На выставке также будут представлены 11 рисунков и 14 архитектурных проектов Микеланджело, в том числе его нереализованный проект собора Сан-Джованни деи Фиорентини в Риме. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. Тем временем, друг детства Микеланджело, Франческо Граначчи, устраивается учеником в мастерскую художника и приносит ему рисунки.
В творческой деятельности Микеланджело рисунку было отведено особое место: по некоторым свидетельствам Микеланджело считал его «единственным искусством, частью которого являются все остальные искусства и из которого они проистекают».
Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Он отказался от расчленения композиции на горизонтальные регистры, так как в основу ее он положил принцип кругового движения. 92, 93, 94.
Илл. 183. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Вернувшись через Флоренцию в Рим, художник снимает квартиру с мастерской неподалеку от площади св. 158, 159.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. 46.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. На самом же деле между ними лежала бездна.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. И этой же цели служит цвет. В сильных, мощных телах чувствуется прямое воздействие античной пластики, которую Микеланджело никогда не переставал внимательно изучать. Пейзаж пустынен и гол. В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души.
21, 22.
К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. 182, 187, 188, 189. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл. 155.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. 184.
Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 173. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. И в ней мастер смело порывает с традицией. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Антония – первая из известных картин Микеланджело. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Илл.
Петра. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. К великому сожалению, церковь Сан Джованни деи Фьорентини так и не была построена по замыслу мастера, хотя его проект изобилует совсем новыми архитектурными решениями. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело.
Илл. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Если гробницы XV века воспринимаются как искусственное дополнение к архитектуре, то у Микеланджело архитектура и пластика объединены одним замыслом. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень).
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Но самым-самым считается экорше, созданная из гипса французским скульптором Жан-Антуан Гудон (1741—1828). Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. 140, 141.
Он избегает детализированной характеристики места. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Илл. изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Настойчиво прибегая к постоянным коррективам и улучшениям, Микеланджело избегал давать окончательное решение даже в модели. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена.
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. 81-84. Петра со стороны апсид. Этот энергичный и честолюбивый понтифик был одержим идеей не только избавить Рим от дурной славы, связанной со скандальным правлением его предшественника Александра Борджа, но и придать городу новый, великолепный облик, подобающий духовной столице католического мира. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 89-91. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Таким образом, годы работы над статуями гробниц Медичи совпали с годами гибели всех политических и гражданских надежд Микеланджело. Илл. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Илл. Илл.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. 41. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. 170. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Возврат к провозглашенным Савонаролой принципам, требование морального очищения церкви, прокламирование возможности непосредственного мистического общения с богом, минуя официальные догмы, вот за что боролись эти люди. Не говоря уже о том, что она растянулась почти на сорок лет, она была связана с тысячами трудностей и разочарований, которые нервировали художника и приносили ему множество неприятностей.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. Все это придает его архитектуре величественный характер.
Картина получила широкое признание от пэров. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
Он приобрел у Микеланджело его статую Вакха, а также статуи Аполлона и Купидона, до нас не дошедшие. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. В то же время странная полоса из ткани, «свисающая» до середины одеяний Бога, весьма похожа на спинной мозг. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Живя в переломную эпоху, Микеланджело мог наблюдать на каждом шагу процесс перерождения скромного ренессансного мастера в самодовольного придворного художника, быстро усваивавшего патрицианские замашки и привычки.
Илл. Но как раз этого не произошло. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Илл. Петра (Музео Петриано). е. уважением классической традиции).
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
Илл. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). На эту тему известны рисунки из эпохи Возрождения от Леонардо да Винчи, небольшие скульптурные модели Микеланджело, а в более поздние времена – фигура работы маньериста Л. К. Чиголи (1600 г. ). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл. Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения.
119, 111. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Илл.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными.
Но роспись обладает и другим аспектом. 79, 142. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Скульптура в многочисленных слепках разошлась по всем академиям мира, в т. ч.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Но какой ценой. Илл. Илл.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Илл. 169. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться.
Илл. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Он родился и умер в один и тот же календарный день – 6 апреля. Статуя осталась незаконченной.
Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Зато вид группы справа мало удачен. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II. 164. Илл.
Илл. И результаты были самыми плачевными. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
86-88. Слева мы видим райский сад. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. 135, 139. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать. Три года напряженнейшей работы пропали даром. 179-181.
130. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
Он даже не дотрагивается до нее. Илл.
36. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Ева послушно следует слову творца. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Цикл библейских сцен в среднем поясе завершается изображением первого дня творения мира – Отделением света от тьмы. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Илл.
На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). 80. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Он победил. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Илл.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. И эти членения воплощают те героические силы, которые имманентны массе, а не привносятся в нее извне и которые упорядочивают ее и формуют.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Распалубки врезаются в боковые части свода, дробя его поверхность, что создавало дополнительные сложности для художника, взявшего расписать поверхность колоссального свода. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
33, 34. Микеланджело стал ее осуществлять не по проекту Браманте, а согласно своему собственному замыслу.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
159. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Илл.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников.
107, 108. Однако и здесь царит дух отчужденности. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. 2.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. А это было уже совсем новым словом в архитектуре, обретавшей такую динамику и такую эмоциональность, равные которым было бы тщетно искать в зодчестве кваттроченто. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции.
Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. Этим приемом достигается совсем особая монументальность: зрителю невольно кажется, что фигура распирает обрамление, стремясь развернуть в пространстве неисчерпаемые запасы творческой энергии. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541). Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Особенно выразительна правая фигура. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Илл. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Таким представил его и Микеланджело.
Его рука сгибается к плечу. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны. Петра. Чтобы составить верное представление об архитектурном замысле Микеланджело, лучше всего смотреть на собор св.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Илл. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Карниз Микеланджело трактует не как прикрывающую здание крышку, а как органическую составную часть стены.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. Илл. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Мучение Св. Илл. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Вот таким образом он решил направить все средства на постройку нового храма, проект которого выполнил Браманте.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Илл. Вазари прямо пишет:. Она напоминает мощную лавину. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте.
146-148. Илл. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Илл. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Сильное, волевое лицо отражает внутреннее напряжение, энергично вытянутая правая рука дает приказ светилам явиться на небосклоне. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны.
И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. 48-55. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Здесь ясно видно, какую свежую струю внес Микеланджело в быстро дряхлевшее зодчество XVI века, оказавшееся в плену витрувианских канонов. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. 23, 24. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Для каждой фигуры художник находит свой тип, свою позу, свой поворот, свой силуэт, свой мотив драпировки. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). 136.
47. Илл.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры.
151. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Тут столкнулись два сильных характера. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело – мраморный Вакх. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Илл. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
32. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Наверное, он действовал вполне сознательно. По-видимому, это была статуя Вакха. Петра.
Антония" – первая из известных картин Микеланджело. Вместо портретно трактованных лиц он дает героизированные типы, в которых нет ничего индивидуального, вместо одетых в современные ему костюмы фигур – либо прекрасное нагое тело, либо античного характера драпировки, ниспадающие спокойными, благородными складками. Илл.
Илл. Чтобы вызвать у зрителя впечатление богатства и пышности райского сада, художник изображает лишь несколько покрытых листьями веток и намечает волнистой линией землю. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Фигура погружается в сон. Это человек действия (vir activus). Завершая разговор, добавлю сакрального символизма от Рафаэля Санти. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 131, 132. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
174. Его гений искал более широкого поля деятельности. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу. С флорентийским периодом связаны и самые ранние из дошедших до нас живописных произведений Микеланджело.
Прожил до 18 февраля 1564 года. И здесь его постигает страшный удар. Она включала в себя и ряд гуманистов, пытавшихся как-то примирить свою философию с реформированным католицизмом.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Это были тяжелые годы.
Илл. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
160. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Кроме Микеланджело.
В них мощные пластические формы вступают в явное противоречие с религиозным содержанием, на котором лежит какой-то специфический контррефэрмационный налет. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. 163. Недаром его любимым материалом была бронза.
Эту фреску великий художник написал в 1511 году. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Например, деревянная модель собора св. Илл.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Илл. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Прежде чем продолжить, вместо пролога, немного экскурса в смежную тему. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Илл. Этот прелестный жанровый мотив, несколько необычный для Микеланджело, так понравился Рафаэлю, что он скопировал его в рисунке и дважды использовал в своих работах.
Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561).
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Он побежден.
Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. 97, 98. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Он действует только словом.
При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Это, конечно, не так. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками». Этому его научила скульптура.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). 25, 26. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Он стал уже высекать статую св. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. 134.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Илл. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Это гимн во славу человека и его безграничных творческих возможностей, это прославление его духовной мощи, это неиссякаемый родник физической энергии. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Их он терпеть не мог и не щадил. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Илл. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Илл.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В стране вспыхивает революция. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело.
Илл. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
С обычным для него искусством развертывает Микеланджело фигуру в пространстве, заменяя прямую ось слегка изогнутой, что позволило ему полностью выявить богатую пластическую жизнь тела. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
Речь пойдет о экорше – изображение (рисунок, скульптура) фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. Таков, несомненно, был его основной замысел. Здесь им не хватало южного солнца и здесь нейтральное палладианство имело несоизмеримо больше шансов на успех.
Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. 171.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. 109-112, 116-119. Распятие Святого Петра – заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя.
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Илл. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского.
Тем самым ей отводится центральное место. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики. 166, 167. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Илл.
Илл. Моисей восседает в торжественной позе. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Система перекрещивающихся осей приводит к тому, что пространство как бы насыщается движением и на смену кваттрочентистской статике приходит гораздо более динамичное понимание пространства, во многом предвосхищающее плановые решения эпохи барокко. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Увиденное потрясло воображение многих людей.
Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Этот жест символизирует молчание.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Илл. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Как и его друзья, Микеланджело ненавидел Козимо, но одновременно и боялся его, поскольку брат и племянник художника жили во Флоренции, так что герцог мог в любой момент использовать их как заложников. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Mикеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «O, это пустяки. 37. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Наступили новые времена, к власти пришли совсем новые люди, по своему образу мышления глубоко враждебные светской культуре Возрождения. Над всем господствует мощный центральный купол и на подкупольное пространство ориентированы все части вписанного в квадрат греческого креста, а также примыкающие к перекрестьям прямоугольные помещения, перекрытые небольшими куполами. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. 114, 115.
86-91. Это помогало ему сохранять чувство целого. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
В действительности оно так и получилось. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Позднее, когда скромный ренессансный ремесленник переродился в придворного художника, это уже перестало быть проблемой.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Когда проект был утвержден, то Микеланджело заявил своим согражданам, что если они претворят его в жизнь, то храмом своим они превзойдут и греков и римлян. В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа.
Илл. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
126. Картина дошла до нас в старой раме, украшенной головами сивилл, пророков и Христа, символизирующих, согласно представлениям христианских теологов, три этапа в развитии человечества – ante legem, sub lege, sub gratia. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. При этом движение лишено всякой скованности. Имея дело с уже готовой конструкцией, мастер ограничился незначительным изменением местоположения окон и приступил затем к проектированию внутренней отделки, полностью восходящей к его замыслу.
Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Илл. Давая в одной фреске два разновременных эпизода, художник разделил поле изображения с помощью дерева на две равных части.
185, 186. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Зачем это сделал Микеланджело.
Илл. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи.
Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Здесь все построено на контрастах. медицинским. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Перешедшая в контрнаступление католическая церковь выдвинула людей нового склада – кичившихся своей принципиальностью фанатиков, холодных и безжалостных, требовавших слепой веры в авторитеты и совершенного повиновения церковным властям.
Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. В 1530 году Микеланджело создал серию подарочных рисунков на мифологические темы.
110, 112. 162. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Влияние Леонардо чувствуется во втором тондо, хранящемся в Королевской академии изящных искусств в Лондоне.
56-71). Микеланджело начал свою творческую деятельность как скульптор — первыми его самостоятельными работами были рельефы Битва кентавров, Мадонна у лестницы (оба — ок. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. 116-119.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише).
И тогда полностью раскрываются ее красоты. Илл. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Илл. И это понимает только один человек – апостол Петр. В 1489 году Микеланджело переходит в художественную школу, основанную Лоренцо Великолепным в саду Казино Медичео.
Картина получила широкое признание от пэров. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Илл. Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Он приглашает его к себе во дворец. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
Горн из лагеря призвал их к бою и мужчины в спешке хватаются за оружие, доспехи, натягивают одежду на мокрые тела, при этом помогая товарищам. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Для мастера это было единственным средством выразительности. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов.
Однако чем более вчитываешься в стихотворения Микеланджело, тем большие открываешь в них красоты. Петра, с чем папа был полностью согласен. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Илл. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Мучение Св. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Такими же тягами, но идущими от стены к стене, он разделил центральную часть свода на девять больших прямоугольников, а продолженные на боковых частях свода, эти мраморные тяги образовали между распалубками подобия неглубоких мраморных ниш.
Илл. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
145. 122-125. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Илл. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Микеланджеловская поэзия – великая загадка на фоне современного ей поэтического творчества Италии.
Подарочные рисунки отличаются от этюдов и обычных рисунков тщательной проработкой и законченностью. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. 167. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости.
Из совсем особого подхода к архитектуре вытекает и одна особенность творческого метода Микеланджело. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Эти дворцы Консерваторов Микеланджело поставил не под прямым, а под косым углом по отношению к дворцу Сенаторов, так что площадь имеет в плане форму трапеции.
Но между Браманте и Микеланджело к работе над проектом собора были привлечены сначала Рафаэль и его ученик Бальдассаре Перуцци, а затем Антонио да Сангалло, который отдал предпочтение базиликальному варианту и начал его энергично претворять в жизнь. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Илл. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Илл. Илл. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Микеланджело и сам прошел этот путь, начав роспись именно с Опьянения Ноя и Всемирного Потопа и закончив ее первыми днями творения. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. 38. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Этот зал оформлен в брунеллескиевских традициях, поскольку и пилястры и обрамления окон даны плоскими и тем самым тяготеют к стене, ни в какой мере не отягощая ее. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. 7, 8. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. 177, 178. 106, 113.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Например, в Эрмитаже есть известная статуя сидящего Вольтера. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Действительность не оправдала их надежд.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. 10, 11, 12.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина "Мучения Св. 75-78. 17, 18, 19, 20.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Он был одновременно великим скульптором, великим живописцем, великим архитектором и великим поэтом.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Известно, что Микеланджело преклонялся перед творениями Брунеллески известно также, что он очень высоко ставил Браманте, хотя тот и принадлежал к враждебной ему в Риме партии. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам.
Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. 175, 176. 155, 156. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Илл.
Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). И здесь бог изображен в активном действии. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Они утратили волю. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Он должен думать о смерти. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Было ли это изменение предусмотрено самим Микеланджело или оно явилось результатом корректива, внесенного Джакомо делла Порта – об этом и спорят ученые. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Илл.
Эта архитектура настраивает на героический лад и при взгляде на нее ощущается не только прилив сил, но укрепляется также вера в непреходящее значение высоких интеллектуальных ценностей. В борьбу включился и Микеланджело. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Здесь невольно вспоминается фактура картин позднего Тициана, в которых индивидуальный почерк мастера выступает не менее ощутимо.
Все более отрывавшиеся от ремесленной среды художники постепенно превращаются в придворных мастеров, целиком зависевших от прихотей двора и церкви. 39. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Илл. 161. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Илл.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Илл. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. 109, 111. И только в тех случаях, когда это необходимо.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Илл. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Илл. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро».
Илл. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. 150. Илл.
Если у зодчих кваттроченто заполнение и обрамление никогда друг с другом не спорят чем достигалась особая ясность и легкость композиционного строя то у Микеланджело тяжелое и массивное заполнение вступает в борьбу с легким обрамлением, что делает архитектурный язык гораздо более динамичным. Илл. 149. 16.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. 174. Папа все время торопит его с завершением заказа, партия Браманте плетет вокруг него интриги, дело доходит до того, что неугомонный Юлий угрожает художнику сбросить его с лесов и однажды даже ударяет посохом. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Он много работал и в России.
В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. 13, 14, 15. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Илл. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. 99, 101, 102. 5, 6.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Художник охотно принял это предложение. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
3, 4. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене.
Илл. Он был всегда бодр, ограничивался малым в еде, нуждался для восстановления сил в недолгом сне избегал шумного общества, шелкам и бархату предпочитал простую, добротную одежду. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Но все усилия напрасны. Илл. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67).
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Недаром они украшали пилястры. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. И это приводит к трагической разобщенности образов. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.