Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Пока не определён письменный источник, если таковой существовал, теологической программы росписи.
Мраморный барельеф. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом.
Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Мы практически видим, как энергия сквозь кисть Бога передается руке человека. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Сикстинская капелла представляет собой прямоугольное в плане здание длиной 40, 5 м и шириной 14 м. Высота капеллы — 20 метров.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. Прекрасная Ева только что была создана из ребра Адама. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым).
Во время реставрации 1980—1999 годов было обнаружено, что ученики помогали Микеланджело в создании всех трёх композиций из истории Ноя. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Третьей — испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24).
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Материнское начало Бога передано через красное покрывало, которое ассоциируется у меня с материнским лоном, с материнской вселенной, маткой, в которой зарождается множество будущих жизней, потенциальных человеческих «Я». Вазари замечает, что Микеланджело, «дабы показать совершенство искусства и могущество Бога изобразил в своих историях, как он, являя свое величие, отделяет свет от тьмы и с распростертыми дланями парит, сам себя поддерживая. » фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Через плечо Бога смотрит ангел изумленный красотой человека. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. По библейской легенде бог создал первого человека из глины, а потом оживил его.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Три ангела, поддерживающие всемогущего Создателя, потерялись в складках огромного плаща. Неторопливо протягивает она руку, чтобы взять фатальное яблоко. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину13 и не препятствовало использованию часовни. Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Вот так выглядел молодой Микеланджело Буонарроти.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Человекообразный вихрь в своем космическом парении отодвигает тучу тьмы. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Так одним предложением можно описать фреску.
На самом деле, род Буонаротти был знатным, хотя и небогатым. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В молодости Микеланджело получал образование в Платоновской академии, созданной семьей Медичи во Флоренции. На одних участках поверхности заметны сделанные его рукой импульсивные зарисовки, на других— следы сетки, при помощи которой он переносил рисунок с миниатюрного эскиза.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся.
Благодаря этому шагу Лоренцо пригласил юного скульптора в свой дворец. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Высота капеллы— 20 метров.
Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Поняв тот факт, что панели переполнены сюжетами, гениальный художник изменил стиль произведения и после «Грехопадения» и «Изгнания из Рая» и «Сотворения Евы» росписи более лаконичны, жесты персонажей стали более простыми и выразительными.
Причем техника так называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу Юлия II в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу Если на боковых стенах капеллы представлены эпоха Закона (Моисей) и эпоха Благодати (Христос), тороспись потолка посвящена самому началу истории человечества, описанному в Книге Бытия. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Никаких других персонажей на картине нет.
И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Не то чтобы отец был в восторге от этой идеи, однако рисование сына на школьных уроках привело к тому, что Микеланджело в 12 лет приходит в мастерскую Д. Гирландайо (известный флорентийский художник, писавший фрески). Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
Микеланджело. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999).
Несмотря на то, что Микеланджело – один из титанов Высокого Возрождения (чинквеченто), всю свою жизнь он провёл не как придворный художник в роскоши и признании, а, скорее, как скиталец. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Судьба художника Тоскана. В честь чудесного спасения «устроил Ной жертвенник Господу и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение». Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62. Папа был доволен.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Цикл фресок Микеланджело в Сикстинской капелле имел сильное воздействие на других художников, ещё до того, как была завершена работа над ним. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Мы добавим к этим трем доводам четвертый. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета.
По мнению художника, мужское тело являлось более совершенным по сравнению с женским. Но Микеланджело справился со всем.
Фоном происходящего является слияние серо-голубой дали моря с такого же цвета небом. Моисей. В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Каждая репродукция – своеобразный маленький шедевр.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры. Но, к сожалению, не сохранилось ни одного портрета или автопортрета молодого Микеланджело. Микеланджело было бы достаточно родиться на сорок лет раньше – «тогда он мог бы учиться под руководством Гиберти – или тридцать, чтобы попасть в ученики к Донателло родись он на двенадцать, десять или пять лет раньше, его обучали бы работе по мрамору братья Поллайоло, Верроккио или Лука делла Роббиа». Микеланджело принял вызов. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я». Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.
Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй — «Сотворением Евы». 1. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Ок. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей она будет называться женою ибо взята от мужа. 1490-1492. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд».
Адам настолько устал, что может показаться, что он умер. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Не говоря уже о стрессах.
Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе. Художник, пишущий фреску, не мог единолично готовить грунт под роспись, переводить на него рисунок с подготовительного картона, выполнять другие вспомогательные работы. Одним из таких примеров является Пьета (Оплакивание Христа), установленная в храме Святого Петра без торжественного открытия. автора) хотели, чтобы он научился большему.
Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Основная повествовательная нагрузка возложена на центральную часть свода, где размещены девять сцен из Книги Бытия, — четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи.
Микеланджело в папской капелле в Риме изобразил Спасителя, его пречистую мать, святого Иоанна, святого Петра и других угодников, причём представил их всех нагими, даже пресвятую деву Марию и в позах отнюдь не канонических» Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. По мнению того же Штейнберга, левой рукой Творец опирается на младенца Христа, однако эта гипотеза не поддерживается другими исследователями. Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. В те времена (как, впрочем и в любые другие) в общественных взглядах постоянно чередовались авторитарное пуританство и либеральная вседозволенность. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.
Пропорции тела, эмоции, техника живописи имеют своё лучшее проявление. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира. В первые дни кропотливых трудов Микеланджело стал готовить рисунки и сооружать леса.
В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Конфигурация капеллы препятствовала выбору центральной точки зрения, которой должно было быть подчинено всё изображение, вот таким образом Микеланджело рисовал фигуры фронтально, лишь слегка обозначая изгиб потолка39. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как художник.
И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы.
Они уходят в пустынный и голый мир. Он лепил из глины и рисовал с произведений предшественников, безошибочно точно выбирая именно то, что могло помочь ему в развитии собственных врожденных склонностей. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Известная легенда о нём гласит, что его тело было брошено в море. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Но тем не менее это случилось. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге». Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Справа, под навесом в отчаянии сидят люди.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. Он находится как бы в предвкушении того, когда люди станут возделывать его. Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь.
Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Большие паруса поддерживают свод. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа.
Этот жест уже встречался у Леонардо да Винчи но если ангел на его картине «Мадонна в гроте» лишь указывал на чудо, то здесь жест Бога его воплощает. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным».
В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. На одном из видных самых мест алтарной стены он изобразил под видом святого мученика своего главного врага с ножом в руке, Если это так, содравшего кожу с него самого» – то можно только подивиться смелости Микеланджело.
Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. IV). Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.
Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). Одной из первых скульптурных работ был Фавн, скопированный с одной из античных скульптур.
В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Он был сыном мелкого чиновника. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. В первых трёх эпизодах, связанных с Ноем, фигуры персонажей гораздо меньше, количество же их больше, чем в секциях, посвящённых истории сотворения мира.
Всю жизнь он чувствовал себя больше скульптором, каменотёсом, нежели живописцем. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Перед публикацией сборника стихов очередной свободный период сменился очередным закручиванием гаек и стихи одного мужчины, посвященные другому, выглядели на тот момент предосудительно. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Мне удалось впервые обнаружить именно такое изображение на фреске Сикстинской капеллы «Сотворение светил и растений». Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. В самые короткие сроки ваша репродукция «Сотворение Адама» будет вам доставлена.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора.
Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. Обратим особое внимание на святого Варфоломея. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей.
Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Через мгновеshyние они будут переданы Адаму, устремившему благоshyдарный взор на Бога. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Слева – человек. В отличие от других живописцев изображающих Создателя, тянущего Еву за руку или хватающего ее за локоть, Микеланджело показывает, что Бог все делает лишь при помощи слов. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
1515. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет.
Художник предпочел начать свое произведение от здания с завершающей сцены «Опьянение Ноя» и передвигался к стене алтаря. Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. С большим мастерством вводит он декоративный мотив дубовых листьев (символический намек на род делла Ровере, переводится с итальянского как дуб из этого рода происходил папа Юлий II), сплетенных в гирлянды и украшающих щиты юношей, рог изобилия с дубовыми листьями и желудями держит в руках юноша, расположив его у бедра Адама.
В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. Эдемский Сад, в котором все происходит, уныл и пуст. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Снизу их не видно из-за выступов карниза. По свидетельству Париса де Грассиса, между 14 и 15 августа 1511 года, в праздник Успения Девы Марии, которой посвящена часовня, папа пришёл в капеллу, посмотреть роспись свода.
В 1508 году мастер, наконец, возвратился в Рим, но не получил возможности заняться гробницей. Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его как вещь красивую показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь.
Если обратиться к роману «Муки и радости» о биографии Микеланджело, то можно увидеть следующую реакцию отца на действия сына: «Неужели ты думаешь, что я позволю тебе погубить свою жизнь и стать художником. И для того были веские причины. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. «И продолжалось на земле наводнение сорок дней, .
Там можно увидеть многофигурную композицию. (Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных) Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного – кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения. Отправляясь от Библейского текста художник дает ему абсолютно новое претворение. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека.
Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён.
6. В молодости Микеланджело испытал влияние двух самых известных флорентийских живописцев фрески раннего Ренессанса — Джотто и Мазаччо58. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Папы хотели, чтобы их имя стало бессмертным благодаря заказам произведений искусства. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
IV). Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. События следующего, второго дня, — отделение суши от вод, в нарушение хронологии вошли в третью сцену. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша.
В люнетах над окнами часовни расположены имена предков Христа, надписи сопровождены их изображениями. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Но оно оказалось слишком тяжелым.
По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации.
Март. Все это – расплата за шедевр. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. Стены часовни разделены на три горизонтальных уровня, в верхнем ряду с каждой стороны располагается шесть окон. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, предназначалась для проведения важных мероприятий, в том числе конклавов.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Высота капеллы— 20 метров. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Весь ее облик символизирует чувственность женщины, ценящейся во все времена. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый — светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода.
Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках — апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах.
Благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Микеланджело Буонаротти (1475 – 1564) с детства мечтал стать скульптором, а свой творческий путь начал в раннем подростковом возрасте во Флоренции. Фигура Евы изображена в соответствии с красотой того времени, когда была написана фреска.
Ствол, направлен в сторону первой женщины, прекраснейшей Евы. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. На самом деле он крепко спит, прислонившись к скале.
Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Микеланджело представляет ее очень робкой и беспомощной. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия.
Это единственная скульптура, на которой есть подпись мастера «Микеланджело Буонаротти, флорентиец, создал это», по легенде поставленная после подслушанного разговора между двумя ломбардцами и их мыслей о том, что это ваял Гоббо из Милана. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. И тогда епископ велел принести тело детям, которые легко справились с задачей. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп.
В данной точке сосредоточен весь внутренний пафос изображения, вся его динамика. Большие паруса поддерживают свод. Микеланджело не нравилось, что тесать камень он принялся не сразу (данное ремесло ему доверили спустя год). Двойная складка плаща, охватывающего всю божественную свиту играет роль границы между Христом и Люцифером. IX, ст. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин — пророков и сивилл.
На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. 5. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира — ante legem (до дарования закона Моисея).
Давид, 1501 – 1504. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В обратном случае – нельзя будет сказать подмастерьям, что от них требуется.
По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере). Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Ещё выше, в треугольных пазухах сводов, представлены восемь групп людей, не отождествлённых с определёнными библейскими персонажами. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Тем поразительнее совершенство фрески. Флорентийцы высоко оценили это произведение искусства и установили его на площади перед Палаццо делла Синьория (ныне Палаццо Веккьо), где проходили религиозные и светские мероприятия, хотя первоначально предполагалось, что Давид украсит основной флорентийский собор – Санта-Мария дель Фьоре. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Другой мотив— раковина, один из символов Мадонны, предположительно ей была посвящена часовня в 1483 году. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16.
В правой части изображены изгоняемые из рая Адам и Ева. Последняя повествует об истории Ноя. Заметив, что панели слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: после Грехопадения и Изгнания из Рая и Сотворения Евы изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры героев крупнее их жесты проще и выразительней.
Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти продолжались почти целое столетие – с 1475 по 1564 год. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара, где эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу, вернее даже, страстную любовь 61-летнего Микеланджело. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли.
С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Он начал работу с последней триады.
Как считал Лео Штейнберг, внизу слева в тени изображены Люцифер и Вельзевул, которые отказывались признать, что Адам был венцом творения Создателя. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». Она небольшая по размеру, но величественная. Тяжёлый труд не останавливал его от работы даже на закате дней.
Начинающему скульптору было всего пятнадцать лет. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен.
Потому сатана и стал врагом человека. Его руки беспомощно положены на растущий рядом пень. Руки почти встречаются. Примерно так же, как русского крестьянина можно было бы фигурально назвать медведем. «Да будет свет» — провозгласил Господь и, отделив свет от тьмы, явил самого себя как свет.
Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Плавный полет творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека».
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. В своих скульптурах он подчёркивал материал из которого она сделана, оставляя некоторые фрагменты (например, постаменты) неоттёсанными. Большие паруса поддерживают свод. Согласно податному цензу, семья столетиями принадлежала к высшим слоям города и Микеланджело весьма гордился этим. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.
Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться. Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Решив спасти их от наказани (потопа), Бог приказал Ною построить ковчег, поместить туда семью, а также по паре всего живого, что было на Земле: зверей, животных, птиц, насекомых.
Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным. Работать приходилось на грани физических возможностей. Не хватает буквально искры жизненной силы, чтобы вдохнуть в него душу. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. В октябре 1511 года Микеланджело писал отцу, что роспись капеллы закончена и папа остался доволен его работой.
В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Для примера посмотрим на надгробие герцога Джулиано Медичи, которое Микеланджело украсил статуей «Ночь». Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию.
Главная героиня фрески – первая женщина на Земле, созданная из ребра Адама. И теперь Бог спокойно и твердо говорит с ней. Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.
IX, ст. Тема первой группы изображений — создание Богом Небес и Земли. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10.
Его правая рука, дарующая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
По бесконечному космическому пространству летит Бог-отец, окруженный ангелами. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. Снизу их не видно из-за выступов карниза. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Откуда Микеланджело знал, что причина заболевания связана именно с водой — трудно сказать. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Все, что предсказал Ной своим сыновьям, в точности исполнилось.
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Она прекрасна в своей скромности и женственности.
Он еще не знает, что только благодаря такому расставанию он может родиться как человек, как отдельное «Я».
Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен. Все дело в том, что Микеланджело был известен как скульптор, но не художник. Когда оно было вынесено на берег, местный епископ велел мужчинам принести тело. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. В центре — спящий, обнажённый Ной Хам, стоящий спиной к нам, указывает пальцем на отца.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».