Матисс получил от него крупные заказы. Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Поняв, что скачущие матиссовские танцоры проиграют мощной «Гернике», кураторы выставки решили заменить «Танец» на «Фею электричества» Рауля Дюфи. Но, строго говоря, за исключением одного-двух художников, у нас нет никого, умеющего работать со светом так, как вы. Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия).
Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Барнс заказал Матиссу настенные панно, втрое превышавшие по размерам щукинские «Танец» и «Музыку» вместе взятые. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары».
Барнс был счастлив: «Теперь это помещение вполне можно назвать собором. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола.
Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине. Только выносливость и усвоенная с детства привычка к тяжелой нудной работе помогли Матиссу продержаться еще двенадцать месяцев.
У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Другую, знакомую многим картину под названием «Голубые танцовщицы» написал Эдгар Дега. Через шесть месяцев работы Матисс решил использовать для работы абсолютно новый метод.
Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Не секрет, что известность автору принесла серия работ, посвященная ночной жизни Парижа. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно.
Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. «Я был готов исполнить столько декоративных росписей, сколько бы мне заказали», – смиренно говорил он позже. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль.
В период обучения и становления Матисс копировал работы голландских и французских классиков, висящих в Лувре, увлекался японским традиционным искусством, свёл знакомство с другом Огюста Родена, художником Джоном Питером Расселом – горячим поклонником Винсента Ван Гога и Эмиля Бернара. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу.
Панно должно было экспонироваться летом 1937 года на «Выставке независимого искусства 1895-1937» в Пти-Пале. Художник словно подглядывает за ними, создается эффект непричастности автора к происходящему, равнодушия к моделям. У создания картины «Танец» своя необычная история. Холм, гора также традиционно символизировали союз земли и неба, а потому связывались с вознесением в царство духа. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». Вернувшись в Ниццу, Матисс приколол репродукцию щукинского панно на стену в гараже и вчерне набросал серию «вариаций на тему» нового «Танца». Все это между нами – главное то, что он дал мне возможность выразить себя в огромном масштабе и признал, насколько был на это способен, блестящий результат моей работы. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец). Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм.
Работа над декоративным панно для Барнса приближалась к завершению и вскоре «Танец» был представлен публике в Париже в галерее Жоржа Пти. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Лотрека привлекало сценическое действие и танец как таковой. Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Матисс объяснял, что таким образом он хотел «обратиться к новой публике в Америке».
«Мною владел ритм танца, который вел меня», – признавался он позже. Мотив находил естественное выражение в замкнутой форме, столь лелеемой приверженцами модерна: из нее легко было извлекать те гибкие, гнущиеся линии, без которых модерн немыслим. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности.
Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. Матисс говорил: «Я очень люблю танец.
В зале установили специальное освещение и продлили вход на выставку до полуночи, чтобы все желающие могли посмотреть «Танец», прежде чем панно отравится в Штаты. «Он больной, – написал Матисс дочери. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Барнс, как показало время, оказался верен своему слову. fauves). В моем доме много музицируют., .
Художник беспристрастен и объективен. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Закончив первые «неудавшиеся» панно с шестью скачущими фигурами, которые стали еще более возбужденными и агрессивными, он приступил к варианту номер два второй серии холстов. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Мне легко жить с танцем. Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец».
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ).
Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга. В Ниццу он вернулся подавленным, с трудом понимая, что же на самом деле произошло. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Матисс и Пикассо должны были занять в экспозиции достойное место. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось.
Не стоит забывать, что его дом, полный произведений нового западного искусства, по воскресеньям был открыт московской публике. Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Однако Щукину подобный сюжет не подходил. У Матисса они уже готовы. На первом эскизе он изобразил огромные фигуры, поглощенные танцем, «выходившим» за границы трех огромных арок, составлявших это декоративное панно.
И здесь и там действие совершается на холме. 4 мая Матисс отплыл в Нью-Йорк вместе с аккуратно уложенными в трюме панно. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж).
Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Сам Дега говорил: «Меня называют живописцем танцовщиц. «Балет – это идеальное сочетание визуальной и исполнительной составляющих. Матисс говорил, что для него это был новый старт, так же как в эпоху фовизма, когда необходимо было уйти от сложности и утонченности к элементарным принципам – чистому цвету, форме и движению, к «материалам, возбуждающим чувства». «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Образ танцовщиц часто встречается в работах современных авторов. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек.
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Еще в 1980-е годы его коллекция оставалась по-прежнему труднодоступной для публики. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. А вопрос, который меня волнует, – «Где найти время. », – рассказывает художник Брюс Холверда, автор серии сюрреалистичных работ с танцорами в главной роли. Для людей искусства это было тяжелое время.
По возвращении домой я написал свой танец на четырехметровом холсте, напевая в процессе работы все ту же веселуюмелодию. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. В субботу 13 мая первое из трех панно было установлено.
«В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. Тем не менее, необходимо отметить, что уже в те годы художник осознал, что не желает следовать по проторенной дороге. Именно эта картина когда-то вдохновила Сергея Щукина, заказавшего в 1909 году Матиссу первый «Танец».
В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Интересный факт: бразильские СМИ заподозрили создателей логотипа Олимпиады-2016, которая должна пройти в Рио-де-Жанейро, в плагиате – якобы визуализация заимствована у американского благотворительного фонда Telluride Foundation, логотип которой в свою очередь имеет очевидные сходства с «Танцем» Матисса. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Первый — это набросок Танца".
Образы молодых танцоров – символ чистоты и красоты», – рассказывает художник. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома. Даже цветные репродукции «Танца» (равно как и «Радости жизни» и других картин) были запрещены.
«Люди всегда интересуются, как мне приходят идеи и что я вообще изображаю. Живопись в буквальном смысле слова звучит. В особенности смотрел на фарандолу. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке.
Преподавание велось на некоммерческой основе. Вдохновляли его не только сюжеты, увиденные в кабаре и салонах. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. На их исполнение у художника должно было уйти по меньшей мере двенадцать месяцев, однако Матиссзапросил за панно всего тридцать тысяч долларов (небольшой холст Матисса обошелся Барнсу в том же году в половину этой суммы). Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий.
Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. «Никто не решал проблемы формы и цвета таким образом ни до, ни после него», – заявил сюрреалист Андре Массон, наблюдавший, как Матисс дирижирует своей указкой – словно настоящей волшебной палочкой» («Я должен был перестраивать свою работу как постановщик Она чем-то походила на бесконечную киносъемку, но здесь я зависел от архитектуры и она задавала тон. Его «натуралистическая кадриль» – это всегда яркая эмоция, накаленная динамика, разгул «животных страстей». Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Он демонстрирует красоту женского тела в классическом понимании эстетских стандартов.
«Танец» появился на стене дворца Токио только в 1977 году. В середине ноября, закончив «забракованный» «Танец», Матисс привез его в свою мастерскую и повесил на стену «словно театральный занавес»). И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Первый раз он поместил хоровод в танцем в «радости жизни», которая теперь висела в Мерионе у Барнса. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Так в его творчестве появляется и стремительно набирает обороты балетная тематика. Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого.
Русский прямо обезумел от вашей картины. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее».
Интересно, что одноимённый балет – Послеполуденный отдых фавна – был поставлен Дягилевским балетом лишь в 1912. Новый, более свободный и более лиричный «Танец» Матисс набросал в начале июля с поразительной скоростью. Гневная телеграмма Барнса «Вы допустили грандиозную ошибку» лишь подтвердила опасения, что он ошибся в размерах почти на целый метр и двенадцать месяцев проработал зря.
Знаете, недостатка идей у меня не бывает. Его «Танец» существует в двух вариантах, один из которых находится в петербургском «Эрмитаже». Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Выбор стиля и сюжета панно Барнс полностью предоставил Матиссу, который сразу решил, что будет писать «Танец». Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
По одной из версий, в основе композиционного решения лежит древнегреческая вазопись, по другой – автора вдохновили «Русские сезоны» Дягилева. Анри Матисс не был исключением. Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией». Летом 1936 года первая версия мерионского «Танца» была куплена Музеем современного искусства города Парижа.
Больше Матисс никогда не видел свой «Танец». Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. До конца его жизни (и жизни Матисса) фонд в Мерионе было позволено посещать только по личному разрешению владельца, который из принципа отказывал в этой возможности не только журналистам, но и коллекционерам, кураторам и просто любителям живописи. По возвращении из Америки Матисс принялся доделывать первый вариант «Танца». Он также признается, что его художественный почерк формировался под влиянием русской реалистической живописи 19-го века.
Конечно же, ритм управляет и кистью художника. Я смотрел, как танцуют. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Ваша живопись лучится красками, словно витраж». До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Следующим летом он отправился отдыхать в рыбацкую деревню Коллиур вместе с Андре Дереном и Морисом де Вламинком.