А воля художника была поистине безмерна. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. Илл.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Илл. Его мировоззрение приобретает трагический характер.
В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Он должен думать о смерти. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Все это придает его архитектуре величественный характер.
Илл. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. 185, 186. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. 107, 108. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Таким представил его и Микеланджело. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Этот конфликт между заполнением и обрамлением, эта перенасыщенность стены декором сознательно используются мастером для того, чтобы вызвать у вступившего в вестибюль чувство сдавленности. Его рука сгибается к плечу. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Атлант. В этом образе, пожалуй в последний раз в микеланджеловской пластике, чувствуются живые отголоски чисто ренессансной веры в безграничные возможности человека.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый.
В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели. Обнаженная фигура Христа дана в окружении глубоких складок плаща Марии, от чего она приобретает особую пластическую выразительность. В пафосе познания природы вещей была сила восторга, пьянящая радость открытия. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). Последняя была предназначена для хора старого собора св.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. 116-119.
Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Высота: 277 см.
В истории европейского зодчества не было архитектуры, равной микеланджеловской по своей эмоциональности. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Петра. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. 75-78. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Они утратили волю. Таков, несомненно, был его основной замысел.
И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко.
Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Илл. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Илл. Он создал гениальные, произведения. 37. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Илл. 166, 167. К своим вершинам искусство Возрождения поднималось на поэтических крыльях. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон.
Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. Прожил до 18 февраля 1564 года. 106, 113.
Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Этому его научила скульптура. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал.
О подлинных причинах микеланджеловской эмиграции из его родного города мы узнаем из письма Луиджи Риччо от июля 1544 года к Роберто Строцци во Францию, в котором Риччо просит Строцци передать от имени Микеланджело французскому королю, что если он вернет Флоренции свободу, то скульптор воздвигнет ему на собственные деньги конную статую на Пьяцца делла Синьория. Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа.
Илл. Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью.
Илл. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
В стансах особенно ясно видно, что Микеланджело, хотя он стал в зрелые годы богатым человеком и хотя он вращался в самых высоких кругах патрицианского общества, никогда не порывал с народом, который был в его глазах великой и чистой силой. По-видимому, это была статуя Вакха. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
При этом он закончил фигуру Магдалины, незавершенные же самим мастером части оставил нетронутыми. Действительность не оправдала их надежд. Что смерть, что время здесьне побеждает. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни.
На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Академия изящных искусств, Флоренция. Микеланджело Буонаротти.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia). Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.
10, 11, 12. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. И здесь его постигает страшный удар. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Высота: 226 см. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Илл.
В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Внезапно раздался крик: мы пропали.
Центральной фигурой является ребёнок, а не Мадонна. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. Вот человек поистине одержимый гением. 36.
110, 112. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье.
47. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами.
Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. Три года скульптор работал над статуей.
Это были тяжелые годы. Илл. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. 1521-1534. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Этот жест символизирует молчание. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
Исследователи до сих пор спорят о том, какой именно эпизод античной мифологии воспроизведен юным мастером и сама эта сюжетная неясность подтверждает, что целью, которую он ставил перед собой, было не точное следование определенному повествованию, а создание образа более широкого плана. Это послужило сигналом к тому, что все воины начали быстро одеваться, хватать оружие и готовиться к отражению атаки пизанцев. Полон подлинного трагизма также образ Иосифа Аримафейского – идеальный автопортрет художника.
Илл. Илл. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Петра. Ему было 13 лет, когда он стал учеником художника Гирландайо. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. 21, 22. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Он избегает детализированной характеристики места. 89-91. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Недаром его любимым материалом была бронза. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Пьета. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Илл. Трудность своего характера осознавал и сам художник.
Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Илл.
В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). Илл. Художник охотно принял это предложение. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Илл.
Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. 174.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Все это, вместе взятое, приводит к тому, что архитектура воспринимается как живой организм, наделенный волей и полный движения. 162.
В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Илл.
И этой же цели служит цвет. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. 13, 14, 15. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Восстановить этот метод не так легко ибо художник дважды уничтожал все свои черновые материалы.
164. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. 135, 139. Илл.
На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Однако и здесь царит дух отчужденности.
Пользуясь исключительно итальянским карандашом, он достигает поразительной мягкости в переходе от света к тени и совсем особой дымчатости, так что все формы кажутся как бы окутанными тончайшей воздушной пеленой. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Илл. Петра.
Он действует только словом. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. Но все усилия напрасны. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Они называли Микеланджело divino (божественным). Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Иисус кажется несколько испуганным, а его мать с легкой улыбкой наблюдает за детьми.
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Илл. Петра (Музео Петриано).
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. 130.
С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. 5, 6.
Фигура коренастая, сильная, мужественна. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Когда в 1534 году во Флоренции утвердилась единоличная власть свирепого герцога Алессандро Медичи, опиравшегося на императора Карла V и папу Климента VII, Микеланджело решил покинуть свой родной город, чтобы никогда более в него не вернуться. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Илл.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
Это человек действия (vir activus). Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Слева мы видим райский сад. Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Их он терпеть не мог и не щадил.
Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. «В это самое время по совету Полициано, человека учености необыкновенной, Микеланджело на куске мрамора, полученном от своего синьора, вырезал битву Геркулеса с кентаврами, столь прекрасную, что иной раз, разглядывая ее сейчас, можно принять ее за работу не юноши, а мастера высокоценимого и испытанного в теории и практике этого искусства. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками мастера. «Моисей» – фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Пророк изображён человеком скрытой мощи, динамической силы и с рожками – это было следствие неверного перевода нескольких строчек библейской книги «Исход».
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Его искусство учило многому. Карниз среднего пояса, непосредственно покоящийся на этих пилястрах, получил раскреповку, что позволило поставить на нем кубической формы седалища для фигур юношей. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
158, 159. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Илл.
Илл. Писать стихи Микеланджело начал не позднее 1502 года, к которому относится фрагмент самого раннего из дошедших до нас стихотворений художника. 119, 111. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Битве при Кашина республикански настроенная Флоренция придавала большое значение, так как она символизировала победу гвельфской партии, которой Микеланджело неизменно симпатизировал.
Внизу фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. Она научила его примирять и конденсировать в одном-единственном живописном аспекте все таящиеся в человеческой фигуре пластические возможности. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях.
В. Лазарев:Микеланджело был ваятель, архитектор, художник и поэт. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). 140, 141. Илл.
В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Моисей восседает в торжественной позе.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. 99, 101, 102. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Через месяц после рождения сынасрок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение.
Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. В постройках Микеланджело, писали они, мы видим искаженной любую деталь согласно случаю и произволу. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. 92, 93, 94.
Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов. Илл. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Но ни один из флорентийских предшественников Микеланджело не сумел дать этому принципу столь последовательное и высоко художественное претворение, как это удалось великому мастеру.
За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Илл. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. Илл. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое.
В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Он даже не дотрагивается до нее.
И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков — античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. 97, 98.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Маньеристы, широко использовавшие отдельные архитектурные мотивы из проектов и построек Микеланджело, наивно думали, что великий мастер был их единомышленником. Петра, с чем папа был полностью согласен. Его отец был градоправителем или по-другому подеста.
Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело.
В них Микеланджело воплотил два полярно противоположных характера, которые полностью раскрываются и обретают свой глубокий внутренний смысл лишь при сопоставлении друг с другом. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). В этом высоком рельефе нет ничего от графичности трехпланового построения. Эту постыдную работу продолжали и позднее. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям.
И всюду Микеланджело выходил победителем. В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Илл. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи.
Она напоминает мощную лавину. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. Круглый мраморный барельеф изображает сидящую Деву Марию с маленькими Иисусом и Иоанном Крестителем. 184.
Между 1542 и 1545 годами было написано Обращение Савла, а между 1546 и 1550 годами Распятие апостола Петра. Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. 149. 167. Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление.
Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. 182, 187, 188, 189. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
126. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Готовясь к смерти, Микеланджело приступил уже около 1547 года к выполнению скульптурной группы Положение во гроб для своей собственной гробницы. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Все время приходилось ему преодолевать препятствия. И только в тех случаях, когда это необходимо. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны.
Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Высота: 410 см. Илл.
Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Фигуры сражающихся заполнили все поле рельефа, удивительного в своей пластической и драматической целостности. То, что мы видим в римской церкви Сан Пьетро ин Винколи – бесконечно далеко от первоначального замысла. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Мрамор. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Ни одна другая страна не подарила миру такого числа выдающихся мастеров, как ренессансная Италия. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Это два составных звена единой архитектурной концепции. Ближайший ученик мастера Тиберио Кальканьи используя сделанную Микеланджело предварительную модель, любовно собрал отколотые куски и восстановил всю скульптурную группу.
е. уважением классической традиции). А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Тем самым ей отводится центральное место. Храм имеет форму центрально-купольного сооружения, с четырьмя сложной конфигурации капеллами. Он имел постоянно перед глазами образцы первоклассной архитектуры, которые приучали человека с юношеских лет понимать и ценить красоту пропорций и совсем особый строй архитектурного языка.
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонаротти Симони родился 6 марта 1475 года в Капрезе. Илл. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
Следовательно, всю фразу можно перевести как «так как излучала кожа его лица». Огромная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. Илл. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие.
Но как раз этого не произошло. 145. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Микеланджело мало занимает момент повествовательности, рассказа, столь обстоятельного у римских мастеров.
Внимательное обследование поверхности обоих росписей и изучение соединительных швов данной работы показало, что Микеланджело потратил на выполнение первой фрески 85 рабочих дней, а на выполнение второй – 87. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia).
Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
После его убийства в 1537 году герцогом тосканским сделался Козимо Медичи, так же опиравшийся на испанцев. Пейзаж пустынен и гол. А называется роман «Муки и радости». В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Илл.
Эта воля счастливо сочеталась у Микеланджело с ясным и глубоким умам, добрым сердцем, богатейшей художественной фантазией, высоко развитым нравственным чувством и редкостным трудолюбием. В толпе молодых воинов выделяется фигура юноши с камнем в руке, который он пытается бросить.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Сюжет близок к бытовому жанру. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Бой настолько ожесточённый, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. 25, 26. Илл.
Сюжет боя Геркулеса с кентаврами Микеланджело позаимствовал из «Метаморфоз» Овидия.
Илл. За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Илл. Бой настолько ожесточенный, что живые не замечают ни раненых, ни мертвых. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
И если в тематике «Битва кентавров» существует связь искусства Микеланджело с одним из его истоков -- античной пластикой и, в частности, с рельефами древнеримских саркофагов, то в трактовке темы ярко выражены новые устремления. Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. ок. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо.
Некоторые варианты стихов лежали десятилетиями нетронутыми и мастер затем вновь к ним возвращался, чтобы подвергнуть их коренной переработке. Увиденное потрясло воображение многих людей. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
Однако стоит приглядеться к деталям. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Mикеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «O, это пустяки. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Илл. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом.
Это решение, по-видимому, показалось заказчику слишком необычным и его заменили довольно ординарным обрамлением, в котором ничего не осталось от столь ценимого мастером рельефа. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Не менее ярким примером контрреформационного фанатизма может служить закон от 1566 года, согласно которому врач не имел права лечить больного, отказавшегося от исповеди. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины.
По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). 169. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Илл. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Он стал уже высекать статую св. По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). И здесь бог изображен в активном действии.
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Его гений искал более широкого поля деятельности.
56-71). Тут столкнулись два сильных характера. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
146-148. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Илл.
Илл. Илл. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. 151. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Илл.
134. Все традиционные элементы в изображении Страшного суда Микеланджело осмыслил совсем по-новому, в соответствии со своим общим замыслом. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. Одни из них вынесены на передний план и даны в высоком рельефе, приближающемся к круглой скульптуре. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Илл.
В письме от 1557 года он пишет: денно и нощно я стремлюсь подружиться со смертью, дабы она не обращалась бы со мною хуже, чем с другими стариками. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Илл. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Здесь она была призвана символизировать свободу республики. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Вместо этого в1508г. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Мрамор. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Строптивая независимость художника приводила к постоянным столкновениям и конфликтам с заказчиком. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
В стране вспыхивает революция. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Уже само название романа говорит о трудной судьбе гения на тропе искусства ваяния.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. 39. 41. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. 175, 176. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Новая сакристия церкви Сан-Лоренцо, Флоренция. Как свидетельствуют все старые источники, никакого специального архитектурного образования Микеланджело не получил. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Этот проект существовал в нескольких вариантах. Микеланджело собирался украсить внутреннюю часть капеллы большим количеством скульптур, однако, замысел так и не был воплощен в жизнь полностью.
Микеланджело дает единую систему устремляющихся кверху сил: огромные пилястры большого ордера находят себе продолжение в раскрепованных выступах аттика, в спаренных колоннах тамбура, в ребрах купола, наконец, в колонках фонаря. 23, 24. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
С иврита слово можно перевести, в том числе и как «рога» и как «лучи». И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8).
Ныне она хранится на память о нем в доме его племянника Лионардо, как вещь редкостная, каковой она и является» Вазари. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. По мнению Виктора Лазарева, в этом тондо прослеживается влияние Леонардо да Винчи – его сфумато (смягчение очертаний фигур в живописи). 16.
Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
170. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Учитывая будущее местоположение скульптурной группы, предназначенной для украшения капеллы, где она должна была стоять около стены, Микеланджело подчинил всю композицию ее фронтальному аспекту. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал.
Их задача – не отвлекать от рассказа о деяниях человека, его характере и страстях, а служить лишь фоном. По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке.
Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Здесь Микеланджело достигает той компактности скульптурной композиции, которая всегда была предметом зависти у современных ему художников. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей.
7, 8. В углу слева— фигура умирающего юноши, получившего ранение головы. Микеланджело выполнил цикл знаменитых скульптур, хранящихся в различных музеях Европы. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Но роспись обладает и другим аспектом. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
177, 178. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 86-88.
Давид. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. Беспрецедентное влияние на последующее развитие западного искусства оказали работы великого мастера. В 1506 году Микеланджело начал писать фреску, но заказы папы Юлия II отвлекли его от этой работы и он принужден был отказаться от мысли довести ее до конца. Микеланджело отказывается от контрастной светотени, от четких контурных линий, от бурных контрапостных мотивов.
Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Это помогало ему сохранять чувство целого. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. В некоторых фигурах художник выражает неприкрытое чувство отчаяния и столь безмерную душевную усталость, что у зрителя невольно создается впечатление, будто он видит перед собою восставшие из дантова ада погибшие поколения.
Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи. Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж).
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. Это, конечно, не так. Зато вид группы справа мало удачен. Илл.
В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). 171.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. 32. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. Илл. 160. При этом движение лишено всякой скованности. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Мрамор. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Петра. Это позволяет выбирать несколько точек для обозрения. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Но какой ценой. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. 179-181.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Внизу рельефа представлена фигура уже убитого могучего кентавра, которого неистово топчут. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи.
Этот разрыв сказался и в широком использовании на фасаде скульптуры, вследствие чего фасад приобретал совсем не свойственную церковным зданиям XV века монументальность. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело.
Лоренцо взглянул на фавна и отметил, что он прекрасен, но одно лишь его смущает: этот фавн — старик, а у него на месте все зубы. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. И результаты были самыми плачевными. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Илл.
Илл. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св. Илл. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Микеланджело полностью подчиняет его форме. 48-55.
Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Илл.
Среди клубка сражающихся выделяются отдельные идеально прекрасные обнаженные фигуры, моделированные с точным знанием анатомического строения человека. Стихи, относящиеся к более раннему времени, немногочисленны и далеко не всегда оригинальны. 79, 142. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
Илл. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски).
За его спиной бородатый воин, тоже с камнем в руке. Здесь все построено на контрастах. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом.
Фигура погружается в сон. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. 161. 131, 132.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Илл. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. 86-91. Илл.
Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо. Илл. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Предельное напряжение духовных и физических сил людей, мужество в борьбе, страстность в размышлении о судьбах человека – вот основное содержание искусства Микеланджело. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Окончательный вариант гробницы не включал статуи рабов. Созданный Микеланджело цикл состоит из следующих скульптур: «Восставший (скованный) раб», «Умирающий раб», «Юный раб», «Бородатый раб», «Атлас», «Пробуждающийся раб». Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. Это был последний бой, происходивший на свадьбе, вот таким образом в сюжете присутствуют две женские фигуры (сверху слева и в центре снизу). Изображённые на барельефе воины вооружены камнями, а не мечами или копьями. 114, 115. 46.
Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост.
Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. 155. И это понимает только один человек – апостол Петр. Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой.
109, 111. 17, 18, 19, 20. В действительности оно так и получилось.
38. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Диаметр: 69 см.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. Вазари прямо пишет:. К великому сожалению, церковь Сан Джованни деи Фьорентини так и не была построена по замыслу мастера, хотя его проект изобилует совсем новыми архитектурными решениями. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Он был гостем Лоренцо Великолепного, который выделил его среди учеников основанной им школы и обращался с ним как с родным сыном. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици.
Замечательный роман написал о Микеланджело Ирвинг Стоун. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Через плечо бога смотрит ангел изумленный красотой человека.
Микеланджеловская поэзия – великая загадка на фоне современного ей поэтического творчества Италии. Илл. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Лучший образ этой росписи – первый человек Адам. Это предназначенные для украшения гробницы Св. 136.
Илл. Особенно выразительна правая фигура. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. 122-125. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Статуи Микеланджело – это титаны, которых твердый горный камень одарил своими свойствами. Илл.
1498-1499. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Частично уцелевшие рисунки Микеланджело и хранящаяся в Каза Буонарроти деревянная модель позволяют восстановить замысел мастера. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Илл.
Правое плечо и правая согнутая в колене нога слегка выдвинуты вперед, левое плечо и левая нога отведены назад. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Его тело наполнено смелостью и отвагой.
Поначалу борьба со строптивым отцом. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. В обработке всех фасадов мастер широко применяет контрастирующие друг с другом ордера, массивные и тяжелые обрамления окон, сочного профиля карнизы. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь.
Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Точное название скульптурной группы – «Битва кентавров с лапифами».
Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Он победил. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346). Илл.
Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Статуя осталась незаконченной.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
80. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
Молодой скульптор подал батальную сцену. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В борьбу включился и Микеланджело. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. 183. Ева послушно следует слову творца.
Илл. 1530. Кроме Микеланджело. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. На самом же деле между ними лежала бездна.
Илл. Илл. Хотя годы экономического подъема Флоренции были уже позади, город продолжал оставаться выдающимся культурным центром. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей.
Роллан:В 26 лет художник берется за невероятно трудную работу – статую Давида. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Бедность, однако, абсолютно не мешала Людовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь: должность подесты была выборная и кроме почёта она не приносила никакого дохода. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
33, 34. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла.
Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Мрамор.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Вот таким образом статуя Моисея не рассчитана на низкую постановку, которую она получила в окончательном варианте гробницы. Петра со стороны апсид.
В этом же году Микеланджело выполнил глиняную модель купола, а между 1558 и 1561 годами – его деревянную модель, относительно которой идут не затихшие и по сей день научные споры. Но школярская учеба не привлекала мальчика. В 1504 году статую поставили на площади Флоренции, прямо под открытым небом, чтобы ее видели все. Статуи Микеланджело хранят свою каменную природу. После изгнания Медичи и гибели Савонаролы в городе утвердился республиканский образ правления.
Илл. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Илл. Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей.
Например, деревянная модель собора св. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл.
Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Илл.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Мадонна с младенцем (Мадонна Медичи). Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
Это тондо было написано на рубеже 1503-1504 годов для знатного флорентинца Дони, от которого оно и получило свое название. Он побежден. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Фигуры как бы выплывают из подернутой дымкой глыбы камня, рожденные к жизни могучим резцом скульптора.
Илл. 159.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге. Недаром они украшали пилястры.
Он являет собой образ человека-борца. 3, 4. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Жизнь Микеланджело была трудной. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. Вместо портретно трактованных лиц он дает героизированные типы, в которых нет ничего индивидуального, вместо одетых в современные ему костюмы фигур – либо прекрасное нагое тело, либо античного характера драпировки, ниспадающие спокойными, благородными складками. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. 174.
А подсказал ему этот сюжет итальянский поэт Анджело Полициано. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Именно этим рельефом юный скульптор во всю силу заявил о новаторстве своего метода. И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим.
Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Илл. это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Илл. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti).
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. И этому оно учит и нас.
С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Илл. Здесь лишний раз убеждаешься в том, какое исключительное значение придавал мастер в архитектуре принципу соподчиненности.
ок. В углу слева— фигура умирающего юноши, получившего ранение головы.
По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. 81-84. Илл. Илл. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. И в ней мастер смело порывает с традицией. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Илл. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
Совсем необычен иконографический тип Мадонны. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Все эти изменения привели к тому, что Положение во гроб уступило место Оплакиванию Христа, по своему композиционному типу близкому к позднеготическим изображениям на ту же тему. 109-112, 116-119. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. 155, 156. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела. 163. Повален на землю еще один кентавр справа внизу, но он еще пытается продолжить борьбу. Барельеф «Битва кентавров» свидетельствует о таланте молодого скульптора и о его внутренней зрелости – он ещё не участвовал в военных действиях, но сумел показать ужас, связанный с уничтожением людей. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу.
В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. 1501-1504. Он трудился как каторжный. Р.
Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы. Рельеф «Битва кентавров» стал свидетельством горячего, тревожного сознания семнадцатилетнего юноши, который по молодости еще не имел военного опыта, но сумел показать и ожесточенность боя и ужасные стороны каждой военной схватки, связанной с уничтожением людей. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна».
150. Илл. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Здесь с особой силой сказалось глубокое противоречие, заложенное в самом творческом методе Микеланджело: всякий раз, когда ему приходилось создавать многофигурные живописные композиции, пластическое мышление скульптора воздвигало столь непреодолимые преграды, что это мешало успешному решению поставленной им перед собой задачи. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом.
Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Недаром современники великого мастера наделили его имя эпитетом, который был в их сознании самой высокой степенью похвалы. Любая деталь здесь столь необычна, что ей трудно подыскать сколько-нибудь близкую аналогию в античной и ренессансной архитектуре. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
И это приводит к трагической разобщенности образов. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). 173. Высота: 174 см.