Но какой ценой. 25, 26. Вряд ли в мастерской Гирландайо, где Микеланджело пробыл лишь год, могла архитектура занять сколько-нибудь видное место в системе его обучения. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Neri di Bicci) и др.
И это приводит к трагической разобщенности образов. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Все это придает его архитектуре величественный характер. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Подобно отцу, Пьеро окружал себя избранными людьми, учреждал диспуты «об истинной дружбе» в Санта-Мария дель Фьоре и назначал в награду победителю серебряный венок, но он поступал так, сознавая лишь, что этому обязан дом Медичи своим возвышением.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Далее автор предупреждает об опасности подражания подобным лютеранским прихотям, которые погребают веру и благочестие.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Это произведение Микеланджело также хранится во дворце музея Буонарроти во Флоренции (голова фавна – в галерее Уффици). Восстановить этот метод не так легко ибо художник дважды уничтожал все свои черновые материалы. 36.
Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Илл. 92, 93, 94. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Илл. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Этому движению придан вращательный характер и у зрителя не остается сомнения, что связками и гроздьями могучих по своей комплекции тел управляет какая-то выше их стоящая сила, которой они не могут противодействовать. Переходя к рубке камня, Микеланджело отправлялся от передней плоскости блока, что очень хорошо видно на примере статуи апостола Матфея. Пламенные речи Савонаролы предвозвещали свободу.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
23, 24. Недаром его любимым материалом была бронза. Скажите ему – я здесь пришлец, он – гражданин, но я останусь, а он уйдет».
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. Мать прикрывает головку ребёнка.
Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Его руки рано окрепли играя камнями и пробуя молот, когда он стал подрастать в Сеттиньяно.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Он действует только словом. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Этот момент Микеланджело трактует как грандиозную космическую катастрофу, в которой мало что осталось от традиционного церковного понимания данной темы.
Между тем Савонарола учредил во Флоренции народное собрание (Consiglio Grande) и, когда в прежнем дворце разрушены были комнаты и устроен зал на две тысячи человек, Микеланджело оказался в числе художников, призванных построить алтарь и украсить зал священной живописью и архитектурой. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. 21, 22.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных.
Это не мешает, однако, тому, что все фигуры размещены в одном плане, как бы образуя ниспадающую вниз плоскую завесу. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Микеланджело полностью подчиняет его форме. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Все контуры отличаются пластической четкостью, формы моделированы с несколько нарочитой аккуратностью, что объясняется учебным характером рисунков. Страстные проповеди доминиканского монаха Савонаролы, мечтавшего восстановить фанатичную и аскетическую средневековую теократию, завершились народным восстанием, в результате которого Медичи были изгнаны из Флоренции.
Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Три года напряженнейшей работы пропали даром.
Илл. 5, 6. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Илл.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура).
Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. 56-71). Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
146-148. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя.
Илл. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Тем самым ей отводится центральное место. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Увиденное потрясло воображение многих людей. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Илл. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Флорентийцы изгнали наконец последнего. 155.
В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Он даже не дотрагивается до нее. Между тем Микеланджело стал членом семьи Альдовранди.
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. По мере приближения к пятидесятилетнему возрасту у Микеланджело все чаще стали проявляться признаки усталости. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
Илл. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Мадонны Микеланджело – «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние». Илл. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 39. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Он побежден.
155, 156. Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность. 164. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). 151.
В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии.
Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Илл.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции». Действительность не оправдала их надежд.
Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Он боготворил Данте и любил Петрарку. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Илл.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Илл. Младенец изображён без нимба. Имя Виттории Колонна, знаменитой «дочери Возрождения», окружено целым рядом славных имен ученых, поэтов и мучеников.
В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Например, деревянная модель собора св.
Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). В борьбу включился и Микеланджело. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Медичи пробовали бросать деньги черни в предместьях города, – им отвечали каменьями. Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Илл. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Такая трактовка невольно заставляет вспомнить изображения небесных видений в раннехристианской и средневековой живописи. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. 182, 187, 188, 189. 2.
Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. 109, 111. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». «Мадонна у лестницы» (итал. Madonna della scala также «Мадонна на лестнице»)— мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Однако и здесь царит дух отчужденности. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. 86-91.
Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Илл. Флейта становится каким-то ужасным призраком в его жизни.
Все наиболее сильные цветовые акценты слегка пригашены, что позволило художнику достичь общего тона, благородного и сдержанного. По улицам Флоренции двигались процессии детей они несли в руках различные принадлежности «мирской суетности»: маски, пестрые костюмы, парики, книги, картины, шкатулки с драгоценностями, карты, кости, мишурные украшения и пр. Илл.
Пророчество относилось к сыну. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых.
Слева мы видим райский сад. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. Его слово было законом и тысячи человек, как один, шли за ним исполняя все его веления. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Илл. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Фигуры сражающихся кентавров так тесно взаимосвязаны, что в корне исключена возможность выделения какого-либо одного звена. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело.
На самом же деле между ними лежала бездна. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. За Микеланджело постоянно следили римские агенты Козимо и регулярно доносили герцогу о любом шаге художника.
Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Тут столкнулись два сильных характера. Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Илл. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению.
Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
Это было сигналом. Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Илл.
Илл. Это предназначенные для украшения гробницы Св. Петра со стороны апсид. Илл.
Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. 135, 139. Илл. 1491 года. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. Тем самым движение внутри интерьера утрачивает четкий центростремительный характер, обычно свойственный планам центрально-купольных сооружений первой трети XVI века.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции». Илл. Галерея Уффици. Но как раз этого не произошло.
Этот жест символизирует молчание. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы).
Таким представил его и Микеланджело. Возрождение. Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына. Он разрабатывался и художниками и скульпторами. Илл. После длительной переписки, в которую вмешался гонфальоньер флорентийской республики Пьетро Содерини, художник, наконец, решился встретиться с папой в Болонье. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Илл. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью.
Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
161. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи.
37. 16.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. Двигаясь от передней плоскости блока вглубь, мастер неизменно имел перед глазами монолитный, а не дробный образ своего творения. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Он непрерывно изменял свои наброски до того последнего момента, когда каменотес был готов приступить к выполнению детали. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
114, 115. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Его страдания – те же, что страдания скованного Прометея. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Илл. 130. 122-125. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Илл. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). 7, 8.
Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Илл. Победили фанатики и чиновники, потребовавшие беспрекословного и слепого подчинения церковным авторитетам. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Господь призовет его на суд. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Его мировоззрение приобретает трагический характер. 184. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Диаметр 120 см. 171. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
Илл. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Илл. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу.
47. В 1496-1501 гг. Ради усиления центральной оси Микеланджело располагает над воротами надстройку, украшенную папским гербом.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. «Батюшка пламенно желал сделать из меня превосходного флейтиста», – говорил Бенвенуто Челлини – современник Микеланджело, также скульптор от Бога. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов.
И для этого он должен был радикально изменить свое представление о человеке и человеческой фигуре, которая должна была бы стать хрупкой, легкой, бесплотной. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Илл. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. 162. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло. В самом деле, приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений.
Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Илл.
Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию).
126. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе».
И этой же цели служит цвет. 166, 167. Таков, несомненно, был его основной замысел. Ему поручили сделать копию портрета старинной работы известного мастера.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». Она напоминает мощную лавину. Mino da Fiesole) и другие. Окруженные фигурками гениев, сивиллы и пророки листают тяжелые фолианты, развертывают свитки, думают о прочитанном, записывают свои мысли, прислушиваются к божественному голосу. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Моисей восседает в торжественной позе. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Эта церковь была воздвигнута на средства Медичи и в крипте, под куполом покоилось тело Козимо Медичи. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие.
В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Но все усилия напрасны. И здесь бог изображен в активном действии. Особенно выразительна правая фигура. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. С барельефов – «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. И здесь его постигает страшный удар. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Оно возбудило восторг и изумление многих.
Младенец изображён без нимба. Этот юноша, принадлежавший к знатной римской семье, отличался замечательной красотой и большим внутренним благородством. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Илл. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом.
«Мадонна у лестницы» (итал. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. В этой пластической выразительности слова – секрет особого очарования микеланджеловской лирики.
30), довольно точно передающая ее общий вид. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело. Илл.
48-55. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Обрамления небольших окон просты и сдержанны, аттик и тамбур лишены каких-либо членений, купол не имеет ребер. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней.
И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. 32.
Этому его научила скульптура.
Посетив Рим в 1570 году, он предлагал сбить со стены фреску Микеланджело и написать на ее месте новую композицию на ту же тему, но гораздо более глубоко интерпретированную. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. Илл.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. В стране вспыхивает революция.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. 89-91. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы.
Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Илл. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Петра. На Капитолийский холм ведет широкая лестница.
Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Этим приемом достигается совсем особая монументальность: зрителю невольно кажется, что фигура распирает обрамление, стремясь развернуть в пространстве неисчерпаемые запасы творческой энергии.
По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25. Ева послушно следует слову творца. Илл. Он стал уже высекать статую св.
К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Его гений искал более широкого поля деятельности. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Илл. Италия.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому.
Илл. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. 170. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу для капеллы в соборе Св.
Илл. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Илл. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием.
Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). И в ней мастер смело порывает с традицией. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности.
При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. 10, 11, 12. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно. Илл. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Часть шеи и драпировка завершены Тиберио Кальканьи, одним из любимых учеников Микеланджело.
Широко использованный беловато-серый цвет хорошо сочетается с желто-коричневыми, серовато-фиолетовыми, зелеными, серовато-лиловыми, оранжево-коричневыми и серовато-синими красками, превосходно выявляющими пластику формы. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. И теперь еще стоит в этой церкви саркофаг, в котором покоятся кости св.
он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Илл. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. С криками «Liberta.
В городе все кипело и бурлило, фракции и партии вступили в яростную борьбу друг с другом, общая обстановка накалялась с каждым днем. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. По-видимому, это была статуя Вакха. 177, 178. Liberta. » народ забросал его и свиту камнями.
Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. В них мощные пластические формы вступают в явное противоречие с религиозным содержанием, на котором лежит какой-то специфический контррефэрмационный налет.
Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27. 107, 108. Зато вид группы справа мало удачен.
Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. 140, 141.
Великолепно обрамленное тяжелой шапкой волос и густой бородой лицо, внешне спокойное, но одновременно выражающее затаенную страсть. Карнавал 1495 года обратился в новый учрежденный им невиданный праздник. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ.
Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. 179-181.
Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Илл. 1491 года. Художник охотно принял это предложение. е. уважением классической традиции).
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Фигура погружается в сон.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). 131, 132. Отец взял его из мастерской Бандинелли, где он делал большие успехи и «снова, к величайшей своей горести, он принужден был приняться за флейту и не оставлял ее до 15 лет». Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Они утратили волю. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Здесь находилось небольшое поместье дома Буонарроти и отец передал ребенка на руки кормилице, жене одного «скарпеллино» (каменотеса), когда сам он по окончании срока должности подесты Кьюзи и Капрезе вернулся с семьей во Флоренцию. Илл. 174.
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). «Рука Провидения видна во всем в жизни великого человека». Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь.
Они оставили огромное наследство будущим векам, но со смертью их угасло Возрождение. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Илл.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Пейзаж пустынен и гол. Шильяно считает, что этим может объясняться такое разительное отличие мадонн с младенцем Микеланджело, от матерей того же Рафаэля или Филиппино Липпи.
Илл. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви.
Копируя отдельные фигуры из их фресок, Микеланджело наделяет воспроизводимые им образы чертами еще большей мужественности, почти граничащей с суровостью. 86-88. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. В этих стихотворениях отражены и его тревоги за судьбу родины и скорбь по поводу утраченной Флоренцией свободы и стыд за творимое людьми зло и преклонение перед земной красотой и тоска по красоте небесной и сознание неотвратимости смерти и заботы о спасении своей души. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других.
Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Илл. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. Петра, с чем папа был полностью согласен.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Петра. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Это помогало ему сохранять чувство целого.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Арсенал его технических приемов был безмерно богат. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения.
75-78. Илл. Он избегает детализированной характеристики места.
Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Илл. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. 41. И это понимает только один человек – апостол Петр. Но роспись обладает и другим аспектом. Тогда Пьеро удалился в Венецию. Илл.
Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Выпрямится согнутая правая нога, резко повернутая в сторону голова примет нормальное положение, расправятся плечи, раб станет свободным человеком. В действительности оно так и получилось.
После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Практическое осуществление проекта падает на 40-80-е годы, причем с 1563 года в работу активно включился Джакомо делла Порта, целиком основывавшийся на микеланджеловском проекте. Это дало ему возможность изобразить обнаженные фигуры мужественных воинов, готовых к героическому действию. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Этот Лоренцо заказал Микеланджело статую юного Иоанна Крестителя.
К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным. Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Илл. Илл. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. 110, 112.
Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. 106, 113. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Он не любил пускать свои стихи в свет. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. В возвышавшемся в глубине площади дворце Сенаторов он, наоборот, мобилизовал все средства, чтобы выявить центральную ось. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. «Скажите Лоренцо Медичи, – говорил он, – пусть обратит он взор на себя.
Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Илл.
Недаром они украшали пилястры. Илл.
Ни Лоренцо, ни духовные враги его, даже сам папа – никто не смел поднять на него руку. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В 1494-1495 гг.
Илл. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. 3, 4.
Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние».
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Вазари прямо пишет:. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие. Как творец нового искусства он заслуживает название Прометея XVI века. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Илл. 150. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Флоренция. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Илл. Последний особенно любил его прекрасное произношение и чтение Данте, Петрарки и Боккаччо. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды».
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Эта же концепция лежит и в основе сюжета самой картины, в которой обнаженные юноши второго плана символизируют первый этап, Мария и Иосиф – второй и Христос – третий. 149. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. Neri di Bicci) и др. Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон».
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Статуя осталась незаконченной.
Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Визг пилы, шум и звон молота заменяли Микеланджело колыбельные песни.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Илл. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Статуя рассчитана на рассмотрение спереди, наискось справа и сбоку, со стороны левого плеча. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. 183. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Илл. В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью. В семье знаменитых людей он один из тех, которым не современники и не история только дают название «великих», но характер которых сам по себе вызывает изумление и почти божественное почитание.
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Микеланджело прежде всего – характер. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Микеланджело отказался от фронтального ракурса.
Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Но школярская учеба не привлекала мальчика. Она оставляет мало места для вошедшего в вестибюль и она толкает его на то, чтобы он как можно быстрее поднялся по ее ступеням. Он должен думать о смерти.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь. Год, который он прожил без нее в Пизе, «показался ему раем».
В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Это были тяжелые годы. 119, 111.
Madonna della scala также «Мадонна на лестнице») – мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись.
И результаты были самыми плачевными. В 1515-1516 годах копировавшие картон молодые художники разрезали его на отдельные куски, которые в дальнейшем погибли.
Наступила пора учения. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами.
Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это – Богоматерь. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. Петра. 136.
В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти).
После Тридентского собора 1545 года развитие пошло совсем иным путем и для индивидуальных религиозных исканий более не осталось никакого места. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Младенец изображён без нимба. Это восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства Вот таким образом Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия. С 1528 года он принимал деятельное участие в укреплении города, в 1529 году его назначают governatore generate всех фортификаций. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Если Микеланджело действительно имел такое намерение, то это лишнее свидетельство того, сколь сильным было его тяготение ко всему грандиозному и величественному. 145. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
169. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Илл. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. Граждане состязались в общественных играх, гимнастике и беге.
Вот, собственно, все, что просочилось наружу. При этом движение лишено всякой скованности. Это, конечно, не так. 33, 34.
Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Уже народ видел в явлениях неба знамения кровавых событий и изгнания Медичи. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Эту постыдную работу продолжали и позднее. В этой модели имеется надставка, существенно меняющая силуэт купола, который приобрел в новом варианте более вытянутую форму напоминающую форму купола флорентийского собора.
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
97, 98. Дерево, масло. Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. Он победил.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Работал он над ней медленно и с большими перерывами.
Ряд исследователей склонны объяснять повышенную религиозность позднего Микеланджело его старостью. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. 159. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Илл. 109-112, 116-119.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). 174.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Они спаслись изгнанием от тюрьмы и жили во Франции. 116-119. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Илл. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. «Я сделал большие успехи в проклятой игре на флейте», – пишет он приятелю.
Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Но уже три года спустя из-за быстро менявшейся политической ситуации, этот договор был аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивавший масштабы двух первоначальных проектов. Илл.
Данное противоречие определяет трагизм всего замысла: герой погибает не потому, что немногочисленны и слабы его приверженцы, а потому, что сломлена их воля.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Илл. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. В этом отношении особенно характерны следующие его слова: если жизнь нам нравится, то поскольку смерть есть дело рук того же мастера, она не должна нам не нравиться. 167.
Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Это человек действия (vir activus).
В плане Браманте отдельные пространственные ячейки более или менее равноценны, причем каждая из них обладает известной замкнутостью и обособленностью. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. 81-84. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Илл.
Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Мрамор для статуй и его перевозка стоили слишком дорого, чтобы мастер мог идти на риск, не имея твердых заказов. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. Илл. 38.
По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника»4, «присоединился к большой скульптурной традиции»5. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. 20 мая 1511 года французы отняли у папы Болонью, 19 февраля 1512 года они устраивают кровавый погром в Бреше летом этого же года испанцы, как бы соревнуясь с французами, подвергают жестокому разграблению Прато, после чего республике во Флоренции приходит конец и город открывает ворота перед Медичи.
Его рука сгибается к плечу. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Илл.
Микеланджело был призван и не противоречил, тем более что эта затея пришлась ему по вкусу. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи.
Расположенные на втором плане картины параллельно со святым семейством, фигуры обнаженных позволяют художнику показать свое исключительное мастерство в передаче мускулатуры человеческого тела и игры светотени на поверхности рельефно выписанных форм. Илл. Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Микеланджело стал ее осуществлять не по проекту Браманте, а согласно своему собственному замыслу. По многим параметрам она отступает от церковных канонов. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м).
Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Петра (Музео Петриано).
Илл. Доменика. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. все члены изменяются по ширине и длине во время движения.
Neri di Bicci) и др. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Сейчас известно, что венецианские купцы предлагали Синьории 20 тысяч дукатов (около ста тысяч рублей) за содержимое этого костра.
158, 159. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Покойный Лоренцо не встал для него из гроба.
Младенец изображён без нимба. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
175, 176. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов. Внезапно раздался крик: мы пропали. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его.
Поклонник Савонаролы, чья высоко нравственная личность и чьи громовые проповеди оставили глубокий след в его сознании, Микеланджело избегал контактов с папским двором, который к этому времени начал рассматривать доминиканского монаха как злейшего еретика. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Ему угрожала вскоре встреча с Пьеро Медичи. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
17, 18, 19, 20. Илл. Он разрабатывался и художниками и скульпторами. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В композиционном построении фигур Микеланджело отдает предпочтение изогнутой оси перед прямой, что усиливает динамику образа. О том, как мало гордый дух Микеланджело склонялся пред авторитетом, свидетельствует то, что он не остановился даже перед языческим сюжетом и сделал в это время из мрамора своего «Спящего амура».
На самом же деле мастер ничего не иллюстрировал, а воплощал в пластических образах мир своих чувств и мыслей, навеянных тем, что его окружало в конкретной действительности и что он не мог как всякий великий художник не отразить в своем творчестве. Вот таким образом стена и без того имеющая согласно конфигурации плана выступы и отступы, приобретает еще большую подвижность. 173. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости. Илл.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил.
185, 186. Уже смерть Лоренцо сопровождалась подобными знамениями. Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. 163. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. 160.
В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. 46. Илл. Современники же почти не знали их совсем. В 1547 году мастер выполнил проект карниза, среднего окна фасада и второго и третьего этажей двора.
Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). 13, 14, 15. Илл. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
Илл. Илл. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка.
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). 99, 101, 102.
80. Илл. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 134.
Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Лоренцо суждено было уйти раньше Савонаролы, но не из города, а из этого мира. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. 79, 142.
Здесь все построено на контрастах. Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Обреченные на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Микеланджело – предшественник и преемник Рафаэля в искусстве. Полициано дал ему сюжет для рельефа «Битва кентавров», в котором можно найти некоторое сходство с тем, как изображались подобные сюжеты на античных саркофагах.
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.