Копия картины «Красная комната» («Гармония в красном») 1908 года – одной из самых ярких работ великого французского живописца, лидера течения фовистов Анри Матисса.
Автор переделал полотно. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью.
На первый взгляд, его картины, кажется, похожи на набросок, где поверхность покрыта большими плоскостями благородного яркого цвета. Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Самое важное для меня – это замысел. Контурный рисунок Матисс нанес на белый фон стен. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Парижская критика упрекала художника в грубости за яркость красок и лаконизм форм. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Опасаясь банальности, он не избежит ее, представив свое творение в необычайном виде, придав эксцентричность рисунку и цвету. Творчество Матисса развивалось постепенно и вырастало из беспримерной преданности цвету, свету и созданию гармонии. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Его средства должны соответствовать его темпераменту. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1943 году Матисс, уже будучи тяжелобольным и прикованным к постели изобрел новую живописно-графическую форму, получившую название «декупаж».
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эти работы создавались при помощи наклеек, вырезанных из бумаги, окрашенной гуашью. Монументальную композицию «Красная комната» мастер называл «декоративным панно». Динамичный мазок, строящий картину, вносит в нее живое дыхание.
Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Насыщенный и яркий, даже агрессивный красный становится главным героем на полотне. Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. Ведь быстрая фиксация пейзажа передает только один момент жизни. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса.
В это время ему уже было 20 лет. Фовизм, скажет спустя годыМатисс, «стал для меня испытанием средств». Увидев весной 1906года на Салоне независимых большой холст «Радость жизни», коллекционер захотел познакомиться савтором ипопросил Амбруаза Воллара устроить встречу смсье Матиссом. Слуга» (1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк), «Посуда на столе» (1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Увидели свет «Заметки живописца», написанные Матиссом. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Под этим названием первый из щукинских натюрмортов фигурировал на Салоне независимых 1902года, ана выставке вгалерее Воллара в1904году именовался «Серебряный кофейник». Через две споловиной недели полутораметровое полотно оказалось вособняке на Знаменке.
Первоначальное художественное образование Матисс получил в Школе Вентин де ла Тур. Но если рядом с этой точкой я поставлю другую, потом третью, уже начинается путаница. В Осеннем Салоне 1908 года Сергея Ивановича заинтересовало произведение Матисса Гармония в голубом, первоначально написанное, как Гармония в зелёном. Цветовые пятна укрупнились, стали интенсивнее в тоне, вызвав изменение орнаментального ритма. В 1910 г. по заказу известного московского любителя и собирателя живописи С. И. Щукина Матисс создает ансамбль из двух больших декоративных панно: «Танец» и «Музыка».
Тема панно — танец. Беда в том, что он не говорит, где эти правила записаны. Тема панно — танец.
Из-за этого при повороте станка скульптуры падали и разбивались. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Композиционные ритмы картины безупречно отлажены и содержательны.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Краски принесла мать итут сее сыном случилось настоящее наваждение. Скатерть, незаметно переходящая в стену, предельно красная, а арабески пронзительно синие. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. От рисунка исходит выразительная сила, воздействующая на окружающее.
В это время Матисс находился в расцвете творческой силы. Вконтракте имелась одна существенная оговорка: картины величиной больше установленного договором размера Матисс имел право продавать сам, без посредников. Замечательно дополняют ансамбль легкие светильники и золотистый алтарь. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. А в работах художника повторяется на протяжении всего творчества. Сам я очень удовлетворен схемой. – Красную комнату. Ее же утверждает розово-алая поверхность стола.
Он очень поздно начал заниматься живописью. Н. Делекторской создан Матиссом спустя восемь лет после Молодой женщины в синей блузе (Эрмитаж). По-моему, не надо превозносить один метод за счет другого.
Художник настойчиво утверждал новый тип художественной выразительности. С самого начала необходимо иметь четкое представление о целом. Вместе с произведениями Пабло Пикассо (1881-1973) они составляли ядро его живописной коллекции. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов).
Он писал: «Лавина цвета сама по себе беспомощна, в цвете важнее всего соотношения». Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Начав ее как Гармонию в голубом" в 1908, Матисс взял за отправную точ ку ту декорати в ну ю тка н ь с голубымиузорами, ткань из Жуи, которую оченьлюбил и сохранял в реквизите ателье до конца жизни. Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Эти картины получили название «вырезанные». Узоры создаются при помощи небольших штрихов, которые порой процарапываются в красочном слое («Розовая обнаженная», 1935, Музей искусств, Балтимор «Дама в синем», 1937, частное собрание, Филадельфия «Румынская блуза», 1940, Национальный музей современного искусства, Париж). Самым выразительным средством живописи Матисса являются контрасты. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Начало 1900-х было ознаменовано для живописца большими переменами – круг его общения постепенно становится всё шире, а сам Матисс с головой погружается в искусство, знакомясь с новыми мастерами, в том числе и весьма одиозными. Они становятся центром композиции и вносят устойчивость в этот красочный мир.
«Сожалею, что натюрморт скерамикой перешел вдругие руки Будьте добры, спросите ум-ль Вейль, торговки картинами, за какую цену она согласится продать мне его», — просил Щукин Матисса, скоторым весной 1908года вступил врегулярную переписку. Ж. Помпиду, Париж). В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением.
Я же просто стараюсь положить цвета, передающие мое ощущение. В середине 1900-х годов Матисс вырабатывает свой собственный оригинальный стиль. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Мне нравятся слова Шардена: «Я кладу краски до тех пор, пока не становится похоже» и слова Сезанна: «Я хочу создать образ», а также слова Родена: «Копируйте натуру». Вид из окна был излюбленным мотивом со времён Ренессанса. В 1907 году группа фовистов распалась. Цветовая гамма Букета чиста и празднична.
Это произвело настоящий фурор во всей среде живописцев, ценителей и критиков и послужило налом становления нового жанра. Доминика и Девы Марии. В щукинской галерее находилось тридцать семь полотен французского художника.
В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Новое сочетание цветов последует за первым и передаст мое представление более полно. Однако я полагаю, можно судить о жизненной силе и мощи художника по его способности организовать свои ощущения от созерцания природы так, чтобы неоднократно, в разные дни возвращаться к тому же самому состоянию духа, сохраняя эти ощущения.
В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Будущий реформатор живописи вюности инепомышлял об искусстве. Ж. Помпиду). Ее характерный интерьер узнаваем в обеих картинах. Но такова уже логика и сила убедительности искусства Матисса. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Ярким примером оригинальной техники фовистов служат такие знаменитые полотна Матисса, как «Дама в шляпе» (1905) и «Вид Коллиура». Но композиция картины демонстрирует новый взгляд на знакомый мотив.
Так было с изображенным в левом углу окном. Оно позволяет мне лучше выразить мое почти что религиозное отношение к жизни. Прибегнув к композиционной схеме, которой он следовал еще в реалистической Бретонской служанке" (1896, картина всегда оставалась в собрании художника, сейчас Музей Матисса, Като-Камбрези), а затем в импрессионистическом Десертном столе" (1897, собрание Ниархоса. Если с самого начала какой-нибудь тон меня прельстил или поразил (быть может, я не отдал себе даже в этом отчета), то я чаще всего замечаю, когда картина окончена, что я его сохранил, каким он был, а переделал и изменил все другие.
Некоторое время начинающий художник являлся лидером группы фовистов. Доминика и Девы Марии. «Когда я начал писать, я почувствовал себя враю»— вспоминал свои ощущения Матисс. Он считал, что «детализация» нарушает цельность чувства, вот таким образом использовал контрастное сочетание немногих цветов и создавал обобщённый рисунок.
Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В 1905 году Матисс стал лидером нового художественного направления — фовизма, что в переводе с французского языка означает «дикие». Он не только писал картины, но и создавал скульптуры, литографии, оформлял спектакли. Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Формы предельно обобщаются и утрачивают свою объемность.
В 1911 году Матисс посетил Москву, через год — Марокко. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Цветовая гамма утратила свою яркость все чаще в картинах преобладали темные, приглушенные оттенки, а контуры предметов стали геометризированными («Вид на Нотр-Дам», 1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Напор, мощь роста, существующая в орнаменте ткани – метафора чувства и страсти. Лучше всего художник выражает себя самыми простыми средствами. Такой художник, как Синьяк, основываясь на некоторых высказываниях Делакруа, заботится о дополнительных цветах и кладет здесь один тон, а там – другой, согласно теории. Я остановилась у картины Анри Матисса «Красная комната (Гармония в красном)». Удаляясь от буквальной передачи движения, достигаешь большей красоты и величия.
В начале 1920-х годов Матисс увлекся восточной тематикой. Ещё в начале недели зародилось сомнение, то ли это чем мне показалось в начале. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
В цвете важнее всего соотношения». Но объединение фовистов просуществовало недолго. Именно таковы полотна «Танец» и «Музыка», которые украсили особняк московского дворянина С. Щукина. Интерьер с незабудками», 1916, Институт искусств, Детройт). В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую. Прием упрощения и схематизации фигур и пространства, усиливающий столкновение и яркость звучания трех цветов – красного, зеленого и синего, – одновременно способствовал выявлению движения, концентрируя внимание на выразительности буквально считанных штрихов, прекрасно передающих ощущение форм и динамики фигур. В декоративном панно «Красная комната» Матисс с полной свободой соединяет поверхность стола и стену в единую, ровную узорную плоскость в соответствии со своим пониманием композиции. «Мне очень нравится свежесть иблагородство вашей работы», — написал счастливый обладатель «Игры вшары». И действительно, ритм «Танца» властно захватывает все существо зрителя. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. После поездки в Италию Матисс написал серию колоритных полотен из которых наиболее известными являются «Испанский натюрморт» (1911, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и «Госпожа Матисс в манильской шали» (1911, Художественный музей, Базель).
«Поместить рядом голубой, красный, зеленый, соединить их экспрессивно иструктурно. Таковы «Одалиска в красных шароварах» (1924–1925, Музей Оранжери, Париж), «Одалиска» (1928, Музей современного искусства, Стокгольм). Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.
И тогда интенсивный сияющий розовый тон начинает звучать метафорой утреннего света. Эта связь строится не только на аналогии (пять красных фигур на фоне зеленого и синего пейзажа, плоскостность композиции, обобщенность), но и на контрасте (динамика и статика, связь и разобщенность фигур, противоположное соотношение синего и зеленого цветов). Картины Матисса похожи на яркие декоративные ковры. Создается определенное отношение этого красного с белым цветом холста. Но его картины – не рабское копирование природы, а мир, где действуют свои законы.
Увлечение оказалось настолько сильным, что он вступил схудожником впереписку. Таковы композиции «Обнаженная натура. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Таким образом, цвет преобладает над формой, появляется пестрота, узорчатость, стилизация.
Об этом свидетельствует работа «Роскошь, покой и наслаждение» (1904, Национальный музей современного искусства, Париж) с типичным для этого движения разложением сложного цветового тона на чистые цвета, которые фиксировались на полотне отдельными мазками и рассчитывались на их оптическое смешение при зрительном восприятии. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). После знакомства с Щукиным жизнь Матисса кардинально изменилась.
Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. На становление его живописи заметное влияние оказало творчество Винсента ван Гога (1853-1890) и Поль Синьяка (1863-1935) искусство арабского Востока. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы., он показался мне недостаточно декоративным и я не мог поступить иначе. Он говорил: «Лавина цвета сама по себе беспомощна. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Подзаголовок картины – «Десерт. Декоративное панно, как определил эту монументальную композицию сам художник, предназначалось для столовой московского особняка известного русского коллекционера С. И. Щукина.
Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В этот период композиции Матисса приобретают необычную легкость, почти воздушность, а контуры фигур намечаются скользящими линиями. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
" В России картина более известна как Красная комната". Влюбившись вхудожника, он немог успокоиться, пока неполучал желаемую работу. Главное живописное средство выразительности для художника — контрасты. В одном из программных и лучших своих произведений – «Красной комнате», где связаны воедино основные объекты изображения, привлекавшие художника – натюрморт интерьер, человек, – мы находим воплощение принципов, типичных для Матисса. Несколько раньше эта ткань была запечатлена в картине База, бутылка и фрукты", немного позже — в Натюрморте с голубой скатертью" (обе — ГЭ).
Щукин влюбился вживопись Матисса всем сердцем раз инавсегда. Сидение вадвокатской конторе особой радости неприносило. После Англии художник отправился на Корсику. Матисс же ниокаких переворотах недумал идобросовестно писал натюрморты, отдавая дань бывшему наизлете импрессионизму. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Этому мотиву словно вторят цветущие кусты вокруг столика, плавный контур плетеного кресла. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. «Однажды он пришел на набережную Сен-Мишель посмотреть мои картины», — вспоминал Матисс появление всвоей мастерской Щукина.
Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. 1901 год можно назвать годом становления художника.
Гармония в красном» – не менее точен, чем ее основное название. Лаконизм и четкость выражения и демонстративную обнаженность приемов (что станет в дальнейшем характерным в искусстве XX в. ) можно видеть и в двух знаменитых панно Матисса – «Танец» и «Музыка». В35лет он открывает для себя возможности цвета: вгруппе молодых живописцев, которым после появления на Осеннем салоне 1905года дадут прозвище Lesfauves (дикие), он признанный лидер. Я кладу краску на холст, не имея никакой предвзятой идеи. Техника абстрактного геометризма создает абсолютно иные, непривычные интерьеры: пространство рассекается на взаимно перекрещивающиеся зоны балконными решетками, оконными рамами и карнизами, которые и создают ритмическую организацию полотен («Художник и модель», 1916, Национальный музей современного искусства, Париж «Окно.
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Однако эти различные тона снижают значение друг друга. Столько лет нужды— ивдруг такой щедрый, аглавное, верный клиент. Год за годом его колорит делался всё насыщеннее инаконец сумрачная гамма ранних «темных картин» вспыхнула. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура.
Неистовую круговерть «Танца» уравновесить и подчеркнуть могла только строгая неподвижность абсолютно изолированных фигур. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях.
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Слово «импрессионизм» прекрасно определяет их манеру, так как они передавали мимолетные впечатления. «Именно вэтой картине Матисс впервые отчетливо воплотил свое намерение исказить пропорции человеческого тела, чтобы гармонизировать простые смешанные содним только белым цвета иусилить значение исмысл каждого цвета, — говорила первая почитательница художника американская писательница Гертруда Стайн. — Он использовал искажение пропорций так же, как вмузыке используют диссонанс Сезанн пришел ксвойственной ему незавершенности икискажению натуры по необходимости, Матисс сделал это намеренно». Матисс уверенно шёл к своему стилю, к своей манере, чтобы навсегда вписать своё имя в историю мировой живописи, подарив миру такие шедевры, как «Мадам Матисс», «Музыка», серию «Книга джаза», «Танец», «Поднятое колено», «Сон», «Розовая обнажённая» и т. д. В. Статичность отдельных друг от друга фигур создает ощущение покоя и наслаждения. Она завладевает плоскостью стола, образуя с ним единое целое, поглощает трехмерное пространство комнаты и властно утверждает декоративные возможности плоскости холста.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Винчи говорил: «Кто умеет копировать, умеет делать».
Для этого я очень пристально изучаю свои приемы. Коралловый фон, голубой сад», 1947, частное собрание «Молчание в домах», 1947, частное собрание). Матисс много общался с Дереном, Писсарро, Марке и Пюи.
Интересно, что во время лепки Матисс слишком часто смачивал глину. Эта картина относится к числу лучших натюрмортов, созданных Матиссом в 1909 г. Художник обращается к любимой голубой скатерти, которую он писал и в Вазе, бутылке и фруктах (1906, Эрмитаж) и в трансформированном виде в Красной комнате (1908, Эрмитаж). Таким для него явился Поль Гоген. Первоначально он написал картину в зеленых тонах, затем переписал в сине-голубых и лишь позже пришел к наиболее выразительному варианту, создав «гармонию в красном». В той же статье этот превосходный писатель утверждает, что я пишу картины нечестно и я мог бы оскорбиться, если бы он не разъяснил свою мысль таким определением: «честно, значит соблюдая правила и придерживаясь идеала». Различают художников, работающих с натуры и работающих по воображению.
1920 год оказался для мастера чрезвычайно насыщенным в художественном отношении. Такова композиция «Красная комната» (1908), где общий красно-коралловый фон выгодно оттеняется приглушенной зеленью пейзажа в окне и «Натюрморт с голубой скатертью», в котором узоры ткани оптически кажутся более крупными, поскольку сопоставляются с относительно небольшими по размеру предметами. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва).
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Наиболее известные произведения, созданные в подобной технике, — «Полинезия. Замечательны его «Красный интерьер, натюрморт на голубом столе» (1947, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Египетская занавесь», 1948, частное собрание, Вашингтон). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Я согласен, что из произведений Рафаэля или Тициана можно вывести более полный свод правил, чем из произведений Мане или Ренуара, но правила, которые мы найдем у Мане или у Ренуара, соответствовали их характеру и я предпочту самое незначительное их полотно всем картинам художников, подражающих «Венере с собачкой» или «Мадонне со гцегленком».
Вскоре умер Моро и Матисс оставил занятия в Школе изящных искусств. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Серия подобных композиций составила альбом «Джаз» (1947). Его детство прошло в Боэн-ан-Вермандуа. Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные. Значительное воздействие на формирование творческого метода Матисса оказало искусство Поля Сезанна.
Атмосфера восточной красочности царит в Севильском натюрморте. Он был сложившимся мастером со своим неповторимым стилем. В 1908 г. в парижской мастерской, выходящей окнами на монастырский сад, Матисс создал одну из значительнейших работ 1908-1913 гг.
В 1904 году он познакомился с П. Синьяком, благодаря которому освоил приемы дивизионизма. В этом эксперименте я выяснила, что для меня важны оба этапа знакомства с произведением. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В настоящее время существует в двух версиях. А дом Щукина в Москве называли «маленьким музеем Матисса и Пикассо».
А когда появился красный, картина приобрела абсолютно новые оттенки. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме. Это и предметы меблировки и украшение стола: горшок с геранью и два кувшина. Портрет.
Творчество Анри Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Иванович Щукин (1854-1937). Ушло пленительное очарование молодости и нежности. Значительное влияние на творческую манеру художника оказали работы П. Сезанна. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. Ж. Помпиду). Художник открыл собственную мастерскую.
Основная задача цвета – служить выразительности. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Человеческое лицо интересует меня больше, чем натюрморты или пейзажи. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Красно-коралловая поверхность приобрела особую яркость, оттенённая зеленью пейзажа в окне.
Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Снова приехав в Париж, он начинает учиться сначала в Академии Жюлиана, затем в вечерней школе декоративных искусств, где был замечен и приглашен без конкурса в Школу изящных искусств Гюставом Моро, пророчески предсказавшим Матиссу: «Вам предстоит упростить живопись». Анри Матисс родился в Като-Камбрези — городке на севере Франции, в семье хлеботорговца.
В таких случаях художник брался за кисть и изображал на полотне погибшую фигуру. В«Даме на террасе», считал Яков Тугендхольд, «был весь Матисс» искусство которого открылось во всем своем разнообразии только вгалерее Щукина. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж). Море» (1946, Национальный музей современного искусства, Париж), «Композиция (Бархатные ткани)» (1947, Художественный музей, Базель), «Зульма» (1950, Государственный музей искусств, Копенгаген), серия «Синие обнаженные» (1952). Характерно, что в картине, где, казалось бы, все преображено по воле художника, быть может, наиболее странные (с позиций соответствия натуре) белые деревья – мотив, реально увиденный художником по пути в мастерскую, когда он обнаружил сад неожиданно белым от ночного мороза. Родился Анри Матисс 31 декабря 1869 г. в Като-Камбрези, на севере Франции.
Рисовать он начал довольно поздно и неожиданно, попав в больницу, где ему сделали операцию по удалению аппендикса. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. как только снова приняться за него, чему сегодня я радуюсь. Он уговорил отца отпустить его, уехал вПариж ипоступил вШколу изящных искусств кГюставу Моро, который вскоре произнес пророческую фразу: «Вам суждено упростить живопись». Важное значение в работах Матисса имеют также линии, являющиеся границами цвета и составляющие «арабески», то есть часть орнаментального узора, звено ритмического построения картины.
Сергей Иванович купит 37матиссовских полотен иотправит мэтру столько же писем. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В этом же году он получил заказ на изготовление декоративного панно, предназначенного для Музея Барнса в Мерионе (США). В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Навеянный восприятием народных танцев мотив хоровода (он бытовал в искусстве Франции еще в эпоху Ренессанса в изображениях на лиможских эмалях) у Матисса выражает ритм и экспрессию XX века.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Прохлада голубого тона, сосредоточенного в центральной части картины, вносит глубину, светоносный, желто-оранжевый в этом соседстве держит плоскость картины.
Как правило их композиции строились на сочетании интенсивных локальных оттенков. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1930 году Матисс в течение трех месяцев проживал на Таити. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Я хочу достичь той интенсивности ощущений, какая нужна для создания картины.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Картина исполнена по заказу Сергея Щукина. «Эмоции за счёт простых средств», – таков художественный принцип живописца. Над этими композициями Матисс работал в комнате севильского отеля.
Художник начинал писать полотно как «Гармонию в голубом», взяв за образец декоративную ткань с голубыми узорами. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. С меткой точностью запечатлены пучеглазые рыбки. Часто обсуждают ценность различных методов и их отношение к различным темпераментам. Объединяя им стены и пол в единую плоскость, Матисс охватывает красочно-орнаментальное буйство, гармонизируя картинное пространство.
Матисс подчеркивает физическое бытие и значимость в структуре холста и цветочного горшка и двух кувшинов (все это существовало в Севильском натюрморте, но не имело пластической выявленности). Важно ли знать что «Красная комната» написана в 1908 году в Париже, что вдохновением Матиссу служила поездка в Алжир и мусульманский орнамент. В зале музея они помещены друг против друга, так как задуманы и воспринимаются как парные.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Ещё один вопрос возник при моей «жизни с картиной»: насколько важна информация, которая стоит за произведением. «Если она всё еще будет интересовать меня, то я оставлю ее за собой», — сказал он, глядя на «Натюрморт ссупницей», написанный Матиссом год спустя после приезда вПариж.