Нет сомнения в том, что все сказанное Фрейдом о «Метаморфозах Нарцисса» Дали принял скорее на счет сюрреализма, чем на свой. Когда «Метаморфозы Нарцисса» были впервые представлены зрителям, показ сопровождался изданием, в котором сам автор дал пространный прозаический и поэтический комментарий. «метаморфозы Нарцисса» – картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году. «метаморфозы Нарцисса»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937году.
Они укрепили репутацию Караваджо и художник стал получать новые престижные заказы. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Позднее художник не раз вернётся к этой теме. Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием — поскорее слиться в сладострастном порыве.
Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). У художника появился могущественный покровитель – кардинал Франческо Мария дель Монте. Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. Положение там несколько улучшилось и прежний испанский наместник был смещён.
В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Здесь это может представлять воспроизводство или инстинкт жизни. Вторая же версия «Распятия» создана с такой предельной реалистичностью и настолько убедительно, что монахи-кармелиты приняли её со страхом. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса.
Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». 1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Работая над «Святой Екатериной», Караваджо проводил все вечера с очаровательной натурщицей, сопровождая её к друзьям или в театр она была большой любительницей сценического искусства, признавшись однажды, что до замужества мечтала стать актрисой. Принадлежа к одному из самых популярных художественных объединений столицы Италии 8212 Академии «Безрассудных» (в которое также входили такие поэты, как Батиста Лаура, будущий папа Урбан XVII и Торквато Тассо), дАрпино отдавал предпочтение божественному перед рациональным.
В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Караваджо уважил просьбу патрона и написал известный натюрморт «Корзина с фруктами» (3147). Она была настолько непохожа на официальное искусство, что казалось, бросала вызов. В 1982 г. умирает Гала.
Микеланджело да Караваджо (собственно Меризи да Караваджо) родился в 1573 г. близ Милана в селении Караваджо, откуда и пошло его имя. XVI в. ) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г. ) — встречи апостолов с воскресшим Христом представ лены как незатейливые бытовые сцены. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
Но церковники узнали в ликующих ангелах хорошо знакомых им и многим прихожанам юнцов. Так что цену себе Дали знал – истинную, не рыночную. Когда Караваджо показал законченную картину Марио, она не вызвала у него особого интереса. И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Ему чужды прелестиатмосферы, дымки, лежащей на далях, озаренности широкого горизонта.
Например, в «Галатее со сферами» (1952 г. ) он изобразил свою спутницу жизни в виде божественной женщины, лицо которой просвечивается сквозь большое количество шаров. Чрезвычайно важной была для Караваджо тема Страстей Христовых (страданий Христа ред распятием). Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Был большим любителем музыки и живописи, всегда открытым новым идеям. Но она была опытной женщиной: отвергала знаки внимания, наотрез отказывалась позировать.
Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. Он прислушивается к издаваемым звукам, не следя за привычным движением рук.
Например, Джованбаттиста Гварини, автор известной в ту пору поэмы «Верный пастух», посвятил циркулю эротическое стихотворение, в котором обе ножки диковинного инструмента уподобляются, как позже в стихах Джона Донна и других авторов, двум пылким влюблённым, которые охвачены одним только желанием поскорее слиться в сладострастном порыве. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост. Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка. Муравьи, ползающие по корпусу твёрдых часов, символизируют распад, гниение. Эти камни более заметены, чем эфирная фигура Нарцисса. Часто Овидий придумывает связующие звенья между разнородными легендами. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму.
На втором плане картины виднеется каменная глыба в виде руки из нескольких пальцев. Правда, это нововведение в церковной живописи вызвало нескончаемые споры. Влияние ломбардской школы также читается совершенно четко. Караваджо родился в семье архитектора. Себя Дали во всеуслышание ассоциировал с центральным персонажем – Нарциссом.
Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках. Нарцисс поклонялся самому себе и любовь эта его погубила. В этом произведении удивительным образом проявилось его необычайное видение света и тени и талант работать с «ожившими» красками. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб». Повествование «Метаморфоз» не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Отец пытается отговорить его, но упрямый юноша настаивает на своем.
Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Оказалось, что у нее есть ребенок, о существовании которого никто не знал. Уже упоминавшийся автор известного труда «Цицерон» Буркхардт язвительно заметил, что «Голова Медузы» — это всего лишь изображение «орущего парня, у которого вырывают зуб».
В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Видимо, сознавая, сколь греховно его увлечение «белой магией», кардинал заказал любимому художнику обетную картину для своей домашней часовни, куда он время от времени заглядывал. Он стал настоящим воплощением сюрреализма с присущими этому течению живописи свободой духа, противоречивостью и эпатажностью. Костыли везде, они поддерживают глаза, лоб, нос, губы. Голова олицетворяет сон, а костыли указывают на поддержку.
Мальтийский период творчества Караваджо отличался небывалой плодовитостью. Вероятно именно он позировал для «Лютниста», чем и объяснимо наличие бросающихся в глаза женских черт у изображённого на картине типичного черноокого южанина с густыми дугообразными бровями и пухлыми губами Видя, как дель Монте с плохо скрываемой грустью расстался с картиной, Караваджо решил по-своему отблагодарить кардинала за обретённое им привилегированное положение во дворце, где многие, включая чопорного дворецкого, считали его любимцем хозяина и заискивали перед ним. В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера маркизу Джустиньяни. На самом горизонте – еще одна фигура, по форме напоминающая Нарцисса.
Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Вероятно, более чем скромный успех, который ожидал живописца после завершения «Погребения святой Лючии», вынудил его продолжить свой путь. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно- торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (16021604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (16051606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Подругой версии, художник стал жертвой заговора братьев ордена, возмущенных его «неподобающей» работой «Спящий Амур». Он отправляется для этого далеко на Восток и приходит во дворец лучезарного бога.
На этом невероятно популярном полотне Дева Мария изображена «парящей в небе» внутри пространства алтаря. Но в то же время мы видим муравьев выползающих из этого яйца.
Отложив в сторону скрипку со смычком, он внимательно вчитывается в раскрытую партитуру. Это запоздалое посмертное чествование великого поэта, упрятанного на семь лет в сумасшедший дом своим неблагодарным покровителем, которому посвящена героическая поэма «Освобождённый Иерусалим», потрясло Караваджо. Полотно «Усекновение главы Иоанна Крестителя» получило широчайшее признание. На ней изображена огромная спящая голова, держащаяся на одиннадцати тонких подпорках (точно таких же, как у женщин на полотне «Жираф в огне»). 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Боги взяли Нарцисса к себе и превратили в прекрасный весенний цветок. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Перед читателями проходят герои различного возраста и пола: юноши, скромные девушки, старики и старухи, зрелые, умудренные жизнью мужи. Все персонажи пребывают в постоянном вращении вокруг земной сферы.
В доме кардинала дель Монте Караваджо пишет свой знаменитый натюрморт «Корзина с фруктами». По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности.
Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Эллинистические поэты. Свою любимую жену тоже рисовал Сальвадор Дали. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним», ), мифологических («Вакх», 1592-93) и жанровых («Лютнист», 1595) картин.
Дабы украсить «уголок отдохновения», как называл его кардинал, он поручил своему художнику расписать потолок одной из зал, где проводились химические эксперименты. Год спустя картины были закончены. «Святая Екатерина Александрийская» (173133) представляет собой продолжение попыток художника запечатлеть на холсте движение души.
Быть может, Караваджо просто экономил деньги на холсте. Его обнажённое колено почти упирается в раму картины. Обиду он помнил и встретиться вновь с бывшим работодателем не имел никакой охоты. Надо напомнить, что годом раньше в Риме на костре инквизиции был сожжен Джордано Бруно, отвергший религиозный догматизм. Гибнет, падая на землю, Фаэтон. Пытаясь хоть как-то реабилитироваться и оправдать себя, Караваджо принимает заказ на два полотна: «Святой Франциск с черепом» и «Пишущий Иероним», предназначенных для церкви монахов-капуцинов.
По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять своё отражение, упал туда и утонул. Древнегреческие философы проводили много времени в окружении этих «средиземноморских фей» (именно так называл Дали мух). Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур» Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Если посмотреть на выполненные им фрески в церкви Гареньяно вблизи Милана или на такие его полотна, как «Венера» или «Купидон и два сатира» (Собрание Корсини, Нью-Йорк), можно увидеть явное влияние маньеризма, в смеси с новым ломбардским реализмом.
«Метаморфозы Нарцисса» красивейшее и самое символичное произведение художника двадцатого века. В самом деле, любой человек, оказавшийся перед «Страшным судом», видит, что он находится на уровне изображённой на алтарной стене преисподней и его рост никак не позволяет ему стать вровень с Чистилищем, на которое он вынужден смотреть снизу вверх, запрокинув голову. Пошли разговоры о том, что из-за сонета между художником и поэтом пробежала чёрная кошка. Художник очень по-особенному выражал своё отношение к данному произведению. Такой чести удостаивался лишь один Петрарка.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Присутствуют на картине и твёрдые часы изображённые циферблатом вниз. Создавая «Музицирующих мальчиков», Караваджо явно играл с огнём в желании угодить кардиналу.
Служка из церкви записал этот разговор для истории: «Почему лошадь в середине, а апостол Савл лежит на земле. » 8212 «Так надо. » 8212 «Должна эта лошадь заменить Бога. » 8212 «Нет, но она стоит в свете Бога». Новое направление в искусстве полностью захватывает воображение Сальвадора. Картины этого периода сильно отличались от всего созданного Караваджо ранее. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг. Его вывел из состояния оцепенения и восторга подошедший кардинал. Старая женщина, похожая на Магду с работы Караваджо «Христос в Эммаусе», схватилась за голову в полном отчаянии. Гигантская каменная рука на переднем плане сразу привлекает внимание.
И все же их встречи участились и Караваджо снял для нее флигель в переулке Сан-Бьяджо. Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chrsquoio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др. ), по сходству персонажей, по месту действия. Художник написал апостола Петра с натурщика, который позировал ему для картины «Отдых на пути в Египет» и полотен, расположенных в Сан Луиджи леи Франчези. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Например, о «Корзине с фруктами» резко отозвался ярый сторонник классицизма и почитатель творчества своих земляков братьев Карраччи болонский литератор и историк граф Мальвазия, который писал: «Кому недоставало ума изображать дыни, арбузы и прочие фрукты. После этого художник бежал из города.
Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля. Овидий как бы отдает в «Метаморфозах» дань уважения принцепсу, рассказывая о превращении Юлия Цезаря в комету и почтительно отзываясь об Августе. Именно ему принадлежит фраза «сюрреализм — это я», которую он произнёс в тот день, когда его исключили из группы сюрреалистов. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Она — несомненно, еще один портрет Галы, показанной плывущей над (а не покоящейся на) каменной плитой, которая омывается морем бессознательного.
Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, Караваджо воплощает в античном сюжете народное начало («Вакх»), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). На картине «Распятие апостола Петра» вели кий проповедник учения Христа, разделивший Его судьбу, предстаёт старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли. Лукрецию) Овидий стремится дать в «Метаморфозах» философское обоснование избранной им темы, считая, что жанр эпоса, в отличие от элегии, требует известной концепции и художественных обобщений. Франциску.
В 1921 Сальвадор поступает в Академию художеств в Мадриде. В этой аллегории делается предупреждение любому смельчаку, который вдруг вознамерится «зажечь свет», чтобы рассеять тьму. Зачитанное им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, отличавшегося левацкими взглядами, к «творцу» так называемой оттепели или, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, «периода вегетарианства»: Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах да и сам он был к ней не глух, Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119). Эратосфену принадлежит сочинение в прозе «Катастеризмы», в котором излагались мифы о превращении в звезды, Бойю – сочинение «О происхождении птиц», Никандру и Парфению – «Метаморфозы».
Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь будущий художник поначалу бедствовал, работал по найму, вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов (позже он неоднократно обращался к этим сюжетам). Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. 1605-1606 гг. ).
А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. В 1934 г. официально вступает в брак с Галой. Точное место рождения Микеланджело не установлено. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни. Там он заканчивает «Мадонну ди Лорето».
Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. Правда, пришлось на время воздержаться от ночных прогулок, что особенно его тяготило. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Было ему всего 37 лет.
По условиям договора, необходимо было украсить важнейший алтарь капеллы Палафреньери, одного из самых знатных родов Италии, к которому относился и папа Павел V. Поручение выполнения этого заказа кардиналами из церковного совета именно Караваджо было для художника прекрасным шансом полностью восстановить подпорченную репутацию и утвердить своё положение, как одного из лучших живописцев Рима и всей Италии. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Первое время Караваджо испытывал трудности. В самом начале поэмы Дали с некоторой долей иронии замечает, что "параноидно-критический метод создает целостный набор точных деталей, о необходимости которых для описания собора Святого Петра в Риме говорил Стендаль все эти детали можно найти в ошеломляющей сюрреалистической поэме".
«Сон» — картина Сальвадора Дали, созданная им в 1937 году. Как искусный рассказчик, он пользуется в «Метаморфозах» приемами рамочной композиции, вкладывая повествование в уста различных мифических героев. Он до последних дней хранил о Караваджо добрую память. Здесь художник провел следующие три года. Согласно некоторым исследованиям, здесь же, в Мессине, в 1608 году художник пишет своё полотно «Се человек».
Кодекс хранился, как святыня, в специальном кожаном футляре под стеклом. В отличие от «Отдыха на пути в Египет» невозможно прочитать и установить авторство партитуры, которая раскрыта перед юным скрипачом. Однажды, утомившись на охоте, Нарцисс склонился над источником, чтобы напиться.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Девица скрывала его в приюте для сирот под Римом. Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ». Овидий использовал для «Метаморфоз» многочисленные источники: научные и художественные произведения, каталоги и памятники изобразительного искусства.
Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть. Он гораздо меньше женщин, верхняя часть его туловища охвачена огнём. Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне. Позади неё изображена дама с куском мяса в руках (оно является символом самоуничтожения и смерти). Но и первые и вторые безоговорочно признают уникальный талант художника. Вероятно, это та самая шпага Караваджо, которая фигурирует в отчётах римской полиции с выгравированной на клинке надписью на латыни «Nec spe пес metu» — «Нет надежды, нет и страха». Причины такого поступка неизвестны.
Беренсон называет эту работу «8230циничной в своей неуравновешенности, так как плачущие люди, без всякого на то основания расположенные на заднем плане картины, композиционно никак не уравновешены». В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». Теперь он написал полуобнажённых «Музицирующих мальчиков» для личного пользования влиятельного кардинала и вот таким образом не был озабочен мыслью о том, что иезуиты с их острым чутьём на крамолу доберутся и до него. Задержанный оказался ночью не только со шпагой, но и с непонятным предметом в чехле.
Широкой известностью он был обязан своим многочисленным комедиям, с успехом идущим на театральных подмостках, а главное — фундаментальному научному труду по оптике «Естественная магия», чьё последнее издание в 1589 году пользовалось невероятным успехом не только в университетской, но и художнической среде. Обе фигуры стоят на земле благодаря тонким подпоркам. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо. Впервые увидев Лену, Караваджо был сражен ее красотой. На первый взгляд кажется, что на ней изображены конечности двух фигур на обычном фоне. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
Это оказались братья Томассони, которые поделили между собой Рим на сферы влияния и наводили в нем «порядок». Их Дали нередко изображал в своих работах, чтобы подчеркнуть слабость человека. Приобретя в антикварной лавке старый восточный щит из тополевой доски и натянув на него холст, Караваджо приступил к написанию «Головы Медузы» (6055). Свою принадлежность к эпохе Караччи Караваджовыражает в том, что и у него живопись приобретает ту методичность, турасчетливость (однако не рассудочность), которая присуща болонским академикам икоторая абсолютно отсутствовала в непосредственном творчестве чинквеченто.
Богемная жизнь влекла их обоих. Поэма «Метаморфозы» (в переводе – «превращения») состоит из 15 книг. Сегодня любому желающему доступны шедевры, автором которых является Сальвадор Дали. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии. Старый приятель Шипионе Пульцоне по прозвищу Гаэтанец после написания по заказу иезуитов большой алтарной картины «Мадонна делла Страда» украсил там один из приделов фигурами ангелов, написанных им с натуры в полный рост.
Сложная по композиции картина (300180) должна была олицетворять три стихии — землю, воду и воздух. Стала его муза главной героиней таких картин, как «Галарина», где она изображена с обнажённой левой грудью, «Атомная Леда», в которой Дали представил голую супругу в виде правительницы Спарты. День за днем он открывал потрясенному ученику шедевры, которые хранила Венеция. (Сегодня она находится в знаменитой римской картинной галерее Дориа-Памфили. ) В мастерски воссозданную атмосферу поэтичности и покоя верный себе автор внес бытовые нотки. Там он проделал головокружительную карьеру, оказавшись при дворе Людовика XIII. Картины с названиями «Анжелюс Гала», «Мадонна Порт-Лигата» и многие другие прямо или косвенно указывают на присутствие Дьяконовой в сюжетах произведений гения.
В зрелом возрасте он написал картину «Христос изгоняющий из храма торговцев», которую одно время принимали за произведение Караваджо, настолько она близка ему по духу и манере исполнения с неизменным использованием светотеневых эффектов, тем паче что картина значилась в посмертно составленной описи художественных ценностей, принадлежавших главному коллекционеру картин мастера — маркизу Джустиньяни. Описание превращения Овидий даёт в «Метаморфозах» кратко, оно лишь замыкает большой рассказ. Это запоздалое посмертное чествование великого поэта, упрятанного на семь лет в сумасшедший дом своим неблагодарным покровителем, которому посвящена героическая поэма «Освобождённый Иерусалим», потрясло Караваджо. Художник выполнил заказ в середине 1590-х годов. Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Это привело к потасовке и нарушителя порядка арестовали.
В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни. В скором времени он заключил договор на создание монументальной работы «Мадонны ди Лорето», для капеллы Кавалетти в римской церкви Сант Агостино. Некоторыми сторонами своего творчества он подходит как ксвоим соотечественникам (особенно, повторяем, к Бельтраффио и к Бассано), так ик итальянизирующим фламандцам (к Питеру Эртсену, к Беклару и, отчасти, кЛомбарду). Энергичный Марино успел заставить громко заговорить о себе ходившей по рукам рукописью эротической поэмы «Адонис», о публикации которой не могло быть и речи.
Здесь не обошлось и без слухов. Многие рассказы дали материал для литературных произведений, опер, балетов и картин: описание четырех веков и рассказ о любви Аполлона к нимфе Дафне, превратившейся в лавровое дерево («Метаморфозы», I кн. ), миф о красавце Нарциссе, влюбившемся в собственное изображение и нимфе Эхо (III кн. ), о горной Ниобе, оскорбившей Диану (VI кн. ), о полете Дедала и Икара (VIII кн. ), о скульпторе Пигмалионе, создавшем статую прекрасной женщины и влюбившемся в свое создание (X кн. ), о нежных супругах Кеиксе и Галькионе (XI кн. ) и др. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Поза и возраст Давида напоминают ранее написанного «Нарцисса» с той лишь разницей, что мысль героя здесь направлена к действию, а не наоборот, как у Нарцисса, который прежде совершил необдуманное действие, нагнувшись к воде, а уж затем подумал, сколь прекрасно отражение его лица и влюбился в себя. Говоря о Галилее в письме тосканскому герцогу от 31 мая 1611 года, дель Монте признаёт: «Если бы мы жили во времена античного Рима, уверен, что ему была бы воздвигнута статуя на Капитолии в честь признания его выдающихся заслуг» Во дворце Мадама можно было повстречать прибывшего из Неаполя литератора и учёного Джованбаттисту Делла Порта, наделавшего своим появлением немало шума.
Настолько, что долгое время, эти полотна приписывались другим авторам. Справа в виде груды камней, мы видим руку, представляющую суровую реальность. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили «Метаморфозам» Овидия широкую популярность в древнее и новое время. Нарцисс отвергает любовь нимфы Эхо, но покорен собственным отражением, увиденным в воде. В том же году впервые посещает США.
«Метаморфозы» Овидия – эпическая поэма, в которой рассказываются легенды о превращениях людей в животных, а также в предметы неодушевленной природы: растения и камни источники, светила и т. д. Эти мифы широко распространены в фольклоре различных народов. Уже в самом этом названии звучит определённая двусмысленность. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Всё остальное остаётся за скобками его новаторского искусства. Овидий собрал около 250 различных мифов о превращениях.
При внимательном рассмотрении поражает каждая деталь натюрморта — капли воды на листьях, блики света на гроздьях винограда, яблоко и груша с червоточиной, тонкая кожица инжира, бархатистость кожуры персика и шероховатость поверхности дыни. Смелые ракурсы мифологических персонажей впечатляют. Каждый думает только о себе. Смерть Марии, ок. Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг.
Разумеется, художник был польщен оказанной ему честью и сразу же принялся за работу. В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению.
Все предметы переднего плана залиты рассеянным и слегка золотистым светом, подчёркивающим звучание красок и позволяющим даже прочитать на раскрытой странице партитуры неожиданное послание анонимному адресату: «Voi sapete chrsquoio vi amo» (Вы знаете, что я люблю вас). Биограф художника Дж. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Герои «Метаморфоз», с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой – обыкновенные люди. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Она терпеливо позировала, оказавшись послушной натурщицей.
Это был любимый девиз римской черни в борьбе за выживание. Имеется любопытное высказывание самого художника, на которое ссылается в одном из писем коллекционер Джустиньяни, ставший чуть ли не основным его заказчиком: «Караваджо говорил мне, что вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур» Тут же лежащие фрукты, скрипка со смычком и раскрытая партитура. Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (11091). Согласно ему, Караваджо получал вознаграждение в размере 400 скудо.
Караваджо воплощает в сюжете античном народное начало («Вакх»), Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи – натюрморта («Корзина с фруктами») и бытового жанра («Шулера», «Гадалка»). Существовали и каталоги мифов на эту тему. Из того же источника известно, что Караваджо «усердно занимался» в Милане, но «время от времени допускал экстравагантные выходки, вызванные его пылким темпераментом». Другой писатель XVII века, Джованни Беллори, предположил в сборнике биографий художников, что переезд Караваджо в Рим был связан не только с творческими устремлениями, но отчасти с его «несдержанным нравом, повлекшим неприятности из-за которых он был вынужден покинуть Милан».
Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Эти люди являются либо мужского, либо женского пола – реальность, в то время как на правой стороне у нас есть образ совершенства на пьедестале (опять андрогинный) как символ совершенства и идеализированного единства. «Мы не видим в этой картине ничего, кроме вульгарности, святотатства, отсутствия божественности и красоты», 8212 написал один из секретарей совета кардиналов.
и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. После таинственной гибели в 1579 году отца семейства (мертвое тело Фермо Меризи со связанными руками и карманами, полными камней, было выловлено рыбаками из ближайшего к Караваджо озера) материальное положение несколько ухудшилось. Даже шахматное поле было позаимствовано из картины Беллини. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм.
В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма. Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (6653) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Одни люди считают его величайшим гением, другие — безумцем.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Беда с этими гордыми сицилианцами, не понимающими шуток. Этот пасквиль стоил Караваджо тюремного заключения с 11 по 25 сентября 1603 года, когда его освободили после вмешательства кардинала дель Монте 24 апреля 1604 года официант одной из таверн обвиняет Караваджо в том, что тот швырнул ему в лицо блюдо с артишоками и художник вновь проводит около месяца за решеткой 28 мая 1605 года его арестовывают за нелегальное ношение оружия, а еще через два месяца он предстает перед судом за «агрессию, проявленную по отношению к натурщику» Просто удивительно, как при таком образе жизни он умудрялся еще и писать.
По сторонам разверзают свои пасти страшные небесные чудовища: Рак (созвездие Рака), Скорпион (созвездие Скорпиона), а внизу темнеет далекая Земля. Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы. Жираф, в честь которого названа картина, нарисован на дальнем плане.
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras (исп. ), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Сальвадор Дали Метаморфозы Нарцисса (1937)Картина написана великим испанским художником в 1937 году. Картина вызвала восторг друзей и знакомых кардинала. К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Эти деньги позволили Караваджо погасить долги и приобрести некоторую независимость. Своему мадригалу Кампанелла предпослал следующую, как он выразился, «экспозицию», в которой говорится: «Поэт повествует о том, что мир погряз во тьме, когда безнаказанно вершится зло, а тем временем софисты и лицемеры своим словоблудием убаюкивают людей, страждущих в потёмках.
Изначальный вариант полотна «Распятие апостола Петра» находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, тогда как первый вариант «Обращения Савла» утерян. Приходится только диву даваться, каким образом этот шедевр, как и «Шулеры», пылившиеся веками в подвалах, вдруг оказался в американском захолустье. Здесь Караваджо дал свое истолкование традиционного сюжета «Успения Богородицы», которое, согласно церковной традиции, должно было нести в себе радость ибо, закончив свою земную жизнь, Дева Мария соединилась на небесах с Иисусом Христом. Выходят в свет ранее упомянутый фильм, снятый в этом же духе: «Андалузский пес».
Со временем картина «Нарцисс» была воспринята многими художниками как образец нового искусства с нетрадиционным взглядом на человека и на мир. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. На переднем плане Дали нарисовал женщину, стоящую в позе отчаяния. Миф о Нарциссе для Дали имеет значение своего собственного превращения через Галу. Коленопреклонённая героиня изображена в момент перед казнью.
Это рука творения. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Палач как словно только что поднял свой меч. Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах да и сам он был к ней не глух, Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119) – отличавшегося левацкими Зачитанное взглядами им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, к «творцу» так называемой оттепели или, «периода вегетарианства».
Первое изображение юного помощника Караваджо появилось в романтически возвышенной картине «Давид и Голиаф» (11091). Положение во гроб, 1602-1604 гг. Как и Леонардо в своих рисунках-штудиях или в утраченной «Медузе», о которой можно судить благодаря рассказу Вазари, Караваджо тщится передать эмоциональное состояние и мимику лица в предсмертных муках, чудом избегая опасности впасть в изощрённую стилизацию, столь свойственную маньеристам или в чуждый ему экспрессионизм. Именно благодаря дель Монте Караваджо сумел получить крупный заказ – два больших полотна «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи деи Франчески. Для полиции было вполне привычным делом задержание за ношение оружия гражданским лицом. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть однако.
капелла Контарелли, Рим). Наступило осеннее ненастье, когда из-за проливных дождей нельзя выйти из дома. Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров. Ещё дальше на картине можно заметить группу обнаженных людей. Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Осмотревшись, Караваджо, к величайшему изумлению, увидел среди других картин, украшавших стены гостиной, «Шулеров», «Юношу, укушенного ящерицей» и «Отдых на пути в Египет», за которые ему были заплачены какие-то жалкие гроши обходительным синьором Валентино.
Не приходится удивляться тому, что все эти работы привлекли большое внимание. Наиболее выразительно она раскрыта в композиции «Бичевание Христа» (1608 г. ) для собора СанДжованни в городе Валлетте (на острове Мальта в Средиземном море). Караваджо понял, что его вольной жизни настал конец.
О Рафаэль мой, Имей же терпение, то стал бы биться головой о стену и если бы ты сейчас видя, воскрес, как невежественная чернь возносит хвалы никчёмным» Выдающийся итальянский художник, Основоположник реалистического направления в евройской живописи 17 в. Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо, родился в 1573 году в местечке Караваджо в Ломбардии. В настоящее время находится в Галерее Тейт в Лондоне. Художник был уверен, что именно так выглядит сон. Позднее тот же Марино составил подборку стихотворений, посвящённых отдельным картинам Караваджо его сборник, увидевший свет в 1620 году, так и назван «Галерея».
Это веяние оказало большое влияние на формирование творческого стиля Микеланджело Меризи. Не только в этой работе выразил своё предчувствие войны Сальвадор Дали. Они символизируют объективное время, ход которого идёт против человечества. Овидий изображает, как сердце Фаэтона сжимается от страха и он выпускает из рук поводья.
Тело у человека отсутствует, зато есть неестественно вытянутая назад тонкая шея. Поначалу она смутилась, думая, что придётся обнажаться перед художником. Картины с названиями, указывающими на её приближение, появлялись у художника неоднократно. Это его самая удачная картина периода с двоякими образами.
Её руки и лицо окровавлены, создаётся впечатление, что с них содрана кожа. Сказочный бог Солнца, восседающий на троне, украшенном смарагдами, оказывается в «Метаморфозах» заботливым отцом. Женщина выглядит беспомощной, она не в силах противостоять надвигающейся опасности.
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх»), аллегорическому истолкованию сюжета – непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Мальчик с корзиной фруктов»). На фоне слева у нас есть толпа анимированных обнаженных фигур. Прорицатель Тиресий предсказал ему, что юноша умрет в тот день, когда увидит самого себя. Примеры тому – картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя». Зачитанное им тогда четверостишие из сборника «Религия моего времени» ярко выразило отношение поэта, отличавшегося левацкими взглядами, к «творцу» так называемой оттепели или, как выразилась посетившая Италию в то время Ахматова, «периода вегетарианства»: Под впечатлением разговоров о музыке, которые постоянно велись в римских салонах — да и сам он был к ней не глух, — Караваджо принялся писать по просьбе дель Монте «Лютниста» (94119). Это была личность яркая и артистичная.
В 1937 году из-под кисти живописца вышла работа «Жираф в огне». Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано.
Только один из его учителей — Пабло Пикассо мог сравниться с ним в известности. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Овидий описывает небесные конюшни и фантастических коней, нетерпеливо бьющих копытами. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе.
С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Он мечтал о своём зрителе, которому так много хотел сказать. Известно, что семейству Медичи принадлежал когда-то декоративный щит с изображённым на нём чудовищем, который расписал Леонардо да Винчи, о чём подробно повествует Вазари в своих «Жизнеописаниях».
Три года спустя, Караваджо написал ещё одну версию этого полотна. Тем не менее, кардинал дал Караваджо новый заказ на роспись потолка своей резиденции (в настоящее время, там находится вилла Бонкомпаньи Людовизи). Его искусствоматериалистично не только по убеждению, но по самому существу еговкуса. Поддержка нужна не только людям. Композиция картины показывает нам умирающую Марию.
Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Цветок прорастает из трещины яйца и представляет собой слияние этих двух понятий. Подобно своим предшественникам (Вергилию. Сохранился контракт, датированный 25 июня 1599 года, который заключили с художником.
В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Лазарь изображен без погребальных пелен.
Нависающая над самым столом корзина, кажется необыкновенно материальной. Конструкция сверху слишком громоздкая, она нависает над землёй и может в любой момент рухнуть. К тому же, ходили слухи, что «Амур-победитель» был создан в качестве пародии на знаменитую статую Микеланджело «Победа», стоящую в палаццо Веккио во Флоренции. Вскоре в одной из гостиных дворца состоялось для узкого круга доверенных лиц обсуждение пока не успевшей попасть в «Индекс запрещённых книг» работы «Философия, основанная на ощущениях», которую монах написал в развитие идей своего учителя Бернардино Телезия, натурфилософа и противника схоластического аристотелизма.
Неутешно плачут над ним сестры и превращаются в тополя. Дело было в том, что подобная интерпретация библейского сюжета, как и в картине «Успение Марии», была немыслимой провокацией. Молодого художника манил к себе Рим, где он вскоре и появился.
Облик Христа почти лишён следов физических страданий. Во время игры между участниками возник спор. И таким вопросом вправе задаться каждый, вглядываясь в фигуру лютниста. Так, в 1602 году Караваджо создал алтарный образ «Святой Матфей и ангел», отвергнутый церковными функционерами как «недостойный и неприличный». Эта картина под названием «Куртизанка Филлида» (6653) погибла в апреле 1945 года при штурме Берлина. Марино очень дорожил своим портретом кисти друга-художника и другим его подарком картиной «Сусанна и старцы», на которой в первый и последний раз у Караваджо появилась обнажённая женская натура.
Она держит жизнь, что не может быть затронута смертью. На переднем плане он изобразил небольшой натюрморт со скрипкой и нотами. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством.
«Метаморфозы Нарцисса» — картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1937 году. Фаэтон хочет проехать по небу на солнечной колеснице. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Там он и обрёл последнее упокоение, покаявшись в обращении к своей Музе в первой песне «Освобождённого Иерусалима»: Это один из самых высокочтимых итальянских святых. За год до «Жирафа» художник написал «Мягкую конструкцию с варёными бобами» (иначе её называют «Предчувствием гражданской войны»).
Согласно мифу, Нарцисс – прекрасный юноша, сын речного бога Кефисса. Караваджо неоднократно изменял композицию полотна в поисках наиболее удачного решения. Полотно «Обращение Савла» дважды отвергалось монахами, прежде чем его разместили в капелле Черази.
После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. Его палитра довольно скупа и главное внимание сконцентрировано на светотеневых переходах. Действительно, картина вызвала недоброжелатели.
С другой стороны, постельное бельё из ткани очень высокой плотности, скорее всего, придётся гладить. Вот, в одной из сцен «Метаморфоз», юный Фаэтон, обиженный недоверием к его божественному происхождению, хочет убедиться в том, что его отцом действительно является бог Солнца. Галилей пока ещё не произнёс свою историческую фразу «ерриг si muove» — «и всё-таки она вертится», перевернувшую былые представления людей о Земле. Вера в такой исход подогревала патриотические настроения итальянцев. Новые картины Дали — «Мед слаще крови», «Светлые радости» — содержат в себе элементы эстетики сюрреализма.
Вскоре была сыграна весёлая свадьба. Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598 гг. ), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи XVI в. (Дж. Несмотря на то что мастер утверждал, что его «Жираф в огне» не имеет отношения к политическим событиям, сотрясающим континент, картина насквозь пропитана ужасом и тревогой. Генерал ордена иезуитов Клаудио Аквавива, местопребыванием которого и была церковь Джезу, выслушав сообщение своих соглядатаев и лично осмотрев капеллу Ангелов, приказал немедленно сбить «еретическую» фреску.
Как бы старался юный Меризи доказать всем, что его «увлечение искусством – всего лишь потакание материнской прихоти» и скоро он найдет себе более достойное занятие, чем «рисовать картины», живопись, тем временем, занимала его все больше и в конце концов поглотила целиком. проявлявшие большой интерес к фольклору и мифологии использовали эти легенды в своих художественных произведениях. Муха, сидящая на мягких часах, для живописца была символом вдохновения. Богатствоантичной мифологии позволило Овидию изобразить в «Метаморфозах» самые различные персонажи. Это была первая картина Дали, сделанная целиком в соответствии с параноическим критическим методом, который художник назвал «Спонтанный метод иррационального знания, основанного на критически-интерпретирующей ассоциации явлений бреда» («Покорение нерационального», Опубликовано в «Тайной жизни Сальвадора Дали», Нью-Йорк, 1942). Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность.
Вне всякого сомнения, дель Монте был знаком с трудами английского философа Роджера Бэкона, который в своей книге «Зеркало алхимии» прямо советует: «Выбери вещество, содержащее чистую ртуть, смешанную по определённому правилу равномерно в должных пропорциях с серой. » Днём Караваджо работал на вилле, лёжа на лесах и расписывая потолок, а под вечер его навещали друзья. Картина Сальвадора Дали вошла в цикл его работ «Паранойя и война». Супруга гения парит над реальным миром в верхних эфирных слоях.
религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Картина «Обращение Савла» повествует о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск врвые слышит голос Христа: «Савл, Савл. «Мадонна Палафреньери» была категорически отвергнута духовенством и двери, которые могли открыть художнику путь к славе и богатству, закрылись навсегда. Немаловажное значение в творчестве Сальвадора Дали имела литература.
Терзаемый неутолимой страстью, он превращается в цветок, названный его именем. Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Караваджо дважды вернётся к этой теме, меняя акценты. Эта картина, как признавал сам Караваджо, является «наиболее удавшимся ему куском живописи».
С этого момента и начинается трагедия Караваджо. «Распятие апостола Петра» было принято заказчиками, хотя и с некоторым недовольством. У него грубая ряса, дыра на плече. Помимо нее, мастер, за невероятно короткий срок, пишет ещё одну работу большого размера – «Положение во гроб», находящуюся сейчас в Ватикане.
А что при этом виртуозно управлял собственными котировками на мировой бирже искусств, неизменно блистательно играя на повышение, сути не меняет, – значит, был у него еще один, побочный, далеко не самый значимый талантец (вовсе не редкостный по нынешним временам). В круг его обширных интересов входили также химия и фармакология. К сожалению, мы может лишь гипотетически рассуждать о творческом формировании Караваджо. Задний план очень символично украшает шахматная доска с единственной фигурой в центре, причём стоит она на возвышенности.