«танец» (фр. La Danse)— созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса. Картина Анри Матисса «Танец» из Эрмитажа огромна. 1910с 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» ( 536, 537) исполненные по заказу С. И. Щукина. 1948картина Анри Матисса «Танец» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. «танец» (фр. La Danse) — созданная в 1910 году картина французского художника Анри Матисса.
Лекция хранителя коллекции французской живописи XIX–XX веков Альберта Григорьевича Костеневича посвящена истории создания картин «Танец» и «Музыка», заказанных Анри Матиссу русским коллекционером Сергеем Ивановичем Щукиным. И сегодня мы расскажем о картине «Танец» французского художника-фовиста Анри Матисса. 1909в начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка». 191020 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
Одна из них – Танец Анри Матисса.
Матисса вдохновляли народные пляски, греческие вазы и постановки русских сезонов Сергея Дягилева. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней. У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. На вечерних курсах в Школе декоративных искусств он познакомился с Альбером Марке, поступил в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств.
Я очень Вам благодарен и надеюсь вскоре получить эскиз второго панно. Отнюдь не случайно, что в своих танцевальных разработках мастера этого стиля предпочитали мужским фигурам женские. Тем самым тональность щукинских панно отвечала емкому символическому содержанию. Когда началась Октябрьская революция, Щукину пришлось спешно покинуть Россию. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Всере-дине марта он написал Матиссу о получении его писем с эскизами больших картин". Речьидетодвухак-варельных эскизах Композиция I" и Композиция II" (ГМИИ). Все, кто видел картину «Танец» в Эрмитаже, наверняка были под впечатлением от этого огромного полотна (размер 260х391), вибрирующего яркостью красного, синего, благородного зеленого. Коллекционер предложил или сделать панно поменьше или нарисовать женщин в платьях. Яблоко из шара превратилось в круг. Картина очень понравилась заказчику— Щукин был буквально вполном восторге.
Я смотрел, как танцуют. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Уже к ноябрю Матисс завершает «бумажный» вариант композиции, который тщательно переносит на новые, специально заказанные холсты.
Позже Матисс еще нераз возвращался ктанцу. Матисс проявил настоящий героизм, представив картину «Радость жизни» в качестве своей единственной вещи на Салоне 1906 года, но и ее восприятие в то время требовало героических усилий. Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Вместо него он хотел панно, символизирующее власть музыки. Доминика и Девы Марии.
Разочаровывала художника и недоступность широкой публике американского варианта «Танца». Так и получилось, что вся композиция словно подчинена единому ритму танца». Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм. Панно Музыка" должно указывать в какой-то мере на характер дома.
Вначале тридцатых годов прошлого века оннаписал «Парижский танец». Матисс дал новое видение мира. Особенно сильное впечатление нахудожника произвела фарандола. Конечно же, ритм управляет и кистью художника. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Ж. Помпиду). Первая была проекцией искусства старых мастеров (Тициан, Кранах и др. ). Полотна «Танец» и «Музыку» он вывести не успел и они направились в Эрмитаж. Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. Картина была заказана в 1909 за 15000 франков. К концу 1933 года художник полностью завершил панно, выведя на первый план контурную выразительность плоскостной композиции и, по выражению самого Матисса, ее «воинственный» характер.
Вернувшись домой, оннапевал себе под нос услышанную мелодию иписал «Танец». Русский прямо обезумел от вашей картины. Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал. Сергею Щукину понадобилось много смелости, чтобы привезти и повесить в своем доме «каннибалистические» ню. Особенно вдохновила меня задорная фарандола (старинный провансальский танец).
Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Однако Щукину подобный сюжет не подходил. Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. Бумажные подготовительные элементы композиции «Танца», перестав быть техническим приемом, обрели самостоятельную художественную ценность: рассыпавшись, они воплотились в многочисленных сериях графических листов и книжных иллюстрациях.
Отныне техника декупажа (от франц. Русский уже сейчас заплатил за картину «Игра в шары». Не даром, наверное, в Эрмитаже их повесили в одном зале и друг напротив друга.
Я полностью Вам доверяю и уверен, что Музыка" будет столь же успешна, как и Танец"». Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении. Я был очень рад Вашему ответу: примите окончательный заказ на панно Танец" за 15000 фр. Пять женских фигур не совсем пропорциональны, но они завораживают своей естественностью. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 1908 году в мастерскую к Анри Матиссу заглянул Сергей Щукин. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». Однако лишь в 1977 году полотна были представлены публике.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Правда, он написал художнику, что не может повесить такую картину у себя на лестнице. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Другие же, как говорит куратор выставки Анн Балдассари, «приходили посмеяться над Щукиным».
Те, кто хорошо знал художника, говорили, что даже если бы Щукин не заказал ему второй композиции, она все равно появилась бы на свет. Щукина зрители назвали собирателем хлама и обвинили в безвкусице. И здесь и там действие совершается на холме.
Замысел Танца", как и тесно связанной с ним Музыки" (ГЭ), кристаллизовался в течение целого пятилетия. Перед отправкой в Россию панно «Танец» было выставлено в Париже на «Осеннем салоне». Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). «В этой композиции, — продолжает Матисс, — первым и главным элементом был ритм, вторым — большое пространство интенсивного голубого цвета (как августовское небо над Средиземным морем), третьим — зелень холма (средиземноморская зелень на фоне голубого неба). Творческие находки Анри Матисса, сделанные во время работы над «Танцем», получили развитие в позднем творчестве самого мастера и его младших современников. Здесь, под палящим африканским солнцем, художник стремился зажечь собственные цвета, сделать так, чтобы его картины сами по себе излучали свет, пытаясь подобрать подходящие для этого цветовые сочетания.
Сам Щукин оказался не вполне доволен результатом и попросил художника скрыть половые органы персонажей картин, поскольку в его доме жили две женщины. «Танец», созданный вместе с картиной «Музыка», был написан в 1910 году по заказу российского коллекционера Сергея Щукина. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны». После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Одна и та же цветовая гамма в ансамбле «Танца» и «Музыки» (см.
полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего. Матисс говорил: «Я очень люблю танец. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. Ярко-красные фигуры, написанные в примитивном стиле (фовизм) выражают собой нечто чистое изначальное, без примесей лишних деталей и отвлекающих моментов. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства.
Картина «Танец II» была написана Матиссом по заказу Щукина. Художник рассказывал: «Когда я должен был исполнить версию «Танца» для Щукина, я просто пошел в воскресный полдень в Мулен де Лашале и несколько часов кряду наблюдал за танцовщиками. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912-1913г. г. ), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере, способствовала развитию яркой палитры. Первоначально предполагалось, что «Танец» займет почетное место в павильоне Франции, однако первенство здесь осталось за Раулем Дюфи с его «Феей электричества», а матиссовские панно остались в запасниках до конца 1970-х годов, когда они впервые были выставлены на всеобщее обозрение. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Два полотна, одно – с пятью танцующими, другое – с пятью сидящими огненными фигурками, аналогичны по красочной гамме, по плоскостному прочтению формы, по отвлеченности темы, но противоположны по ритму. Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере.
Он испытал сильное влияние произведений исламского искусства. Преподавание велось на некоммерческой основе. Тема панно — танец. В своем собрании Щукин видел и просветительскую роль.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Кульминацией этого направления стал щукинский «Танец». Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Матисс своим смелым решением отбросить лишнее принес своей картине небывалую славу. «Мне стало неинтересно копировать предмет.
Но были и настоящие ценители, понимавшие смысл этой живописи — в том числе и будущий его покровитель, который впоследствии, наряду с членами семейства Стайн, помог Матиссу превратиться из признанного лидера авангарда в преуспевающего художника. Матисс получил от него крупные заказы. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
fauves). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Помимо него имеется еще два рисунка этой композиции — карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля).
Матисс мечтал сделать максимально доступным для зрителя именно «Парижский» «Танец». Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго).
Вторая раскручивалась имманентно от изображений танцующих нимф в деревянном рельефе или росписи на вазе (1907), а также в мотиве хоровода в картине «Радость жизни» (1906, Фонд Барнса, Филадельфия). Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц.
Мне легко жить с танцем. В моем доме много музицируют., . Живопись в буквальном смысле слова звучит.
Впоследствии оно было также приобретено Музеем современного искусства города Парижа и сейчас известно как «Незавершенный» «Танец». У Матисса они уже готовы. В особенности смотрел на фарандолу. Благодаря искусству (танца ли, музыки ли) человек делался сопричастным этому союзу. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что.
Наиболее полное собрание картин великого художника Анри Матисса, находится в Эрмитаже. Осоздании «Танца» художник рассказывал следующее— когда Щукин заказал ему панно, Матисс отправился наодно изтанцевальных представлений. Композиция II" представляла изображение купающихся девушек. Символисты приучили зрителей к абсолютно другим иносказаниям.
Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали. Тема танца все еще представлялась Матиссу незавершенной и он принимает решение возвратиться к многострадальному первоначальному полотну, ждавшему художника в мастерской-гараже. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Зрителям предлагалось стать свидетелями гибели старой живописной традиции, с ее нимфами и пастухами и наслаждаться зрелищем какого-то необычного и лишенного ясных очертаний «сборища теней, словно насмехающихся над всей пасторальной традицией».
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Первый — это набросок Танца". У создания картины «Танец» своя необычная история. Стоит отметить, что тема танца поднималась в искусстве не единожды. И хотя эта работа прекрасна, Матисс ею недоволен и не думает ее отдавать». Однако Матисс решил реализовать и свой первоначальный замысел. decouper — вырезать) стала одной из основных для художника. Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования.
Такой коллекции могут позавидовать любые музеи мира. В 1989 году «Танец» был полностью отреставрирован и занял свое постоянное место в экспозиции Музея современного искусства города Парижа. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме. Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Пушкина в Москве. Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Речь идет о русском коммерсанте Сергее Ивановиче Щукине.
Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту. В начале 1909, когда Матисс работал над первой версией Танца" (Музей современного искусства, Нью-Йорк), Сергей Щукин, несомненно, видевший его, заказал для лестницы своего особняка в Москве другое панно такого же размера, в сравнении с прежним ставшее зна-чительноболеединамичным. Ритм больших плоскостей локального цвета оживляет композицию.
Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными. Впрочем, мало объясняла в «Танце» и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду.