Чанди Мендут находится в 38 км от Джогьякарты и в 3-х км от Боробудура. Канди Мендут был построен около 800 г. н. э. В период правления царя Индры (782 – 812 г. г. ) из династии Шайлендра были сооружены чанди Мендут и Павон и воздвигнут грандиозный храмовый комплекс – знаменитый Боробудур. Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году.
Рельефы Мендута – образец того, как легко и ясно читаемая схема живет на стене красотой своего рисунка, легкостью и заманчивостью орнамента, живописностью пластики. Почти на прямой линии между Мендутом и Боробудуром находится маленький храм Павон – на расстоянии 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура. Первоначальный вид чанди Мендут не приобрел до сих пор, потому что утеряны оригинальные камни, составлявшие крышу храма.
Буддисты совершают ход, начинающийся от храма Мендут и заканчивающийся массовой молитвой в храмеБоробудур. Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо. Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду являются Боробудур, чанди Мендут и чанди Павон. В настоящем виде кровля памятника плоская, но можно с уверенностью предполагать, что, как и на других индонезийских чанди, на вершине Мендута была большая башня, окруженная восьмью, шестнадцатью и двадцатью четырьмя меньшими башенками, расположенными, соответственно, по трем ярусам кровли. Рельефы целлы Мендута сохранились достаточно хорошо.
Они даже расположены рядом – Павон в полутора километрах, а Мендут чуть дальше, в трех. Как уже говорилось между Мендутом и Боробудуром находится небольшой чанди Павон: на расстоянии примерно 1150 метров от Мендута и 1750 метров от Боробудура. Рядом с башней Мендут – тихий дворик буддийского монастыря, куда можно заглянуть, чтобы увидеть скульптуру самого худого Будды.
В самой целле чанди Мендут находятся три статуи: по центру – Будда Гаутама, слева бодхисатва Авалакитешвара, справа – неидентифицированный бодхисатва (есть предположение, что это Ваджрапани). Планировка чанди Мендут достаточно традиционна : собственно храм — целла (внутреннее помещение, где находится фигура божества) с небольшим портиком и трехступенчатой кровлей и высокий постамент с обходом вокруг храма имеющий ширину, достаточную для ритуальной процессии. Чанди Мендут – буддийский храм известный тем, что в нём Будда Шакьямуни сидит в необычной для подобного рода сооружений, так называемой «европейской» позе (с обеими опущенными на лотосовую подставку ногами и широко разведенными коленями). Влияние Индии на архитектуру Индонезии было велико и почти одновременно со строительством Боробудура были построены еще 2 храма (Павон и Мендут), которые были единым целым по духу.
В этом смысле Мендут – явление типичное. Из множества звуков — самый веселый и радостный — пение жаворонков. Искусство ваяния играет при этом важнейшую роль вдохновителя и путеводителя, обеспечивающего естественность перехода из одного эмоционального состояния в другое. Середина и 2-я половина VIII века было временем расцвета храмового строительства. Более древние семантические слои раскрывают космогонический смысл дерева как мирового остова, связывающего небесную сферу (круглую крону) с землей (то есть корневой системой).
Высокий цоколь украшен рельефами, на которых проиллюстрирована история буддизма. Эта яванская Мадонна – шедевр, ничуть не уступающий величию образов мастеров живописи итальянского Возрождения. Большинство рельефов включено в растительный орнамент.
Кром определяет его как царя богов Индру (Шакру) ибо за ним сидит его верный слуга Айравата в головном уборе, воспроизводящем форму хобота и ушей слона. Чанди Мендут крупнее построек на плато Дьенг (общая высота строения сейчас достигает 26, 5 м).
Открытый простор, теплый ветер, запах полыни, пение птиц. Новые властелины Явы с еще большей настойчивостью стали рваться к водам Зондского пролива.
На всех центральных панелях, как и на боковых, композиции Рельефов почти одинаковы. При спуске они тоже поют, но более отрывисто. Тенденция к монотеизму, характерная для развития махаяны, приводит в VIII-IX веках к выделению центрального дхьяни-будды в качестве высшего – ади-будды, а позднее добавлению к нему (причем иногда даже тайному) шестого и седьмого будд. Черепаха упала и была съедена голодными людьми.
Содержание рельефов на левом крыле лестницы в основном расшифровано. А семантика образа дерева многослойна. Рельефы целлы Мендута – основной, средней части храма – сохранились довольно хорошо.
Приближаясь к земле умолкают. Довольная своей выдумкой (черепаха летела по воздуху, держась зубами за палку, которую несли в клювах два гуся), она не удержалась, чтобы не оповестить окликнувших ее людей о своем уме и догадливости. В рельефах Мендута происходит многократное совмещение и удвоение иконографических схем.
Предполагают, что это божественный супруг Харити по имени Атавика. Попугай рассказал о похождениях жены брахману, так как любая тайна и грех рано или поздно разоблачаются. Два медальона с облаками дополняют трехчленную схему круглых крон деревьев до пятичленной.
В IX столетии двор Шайлендра распадается на несколько отдельных княжеств. Дерево это, называемое кальпаврикша (что на санскрите буквально означает космическое дерево), происходит, видимо, от небесного дерева из рая Индры и, судя по иконографии, связывается с божественными, то есть небесными благами и дарами. На внешних стенах изображены эпизоды из жизни различных бодхисатв.
Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, чанди Мендут выглядит поистине монументальной постройкой, благодаря мастерски подобранным пропорциям и моделировке архитектурных форм и самого силуэта издалека напоминающего гигантский корабль, вход воспринимается как нос, алтарная часть, расширяющаяся и трапециевидная напоминает корму, а возвышающийся храм с резными фризами похож на раздувшийся на ветру парус. Он—апогей развития на Яве храмовой архитектуры типа чанди.
Эти рельефы свободны от декора. Например, фигура тары является одновременно центром сидящей на лотосах троицы, центром пяти божеств нижней композиции (с двумя нагами), центром пяти божеств верхней композиции (с двумя божествами на облаках), центром девяти божеств (обе совмещенные композиции плюс две фигуры на колоннах). В мрачном неукрашенном помещении они представляются средоточием жизни. Однако так же легко и естественно воспринимается и то, что само дерево состоит из отдельных орнаментальных элементов, включенных в симметричную схему. Помимо ребенка на коленях в сцене участвуют еще тринадцать детей и одна служанка.
Самые крупные из дошедших до нас памятников долины Кеду, находящиеся вблизи Боробудура (в двух-трех километрах) и, видимо, связанные с ним, – чанди Мендут и Павон.
Неподалеку расположены деревни, которые соединяются дорогой (ныне оживленным шоссе), проходящей у самых стен чанди. Так, простейшая (и древнейшая) схема с числовым символом 3 наряду с ее исконным значением разделения мирового пространства на нижнюю, среднюю и верхнюю сферы используется буддийской этико-психологической доктриной для различения сознания затемненного (низ, прошлое), просветленного (середина, настоящее) и слиянного с истиной (то есть буддой – верх, будущее). Так же нужно отказываться от соблазнов таких «помощников», как жадность и корысть.
Слева – Авало-китешвара избавляющий личность от кармы несправедливой речи. Из двух сцен третьего сверху ряда расшифрована левая. Особенно хороши женские фигуры, стоящие в нишах боковых простенков. Авалокитешвара – глава восьми бодхисаттв, стоящих в узких боковых простенках целлы Мендута и он же – центр троицы, в которую входят две богини тары (женские ипостаси бодхисаттв), расположенные на центральных панелях стен с северной (точнее, северовосточной) и южной (юго-западной) стороны. Индонезия в целом заселена с древнейших времен.
Здесь органично и виртуозно по своей простоте решено взаимоотношение тектонической основы плоскости стены и декора. При этом отношения человеческого мира бытия и божественного мира абсолюта определяются этико-психологическим стремлением человека к совершенству, способствующему взаимопревращению бытийного (сансара) и небытийного (нирвана) начал. Одновременно с Шайлендрами (и даже, возможно, несколько раньше их) на Центральной Яве действовали представители другого государства – Матарам.
Он достигает почти 25 м в высоту. Пухлые младенческие тела, сбившиеся в отдельные оживленные группы, вписываются в своеобразную композиционную схему, состоящую из трех треугольников вершиной центрального треугольника является голова женщины, а двух боковых треугольников поменьше – фигурки детей, забравшихся на деревья. В средней части расположена главная рельефная композиция.
В рельефе изображающем Бодхисаттву Праджняпарамиту (Бодхисаттва Абсолютной Мудрости), ощутима классическая уравновешенность и строгость пропорций. Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. По сравнению с древними органически спаянными символами-образами (например, палеолетической настенной живописью или мегалитической скульптурой) средневековые художественные системы оказываются более динамичными и гибкими, несмотря на их громоздкость и многоступенчатость.
Предки индонезийцев оставили массу (около сотни) сооружений поменьше, многие из которых сейчас приведены в очень приличное состояние и на которые, в целом, вполне можно глянуть. Именно они и строили чанди на плато Дьенг. В данном случае роль мирового остова, соединяющего небо и землю (воду) играет фигура прямо сидящей тары, чья поза рук (дхьяна-мудра) говорит о состоянии глубокого и значительного погружения в себя, во внутреннее созерцание истины. На крокодиле сидит обезьяна, схватившаяся рукой за свою голову. Мендут, самый старый из этих трех храмов, ориентирован на запад. Одно из изображений дерева богатства (или небесного дерева) можно видеть на рельефе портика Мендута в глубокой, плохо сохранившейся нише левой стены.
Три типа скульптурных изображений на чанди Мендут (повествовательные сцены вперемежку с орнаментом – на постаменте, канонические композиции, раскрывающие иконографию данного памятника, – на стенах целлы, круглая пластически ясная и совершенная скульптура – в интерьере целлы) соответствуют трем эмоциональным состояниям зрителя. Такая скульптура не требует реального и открытого пространства, которое соединяло бы ее с внешним миром, а гораздо естественнее существует в пространстве условном, создаваемом тесным интерьером или глубокой нишей в экстерьере.
Женщину с младенцем на коленях безоговорочно отождествляют с богиней Харити. Еще две фигуры сидящих божеств вознесены над головой тары – на облака, которые обозначают небесное царство (как листья и бутоны лотосов обозначают водное царство внизу). Так, например, на рельефе с северной стороны тара по имени Чонда сидит на лотосовом троне с постаментом, а на рельефе с южной стороны другая тара (или какой-либо иной персонаж) покоится на лотосе-цветке, который за прямой короткий стебель поддерживается двумя божествами водного царства (нагами).
Во всем облике восстановленного Мендута ощущается некая просветленность. У второго бодхисаттвы нет ярко выраженных отличительных признаков, хотя Бернет Кемперс находит у него более грубое выражение рта и изогнутые брови, выдающие якобы происхождение бодхисаттвы Ваджрапани (когда-то он был демоном-якшей, а затем стал верным последователем будды). Удивительно красива его звонкая песня. Но основные элементы храмового комплекса реконструированы.
Иконографически-образным воплощением пятичленной структуры махаянистского храма-космоса являются пять особых будд – дхьяни-будд, – которые составляют как бы идеальные начала вселенной Дхьяни-будды соответствуют четырем сторонам света и центру и имеют свои иконографические признаки в виде той или иной позы рук и ладоней (мудры). Здесь угадываются сюжеты четырех популярных джатак – «Джатака о Будде, бывшем индюком, победившим павлина в соперничестве за невесту», «Джатака о Будде, бывшем попугаем, рассказавшем брахману о похождениях его неверной жены», «Джатака о Будде, бывшем обезьяной, перехитрившей жадного крокодила», «Джатака о Будде, бывшем крабом, схватившем за горло ненасытного пеликана». Эти состояния можно схематично представить как растворенность в природе и поглощенность жизнью (что отразилось в рельефах на постаменте), просветленное постижение религиозного канона (представленного в рельефах на внешних стенах целлы) и лицезрение совершенства бога (воплощенного в круглой скульптуре в интерьере храма).
Будда изображенный с позой рук дхармачакра (центральная фигура в интерьере Мендута) да еще обозначенный изображением колеса (символа учения) между двумя оленями (символом первой проповеди будды в оленьем парке Бенареса) – это, конечно, проповедующий будда Шакьямуни. Крокодил предлагал обезьяне «помощь», предлагал сесть ей себе на спину и перевести её на берег, где больше бананов, но обезьяна поняла его хитрость. Это один из самых лиричных и земных рельефов во всем индонезийском искусстве.
Аскетизм в оформлении интерьера храма еще больше подчеркивает условность отгороженного мира, в котором пребывает будда (или бодхисаттва). Возможно именно такие статуи помещались в нишах придорожных стен. Ява среди других островов ранее других отличалась более высоким уровнем развития.
Кроме того, в строительстве часто работали люди, которые занимались так же конструированием кораблей, что свойственно для любой талассократии (морского государства). Рельефы на узких боковых частях стены состоят всего из одной стоящей фигуры бодхисаттвы. В середине VIII века к власти в стране пришла буддийская династия Шайлендров. Потом его разрушило землетрясение. Создатели Борободура и Мендут—владыки Матарама— так и не сумели добиться того, чтобы капитаны торговых судов платили пошлину им, а не суматранцам. Однако восстановить удалось только основание и главный корпус чанди.
В 1882 году были предприняты некоторые работы по сохранению строения, его очищению и отводу дождевых вод. В применении к собственно религиозному догмату трехчленная схема выражает разные стадии нисхождения будды (рассматриваемого как бога) в мир людей: будда-абсолют, явление его миру в идеальных формах, воплощение в земном обличий. После его смерти, в 1904 году, работы завершаются ван Эрпом. После беседы с буддой Харити не только отказалась от своих преступлений, но объявила себя покровительницей младенцев, за что ей стали приноситься жертвы в буддийских храмах (на рельефе около постамента изображена большая чаша с фруктами).
Чанди Мендут был обнаружен в 1838 году. Однако от предполагаемой дороги-аллеи ничего не осталось, если не считать статуи сидящего будды (без головы), которая по своим размерам (высота – 85 см) не подходит ни к одной из ниш Боробудура. Государство Матарам было основано феодалом – шиваитом Санджайей.
До сих пор большинство его сооружений представляют собой бесформенную кучу камней. Скульптурные образы Мендута божественно спокойны – они излучают свет познанной истины. В середине – сидящий Будда Вайрокана, освобождающий тело от физической кармы.
Образ матери и младенца знаком в мировом художественном искусстве со времен каменного века, задолго до появления образов христианства, образ этот возникал во всех частях земного шара в независимости друг от друга, разные художники находили один и тот же прекрасный источник для вдохновения. Точно такие же растительные завитки с птицами посередине можно видеть и в рельефе с изображением двух лежащих оленей. Именно в таком виде Мендут предстал перед исследователями Боробудура в середине XIX века. Различны лишь сами персонажи и их атрибуты – форма гирлянд и украшений.
Разросшееся орнаментальное обрамление сцены не имеет отношения к сюжету. Дикая степь благоухает ароматом цветущих растений, а прозрачный степной воздух дрожит от хора степных жаворонков — джурбаев. Они заключены в строгие прямоугольные рамки и расположены рядами в неправильном шахматном порядке. Наступил период, который в историю Индонезии вошел как героический, легендарный «золотой век». И стоит он не на каменистом пустынном плато, а в речной плодородной долине.
А справа – Ваджрапани, очищающий душу от кармы нечистых мыслей.
Тропические деревья подступают к зданию, оставляя лишь небольшие лужайки, заросшие травой. Все дети забавляются под двумя деревьями, симметрично расположенными по краям рельефа. Буддийское паломничество обычно совершается в майское или июньское полнолуние. Рельеф, расположенный на первой стене портала, аналогичен выше разобранному левому, только здесь среди младенцев помещено мужское божество. Здесь до сих пор сохраняется много индуистских храмов.