Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. 30), довольно точно передающая ее общий вид. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной.
Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Илл. Известно, что в это время Пьетро Торриджано, который тоже был учеником Бертольдо, поссорившись с Микеланджело, ударом в лицо сломал нос парню21. Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Илл. Действительно, учеба менее всего интересовала Микеланджело.
Примеров почти полного копирования всего несколько.
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Он стал эмигрантом, вращаясь в Риме в кругу таких же эмигрантов-республиканцев, каким был и он сам. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами — Флоренцией и Римом. Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Это должно было быть самостоятельное сооружение в три яруса, которое можно обойти кругом. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. В ней он занимался общим проектированием помещения, во многом в стилистике Брунеллески. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св.
На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Предполагалось, что его украсят 40 статуй высотой больше человеческого роста. Гробницы украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. 145.
Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. Он занимался там в течение одного года. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи.
Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
И это приводит к трагической разобщенности образов. 149. Илл.
Илл. После недолгого судебного процесса фанатически настроенный монах был повешен и сожжен при общем согласии народа, который совсем недавно восхищался его проповедями. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Главным мастером в ней был скульптор Бертольдо ди Джованни.
И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей. Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. И так 17 февраля 1563 года, по флорентийскому исчислению (что по римскому было бы в 1564 году), Микеланджело ушел из жизни. Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Ева послушно следует слову творца. Илл.
По рекомендации Гирландайо он переехал во дворец флорентийского правителя Лоренцо Великолепного, могущественного представителя семейства Медичи, для изучения классической скульптуры в его садах. В 1516-1519 годах он неоднократно ездил за мрамором для фасада церкви Сан-Лоренцо в Каррару и Пьетразанту, а на следующем этапе, в 1520-1534 годах, архитектор начал трудиться над капеллой Медичи или Новой сакристией. Биографы знаменитого художника отмечают: «Переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии». Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.
В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). 150. Илл.
В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана, также во Флоренции. Все это находит отражение в его творчестве. Петра. Там он познакомился с техникой фрески. Сигналы о неотвратимо надвигавшемся кризисе культуры Возрождения становились все более явственными, уже вырисовывались контуры грядущей феодальной реакции. Моисей. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. И не собирается оплачивать расходы. Действительность не оправдала их надежд. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим.
Илл. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Особенно выразительна правая фигура. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу.
Микеланджело считал себя обязанным приемным родителям за то, что лепить из глины и владеть резцом он научился раньше, чем читать и писать (по сведениям, кормилица была дочерью каменотеса и мальчик, вероятно, помогал их семье в работе). С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Это было благодатное время для Микеланджело Буонарроти.
7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам.
Илл. Но роспись обладает и другим аспектом. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. С 20-х гг. Одних современников это раздражало: Витрувианская академия в Риме называла искусство Микеланджело «варварским». Илл.
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно.
Семья Медичи была богатейшей во Флоренции. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
В 1863 году Чезаре Гуасти (итал. Из 40 задуманных фигур из мрамора были высечены скульптуры «Моисея», «Связанного раба», «Умирающего раба», «Лии». Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. При этом движение лишено всякой скованности. Мучение Св.
Планировалось также сооружение трех гробниц (но были построены только две: для Джулиано, погибшего во время «заговора Пацци» и для его брата Лоренцо Медичи). Илл. Мастер, несомненно имел в виду такую композицию, которая наилучшим образом вписывалась бы в первоначальную форму каменного квадра и которая обладала бы максимальной компактностью и собранностью.
И Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони, 6 марта 1475 года, Капрезе – 18 февраля 1564 года, Рим) был одним из наиболее выдающихся среди них. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. Но его удерживают сотоварищи, один из которых схватил его за руку, а другой поднес палец к губам, явно призывая к молчанию, к непротивлению злу. Вот таким образом фигурная композиция проецируется не на плоскости, а строится свободно в пространстве, чем подчеркивается ее стереометризм.
Мрамор для статуи пожертвовал стесненному в средствах скульптору сам кардинал.
Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал.
Было решено поставить ее перед палаццо Веккио на том месте, где стояла статуя «Юдифь» Донателло. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. Увиденное потрясло воображение многих людей. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии).
Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством. Илл.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Фигура свободно развернута в пространстве, тяжесть корпуса покоится на правой ноге, левая слегка отставлена в сторону, придерживающая пращу левая рука согнута в локте, как бы приглашая зрителя обойти вокруг статуи. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Самым знаковым изображением является композиция «Сотворение Адама» изображающая Бога, прикасающегося пальцем к человеку.
Яркие виньетки на потолке Сикстинской капеллы производят эффект калейдоскопа. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. В действительности оно так и получилось. Это издание было неполным и содержало определённые неточности. Но школярская учеба не привлекала мальчика.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Это человек действия (vir activus).
Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. И тогда полностью раскрываются ее красоты. Но подобно Данте, Микеланджело отобразил в своей росписи не только героическое начало жизни, но и ее трагические стороны. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны.
Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. 56-71). Микеланджело подходил к старым канонам вольно и фантазийно, смело нарушая их.
По мнению Панофского, нижняя зона с фигурами речных божеств символизирует подземный мир, зона самих гробниц – царство природы, зона со статуями герцогов, якобы воплощавшими бессмертие души, – небесную сферу и, наконец, зона среднего пояса стены – сверхнебесную сферу. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. 32. На протяжении понтификата Льва Х политические превратности не оставляли Микеланджело.
Его гений искал более широкого поля деятельности. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Наверху находилась бы фигура спящего папы Юлия II. Он был сыном мелкого чиновника. Он действует только словом. Он ни разу не упоминал ее в его обширной переписке с родственниками. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу.
В обоих эпизодах поражают собранность и лаконизм живописного языка, свидетельствующие о непрестанном совершенствовании мастера. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). В числе любимых литературных произведений гения была «Божественная комедия» Данте, которую он почти всю знал наизусть.
Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Этот жест символизирует молчание. Римский художник Рафаэль, видимо изменил свой стиль после того, как увидел эту работу. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты.
На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Первый путь толкал на полный разрыв с гуманистическими традициями Ренессанса, второй – не исключал возможности сохранения многих пережитков ренессансного мировоззрения. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Они заложили в Микеланджело основы гуманистического мировоззрения и познакомили с флорентийским неоплатонизмом (учением о высоком достоинстве и призвании человека), что повлияло на все его творчество. Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Как сказал один исследователь: «Микеланджело опередил свой век даже в своих ошибках». Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы.
86-91. Илл. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога. Giuntine).
155, 156. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. По-видимому именно об этом думал Гераклит, написавший следующие замечательные слова: Борьба есть правда мира, отец и царь всех вещей противодействующее укрепляет друг друга, расходящееся идет совместно на противоположном напряжении основана гармония мира, подобно лире и луку. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Илл. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Эту постыдную работу продолжали и позднее.
48-55. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. Она напоминает мощную лавину. В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.
Лагерь маньеристов, напротив, восхищался его работами. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. 79, 142. В столь простой деревенской среде прошли его детские годы. Несмотря на такое восхваление, он был не совсем доволен и поручил своему помощнику Асканио Кондиви написать отдельную краткую книгу (1553), вероятно, основанную на комментариях самого художника. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Выполнена она по его личному архитектурному проекту.
С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Статуя осталась незаконченной. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
Илл. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» – снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь».
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин.
Илл. Роспись Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Он отказался от расчленения композиции на горизонтальные регистры, так как в основу ее он положил принцип кругового движения. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация.
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Илл. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа.
И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. 1. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Это тондо было написано на рубеже 1503-1504 годов для знатного флорентинца Дони, от которого оно и получило свое название.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора.
Маньеристы использовали его пространственное сжатие и извивающиеся позы его скульптуры «Победа». Илл. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
О подлинных причинах микеланджеловской эмиграции из его родного города мы узнаем из письма Луиджи Риччо от июля 1544 года к Роберто Строцци во Францию, в котором Риччо просит Строцци передать от имени Микеланджело французскому королю, что если он вернет Флоренции свободу, то скульптор воздвигнет ему на собственные деньги конную статую на Пьяцца делла Синьория. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. В 1505 году Микеланджело был вызван новоизбранным римским папой Юлием II в Рим. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Недаром они украшали пилястры. Сам он говорил, что не является архитектором, как, впрочем и живописцем. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Ок. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Над церковью в прошлом уже работал Филиппо Брунеллески: он не только возглавил общую перестройку, но и возвел усыпальницу для отдельных членов семьи Медичи (Старую сакристию). Дошедшие до нас рисунки юного Микеланджело ясно показывают, куда устремлены были его взоры. Микеланджело приступил к работе с огромным энтузиазмом.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Илл. Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа.
107, 108. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Ее эсхатологический смысл поражает воображение. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.
Петра. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
Он должен думать о смерти. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Мраморный барельеф. Илл. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Впоследствии он занимался ею с увлечением.
Вслед за ярким возвышением Савонаролы последовало столь же ошеломительное падение. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В 1501 году Микеланджело возвратился во Флоренцию, где за несколько лет создал ряд скульптурных произведений, в том числе грандиозную по размерам и значению статую «Давид», ставшую символом эпохи Высокого Возрождения. 122-125. Давид, 1501 – 1504. Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Ему больше были по душе Джотто и Мазаччо, то есть те художники, в работах которых было ярко выражено монументальное и скульптурное начало (сохранились учебные копии Микеланджело с их работ). Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
На время этих событий, в 1494-1495 годах, Микеланджело переехал жить в Болонью, где работал над скульптурами для гробницы святого Доминика, а также тщательно изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик».
Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Только наглость и невежество он карал неумолимо. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино.
Недаром его любимым материалом была бронза. Этому его научила скульптура. В его образе Микеланджело воплощает свой идеал художника, для которого нет никаких препон и преград.
После его убийства в 1537 году герцогом тосканским сделался Козимо Медичи, так же опиравшийся на испанцев. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. Художник отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился исключительно в роспись: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений».
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. 106, 113. Он занимал должность городского советника (подеста) в Капрезе, а затем и в Кьюзи, позднее стал управляющим флорентийской таможни.
Этот совсем необычный для Микеланджело тип живописного рисунка позволил мастеру выразить средствами графики тончайшие душевные движения: и безграничное отчаяние и тихую грусть и состояние величайшей отрешенности и настороженное прислушивание к внутреннему голосу. Илл. Микеланджело снова получил покровительство влиятельной семьи.
Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
81-84. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). 1490-1492.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Сидящая на земле Ева протягивает руку, чтобы принять от змия плод, даже если он принесет ей смерть.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Тематика фресок была предложена мастеру Павлом III, пожелавшим прославить двух старших апостолов, одного из которых – Петра – папы рассматривали как первого римского епископа иначе говоря, как своего прямого предшественника. Всемирный потоп – самая удачная композиция по силе выражения, драматизму, смелости мысли, мастерству рисунка, по разнообразно множества фигур в труднейших и неожиданных позах. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов.
По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Фигура погружается в сон.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Илл.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. 126. Он считал, что нет никакой разницы между работой каменотеса и скульптора, а занятие artes mechanicae («механическими искусствами», в это понятие входила архитектура, скульптура, торговля и т. д. ) казалось ему недостойным рода Буонарроти. Занятие несколькими видами искусств в его время не было чем-то необычным. 182, 187, 188, 189. Намного ближе к истине Ромен Роллан, тонко подметивший в статуе один нюанс, существенный для ее верного понимания. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж.
Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Илл. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. На нее надо смотреть несколько снизу и тогда она немало выигрывает в силе своего воздействия.
Но как раз этого не произошло. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Зато вид группы справа мало удачен. В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело.
29 июля 1364 года флорентийская армия, воевавшая с пизанцами, разбила лагерь в предместье Кашина, на берегу реки Арно, неподалеку от Пизы. 38. При всей своей универсальности Микеланджело наиболее знаменит в качестве скульптора. Но плата за обеспеченность художника была дорогой.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной37. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Со времен античности на Западе не воздвигалось ничего подобного для отдельного человека. Он занимался там в течение одного года. 10, 11, 12.
Но все усилия напрасны. В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). 114, 115.
Это был один из самых благоприятных периодов в жизни художника. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Петра, с чем папа был полностью согласен. По-видимому, это была статуя Вакха.
Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Исследователи пишут по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков.
Возмущенные римляне заклеймили Даниэле презрительной кличкой исподнишник, которая преследовала его как тень, до конца жизни. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. 75-78. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. 5, 6. Но она в основном рассчитана на фронтальное восприятие и на восприятие под углом справа, куда повернуто лицо Давида и куда направлен его взгляд. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. После того как политические страсти во Флоренции немного поутихли, он вернулся в родной город, где вскоре получил заказ на скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Главная его работа 1530-х годов – огромная фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы, над которой мастер трудился около шести лет (1535-1541). Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте.
Их отражение видят, например, в фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Но столь же несомненно, что великий художник в ряде случаев сознательно не доводил отделку камня до последней стадии завершенности избегая вялой и перетруженной фактуры. К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков.
Илл. Наиболее талантливым был художник Даниэле да Вольтерра. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. И результаты были самыми плачевными. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
Вазари написал о значении фигуры Давида для Флорентийской республики: Микеланджело «создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять». В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решил, наконец, за это взяться.
Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Илл.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Странным образом здесь дают о себе знать живые отголоски проторенессансной пластики, которую Микеланджело хорошо знал и которая всегда его привлекала суровой мужественностью и эпическим строем своих форм.
В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. 158, 159. Петра. Работа над огромным потолком капеллы (40, 23 х 13, 41 метра) длилась четыре долгих года – с мая 1508-го по октябрь 1512 года.
Илл. Здесь она была призвана символизировать свободу республики. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года младшего собрата Рафаэля. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры. Но папа смог его уговорить – и этот шедевр обессмертил имя гения. Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Он подчеркивал, что «архитектурные члены зависят от членов тела.
Илл. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Илл. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи.
Первая представляла собой последнюю главу книги о жизни художников (1550) живописца и архитектора Джорджо Вазари. 25, 26. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Илл. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу. 119, 111. Миклеланджело Буонарроти— итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли наразвитие и становление Западного искусства.
Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение синьор на синьора перед тем, как пустить свои стихи в народ». 116-119.
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью.
Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. Однако и здесь царит дух отчужденности.
И этой же цели служит цвет. Слева мы видим райский сад. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» – службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. Микеланджело родился 6 марта 1475 в Капрезе, в Тоскане.
В 1496-1501 годах Микеланджело создал «Вакха». Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Это помогало ему сохранять чувство целого. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников. Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима.
Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
Илл. 183. Последняя была предназначена для хора старого собора св.
И невольно вспоминается одна из любимых мыслей Микеланджело, часто встречающаяся в его сонетах: произведение искусства уже скрыто в самом камне и лишь от опытной руки зависит извлечь его оттуда. Отходя от традиции. Бледно-лиловый хитон Марии в светах становится желтым, голубой плащ – почти белым, его зеленая подкладка – золотисто-желтой, желтое одеяние Иосифа – оранжевым. Уже современники мастера расходились во мнениях относительно идейного толкования этих фигур. Венецианская синьория и герцог Козимо Медичи – все они с почетом награждали его только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства.
Илл. Это нельзя объяснить нежеланием копировать произведения Микеланджело просто из-за его известности, так как равному ему по таланту Рафаэлю подражали гораздо чаще. Илл.
Но какой ценой. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. 47.
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Тем самым ей отводится центральное место. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены.
146-148. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Илл. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Тем временем подходит 50- летний рубеж, сил не становится больше и Микеланджело все чаще чувствует усталость: «Если я поработаю день, – пишет он в июле 1523 года, – то я должен отдыхать четыре». В идеале он стремился к синтезу всех трех искусств. Он побежден.
По совершенству рисунка картина Микеланджело не имеет себе равных во всем ренессансном искусстве. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. После смерти Буонарроти Вазари во втором издании (1568) опубликовал опровержение. У последних он фактически отнял власть над Флоренцией и присвоил ее себе. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Там, воспитанный супружеской парой Тополино, мальчик научился разминать глину и владеть резцом раньше, чем читать и писать.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Его тело было тайно вывезено во Флоренцию и погребено в церкви Санта-Кроче. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал.
36. Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). Круг философов и гуманистов, во главе которого стояли Контарини, Поле и Садолето, ратовали за моральное очищение церкви, за принципы Савонаролы и выдвигали новые мистические идеи общения с Богом.
Все они базировались на рисунке. Художественное творчество Микеланджело кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей (235 см. ) и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ. И здесь бог изображен в активном действии. Это, конечно, не так.
Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Илл. Невольно вспоминаются слова самого Микеланджело: Я так стар, что смерть часто хватает меня за плащ и зовет за собою настанет день и я упаду, как этот светильник и погаснет свет жизни.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти.
В рельефе Мадонна у лестницы он вкладывает совсем новое содержание в традиционный образ Марии. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. Это запредельный образец высокого искусства эпохи Возрождения, который содержит христианские символы, пророчества и гуманистические принципы, впитанные мастером во время своей молодости. Илл.
Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее существенным изменениям. Затем всплыл вариант трех гробниц, размещенных вдоль стен (одиночные гробницы правнуков Козимо-Джулиано, герцога Немурского – ум. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Они утратили волю. Его тело наполнено смелостью и отвагой. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными.
Илл. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Илл. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. Об этом сообщают оба биографа – Вазари и Кондиви, – и сведения выглядят правдоподобно.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Достаточно вспомнить, что в 1527 году произошел практически полный разгром Рима германскими войсками.
Побочным эффектом прижизненной славы Микеланджело стало более подробное описание его пути, чем любого другого художника того времени. Илл. (Флоренция, Музей Буонарроти. )В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и по всей Италии. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями.
7, 8.
184. Он являет собой образ человека-борца. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
И здесь его постигает страшный удар. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции. 6. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
Тут столкнулись два сильных характера. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Илл. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Так начался расцвет гения. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). Он даже не дотрагивается до нее. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Вскоре Микеланджело обрел в Риме влиятельного покровителя – Якопо Галли, богатого банкира, получившего блестящее литературное образование и владевшего знаменитой коллекцией антиков. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Однако стоит приглядеться к деталям.
В борьбу включился и Микеланджело. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Илл.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Илл. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. 5. Напоследок он произнес лаконичную фразу, свойственную для него: «Я отдаю душу Богу, тело – земле имущество – родным». Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери. Моисей восседает в торжественной позе.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Для мастера это было единственным средством выразительности. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Детство его прошло частью во Флоренции, частью в сельской местности, в родовой усадьбе.
В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 21, 22.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. 33, 34. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы.
Это были тяжелые годы. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года.
Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: Ну, этот знает больше моего – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры. В стране вспыхивает революция. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. 86-88. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной.
Количество осуществленных произведений сильно уступает задуманным им. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру.
Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. В результате в архитектуре утвердился именно стиль Микеланджело. Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи Моисея, Лии и Рахили для гробницы папы Юлия II. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
В этот период созданы рельефы «Мадонна около лестницы» и «Битва кентавров». А вскоре он получил заказ на «Римскую Пьету», которая быстро стала знаменитой (сейчас находится в соборе Святого Петра). Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. Вазари сообщает такой факт: когда Микеланджело узнал, что авторство «Пьеты» приписали другому мастеру, он выбил свое имя на поясе Богоматери. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью. Илл. Илл.
Вазари прямо пишет:. Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. 80.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Илл. 1515.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Илл. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра).
За три столетия они совершили больше, чем иные цивилизации – за тысячелетие. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки. Учитывая реальную общественную ситуацию, сложившуюся в Италии к середине XVI века, а также преклонный возраст художника, можно сказать, что перед Микеланджело открывалось, строго говоря, лишь два пути: либо примкнуть к контрреформационному движению и полностью в нем раствориться, либо встать на путь личных религиозных исканий, окрашенных в мистические тона и чуждых узкого конфессионализма.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Илл. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). 185, 186. Фигура коренастая, сильная, мужественна.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет.
3, 4. Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Илл. Илл. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться.
И только в тех случаях, когда это необходимо. Обман, как и имя настоящего автора скульптуры, вскоре открылся.
Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. К сожалению, была выполнена лишь его подробная модель. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623). Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. 13, 14, 15.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Илл. Его рука сгибается к плечу.
На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. Илл.
Однако то. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Итак, возвратившись к гробнице, он работал над ней беспрерывно, приводя в то же время в порядок рисунки для стен капеллы, однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин).
В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. 37. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. Художник охотно принял это предложение.
89-91. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. Илл.
Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Вазари, будучи зависимым от Козимо, вынужден был замаскировать конфликт в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и объяснить уклончивость художника тяжелым климатом республики. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. 73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
В 1513 году был заключен новый договор, предоставлявший Микеланджело возможность расширения первого варианта. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. Двигаясь по дуге, зритель получает возможность ощутить многопланность композиции и по-настоящему оценить разнообразие ее пластических аспектов и красоту хилуэтной линии, собранной и строгой в левой части фигуры и свободной и гибкой в правой. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Композиция с Богоматерью и мертвым Христом, лежащим на ее коленях, воплощает знаменитые строки Данте: «Дочь своего Сына». 39. Библейские сцены среднего пояса фланкированы фигурами обнаженных юношей, выполняющими чисто декоративную роль.
Илл. Последователи Контарини были разгромлены и партия умеренных реформ, которой симпатизировали в свое время Виттория Колонна и Микеланджело, потерпела окончательное поражение. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений.
41. Их стихотворная корреспонденция вызывала внимание современников едва ли не самым знаменитым был сонет 60, ставший предметом специального толкования». 2. В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Илл. Он избегает детализированной характеристики места.
По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына.
99, 101, 102. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. 140, 141. 151. В 1513 году умер Юлий II.
16. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. На отдельные богословские воззрения из нее мастер опирался в своих творениях. В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Отчасти это произошло из-за накалившейся политической обстановки, требовавшей участия Рима в междоусобной войне, но отчасти и из-за интриг, которые развязали против Микеланджело его враги (по слухам, среди них был и Браманте). 159.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе, неподалеку от Флоренции. Будущий гений эпохи Возрождения происходил из не очень богатой семьи: его отец – Лодовико Буонарроти (1444-1534) был обедневшим дворянином. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Он победил. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. В каком тяжелом душевном состоянии пребывал Микеланджело, когда он работал над Страшным судом, с особой наглядностью свидетельствует одна деталь этой фрески. Мастер пытался отказаться, заявляя, что он скульптор, а не художник. Город принял вызов. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. 109-112, 116-119. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного.
Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. 109, 111. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно.
131, 132.
Прежде всего он заботился о своем отце и четырех братьях. В те годы произошли угрожающие благополучию республики исторические события: Рим был разграблен испанскими войсками, после чего новый папа Климент VII (в миру Джулио Медичи) был вынужден заключить союз с Карлом V против Флоренции. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Мастер XIX в. Огюст Роден применил эффект незавершенных мраморных блоков. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). Картина получила широкое признание от пэров.
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. У ног Христа, справа, восседает на облаке св. Этой огромной теме посвящены тома исследований. Вот таким образом до нас дошли лишь жалкие крупицы из некогда огромного творческого фонда Микеланджело. Микеланджело провел лишь год в мастерской, когда у него появилась уникальная возможность. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек» 56. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике.
На дошедших до нас портретах XVI века Лоренцо имеет совсем не ту внешность, которой наделил его Микеланджело в своей статуе. Новым папой – Львом X – стал Джованни Медичи. Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. 17, 18, 19, 20.
Жил Микеланджело с патриархальной простотой, много делал добра, был, вообще, ласков и мягок. 6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. 155. Это был первый случай со времени античности, то есть более чем за тысячу лет, появления монументальной статуи обнаженного героя в публичном месте. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра.
По своей отточенности и тонкости она соперничает с лучшими произведениями Бернини. 23, 24. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Он стал уже высекать статую св. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой. Вот таким образом он на время отказался от предшествующих замыслов. В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы.
130. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей).
После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 г., когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около 29 лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей. Таким представил его и Микеланджело. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. 46. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Он скончался 18 февраля 1564 года в Риме в возрасте 89 лет. Прочитанная совсем по-новому библейская легенда позволила Микеланджело создать величавую поэму о творческой мощи человека ибо бог в представлении Микеланджело был первым художником мира, ничем не ограниченным в своих творческих замыслах. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Но из-за сложностей с финансированием проект был остановлен. Илл. Вместе с Леонардо Микеланджело закладывает основы для нового стиля, стиля Высокого Возрождения.
Сюжет близок к бытовому жанру. Илл. 97, 98. Пейзаж пустынен и гол. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям.
И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи. 110, 112.
Вынужденный приняться за роспись потолка Сикстинской капеллы по проискам соперников, думавших погубить художника, зная его непривычку к живописной технике, Микеланджело в 22 месяца, работая один, создал громадное произведение, вызвавшее всеобщее удивление. Обе фигуры слиты в единое целое. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций.
Таков, несомненно, был его основной замысел. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее.