Металл – самый элементарный материал для создания скульптуры. Можно делить на виды скульптуру по материалам из которого она изготовлена, по историческим периодам, географическим характеристикам и т. д. Классификаций очень много. Материалом для изготовления скульптуры может быть практически что угодно.
Пластик – пожалуй, самый лёгкий из материалов из которыхизготавливаютнаружные скульптуры, в этом ему будет трудно составить конкуренцию. Таким образом, материал с его характером, цветом прочностью, весом и другими свойствами является одним из художественно-изобразительных средств скульптуры, помогающим раскрыть идейный смысл реалистического произведения. Пластик – пожалуй, самый лёгкий из материалов из которых изготавливают наружные скульптуры, в этом ему будет трудно составить конкуренцию.
Как правило, они делаются из недорогих материалов, вроде бронзы, железа и т. д. Живопись, графика и скульптура – это виды искусства, которые возникли очень давно, но существуют и по сей день. Глина — также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. В этой статье мы хотим вам поведать о таких материалах для скульптуры, как бетон, дерево и гипс. Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собственно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле. Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой.
В русский язык слово «скульптура» перешло из латинского языка, где оно обозначает вырезать, высекать из твердых материалов или иначе, ваяние. Широкий выбор материалов из которых можно изготавливать садовые скульптуры любых стилей, позволяет без труда определиться с тем из какого материала делать фигурки. Японский сад камней уже в названии подразумевает использование камня как основного материала для скульптур. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит).
Качественные материалы и техника в скульптуре понятия неотделимые. Ограничением может быть только скульптурный материал и фантазия мастера. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
Так же хорошо впишутся оригинальные скульптуры из подручных материалов и садового инвентаря. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании и в выборе материала и выразительных средств. Наряду с термином «скульптура» употребляется, как равнозначное слово «пластика», перешедшее к нам из греческого языка и обозначающее работу в мягком материале – лепку. Лучшие материалы для садовой скульптуры – натуральные камни. Создание скульптурного произведения требует огромной затраты творческих сил, средств, материалов и умения не только самого автора, но и мраморщиков, литейщиков.
Металл— твердый материал, но скульптурное изображение получается только после предварительного доведения его до жидкого состояния путем накаливания и плавления, а затем отливания с последующим отвердением. А начать стоит с правильного и подходящего для Ваших целей материала скульптуры. Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит, прежде всего, от цели создания произведения. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит).
Традиционным материалом для изготовления скульптур считается мрамор. Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным.
Эти материалы необычны и еще мало изучены скульпторами. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»).
Виппера), то работа мастера в твердых материалах — снаружи внутрь (искусство отнимания). Кроме туземных художников, в число представителей итальянского ваяния надо включить многих иностранцев, подобно вышеупомянутому англичанину Гибсону, живших и работавших в Риме таковы, между прочим, голландец М. Кессель («Св.
Затем многочисленные ваятели Италии обратили своё внимание, главным образом, на техническую обработку мрамора, в которой и достигли высокого совершенства, производя с особой любовью сюжеты, заимствованные из современной действительности. Часто скульптуры из бронзы изготавливают методом литья. Это простейший способ получения отливок скульптур. Глина – один из основных скульптурных материалов.
По традиции из гипса изготавливаются разные виды колонн и другие скульптуры для садового участка. Кого интересует- расскажу подробнее. В начале (в мемфисском периоде), под влиянием народного представления о загробной жизни, она выказывала решительную наклонность к реализму (портретные статуи в мастаба и погребальных гротах, статуя фараона Хафра и «Шейх эль Беледа» Каирского египетского музея, «Скриб» Лувра и пр. ), но потом застыла в условных, однажды установившихся формах, почти не подвергавшихся изменению до самого падения египетского царства. Ученик Бартолини, Дж. Дж.
Иногда такие сцены были и прямоугольной композиции (Рождество Христово Луки делла Роббиа, ГЭ). Когда глина перестанет прилипать к рукам, можно считать, что она готова для работы. С ее уст срывается сладостный крик, веки полузакрыты. Это осадочная порода, основу которой составляет каолин.
Основные из них – статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека). Мосту в Париже), Ж. Корто (фронтон палаты депутатов, апофеоза Наполеона I на триумф. Однако почва, подготовленная этим учёным, начала приносить плоды лишь позже, после того, как усилился интерес вообще к греческой древности и стали являться издания её художественных памятников, а европейские музеи обогащаться либо подлинными произведениями её пластики, либо гипсовыми слепками с них. Чем дальше, тем больше утрачивала скульптура свою прежнюю простоту и искренность, так что в XVII столетии в Италии уже господствовала в этой отрасли искусства манерность Лоренцо Бернини, Алессандро Альгарди и их несчётных последователей. В Древней Греции была распространена так называемая хризоэлефантинная техника.
Процесс создания начинается с того, что художник рисует эскизы, после чего, по ним делают небольшую рабочую модель. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Каждая порода предполагает специфические способы обработки, обусловленные пластическими свойствами: фактурой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью). Этот метод был известен в древнейшие времена еще в Месопотамии и Персии, но в Европу (Испания) он пришел от арабов, которые применяли его в основном для изготовления утвари. Предопределяет материал и виды скульптуры их особенности и недостатки. Главными деятелями в рассматриваемой области были в эту пору: граф Ф. П. Толстой (медальоны на темы из Отечественной войны 1812—1814гг., статуя «Нимфа, льющая из кувшина воду» в Петергофе, модели для фигур разных святых, для дверей храма Спасителя), С. И. Гальберг (статуя сидящей Екатерины II в Академии художеств, статуя «Изобретение музыки» в Эрмитаже), Б. И. Орловский («Ангел» на Александровской колонне, монументы Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором, статуи «Парис», «Сатир играющий на скрипке», «Фавн и Вакханка» в Эрмитаже), И. П. Витали (два фронтона Исаакиевского собора: «Поклонение волхвов» и «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия», рельефы под портиками этого храма, скульптуры его входных дверей и прочие статуя Венеры в Эрмитаже), барон П. К. Клодт («Укротители лошадей», четыре группы на Аничковском мосту, памятник баснописцу Крылову, в Летнем саду фигура императора Николая I верхом на коне, в петербургском памятнике этому государю мелкие изваяния лошадей), Н. С. Пименов (группы «Воскресение» и «Преображение» на вершине иконостасов малых приделов Исаакиевского собора статуи «Игра в бабки» и «Мальчик, просящий милостыни»), П. Ставасер (статуи «Русалка» и «Нимфа, обуваемая Фавном» в Эрмитаже), К. Климченко («Нимфа после купанья» в Эрмитаже), А. А. Иванов («Мальчик Ломоносов» и «Парис» в Эрмитаже), С. И. Иванов («Маленький купальщик»), А. В. Логановский («Игра в свайку» рельефы под портиками Исаакиевского собора «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям» горельефы на внешних стенах храма Спасителя) и Н. И. Рамазанов (горельефы из внешних стенах того же храма).
Другие, наоборот имеют древесину очень твердую, как кипарис и самшит, так называемое «железное дерево». Цикл работ СТ. Старея и окисляясь, приобретает различные цветовые оттенки— от зеленого до коричневого. Фактура дерева не только выявляется мастером, но часто, как уже отмечалось выше, сама «диктует» движение формы. Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях). Достаточно напомнить об участии Э. М.
149 жителей Хатыни были сожжены заживо или расстреляны. Общая масса – 8 тысяч тонн. С давних времен используется для изготовления скульптур и мрамор. Это всевозможные фигурки на библейские темы, статуэтки божков, звери и рыбы. В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, Андреа Контуччи (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти.
Мраморная садовая скульптура придаст атмосферу богатства и роскоши. Из бетона их делают двумя способами. Глина является своего рода первичным скульптурным материалом. Свойства материала требуют различного подхода к трактовке формы.
Технологические особенности литья из бронзы обязательно упоминаются при рассказе о «Медном всаднике» или памятнике императору Николаю I работы П. К. А знаете, что необходимо для того, чтобы это чудо создать.
Затем изваяния стали более оживлёнными, причем туловища их изготавливали из дерева, а головы и руки из мрамора (такие изваяния называются акролитами). Но понятия об индийских божествах возникли не из ясных, чисто человеческих представлений, а из мечтательных и фантастических вот таким образом образы богов и история их судеб, глубокий страх перед неведомым, воплощались у индийцев в тёмном цикле причудливых изображений, в утрированных позах и беспокойных движениях фигур, с сильным оттенком страстности и чувственности (особенно в женских фигурах), в причудливом нагромождении голов, рук и вообще членов тела или в странном соединении человеческих и животных форм. Из среды представителей этой школы выдаются Д. Фойятье (монумент Жанне дАрк в Орлеане, статуи Цинцинната и Спартака в Тюильрийском саду в Париже), Э. Милле («Аполлон», на вершине здания Большой оперы и «Кассандра» в Люксембургском музее в Париже), А. Прео («Убийство» и «Молчание», коллоссальные бюсты на кладбище Лашеза в Париже) и А. Каррье-Белез, самый плодовитый из учеников Давида и самый близкий к нему по манере («Мадонна» в парижском центре С. -Венсень-де-Поль). Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «Амур и бабочка» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «Защита Сарагосы»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев Триппеля (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «Ариадна на пантере», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне). Весьма искусно умели египетские ваятели, при изображении богов, соединять человеческие формы с формами животного мира, но ещё искуснее воспроизводили они фигуры животных (пара львов на лестнице Капитолия в Риме). При его содействии Шубина определили в Академию художеств, по ее окончании получил право на поездку за границу (Париж, Рим). Каждая эпоха приносит в искусство свои материалы.
Эрмитаже). Отливы с произведений классической скульптуры незаменимы в учебном процессе. Они способны хорошо воспринимать и одерживать полировку и интенсивно отражать свет.
Также несправедлив упрек, часто бросаемый скульптуре, в односторонности. Дж. Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). - Мелкая пластика – скульптурные изображения высотой не более 15 сантиметров.
Его алтарная группа «Экстаз св. Основу ее составляла деревянная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тысячи пластинок слоновой кости, пригнанных друг к другу так тщательно, что, казалось, будто вся фигура высечена из грандиозного слонового клыка. Чтобы терракота не пропускала воду, ее стали покрывать глазурью. Малые, пространственно— объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура. Однако именно в религиозной сфере в начале XVIII столетия, в традиционной технике деревянной резьбы реализовались возможности развития национальной школы скульптуры.
Эти достоинства сделали Давида самым влиятельным из скульпторов недавно сошедшего со сцены поколения не только во Франции, но и в Бельгии. Гудон (1741—1828) внес во французское ваяние большую простоту и жизненность его знаменитая статуя Вольтера в Comedie Francaise (другой экземпляр— в Имп. Первоначальная глиняная модель при этом уничтожается, так как, освобождая форму, приходится вынимать из нее глину.
Такой налет времени называется патиной чтобы добиться его в новых произведениях их искусственно «патинируют», воздействуя на них химическими средствами. Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Хотя он также может использовать глину. Но в основном закупается бетон, мрамор или бронза. Полихромия).
500—490 — ок. К тому же, вы должны также знать о том, что из бетона можно изготовить скульптуру двумя методами. Под станковой скульптурой подразумевают изделия, которые предназначены для выставок, музеев, жилых интерьеров, а так же для продажи (бюсты, головы, различные отдельные фигуры или их группа, связанная единым сюжетом).
Скульптура благородна, стационарна. Для создания гипсовых изделий не используют однородную глыбу материала. Иногда применяется способ «прямого моделирования», который требует наивысшего мастерства, так как стадия мягкой лепки пропускается и скульптор работает с гипсом, шаг за шагом нанося гиповый раствор на каркас и моделируя его инструментом. Скульпторы Кенд-лер, Бустелли, Фальконе много и успешно работали в фарфоре (например, модели Фальконе для Севрской фабрики, ГЭ). Жанры и направления малой скульптуры— портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж.
Мастера-резчики старой школы уходят в мир иной и искусство нэцкэ постепенно вырождается. Также ценится резьба по кости. Вот таким образом именно из глины лепятся эскизы.
Ну а начинается все с арматуры, если опустить эскизы конечно же. музее), Ж. Б. Клезингер («Сафо», «Ариадна с тигром», «Опьяневшая вакханка») и А. Шапю («Жанна дАрк» в Люксембургском музее и «Юность» на памятнике Реньо, в Парижском училище изобразительных искусств). Бетон считается более эластичным материалом, если сравнивать его с натуральным камнем, вот таким образом он очень удобен для изготовления садовых скульптур своими руками в домашних условиях. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Кроме него, вполне заслуженною известностью в том же роде пользуются Э. Фремье, О. Каен, Л. Навале и А. Бартольди из которых последний, независимо от произведений по своей специальности, прославился также колоссальною статуей «Свободы», принесенной французским правительством в 1886г.
Тощие глины непригодны для лепки, они непластичны, грубы и плотны. Восприятие этих произведений различно. При отливках в гипсовые формы немаловажную роль играет смазка, разделяющая форму от отлива.
Данный материал подходит только для опытных скульпторов. В переводе с французского языка carcasse – буквально означает – скелет, остов. Влияние Шванталера, занесенное в Вену Гассером и Фернкорном (конные статуи эрцгерцога Карла и принца Евгения), до сей поры отражается в произведениях местных скульпторов из которых заслужпивают быть упомянутыми К. Кундеман, автор памятника Фр. Рядом с тремя упомянутыми вождями французской скульптуры Нового времени должен быть поставлен Ф. Дюре, достойный последователь Рюда и Давида Анжерского («Неаполитанский импровизатор», «Неаполитанский танцор», статуя Рашели в рола Федры в театре Франц. Жизнь и творчество. Федор Иванович Шубин – мастер реалистического скульптурного портрета (1740-1805).
Ф. Жуффруа («Девушка, поверяющая свою тайну Амуру» в Люксембургском музее) из последователей которого особенно известны Л. Барриас («Клятва Спартака» и «Моцарт, настраивающий скрипку») и Р. де Сен-Марсо («Гений, охраняющий гробовую тайну» в Люксембургском музее) но лучший из учеников Жуффруа, А. Фальгьер, выказывает явную склонность к реализму («Египетская танцовщица», «Диана» и прочие), П. Дюбуа и А. Мерсье вдохновляются скульптурными памятниками цветущей поры итальянского Возрождения ища гармонии и красоты в спокойных позах (из работ первого особенно замечательны группы на памятник Ламорисьеру: «Воинская храбрость» и «Христианская любовь», а также «Неаполитанский певец XV стол» и «Ева» из произведений второго— «Давид» в Люксембургском музее, памятник Мишеле на кладбище Лашеза в Париже и группа «Quand mme»). (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Прославленный художник Фидий (ок.
То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Из чего делают скульптуры известные мастера и начинающие. Хотите привлечь внимание, а соответственно и большее количество, посетителей в Ваш офис. Что держит в руке. Появились также первые опыты хризоэлефантинной пластики. Он должен соответствовать ему по своим размерам и форме.
Свет, падающий из окна сквозь желтое стекло, мягко освещает фигуру. Гипс больше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно (применялся еще в мастерских Тель-Эль-Амарны). Дело не могло обойтись без колебаний и фальшивых уклонений тем не менее, в общем своем движении новейшая русская скульптура, сделав крупный шаг вперед, завоевала себе сочувствие не одних только высших классов, но и массы родного ему общества и заставило иностранцев признать существование самобытной русской школы. Кроме того, в процессе лепки он не изменяет плотности и пластичности. Чтобы она размачивалась равномерно, ее протыкают в нескольких местах палкой.
Клодта. «Каждое дерево ведет себя разно. Из Испании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название майолика) перешла в Италию. Следует все же сказать, что к проблеме раскраски скульптурного произведения надо подходить очень осторожно, так как сложившиеся традиции одноцветной пластики воспитали в нас определенное понимание прекрасного в скульптуре.
С. 161). Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге), Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли.
Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Уатт («Флора», «Пенелопа», «Музидора» и другие). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты).
Но времена меняются и в начале ХХ века скульпторы принялись высекать свои творения преимущественно из гранита. Ученик Бартолини, Дж. Первый из них («Меркурий, привязывающий крылья к своим ногам», «Молодой неаполитанский рыбак». Несмотря на раннюю смерть этого своеобразного мастера, он оставил глубокий след в искусстве и образовал толпу учеников из которых достойны быть упомянутыми Ж. Дали и графиня Колонна известная под псевдонимом Марчелло («Пифия» на лестнице Большой оперы в Париже). При освобождении отливки раскалывается и таким образом уничтожается и сама «черная форма». Именно от каркаса, за счет наращивания форм идет процесс лепки, противопоставляемый обычно понятию «ваяние».
Особый светло-кремовый оттенок кости очень выигрышно придает особую теплоту предметам. Легко поддаваясь полировке, она делается искрящейся, воспринимающей переливы света и тени. Самыми значительными из ваятелей в этой стране могут быть названы: Гийом (Виллем) Гефс (национальный памятник на площади Мучеников в Брюсселе, монумент Рубенсу в Антверпене), его брат Йозеф Гефс (монументы Леопольду I в Брюсселе и Вильгельму II в Гааге)2, Франкин (монумент Эгмонту и Горну в Брюсселе) и Симонис (монумент Готфриду Бульонскому в Брюсселе). Гордеева, ГРМ). Т. 1.
Высота бюста изменяет и ракурс его восприятия. Каждая культура вносит свои дополнения и в технику и в содержание оригами, расширяя возможности этого вида пластической деятельности. Принципы барокко получили свое полное и последовательное выражение в скульптуре 17 века.
Алюминиевые сплавы. Но это работа тяжелая, по началу грязная, пыльная. При анализе творчества Ф. И.
Цветаевым, Москва бывший музей Трокадеро в Париже и др. ). Скульптура из пластических масс не может идти ни в какое сравнение, например, с бетонной скульптурой, не только по декоративным, но, главное, по пластическим качествам. Из среды берлинских скульпторов Нового времени особенно выдаются сильный и пылкий Р. Бегас (берлинский монумент Шиллеру, бюст Менделя в Национальной галерее «Пан утешает Психею», «Семейство Фавна», «Венера и Амур» и другие группы, полные жизни и движения) и Р. Зимеринг (мраморная статуя короля Вильгельма в Берлинской бирже группы «Нимфа учит юного Бахуса пляске» и «Фавн дает пить мальчику Бахусу» «Победный памятник» в Лейпциге). Лишь Новое время породило разделение творческого и исполнительского процессов. Шуберту и В. Тильгнер, составивший себе лестную репутацию портретными статуями и бюстами.
Скульптуры из бетона. Алпатова, – «. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Свиньин, называвший их «первыми мыслями памятников, статуй и различных композиций». Классический рельеф обычно расположен на гладком фоне.
Парадоксально, что он был создан как раз тогда, когда только что сформированный новый высший орган церковной власти, Святейший Правительствующий Синод издал указ о запрещении в церквях «издолбленных и истесанных идолов» и как раз тем, кто был определен Синодом для надзора за исполнением этого указа – И. П. Часто гипс является условно окончательным материалом для данной композиции (что мы нередко видим на выставках), такая скульптура обычно «патинируется» и имитирует бронзу, чугун или терракоту. Во второй из названных стран в начале XV века каменные изваяния человеческих фигур отличаются уже значительной красотою и стройностью, а их драпировка— живописностью и осмысленностью укладки, как о том можно заключить по статуям Кельнского собора. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Это— простые столбы со слабыми, чудовищными намеками на человеческие лицо и члены.
Вот теперь собственно и переходим к ознакомлению материалов. Драке (барельефы на памятнике Фридриху-Вильгельму III в берлинском Зоологическом саду, конная статуя императора Вильгельма на железнодорожной станции в Кельне и прочие), Шифельбейн («Разрушение Помпеи», большой фриз в новом Берлинском музее, барельефы на мосту в Диршау), Блезер (конная статуя Вильгельма IV на Рейнском мосту в Кельне), А. Кис, превосходно воспроизводивший животных и с успехом трудившийся также по части исторической скульптуры (статуи архангела Михаила и Святого Георгия, поражающего дракона конные статуи Фридриха-Вильгельма III в Кенигсберге и Бреслау), Т. Калиде, А. Вольф и другие. Гальванопластическая медь. Это доказывает, что выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел. В собрании Русского музея хранятся два исполненных им портрета генерал-фельдмаршала графа П. А. Сей материал в скульптуре уже очень давний гость.
Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). Моделью может служить и сама скульптура если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу. Эта книга вице-президента Академии художеств П. П. Бронза — один из благороднейших и уникальных статуарных материалов, бронза по своим пластическим свойствам дает возможность выполнять в ней тонкие и ажурные композиции и любые нюансы лепки и фактуры.
Берется блок (пласт) мрамора, далее мастер отсекает лишнее от него, создавая определённую форму по эскизу, затем прорабатывает основные части скульптуры и завершением мастер высекает уже мелкие детали на своей скульптуре. Тем больший интерес представляет сравнение его гипсовых протооригиналов и мраморов. Не случайно мастера Древнего Египта – культуры, обращенной к вечности, сакральной в своей основе, ориентированной на геометрическую простоту канонических форм, так часто использовали в скульптуре этот материал. Попробуйте сделать "дешево и сердито". Задача скульптора не просто телесное изображение, но образ человека в таких формах, которые в максимальной степени концентрировали бы пластические ощущения зрителя изолируя их от остальных ощущений (Геракл Бурделя, Бронзовый век Родена).
Совершенно точно воссоздающая модель, она сохраняет даже следы пальцев скульптора — позволяет ощутить «дыхание» его замысла. и т. п. В этом смысле скульптура действительно беднее живописи и графики. Есть более гибкие и менее послушные материалы: мягкий камень побуждает к гладким плоскостям и острым граням, твердый – поощряет закругления в глине обычно возникают несколько расплывчатые формы, слоновая кость требует слоистой трактовки и т. п. Материал тогда дает желаемый эффект, когда используют все его возможности до конца и вместе с тем когда от него не требуют большей экспрессии, чем он способен дать.
Однако пластилин довольно часто можно встретить в работах живописнего плана. К недостаткам относится восприимчивость к физическому воздействию. Скульптура больших размеров из глины делается на каркасе (из железных стержней, проволоки и кусочков дерева), укрепленном на станке – треноге с вращающейся горизонтальной доской. Ранее практически вся лепнина была лишь из гипса. Талант Прадье был более внешний и проявлялся преимущественно в изящной обработке форм женского тела, в создании обворожительных, живых, но чувственных фигур («Легкая поэзия», «Флора», «Грации», «Вакханка и сатир» и пр. ).
В 1969 г. на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. В духе античного искусства старались трудиться Бушардон (1698—1762) и Пигаль (1714—1785 статуя маршала Морица Саксонского в Страсбурге).
В эпоху Возрождения стали делать гипсовые отливы с античных статуй. Это вид изобразительного искусства, ваяние изображений объемной формы, создание образов с использованием конкретных материалов (твердых или пластичных, в зависимости от назначения). В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп.
Александр Иванов. После воздействия «запоминает» форму, не трескаясь и не расслаиваясь, если речь идет о качественном материале для изготовления скульптур. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Формовка). Совсем немного – расставить в правильном порядке и в соответствующем стиле выполненные бетонные статуи и скульптуры.
В правление папы Льва X итальянская скульптура, как и прочие отрасли искусства, достигают кульминационного пункта своего развития в работах Джан Франческо Рустичи, (Сансовино) и, наконец, гениального Микеланджело Буонарроти. Камень — один из самых древних материалов, который применялся в скульптуре. Всмотритесь внимательнее в иконостас собора Петропавловской крепости.
Следовавшие за ним даровитые художники П. Тенерани (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. 431 до н. э. ) исполнил в этой технике двенадцатиметровую статую Афины (438 г. до н. э. ).
Это самый модный отделочный материал, который выбирают из-за его красивой фактуры. Попробуем разобраться в этом. М., 1968. В средние века, в эпоху Возрождения, во времена барокко деревянную скульптуру иногда золотили иногда раскрашивали: мадонн «одевали» в разноцветные платья, выписывали на этих платьях золотую и серебряную кайму.
Чаще всего для изготовления скульптур используются бетон, мрамор или бронза. Высоко ценятся старинные нэцкэ, которым более ста лет. 16 – 443».
Теребеневым, создателем фигур атлантов для портика здания Нового Эрмитажа. Тогда в ящике будет лежать глина всякой твердости – от самой мягкой до самой твердой.
Этот метод ручной лепки известен с античных времен и был очень популянер в ХХ веке. Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы. Со второй половины XIXв. Впрочем, сохранилось также и несколько древнехристианских статуй (бронзовое изваяние святого Петра в Петровском соборе в Риме, мраморные статуи святого Ипполита в Латеранском музее). Решительный приверженец реализма и враг всякой условности, Давид Анжерский заботился не столько о красоте линий и, в сложных композициях, о ясном расчленении групп, сколько о точной характеристике изображаемого его работы (Тимпан парижского Пантеона, статуя Конде в Версале, множество портретных статуй, бюстов и медальонов) всегда проникнуты глубокой идеей и высокой выразительностью, производящей тем сильнейшее впечатление, что она вложена в формы, прямо взятые из действительности.
Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. Известнейшими мастерами деревянно-резного дела были в XVI столетии нюрнбергцы Фейт Штос и и тиролец. При рельефной скульптуре фигура представляется отчасти погруженною в плоский фон и выступающей из него менее или более чем на половину своей толщины (в первом случае— барельеф, во втором— горельеф). Она легко моделируется, допускает изменения формы.
колонны, конная статуя Людовика XIV на площади Побед в Париже), Ф. Лемо (статуя Генриха IV на Нов. Он уже давно занимает почётное место среди других материалов скульптурного мира.
Всю композицию они пытаются вписать либо в форму целого бивня, либо в его отдельный кусок. В Германии, после Торвальдсена, в числе скульпторов, державшихся его идеалистического направления, особенно достоин внимание Л. Шванталер, для деятельности которого при баварском короле Людвиге I было открыто широкое поле деятельности по украшению Мюнхена (колоссальная статуи Баварии, скульптурные фризы во дворцах короля и герцога Максимилиана, рельефы и статуи, украшающие глиптотеку и прочее). Так, например, великий русский художественный критик В. В. Стасов считал, что расцветка скульптуры усиливает ее реалистическую выразительность. ПсковМонумент – очень значительный по размерам памятник. По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно.
Это можно отнести только к тематическому репертуару скульптуры. «Св. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э. ) или его ближайшие талантливые помощники. Главная роль принадлежит самому материалу. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая «отливка». Его стремления получили полное развитие в продолжительной и влиятельной деятельности X. Рауха (монументы Фридриху Великому в Берлине, А. Дюреру в Нюрнберге, Канту в Кенигсберге известные фигуры «Викторий», надгробные памятники королеве Луизе и Фридриху-Вильгельму III в Шарлоттенбургском мавзолее). XIXв.
Главою классической школы явился в 1839г. М., 1956.
Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. комедии в Париже), образовавший, в свою очередь, талантливого ученика Э. Делапланша («Материнская любовь», «Музыка», портрет Обера). Иного рода движение приняло ваяние в Берлине, где в началие XIX столетия И. К. Шадов, не пренебрегая антиками, поставил себе главною задачей воспроизведение современности и реального мира (колесница и метопы на Бранденбургских воротах, памятники Цитену и принцу Леопольду Дессаускому в Берлине, Блюхеру в Ростоке, Лютеру в Виттенберге и прочие). Этому художнику обязаны своим образованием многие ученики, между прочим, М. Видиман (монумент Шиллеру в Мюнхене и другие), Л. Шаллер (монумент Гердеру в Веймаре, рельефы в Мюнхенской пинакотеке на сюжеты из жизни Я. ван Эйка, А. Дюрера и Гольбейна, аллегорические статуи четырёх звезд ит. д. ), Ф. Бругген (статуи Глюка, курфюрста Максимилиана Эммануила и Гертнера в Мюнхене, группы: «Хирон учит Ахилла», «Меркурий и Калипсо» и пр. ), К. Цумбуш (монум. дон. э. ). Он образовал нескольких учеников, в числе которых самым даровитым был Ф. И. Шубин (главный его труд— статуя Екатерины в Академии художеств).
Способ исполнения этих рельефов был особенный: фигуры в них либо незначительно выступали на углубленном фоне (плоско-выпуклые рельефы, койланаглифы), либо, наоборот, уходили немного вглубь фона (плоско-впалые рельефы).
Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. Эрмитаже). Сияя позолотой подобно грандиозной триумфальной арке, вздымается он в иодкупольное пространство храма, формируя художественный образ его интерьера. Однако, признавая важное значение материала в скульптуре, не следует впадать в крайность, как делают некоторые теоретики (Земпер, Гильдебранд) и приписывать материалу слишком большую, почти решающую роль и в творческом процессе и в восприятии зрителя. С получением гипсового слепка существенная часть художественной задачи ваятеля может считаться оконченной: остается только воспроизвести слепок, смотря по желанию, в камне (мраморе, песчанике, вулканическом туфе ит. п. ) или в металле (бронзе, цинке, сталь ит. п. ), что составляет уже полуремесленную работу. Пластилин похож по своим качествам на глину. Это очень удобный материал для создания округлых форм.
Они более статуарны. Зарудный в ответ на требование представить чертеж иконостаса. Бернини поместил свою группу в глубокую нишу на фоне золотых луче. Многочисленные гальванокопии с медальонов Ф. П. Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.
Что такое скульптура. Ранее практически вся лепнина была лишь из гипса. Дело не в том, что мировые запасы мрамора иссякли.
Каждый материал диктует прием работы. Лишь Донателло в старости вновь обратился к этому материалу для изображения Марии Магдалины — и не случайно: по трактовке образа, по пластике эта скульптура близка именно средневековым произведениям искусства. От глины отличается тем, что не сохнет. Шаблонскульптуры может быть изготовлен из любого материала – пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы) из дерева, пластмассы, металла. Известны испанские резные алтарные образа большого размера — ретабло — с фигурами и рельефами иногда с вкраплением живописных изображений (кроме дерева употреблялись мрамор и алебастр). Редким примером создания в пластилине модели монументальной скульптуры является памятник Александру III работы П. Трубецкого, основной пластический мотив которого во многом определяется этим материалом, не позволяющим автору достаточно свободно оперировать значительными массами.
в дар Соединенным Штатам Америки. В таком положении застало скульптуру христианство, восторжествовавшее над язычеством. Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. На самом деле материалов великое множество, но во все времена ценилось больше сырье натурального происхождения.
Карло, ученика Давида, Рюда и Дюре, заимствовавшего от каждого из них то, что есть в них лучшего и соединившего их достоинства с тем, чего, быть может им недоставало, — со своеобразным, мощным, даже необузданным талантом, родственным с талантом Микеланджело и, в то же время, Рубенса («Молодой неаполитанец-рыбак», пластические украшения павильона Флоры в Лувре, знаменитая группа «Пляска» у Большой оперы в Париже). В качестве материала используются клыки морских животных или слоновая кость (то есть бивни обычных сухопутных слонов). У каждого скульптора есть свои предпочтения, одних вдохновляет стекло, других глина, третьи работают только с мрамором. Даровитейший из английских скульпторов, Гибсон, ученик Кановы, трудился в Риме и должен быть причислен к местной классической школе (мраморные группы «Психея, мучимая Амуром», «Гилас и нимфы» в Лондонской Национальной галерее, «Королева Виктория на троне, между фигурами Милосердия и Справедливости» в здании парламента, надгробный памятник герцогине Лейчестерской в Лонгфорде и другие). Что такое скульптура с точки зрения художника. Его засыпают заказами. Некоторые разновидности глин хорошо выдерживают обжиг, сохраняя в прямом смысле слова «рукотворность» произведения, фиксируя один из этапов воплощения творческого замысла скульптора.
Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, вот таким образом скульптор, приступая к созданию произведения исходит из его строения, неповторимых очертаний. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры.
Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Классическая скульптура – мраморная скульптура. Это простейший способ получения отливок скульптур. Твердый камень, например, гранит, уже сам «диктует» скульптору необходимость монументализации и обобщения формы. Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево известное в Египте и архаической Греции (огромные идолы — ксоаны), совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Передовыми распространителями нового движения являются Якопо делла Кверчья, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло. Скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко «Дружине Александра Невского» (1993).
Скульпторы XX века, обращаясь к мрамору, уже не ищут в нем возможностей имитации фактуры различных материалов, детального анализа поверхности формы, но стремятся к выявлению его собственных природных качеств. Дерево сперва грунтовали или обклеивали холстом, а только потом красили или золотили (для иконы дерево также грунтуется и левкасится).
Юношей отправился в Петербург, где на его способности обратил внимание Ломоносов. Такой рельеф называется "койланоглиф".
«Орлеанская дева», статуи в Луврском музее и в особенности «Волонтеры в 1792 году», группа на триумфальных воротах Звезды) приписывал крайнюю важность прямому наблюдению природы, сильно и правдиво выражал движение и чувство и в то же время отличался удивительною тонкостью отделки. «Сосна, ель, дуб и бук, распиленные вдоль древесины, могут дать разнообразный и причудливый узор, что обычно очень облагораживает рельеф и обогащает его выразительность». Что делает. Бессильно поникшая Тереза, запрокинув голову, покоится на мраморном облаке.
Однако роль каркаса в скульптуре значительно существеннее. Первый – гипсовый протооригинал 1776 года, второй – мраморный, созданный Шубиным в 1778. Природный гипс представляет собой соль кальция с различными примесями. Но эти произведения относятся к живописи. Скульптуры из гипса — этот материал отличается от натуральных камней. Самое видное место среди этих художников занимает Л. Л. Барри («Лев, пожирающий змею», «Отдыхающий лев» и небольшие бронзовые группы), которого можно считать истинным основателем этой пластической отрасли и первостепенным по ней мастером.
Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. По завершению работы мастер берет гипсокартон и снова воссоздает свои первые наработки. Главным своим призванием она имела увеличение блеска царских чертогов.
За время Александра I и отчасти николаевское, выдающимися представителями русского ваяния были: В. И. Демут-Малиновский (статуя апостола Андрея в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, «Русского Сцеволы» в Академии художеств, портретные бюсты и прочие), С. С. Пименов (две группы на подъезде Горного института в Петербурге), И. П. Прокофьев (статуя бегущего Актеона, тритоны петергофского фонтана), И. П. Мартос (памятники Минину и князю Пожарскому в Москве, герцогу Ришелье в Одессе, Ломоносову в Архангельске, колоссальная статуя Екатерины II в московском Дворянском собрании и прочие) и некоторые другие. Для подобных работ всего чаще берется оникс, позволяющей художнику благодаря разноцветности слоев этого камня получать весьма живописные эффекты. В отличие от нее он не полностью природный материал.
Они способны играть со светом, преломляя его лучи в своих гранях. Потом берете обычные бумажные полотенца для кухни, макаете их смело в эту плошку с клеем, выжимаете и на подготовленной поверхности лепите все, что надо. Венчая мемориальный ансамбль, возвышаясь над всем городом, статуя Матери-Родины вызывает ассоциации с произведениями мастеров французского романтизма: «Свободой на баррикадах» Делакруа и монументальным рельефом Триумфальной арки на площади Звезды в Париже работы Ф. Рюда.
По большому счету скульптуры можно делать из чего угодно. Мрамор, камень, бронза – материал, малопригодный для вышивок по тюлю. Только так можно достичь высокого результата. Сюжеты миниатюр в стиле нэцкэ могут быть самыми разнообразными.
Сей материал в скульптуре уже очень давний гость. Так, античные мастера для своих скульптур чаще всего избирали мрамор. Между прочими дрезденскими скульпторами более других достойны внимания: И. Шиллинг, ученик и последователь Гэнеля (группы «Ночь» и «День» на Брюлевской террасе, памятники Ритшелю в Дрездене и Шиллеру в Вене) и А. Донндорф, наследник живой и благородной манеры Ритшеля, его сотрудник по вормскому памятнику Лютера, автор конной статуи Карла Августа в Веймаре и монументов: Шуману в Бонне и Корнелиусу в Дюссельдорфе. Преснова) и произведения из мрамора, обращается внимание на отличие художественного образа Павла I в его мраморном (ГРМ) и бронзовом (ГТГ) бюстах.
Занимаюсь так же бетонной скульптурой и скульптурными композициями. В 1925 г. Эрьзя сформовал фигуры рабочих для Союза горняков в Баку из железных стружек и опилок. В связи с этим для искусства скульптуры характерен определенный круг тем: в скульптуре можно вылепить портреты современников или деятелей прошлых эпох, создавать композиции на бытовые темы изображать аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия (труд, мир, дружба народов, победа и т. д. ).
Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура) станковая скульптура, не зависящая от среды имеет размеры, близкие к натуре или меньшие и конкретное углублённое содержание. Лучший скульптор этого времени Жан-Батист Лемуан (1704—1778 многочисленные бюсты и статуи современных знаменитостей). Их назначение совсем иное.
Экстаз передан с убедительностью реального события и одновременно как мистическое чудо. Очень мастерски они изображают все пропорции человеческого тела. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала – пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы) из дерева, пластмассы, металла. Материалами для воплощения являются: камень, металл, дерево, глина, воск, стекло. Этого не должно быть. В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам.
Я говорю о «Марфиньке» Коненкова. Своими успехами оно было там обязано, главным образом, сыну вышеупомянутого Николо Пизано, Джованни (кафедра в церкви святого Андрея в Пистойе, надгробный памятник папе Бенедикту XI в Перудже, рельефы для кафедры Пизанского баптистерия). Текстура лепки сохраняет прикосновение рук мастера. Пластилин, как и глина, – отправной материал скульптора. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков.
О пластических возможностях дерева всегда пишут авторы книг и статей, посвященных анализу пермской скульптуры. Для лепки надо иметь необходимый набор инструментов. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка— искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья глиптика— искусство резьбы на драгоценных камнях к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). Отходный материал должен быть сведен до минимума.
Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Скульптор изображает формы не такими, каковы они есть, а какими должны быть. В нач.
Жанры и направления малой скульптуры— портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Крупные вещи нельзя лепить из пластилина. Наиболее грандиозным произведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. В эти моменты -поешь песни.
Что же обозначает само слово "скульптура. В екатерининский век, кроме Шубина, державшегося в своих трудах натурализма, облагороженного уважением к антикам, действовали рутинер-эклектик Ф. Г. Гордеев (группа Самсона для петергофского фонтана этого имени) и даровитый, несколько манерный М. И. Козловский (монумент Суворову на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге, статуя «Амура, вынимающего стрелу из колчана» в Эрмитаже и прочие). Благодаря его податливости и пластичности пластилином рисуют, создавая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фанере). Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.
Удивительное терпение и ловкость в преодолении технических трудностей при обработке таких твердых материалов, как диорит, базальт и гранит, характерное воспроизведение племенного типа, величественность, достигаемая посредством колоссальности и придания строго пропорциональным фигурам симметричности форм и торжественного спокойствия— таковы отличительные качества египетских статуй фивского и саисского периодов, страдающих, однако, отсутствием выражения индивидуального характера и настоящей жизни (громадные фигуры Рамсеса II в Абу-Симбеле, статуи Мемнона и др. ). Скульптура благородна, стационарна.
Давид Анжерский и Прадье стремились примирить античные традиции с романтизмом. Рядом с каменным и металлическим ваянием делает существенные успехи и немецкая резьба из дерева, на которую в рассматриваемый период существовал большой запрос, а именно, для алтарных и других церковных украшений. Зарудным. Наконец, относительно твердых камней надо заметить, что они с античных времен играют важную роль в мелких пластических произведениях, каковы камеи и геммы. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. Бюст Паниной близок к Голицыну – образ аристократа, но усталого, пресыщенного.
Манерою Кановы отзываются труды многих других английских художников, трактовавших сюжеты античного мифа в грациозных, ласкающих взор формах, каковы, например, П. Мак-Дауль («Виргиний и его дочь», «Моющаяся мечта»), Р. Вэстмакот (статуи Эддисона, Питта, Фокса и Персиваля в Вестминстерском аббатстве, лордов Эрскина на Линкольс-Инне и Нельсона в ливерпульской бирже, фигуры на фронтоне Британского музея) и Р. -Дж. Это раньше всего проявилось в детской игрушке. Нередко в практике создания скульптурных изображений становится очевидным несоответствие задуманного творения и качества исходного сырья.
Особенно удобны петли при лепке складок. Затем воспроизводит эскиз в глине в большем размере и дорабатывает его. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов).
Но это не означает, что гипс не применялся как окончательный материал. Эти исторически сложившиеся способы воплощения художественного замысла закреплены в терминах «лепка» и «ваяние». Пластилин обычно состоит из пчелиного или минерального воска и наполнителей. Одна из разновидностей рельефа – «классический рельеф», который относится к монументально-декоративной скульптуре (характерен для искусства античности и классицизма). Он уже давнозанимает почётное место среди других материаловскульптурного мира.
В XV в. во Флоренции возникает упоминавшаяся майоликовая мастерская Луки делла Роббиа и его сыновей из которой выходят в основном рельефные изображения Мадонны, сцен Священного Писания, обычно в форме тондо (круга) или люнета (полуовала) в обрамлении гирлянд из цветов и плодов. Наиболее трудоемкий метод – это художественные изделия в манере глиптики. С вылепленного из глины подлинника скульптурного произведения снимается гипсовая, так называемая «черная форма», состоящая из 2 или нескольких частей. Самым значительным из художников этого направления был В. Вела (группа «Франция и Италия» и «Умирающий Наполеон» в Версальском музее в Париже, статуи Виктора-Эммануила в Туринской ратуше, «Корреджио» в его родном городе, философа Росмани и «Весна»).
Такие изделия считаются раритетами и стоят достаточно дорого. Полученный «бумажный слепок» зачищают, покрывают грунтом и расписывают. Однако они еще в большей степени лишены ощущения рукотворности, уникальности, а потому, обеспечивая тиражность, особенно в произведениях станковой скульптуры, оказывают меньшее эмоциональное воздействие на зрителя, знающего особенности технического процесса их создания. Полученная таким путем смазка не пачкала гипсовых отливок. В подобном рельефе основную изобразительную роль играет силуэт. В Японии бумагопластика именуемая искусством оригами, существует уже много веков.
В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Примером служит работа О. Родена «Ева», которую он выполнил в двух материалах: в бронзе и мраморе. Зато более долговечный и крепкий. Он был приобретен в Италии и обладал высокой пластичностью.
Может применяться глина, дерево, воск, кость, металл. Достаточно редкое исключение составлял Ф. И. Что касается до выбивной работы (так называемой работы репусс), то она состоит в следующем: берется лист металла, его размягчают нагреванием на огне и, ударяя по внутренней стороне листа молотком, сообщают ему требующуюся выпуклость, сначала в грубом виде, а потом, при постепенном продолжении такой же работы, со всеми деталями, согласно с имеющеюся моделью.
Полихромной была и русская народная культовая скульптура. Петлями пользуются для срезания глины. Некоторые из них, однако, заслуживают быть упомянутыми. Произведения скульптуры создаются путем лепки в мягком материале (глине, воске, пластилине), когда художник «наполняет» форму и в результате вырезания (в дереве), рубки (в камне), когда форма как бы «освобождается от сковывающего его материала». Затем глину промешивают руками, очищая от камешков, палочек и других посторонних предметов.
В этой последней фазе своего развития искусство греческой скульптуры перешло к римлянам. В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фарфор, тайну которого европейцам наконец удалось разгадать (в Западной Европе — Бетгеру, в России — Виноградову). После отверждения гипсового теста форма, состоящая обычно из кусков (отсюда название – кусковая, в отличие от более точной, но требующей утраты оригинала, черновой), снимается, просушивается и готовится к использованию. Формовка).
Средства изобразительности и выразительности скульптуры – свет и тень. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Высоко оценивал терракоты создатель Русского музеума, П. П. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см.
В Дрездене одновременно трудились два первоклассных ваятеля: Э. Ритшель, ученик Рауха, следовавший по его реалистическому направлению (главные работы: величественный памятник Лютеру в Вормсе, монумент Шиллеру и Гете в Веймаре, статуя Лессинга в Брауншвейге) и Э. Гэнель, последователь идеалистической школы (лучшие произведения— декоративные статуи фасада Дрезденской картинной галереи, памятник князю Шварценбергу в Вене, статуя Бетховена в Бонне). Севастан», «Парис», «Дискобол», сцены из Страшного суда), баварец М. Вагнер (фриз в Валгалле близ Регенсбурга «Минерва», покровительница художественной деятельности на фронтоне Мюнхенской глиптотеки), бременец К. Штейнгейзер («Геро и Леандр», «Гете с Психеей» в Веймарском музее, «Скрипач» и прочие) и пруссак Э. Вольф («Нереида» и «Амазонка» в Императорском Эрмитаже, «Венера», «Юдифь» и прочие). На сегодняшний день практически половину малых архитектурных форм изготавливают из бетона. Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением. Не случайно так возмущает профессиональных скульпторов бытующее выражение «набивать каркас глиной».
Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Эрзи. Появление скульптуры из бумаги способствовало выделению такого направления в искусстве, как бумагопластика, суть которой заключается в использовании различных приемов сложения и вырезания бумаги с целью создания определенного пластического образа. Вот таким образом скульптура в России, выказав до самого последнего времени мало самостоятельности, отражала в себе те движения, какие совершались в этой отрасли искусства на Западе: в конце XVIII века она носила отпечаток французский, а затем итальянский— более или менее заметные черты стиля Кановы, Торвальдсена, Дюпре, Тенерани и других.
И только в отдельных случаях крупные работы целиком лепят из этого материала. Это осложняет работу скульптора, особенно когда требуется детализация формы. История и виды скульптуры тесно переплетаются. Стеклянные скульптуры особенные по-своему. При многократной отливке форма постепенно утрачивает мельчайшие нюансы, «замыливается», каждый последующий отлив все дальше отходит от оригинала, особенно когда форма снимается уже не с подлинника, а со слепка.
Практически половина современных скульптур изготавливается именно из бетона. Но монохромность эта условна. Пластическое удовлетворение зрителя тем больше, чем сильнее он может пережить статую как трехмерное тело, компактную кубическую массу и, вместе с тем, как живое, активное индивидуальное существо.
Теперь оно развивается повсеместно. Он любим и к нему привыкли все мастера. Вот почему столь широко распространена среди скульпторов, работающих в этом материале, так называемая «прямая резьба», т. е. не перевод модели, а ваяние без предварительного эскиза. Он любим и к нему привыкли все мастера.
Школы, в которых преподают методики резьбы по кости, не в состоянии передать новому поколению все тонкости ремесла. Современная городская и парковая скульптура чаще всего высечена из гранита или же отлита из металла – в основном бронзы или других стойких к коррозии сплавов.
По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Терезы» (Рим Церковь Санта Мария дела Виттория) стала своего рода образцом барочной скульптуры. Отлейте часть клея в плошку пошире, если клей очень густой, то разбавьте холодной водой.
Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. В русской средневековой скульптуре и архитектуре применялся известняк. Хороший пример внешней красоты бетона – жилые комплексы.
Иногда применяется способ «прямого моделирования», который требует наивысшего мастерства, так как стадия мягкой лепки пропускается и скульптор работает с гипсом, шаг за шагом нанося гиповый раствор на каркас и моделируя его инструментом. Идеальный материал для изготовления классической статуи.
Словом, наступает эпоха Возрождения. Но, с помощью современных технологий этот недостаток легко устраним. Монумент отличаются лаконизмом форм и подчеркнуто суровой мощностью. Именно этот великолепный материал – роскошный внешне и удобный в обработке – использовали художники античности и Возрождения.
Значительную роль в этом играет создание композиции и цельности фигуры. Коненкова или С. Д.
Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый произведения. Румянцева-Задунайского. Искусство скульптуры. Так, в древности существовали направления объемного ваяния, которые имеют место и сегодня.
Возможен и окончательный вариант произведения из гипса (например, Прометей Ф. Г. Стеки делаются из кости, дерева (самшита, яблони, груши, рябины) и металла (латуни, меди, нержавеющей стали) петли – из металла и имеют деревянные ручки. В бронзе можно передать любые движения, подчеркнуть их характер, устремленность.
Гальванокопии точнее воспроизводят оригинал, чем повторные гипсовые отливы. Прадье и Ж. Давид Анжерский. За счет толстого стекла, материал способен выдерживать небольшие падения. Мировую известность приобрели маленькие терракотовые раскрашенные статуэтки, найденные в греческих могилах близ Танагры (отсюда их название танагра) — прекрасный исторический материал для всех интересующихся бытом золотого века античности. Адам Крафт (около 1500г. ) и литейщик Петер Фишер, оба из Нюрнберга, должны считаться представителями этого направления.
Его работы в камне отличаются большей законченностью, монументальностью. Наиболее грандиозным призведением из бетона является Родина-мать на Мамаевом Кургане. После высыхания основу, на которую наклеивалась бумага, вынимают В результате остается ее бумажная копия. Это— Ф. Рюд, Дж. При этом немаловажное значение имеет правильный выбор материала. Взгляд Румянцева-Задунайского устремлен поверх голов зрителей.
Ещё скульпторы Первой империи, Картелье, вышеупомянутый Шоде, Ф. Бозио (барельефы Вандомск. Его ученик Фальконе (1716—1791), даровитый автор петербургского памятника Петру Великому. Мухина, — в зависимости от свойств своего волокна. Эти изделия используются для украшения любого интерьера.
В основном скульптуры малых форм предназначены для обустройства интерьеров и олицетворяют декоративно-прикладное искусство. Бастиани пытался возродить стиль итальянской пластики XV века («Группа вакханок», «Четыре времени года», прекрасные портретные бюсты). Он всегда связан с архитектурным сооружением и раскрывает замысел здания. Как на лучших между этими художниками следует указать на француза Шоде (статуя «» в Лувре, Париж) испанца X. Альвареса (группа «Антилох обороняет Нестора» известная под названием: «»), англичанина Джона Флаксмана и на немцев (статуя «Вакханка» и др. ) и Даннекера (знаменитая «», у Бетмана, во Франкфурте-на-Майне).
При этом интересно отметить особенность восприятия пластической формы его создателями. Моделью может служить и сама скульптура если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу. Основным исходным материалом для формовки и изготовления отливов является гипс. Некоторые слоистые породы легко скалываются по слою.
То же стремление сказывается в изваяниях, которыми римляне украшали общественные памятники для увековечения славных событий отечественной истории, подвигов и побед, распространивших владычество Рима до далеких пределов (рельефы на триумфальных арках Тита, Септимия Севера, Марка Аврелия, на колоннах Траяна, Антонина и Константина). Полировка поверхности подчеркивает монолитность форм. Произведения этого рода являются сперва во Франции (скульптуры Реймского, Парижского, Амьенского и других соборов), а потом в Германии (скульптуры церкви Богоматери в Трире, Бамбергского, Наумбургского, Страсбургского и других соборов). Таков характер их исторических статуй и бюстов, наполняющих собою современные музеи (например, статуи Августа в Ватиканском, Марка Аврелия и Агриппины в Капитолийском музеях).
За бюст Екатерины Второй Шубина избирают академиком. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк ит. д. ). Размеры скульптуры зависят от размера камня.
Следовавшие за ним даровитые художники (надгробные памятники герцога и герцогини Торлониа в С. -Джованни-ин-Латерано, Пия VIII в Петровском соборе в Риме, «Психея» и «Лежащая Венера с Амуром» в Императорск. Являясь характерным порождением своей эпохи, это произведение весьма наглядно демонстрирует ее успехи и проблемы. Чекалевского «Опыт ваяния из бронзы одним приемом колоссальных статуй». Скульптуры могут различаться по форме, жанру, манере исполнения, размеру, составу, но именно материал может раскрыть всю суть скульптуры до конца. Помимо мрамора, можно использовать искусственный камень или гранит.
Фальконе в отливке «Медного всадника», о его экспериментах с патиной, сказать о том, что П. К. По их следам идет фаланга более или менее даровитых мастеров. Во всё продолжение лепки необходимо, во избежание появления трещин в высыхающей глине, постоянно поддерживать её влажность и для этого, от времени до времени, смачивать или сбрызгивать фигуру водой, а, прерывая работу до следующего дня, окутывать её мокрым холстом.
Вначале она еще не очень послушна, но зато дает очень интересные капризные образцы материала (следует оставить в ящике неприкосновенный уголок необработанной глины – на случай). ворот. Искусство японской резьбы по кости славится во всем мире. Создание его составляет важнейший этап творческого процесса. На мраморный портрет мы смотрим снизу вверх.
Высота ее 85 метров, а вместе с фундаментом – 101.
вместо мертвенно-сухого гипса перед его глазами стоял мраморный оригинал, в котором так подкупала его прозрачность, по выражению русских художников того времени, – его «сквознота» Алпатов М. А. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа. Эрмитаже) и Л. Бартолини (статуя Наполеона I, в Бастии на Корсике и Макиавелли в музее Уффици во Флоренции), трудились в благородно-классическом духе этого мастера. Трудно поверить, что резался он в Москве, а в Петербург переправлялся частями, на десятках возов и только пролежав несколько лет, был впервые собран уже на месте.
Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). Художник-анималист В. А. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка, лепление или моделировка— искусство работать из мягкого вещества, каковы воск и глина литейное дело или торевтика— искусство делать изваяние из расплавленного металла глиптика или скульптура в тесном смысле— искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ к отраслям ваяния можно, сверх того, причислить скульптурную резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство). Коненкова 1909 – 1910-х годов: «Лесовик», «Старичок-полевичок», «Стрибог» и др. исполненный в дереве, знаменует собой обращение к сказочным, славянско-языческим мотивам, ранее воплощавшимся только в народной деревянной резьбе. Из художников, содействовавших этому в большей или меньшей степени, а также поддерживающих достоинство русской скульптуры второй половины XIX века можно назвать: М. М. Антокольского (статуи «Иоанн Грозный», «Христос перед народом», «Смерть Сократа», «Мефистофель» в Эрмитаже статуя Петра Великого в Петергофе), Н. Р. Баха (статуя «Пифия»), Р. Р. Баха (статуя «Ундина» горельефы «Эльфа» и «Идиллия»), А. Р. фон Бока (группа «Минерва» на куполе Академии художеств, памятники графу Паскевичу в Варшаве и М. Глинке в Смоленске статуя «Психея» и группа «Венера и Амур»), П. А. Велионского (статуя «Гладиатор», барельеф «Венера представляет Амура олимпийцам»), П. П. Забелло (статуя Пушкина в Императорском Александровском лицее, «Татьяна, героиня пушкинского романа» у Е. И. В. Императрицы Марии Феодоровны и «Русалка» для фонтана в Казани), Г. Р. Залемана (статуя «Орест, преследуемый фуриями», группа «Кимвры», барельеф «Стикс»), Ф. Ф. Каменского (статуи «Мальчик-скульптор» и «Девочка-грибоборка» и группа «Первый шаг» в Эрмитаже), В. П. Крейтана (портретные бюсты), Н. А. Лаверецкого (группы «Раннее кокетство» в Эрмитаже и «Мальчик и девочка с птичкой» статуя «Родопа»), Е. Е. Лансере (мелкие группы и статуэтки баталического и бытового содержания с превосходными фигурами лошадей), Н. И. Либериха (статуэтки и небольшие группы изображающие военные и охотничьи сюжеты), Л. Л. Обера (произведения такого же рода), А. М. Опекушина (памятник Пушкину в Москве), И. И. Подозерова (статуи «Амур с бабочкой» и «Ева» портретные бюсты), М. П. Попова (статуя «Неаполитанский рыбак играющий на мандолине», «Девочка-кокетка», «Фрина»), А. В. Снигиревского (статуя «Любопытство», группа «В бурю» маленькие группы жанрового характера), М. А. Чижова (группы «Крестьянин в беде», «Игра в жмурки», «Мать, учащая ребёнка родному слову» «Первая любовь» статуя «Резвушка») и, наконец, И. Н. Шредера (памятники принцу П. Г. Ольденбургскому и Крузенштерну в Санкт-Петербурге Петру Великому в Петрозаводске).
Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка. В произведении автор может экспериментировать и проявлять всю свою индивидуальность. Во-вторых, скульптура не столько изображает тела, сколько их лепит, создает заново. К технике терракоты обращались мастера с древнейших времен.
Пластические особенности дерева органически связаны с его породой. Постепенно он стал одним из излюбленных материалов для создания различных фигурок. Этот метод ручной лепки известен с античных времен и был очень популянер в ХХ веке. В техническом отношении такие произведения свидетельствуют о значительной умелости их исполнителей.
Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Первые попытки оживить искусство непосредственным наблюдением природы и изучением антиков были сделаны в Саксонии, а ещё успешнее в Италии, где Николо Пизано в середине XIII века разом поднял скульптуру на значительную высоту (кафедры Пизанского баптистерия и Сиенского собора, фонтан перед ратушей в Перуджи). Хотите привлечь внимание, а соответственно и большееколичество, посетителей в Ваш офис. Испания прославилась, на весь мир своей посудой с металлическим отливом — люстрам (он получался благодаря наличию в поливе примеси свинца). Передовыми распространителями нового движения являются, прозванный «della Fonte» за превосходный фонтан, воздвигнутый им в Сиене Лука делла Роббиа, составивший себе имя в особенности рельефами из обожженной и глазурованной глины и высоко талантливый Донателло.
Множество скульптур советской эпохи выполнены из него. «Штука не плоская и в рисунок не вмещается, – писал его автор И. П. — писала В. И.
Есть творения, более значимые в плане художественной ценности. Если художник желает иметь слепок не в одном, а в нескольких экземплярах, то они отливаются по так называемой чистой форме ( bon creux) изготовление которой гораздо сложнее, чем предыдущей (см. В XVIII веке в Академии художеств применялась смазка, приготовленная следующим путем: кусок мыла (величиной с куриное яйцо) растворялся в небольшом количестве деревянного (тунгового) масла и варился в этом масле. Исполненная из него скульптура украшает фасады многих зданий, а во Владимиро-Суздальском княжестве эпохи его расцвета в XII – первой половине XIII века храмы складывались из блоков известняка с нанесенным на них рельефом, отражая идею «кирпичиков мироздания». Максимилиану II в Мюнхене, лучший из всех украшающих этот город монумент Марии-Терезии в Вене и прочие) и М. Вагмюллер («Девушка с бабочкой», «Девушка с ящерицей», превосходные портретные бюсты). Затем, руководствуясь макетом или моделью, он приступает к работе над самим произведением.
Существует огромное число основ из которых выполняются шедевры. Предпринимая какую-либо работу, ваятель, прежде всего, делает рисунок или фотографию, затем производит математический расчет произведения (определяет центр тяжести изделия, высчитывает пропорции) затем лепит в малом виде из воска или мокрой глины макет, передающий идею его будущего произведения. Шубин, сам воплощавший свои замыслы в материале. Формовка).
Фигуративные изображения замещают иконы, образуя скульптурный апостольский ряд, завершают основные архитектурные членения, вместе с иконами выражая целостную религиозную и политическую программу петровской эпохи: идеи единства церковной и светской власти, небесного патроната, тему войны и мирного правления. Дюпре, сделал некоторый поворот в сторону натурализма («Богоматерь, оплакивающая усопшего Спасителя» на кладбище в Сиене, памятник Кавуру в Турине, «Каин» и «Авель» в Имп.
Бронзовое изваяние исполняется либо посредством отливки расплавленного металла в заранее приготовленную форму, либо выбивается молотком из металлических пластин. Высота и длина произведения могут быть доведены до 80 сантиметров и метра. Рабочая модель делается из мягкого и податливого материала, к примеру из пластилина.
Прежде всего, потому, что задача скульптора не есть имитация действительности. К группе этих художников относятся: О. Курте («Фавн и центаврка», «Леда», прекрасный портрет Адриенны Лекуврер в театре Французской комедии в Париже), А. Этекс («Каин», «Геркулес и Антей» и две группы на триумфальных воротах Звезды: «Сопротивление» и «Мир»), Ш. Симар («Орест, преследуемый фуриями»), Э. Гильом (группа «Музыка» у Новой Оперы, в Париже, многие портретные бюсты и статуи), Идрак («Раненый амур» и «Саламбо» в Люксемб. «Классический рельеф» не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно фону. Одной из особенностей произведений из искусственного камня является их долговечность (при отсутствии актов вандализма и правильном содержании), кроме того мастер имеет возможность имитировать дорогие природные материалы (гранит, мрамор известняк и т. д. ).
эстетическое удовольствие ощущается лишь ближе к завершению работы. возмущался такой практикой. Обычно размер станковой скульптуры приближен к натуральной величине.
Страдание и наслаждение, мистическое и эротическое сливаются воедино. С течением веков изменялось отношение и к цвету скульптуры.
Но никто не достиг столь блестящих результатов, как датчанин Бертель Торвальдсен. Порой именно блок необработанного дерева рождает творческий замысел художника. С тяжелой ржавой арматуры. варится каркас, затем каркас набивается пенопластом, потом по штукатурной технологии, шпателями наносится первый, грубый слой. когда подсохнет, накидывается еще один слой бетона (песчано-цементная смесь, просеянная). далее все просто, недостающее добавить, лишнее убрать, сушка, шлифовка, покраска.
Если нужно сделать несколько гипсовых экземпляров, то с полученной отливки снимается вторая, так называемая «кусковая форма». Прежде боги изображалась в виде грубых деревянных истуканов (так называемые ксоаны), с окоченелыми, порою едва намечаемыми и неотделенными от корпуса членами. Различают низкий рельеф или барельеф (от французского слова bas – низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона и высокий рельеф или горельеф (от французского слова haut – высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона.
С. 51). В это время она наконец выделилась как особый род деятельности. Между этими художниками первенствовал Лисипп, ваятель из бронзы, современник и любимец Александра Македонского, прославившийся его портретными изображениями, создавший новый канон пропорций человеческого тела своею статуей атлета-апоксиомена (то есть счищающего с себя пыль палестры) и создавший, между прочим, типический образ Геракла. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст (изваяние головы с частью груди), осматриваемая с разных сторон и окруженная свободным пространством и рельеф. Начинается один из наиболее плодотворных периодов в творчестве мастера.
В глине создаются модели будущих памятников. Этот последний снимает с глиняного оригинала так называемую чёрную форму ( creux perdu) из алебастра и по ней отливает гипсовый слепок произведения. Включает целый ряд тематических направлений: чукотская резная кость, богородская резьба, оловянная миниатюра, глиптика (резьба по камню), миниатюрные изображения зверей. Может тиражироваться промышленно, что не характерно для станковой скульптуры.
На русском языке такое издание впервые появилось в 1810 году. Его трудно поддающаяся моделировке поверхность сохраняется на века и тысячелетия.