Фовизм – - – - Анри Матисс – - – -Картина: Танец (первая версия). Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. Картина Анри Матисса ТАНЕЦ II: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
«танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина. Матисс действительно считал танец ярким и привлекательным занятием, но эту картину писал на заказ. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. «Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию.
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
«Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло.
По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Матисс говорил: «Я очень люблю танец. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. И здесь и там действие совершается на холме.
Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец».
Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. В дому у него живут девочки, которых Щукин забрал после смерти родственников и обнаженные тела им видеть нельзя. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».
Конечно же, ритм управляет и кистью художника. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Когда Щукину в 1909 году Матисс прислал первый эскиз с изображенными обнаженными танцующими девушками, коллекционер был в восторге. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома.
Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». «Он больной, – написал Матисс дочери. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы).
Мне легко жить с танцем. Живопись в буквальном смысле слова звучит.
До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса.
Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца».
В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. «Не видя этого великолепия, представить его себе невозможно, – писал Матисс своему другу Бюсси. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина.
Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
«Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».
Первый — это набросок Танца". Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия.
Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно.
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. У создания картины «Танец» своя необычная история.
В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Описание: В искусстве Анри Матисса мотив танца развивался и трансформировался как бы по двойной спирали. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов.
Для людей искусства это было тяжелое время. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже.
реконструкцию в щукинском особняке и современную инсталляцию в Галерее Щукина и Морозова в Главном штабе) обусловлена не только заботой о декоративном единстве. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Я смотрел, как танцуют. «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба).
Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец».
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов.
Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. В особенности смотрел на фарандолу. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Анри Матисс не был исключением. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж.
В моем доме много музицируют., .