Марию Медичи Рубенс посетил в Париже, когда заключал контракт на цикл масштабных полотен о ее жизни. В 1622 году Рубенс получил заказ Марии Медичи о написании целого цикла картин, состоящих из 21 полотна и отображающий основные вехи её жизни. Галерея Медичи— серия живописных полотен, описывающих жизнь королевы-регента Франции Марии Медичи, заказанных самой правительницей фламандскому художнику Рубенсу в 1622 году для украшения её Люксембургского дворца в Париже.
Образ Марии Медичи, созданный в этом цикле, значительно отличается от рисунков, сделанных Рубенсом, по-видимому, непосредственно с натуры. В историю культуры Франции Мария Медичи вошла благодаря знаменитому Люксембургскому дворцу и Люксембургскому саду, циклу картин Рубенса «Жизнь Марии Медичи» и аллее Кур-ла-Рен, с которой началась история одной из главных парижских достопримечательностей – Елисейских полей. Судя по эскизам Рубенса (находятся зале 17 Лувра), автор задумывал эту картину одновременно с «Судьбой Марии Медичи»— композиционно последнее полотно перекликается с первым. Судя по эскизам Рубенса, автор задумывал эту картину одновременно с «Судьбой Марии Медичи» – композиционно последнее полотно перекликается с первым.
В начале февраля 1625 Рубенс следит за размещением картин и делает два портрета Марии Медичи. Для одной из его галерей Ришелье заказал Рубенсу цикл полотен, повествующих о жизненном пути Марии Медичи.
Lyon) обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр. С чисто научной дотошностью он выяснял детали кроя римской тоги, поскольку представлял ее себе иначе, нежели французский эрудит и издатель Тертуллиана Сомез, а также просил Саломона де Броса сообщить ему точные размеры галереи (в конце концов, картины все равно пришлось под них подгонять). В дальнейшем собачка заняла свое место сразу на нескольких картинах галереи.
«Учреждение регентства»), чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. Изображенные на ней «исторические личности», безусловно, выиграли во внешнем портретном сходстве, переданном, сравнительно с эскизом, более точно, но зато многое утратили из сообщенной им в эскизе внутренней характеристики, превратившись в эффектные «костюмные» фигуры. Сама королева на картине отсутствует, зато три богини судьбы (Мойры) под надзором Геры и Зевса прядут нить ее жизни. 30 сентября 1623 года «в знак признания заслуг и за услуги, оказанные королю»228 инфанта назначила ему внеочередную ренту (выплачиваемую антверпенской цитаделью) в размере 10 экю. Новорожденную Марию представляет богиня Гера, вкладывая ее в объятия Флоренции (женщина в венке).
Вплоть до августа 1622 года Рубенс упоминает «Битву у Пон-де-Се» в своих письмах, что, несомненно, привело к путанице в названии предыдущей картины. Рубенс, впрочем, отдавал себе ясный отчет в том, что его ожидало: «Сударь.
Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа – итал. В Антверпене вспыхнула эпидемия чумы. Франция окружена народами, которые умоляют Королеву принять управление государством». Ему хотелось знать, кто есть кто и кто на что способен. Прибытие домой ночью. Императрице Марии ФёдоровнеИсточник: Дружинин В. Н. Тогда же Рубенс подписал контракт на 20 тысяч экю за написание 24 картин для галереи. Как отмечал Роже де Пиль, «ее в равной мере очаровали и его мастерство и его умение вести беседу». 221 Затем настал черед Ришелье: «Он с восхищением смотрел на полотна и все никак не мог ими налюбоваться». 222.
Речь шла не о простой любознательности эрудита. Дом он обставил так, что мог принимать в нем высокопоставленных посетителей. Сюжеты всех картин были Рубенсу точно указаны: программа цикла была составлена Марией Медичи вместе с ее советниками — Арманом Жаном дю Плесси де Рншельо, будущим кардиналом, тогда еще епископом Люсонским и Клодом Можи, аббатом де Сент-Амбруазом, казначеем королевы. Но он ошибался. На заднем плане различим вид на город Лион.
Порой Мария закономерно ассоциируется то с младенцем Гераклом, то с Сыном Божьим. Например, Пейреск писал художнику в мае 1623 года, передавая «совет» аббата де Сент-Амбруаза: «Если бы Вы привезли для Кардинала небольшую картину Вашей кисти такую, которая подходила бы для кабинета редкостей, все Ваши дела пошли бы намного более гладко». lion). Когда отношения Марин Медичи и Ришелье дойдут до разрыва после Дня одураченных, Ришелье устроит так, что заберет заказ у художника. Теперь уже Франция и теперь уже надолго (см. Рождение Людовика XIII (фр.
На этом злоключения художника не кончились. («Хороший контракт, — одобрительно комментировал Пейреск. В Италии же герцог Манту-анский Гонзаго, тут же назначил его придворным художником. Боги Олимпа – в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) – поддерживают проект брака. Обыкновенно художник утрирует данность, в зависимости от поставленной цели. Этот жанр «живописного повествования», названный Пикассо «историческим фильмом» и заслуживший от него упрек в чрезмерной описательности, позволил Рубенсу дать волю своей любви к аллегории.
Роже де Пиль обнаружил их в частной коллекции аббата в 1650 году. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). Дополнительный объем женскому телу придало пышное платье и, не менее огромный, воротник. Внешность Марии Медичи кажется знакомой и «родной» по той причине, что выбеленное круглое лицо и полные щеки неоднократно встречались современному обывателю в чиновничьих кабинетах. Рядом с королевой идёт Щедрость, лев идущий у её ног, олицетворяет (согласно «Иконологии» Чезаре Рипа— итал. Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие.
В частности, оба эрмитажных эскиза — «Коронация Марии Медичи» и «Смерть Генриха IV» — отражают этап работы мастера еще до того момента, когда место и роль каждой из этих композиций были определены окончательно. Жену он любил всю жизнь и на картине несомненна их интимная близость. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом— символом верховной военной власти— в руке. Он скончался вместе со своей женой 17 октября 1587 года в загородном доме Поджо а Каяно.
Его слава достигла Франции. Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно уже остальных картин нарративного цикла. — Рубенс и не думает щадить ее окружение.
Рубенс нередко и сам подвергал свои замыслы значительной переработке. Задача была не из легких. С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. — В нем предусмотрены обязательства для обеих сторон и особая льгота для мастера, так что, если даже заказчик умрет, вам заплатят за ту часть, которая будет готова». 214) Прогуливаясь по улице Вербуа, Рубенс свел знакомство с дамами Капайо и их племянницей, которые шили, сидя у окошка. В "Автопортрете с Изабеллой Брант" (см. Однако Рубенсу подчас приходилось отстаивать свои замыслы, противясь намерениям королевы. «Счастье регентства») Рубенс меняет порядок картин. Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи.
Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий. Справа и слева от нее располагаются дофин – будущий король Людовик XJII – и Генриетта Мария (позже английская королева). Боги Олимпа— в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом)— поддерживают проект брака.
Город готовился к торжественному празднованию заочного бракосочетания французской принцессы Генриетты с королем Англии Карлом I. За невестой прибыл «Букинган» — так в Париже называли герцога Бекингемского. Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах— следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак). Вот где Рубенсу пригодилось его знаменитое умение держаться в обществе.
Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). Одна — прославляющая ее мужа, другая — прославляющая ее собственную жизнь. Разумеется, нет.
К счастью, художник успел ухватиться за соседнее сооружение и не пострадал. Библиотека Медичи Лауренциана, Флоренция. Владимир Буковский, 1995 год. Ее образ, словно гора, поражает величавостью и массой. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом – символом верховной военной власти – в руке.
И Рубенс сделал невозможное возможным. Это наиболее известная из «серий» художника, в число которых входят выполненные в той же манере «История Ахилла», «История Константина», «История консула Деция Муса», «Торжество евхаристии» и, наконец, фреска, прославляющая Якова Стюарта, украсившая плафон лондонского Банкетинг-холла. Через нее он устанавливал дальнейшие контакты с правителями европейских династий. Паламеду повезло меньше — он получил серьезную травму.
Она не была достаточно высокородной, рано потеряла мать, не имела друзей. Мария Медичи – вторая жена короля Генриха IV Французского (Генриха Наваррского), родилась 26 апреля 1575 года во Флоренции в семье Франческо I Медичи, который был Великим герцогом Тосканы с 1574 по 1587 год.
Всегда невозмутимый аббат, стремясь поддержать моральный дух друга, призывал на головы его врагов все несчастья мира: «Ваша решимость противопоставить ухищрениям завистников стоическое спокойствие доставляет мне огромное удовольствие и я молю Господа сделать так, чтобы ОНИ СДОХЛИ». 216 Вскоре после этого к Рубенсу обратился Клод Можис, просивший выслать ему для ознакомления эскизы картин.
Женился он по необходимости и в дальнейшем не отказался ни от одной из своих любовниц. Центральным звеном ансамбля являлась помещенная на торцовой стене картина «Смерть Генриха IV и объявление регентства». Разумеется, это не могло не отразиться на его творчестве, которое волей-неволей и в ущерб исторической правде обрело аллегорический характер. Коварнее всего мастер обошелся со славным королем Генрихом.
Это не единственный сюжет изображавший ложное перемирие Марии с Людовиком. Смерть Генриха IV и провозглашение регентства (фр. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Работая над мифологическими или библейскими сюжетами, он в конечном итоге всегда сам выбирал ту или иную интерпретацию.
Абсолютнолетие Людовика XIII (фр. Через несколько месяцев восторги Марии по поводу картин несколько поостыли. Он готовился к новой поездке во Францию, надеясь разыскать там красавиц с улицы Вербуа, чьи «изумительные черноволосые головки, какие не часто приходится встретить», 218 произвели на него такое впечатление и просил приготовить для него две комнаты в Люксембургском дворце, чтобы вместе со своим помощником Юстом ван Эгмонтом приступить к размещению на месте готовых картин. В картине "Пьяный Силен" Рубенс графически иллюстрирует животное начало, пробуждающееся в человеке из-за избыточного потребления вина. Символика картины — отсутствие ножниц в руках у Морты, богиня рождения Юнона, наблюдающая за сценой вместе со своим мужем Юпитером, — всё в картине говорит о счастливом и великом будущем, уготованном королеве. Помимо весьма скверной биографии и любви к интригам.
13 мая 1625 года, в самый разгар праздничной церемонии, помост, на котором стояли Рубенс с Паламедом, внезапно обвалился. Во Франции отношения между Ришелье, Людовиком XIII и королевой-матерью вступили в фазу затишья. За их спиной — богиня Мира (в белых одеждах) сжигает оружие, одновременно отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского борца). Судьба Марии Медичи (фр. Однако к такому решению Рубенс пришел не сразу.
В любой непонятной ситуации используй античный канон. — Молю Господа сохранить вас в полном здравии». 217. Его представительская роль указана не только поразительно богатой одеждой, но и тем, что фигуры четы новобрачных изображены в полный рост.
За художественное оформление галереи Рубенсу пообещали 20 тысяч крон. На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Младенец-дофин лежит на руках у духа Здоровья, к нему склонилась богиня Правосудия — отсылка к прозвищу Людовика «Справедливый». Одна из Побед поднимает трофей из оружия в честь Короля. Рубенс интересуется Францией, покупает книги, чтобы лучше узнать эту страну.
Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие – Меркурий опознавался как сам Людовик XIII.
Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был пригнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы. «В конце концов, этот двор меня утомил», 225 жаловался Рубенс, все-таки сумевший посетить королевские коллекции в Фонтенбло и сделать там несколько копий с работ Приматичо и Джулио Романо. На переднем плане две Победы оплакивают Генриха. Если бы они хотя бы заплатили ему за первую серию картин.
Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. Эта же собачка присутствует и при рождении дофина. Красота выделяется, уродство карикатурируется и так далее.
О, критика. Слева на картине изображена божественная пара Юпитера с Юноной, перед ними с поклоном— пришедшая посоветоваться Мария Медичи. Сожалею, что в сообщаемых мною новостях на сей раз нет ничего интересного. В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. С правой ноги королевы соскользнула домашняя туфля.
С того дня, как он приступил к работе над галереей Медичи, его упорно «хоронили» в 1622, 1624 и 1625 годах. В конце 1621 года Мария Медичи пригласила Рубенса для оформления Люксембургского дворца. Les Parques filant le destin de la reine Marie de Mdicis sous la protection de Jupiter et de Junon), Первая картина нарративного цикла — парки, прядущие нить судьбы королевы. Это случилось после ее примирения со своим сыном, королем Людовиком XIII.
В глубине, в ложе, виден король Генрих IV. Изображены на небесах боги. К слову, рисовальщиком он был первоклассным. Но все это были мелочи по сравнению с настоящим несчастьем, грянувшим вскоре. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции. Кроме того, постоянно менялись, а подчас даже отвергались уже готовые композиции.
выше «Представление портрета»). Токсикологическое исследование, сделанное группой ученых, среди которых токсикологи Альдо Полеттини из Университета города Пиза, Франческо Мари и Элизабетта Бертол, а также историк медицины Донателла Липпи из Флорентийского университета, показало, что причиной смерти Франческо I Медичи и Бьянки Капелло стало отравление мышьяком. Ее вполне можно назвать неудачницей. В «Абсолютнолетии Людовика XIII» в 1614 году Мария вручает сыну штурвал корабля (государства), данные действия одобряет богиня Минерва.
Аполлон охраняет Марию Медичи от недостатков (Разногласие, Ненависть, Ярость и Зависть), Нептун, Плутон, Сатурн, Гермес, Флора, Венера, Марс, Зевс, Диана и другие просто дополняют картину вокруг. Рубенс-санкюлот. Здесь почти отсутствуют аллегорические фигуры, за исключением, парящих в воздухе с венками в руках изображений Славы и Чести. Его мать, католичка, вернулась оттуда на берега Шельды после смерти мужа.
Королева подумывала было пригласить Симона Вуэ (1590-1649), но посчитала, что сильное влияние натурализма Караваджо, от которого тот так и не избавился, окажется не слишком лестным для оригинала. Недаром аббат де Сент-Амбруаз с самого начала стремился завладеть ими и, по свидетельству Пейреска, его усилия в данном направлении увенчались успехом: аббату удалось собрать у себя целую коллекцию первоначальных эскизов Рубенса для картин галереи Марии Медичи. Встреча в Лионе (фр. LArrive de la reine Lyon, ou La Rencontre du roi et de la reine, le 9 dcembre 1600), Картина изображает встречу супругов в Лионе. Говорят, что итальянский художник Гвидо Рени, увидев картину Рубенса, воскликнул: «Он смешивает свои краски с кровью. » Рубенс отличался непревзойденным умением изображать свои фигуры так, что они казались живыми.
«Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Пейреск писал по этому поводу: «Здешние художники, чью репутацию сильно пошатнули ваш приезд и ваша работа, не находят себе места и мечтают устроить склоку». 215 14 июля 1622 года в Париже разнеся слух, что Рубенс умер. Обмен принцессами (фр. Вообще обстановка при французском дворе была не слишком благоприятной.
LEchange des deux princesses de France et dEspagne sur la Bidassoa Hendaye, le 9 novembre 1615), Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Иное дело галерея Медичи. Неужели столь обширные связи и столь активная деятельность не имели иной цели, кроме пополнения его личной коллекции и поиска новых заказчиков для его мастерской. Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек— знаком бессмертия. Каждая из картин цикла представляла собой нечто самостоятельное, но Рубенс строил их так, чтобы вызвать у посетителя галереи ощущение некоего общего композиционного движения, объединяющего отдельные картины и вместе с тем постепенно, но неуклонно направляющего его взгляд к противоположному торцу галереи, где весь ансамбль достигал своей кульминации в трех самых больших композициях — «Коронация Марии Медичи», «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Совет богов». Еще одна сложность заключалась в необходимости найти нужный тон поведения во дворце.
La Conclusion de la paix, Angers, le 10 aot 1620), Изначально на этом месте задумывалась картина о битве у Пон-де-Се (см. Вытянутую композицию, представляющую вступление итальянской принцессы со свитой из самых знатных вельмож королевства в храм Сен-Дени, впоследствии заимствовал Давид для построения своего «Коронования Наполеона». В 1607 году истомившийся на чужбине художник, которому герцог всегда платил с опозданием по причине постоянной нехватки денег, добился приглашения в Антверпен ко двору эрцгерцогини Изабеллы и эрцгерцога Альбрехта, правивших Испанскими Нидерландами от имени короля Испании.
Он был также обходителен в рисовании, как и дипломатичен. Соответственно композиция эрмитажного эскиза еще не имеет вытянутого горизонтального формата окончательного варианта, а ее фигурная группа представляет собой некое устойчивое компактное целое, еще не разделенное четко на две половины (тематически и композиционно связанные с каждой из сторон галереи), как в законченной картине. Готовая картина в данном отношении производит иное впечатление. После смерти жены Франческо I Медичи женился на своей давней любовнице Бьянке Капелло.
Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек — знаком бессмертия. Счастливому браку способствует Гименей изображённый за спинами молодых.
Холсты заняли весь его салон. В 1630 году Рубенс написал уже семь картин из этой серии. (Пурна Параматмамша Солнце, Луну, Марс и РахуДорога домой.
Добавим к этому абсолютно отвратительный характер и нам станет ясно, что как художнику Рубенсу предстояло проявить исключительные дипломатические качества. Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля. Стоит также обратить внимание на «Победу при Жулье», где королева воинственно седлает коня в окружении Славы, Победы и Милосердия. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха»— в торце и «Совет богов»— на правой стене. Справа на картине — одетая в траур Мария.
В действительности сын отобрал власть силой, достигнув абсолютнолетия в 1617 году. далее «Обмен принцессами»). Дорвавшийся до власти Людовик XIII наложил на нее домашний арест. Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие— Меркурий опознавался как сам Людовик XIII.
В Париже завистники, возглавляемые архипресвитером Нарди, подняли настоящий вой. Но дальше все пошло не так, как она рассчитывала. Инфанте они очень понравились.
Полностью открылась картина только в XIX веке. Наконец, даже внешне Мария Медичи не отличалась яркой красотой, чтобы не сказать хуже. La Naissance du dauphin (futur Louis XIII) Fontainebleau, le 27 septembre 1601), Будущий король Людовик XIII родился 27 сентября 1601 года в Фонтенбло. «Представление портрета» рассказывает о том, как Гера отправляется на небо, чтобы показать покойному Генриху IV портрет его жены.
Король в античных доспехах возносится к небесам, влекомый Юпитером и Сатурном. Столь значительное число посредников имело свой смысл. Иоанна Австрийская умерла в 1578 году, умер также ее ребенок, родившийся в том же году. Получив точные размеры картин, Рубенс выполняет двадцать четыре первых эскиза в серых тонах из которых явственно видно, как художник решил политическую проблему: такие сюжеты, как «Мать короля и регентство», «Мир регентства» или «Передача власти в руки короля» лишены их полемического содержания благодаря изобилию символов и пухлых богов, которые некоторым образом смягчают неприятный характер изображенных исторических событий. Здесь королева погружена в думы и склоняется перед Зевсом, этому занятию способствует чуть ли не весь ансамбль Парфенона, ублажающий ее покой. Эскиз этой картины хранится в Эрмитаже2.
Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию (см. С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. Название города (фр.
11 июня 1625 года он уже был в Брюсселе, на следующий день — в Антверпене. Сомнительные повороты в судьбе королевы пришлось завуалировать. С идентификацией картины и её персонажей связано множество недоразумений. Кинжал, как символ принадлежности к аристократии, который муж держит в левой руке, почти так же важен для Рубенса, как жена, которой он протягивает правую руку.
24 полотна карикатурной лжи, да еще и в такие короткие сроки — как все это нарисовать. Уступать он не собирался, тем более, что его поддерживал Пейреск, справедливо заметивший, что по пути эскизы могут попасть в руки завистников, которые не упустят возможности снять с них копии. Затем он осведомлялся, может ли показать короля в золотых латах и интересовался, как именно должны выглядеть «польские» подвязки под чулками в виде лент, в отличие от обычных крепившиеся под короткими штанами. А Рубенс просто взял и нарисовал. Композиция строится так, что сразу раскрывается основной смысл происходящего.
В руках королева держит статую Победы и королевский скипетр. Весьма снисходительный к своей героине — и заказчице. драпировки на портретах родителей Марии Медичи).
Вход в галерею располагался в одной из узких торцовых стен. Совершенство последней вдохновляло многие поколения художников и послужило образцом для «Коронации Наполеона» Давида. Королева на этих картинах постепенно старится. Король возносится на небо.
Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий5. — 320 с. Настоящее имя писателя – Эрих Пауль Ремарк. Отправление в Мурманск (130 км). Позднее прибытие, размещение в гостинице. Питер Пауль Рубенс Прибытие Марии Медичи в МарсельПосвящается Марии Игнатьевне ЗакревскойПрибытие в Дзержинск (ДКХ), 6:00 в Нижний Новгород (пл. Галерея Марии Медичи включает в себя 24 крупных полотна. Верный Пейреск, хорошо осведомленный о придворных манерах и имевший свободный доступ к Клоду Можису исполнявшему тогда обязанности казначея королевы-матери, в письме от 10 мая 1623 года советовал художнику предпринять некоторые шаги в отношении власть имущих, например, одарить небольшой картиной кардинала Ришелье.
Рубенс позволяет ощутить поразительное колористическое богатство эскиза, воистину внушая зрителю впечатление, как сказал бы Э. Фромантен, «чрезвычайной звучности при малом количестве инструментов». С помощью Гонзаго он рано начал получать заказы и от других мелких князей. Беспомощность старика из свиты бога виноделия Бахуса выписана особенно детально. В Брюсселе его друзья обратились к Изабелле с просьбой обеспечить личную безопасность Рубенса, а в Париже недоброжелатели постарались раздуть и исказить эту историю, заранее торжествуя, что опасного соперника больше нет. Из Брюсселя Рубенс выехал в Антверпен, где и принялся за работу.
«Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Картина «Рождение Марии Медичи» изображает ее появление на свет 26 апреля 1573года во Флоренции. В первоначальном списке три сюжета, ставших впоследствии (кстати, по настоянию Рубенса) главными, не стояли подряд и «Смерть Генриха IV» предполагалась в качестве замыкающей весь ряд картин на левой стене. Я не желаю акцентировать на этом внимание, но да, ко всему прочему, королева красотой не отличалась. В отличие от композиции «Смерть Генриха IV и объявление регентства», «Коронация Марии Медичи» — изображение реального исторического события имевшего место 13 мая 1610 года в церкви Сен-Дени в Париже, накануне убийства Генриха IV. Перво-наперво Рубенс постарался выяснить, под каким знаком родилась королева-мать.
"Пьянство отнимает руки, ноги и разум" – учит нас история Силена. Зато на другую работу Рубенса — «Историю Константина», выполненную по заказу Людовика XIII, французы буквально накинулись, обвиняя мастера в искажении анатомии. Филипп де Шампень делал в искусстве лишь первые шаги. внизу слева), где, помимо своей резиденции, разместил мастерскую, торговые помещения и крупную художественную коллекцию.
Как Леонардо идеализировал внешность натурщицы, превращая ее в Мадонну, так и Рубенс идеализировал черты некрасивой королевы, превращая ее в эпическую героиню. Портрет мари Медичи – Королевы Франции (Холст, масло, 1622г. ) Портрет королевы Франции XVII века – Марии Медичи принадлежит творчеству Рубенса.
Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии. Не обошлось и без происшествий. Анжуйский мир (фр. Волосы ее теряют рыжеватый блеск, становятся более светлыми, но все же еще не седыми. Ленина). Инфанта Изабелла, большая поклонница искусств, постоянно поддерживала мастера.
Cesare Ripa) одновременно храбрость и милосердие. В 1600-м он отправился в Венецию, где стал придворным художником герцога Мантуанского. Так, аббат де Сент-Амбруаз писал Пейреску 1 августа 1622 года: «. Наибольшей исторической точностью отличается «Коронация Марии Медичи». Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами. А эскизы сохраняли замысел мастера во всей его первозданной свежести.
Придворный советник королевы Клод Можи настаивал на том, что и за 10 лет ни одному художнику не под силу создать то, на что Рубенс предполагал 4 года (напоминаю, что туда входил и цикл картин о Генрихе IV). Причин этого выбора было сразу несколько. Еще бы, отныне его творения украсили собой дворец французской королевы-матери. выше «Учреждение регентства») передаёт регентше державу цветов французской монархии. В сцене «Прибытие Марии Медичи в Марсель» мифологические персонажи – нереиды – изо всех сил тянут канаты, чтобы фантастический корабль-дворец скорее причалил к берегу, а по сходням навстречу королеве уже спешит с распростертыми объятиями девушка – аллегория Франции. Впереди много интересного.
Пейреск снова уехал к себе в Прованс, так что лично свидеться обоим гуманистам больше не привелось. Ему удалось передать торжественный характер церемонии. «Судьба Марии Медичи» — первая картина цикла. Одной из самых напичканных аллегориями картин, в которых пафоса больше, чем ясности, я бы посчитала «Совет Богов». 23 декабря 1621 года Пейреск уже мог написать своему фламандскому другу: «Мне стала известна причина вашей поездки во Францию, которая заключается в том, что королева-мать обратилась к вам с просьбой обогатить ее новый дворец произведениями живописи, выполненными вашей рукой». 210 В январе 1622 года Рубенса вызвали в Париж. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. Здесь, над камином, был помещен аллегорический портрет «Мария Медичи в виде богини Паллады» и отсюда начинался живописный рассказ о жизни королевы.
Увы, счастливому союзу не суждена долгая жизнь — ее прервал безумец Равальяк изображенный в «Апофеозе Генриха IV» в образе мерзкой змеи, пронзенной стрелой. Мастер ограничился сравнительно небольшим количеством фигур, создав, между тем, впечатление многолюдной колышущейся толпы. В то время Рубенс был в полном расцвете жизненных сил и таланта. Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане.
В этом браке у герцога не было детей. Художник не упустил ни одно важное событие в жизни королевы-матери. Рубенсу повезло, ведь его жизнь могла сложиться и иначе. Вплоть до своей смерти художник хранил портрет Марии Медичи в стенах родного дома. Так изображённое событие часто определялось как «примирение Марии Медичи с сыном в Анже» (по условиям подписанного мирного договора этот город отошёл Марии Медичи), как следствие— Меркурий опознавался как сам Людовик XIII.
Но после отказа от «Ссылки в Блуа» (см. На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле). Его влекли интриги и самые незначительные происшествия, составлявшие жизнь европейских монархий. Все остальное должно подчиняться этому эмоции нужно держать под контролем.
Что же говорить о дворе Людовика XIII, погрязшем в бесконечных заговорах и интригах. Из кардиналов присутствуют де Гонди и де Сурдис. Даже Пейреск на время утратил привычное хладнокровие. Рубенс прославился изображением обнаженного тела – как мужского, так и женского. Преклонившись перед сыном в день его абсолютнолетия, Мария Медичи передаёт ему кормило власти. La Majorit de Louis XIII La reine remet les affaires au roi, le 20 octobre 1614), Изначально картина должна была находиться перед «Обменом принцесс», как того требует хронология реальных событий. Быть может, он пытался таким путем польстить Марии Медичи.
«Взятие Юлиха»), но ввиду крайней дипломатической сложности сюжета (битва у Пон-де-Се — главная битва гражданской войны 1620 года между королём Людовиком XIII и Марией Медичи, пытающейся вернуть власть) идея картины была отброшена. Они действительно захватывают, учат аллегорическому восприятию серой действительности. Итак из всех знаменитых оставался один Рубенс. Мария была одной из 8 детей, родившихся в первом браке Франческо I Медичи с Иоанной Австрийской, младшей дочерью императора Фердинанда I. В этом браке помимо Марии Медичи родились Элеонора (1566-1611), ставшая впоследствии женой Винченцо I Гонзага и матерью будущей императрицы Элеоноры Гонзага Ромола (1568) Анна (1569-1584) Изабелла (1571-1572) Лукреция (1572-1574) Филипп (1577-1582). Эскиз этой картины хранится в Эрмитаже.
Что мы знаем о Марии Медичи. Как раз в это время наконец-то состоялось очное знакомство с Пейреском. Этот инцидент всколыхнул всю европейскую интеллигенцию и стал причиной слухов о смерти художника.
Здесь его ждала встреча с Паламедом де Валавэ. «Если вы не сочтете нужным поискать более естественные позы в тех 12 полотнах, где фигурируют кривые ноги, — писал Пейреск, — вы, определенно, не можете рассчитывать на удовлетворительный результат». 223 По поводу еще одной картины, в которой одно бедро у персонажа оказалось ниже другого, он добавлял: «Было бы желательно, если бы вы собственной рукой исправили оба эти бедра». 224. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. Многие композиции грешат театральной вычурностью, но лучшие, несомненно, «Прибытие Марии Медичи в Марсель», «Свадьба во Флоренции» и «Коронация королевы». Досадно, но заданием Рубенса было изобразить именно биографию великой королевы.
Регентство в монархических государствах представляет собой временное коллегиальное (регентский совет) или единоличное осуществление полномочий главы государства в случае вакантности престола, малолетства правителя, продолжительной болезни, недееспособности или длительного отсутствия монарха. На переднем плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при этом Венера удерживает Марса, спешащего на помощь богине мести – всё в картине говорит о миролюбивой политике королевы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатическими браками. Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции.
Коронующие Марию Амуры изображены с крыльями бабочек— знаком бессмертия. Он наводил справки о конкретных людях и их карьере, заводил и, не жалея усилий, поддерживал отношения с влиятельными политическими деятелями своего времени, по случаю приглашая отдельных из них в крестные своим сыновьям, выступая посредником в продаже или покупке художественных коллекций, содержа целый штат «маклеров», которые по его поручению не только разыскивали в разных странах предметы искусства, но и доставляли ему свежие новости из этих стран. Кардинал, стоящий у трона Марии (чья личность до сих пор с достоверностью не установлена историками) часто идентифицировался как кардинал Ришельё, что не может быть верно, так как последний стал кардиналом лишь в 1622 году, то есть 3 года спустя после описываемых на картине событий. О, критики. ». 227 Поэт с трудом воображал себе придворного художника в роли революционера.
В письмах он выражает уверенность, что человек, достойный называться таковым, должен уважать разум, как высшую силу. По возвращении в Антверпен он подготовил общий план серии. Их черноволосые головки произвели на художника неизгладимое впечатление.
В Антверпен Рубенс вернулся увенчанный славой. Манера, в которой они написаны, заставляет вспомнить обнаженных богинь в «Суде Париса» Рубенса и его многочисленные варианты «Трех Граций».
Господин де Люсон (именно так звали премьер-министра Людовика XIII до того, как он стал именоваться Ришелье), которого она вытащила на свет божий из глуши и из простого епископа превратила в крупного государственного деятеля, переметнулся от нее к королю. Ее муж, король Генрих IV Бурбон, был убит на следующий день после ее коронации (опустим свою подозрительность). Регентство Королевы.
В сцене «Воспитание Марии Медичи» маленькую Марию обучают богиня мудрости Минерва и бог искусств Аполлон с небес к ней спускается Меркурий, а рядом расположились три грации – олицетворение женской красоты и изящества. Образование Марии Медичи фр. «Образование Марии Медичи» демонстрирует нам, как боги Олимпа обучают девушку различным наукам и покровительствуют ей.
Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах – следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак). Но не стоит эти факты притягивать за уши. 24 мая 1623 года Рубенс вторично прибыл в Париж.
Вспомним ногу Христа на плече Марии-Магдалины.