«микеланджело работая над этими потолочными фресками в 1508 1512 гг., наполовину ослеп, т. к. Еще одна фреска Микеланджело, размещенная в Сикстинской капелле в Ватикане. Фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1509 гг.
Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса. Страшный суд, картина Микеланджело, – самая большая фреска эпохи Возрождения.
Данная фреска была написана Микеланджело около 1508 – 1512 гг. Фреска выполнена Микеланджело примерно в 1511 году. Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра».
Вот как, в частности, описывается в брошюре символика этого логотипа: «Микеланджело изображает на потолочной фреске момент касания Богом протянутых пальцев руки еще безжизненной, вялой фигуры Адама. Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Фреска МикеланджелоБуонарроти, которую написалоколо 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия. Церемониймейстер обращался к папе Павлу III с просьбой убрать изображение своего лица с фрески, но никакого желания вмешиваться в работу Микеланджело у Папы не было. Фреска принадлежит кисти Микеланджело и была выполнена им в 1509 году.
В последний год работ Микеланджело создал потрясающую фреску Жертвоприношение Ноя. Слова Иоиля: «ваши сыновья и ваши дочери будут пророчествовать, ваши старцы будут видеть сны, ваши юноши видеть видения», являются существенными для декоративной схемы фрескового цикла Микеланджело, где среди обладающих даром предвидения представлены мужчины и женщины всех возрастов. Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона.
На этой немного необычной фреске изображен Иона, один из семи ветхозаветных пророков, написанных Микеланджело. После того, как работа над фреской была закончена, Микеланджело уже никогда не возвращался к росписи и сосредоточился на архитектуре. Фреска выполнена Микеланджело Буонарроти примерно в 1508 – 1512 гг. Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.
Один и яростных критиков работы МикеланджелоБьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Создавая фреску Отделение Света от Тьмы, Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Фреска была выполнена Микеланджело Буонарроти примерно 1509 – 10 гг. Еще при жизни Микеланджело некоторые церковные деятели подвергли фреску критике в связи с изображением обнаженной натуры.
Микеланджело обозначил свое авторство на фреске очень необычным образом.
IV). Прим. Микеланджело игнорировал обычные художественные традиции в изображении Иисуса и показал его юным, без бороды и обнажённым, с массивным, мускулистым телом. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия.
В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
Страшный Суд предстает у Микеланджело как Dies irae, День Гнева древнего текста Реквиема. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Здесь был установлен колоссальный катафалк, украшенный аллегорическими фигурами и картинами (тело Микеланджело при этом по-прежнему пребывало в церкви Санта Кроче), прославленный эрудит Бенедетто Варки произнес надгробную речь. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. Наконец, росписи треугольных распалубок и люнет стен посвящены предкам Христа. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Судье Миносу Микеланджело придал черты церемониймейстера Папы Павла III Бьяджо да Чезена, который был критиком фрески «Страшный суд» Микеланджело, говоря перед Папой и художником, что нечестивая нагота фрески подходит, скорее, для бань и таверны, чем для Папской капеллы.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида.
Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. 625х662 см.
Но нет. Автор прославленной фрески всегда ощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись – не мое ремесло». «Сотворение Адама» – часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Многочисленные фигуры обрамляют сцены из Книги Бытия. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным». выдать как античную работу и. продать гораздо дороже».
Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Он зашифровал в «Страшном суде» в образе святого Варфоломея еще один символ. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания.
На него огромное влияние оказали неоплатоники Марсилио Фичино (1433–1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494) и другие выдающиеся представители академии. Договор согласовали в августе следующего года. Этот мир разнообразных движений отражает весь спектр человеческих чувств. Верхняя и нижняя височные борозды отграничивают среднюю височную извилину.
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Но Микеланджело справился со всем. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Церемониймейстер заявлял, что фреске место в кабаке или таверне, а никак не в священном здании. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. И микеланджеловский Бог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.
Фреска Микеланджело «Страшный суд» вызвала ожесточенные споры между критиками в католической Реформации и сторонниками гениальности художника. В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо.
Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества.
Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана и мы будто слышим шум великого миросозидания.
Объяснение напрашивается само собой. Это Харон, который гонит грешников в ад. Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Позже он начал посещать студию скульптора Бертольдо в садах Медичи, принадлежавших Лоренцо Великолепному, правителю Флоренции, где, видимо, смог познакомиться с обширной коллекцией античной скульптуры, собранной Лоренцо. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью.
Высота капеллы— 20 метров. Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа. Потолок площадью около шестисот квадратных метров. Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла».
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Однако позднее Микеланджело выполнил основную часть работы единолично, доверив своей команде лишь подготовительные работы. Сам Адам – потрясающей красоты идеального сложения юноша.
Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Виргилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Картина получила широкое признание от пэров.
Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днем, временем и сезонами года.
Сегодня она находится в Лувре. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело66, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
К этому же времени относится и первая дошедшая до нас работа Микеланджело-живописца — Святое Семейство (Тондо Дони) (1503—1504, Флоренция, Галерея Уффици). В росписях Сикстинской капеллы ландшафт интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.
План имеет девять панелей иллюстрирующие сцены из Книги Бытия и расположены в архитектурной раме. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
Лицо скульптуры не имеет портретного сходства с реальным герцогом. Эти фрески, написанные сразу после окончания Страшного Суда, разительно отличаются от него, а тем более — от росписей Сикстинской капеллы. В «Сотворении Адама» он медленно плывет по небесам в сопровождении укрывшихся под его широким плащом ангелов, одним мановением руки наполняя жизнью прекрасное тело Адама, распростертого на краю земной тверди — историки искусства не устают повторять, что между протянутыми навстречу друг другу пальцами Творца и первого человека как бы проскакивает искра. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Микеланджело принял вызов. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится).
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Создатель изображён дважды. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы. Микеланджело расположил их в обратном по отношению к входу порядке.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Не говоря уже о стрессах. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи59. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
«Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. Его оставили другим архитекторам интерпретировать планы Микеланджело и выполнять его инструкции.
Идея заменить фреску «Страшный суд» новой росписью над алтарем Сикстинской капеллы неоднократно всплывала при понтификате Пия V, Григория XIII и Климента VIII. Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Микеланджело создал совершенно новую иконографию, выбрав момент, когда Бог протягивает руку просыпающемуся Адаму, передавая ему жизнь.
Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Папа был доволен. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых), несколько меньше, чем в центральной секции. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект.
Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Каждую из этих меньших композиций обрамляют четыре фигуры сидящих в сложных, полных динамики позах юношей.
В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны. Молодых художников восхищала необыкновенная сложность и экспрессия поз, ракурсов, жестов, которые они пытались воспроизвести в своих работах, по поводу чего Микеланджело скептически заметил: «Скольких мое искусство сделает дураками».
Герои были обнажены и это не все восприняли с восторгом. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Прошло немного времени и других художников привлекли для «прикрытия срама», они изобразили листы растений на интимных местах, добавили немного одежды и животных. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин».
Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер». Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Христос Микеланджело – не милосердный защитник, а карающий Владыка. В ней размещались большие гробницы двух младших членов семьи Медичи, Джулиано, герцога де Немура и Лоренцо, его племянник, но она также увековечила память более знаменитых предшественников.
Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Так одним предложением можно описать фреску.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором, предложенным одним из его помощников, Якопо лИндако. «Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29. Бог, посылая импульс Адаму, «вкладывает» в него душу, вследствие чего Адам поднимается, его тело приходит в движение. В 1508-1512 гг. Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде.
У иконографии росписи были различные интерпретации в прошлом, некоторые положения которых подвергают сомнению современные исследователи. Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии.
Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. За ней – Иосиф Обручник. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Он вернулся во Флоренцию только после смерти, когда по указанию Козимо I Вазари тайно вывез из Рима тело Микеланджело под видом тюка с товарами.
Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года. Только ответить своим искусством.
Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи.
В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Давид у Микеланджело – это взрослый мужчина (намного старше, чем библейский Давид) с мощной мускулатурой. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи. И только в тех случаях, когда это необходимо.
И для того были веские причины. Микеланджело порвал с традицией он начал наносить рисунок непосредственно на интонако. На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Достаточно взглянуть хотя бы на Кумскую сивиллу в Сикстинской капелле.
Все это – расплата за шедевр. В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге». Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги.
Об этом можно прочитать в любом учебнике или атласе анатомии для медицинских вузов. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.
Ведь фреска находится на потолке и на нее можно смотреть с любой стороны. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Общая композиция росписей плафона, над которым Микеланджело работал четыре года (1508—1512), такова: девять огромных прямоугольных полей центральной часть плафона посвящены Книге Бытия — начальной части первого раздела Библии — Пятикнижия Моисея. Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе.
В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг. Страшный Суд Микеланджело вызвал бурную, но весьма неоднозначную реакцию у современников.
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Таким образом истинный смысл фрески «Сотворение Адама» философски-гражданский: жажда познания, безграничные возможности для человеческого развития, бесконечное стремление в этом развитии к Абсолюту (богу) при невозможности достичь его во всей полноте. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. На смену ей пришла новая идеология и новое искусство.
При этом он отдавал явное предпочтение красоте мужского тела. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура». Микеланджело сам создал «летящие» леса. Правое плечо Саваофа – это средняя лобная извилина.
В декоре свода повторяется изображение жёлудя— символ семьи делла Ровере, к которой принадлежали Сикст IV и Юлий II. Легко угадывается боковая борозда, отделяющая лобную долю мозга от височной. Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. Кроме того имеется ещё одна манипуляция с возрастом. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера». В «Грехопадении» и «Изгнании из рая» оплетенное Змием Древо познания Добра и Зла разделяет два мира — Эдем, райский сад, чье цветение скупо обозначено зеленой ветвью дерева, зеленью травы и очерченную прямой линией горизонта пустыню, куда, гонимые гневным архангелом, удаляются прародители.
Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Процесс восстановления базилики Константина IV века продолжается уже 50 лет, так как в 1506 году заложили фундамент к плану Браманте. Сам Микеланджело ответил посланцу Папы известившему художника о решении понтифика: «Скажите Папе пусть он мир приведет в пристойный вид, а придать картинам пристойность можно очень быстро». Замысел врагов был прост. м (1370х1220 см) изображено четыреста фигур в разных и никогда не повторяющихся, позах. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль. Что мог Микеланджело. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него.
Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. На росписи размером около 200 кв. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. На первом плане изображена Дева Мария.
Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31. Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство» художника. Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации.
Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека». А в период глобальной реставрации 1981-1994 гг.
В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»59 художника.
Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Однако, это, возможно, не объясняет размещения его изображение на самом почётном месте— над алтарём. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. 1490—1492, Флоренция, Музей Буонарроти). С завершением Давида пришёл другой заказ.
Фрески потолка Сикстинской капеллы является сложной структурой, состоящей из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы».
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. В 1492 году, после смерти Лоренцо Великолепного Флоренция вступила в полосу политических потрясений, завершившуюся восстанием, во главе которого встал монах Джироламо Савонарола и изгнанием Медичи.
Судьба художника Тоскана.
Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Микеланджело очень любил изображать обнажённую человеческую натуру. На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески.
Сообщения Кондиви и Вазари о плесени, появившейся на готовых фресках, подтвердились во время последней реставрации свода10. Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Фойе Библиотеки Лауренциана было одним из первых зданий, в котором использовались классические формы в пластичной и экспрессивной манере. В марте 1505 года Микеланджело был вызван в Рим Папой Юлием II.
В Библии написано, что во время поединка с Голиафом Давид был юным мальчиком. В «Сотворении светил» Создатель, представленный в образе могучего седовласого старца, дважды стремительно проносится над нами, зажигая своим прикосновением Солнце и Луну. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Его нагота вызвала осуждение. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом. Март. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века. Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. 1533), установленной в капелле Медичи во Флоренции. Микеланджело начал роспись потолка 10 мая 1508 года. Работа продолжалась до 1512 года при минимальном участии помощников.
В Католической церкви считается первым папой римским. Сюжет «И создал Бог человека по образу и подобию своему». Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. (Квиринальский дворец в Риме – ныне резиденция президентов Итальянской Республики. Он вернулся к работе у Медичи. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину13 и не препятствовало использованию часовни.
Чтобы дать простор новой фреске, пришлось уничтожить не только их, но и росписи Микеланджело в люнетах алтарной стены. Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти». Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Основное пророчество Ионы — гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются. Микеланджело именовал их как «ignudi». Лик Саваофа то почти искажен муками творчества («Сотворение светил»), то прекрасен в своей сосредоточенности («Сотворение Адама»). Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века.
Последними живописными работами Микеланджело были две парные фресковые композиции «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» (1542—1550, Рим, Ватикан, Капелла Паолина), написанные по заказу Папы Павла III Фарнезе для его небольшой личной капеллы. Но проходил век за веком и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Согласно замыслу художника, на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), а сам потолок изображает начало истории человечества — Книгу Бытия.
Когда художник изображает женщин, он и у них часто рисует мужскую мускулатуру. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года. Для изображения текстурированных поверхностей, таких как волосы на лице или структура дерева, он использовал широкую кисть с редкой щетиной. В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело.
Такой поступок, конечно, нанес ущерб и фреске и самолюбию гения. Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета. Теперь она находится в базилике святого Петра. На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию.
Сивиллы жили в различных местах Южной Европы, Северной Африки и Передней Азии в период античности (во времена Древней Греции, а позднее Рима) и их устные и записанные предсказания цитировались еще «отцом истории» – греком Плутархом. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода12. Эти отверстия были снова использованы для крепления лесов при последней реставрации свода капеллы в 1980—1984 годах, но балки использовались уже не деревянные, а стальные15. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
ботинках». Мучение Св.
В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом.
Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвертый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада».
В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Цикл начинается с первого дня Создания: Бог создает свет и отделяет свет от темноты. В 1534 году, незадолго до своей смерти, Климент VII призвал Микеланджело в Рим и великий мастер навсегда покинул Флоренцию, где правил ненавистный ему тиран герцог Алессандро (который, по свидетельству ученика Микеланджело — Кондиви, столь же сильно ненавидел художника). Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Микеланджело убедил Папу Юлия дать ему полную свободу действий и предложил другой, более сложный план, представляющий Сотворение мира, Грехопадение, Надежда на спасение через пророков и Родословие Иисуса.
Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Предположение того же Тольная, что Микеланджело сначала выполнил фрески потолка, а потом, в течение последнего года, люнетов и парусов, для чего пришлось монтировать специальные леса, в настоящее время кажется неправдоподобным23.
«Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Так же представлено строение полового органа и на фреске «Сотворение светил и растений»: правая часть мошонки чуть приподнята по сравнению с левой.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей. Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи.
Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Еще один секрет есть в скульптуре изображающей герцога Джулиано Медичи (ок. Как отмечает журнал «Шпигель», с 1870 года конклав происходит в Сикстинской капелле, а до этого выборы проходили в Квиринальском дворце. Эту же ошибку часто совершают студенты-медики при первых своих вскрытиях трупов.
Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Отреставрированные фрески были освящены папой римским Иоанном Павлом II 8 апреля 1994 года во время торжественной службы.
В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру. Известно, что Микеланджело не удовлетворился первоначальным «бедным» замыслом и добился от папы возможности расширить иконографию по собственному желанию, выбрав рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея). Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
А пришедший к власти папа Климент VIII в 1590 году и вовсе хотел уничтожить «Страшный суд», но его никто не поддержал и фреску сохранили. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда.
Большинство фигур этой иллюзионистской архитектуры имеет, вероятно, лишь декоративное значение. Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Именно таким Давида изображают предшественники Микеланджело.
На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Первоначальный проект росписи предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки). В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды.
Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету. В таком духе отзывается о нём Вазари. До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада.
Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. Кардинал Рафаэль Риарио, тот, кому продали статую, обнаружил обман, но его настолько впечатлило качество скульптуры, что он пригласил художника в Рим.
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Дело в том, что художник не знал о существовании выроста твёрдой мозговой оболочки (так называемого намёта мозжечка), который вклинивается между большим мозгом и мозжечком.
Решения художественных задач, найденные Микеланджело при работе над циклом, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров изобразительного искусства: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Длина изображения почти полтора метра. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества, через историю Ноя.
Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. Антония – первая из известных картин Микеланджело. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария Новелла. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам.
В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни.
Лишь гений Леонардо да Винчи и Рафаэля не уступает ему в величественности и удивительной глубине замыслов, в совершенстве их воплощения и в художественной одаренности. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах и эта концентрация чувств впечатляет гораздо больше, чем иной цветистый рассказ. Причем с точки зрения анатомии всё показано чрезвычайно точно. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Достаточно взглянуть хотя бы на скульптуру Донателло, герой которого – юнец с довольно слабым телосложением, причём своей шляпой, длинными волосами и детской фигуркой он больше напоминает девочку. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора62.
Кроме фресок, Сикстинская капелла также знаменита тем, что это место проведения выборов Пап или конклавов (словосочетание «cum clave» буквально означает «под ключом»), на которые собираются кардиналы.
«Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия.
Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место. Фичино, отвергая христианский аскетизм истолковывал платоновский эрос (любовь) как творческий порыв, как устремление человеческой личности к совершенству, сверхчувственной красоте (Дынник и др., 1957 Лосев, 1960 Горфункель, 1970 Лавриненко, Ратникова, 1999). Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Чтобы не отдалять мастера от себя, кардинал Джулио Медичи (папа Лев Х к тому времени умер) предложил ему возвести во Флоренции капеллу.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем — «Страшный суд». Двумя длинными продольными иллюзорными мраморными тягами он разделил поверхность огромного свода на центральную часть (зеркало) и боковые, в которые врезаны треугольные распалубки. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
По всей видимости именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Большие паруса поддерживают свод. IX, ст. Микеланджело был не только лучшим художником своего времени, но и величайшим гением всех времен.
Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева. Капелла Медичи представляла из себя небольшое здание с глухими шероховатыми стенами, «разбавленными» редкими окнами. Несомненно, в фигуре Адама Микеланджело воспел красоту человеческого тела, а в образе бога мастер изобразил не «чудесное начало», а огромную творческую энергию.
Оскорбленный художник уехал во Флоренцию. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Сивиллы — пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов.
Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. В связи с возросшим интересом к наследию языческого Классического мира, когда ученые обращались от изучения латинских трудов средневековых отцов церкви к трудам античных авторов, присутствие в Сикстинской капелле персонажей языческого мира вполне закономерно55.
Высота капеллы— 20 метров. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Но и это ещё не всё. В ангеле Микеланджело всё динамично. Квириналький дворец был резиденцией Пап в качестве глав Папского государства (Подробнее о резиденциях Пап в Риме см. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов. Центром композиции «Страшного суда» является единственно устойчивая фигура Христа, не поддающаяся движению действующих лиц. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека.
Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой. Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи.
Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён. Ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Сеньории во Флоренции. Но предложение папы было воспринято гением как некое испытание, он принялся за дело. И в этом есть свой смысл: Давид-гигант Микеланджело (высота скульптуры 4, 54 м) является символом непобедимости Флорентийской республики.
Тема Второго Пришествия Христа, являясь основополагающей христианской концепцией относительно будущего возвращения Иисуса и апокалипсиса, была взята за основу в грандиозной картине Микеланджело «Страшный суд». Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. В личной жизни, Микеланджело был воздержан. Большие паруса поддерживают свод.
Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. В таком теле ее и изобразил Микеланджело.
Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним». Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как «Оплакивание Христа» и «Давид». Еще при жизни Микеланджело Папа Павел IV приказал художнику Даниэле да Вольтерра прикрыть набедренными повязками наготу персонажей Страшного Суда, за что остроумные римляне наградили Даниэле довольно неприличным прозвищем. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Этот энергичный и честолюбивый понтифик был одержим идеей не только избавить Рим от дурной славы, связанной со скандальным правлением его предшественника Александра Борджа, но и придать городу новый, великолепный облик, подобающий духовной столице католического мира. Фреска.
По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43.
Когда Микеланджело указали на отсутствие сходства, он заявил: «Это он сейчас не похож, а лет через сто все его только таким и будут представлять». Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица.
Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы». Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. 2.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. А за надругательство над мёртвым телом во времена Микеланджело полагалась смертная казнь. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Чтобы понять истоки мировоззрения Микеланджело, необходимо вспомнить, что с 14 лет (в 1489–1492 годах) он воспитывался при дворе герцога Лоренцо Медичи Великолепного, который заметил талант мальчика и приблизил его к себе на правах приёмного сына. Произведение простирается на площадь размером более чем 500 квадратных метров потолка и содержит свыше 300 фигур.
Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel). Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Среди последних можно упомянуть лодочника Харона, перевозящего, по легенде, души в загробный мир (его можно увидеть на фреске «Страшный суд») и предсказательниц – сивилл (они в обилии представлены на фресках потолка капеллы). Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл.
Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. «Вырос зоб от этой пытки, а желудок раздавлен под подбородком», – твердил Буонарроти. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев — намёк на герб делла Ровере).
Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Правил он совсем недолго, а «прославился» участием в кровавой реставрации власти Медичи во Флоренции. Место конклава.
Микеланджело выбрал момент, когда Бог протягивает руку Адаму, передавая ему жизнь. Работать приходилось на грани физических возможностей. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении.
Прежде алтарная стена Сикстинской капеллы была расписана фресками Пьетро Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», которые известны нам только в описаниях. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Они не смотрят на Христа. Для мастера это было единственным средством выразительности.
В общем, что и говорить – церковь непростой заказчик. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа.
«Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции.
Последняя реставрация фресок Сикстинской капеллы проводилась с июня 1980 по декабрь 1999 года. В 1795 году из-за взрыва арсенала в замке Святого Ангела обвалилась часть панели Потоп, она так и осталась невосстановленной. На нижней части фрески изображен любопытный персонаж.
Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. Разработанный Микеланджело проект остался неосуществленным, в отличие от двух других — архитектурного оформления Новой Сакристии (Капеллы Медичи) церкви Сан Лоренцо и создания для нее скульптурных надгробий двух представителей рода Медичи — Лоренцо, герцога Урбинского и Джулиано, герцога Немурского. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы. До настоящего времени сохранились незакрашенные области у основания люнетов, которые были закрыты лесами. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Прожил до 18 февраля 1564 года.
Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции. В настоящее время свод потолка производит впечатление грандиозного архитектурного сооружения, богатый декор которого не подавляет, а создаёт впечатление направленности ввысь. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд».
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества. Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы.
Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее. Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Вазари с помощниками изваяли эффектное мраморное надгробие.
Эти окна являлись практически единственным доступом солнечного света в капеллу. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы». Кроме того, понятно, почему Микеланджело не изобразил мозжечок. Строительство собора, начатое Браманте, после смерти последнего (1514) продвинулось очень мало, к тому же назначенный главным архитектором Рафаэль, а после его смерти — Сангалло, отступили от замысла Браманте. Фреска разбила священнослужителей на два лагеря – сторонников и противников.
В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью. В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология. Тот был в шоке от водоворота обнаженных скрученных тел и беспощадно критиковал работу художника еще до ее завершения, говоря, что «в таком священном месте не должно быть подобного позора, а сама картина более подходит для общественной бани или таверны». В свои 60 лет он выглядел сгорбленным и усталым стариком. Это скрытый символ, который не оставляет сомнения: победа предрешена. Микеланджело удалось решить сложную задачу – объединить в одном ансамбле роспись потолка, представляющую собой сложную систему композиций и образов, с громадной композицией «Страшного суда» на алтарной стене таким образом, что они не мешают восприятию каждой.
Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново. Задача по драпировке было поручена Даниеле да Вольтера.
Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной. по заказу папы Павла III.
Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4.
Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. В Болонье Микеланджело видел скульптурные рельефы Якопо делла Кверчи, украшающие двери собора.
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Ощущение тревоги и мрачности проявились в готовой композиции. Хотя раньше считалось, что Микеланджело писал фрески в более мрачных тонах. Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег.
Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира. Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.
Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Строение мозга художник мог изучить, только вскрывая трупы.
Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение.
здесь). Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок. В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. В изображениях предков Христа на люнетах нет следов использования подготовительного картона: контуры рисунка художник наносил кистью непосредственно на интонако24. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Варфоломея (На фреске Св. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета.
Многие флорентийцы, в том числе и девятнадцатилетний Микеланджело, покинули город.
Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. С тех памятных дней 1492 года, когда, препарируя мертвецов и делая анатомические рисунки, художник изучал строение человеческого тела, до создания фрески «Сотворение Адама» на плафоне Сикстинской капеллы (1511 год) прошло почти двадцать лет. Если фрески плафона посвящены первым дням творения и проникнуты верой в человека, то «Страшный суд» несёт идею крушения мира и возмездия за содеянное. Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон.
Цикл повествует о создании Богом прекрасного Мира и человека, впадении человека в грех и его отделении от Бога. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы. Задуманной Браманте планировке собора в виде равноконечного «греческого креста», соответствующего ренессансной идее «идеального храма», они предпочли «латинский крест» с сильно вытянутым главным нефом. Микеланджело.
Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду.
Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года.
Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Он больше похож на Геракла или Аполлона.