Монументальная живопись Микеланджело Работа по предмету: История ИЗО Выполнила: студентка группы 405 -РХ, ОЗО, Чернова Е. И. Проверила: Евтушенко Л. И. Иеремия сидит одиноко, затерявшись в окружении других живущих напряженной жизнью пророков и сивилл. На этой немного необычной фреске изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. Пророк Иона является одним из семи Ветхозаветный пророк малюют итальянским мастером Высокого Возрождения Микеланджело (ок.
Его гений искал более широкого поля деятельности. 13, 14, 15. Стиль исполнения и знание анатомии немного разные вещи. 109, 111. 46. При этом движение лишено всякой скованности.
Вазари прямо пишет:. Эта дева может выдержать мир на своих плечах. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Художник видел в женщине искусительницу, виновную в грехопадении человека. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
Когда Папа спросил: почему. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Внезапно раздался крик: мы пропали. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Ведь он был преже всего скульптором. Но созданная Микеланджело в Сикстинской капелле колоссальная композиция не имеет равных по своему драматическому пафосу и может сравниться только с разными видениями древнего текста Апокалипсиса. Родина этого пророка – Анафора, город, расположенный неподалеку от Иерусалима.
36. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Если в персонажах, помещенных в распалубках, преобладают настроения покоя, созерцательности, тихой печали, то в люнетах действующие лица охвачены беспокойством, тревогой покой переходит в застылость и оцепенение.
20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи. Таков, несомненно, был его основной замысел. Они содержат то здоровое плебейское ядро, которое делает все творчество Микеланджело таким сильным и земным. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Даниила. Ева послушно следует слову творца. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. По боковым сторонам свода — семь пророков («Иеремия») и пять сивилл («Ливийская сивилла»).
Пейзаж пустынен и гол. Что повелишь мне делать. » — в трепете и ужасе вскричал Савл.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой.
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Иеремии. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
Первоначальный проект предусматривал создание изображений двенадцати Апостолов и геометрического орнамента по центру. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Поникшая голова почти не чувствует ласку света. Оскорбленный художник уехал во Флоренцию.
Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. И это приводит к трагической разобщенности образов. Илл. В действительности оно так и получилось. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Однако, слово «карнайим» () имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений).
Среди предшественников Микеланджело лишь Поллайоло и Синьорелли решались изображать обнаженные фигуры в сильном движении. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. По углам пяти из них — двадцать фигур обнаженных юношей.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Здесь же он приступает в 1508 году к росписи фресками свода Сикстинской капеллы. Но роспись обладает и другим аспектом. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Но созданные ими образы, если их сравнивать с микеланджеловскими, лишены подлинной монументальности и внутренней динамики. Грехопадение, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Кумская сивилла — далеко не прекрасна, но в ней так много исполинских сил, так глубоко искренна проникновенная серьезность, с какою она читает вслух текст пророческих книг, что ее образ оказывается одним из самых характерных и запоминающихся среди всего, что было создано фантазией Микеланджело.
184. Илл. Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Его рука сгибается к плечу.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Его привлекают высокие идеалы, обобщенная универсальная форма, ясный, лишенный второстепенных деталей композиционный строй. В средней части потолка художник изобразил девять сцен из библейской книги Бытия («Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание из рая», «Потоп»).
Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Фреска «Страшный Суд» стала отражением растущего пессимизма Микеланджело.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Илл. Необыкновенно экспрессивный образ. Позади него, подобно парусу, развевается огромный плащ.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Илл. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Справа неумолимым потоком низвергаются в ад грешники. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
Родина этого пророка – Анафора, город, расположенный неподалеку от Иерусалима. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. — «Я Иисус, которого ты преследуешь. Фигура погружается в сон. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
Илл. В эпизодах «Книги пророка Даниила» юношу в числе других призывают толковать сны Навуходоносора и с помощью Яхве он истолковывает их как пророчество о грядущих пяти мировых державах. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). до н. э.
Статуя осталась незаконченной. К ней относятся произведения, непосредственно связанные с архитектурными сооружениями, помещенные на стены, потолки, своды, реже – на полы, а также все виды росписей по штукатурке – это фреска (буон фреско, фреско а секко), энкаустика, темперная, масляная живопись (либо живопись на каком-то ином связующем), мозаика, написанные на холсте живописные панно, специально приспособленные для определенного места в архитектуре, а также витражи, сграффито, майолика и другие формы плоскостно-живописного декора в архитектуре. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. 97, 98.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. И результаты были самыми плачевными. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. В конечном итоге мастер выполнил лишь две боковых гробницы и стоящую около входной стены статую Мадонны. 17, 18, 19, 20. Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия.
Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны. Илл. Но какой ценой. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Монументальная живопись (от латинского monumentum – памятник) Род живописи, относящийся к монументальному искусству. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад.
Но это ИМХО. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Даниил, в Библии праведник и пророкмудрец, жизнь и видения которого описаны в «Книге пророка Даниила». Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. Илл. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Мастера, который тайком (от церковных кликуш) по ночам выкапывал трупы, как мужские так и женские, для того, чтобы понимать какие мышцы куда крепятся, сложно обвинить в незнании анатомии. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II.
Илл. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Богатырское телосложение, которым наделены образы прорицателей, — символ титанической силы и величия духа. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества – Книгу Бытия.
— «Господи. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Он превосходно связывает друг с другом обе фигуры и умело заключает их в пределы замкнутой контурной линии, мягкой и волнистой.
Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
38. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста.
Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения. При жизни Микеланджело была построена восточная часть собора с тамбуром грандиозного купола (купол был возведён после смерти Микеланджело архитектором Джакомо делла Порта, несколько удлинившим его пропорции). 185, 186. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка.
Персидская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Их тащат за собой черти, преследуют бескрылые ангелы. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей. Илл. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Он должен думать о смерти. Этот жест символизирует молчание.
Петра. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Трудно тебе идти против рожна». Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Этим, возможно, он и близок современному зрителю – многосторонним восприятием жизни. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Он не боится самых смелых контрапостов используя их как средство выражения внутренней взволнованности. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту.
182, 187, 188, 189. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия – от Сотворения мира до Всемирного потопа, 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл Предки Христа в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри») брался писать Леонардо да Винчи. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке. Кумская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
У левой ноги Христа находится фигура святого Варфоломея, держащего в руках собственную кожу (он принял мученическую смерть, с него живьем содрали кожу). В росписи Сикстинского потолка мы сталкиваемся с особого рода живописью. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
Гете в 1787 году.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Она рассчитана на обход по дуге, причем с каждой новой точки зрения раскрывается абсолютно новый аспект, редкостной красоты и пластической выразительности.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. В распалубках свода — четыре драматических эпизода библейской истории («Битва Давида с Голиафом», «История Юдифи» и др. ). – Те, кого я написал тут, – возразил Микеланджело, – были все люди бедные. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов.
Город, в котором были живы пополанские традиции и дух свободного гражданства, решил не сдаваться.
Представляет собой живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного.
Илл. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе.
И никаких изменений вносить не стал. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Обаяние микеланджеловского таланта было столь неотразимо, что герцог надеялся извлечь для себя из этого пользу, окружив свой трон ореолом славы великого художника, который должен был находиться при его дворе. Иеремии.
Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. К тому же он не привык к бронзе, а отливка требовала помощи мастеров, вызванных из Флоренции.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Петра.
Трагическим пафосом проникнуты и последние живописные работы Микеланджело – фрески Распятие апостола Петра и Падение Савла (1542 -50, капелла Паолина, Ватикан). И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи.
По характеру содержания и образного строя различают произведения живописи, обладающие качествами монументальности, являющиеся важнейшей доминантой архитектурного ансамбля и монументально-декоративные росписи, лишь декорирующие поверхность стен, перекрытий, фасадов, которые как бы «растворяются» в архитектуре. Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия.
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Микеланджело представил Даниила в виде юноши с копной золотистых волос, который, оторвавшись от чтения большой книги, лежащей у него на коленях, что-то взволнованно пишет. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
Действительность не оправдала их надежд. Историограф живописи Вазари пишет:. Да я сброшу тебя с подмостков. Первоначальный проект лесов, разработанный архитектором Донато Браманте и предусматривавший крепление тросов на потолке, Микеланджело решительно отверг, поскольку в этом случае свод был бы обезображен дырами, которые так бы и остались не закрашенными после снятия лесов. Микеланджело учился во Флоренции в мастерской Д. Гирландайо (1488 -1489) и у скульптора Бертольдо ди Джованни (1489 -1490), однако определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча изучение памятников античной пластики.
Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Движение гигантских толп развертывается по кругу.
Лицо на снятой коже святого Варфоломея – автопортрет художника. 10, 11, 12. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Слева мы видим райский сад. Об этом шедевре искусствовед В. Н. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Тело Змея, обвившееся вокруг Древа познания добра и зла, переходит в женскую фигуру. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Он избегает детализированной характеристики места. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию.
Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Последователи Контарини были разгромлены и партия умеренных реформ, которой симпатизировали в свое время Виттория Колонна и Микеланджело, потерпела окончательное поражение.
Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св. В стихотворении, озаглавленном К Джованни, тому именно, который из Пистойи, Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда годами лежа на спине он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь от капавшей на лицо краски.
И здесь его постигает страшный удар. (Дан. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. В общей композиции плафона он решил труднейшую задачу, найдя такое его архитектоническое членение, которое, несмотря на обилие фигур, давало возможность достичь не только логической последовательности изображений и ясной обозримости каждой из бесчисленных фигур в отдельности, но и впечатления декоративного единства гигантской росписи. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Илл. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Нередко следы от зубьев троянки перекрещиваются и тогда фактура камня очень напоминает перовые рисунки Микеланджело. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Илл.
Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Илл. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
На фреске Микеланджело сивилла сидит вполоборота к зрителю, отрешившись от настоящего. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Эта часть росписи имеет и другое более детальное название — «Искушение и Изгнание из рая». Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. 119, 111. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Каждый его поступок был символичен, нес в себе предупреждение для народа. Микеланджело изображает пророка-провидца погруженным в глубокое раздумье. 39. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. В них нет силы и решимости противостоять злу: ни гневный взгляд Петра, образ которого напоминает требующих возмездия мучеников «Страшного суда», ни протест юноши из толпы против действий палачей не могут вывести застывших в неподвижности зрителей из состояния слепой покорности.
В августе 1530 года Флоренция пала, в город вошли войска Папы Климента VII, происходившего из рода Медичи и германского императора Карла V, вручивших власть во Флоренции незаконнорожденному отпрыску рода Медичи — Алессандро. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Илл. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Лазарев писал: Отправляясь от библейского текста (И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его (Книга Бытия, I, 27), художник дает абсолютно новое претворение. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Средний пояс, обрамленный светлым карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя. Илл. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Все это правильно, но ни одно толкование не исчерпывает полностью содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
1546— 50. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы. Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Недаром его любимым материалом была бронза. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Уже в юношеских произведениях (рельефы Мадонна у лестницы, Битва кентавров, около 1490 -1492, Каса Буонарроти, Флоренция) определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Нижняя зона украшена имитацией шпалер, в средней зоне идут в ряд сцены из жизни Моисея и Христа, выполненные Козимо Роселли, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино и Синьорелли, верхняя зона, включающая в себя простенки между окнами, декорирована портретами пап изображенных в рост на фоне ниш. Недаром они украшали пилястры. Илл. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Такой ее и изобразил Микеланджело. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Илл. Художник полностью спрятал ее глаза, сосредоточенные на вещах вне этого мира. Для христиан особое значение имеет пророчество Исайи о рождении Мессии (Еммануиле): «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил» (Исайя, Исайя 7: 14). Илл. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Таким представил его и Микеланджело.
Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. И я только бесплодно теряю время.
110, 112. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Библейского героя Давида, победившего великана Голиафа, Микеланджело изобразил обнаженным, вернув тем самым наготе тот этический смысл, каким она обладала в античной пластике. Главной идеей сюжета является не столько всемирная катастрофа, сколько поведение человека, со всеми его сильными и слабыми сторонами, в момент борьбы со смертью.
Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой).
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Петра. Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. И от дочери Сиона ушло благолепие ее».
Да поможет мне Бог». — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. 25, 26.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Всемирный потоп, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Там тебе скажут, что ты должен делать». 80. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил сильный свет с неба.
Его за руку привели в Дамаск. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Илл. – воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Илл. Это были тяжелые годы. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. 158, 159.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу. Она напоминает мощную лавину. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность».
Во время круиза по Липарским островам изнывающие от скуки светские персонажи оказываются вовлечёнными в «приключение». Илл. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
Илл. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. 21, 22. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Но как раз этого не произошло. 159. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини.
Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Илл. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Петра, с чем папа был полностью согласен. 131, 132. Пролетая мимо сидящих на облаках, они протягивают руки, пытаясь спастись.
— «Вставай и иди в город. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы.
Этот образ — воплощение грусти. И тогда полностью раскрываются ее красоты. И слишком уж много времени и не очень приятного, он потратил на изучение человеческого тела.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Поручая Микеланджело исполнение своей гробницы, Юлий II мечтал о том, чтобы она превзошла своими размерами и богатством все гробницы мира. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Ощущение мучительного неразрешимого конфликта вызывают скульптуры гробницы Медичи – лишенные портретного сходства статуи герцогов Лоренцо и Джулиано и аллегорические фигуры на саркофагах: «Вечер», «Ночь», «Утро», «День» (симshyвол быстротечности времени).
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Старец подобен могучей глыбе, застывшей в трагическом молчании. Ноты трагического отчаяния усиливаются в росписи капеллы Паолина в Ватикане (1542— 1550), где Микеланджело исполнил две фрески — «Обращение Павла» и «Распятие Петра». В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Фрески Сикстинского плафона (1508 -12) – самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Называвшаяся Самбетою, она пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги.
– ответил Микеланджело. Гигантские фигуры высотой от двух с половиной до трех метров с мощным атлетическим телосложением запечатлены Микеланджело в разных позах и эмоционально-психологических состояниях. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Илл. В борьбу включился и Микеланджело. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Этому его научила скульптура. Но все усилия напрасны. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 2. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. 122-125.
В центре композиции на престоле — могучая обнаженная фигура Христа, вершащего Суд. В данном конкретном случае, зная, что слово «ор» () на иврите обозначает «свет», то словосочетание «карней ор» ( ) можно перевести однозначно как «лучи света». Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом.
Что подчеркивает безнадежность и безвозвратность Тело жизни имеет настолько исхудалый вид. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. 150. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции.
В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, (ки каран ор пнав). Одна деталь Страшного суда свидетельствует о мрачном настроении художника Микеланджело и представляет его горькую «подпись». Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. 32. Следовательно, фразу можно перевести как «так как излучало свет лицо его». Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением. Известно, что мастер время от времени возвращался к работе над гробницей папы Юлия II. 155, 156. 47.
В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Илл. Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. Илл.
Это помогало ему сохранять чувство целого. Илл. Близится час возмездия.
Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. 75-78. 130. Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
Моисей восседает в торжественной позе. — Основной стержень художественной реформы Микеланджело заключается в том, что весь потолок, со всеми сводами и люнетами, он берет как нечто целое, как воображаемый героический мир, стелющийся над головами зрителей. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера.
Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Среди них мужчины, женщины и дети.
Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Сверхчеловеческих размеров тело Иеремии ослабело под тяжестью горя складок грубой одежды достаточно для того, чтобы разделить пальцы его мускулистой руки. Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Во фресках «Сотворение Солнца и Луны» и «Отделение света от тьмы» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила и разделяет пространства. 89-91. Тревога и волнение отразились на его лице.
В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти.
На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. 16.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Эта грандиозная по замыслу композиция расположена на алтарной стене капеллы.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Не только библейские пророки, но и сивиллы имеют брутальные мужские формы с мощными мускулистыми руками и ногами.
«Сотворение Адама» — одна из самых сильных композиций росписи. В «Распятии Петра» люди в оцепенении взирают на мученическую смерть апостола. Микеланджело начал свою творческую деятельность как скульптор — первыми его самостоятельными работами были рельефы Битва кентавров, Мадонна у лестницы (оба — ок.
Здесь она была призвана символизировать свободу республики. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Однако и здесь царит дух отчужденности. Ну тщеславный был человек, что поделаешь. Его имя носит библейская Книга пророка Исайи. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств.
81-84. И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. В люнетах над окнами — так называемые предки Христа. Колоссальная картина, по мысли церковников, должна была показать слабость человека, его покорность божественной воле. Потрясенный мудростью пророка царь ставит Даниила «главным начальником над всеми мудрецами вавилонскими». 41.
Иеремия сидит одиноко, затерявшись в окружении других живущих напряженной жизнью пророков и сивилл. Один из четырех великих ветхозаветных пророков. Уже в ранней юности ему пришлось преодолеть желание отца учить сына в латинской школе. Илл.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Она знаменует собой единение Ветхого и Нового Заветов: Бог посылает человечеству Спасителя, приход которого предсказан библейскими пророками. Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Трагедия людей и драматизм общего замысла Микеланджело во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы — мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, — не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода. После возвращения Микеланджело в 1534 году в Рим значительное место в его творчестве заняла архитектура — проект обустройства площади Капитолийского холма, завершение строительства палаццо Фарнезе и, прежде всего, работы по возведению собора Святого Петра. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни.
Илл. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. На фоне холодного сине-пепельного неба художник изобразил водоворот нагих тел. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Исайя (иврит Иешаяху, буквально «спасение с Иеговой») (9 век до н. э. ), древнееврейский пророк, ревностный поборник религии Яхве и обличитель идолопоклонства. 86-91. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Илл. Илл. Господствует трагическое чувство мировой катастрофы. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Тем самым ей отводится центральное место. Илл. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, зачем ты Меня преследуешь. » — «Кто ты, Господи. » — спросил Савл. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Микеланджело по-новому решает тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик ветхозаветной героини, прародительницы Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе.
3, 4. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Иеремия — один из четырех великих пророков (остальные три — Исайя, Даниил и Иезекиль). Илл.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Об этом шедевре искусствовед В. Н. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. 7, 8. В них есть такая выразительность, равную которой можно найти лишь в поздних рисунках Рембрандта.
33, 34. Илл.
Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя». Религиозность была привита Иеремии еще с детства, ведь его отец был священнослужителем.
Роспись плафона Сикстинской капеллы собора святого Петра. 140, 141. Илл. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп.
И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. И однако их руки не соприкасаются. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Дельфийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. 23, 24.
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. 149. Некоторые исследователи полагают, что это – новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление Божественной комедии Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска Опьянение Ноя) до божественного совершенства. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Фреска Микеланджело Буонарроти с изображением пророка Исайи. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
Тут столкнулись два сильных характера. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро».
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Самовольный отъезд из Рима, без папского разрешения, был неслыханной для того времени дерзостью. Он побежден. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
– Как успею. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Это было предсказано до явления Его сперва за пять тысяч лет, то за три тысячи, то за две, то за тысячу, а то за восемьсот так как сообразно с преемством родов существовали то те, то другие пророки».
Юлий II ничего не хотел слышать и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта. Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. 183. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно — в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Джорджо Вазари был совершенно пленен образами провозвестников, созданных Микеланджело и считал их едва ли не самыми прекрасными из его творений на своде Сикстинской капеллы.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). За свою пророческую деятельность Иеремия был насильственно изгнан в Египет, где его до смерти забили камнями. Внутренняя сила, покой и уверенность исходят от этого образа исполненной мудрости античной прорицательницы. И Ной, чья фигура навеяна античными статуями речных божеств и его сыновья даны обнаженными.
Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. По-видимому, это была статуя Вакха. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум.
Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Илл.
Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции). Это, конечно, не так. Илл. Собираясь приступить к работе над статуями для гробницы, он узнает стороною, что Юлий отказывается от оплаты заготовленного мрамора.
По-видимому, при разработке образа Мадонны Микеланджело исходил от античных стел и работ позднего Донателло, во многом близких ему по духу.
Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. Удивительную прозорливость и своего рода гениальность проявил Папа Юлий II, пригласив именно Микеланджело расписывать свод капеллы.
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
114, 115. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Ярким примером тому могут служить поэтические строки, посвященные статуе «Ночь» : Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. 1.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Илл. Илл.
Не имея крупных заказов в своем родном городе, Микеланджело вновь решает его покинуть, на этот раз направляя свои стопы в Рим, куда он приехал 25 июня 1496 года и где пробыл до весны 1501. Илл.
Распятие св. Илл.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Илл. С, Флоренция). И с иврита его можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Он стал уже высекать статую св.
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. 116-119.
Это человек действия (vir activus). Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Простые и мощные по очертаниям, тяжелые массы одежды давят на его тело.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность.
К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где выполнил колоссальную статую Давид (1501-04), воплотив в ней героический порыв и идею гражданской доблести, отразившие борьбу флорентийцев против тирании Медичи. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Илл. Илл. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Особенно выразительна правая фигура. А не «так как рогато было лицо его» или «так как кололось рогами лицо его».
Вазари так пишет о ней:. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 151. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах.
Илл. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Илл.
Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая. И этой же цели служит цвет.
Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. И по всей видимости, это были одни из самых влиятельных теологов начала XVI века — Марко Виджерио и Эджидио да Витербо. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие.
В конце фильма она вынуждена сделать нелёгкий выбор относительно своего будущего. Илл. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. 106, 113. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств).
79, 142. Илл. 37.
145. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил.
Слева возносятся к небесам праведники. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
5, 6. 126.
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti иначе Микеланьоло ди Лодовико ди Лионардо ди Буонаррото Симони) (1475 -1564) итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана».
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха».
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. 48-55. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
Этот образ — воплощение грусти. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
В сикстинском плафоне Микеланджело пришел к полной зрелости своего мастерства.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Но тот спросил: Когда же ты окончишь мне капеллу. Художник охотно принял это предложение. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. 109-112, 116-119. С ней он обращался как с драгоценным металлом, отделывая ее с чисто ювелирной тщательностью.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. По богатству своих пластических аспектов эта вещь не знает себе равных в творчестве художника. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Фрагмент росписи Сикстинской капеллы, фреска Микеланджело Буонарроти. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. 146-148. Илл.
Этому же впечатлению содействуют разномасштабность фигур, множественность перспективных точек зрения и полное отсутствие воздушной перспективы. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
Отчаяние выражают его руки: левая безвольно повисла, правая закрыла рот печатью скорби.
56-71). Сотворение Адама, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Он даже не дотрагивается до нее. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Он взывал к Богу искал ответа.
Скорее это общее влияние эпохи. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Разумеется, несоблюдение его советов привело к краху.
Рядом с Иисусом сидит Дева Мария. Согласно легенде, он был автором «Книги плача по Иерусалиму», разрушенному халдеями в 586 г. до н. э. Это наиболее трагический персонаж в галерее пророков и сивилл, олицетворяющий страдания и мудрость человечества. Его мировоззрение приобретает трагический характер. И с его сексуальными предпочтениями стиль тоже вряд ли связан. Здесь же он познакомился с прославленными итальянскими поэтами и гуманистами – Анджело Полициано, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола. Он победил.
изобразил Микеланджело мессера Томмазо на большом рисунке в натуральную величину ни прежде, ни после того портретов он не делал ибо ужасала его мысль срисовывать живого человека, если он не обладает необычайной красотой. По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия.
155. 107, 108. Чтобы полностью уйти в религию, он хотел начать вести в пустыне аскетический образ жизни.
Четыре больших угловых паруса украшают композиции, посвященные эпизодам чудесного спасения народов Израиля и Иудеи — Давид и Голиаф, Наказание Амана, Юдифь и Олоферн и Медный Змий. Он действует только словом. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане.
В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Зато вид группы справа мало удачен. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом.
Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. Фигура коренастая, сильная, мужественна. 86-88.
Илл. Роспись капеллы Паолина в Ватикане. Сюжет фрески заимствован из Деяний апостолов. Во фреске «Грехопадение» широко известная библейская легенда истолковано Микеланджело достаточно своеобразно. 99, 101, 102. И здесь бог изображен в активном действии. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Они утратили волю. Подобно грозовым тучам проносятся они над нами, поражая своим величием и монументальностью. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
2. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Во фреске «Потоп» широко известная библейская легенда отображена Микеланджело с достаточной динамикой движения героев и жизненным драматизмом. Молодой герой попирает коленом прижатого к земле побежденного, который склонился в три погибели.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Путь Микеланджело был труден и полон поистине титанических усилий.