И Матиссу в «Красной комнате» удалось воплотить эту идею как нельзя лучше. Копия картины «Красная комната» («Гармония в красном») 1908 года – одной из самых ярких работ великого французского живописца, лидера течения фовистов Анри Матисса. Матисс а. Красная комната.
в Ницце. Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. М. создал оформление балетов «Песнь соловья» на музыку И. Ф.
В его изображениях интерьеров возникают сложные переплетения реальности и иллюзии: картины и скульптуры словно оживают, взаимодействуют с окружением («Красная мастерская», 1911, Музей совр. «Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. В окт.
В 1941 перенёс тяжёлую операцию. Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. Познакомившись с П. Синьяком в1904, освоил приёмы дивизионизма («Роскошь, покой и наслаждение», 1904–1905, Нац. 1900-х– нач.
Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность. Над этими композициями Матисс работал в комнате севильского отеля. проработка поверхности создаёт впечатление размягчённости, текучести формы. В 1908 М. открыл в Париже собств.
иск-ва, Париж обе 1914). натуру в декоративный строй своей живописи (триптих «Вид из окна. учебную мастерскую, опубликовал «Заметки живописца» («Notes dun peintre»), где изложил свои представления «об искусстве уравновешенном, чистом, спокойном». Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения».
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции. Воспринятая от О. Родена импрессионистич. Фовизм). Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация.
На белый фон стен спокойно ложится контурный рисунок (фигуры Марии с Младенцем, св. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Цветовая гамма Букета чиста и празднична.
Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. В это время ему уже было 20 лет. В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. Атмосфера восточной красочности царит в Севильском натюрморте. Все предметы интерьера нарочито написаны плоскими. Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. балет Дягилева) и «Красное и чёрное» на музыку Д. Д. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
Так было с изображенным в левом углу окном. в Вансе. В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. в 1947 см. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж.
Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». иск-ва, Париж и др. ). Доминика, сцены Страстей).
Рисовать начал в 1890. Посещение быв. миниатюрой и вообще иск-вом мусульм. Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия.
«Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. М. всё большее внимание уделяет графике– рисунку пером, офорту, литографии. 1880-хгг. Мясин) в 1935–36 выполнил неск.
Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности. иск-ва, Нью-Йорк «Балконная дверь в Коллиуре», Нац. В работах кон. В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Ткани покрыты крупным, четким узором, заполняющим особенно активно нижнюю и среднюю части картины. Фоном им служат синее небо и зеленая трава.
В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка». Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность абсолютно изолированных фигур. музей совр. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие. музей совр. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. Цветовые пятна укрупнились, стали интенсивнее в тоне, вызвав изменение орнаментального ритма.
Хотя ткань, подчиненная творческой воле Матисса, постоянно меняет свой цвет и орнамент, удаляясь то в большей, то в меньшей степени от оригинала, она всегда узнаваема. «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу.
Под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, постимпрессионистов и У. Тёрнера (во время пребывания в Лондоне в 1898) его палитра высветляется, цвета обретают интенсивность. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. Помогает определиться в пространстве также окно.
Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Ее же утверждает розово-алая поверхность стола. К числу шедевров этого времени относятся панно «Танец» и«Музыка», созданные в 1910 для моск. Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца. Но вместе с колыханием светло-зеленого занавеса в картину входит дыхание свежего ветра и становится ощутимым невидимое присутствие окна.
Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. В 1939 М. переехал в Ниццу с 1943 жил преим. иск-ва, Париж «Голова Жанетты», 5 версий, 1910–13 «Генриетта», 3 версии, 1925). Портрет. Матисс получил от него крупные заказы.
Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Объёмные предметы и узоры ковров, обоев, сосудов зрительно уравниваются, взаимодействуют как эквивалентные сгустки оптич. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Матисс открывает собственную мастерскую, в которой учит выражать объем цветом. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». балет Монте-Карло оба– хореограф Л. Ф.
Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. В 1930–40-егг. Востока (особенно после поездки в Алжир в 1906 и посещения выставки исламского иск-ва в Мюнхене в 1910).
Опыт почти абстрактного геометризма подводит М. к новым решениям интерьерных композиций: дверные проёмы, оконные рамы, карнизы, балконные решётки членят пространство на взаимопересекающиеся зоны и одновременно ритмически расчерчивают поверхность картины («Окно», 1916, Ин-т искусств, Детройт «Художник и модель», 1917, Нац. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Динамичный мазок, строящий картину, вносит в нее живое дыхание. А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась.
В 1920-егг. Ни одной лишней детали. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. 1910-хгг.
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В поздней живописи маслом М. продолжает тему интерьеров с букетами и фруктами на столах, с видами сада за окном («Красный интерьер, натюрморт на голубом столе», 1947, Худож. Они становятся центром композиции и вносят устойчивость в этот красочный мир. Вего живописи усиливается графич. Алпатов так отозвался об этих полотнах: «В них утверждается здоровая чувственность и вакхическая страстность. Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса.
Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись». собрание земли Сев. Он очень поздно начал заниматься живописью. 108, 5х221Задание, которое мы выполняли на экспозиции Анри Матисса, не казалось сложным.
У Матисса они уже готовы. В сер. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Матисс подчеркивает физическое бытие и значимость в структуре холста и цветочного горшка и двух кувшинов (все это существовало в Севильском натюрморте, но не имело пластической выявленности). Русский прямо обезумел от вашей картины. Больше ничего нет.
Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. картонов для ковров. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Стравинского (1920, Рус. орнаментов. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Панно Танец», 1912, все– ГМИИ).
Эти картины получили название «вырезанные». Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж).
Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно. Последнюю работу художник считал особенно значимой, программной, поскольку выразил в ней основополагающие принципы нового направления — не стремиться к точной передаче цвета окружающего ландшафта, но выразить чувства, которые этот ландшафт вызывает, зримо воплотить собственное ощущение природы. Этим приёмом М. создавал эскизы для витражей, керамич.
работал адвокатом в Сен-Кантене. В 1907 году группа фовистов распалась. особняка С. И. Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами.
Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В 1952 в Ницце открыт Музей Матисса. Будучи прикованным к постели, открыл в 1943 новую живописно-графич.
Но композиция картины демонстрирует новый взгляд на знакомый мотив. Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. Но утверждая плоскостность красного цвета, художник создает внутри нее впечатление пространства, в котором способна двигаться склонившаяся над вазой женская фигура, а пролет окна, за которым открывается зеленый сад с цветущими деревьями, дает глазу движение в глубину холста. Таковы композиции «Обнаженная натура. Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. иск-ва, Нью-Йорк «Мастерская художника», 1911 «Красные рыбы», 1911 «Настурции. Он является продолжением ковра на стене. 1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. кватрочентистами (посетил Италию в 1907), перс.
костюмы, окружённые многоцветным узором ковров, занавесей, сосудов («Одалиска в красных шароварах», 1921, Нац. Копировал старых мастеров в Лувре в ранних натюрмортах подражал малым голландцам и Ж. Б. В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. музей совр. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур.
С. Шардену («Бутылка схидама», 1896, ГМИИ). идеалов. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Париж), Матисс наполняет испытанную прежде схему новым содержанием, если понимать под содержанием абсолютно новую красочную структуру.
В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. 1930-хгг. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции.
Сам я очень удовлетворен схемой. Бугро, затем в Школе декоративных искусств (1892) и Школе изящных искусств (1895–98) у Г. Моро. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Стол и диван приблизились к передней плоскости холста, вытеснив предметы первого плана Севильского натюрморта.
Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись».
Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины. Итоговой работой М. стал ансамбль Капеллы Чёток в Вансе (1947–51)– целостное, продуманное во всех деталях решение интерьера. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Танжер», «Зора на террасе» и «Вход в касбу», 1912, ГМИИ «Арабская кофейня», 1913, Эрмитаж идр. ). В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
В сериях маленьких фигурок этюдного типа форма последовательно упрощается, сводится к лаконичным объёмам (4 рельефа «Обнажённая со спины», 1909–29, все– Нац. панно, ковров, а также крупные станковые работы– «вырезанные картины». Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. одной из его излюбленных тем становятся «одалиски»: женские фигуры, обнажённые или одетые ввост. Очертания стола с трудом угадываются. мавританских городов Испании (зимой 1910–11) и Марокко (1912–13) оставило глубокий след в творчестве М. усложняя пространственные решения, он органично включает экзотич. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. иллюстрации к ст. Иллюстрация).
Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. Цветовые контрасты, метафоричность живописного языка, орнаментальная выразительность общего силуэта, – все это создает, при предельном лаконизме, ощущение неординарности модели, восхитившей художника и заключает в себе завораживающий магнетизм.
влияние на молодого М. оказала живопись П. Сезанна («Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, С. -Петербург). музей совр. Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Н. Делекторской создан Матиссом спустя восемь лет после Молодой женщины в синей блузе (Эрмитаж).
– Красную комнату. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)».
В 1909 М. поселился в Иси-ле-Мулино. Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне. В некоторых работах М. использует приёмы кубизма («Портрет жены художника», 1913, Эрмитаж). И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя. Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Шостаковича (1939, Рус.
В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж». В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Франция 1908Холст, масло. Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В. Автор переделал полотно.
В этот период композиции Матисса приобретают необычную легкость, почти воздушность, а контуры фигур намечаются скользящими линиями. Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. Но его картины – не рабское копирование природы, а мир, где действуют свои законы. Очень выразительны фигуры святого Доминика, Девы Марии, необычайно экспрессивны сцены Страстей Христовых. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло.
Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. В 1925 М. посетил Юг Италии и Сицилию в 1930 он провёл 3мес на Таити в том же году во время пребывания в США получил заказ на декоративное панно для Ин-та Барнса в Мерионе (близ г. Филадельфия). Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952).
Подзаголовок картины – «Десерт. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие».
Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. На ней изображен интерьер комнаты, в которой женщина накрывает на стол. Ее характерный интерьер узнаваем в обеих картинах. В цвете важнее всего соотношения». «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары».
В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. музей совр. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков.
Зрелое творчество М. выдаёт его увлечения негритянской пластикой итал. В период 1-й мировой войны состояние глубокой эмоциональной подавленности выразилось у М. в сумрачных, аскетичных полотнах («Вид на Нотр-Дам», Музей совр. Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти.
МАТИСС (Matisse) Анри (Анри Эмиль Бенуа) (31. 12. 1869, Ле-Като, деп-т Нор– 3. 11. 1954, Ницца), франц. В 1891 переехал в Париж, где учился в академии Р. Жюлиана уА. В. Художник открыл собственную мастерскую. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением.
После Англии художник отправился на Корсику. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Ушло пленительное очарование молодости и нежности. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества.
В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. Таким для него явился Поль Гоген. 1900-хгг. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Щукина (ныне Эрмитаж). В этих декоративных композициях, решённых в единой цветовой гамме (мощный аккорд синего, зелёного и розового), характерная для художника тема пасторали раскрывается в двух аспектах– дионисийского неистовства и аполлонической созерцательности.
Коралловый фон, голубой сад», «Молчание в домах», обе 1947, частные собрания). Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Именно она удерживает внимание зрителя, завораживая сияющим зеленовато-голубым цветом и игрой динамичных синих разводов, находящихся в постоянном, живом взаимодействии друг с другом. Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла.
Из декупажей возник альбом «Джаз» (изд. С нач. Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола.
Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века. " В России картина более известна как Красная комната". Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. музей совр.
Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф). «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Значит. иск-ва, Париж). Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт).
После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель). С 1918 М. работал преим. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». 1911 М. посетил С. -Петербург и Москву.
«Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина. Но объединение фовистов просуществовало недолго. много занимался также оформлением книг («Поэзия» С. Малларме, 1932 «Пасифая» А. де Монтерлана, 1944 «Цветы зла» Ш. Бодлера, 1946 «Избранная любовная лирика» П. деРонсара, 1948 «Поэмы» Карла Орлеанского, 1950). иск-ва, Париж «Две негритянки», 1908, Смитсоновский ин-т, Музей Хиршхорн, Вашингтон «Серпантин», 1909, Королевский музей изящных искусств, Копенгаген Музей искусств, Балтимор). Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи.
Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. Это и предметы меблировки и украшение стола: горшок с геранью и два кувшина. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо».
Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание). В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно».
художник, график, скульптор, сценограф. Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в Вазе, бутылке и фруктах (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в Красной комнате (1908, Эрмитаж). В картинах М. этого времени яркие цвета накладываются энергичными взмахами кисти, натурная форма утрачивает отчётливость в бурлящей красочной материи («Женщина в шляпе», 1905, частное собрание, Сан-Франциско «Вид Коллиура», 1905, Музей искусств, Копенгаген вариант– Эрмитаж). Получив диплом юриста, в кон. В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна.
Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. энергии. иск-ва, Париж).
В поздней живописи Матисса преобладают натюрморты с букетами и фруктами на столах, с видами сада за раскрытым окном. Скульптура, которой М. занимался с1900, служила ему подспорьем в живописи, способом изучения абрисов объёмной формы развороты фигур образуют сложное переплетение контурных линий («Лежащая обнажённаяI», 1907, Музей искусств, Балтимор Нац. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль. С этими выдающимися деятелями французского искусства художник расписывал декоративный фриз. Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли.
М. достигает гармоничной уравновешенности цвета и рисунка: звучные цвета ложатся обширными плоскостями, заключёнными в чёткий контур, линия обретает выразительность изгибающейся «арабески». И тогда интенсивный сияющий розовый тон начинает звучать метафорой утреннего света. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. начало: фигуры очерчиваются гибкими, широко скользящими линиями, фактура обретает лёгкость, прозрачность, узор обозначается короткими штрихами иногда процарапывается в красочном слое («Розовая обнажённая», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, Музей искусств, Филадельфия).