В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. У создания картины «Танец» своя необычная история. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни. Творческая лаборатория живописцаВ самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным.
Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. В настоящее время существует в двух версиях. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. Исчезают стул и обои. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. В результате матиссовское панно почти сорок лет пролежало в запаснике Музея современного искусттва.
«Он больной, – написал Матисс дочери. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
«Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В особенности смотрел на фарандолу.
Он является продолжением ковра на стене. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях.
Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». Разумеется, это иллюзия. Я смотрел, как танцуют. Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца».
«В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Их живопись отличал яркий колорит, предельная чистота палитры, цветовые контрасты, резкость и динамизм, отказ от перспективы и светотеневой моделировки – а также пренебрежение теориями. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже.
Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Конечно же, ритм управляет и кистью художника.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно.
Жил Матисс в это время трудно. Анри Матисс не был исключением. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Все должно было стать архитектурным целым и я должен был связать рисунок со стеной, чтобы под огромными выступающими глыбами арок линии не пропадали, а переходили в непрерывном движении одна в другую Чтобы организовать все это и получить что-то живое, поющее, я должен был искать, пробовать, все время изменяя отрезки цвета по отношению к черному»). Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Саму же композицию он нарисовал на трех соединенных вместе пятиметровых холста – всю сразу, в размере оригинала, – вооружившись длинной бамбуковой палкой с куском угля на конце. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Ж. Помпиду).
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета.
Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию.
Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Ж. Помпиду, Париж). На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец». По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе».
В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Доминика и Девы Марии. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений.
Живопись в буквальном смысле слова звучит. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка.
Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец».
«Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Вскоре Матисс отошёл и от пуантилизма, отказавшись от точечных штрихов в пользу широких свободных мазков.
Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Наибольшего успеха в поисках оригинального, своеобразного отражения действительности мастер достиг в период между 1910 и 1917 годами. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе.
Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи.
«Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Другое название этой работы – «Десерт». Зачем.
Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым.
На скатерти лазурного цвета с яркими синими узорами стоят белая ваза с яркими фруктами, большой коричневый кофейник и темно-зеленый графин. Художник с любовью относится к изображению предметов. 1901 год можно назвать годом становления художника. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола.
Тема панно — танец. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Стайны подружились с художником. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). Мне легко жить с танцем. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Помогает определиться в пространстве также окно. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. «Мне стало неинтересно копировать предмет. fauves). Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией».
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге.
Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Эта дружба в его судьбе значила многое. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Но об этом уже сказано в других разделах. И здесь и там действие совершается на холме. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ).
В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке». Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. В моем доме много музицируют., . Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью».
Больше ничего нет. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Ни одной лишней детали.
Вот откуда этот потрясающий эффект симфонического звучания интенсивных цветов, музыкальность линейных ритмов, завидная композиционная гармония. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне».
Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Очертания стола с трудом угадываются. Больше Матисс никогда не видел свой «Танец».
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. «Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
За ним находятся изумрудно-зеленые деревья, покрытые белыми цветами. Работы Матисса узнаваемы. В конец 1920-х годов экономическая ситуация в неоправившейся от войны Европе оставляла желать лучшего, в США начиналась Великая депрессия. Для людей искусства это было тяжелое время. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи».
Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице.
Первый — это набросок Танца".