В искусствоведческой литературе четкой дефиниции малой скульптуры нет, как нет единого понимания в вопросе о том, является ли мелкая пластика видом скульптуры или это явление культуры следует отнести к декоративно-прикладному искусству. Скульптура может быть малого размера – это мелкая пластика среднего размера и играть самостоятельную роль – тогда подобно живописи и графике ее называют станковой монументальной, связанной с архитектурным зданием, природной средой (памятники, парковая скульптура и др. ).
Скульптурный портрет известен со времен Древнего Египта (Статуя писца Каи, сер. Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Он также призван напоминать людям о каких-то значимых событиях. Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Повсюду гремят, веселятся, поражают обилием товаров ярмарки.
Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Разнообразие произведений мелкой пластики велико. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Кроме млекопитающих изображались птицы, рыбы и змеи.
- монумент очень близок памятнику. ивложенных ею в Архангельский собор Московского Кремля после смерти царя Федора Ивановича. Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. На протяжении приблизительно трехсот лет внимание ученых приковывала к себе скала известная под названием «Томская писаница». В них вновь проявился реализм, вкус к конкретным деталям, свобода линии и яркость цвета. Таковы, например, «Рыба» М. Павловского, выполненная из стекла, «Конь» и «Жеребенок» М. Денисенко (майолика), различные животные, выполненные Д. Шушкановым из дерева, а из кости — И. Карахан.
Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. К чему тут грязные обезьяны. Были, разумеется и оригинальные произведения. Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В начале XVIв. Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями.
В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). врусской деревянной пластике такие герои. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого.
Медного всадника в Санкт-Петербурге и памятника Минину и Пожарскому в Москве. Так, например, на многих стоянках статуэтки из бивня мамонта найдены в небольших ямках-хранилищах под полом жилищ иногда они встречаются в погребениях (лошадка со стоянки Сунгирь).
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). Но массовое направление было базовым. Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). В отличие от «школы Ады» здесь доминируют повествовательные многофигурные композиции. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Скульптура государств древнего востока заключала в себе стремление к абсолютному и значимому.
Здесь «была выработана особая манера работы, когда контуры фигур давались не резким оброном фона, а плавным круглящимся рельефом с тонкой проработкой детали», – отмечает Т. В. Николаева. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. После таяния ледников исчезла привычная фауна. В Псково-Печорском монастыре аналогичная работа сохранилась с XVв. В изображении животных – те же черты, что и в живописи (реалистичность, экспрессия, пластика, ритмика).
Работа в камне развивается в двух основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Вместе с тем «обобщенные» приемы, которыми увлекаются отдельные скульпторы, не только ухудшают мелкую пластику, но и дискредитируют поиски новых приемов, умаляют роль и значение мелкой пластики как красивого декоративного произведения. Это одна гипотеза. Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты).
Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного. Странная взаимосвязь. Люди становятся кочевниками.
Отдают дань этим описаниям и мемуаристы и романисты. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Главным образом это были иллюстрированные рукописи.
Правда, последние рассчитаны на то, чтобы «населять» узкую полосу полок в шкафу перед книгами. Еще одна керамическая антропоморфная фигурка была найдена на сибирской стоянке Майна (верхний Енисей). Словом, наступает эпоха Возрождения. Вряд ли найдется художник, который не обращается к истоку всякого искусства -- народному творчеству.
Большинство камней были привозные. Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). Цвет, естественно, должен поддерживать силуэт и пластику форм. до н. э., Париж, Лувр).
Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира издавна: женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10–8 тыс. Он поощрял и художников, желая восстановить оборванные связи с эллинистической культурой. Особое почитание Параскевы доходило до того, что в XVIв. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). Таким образом из необделанной глыбы мало-помалу возникает общая форма изваяния она все тоньше и тоньше отделывается под руками опытных рабочих, пока, наконец, сам художник не придает ей последней отделки, а полировка пемзой не сообщает различным частям поверхности произведения возможное сходство с тем, что представляет в этом отношении сама натура.
К скульптуре малых форм относятся: жанровые статуэтки настольные портретные изображения игрушки произведения медальерного искусства и глиптики (искусство резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням, слоновой кости, стеклу, применяемое для изготовления печатей и украшений). Многие письменные источники XV–XVIвв. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Однако на художественных советах, где принимаются подобные произведения, по-прежнему, царит полное благодушие, по-прежнему принимают и одобряют и птичниц и балерин и сплетниц так, словно вся эта мелкая пластика или более крупные произведения по-прежнему рассчитываются либо на размещение в шкафах-горках (как это имело место в XVIII—XIX вв. ), либо на свободное размещение и обозрение с относительно далекого расстояния в больших комнатах и залах (характерных скорее, для дворцового интерьера).
л. до н. э. В Дании неолит датируется 18 в. до н. э., а у коренного населения Новой Зеландии – маори – неолит существовал еще в 18 в. н. э. : до прихода европейцев маори пользовались отполированными каменными топорами. Во-первых, среди произведений мастеров малой скульптуры эта величина является предельной. изображает на одной створке Снятие с креста, на другой – Уверения апостола Фомы. стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. Иное время иные песни.
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). вискусстве чеканки по серебру.
Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекций оставил отец Павел Флоренский. Она включает различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр). Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам.
Остальные же камни, украшавшие одеяния русских государей, привозились иноземными купцами. Они могут входить в произведение как фон, на котором развертывается действие, выступать в роли смыслового акцента, позволяющей полнее раскрыть настроение художника которое он хотел сообщить своём произведении. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. «Райские» восточные врата баптистерия во Флоренции (1425–1452, Л. Гиберти). Первоначально скульптурное воплощение образа этого воина-святого в рост, держащего в левой руке модель крепости города Можайска, а в правой меч, которым он защищает от врагов эту крепость, было помещено на Никольских воротах крепостной стены города Можайска (в настоящее время хранится в Третьяковской галерее). Классическим образцом подобного типа резьбы является икона-складень середины XVIв.
Развиваются ремесла, торговля. Таковы главные черты художественного наследия этой эпохи. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время.
умершие от холеры братья Андрей и Симеон Радонежские. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж.
Со второй половины XIXв. икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников. О том, сколь уважаем был даже в царских покоях, не говоря о боярских, русский самоцвет, заморский камень и жемчуг интересно рассказано в книге И. Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII веке» (М., 1872).
Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). Общий подъем искусства во времена Каролингов не захватывает монументальную скульптуру.
Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. (Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). Древние орнаментальные мотивы чрезвычайно разнообразны — от простейших фигур (точек, черточек, крестиков и их сочетаний) до сложного искусно выполненного меандрового орнамента из Мезина, шестигранной сетки из Елисеевичей и двойной спирали из Мальты.
считалось, однако, что камень этот весьма полезен мужчинам ибо укрощает ярость и сластолюбие, дает воздержание и целомудрие (это, конечно, с позиции средневекового мужчины больше пристало соблюдать женщинам), но не только, он же, алмаз заморский, спасает в битве: если воин носит его на своем оружии на левой стороне, то не будет убит. Однако если камни были заморские, мастера уже тогда бывали русские. Биографических сведений о Пинзеле сохранилось, однако, немного. и ювелирная пластика. animal – животное). Материалами скульптуры являются камень (мрамор известняк, песчаник, гранит и др. ), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. ), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др. ), гипс.
– В это время начинают строиться города. Драгоценные камни, античные камеи, цветные эмали, украшающие «Палиото» использованы с большим вкусом и ни в какой мере не нарушают гармонии целого. знакомят нас с новым этапом в развитии прикладного искусства.
дон. э. ). busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Это облицовка четырех сторон главного алтаря, украшенная многочисленными (более 40) рельефами из золота и позолоченного серебра. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Долгое время понятия «скульптура» и «пластика» считались синонимами, однако смысловая нагрузка их различается. Однако на стоянках павловскойкультуры (Чехия, Моравия), которые датируются 26-24 тысячелетиями до н. э., были обнаружены статуэтки женщин и животных из обожженной глины, полученные в результате очень качественного обжига.
Недаром одним из первых исследователей мелкой пластики XV–XVIвв.
Наскальная живопись мезолита и неолита Между ними не всегда можно провести точную грань. также АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ), дворцовый ансамбль Версаля (см. Эти существа возникают из орнаментальной резьбы, сидят на обрамлениях, порой замешиваются в компанию святых и присутствуют при «священных собеседованиях». В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Часто изображаются многофигурные охоты, появляются сцены сбора меда, культовые танцы.
Монумент же в таких деталях не нуждается, так как атрибуты скрывают за собой глубокий смысл, понятный вне времени и вне пространства (например, монумент «Родина-мать» в Волгограде статуя Свободы в Нью-Йорке, монумент О. Цадкина «Разрушенный город», напоминающий о бомбардировке голландского города Роттердама в 1940 г. ). в дар Соединенным Штатам Америки. Станковой скульптуре свойственны повествовательность, психологизм, часто используется язык метафоры и символа. Бернард Клервосский не преувеличивал. Формовка).
Важным этапом истории скульптуры является античность идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека (Мирон, Фидий, Поликлет, Пракситель, Скопас). Одно из них, отмеченное 1412г. Эрмитаже). Подобные скульптурные изображения Николы можно было встретить в Москве, Новгороде, Пскове, Перьми, на севере Руси.
ювелирные приемы и цветовые сочетания камней использованы в окладе иконы «Богоматерь Одигитрия», которая, судя по помещенным на ней изображениям святых, являлась семейной иконой Ивана Грозного и, как предполагает автор книги «Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве XII–XVIII веков», после смерти его жены Анастасии была перенесена в Архангельский собор. Мастера-серебряники были у великого князя и митрополита, при московских монастырях. В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А. Майоль, А. Бурдель, Г. Мур, С. Т. Коненков, В. И. Мухина) расширяют круг тем, жанров изобразительных и выразительных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т. д. ). Более того, скульптура, посвященная этой области жизни и деятельности человека, осуществляется в большинстве случаев опять-таки в бытовом плане, что лишает произведение его большой содержательности.
Однако при наличии цвета всегда следует думать о свойствах и качествах материала. Икона исполнена замечательным художником в лучших традициях искусства пластики того времени и своеобразно отражает не только высокий уровень культуры XV–XVIвв., но и связь искусства и общества, художника и доминирующих в его окружении идеологических и эстетических идей. Да нет. На первый взгляд провести границу между памятником и монументом очень сложно.
впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке – на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии). Другая разновидность мелкой пластики— резьба по кости (слоновой, моржовой), произведения которой также имеют небольшие размеры. музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Вообще, следует сказать, таких мастерских по Москве было несколько.
Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. Странная взаимосвязь. А туже иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. Драгоценность материала (золота и серебра) привела впоследствии к массовому уничтожению таких изделий.
Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. В Италии стремления пластики вообще не подвергались значительному уклонению от идеалов Кановы. И вообще изучение мелкой пластики Древней Руси – занятие не только увлекательное, но и трудоемкое, требующее эрудиции и таланта. Стремление русских мастеров XVIв. Вполне окончив лепку, ваятель заботится об изготовлении точного снимка со своего произведения из материала, более прочного, чем глина и с этою целью прибегает к помощи формовщика.
Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером. Были у мастеров и излюбленные сочетания камней. Монументальная скульптура, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях).
Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Перенеситесь мысленно в XV–XVIвв. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца.
Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Полихромия). По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв.
В этот период распространен прием использования легкой скани, филигранного узора – мы встречаем их на многих иконках и образках этого времени. В нач. К ним можно отнести маленькие фигурки из полудрагоценных камней, дерева, бронзы, фарфора, фаянса, стекла пластины с рельефным изображением, выполняющие функции фибул (застежек), брошек, амулетов, камей, монет, медалей и т. д.
Центрами резьбы по дереву оставались монастыри. Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Началась она во времена Ивана Грозного.
Точно известно, что в 1750 г. мастер поселился в г. Бучач (Тернопольской обл. ). Но массовое направление было базовым. Как правило их интерпретируют как участников обрядов, связанных с охотничьей магией. Фарфор не следует раскрашивать под дерево, а дерево под майолику.
На некоторых рисунках на шее и туловище лосей показаны поперечные полосы. Как на лучшие из подобных произведений можно указать на статуи Венеры Медицейской, Венеры Капитолийской, Ватиканской Ариадны, Аполлона Бельведерского и других. Более того, они лишены смысла, они противоречат всему строю современной обстановки. В мелкой пластике XV–XVIвв.
Ломоносова (бывший императорский фарфоровый завод), фарфоровые и фаянсовые заводы в Дулёво, Вербилках, Конаково. Это— Ф. Рюд, Дж.
Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». Йоганн-Георг Пинзель (XVIII ст. ) – один из известнейших скульпторов, работавших в Украине.
«Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества. Одно из них, отмеченное 1412г. Эффект возвышения достигается постаментом (опора, подставка), который как бы переносит монумент в иное пространство, отделяя его от земли и превращая в опознавательный признак выделения из обыденной реальности.
Но по древнерусским преданиям, «Бечета есть камень (мелкие сорта гиацинта), сердце обвеселит и кручину и неподобные мысли отгоняет, разум и честь умножает». С изменением образа жизни взгляд человека на мир становится более широким. Мастер принимал участие в оформлении собора Св.
Известно, например, что в конце XVв. Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. В России известностью пользуются деревянная резная игрушка села Богородское Московской области (Богородская резьба), глиняная расписная игрушка села Дымково Нижегородской области (Дымковская игрушка) и другие. А вот тоже камень, для государей российских небесполезный: гиацинт. Она сделалась велеречивой, придуманной. Прадье и Ж. Давид Анжерский. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения.
ворот. Обычный размер станковой скульптуры – приближенный к натуральной величине. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г. Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены.
Нередко их находят рядом с очагами или в специально вырытых ямках. Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью. В этом случае она берет на себя роль основного декоративного «акцента» в оформлении и жилой комнаты и общественного помещения. Эти находки датируются примерно тем же временем. Фигурки животных отличаются высоким мастерством исполнения и большой выразительностью.
ив середине XVIв. Но при всем этом обычаи и образ жизни Карла ничем не были похожи на церемонные обычаи византийских императоров: он был постоянно в походах, никогда не расставался с мечом, сам разбирал тяжбы, носил простонародную одежду франков, «чужеземные же одеяния, хотя бы и самые красивые, отвергал». И семейный фамильный ковчег перешел монастырю, по-видимому, после того, как здесь были погребены в 1425г.
Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине.
Большую роль в мелкой пластике всех направлений играет цвет. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед. К чему полулюди. Ученик Бартолини, Дж.
Греческие мастера стали работать на римлян и находить среди них учеников себе и подражателей. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Неолит — новокаменный век, последняя стадия каменного века.
Это раньше всего проявилось в детской игрушке. А для конца века – характерны большая пышность, художественная «роскошность». Еще в 1675 году один из отважных русских путешественников имя которого, к сожалению, осталось неизвестным, записал: «Не дошед острогу (Верхнетомский острог) на краи Томи лежит камень велик и высок, а на нем написано звери и скоты и птицы и всякие подобия» Настоящий научный интерес к этому памятнику возник уже в XVIII веке, когда по указу Петра I в Сибирь была направлена экспедиция для изучения ее истории и географии.
Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). 3 тыс. Каждый такой «скульптурный портрет» воина-святого – не только памятник искусства средневековой Руси, но и своеобразный исторический источник. также ВЕРСАЛЬ). Вот одна из них. также БАПТИСТЕРИЙ), барельеф Ф. Рюда Марсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка) (см. Монументально-декоративная скульптура начала развиваться с античности: Марк Аврелий (161–180, Рим), Микеланджело Давид (1501–1504, Флоренция), Э. М. Фальконе Петр I (1766–1778, Санкт-Петербург), В. И. Мухина Рабочий и колхозница (1935–1937, Москва).
История появления пластики относится к первобытной эпохе, о чем свидетельствуют многочисленные находки времен палеолита и представляют они собой доисторические статуэтки, которые изображались в виде животных, женщин (палеолитических Венер) и тотемных фигур (настенных изображений). умели создавать и своеобразные произведения статуарной пластики для церквей. В XV–XVIвв. Для охотников главным источником существования были олени и лоси.
В течение XVIв. Резные камни (геммы) служили амулетами, печатями, украшениями (Камея Гонзага, 3 в. до н. э., С. -Петербург, Эрмитаж). Это икона-складень со сложными чеканными композициями и надписями.
Это может быть круглая скульптура или рельеф. Передняя стенка алтаря сделана целиком из золота, за исключением узкой ленты внизу и акантового бордюра наверху. Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие).
Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Наиболее древним изображение этой святой специалисты считают Параскеву XVв. В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне).
Во многом скульптура перекликается с архитектурой. Русь освободилась от ненавистного татаро-монгольского ига. Стройный тип «Венер» встречается в основном на сибирских стоянках. в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских».
И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. И ждет своего исследователя.
Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. вискусстве чеканки по серебру. трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Мастера рельефа часто используют средства и возможности живописи и графики. Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура). Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).
В статье дан краткий обзор последних научных работ по вышеуказанным проблемам. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. В этом состоит один из основных парадоксов скульптуры: с одной стороны, она проста для восприятия, поскольку в ней обобщены и конкретизированы формы, с другой — сложна, так как обобщенность обусловлена символизмом и это усложняет ее понимание.
Следует отметить, что несколько таких изображений представлено и в мелкойпластике — наиболее известна фигурка стоящего мужчины с головой льва из Хохленштейн-Штадель (Германия). Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп. Это находки на стоянках Буреть на р. Ангаре и Мальта.
Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Особенно часто встречаются среди изображений мамонт, бизон, лошадь, хищники. Среди антропоморфной пластики преобладают изображения женщин — так называемых «палеолитических Венер», сейчас их известно около 200. В иных произведениях каролингского времени отчетливо видно влияние Византии, в других присутствует характерный «варварский» плетеный орнамент. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). То есть — это первое свидетельство изобретения человеком керамики. Рельеф может выступать над плоскостью фона (выпуклый рельеф) или углубляться в нее. Дело не могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений тем не менее, в общем своем движении новейшая русская скульптура, сделав крупный шаг вперед, завоевала себе сочувствие не одних только высших классов, но и массы родного ему общества и заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы.
В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Дж.
Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). По-видимому, все они связаны со сходным кругом представлений, основанных на тотемизме. в нем могут использоваться перспективные сокращения и живописные эффекты (солнечные лучи, облака, волны). Скульптура — более широкое понятие. Выводы Наскальная живопись.
Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). В начале XVIв. Для изготовления предметов мелкой пластики применялся главным образом бивень мамонта, кость, янтарь, а также мягкий камень — мергель. Школа Амвросия выполняла заказы троицких игуменов и соборных старцев, а возможно и светских лиц, посещавших монастырь. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.
– В палеолите была монументальность и незыблемость образа. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм.
Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). «Писаницами» называют изображения нарисованные минеральной краской или высеченные на гладкой поверхности стены в Сибири. Он, по словам Ивана Грозного, «врачует сердце, мозг, силу и память человека» – эти слова русского царя донес до нас из XVIв.
мемуарист, автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия», впервые опубликованного в 1884г. Однако, в целом «каролингское возрождение» было, несомненно, неудавшейся попыткой двинуться вперед, завершившейся тем, что пришлось сдвинуться с пути или остановиться. Прекрасно поддающееся тонировке бронза может в полной мере раскрыть замысел скульптора.
Как говорил Лао-Цзы, «горшки делают из глины, но глина перестает быть ею, превращаясь в горшок». В XV–XVIвв. Один из самых древних видов искусства. Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль).
Не часто встречаются среди них произведения с точной датировкой. В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге). Отсутствие перспективы, условность композиции и рисунка и другие недостатки не мешают этим изображениям быть до мелочей обстоятельным повествованием о быте, верованиях и истории народа.
также ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА В ПАРИЖЕ). Не отставал в этом от деда и Иван Грозный: в 1567г. Мастер изображает гневного Христа, отталкивающего от себя сомневающегося апостола. Немного иной характер носит скульптура Древней Греции и Древнего Рима, обращенная больше к народу, но сохраняющая связь с мифологией. Сегодня алмазы обычно носят женщины.
На многих изделиях XV–XVIвв. Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Наконец, для произведений, назначенных стоять на открытом воздухе, особенно в северном климате, бронза предпочитается потому, что не только не портится от атмосферного влияния, но и получает вследствие своего окисления приятный для глаза зеленоватый или тёмный налет на своей поверхности, называемый патиной. – В изображениях человека появляется стремление к изяществу (например, если сравнить палеолитических «Венер» и мезолитическое изображение женщины, собирающей мед или неолитических бушменских танцовщиц).
К мелкой пластике относят античные терракотовые статуэтки, бронзовые фигурки, японские нэцкэ (с 17 в. ), фарфоровые статуэтки, народную игрушку. Следовательно, надо подумать, чтобы мелкая пластика «вышла» бы в пространство комнаты, заняв место либо на специальной полке, либо наверху достаточно невысоких шкафов различного назначения и т. д. Очевидно, что масштаб современной мелкой пластики в этих новых условиях должен, видимо, быть увеличен. Центрами резьбы по дереву оставались монастыри.
– Стали появляться армии и профессиональные воины. Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок.
Углубленный рельеф имеет две разновидности: контррельеф – своего рода негатив выпуклого рельефа (на печатях-инталиях он служит для получения отпечатков в виде миниатюрного барельефа) и койланаглиф (en creux – фр. Любопытно, что эта простая истина сразу становится ясной художникам, когда дело идет о какой-либо зарубежной международной выставке (например, Пражской выставке керамики, выставке в Вильнюсе, 1971), но на внутренний рынок по-прежнему нескончаемой чередой изготовляются произведения почти так же, как это имело место в прошлом. Московский князь Иван III жестоко расправился с еретиками. Часть орнаментов — линии треугольников, косой крест и их комбинации — считаются «женскими», так как ими украшаются женские статуэтки и ряд костяных орудий, традиционно связываемых с женским трудом по изготовлению одежды. трудно усмотреть прямые признаки языческих прототипов. Античное и варварское влияние на западное искусство.
А ту же иконку, да небольшую исполненную резьбой или литьем, – и заказать легче и места в жилом помещении, в «красном углу», занимает немного. Бюстом (фр. Повышается и мастерство воспроизведения форм человеческого тела, особенно в олицетворениях богов и героев. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов. Да нет. Занимаясь изучением искусства того времени, многое узнаешь и об истории Отечества.
отходит к Москве. Обычно приводится летописный рассказ о неких старцах из чужих стран, которые привезли в Псков изображения Николы «резья резанные», народом не принимаемы до тех пор, пока митрополит Макарий не узаконил их своим авторитетом. Он встречается на женских статуэтках, украшениях, пластинах из бивня и кости и даже на орудиях труда. Весила одежда царя 200 фунтов и «ее хвост и полы несли 7 бояр». икона-складень из орехового дерева со сложными композициями двенадцати праздников. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане.
Эта способность — необходимый компонент пластического творчества, как «чувство цвета» у живописца или «абсолютный слух» у музыканта. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство. Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы изобилия и т. п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Какие-то отдельные элементы могут отдаленно напоминать реальную форму иначе было бы крайне сложно «прочитать» идею скульптуры. В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. распространен не менее, чем культ Георгия Победоносца.
Глиптикой (греч. Располагаясь в городской или природной среде, она организовывает архитектурный ансамбль, органично входит в естественный ландшафт, украшает площади, архитектурные комплексы, создавая пространственные композиции, которые могут включать в себя архитектурные сооружения, мемориальные формы (триумфальная арка, триумфальная колонна, обелиск, плита с рельефом и надписями), монументальную скульптуру. По рассказам упоминавшегося германского посла Кобенцеля, во время приема Иван Грозный и его сын сидели в одеждах, усыпанных драгоценными камнями и жемчугом, а на шапках сияли «как огонь горящие рубины, величиной с куриное яйцо». Юра во Львове, ратуши в Бучаче, выполнял статуи для церквей небольших городов. Вот таким образом в первые века христианства ваяние, уступив своё главенство живописи и мозаике играло лишь подчиненную роль, употребляясь преимущественно для декоративных целей. Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Пример вятской игрушки здесь особенно показателен.
buste, от ит. Однако образцы скульптуры XV–XVIвв.
Все это крайне затрудняет их атрибутирование. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами лица и неподвижный взгляд широко раскрытых глаз (из эмали) сообщают фигуре примитивность, но вместе с тем и наивную выразительность.
В качестве примера можно привести получившие большое распространение на рубеже XIX-XX вв. То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина).
Самым древним видом мелкой пластики считается искусство глиптики (резьба, выполняемая на твердых полудрагоценных минералах). В абстрактной скульптуре ярче, чет- че, тоньше подмечены стержневые моменты того или иного явления (например, «Женщина, расчесывающая волосы» А. Архипенко «Лежащая фигура» Г. Мура «Вариации» Н. Габо «Птица» К. Бранкузи). Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола. Одна из таких тем – борьба русского народа за независимость. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. С одной стороны, произведения мелкой пластики утилитарны и не имеют большого значения в жизнедеятельности человека (брелоки для ключей, выполненные в виде рельефных изображений), с другой — несут серьезные религиозные, гражданские идеи.
Многие статуэтки найдены внутри жилищ или рядом с ними. Во-первых, памятник имеет более камерные формы выражения, а монумент всегда величественен.
Одним из самых древних городов считается Иерихон. К чему дикие львы. Имя Параскева – греческое, означающее в переводе – «приготовление к субботе».
Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. «Кто яхонт червчатый при себе носит, снов страшных и лихих не увидит». Здесь, глядишь, у четвероногого – хвост змеи, там, у рыбы – голова четвероногого. Находящиеся рядом люди с осуждением смотрят на неверного Фому.
Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одежде, усыпанной драгоценными камнями. Кстати, глубокое исследование созданной Амвросием коллекции оставил отец Павел Флоренский.
Бюстом (фр. Большого мастерства достигли русские художники XVв. И если доведется вам увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, в краеведческих и художественных музеях Вологды и Ростова Великого, Рязани и Новгорода, Вятки и Архангельска такие замечательные творения скульпторов XV–XVIвв., как резной рельеф с изображением Михаила Архангела, Георгия Победоносца, «Чудо Георгия о змие», «Троицу», самостоятельные скульптурные композиции и детали памятных крестов из церквей того времени, наслаждаясь замечательным мастерством русских резчиков по дереву, задумайтесь и над тем, для чего, во имя чего создавались полтысячелетия назад эти работы. Предполагают даже, что было это изображение родовой реликвией рода князя Шемяки. Однако образцы скульптуры XV–XVIвв.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. XIXв. Внешнее сходство при этом не важно. В 15–19 вв.
Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств). Период XV–XVIвв. А уже упоминавшийся автор «Сказания англичанина Горсея о России в исходе XVI столетия» с восторгом вспоминал свои впечатления от выхода царя Федора Ивановича, чья одежда была украшена «разными драгоценными камнями и великим множеством дорогих восточных жемчугов». впостроенном здесь Успенском соборе появляется скульптурное изображение Николы Можайского, где он с мечом в руке на страже этого окраинного города, расположенного вблизи лесной засеки (пограничной сторожевой линии).
Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Каждая из лихорадок представлялась в виде простоволосой женщины-дьявола.
Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. Возрождаться означало двигаться вперед, а не возвращаться. Важнейшие памятники, дошедшие до нас от этого времени— саркофаги с рельефами, символически олицетворяющими новое мировоззрение или воспроизводящими библейские сцены. Таково знаменитое исполненное неким Вольвиниусом и датированное 835 г., «Палиото» базилики Сайт Амброджо в Милане. Условность применения цвета вполне возможна.
Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. для Благовещенского собора в Московском Кремле.
В древности он считался символом величия Руси и ее непобедимости. Особыми магическими силами наделяли красный яхонт, как называли в Древней Руси рубин. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера).
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. По свидетельству Эйнгардта, своих наставников в науке Карл Великий высоко чтил и «осыпал их почестями». Мелкая пластика. Свои школы резьбы по дереву складывались в Суздали, Москве, Новгороде.
Бытовая мелкая скульптура, как бы противостоящая обстановке комнаты, являющаяся ее основным «акцентом», как уже отмечалось, обязана иметь достаточно декоративный силуэт. Как бы там ни было, «каролингское возрождение» если и создало что-то действительно выдающееся в искусстве, то это – шедевры миниатюры. Знание этих закономерностей и выразительных особенностей скульптуры нужны как детям, так и педагогам (настоящим и будущим). Веры в Конке (конец X в. ).
Окончательно освободившись от татаро-монгольского ига, русские земли объединяются вокруг Москвы, которая превращается в крупнейший культурный центр. скульптура становится более свободной в композиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л. Бернини, А. Гудон, О. Роден, Ф. И. Шубин). Вспомните, как часто болели русские цари их родичи. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.
Бернард Клервосский в XII веке с изумлением восклицал: «. Множество скульптур советской эпохи выполнены из него.
Глубокой, многовековой стариной (языческой. ) веет от этих изображений святых Русской Православной Церкви. Знаменательно, что перечисленные выше новые черты уже наметились в мелкой анималистической пластике ряда художников (Павловский, Горлов, отчасти Розов, Сотников, Воробьев и др. ), причем каждый из них, что показательно, сохранил свою художественную индивидуальность. Одно из них – выполненная по заказу троицкого игумена (впоследствии ростовского архиепископа) Вассиана Рыло – автора патриотического послания к Ивану III – в 1456г. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие дофантазировать созданное природой. Характерные для XVIв.
Во всё продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом. Живописный рельеф часто применялся в рельефах для передачи дальнего плана, но иногда способом живописного рельефа выполнялось изображение, включая фигуры переднего плана (рельеф алтаря церкви Сан-Антонио в Падуе, 1446–1450, Донателло). Скульпторы наиболее всего чувствительны к объему и форме.
buste, от ит. Во многих местах проводились они по пятницам. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее).
К чему воины, в поединке разящие. Наряду с рельефами мастера IX и X вв. Вот таким образом позволю себе вторично коснуться здесь этой острой проблемы. Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр.
Постепенно эти животные стали приобретать мифические черты — лось был «хозяином тайги» наравне с медведем. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. Однако анализ даже сохранившихся работ позволяет ученым предположить, что восходит скульптура Пермского края к деревянным идолам, которым поклонялись язычники-зыряне до того, как великий просветитель этого края Стефан Пермский начал, пропагандируя православие, вытеснять язычество.
Развивается он и на Москве и в новгородской и в владимиро-суздальской школах. в «Журнале Министерства народного просвещения», с удивлением отмечал: «В московском дворце государя так много серебра и золота, что почти невозможно сосчитать всех сосудов». Чтобы понять суть скульптурного произведения, необходимо уметь разбираться в «игре» поверхностей, вчувствоваться в формообразование, его образность, так как скульптура — это не бесплотный объем, а образ, выраженный в определенном материале, выполненный в определенной технике и раскрывающий определенную идею. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. Работой в дереве увлекаются многие мастера.
Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. – В конце эпохи в некоторых местах (Передняя Азия, Египет, Индия) сложилась новая формация классового общества, то есть началось социальное расслоение, переход от родового-общинного строя к классовому обществу. И это писал посол германского государя, также бедностью не отличавшегося.
стрельцов, купцов, ремесленников и т. д. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности для многосторонней характеристики портретируемого. Название ей дано по имени мастера, украсившего рукопись, на окладе которой имеются две резные пластинки, принадлежащие, несомненно, к шедеврам этой школы (на одной из них пророк Натан упрекает Давида, взявшего Вирсавию в жены). Станковая скульптура – род скульптуры имеющий самостоятельное значение. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни.
Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Выразительные средства в скульптуре разрабатываются с большей тщательностью. Ганс Кобенцелъ, автор «Письма о России XVI века», опубликованного в 1842г. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Георгий, поражающий дракона, как бы охранял въезд в Кремль. Отходный материал должен быть сведен до минимума.
Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Пластика форм, красота силуэта фигуры и декоративность цвета, естественно, должны приобрести иной более яркий характер, учитывая сухой, антипластический, «рационалистический» характер современной мебели. Интересно, правда.
Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. Особый вид палеолитического искусства составляет орнамент.
Еще нет четкого понятия скульптура малых форм, однако уже стало ясно, что в старых рамках ей тесно. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Однако, средневековые «возрождения» хотя и оглядываются на античность, но, тем не менее, делают в то же время попытку продвинуться вперед. Судите сами. Уникальным примером высокохудожественного синтеза архитектуры и скульптуры представляет собой афинский Акрополь (450–410 до н. э. ) (см. Однако у каждого из них есть своя специфика.
Достижения и занятия 1. Не случайно на обороте складня вычеканен распространенный среди народных суеверий апокрифический сюжет, отвергавшийся официальной церковью, – «Явление архангела Михаила святому Сисинию». Периодизация. Наконец и литье – серебряное и медное – получает в эти века расцвета ремесел на Руси дальнейшее развитие. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела.
Работой в дереве увлекаются многие мастера. отходит к Москве. Полное «прочтение» скульптуры возможно тогда, когда понимается суть материала — его физических качеств и возможностей, красоты и разнообразия фактуры. Развитые формы скульптуры известны у народов Древнего Востока (Царица Нефертити, 14 в. до н. э., Берлин Государственные музеи рельефы из дворца Ашшурнасирапала II в Нимруде, 883–859 до н. э., Лондон, Британский музей), Древней Америки.
Однако преувеличение в этой области нежелательно, так как скульптуре становится либо тесно в комнате, либо она даже вовсем «вырывается» из своего окружения («Клоун» С. Орлова). Судите сами. В палеолитическом искусстве выделяют три основные группы памятников (три основных жанра): монументальное — пещерная живопись и рельефы искусство малых форм — мелкая пластика (статуэтки, небольшие пластинки из кости с гравировками) прикладное — украшения, художественно оформленные предметы быта и пр. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло. для мелкой пластики уникален. (Художественная обработка металла) Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу -- чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне.
Инталия (ит. Л. Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424) (см.
Обладая неистощимою фантазией, он создал ряд разнообразных произведений, задуманных в чисто греческом духе, поражающих чисто античным благородством форм, а между тем вполне оригинальных, то возвышенных, то наивно-идиллических и грациозных. И охраняли границы Руси, конечно же, не только такие, как Никола (страж-оберег. ), но и воинские отряды, весьма почитавшие «своего» святого. Вступление в неолит приурочивается к переходу культуры от присваивающего (охотники и собиратели) к производящему (земледелие и/или скотоводство) типу хозяйства. Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф.
Иван III, например, не только поддерживал на Руси такую торговлю, но и держал в Крыму постоянных агентов, достававших для русского двора «лалы, да яхонты добрые, да зерна великие жемчужные». Обширная и постоянно разрастающаяся школа трудится в том реалистическом направлении, сильный толчок к которому был сделан Давидом Анжерским. Так, в истории Отечества широко известна скульптура Николы Можайского из Пскова, упоминаемая даже в летописи в 1540г. На Ближнем Востоке неолит начался около 9, 5 тыс.
мелкая каменная пластика постепенно сходит на нет, а вот серебряное литье и чеканка, напротив, расцветают. Остов подобных статуй изготовляли из дерева и обивали металлическими листами. Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности. исторического источника. На их земле был основан Троице-Сергиев монастырь.
В резьбе по дереву нередко повторялись созданные ими иконописные композиции, что придает им дополнительную ценность (бывало ведь и так: от редкой иконы сохранялось лишь упоминание в письменных источниках и вдруг исследователи находили своеобразную «реплику» ее в мелкой пластике). Так изумруд почитался как камень мудрости, сапфиру приписывались свойства «измены открывать, страхи отгонять», а «кто в перстне его при себе носит, чинит его спокойным и в людях честным, набожным и милостивым». На венцах и коронах ангелов в окладе к знаменитой рублевской иконе «Троица», вложенном Борисом Годуновым в Троице-Сергиев монастырь, камни велики по размерам и столь густо поставлены, что доминируют над чеканным узором. Скульптуру малых форм порой трудно бывает отделить от игрушек. Здесь – живость, вольная фантазия. Постижение объема происходит не только у скульптора, но и у зрителя.
В книге И. Забелина приводятся признания епископа Еланссонского Арсения, присутствовавшего в 1589г. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Сверх того, она представляет особенно удобное вещество в том случае, когда произведение колоссально или изображает сильное движение: фигуры, оживленные таким движением, при исполнении их из бронзы не нуждаются в подпорах для ног, рук и других частей, которые необходимы в подобных фигурах, вырубленных из хрупкого камня. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Главою классической школы явился в 1839г. По его мнению, в характере русской народной скульптуры XV–XVIвв.
Ведь далеко не случайно появляются в XV – начале XVIв. Эти изделия используются для украшения любого интерьера. Некоторые рисунки и скульптуры выполнены столь реалистично, что палеонтологам удается определить по ним вид животных, вымерших ныне. В их число входят фигурки северохолмогорских мастеров и японские миниатюры — нэцкэ.
- мелкую пластику (произведения небольшого, «миниатюрного» размера). К чему охотники трубящие.
Были, разумеется и оригинальные произведения. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Икона задумывалась как оберег от различных болезней и бед.
Судя по всему, он был родом из Южной Германии или Чехии. Однако в целом произведения годуновского времени сохраняют все традиции XVIв. Классический спор историков, было ли Раннее Средневековье эпилогом античности или прологом новых времен (хотя любая эпоха в той или иной степени является переходной) продолжается. Издавна и на протяжении многих веков на Руси резали иконки, кресты, панагии по дереву.
Возникновение скульптуры, которое произошло еще в первобытные времена, граничит с развитием трудовой деятельности человека и его верой во все магическое. миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье.
Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др. ). Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске). из церкви Пятницы в Рыбной слободе города Галича нынешней Костромской области.
Мужские изображения немногочисленны. К героической теме можно отнести и изображения Николая Можайского. К чему пятнистые тигры. Произведения народных мастеров, созданные для забавы детей (небольшие фигурки людей, зверей, птиц, фантастических животных, бытовые сценки), обычно передают мягкий юмор, радость и светлое отношение к действительности. Многочисленные изделия подобного типа – рельефные пластинки, служившие главным образом для украшения окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуды для хранения реликвий, благовоний и т. д. ), литургические гребни и прочее, – распадаются в стилистическом отношении на несколько групп, указывая на существование ряда школ.
идаже именем мастера – Лукиана, хранится и иногда экспонируется в музеях Московского Кремля. Скульптуры святителей XVIв. В этрусском же искусстве отразилось сперва восточное, а потом и греческое влияние но это искусство сохранило навсегда долю своей первобытной сухости и грубости, хотя в техническом отношении и достигло значительного успеха— выработало приёмы изготовления терракотовых фигур и рельефов и литья различных предметов из бронзы более же всего оно славилось поделками художественно-промышленного характера.
Это очень удобный материал для создания округлых форм. Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Руководствуясь этою пунктировкой, помощники художника под его надзором удаляют ненужные части глыбы посредством резца, долота и молота в некоторых случаях они пользуются при этом так называемой пунктирною рамой, в которой взаимно пересекающиеся нити указывают на те части, какие должны быть отбиты. Скульптуры Пинзеля выполнены из дерева, раскрашены и позолочены.
К лику святых, как известно, был причислен и победитель немцев и шведов Александр Невский. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей. Данный переход называют неолитической революцией.
Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Природа становится более податливой для человека. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. «полый рельеф»), с углубленным контуром и выпуклой моделировкой.
вСтоглаве были оговорены поверия, связанные с ее культом: «в пяток (то есть в пятницу) ручного дела не делати и женам не прясти и платье не мыти и пламени не разжигати». Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами. Часто при создании рельефов используется цвет. Среди них наиболее знаменитая – мастерская Троице-Сергиева монастыря, где работал инок Амвросий. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»).
до н. э. ). Большого мастерства достигли русские художники XVв. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. Своя легенда была и у других камней, популярных, как известно, в Древней Руси не только среди женщин, но и среди мужчин, охотно носивших драгоценные камни в перстнях, в виде пуговиц и застежек, на оружии и упряжи.
На высоком уровне стояла в VIII-X вв. Мелкая пластика включает в себя столь разнообразный круг произведений, что они могут быть изготовлены ручным или художественно-промышленным способом из самых различных материалов – фарфора, фаянса, стекла, кости, камня, пластмассы, металла и др. Борьбу против еретиков возглавил страстный полемист Иосиф Волоцкий.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура тесно связана с архитектурой. (и эти предметы – тому подтверждение) все более усиливается связь между камнем и его обрамлением, общей художественной отделкой произведения искусства, что говорит о росте собственно мастерства русских ювелиров. Значительно большей оригинальностью отличается «группа Лиутара» (или Лиутгарда).
В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Имели своих мастеров-серебряников даже обедневшие удельные князья, как, например, Иван Юрьевич Патрикеев, завещавший, в частности: «А людей своих дарю жене своей Овдотье: да Куземку Булгакова сына Плотникова, серебряного мастера». Однако есть существенное отличие. Известны изображения, сочетающие в себе черты человека и животного. Сисиний (кто его теперь и помнит-то. ) в те времена почитался в народе как целитель от 12 лихорадок (трясовиц), наводивших на людей различные болезни.
Пластика, с одной стороны, техника скульптуры из мягких материалов (глина, пластилин, воск, эглин), с другой — художественно-изобразительное средство, позволяющее придать скульптуре образность. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма).
К чему чудовищные кентавры. миниатюрной резьбе по дереву, кости, металлу, серебряном и медном литье. Рельефом (фр.
И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Новые черты общественной жизни людей: – Переход от матриархата к патриархату. Культ Николы был на Руси XV–XVIвв. В старину верили, что бирюза и коралл, привозимые «заморскими гостями», положенные на руку смертельно больного, тускнеют. И это еще один штрих к характеристике монастырей как культурных центров.
(Донателло, Л. Бернини, Гудон, Ф. И. Шубин, В. И. Мухина). Окончание неолита датируется временем появления металлических орудий труда и оружия, то есть началом медного, бронзового или железного века. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). Знаменита фигура Св.
Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы). Используются локальные цвета – красный или черный.
Образу лося принадлежит в Томской писанице главная роль: фигуры повторяются много раз. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ). Амвросий прожил в Троицком монастыре с середины XVв.
Более ощутимы в скульптуре того времени влияния древнерусской иконописи, ее иконографии. Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Высота 82 см при дефиниции малой скульптуры принята по двум причинам.
По мнению специалистов, своеобразная пластика многих таких портретов XVIв. Город этот – центр удельного княжества князей Воротынских – с 1493г. Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе.