять футов высоты.
Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Как очень точно отмечал П. Муратов, «печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене».
Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). И хотя Микеланджело говорил, что «живопись не его дело», он создал монументальный ансамбль, ставший шедевром итальянской монументальной живописи. Микеланджело в 1488 стал учеником художников братьев Доменико и Давида Гирландайо. Когда же статую установили окончательно, он раскрыл ее и поистине творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские и можно сказать, что ни римский Марфорий, ни Тибр или Нил Бельведерские, ни гиганты с Монтекавалло ни в каком отношении сравниться с ней не могут: с такой соразмерностью и красотой, с такой добротностью закончил ее Микеланджело. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Уже в ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает «сияющий камень».
Его «Давиду», по выражению современников, «удивлялись даже невежды». Мастерская была тогда просто лавкою, а не парадным салоном, как теперь. Ему предстояло изменить убранство помещения и одновременно само это помещение.
«Какую книгу. Даже копии этой статуи не дошли до нас. Этим художникам выпала особая судьба. Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. «Некоторые обвиняют его в скупости.
Вазари.
Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. – Лоренцо рассмеялся. Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св.
Созданный им в конце 1530-х гг. Хотя картина «Мадонна Дони» – это не совсем тондо, в высоту оно чуть больше, чем в ширину. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать.
Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной37. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Часто спал одетый, «так как измучившись от работы, не хотел снимать, а потом опять надевать платье».
Мастер показал зрелое и уверенное владение средствами живописи. Это тондо – одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений.
Выражая всеобщий восторг, Вазари писал, что гигантская статуя Давида исполненная Микеланджело, «отняла славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Павла. Микеланджело.
Таким образом, виски несколько больше выдаются, чем уши, а уши больше, чем щеки. Примеров почти полного копирования всего несколько. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа.
Мы погибли. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Семья вкладывала большую часть его доходов в недвижимость.
Он считал, что только с восходом солнца, когда камень весь пронизан светом, его можно увидеть насквозь, проникая взглядом в самую толщу, в нем не должно быть изъянов: ни трещин, ни полостей, ни затемнений вся поверхность глыбы должна сиять как бриллиант. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. – Нет. Микеланджеловсий Вакх очень убедительный.
Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Параллель очевидна. Иеремия – глубоко задумавшийся скорбный старец. Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил.
Сверху, в четырех углах платформы должны были стоять монументальные статуи Vita Activa и Vita Contemplativa, в сопровождении статуй Моисея и св. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Будто злой рок преследовал мастера и его грандиозный проект.
Главное для скульптора — возможность показать героику человека, раскрывающего в битве свою духовную мощь и физическую силу. Могучим напряжением человек пытается преодолеть гнет камня, но усилия его оказываются тщетными и звучание образов приобретает трагический характер.
Увидев снизу написанное, Микеланджело обратил внимание на недостаточность масштаба и перегруженность деталями первых композиций — Потопа» и «Истории Ноя». В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. На попавшего в такую неприятность Микеланджело, у которого заплатить было нечем, случайно обратил внимание мессер Франческо Альдовранди, один из шестнадцати правителей города.
Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. В 1516 году памятник был еще более упрощен. Потребовалось 70 повозок для его погрузки.
От Бертольдо же идет глубокий интерес молодого Микеланджело к античности. Ему приходилось заботиться о престарелом отце и непутевых братьях. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II.
Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии.
Подобным же образом и в другой истории, где Ассур, читая свою летопись, возлежит на ложе, есть очень хорошие фигуры и между прочим привлекают внимание три фигуры пирующих и представляющих собою совет, созванный им, дабы освободить еврейский народ и повесить Аммана, фигура которого выполнена в необыкновенном сокращении: столб, на котором он висит и рука, вытянутая вперед, кажутся не написанными, а выпуклыми и настоящими, как и нога, которая также выдвинута вперед, да и те части, которые уходят вглубь фигура эта из всех прекрасных и трудных для исполнения фигур несомненно самая прекрасная и самая трудная Вазари. Микеланджело был не свободен от человеческих слабостей и душевных противоречий, но сила его личности и поистине титанический масштаб его деяний оказались залогом непреоборимого величия его духа в самых тяжких испытаниях времени. У Леонардо цель достигается в гармонии, примиряющей все противоречия, гармонией, как бы осуществляемой самой природой.
Весь ансамбль проникнут ощущением неуверенности и беспокойства. Микеланджело, — пишет Кондиви, — имеет хорошее телосложение, скорее жилистое и костистое. Для оплаты транспортировки первой части мрамора Микеланждело пришлось занимать деньги. Опущенная левая рука придерживает шкуру и в виноградные гроздья. Во время военного похода воинственного Юлия никто не дерзал ему перечить.
А этот образ нелегко освободить. Вдруг на берег выбежали часовые. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Однако снятие лесов имело и свои положительные результаты.
Совершенная пластика передает напряжение каждого мускула и вздувшихся вен. Общий замысел аллегории дополняют фигуры «Утра», «Вечера», «Дня» и «Ночи». Папа и кардинал Медичи потеряли терпение и растрогли договор на постройку фасада церкви Сан Лоренцо в 1520 г. Работа над гробницей Юлия II растянулась на многие десятилетия, так как Микеланджело все время отвлекали другие заказы. В 1495–1496 гг. Шаг сделан.
Март. Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода. В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Точное название скульптурной группы – «Битва кентавров с лапифами».
Кумская сивилла наделена сверхчеловеческой мощью и необычайной мужественностью кажется, что она принадлежит к племени не людей, а гигантов напротив, Дельфийская сивилла изображенная в момент прорицания, молода и прекрасна, глаза ее широко раскрыты, весь облик полон вдохновенного огня. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца.
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. «Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Папа, желая монополизировать гений Микеланджело, предлагал мастеру постричься в монахи в орден францисканцев (в 1524 г. ), обещал доходный бенефиций. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Но как и в «Битве кентавров», Микеланджело дал здесь свое претворение темы.
На смену вернувшемуся «средневековью Савонаролы» пришла светская республика. Его длинная борода струится между могучих пальцев. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Правой рукой он опирается на колено. Такое вмешательство в работу не могло не тормозить ее, не нервировать художника.
И решив оказывать Микеланджело помощь и взять его под свое покровительство, он послал за отцом его Лодовико и сообщил ему об этом, заявив, что будет относиться к Микеланджело как к родному сыну, на что тот охотно согласился. — Скорее меч. Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Его терзал страх провала, он никогда не был удовлетворен своей работой.
Дионисия именуемого французским кардиналом руанским, оставить через посредство художника столь редкостного достойную о себе память в городе, столь знаменитом и он заказал ему мраморную, целиком круглую скульптуру с оплакиванием Христа, которая по ее завершении была помещена в соборе Св. Анна» Леонард да Винчи. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. После длительных переговоров, в Болонье состоялось их примирение. Апостола Матфея, вырубленная для Флорентийского собора (1503-1506), – мраморная статуя Мадонны с Младенцем «Мадонна Брюгге» (1504), – два рельефных тондо изображающие также Богородицу – «Мадонна Таддеи», «Мадонна Питти» (1504-1506, Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа, – картина «Св.
Работа поглощала все душевные и физические силы творца. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. Микеланджело добыл мрамор, количество которого изумило весь Рим. Самые мрачные и самые величественные в жизни Микеланджело.
Завершенная до мельчайших деталей в отделке мрамора и его полировке, статуя «Моисей» заключает в себе мощный эмоциональный заряд и громадное внутреннее наполнение.
Усыпальница Медичи в этом смысле менее всего памятник двум малозначительным представителям рода Медичи – значение ее более широко. Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Но Микеланджело не мог себе позволить отдых, зачастую даже спал по ночам на рабочем месте. Давид изображен перед битвой с Голиафом.
Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Он зарабатывал в 50 раз больше обычного рабочего. Начиная с 20-х гг. В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Рафаэль проводил ее своей росписью «станц» Ватикана, гуманист, писатель и дипломат Бальдассаре Кастильоне делал такие же выводы в своем трактате «Котреджиано» («Придворный»). Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир.
Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа). Значение этих композиций он подчеркнул написанным, дающим иллюзию сильно выступающего, карнизом, под которым в нишеобразных тронах, между распалубками, разместил чередующиеся гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл (пророчиц), восседающих на тронах. Глаза его опущены.
Здесь перед нами идеальные образы зрелого Возрождения, построенные как на изучении античности, так и на традициях Донателло и его последователей. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется.
Он оплакал в ней гибель свободы родного города. Однако обстоятельства не благоприятствовали его осуществлению и после завершения трех статуй для гробницы двух «Рабов» и «Моисея» труд мастера был прерван. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий ее склонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца, останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленях матери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводит взгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубоком сне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках, к вьющейся бородке, к искаженному муками рту.
Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. Постепенно этот недуг прошел. Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Приблизительно в 1530 году, когда только утихла мстительная ярость победителей Флорентийской республики и Микеланджело получил прощение и снова принялся за работу во славу тех самых Медичи, против которых только что сражался, он создал небольшую превосходную, хотя и неоконченную, мраморную статую «Аполлон, вынимающего стрелу из колчана», также известную под именем «Давид-Аполлон» (Национальный музей Барджелло, Флоренция). В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Франциск (1496-1497), – статую «Купидон» (1496-1497).
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени. Обычно живописное тондо «Святое семейство» связывают по теме и по времени исполнения с рельефными тондо Микеланджело «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти».
В. Лазарев. Вот таким образом иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком.
В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи» излучает жизнерадостность. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга.
Человек был в центре внимания у всех мастеров итальянского Возрождения, но именно в искусстве Микеланджело ренессансный гуманистический идеал находит свое высшее, предельно яркое выражение ибо Микеланджело выделяет в этом идеале его основу, сердцевину, самое ценное качество – активность, действенность человека, его способность к героическому подвигу. Но когда умер Адриан и папой был избран Климент VII, стремившийся в искусствах архитектуры, скульптуры и живописи оставить по себе славу в степени не меньшей, чем Лев и другие его предшественники. На второй, более высокой платформе, два ангела, один улыбающийся (счастливый присоединить душу папы к числу избранных), другой плачущий (удрученный потерей, понесенной миром), несут гроб с изображением сидящего на нем папы. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг.
В Венеции он живет до 1494 года, а потом в снова переезжает в Болонью. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. В центральная фигура композиции – Мария, сидящая на камне – выполнена наиболее выпуклой.
В 1503-1506 гг. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
Рассказывают, что незадолго до его рождения, мать упала с лошади. Скульптор выговорил два года, считая от 1 сентября. Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав и человечен. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36.
В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения. Он знакомится с великолепной коллекцией античных памятников, собранной Лоренцо. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Он весь сосредоточенность и ожидание.
Последние 30 лет жизни он провел в Риме. Он идет вглубь него от передней плоскости блока. Спустя несколько дней вода спала, мрамор, покрытый песком и илом, перевезли на площадь Св.
Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. В античном мире человек – лишь игрушка рока. Сам Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий.
На следующий день Тибр вышел из берегов, белоснежные мраморные блоки были затоплены водой. Пропорции этой фигуры более стройные. В нем начинают ценить фиксацию первого творческого импульса, наиболее непосредственное выражение творческой фантазии индивидуальный графический почерк мастера. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. В начале молитвы Св.
На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Его отец, Леонардо ди Буанаротта Симони, короткое время служил магистратом в небольшой деревне, когда у них с женой Франческой Нери появился второй из пяти сыновей, но они вернулись во Флоренцию, когда Микеланджело был еще младенцем.
Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. – Мне показалось, что без бороды будет лучше. Как воплощение скорби человечества воспринимается его фигура. Здесь же Микеланджело исполнил три небольшие статуи для гробницы Св.
Используя для своего замысла архитектуру плафона, Микеланджело создал своей живописью новую — «изображенную» — архитектуру, разделив среднюю часть плафона соответственно оконным плафонам и образовавшиеся прямоугольные поля заполнив сюжетными композициями. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. На что Микеланджело отвечал попросту: Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство. Микеланджело хотелось пройти кое-где посуху, как это делали старые мастера, в написанных внизу историях, тронуть там и сям фоны, одежду и лица лазурным ультрамарином, а орнамент золотом, чтобы общий вид стал еще лучше и богаче согласился на это и папа, узнав, что этого не хватает, так как слышал, как хвалили такие доделки те, кто их видел однако, так как восстанавливать леса показалось Микеланджело делом слишком сложным, все осталось как было. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем — огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. Микеланджело поспешил в город, который почитал как свою родину.
Микеланджело работал над заказом правительства — картоном к фреске «Битва при Кашине». А у козлов выпадают зубы. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Нужно, однако, отметить, что Микеланджело не замкнулся в тепличной обстановке гуманистического и художественного окружения Лоренцо Медичи. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода — «Мадонной в кресле».
И если «Битва кентавров» по характеру исполнения ближе рельефам древнеримских саркофагов, то в постановке фигуры «Вакха» использован принцип, найденный древнегреческими ваятелями, в частности Лисиппом, которого интересовала проблема передачи неустойчивого движения. – Я этого не видал. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita – устрашающая). Невероятная по напряжению работа сильно подорвала его здоровье.
Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Флоренция, ответившая на разгром Рима вторым изгнанием Медичи и установлением республики, оказалась осажденной войсками императора и папы. Однако еще больше поражает всякого, что, замыслив надгробия герцога Джулиано и герцога Лоренцо деи Медичи, он решил, что у земли недостаточно величия для достойной их гробницы, но пожелал, чтобы все стихии вселенной в этом участвовали и чтобы четыре статуи их окружали, покрывая собою усыпальницы: на одну из них он положил Ночь и День, а на другую Аврору и Сумерки.
Микеланджело был среднего роста, широкий в плечах, мускулистый. 16 августа 1501 года был заключен договор. Мы знаем, что к концу жизни Микеланджело был богатейшим человеком.
Судьба художника Тоскана.
В «Вакхе» неустойчивость воспринимается по-иному, чем в пластике античного ваятеля. И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. В ее фигуре ощутимо то оцепенение, какое видишь в спящих Вазари. Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Флорентийский период Микеланджело был наполнен лихорадочной активностью. В стране вспыхивает революция.
Новый папа Лев X, будто пытался помешать увековечить память о своем предшественнике, задался целью поставить себе на службу гений Микеланджело. «Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Клубок сплетенных в смертельной борьбе тел можно уподобить переливающейся лаве все здесь в предельном напряжении сил сложная многофигурная композиция пронизана единым как бы пульсирующим ритмом.
– Да, ты лишил его бороды. В свободном кубическом пространстве (со стороной квадрата около 12 м), увенчанном сводом, Микеланджело разместил пристенные гробницы Медичи. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. «Слишком долго было бы разъяснять все многочисленные прекрасные и разнообразные выдумки там, где показана вся родословная праотцов, начиная с сыновей Ноя, для доказательства происхождения Иисуса Христа в этих фигурах не перечислить всего разнообразия таких вещей, как одежды, выражения лиц и бесчисленное множество необыкновенных и новых выдумок, прекраснейшим образом обдуманных и нет там ничего, что не было бы выполнено с вдохновением и все имеющиеся там фигуры изображены в прекраснейших и искуснейших сокращениях и все, что там восхищает, достойно величайших похвал и божественно» Вазари. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Георгия за двести дукатов. Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна.
Тяжелые переживания Микеланджело отразились и в работе над архитектурно-скульптурным ансамблем для капеллы Медичи при церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520—1534). Юлий II по совету Браманте, соперника Микеланджело, решил заново построить собор Св. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирены (это отражено в названии одной из книг Фичино – «Платоновская теология о бессмертии души») что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В этом он предвосхищает последующие столетия» М. Алпатов.
У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. «. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. Вакх представлен скульптором в виде обнаженного юноши с чашей вина в руке.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Размеры самих сцен неодинаковы, меняются и масштабы фигур в зависимости от пояса. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом. Четыре гения сияют в Италии Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.
Несколько десятилетий назад в Карраре была добыта огромная глыба мрамора, которая лежала во дворе церкви Санта Мария дель Фьоре, предназначавшаяся для колоссальной статуи библейского героя Давида. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. «И вот случилось так, что, когда Доменико работал в большой капелле в Санта Мариа Новелла и как-то оттуда вышел, Микеланджело начал рисовать с натуры дощатые подмостья с несколькими столами, заставленными всеми принадлежностями искусства, а также и несколько юношей, там работавших. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
Три дня потребовалось, чтобы доставить мраморного гиганта к месту назначения. Можно сказать, что именно с этих работ начинается формирование батального жанра.
Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды. Слушал его и Микеланджело. Семейство» известная под названием «Мадонна Дони» (в галл. В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.
«Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Мать прикрывает головку ребёнка. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека».
Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли. Разумеется, достижения такого размаха и такой содержательной силы должны были найти себе соответствие в самой личности художника. 31 октября 1512 г. Сикстинская капелла была открыта для обозрения.
Человек в созданиях Микеланджело запечатлен в решающие минуты жизни, в моменты, когда определяется его судьба и когда личная доблесть возвышает его деяние на уровень подвига. Поза его неустойчива. Образ Давида был традиционен во Флоренции.
Их идеализированные статуи помещены в ниши взгляды обращены к Богоматери и Младенцу. С поездкой в в Рим и работой там открывается новый этап творчества Микеланджело. «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей», – писал о себе великий итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Микеланджело. И лишь понемногу он опять привык читать, глядя перед собой вниз».
Микеланджело мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент.
Современники же почти не знали их совсем. Посещение Рима, соприкосновение с античной культурой, памятниками которой Микеланджело восхищался в коллекции Медичи во Флоренции, открытие знаменитейшего памятника античности — статуи Аполлона (позже получившего название Бельведерского, по месту, где статуя экспонировалась впервые), которое совпало с его приездом в Рим — все это помогло Микеланджело проникновеннее и глубже оценить античную пластику. Микеланджело стремился показать готовность граждан встать на защиту республики. Уже современники называли статую «Скованного раба» «Восставшим рабом» — настолько явно воспринимается здесь титанический порыв к свободе.
Здесь талант Микеланджело развивается во многих направлениях, он начал свой путь скульптора. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его. Один из самых патетических образов капеллы — пророк Иезекииль.
Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер.
В 1501 г. Микеланджело вернулся во Флоренцию, которую любил как родину, хотя родился не в самой Флоренции. Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между христианским благочестием и языческой чувственностью. Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным.
В это время Микеланджело получил ответственный заказ от флорентийской синьории (республиканского самоуправления) и возможность создать идеальный образ Давида – юного победителя Голиафа (1501-1504, Флоренция, художественная академия). Мария сидит в профиль на скамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно бы обрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка. Моисей, грозный и мудрый вождь еврейского народа, наделенный могучей волей, титанической силой и темпераментом, должен был стать центром композиции нового проекта. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение.
Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Он не любил пускать свои стихи в свет.
При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. За это время Синьория получила три бреве с требованием выслать Микеланджело в Рим, он же, видя, в какую ярость пришел папа, опасаясь его, собирался, как говорят, уехать при содействии каких-то монахов-францисканцев в Константинополь на службу к Турку, которому желательно было использовать его при строительстве моста из Константинополя в Перу. Статуя была поставлена на фасад церкви в Болонье, присоединенной к папским владениям, но, когда Болонья вновь стала самостоятельной, статую сбросили, а из бронзы была отлита затем пушка.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Эпоха Возрождения не знала еще такого синтеза архитектуры и скульптуры. После того, как Микеланджело отказался, подарил ему дом возле церкви Сан Лоренцо и назначил жалование, в три раза выше, чем просил Микланджело.
Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. Он занимался там в течение одного года. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. в спиралеобразном движении вверх, словно бы он пытался вырваться из мраморной глыбы, как вырывается человек из каменных недр многобожия, сковывавших его по рукам и ногам.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Долгий, почти семидесятипятилетний творческий путь мастера охватил огромный исторический период, полный бурных потрясений.
Все это как будто правдоподобно и, однако, не исчерпывает содержания знаменитой росписи. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. В скульптурных работах Микеланджело порой трудно определить, что осталось незаконченным из-за недостатка времени или из-за превратностей судьбы, а что намеренно не доведено до конца. Флоренция стала ареной громкого турнира имевшего огромное значение в сфере искусства. Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку. Все считают, что фавны наполовину козлы.
Доминика, над которой, как рассказывалось раньше, работали старые скульпторы: Джованни Пизано, а после него мастер Никола дАрка. Как в скульптуре и в живописи Микеланджело, эволюция рисунка в его творчестве идет по линии нарастания одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. Единственному сопернику да Винчи – Микеланджело не было в это время и 26 лет. Все они базировались на рисунке. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело.
Петра. Новая сакристия церкви Сан Лоренцо (капелла Медичи) составляла пару Старой, построенной Брунеллески столетием раньше она осталась неоконченной из-за отъезда Микеланджело в Рим в 1534. В руках его, прижаты к телу – скрижали с Десятью Заповедями. Иоанн» – не сохранились. Мрамор этот Пьер Содерини, назначенный тогда пожизненным гонфалоньером города, неоднократно предлагал переправить Леонардо да Винчи, а теперь собирался передать его мастеру Андреа Контуччи из Монте Сансовино, отменному скульптору, его добивавшемуся пытался получить его по приезде во Флоренцию и Микеланджело, которому он приглянулся еще много лет тому назад, хотя и трудно было высечь из него цельную статую без добавления кусков и ни у кого, кроме него, не хватало духу отделать его без таких добавлений.
Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года).
Расчистка и реставрация росписи начались в 1980. Младенец изображён без нимба. Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). – На нас напали пизанцы. Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи.
И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. – Он и должен быть старым. Фон для статуй образует многочастная архитектурная композиция из филенок и ниш в несколько ярусов вокруг главной арочной ниши алтаря (архитектор Андреа Бреньо).
Микеланджело подружился тогда с Франческо Граначчи, который был в том же юном возрасте и устроился при Доменико дель Гирландайо для обучение искусству живописи: вот таким образом Граначчи, полюбивший Микеланджело и видя, насколько он способен к рисованию, что ни день снабжал его рисунками Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры.
Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. В период 1516 – 1534 годов художник работает над проектом фасадной части церкви Сан-Лоренцо, архитектурным и скульптурным ансамблем усыпальницы Медичи. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Но эпоха Возрождения этим не ограничивается. Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка.
Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. То было время дальнейшего усиления реакции искоренения остатков ренессансного свободомыслия. Усыпальница Юлия II так и не была построена в той форме, как ее задумал Микеланджело и эта «трагедия» преследовала его почти 40 лет. Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора. В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи.
Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Это грандиозное творение включает в себя сцены библейской книги Бытия, композиции фигур сивилл и пророков изображения Христа и его предков. На папский престол вступил кардинал делла Ровере под именем папы Юлия II.
Они ошибаются. В 1542 году, наконец, были устранены рабы и статуи победы. как раз вовремя, чтобы отразить три атаки пизанцев и разбить неприятеля наголову.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Не говоря уже о стрессах.
Папа был доволен. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело. В любом из микеланджеловских творений, будь то статуя и фреска, рисунок и архитектурное сооружение, проявляются черты, глубоко их объединяющие: грандиозность замысла, героическую напряженность. Он сразу же принялся за нее, но закончил только в 1519—1520 годах во Флоренции. м, а число фигур достигает нескольких сотен.
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений.
– Твой Фавн слишком стар. Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Разве он не копиист. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции.
Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. Как и «Битва кентавров» «Вакх» тематически непосредственно связывает Микеланджело с античной мифологией, с ее жизнеутверждающими ясными образами. Папа Юлий во что бы то ни стало стремился вернуть скульптора. В том, что он нередко проявлял щедрость, по-видимому, не приходится сомневаться.
Однако лишь один Микеланджело сумел внести поистине эпохальный вклад во все разделы изобразительных искусств. Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари.
Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого.
– несохранившаяся бронзовая статуя Давида. Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу.
Моисея. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен.
Вступив в мятежную Пизу с войсками, Юлий II посеял страх в Флорентийской Синьории. Измученный и больной Микеланджело вернулся четвертый раз во Флоренцию. Это гигант, один из пророков, воплощенных в мраморе, духовный вождь народа исполненный непоколебимой воли. Два тондо изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. Это была попытка изобразить человека в мучительных поисках истинного Бога, .
Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Вершинами скульптурного творчества Микеланджело наряду с «Моисеем» можно рассматривать его «Рабов», вносивших яркую героическую ноту в первоначальное решение надгробия. Работать приходилось на грани физических возможностей.
Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь св. Прибыв в сад, они увидели там, как молодой Торриджано деТорриджани лепит по указаниям Бертольдо круглые статуи из глины. Взгляд бога обращен на чашу с вином. Из этой копии в увеличенном масштабе Микеланджело сделал картину, расписав ее красками.
Петра Бернардо Ченчи (находится на прежнем месте в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва). – А откуда берется новое. А личная жизнь. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. С надеждой устремился скульптор туда.
Гуманисты славили земную красоту, возрождая идеалы античного мира. Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать двух своих лучших учеников в эту школу. «Мрачные годы. Все работы Микеланджело Буонарроти флорентийского периода полны глубокого пессимизма, тяжкого раздумья, бесцельного движения.
Микеланджело предстал тонким колористом: он сумел усилить скульптурное восприятие натуры при помощи цвета и учел большую высоту потолка (18 м), который в XVI в. не мог быть освещен столь же ярко, как это возможно сейчас.
– Ах, это Фавн из моего кабинета. Ученик должен создавать нечто новое исходя из старого. 13 сентября в понедельник, рано утром Микеланджело начал работу. Это не был удобный момент для дружеской встречи. В нем и отчаяние и вопрос.
Он смотрит вдаль, как бы общаясь с Богом. Сохранился только один вполне достоверный образец станковой живописи Микеланджело: знаменитое тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» (ок. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Папа Юлий остался чрезвычайно доволен росписями Микеланджело. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура — «не его специальность», — ему пришлось подчиниться.
В первые годы понтификата Льва X он усердно трудился над гробницей. Леонардо было в это время за 50 лет, он уже создал «Тайную вечерю» и «Мону Лизу» и уступал первенство в скульптуре Микеланджело. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства.
И статуя герцогов Джулиано и Лоренцо Медичи и помещенные на саркофагах аллегорические фигуры «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» имеют одно общее: при всей физической мощи они лишены активного действия. По утверждению Кондиви, Микеланджело испытывал к проповеднику самое глубокое уважение. Его правление вызывает нарастающее недовольство широких ремесленных кругов.