Своеобразный выход за пределы отечественной литературы позволит, с одной стороны, расширить представление о развитии морской темы в другой национальной традиции, выявив ее интегрирующие позиции и с другой стороны, подчеркнет национальное своеобразие русской маринистики. Усиление звучания темы подвига, массового героизма, преданности Родине, стойкости людей с «морской душой» в русскую маринистику привнесла Великая Отечественная война. Именно английские писатели вводят в художественное творчество многие темы, мотивы, приемы, которые станут использоваться и в американской литературе, где маринистика сформировалась в законченную и стройную систему. Правописание других форм слова «маринистика» : маринистики, маринистике, маринистику, маринистикой, маринистикою, маринистик, маринистикам, маринистиками, маринистиках.
Открытый конкурс маринистики — живопись, графика, фото. Мы говорим о военно-морской летописи, поскольку маринистика, как ни одна другая область литературы, связана именно с развитием флота, его становлением, его историей, с реальной жизнью людей флота — моряков. Российская маринистика: В 6 тт. Еще одним важным шагом в развитии английской маринистики становится творчество Д. Конрада.
В качестве рабочего предлагаем следующее определение маринистики в художественной литературе. Теоретическая значимость результатов работы заключается в существенном уточнении понятия литературная маринистика, определении важнейших ее типологических характеристик выявлении дополнительных возможностей аксиологического подхода к анализу произведений морской тематики. Центральный образ маринистики образ военного моряка может рассматриваться не только как некий конкретный образ, но и более широко как обобщенное представление обо всем русском флоте. Своеобразным «итоговым произведением» американской маринистики можно назвать роман-притчу Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит», с жанровой точки зрения не имеющего прецедента в истории мировой литературы. Во второй главе «Становление и развитие русской литературной маринистики» выстраиваются основные вехи, определяемые творчеством крупнейших отечественных писателей-маринистов.
Истории русской литературной маринистики для курсантов морских специальностей в разработке курсов по анализу литературно-художественного текста при построении общей историко-литературной концепции развития русской маринистики. Предметом исследования выступает воплощение в литературной маринистике характера русского моряка, проявляющегося в самых разнообразных обстоятельствах морской жизни. Большинства исследователей, начинается русская маринистика39.
Сборник рассказов, безусловно, ценен как документ эпохи, как свидетельство участника и очевидца событий, вписавшего незабываемую станицу в летопись русской морской славы и отечественной маринистики. Центральный образ маринистики — образ военного моряка может рассматриваться не только как некий конкретный образ, но и более широко — как обобщенное представление обо всем русском флоте. Топ-50 зрительских симпатий с оценкой жюри конкурса примут участие в выставке «Маринистика Крыма» в конце года 200-летия Ивана Константиновича Айвазовского в партнерской галерее конкурса. Своеобразным «итоговым произведением» американской маринистики можно назвать роман-притчу Г. Мелвилла «Моби Дик или Белый Кит», с жанровой точки зрения не имеющего прецедента в истории мировой литературы1.
Маринистика это особая область литературы имеющая сугубо тематическую специфику, а значит и свой предмет изображения и свой предмет познания. Цель диссертационной работы состоит в изучении и осмыслении основных закономерностей развития русской литературной маринистики и отражения в ней характера русского моряка в его национальной специфике через анализ его типичёских черт и особенностей литературного воплощения. В непосредственном изучении русской и зарубежной литературной маринистики мы опирались на фундаментальные труды,,,, .
Документалистика героической военно-морской летописи России как главный источник русской маринистики. В первой главе «Из истории зарубежной маринистики» рассматривается возникновение морской темы в английской литературе как отражение национальной ментальности, для которой характерно стремление к открытию «дороги» в океан, связанной в понимании англичан с обогащением и поиском лучшей жизни. Одним из самых замечательных представителей русской и мировой маринистики является, конечно же, И. К. Айвазовский.
Цель диссертационной работы состоит в изучении и осмыслении основных закономерностей развития русской литературной маринистики и характера русского моряка в его национальной специфике, через анализ его типических черт и особенностей литературного воплощения. Возникает проблема взаимосвязи и взаимообусловленности маринистики и национального характера. Объектом исследования является как процесс возникновения и развития зарубежной маринистики, так и — главным образом — становление и развитие маринистики русской, включая в ее контекст новороссийскую маринистику.
В непосредственном изучении русской и зарубежной литературной маринистики мы опирались на фундаментальные труды В. П. Преподавание в курсантской среде русской литературной маринистики может способствовать их патриотическому воспитанию, ведь знакомство молодежи с лучшими образцами русской словесности дает возможность показать истинную красоту и богатство русского языка. Заметным шагом в развитии документальной маринистики стали своеобразные книги-путешествия Василия Михайловича Головнина. Русская документальная маринистика интересна своими жанровыми особенностями. Маринистика это произведения о море, моряках и морской жизни.
Дан очерк о жизни мореплавателя, книга содержит обстоятельный научный аппарат. В понимании особой роли океана в истории Великобритании Роберту Стивенсону вторит Джозеф Конрад: «Это могло случиться только в Англии, где люди и море — если можно так выразиться — соприкасаются: море вторгается в жизнь большинства людей, а люди познают о море кое-что или все, развлекаясь, путешествуя или зарабатывая себе на кусок хлеба». Здесь и его универсальные (антропологические) свойства и черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой и неповторимые индивидуальные начала». К тому же ряду, безусловно, относится и Новороссийский историко-литературный топос. Чехов, — записки писателя-моряка значились в его сахалинском списке под первым номером. Лермонтов («Гроза», «Парус», «Моряк», «Морская царевна»), Ф. И.
Крупнейшие маринисты 18-19 веков: К. Ж. Майков («У мраморного моря», «Тихо море голубое», «Два моря»), Н. А. Это находка для моряка и для людей светских». Особенностью Тернера была особая эмоциональность изображения природы и яркость цветов. Еще в 1922 году племянник Воина Андреевича, сын младшего брата — композитора, обратив внимание на письма своего дяди, писал: «Когда-нибудь письма его дождутся опубликования, я в этом не сомневаюсь, — так ценны они как памятник умственной и духовой жизни своего времени».
Имеет ли напоминание об этом какое-то особое значение. Аксиологический, ценностный подход, возвращающий нас после модернистской литературы к литературе классической, с ее насыщенной великими содержательными мотивами и с великими же, до нынешних дней не разгаданными мыслями и тайнами, — подход этот становится главным и особенно актуальным в рассмотрении предлагаемых произведений. И не только в этом одиночном суждении о роли семьи в жизни человека. Невозможно нарисовать подвижное море, не обладая способностью к воображению. Эмоционально убедительны строки Бошняка о жене Невельского. В 1820 году в февральской книге «Невского зрителя» Кюхельбекер писал, что между прозаическими статьями первых пяти книжек «Сына отечества» первое место занимает «Путешествие вокруг света» Головнина. Находятся и сторонники, которые помогают остановить «бюрократическую бурю», одобряя действия капитана Невельского.
Называя среди первых русских женщин и Орлову, Бошняк пишет «о чести подвига, украшающего немногих русских женщин». Из самой души, как стон, раздается проклятие равнодушию сановных чиновников, думающих только о личном преуспеянии. У мальчика очень рано проявились необыкновенные способности к рисованию.
Но, вероятно, это иная задача. Есть и еще одно амплуа Айвазовского, в нынешних политических обстоятельствах двусмысленное — крымский патриот. Лучшее из них (научно выверенное, прокомментированное)— издание в серии «Дальневосточной исторической библиотеки».
Это-то и не устраивало противников Невельского. Какая дисциплина. Вильчинского рассмотрены не в должной мере. Но во всех случаях «неизменно доминирующую «сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его ипостасях.
Аксиологический, ценностный подход, возвращающий нас после модернистской выхолощенной литературы к литературе классической, с ее насыщенной великими содержательными мотивами и с великими же, до нынешних дней не разгаданными мыслями и тайнами, подход этот становится главным и особенно актуальным в рассмотрении предлагаемых произведений. Это М. С. Ковалев. Коцебу клеймит работорговлю неграми, которая проводится в Бразилии «со всей бесчеловечностью, порожденной корыстолюбием». 5. Еще одной важной особенностью маринистики, вытекающей из предыдущей ее характеристики, является требование профессионализма (в морском деле. ) как обязательного качества писателя-мариниста. Ему уже 11 лет.
Вот почему мемуарная книга воспринимается не только как повествование, но и как повесть-исповедь, слово «сына отечества». Русский флот, появившийся на морских просторах гораздо позже флотов иноземных, на протяжении всей своей истории выполнял задачи освобождения Российских территорий. «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера»39.
Они начали штурм города, высадили десант. Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри», утверждает исследователь Ю. В. Вильчинского (1916 1978). А вот русский писатель И. А.
Она впервые увидела свет в 1878 году и выдержала пять изданий. В энциклопедических литературных изданиях понятие литературная маринистика отсутствует как таковое1. И, естественно, мимо этого не могли пройти авторы записок. Аксиологический, ценностный подход, возвращающий нас после модернистской выхолощенной литературы к литературе классической, с ее насыщенной великими содержательными мотивами и с великими же, до нынешних дней не разгаданными мыслями и тайнами, — подход этот становится главным и особенно актуальным в рассмотрении предлагаемых произведений.
1. Татаркин и другие. Морская тема словно и существует для того, чтобы обнаружить суть человеческой личности. Использование термина «маринистика» с искусствоведческой точки зрения просто-напросто безграмотно, так как не существует в научной лексике такого слова.
Здесь, на пустынном берегу, вместо предполагавшихся 10 собралось 90 человек. Маринистика особая область литературы имеющая сугубо тематическую специфику. В диссертации мы обращаемся к творчеству послевоенных новороссийских авторов-маринистов.
В его облике автор выделяет откровенность, доброту, отзывчивость, честность. Ответ однозначен – нет. В Академии у юного дарования тоже все складывалось отлично.
Мир моря для Е. Цыганко — символ живой жизни, вмещающей непреходящие красоту и. Татаркин и другие. Еще Н. Г. Здесь и его универсальные (антропологические) свойства и черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой и неповторимые индивидуальные начала». Вильчинского рассмотрены не в должной мере. Станюковича, в работе В. П.
В маринистике характер просто не может не проявиться. В послевоенное время в новороссийскую маринистику пришли новые авторы. Не может не привлечь к себе внимание «как литературное произведение» «Журнал кругосветного плавания на шлюпе Камчатка под командованием капитана Головнина». Зарубежная маринистика (особенно английская) на целые века опередила маринистику отечественную и потому еще в 1862 году русский исследователь Е. А.
Ключевым произведением данной диссертации считаем цикл документальных (по определению автора) рассказов Г. В. Авторская интонация Николая Бойкова очень искренна. Но во всех случаях «неизменно доминирующую «сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его ипостасях. На его сохранившихся детских рисунках — кораблики и море.
Общение с морем, безусловно, можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту. Русская документальная маринистика познакомила читателя с морским пейзажем. Здесь и дума о доме и озабоченность делами на Амуре («Непонятно даже, — восклицает он, — как мы так долго оставляли без внимания такой золотой край»), взгляд в историю освоения края, в его складывающееся лицо. Тютчев («Море и утес», «Сон на море», «Как хорошо ты, о море ночное»), Н. П. Показались признаки цинги.
Лисянского, "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев" (1816), "Подвиги русских морских офицеров на крайнем Востоке России" Г. И. Невельская, «подкрепляемая убеждением, что женщина должна разделить труды своего мужа, когда того требует долг», в двадцать дней проделала этот путь.
Л. Введенская, автор многих пособий по культуре речи, подчеркивает, что "в конце XVIII в. предпочтительное использование в устной и письменной речи русского языка становится признаком патриотизма, уважительного отношения к своей нации, своей культуре". Историческая дилогия «Великий океан», написанная русским писателем И. Ф. Остров был весь взорван картечами и не только окопы, не осталось дерева, которое не было бы повреждено сим ужасным железным градом.
Но вместе с тем маринистика обладает в этом вопросе значительным преимуществом. 2. Впрочем, Третьяковская галерея убивает снобизм прежде всего в самой себе: при жизни Айвазовский открыл более ста персональных выставок и один персональный музей, покорял Европу и Америку, знал триумфы в Риме, Париже, Берлине, Лондоне и Нью-Йорке, ему рукоплескали Гоголь и Россини, Чайковский и Тальони, Альма-Тадема и Семенов-Тян-Шанский, а в Третьяковке это всего лишь вторая выставка и первая столь подробная ретроспектива. Религиозное рвение породило тигриную ярость в сердцах прежде столь кротких людей. Жизнь давала новые факты самоотверженности, силы, любви и стойкости русской женщины. Эти опыты и до сегодняшнего дня остаются практически единственными наиболее полными в области изучения русской маринистики. Он занимался далеко не только морскими пейзажами. Мысль, что ученик может превзойти своего учителя, была ему невыносима.
Соколова — «Мы с Малой земли». Пахомов, Н. Н. Неточным представляется утверждение в одной из интересных работ, посвященных осмыслению жанровой природы «путешествий», что «путешествия» землепроходцев (называется только несколько авторов) «остались в основном сугубо научными», не приблизились к литературе.
Конечно имеет. В истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей. В маринистике характер просто не может не проявиться. Автор поверяет нам и другую сторону событий — внутреннюю, скрытую от взгляда. Патриотическое звучание этих книг и на сегодняшний день несомненно и актуально.
«И Воин оказался прав, — пишет биограф Н. А. Читатель увидит, как небезразличен В. А.
Автор подмечает в нем англоманство, недоверие к подчиненным, «развитое до отвращения». Характерно, что, рассказывая о себе и своих сподвижниках, Невельской всегда обращен к «побудительной причине» — к имени России. Но они были людьми подвига. Его картины приобрели хрестоматийное значение как благодаря присутствию в их числе безусловных шедевров, вроде того же «Девятого вала» (1850), так и благодаря завидной плодовитости художника. Вильчинского (1916 — 1978). В журнале «Сын отечества», где появились эти записки, было написано: «Капитан-лейтенант Головнин известный продолжительными страданиями в японском плену, сделал путешествие вокруг света и путевыми своими записками украсил Сына отечества».
Но во всех случаях «неизменно доминирующую «сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его ипостасях. Эти острова имеют для нас больше значения, чем вся Италия». А особливо, если то был человек имевший совесть и добрые чувства».
В диссертации мы обращаемся к творчеству послевоенных новороссийских авторов-маринистов. Выявление констант национального характера, безусловно, не является привилегией только маринистики как особой тематической области литературы. Без ложной скромности, верно и точно Невельской назовет книгу воспоминаний «Подвиги русских морских офицеров».
1. В частности, он называл «любопытной статьей» «Путешествия и открытия лейтенанта Загоскина в Русской Америке», публиковавшиеся в «Библиотеке для чтения», а затем вышедшие отдельной книгой под другим заглавием. Припасов было заготовлено мало. Но вместе с тем маринистика обладает в этом вопросе значительным преимуществом. 5.
Станюковича (1963). Здесь же приложено письмо Ники, сообщающего о своей встрече со старшим братом: «Пришлось мне прежде вас обнять Воина, мои папа и мама». Художник религиозно-мистического склада, что отвечало семейным устремлениям: родной брат Айвазовского архиепископ Гавриил, выросший в монастыре мхитаристов на острове Сан-Ладзаро близ Венеции (славной обители было подарено множество прекрасных марин), достиг больших высот и в церковной иерархии и в науках – истории с лингвистикой. Антиколониальный пафос этих строк обращен против цивилизованных варваров, прикрывающих свои корыстные расчеты с разглагольствованием о «правах человечества». Эти высокие побудительные причины ярко выражены в мемуарной книге Г. И.
Роман основан на документах и архивных материалах. Когда барк стал тонуть, никто не мог уговорить Невельскую первой съехать на берег. Самым значительным произведением в этом жанре стала всемирно известная книга очерков «Фрегат «Паллада»», с которой, по мнению большинства исследователей, начинается русская маринистика. Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри»3, утверждает исследователь Ю. В. Ковалев. Для всех новороссийских маринистов характерен мотив всепроникающего единства героического прошлого русского флота и сегодняшней мирной жизни. Подчас возможно и не заметить его.
В диссертации мы разделяем такой подход, поскольку «менталитет система своеобразия психической жизни людей, . Она жила в Петровском зимовье. Скупыми штрихами автор рисует портрет этого солдата, сообщив имя «сего достойного человека — Кана». Желая, чтобы «китайцы отплатили хорошенько англичанам», автор пишет: «Эти разбойники в настоящее время оставили Кантон и держат только реку в блокаде, но не прежде сделали это, как выжгли все предместье». На вопрос, почему мы все так любим Серова, музей официально – огромной панегирической экспозицией и текстами к ней – отвечал: так как он – один из лучших русских художников.
Вот, скажем, реакция старшего брата на слова родителей, что Ника ленится. Слова эти, написанные в 50-е годы XIX столетия имеют прямое отношение к Невельскому. Станюковича (1963). Ковалев. И не случайно в серии «Дальневосточной исторической библиотеки» «Записки» Рикорда публикуются как приложение к книге В. М.
Тоже качка не очень тревожит. «Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». Именно английская проза и поэзия «полны примеров осмысления морской субстанции как своеобразного типа реальности, как специфических пространственно-временных реалий и ритуалов бытия в морском плавании». Никакой высокопарности, никакого самолюбования. Неаполитанский министр с изумлением писал адмиралу Ушакову: «В промежуток 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства.
«О геройском самоотвержении и необыкновенном присутствии духа и стойком хладнокровии» своей жены с чувством гордости писал и Невельской. Все детство Николай Гриценко мечтал о путешествиях. Эта славная страница истории запечатлена во многих воспоминаниях и документах. 6.
Каждую картину Айвазовский начинал рисовать с яркого зрительного центра. А книга-путешествие сохраняет. «По сравнению с литературой Просвещения, в которой была сильна утилитарная трактовка моря, у романтиков океанская стихия начинает обладать признаками антропоморфизма».
В. И. У одних и тех же авторов есть то, что принадлежит «более к отделу словесности» (например, «Записки жителя того света» Загоскина) и то, что принадлежит к разряду «ученых статей» (например, «Пешеходная опись» Загоскина). Вильчинского (1916 1978). Именно о гуманизме русского человека повесть «Похождения одного матроса». Приведя примеры такого жестокого обращения с китайцами западных любителей слов о «правах человечества», В. Римский-Корсаков добавляет: «Видно, что у них и тени нет помысла, что китаец тоже человек». Известный советский историк, академик Е. В.
Айвазовский (Россия), А. П. В книгу вошли письма родителям, очерки и фрагменты из дневников Римского-Корсакова. Возвышенное романтическое чувство передано в колорите – в контрастах насыщенного темно-зеленого цвета волн, марева, окутавшего рассветное солнце, в оттенках пенных гребней бушующего моря. запечатлел то, что лично видел во время абсолютного им кругосветного путешествия. Одной из важнейших задач Российского флота была задача гуманистическая освобождение слабых народов, захваченных иностранными государствами. Старший из семейства в юности служил на флоте и именно там стал настоящим мастером в изображении переменчивой морской стихии, а Младший как маринист достиг практически совершенства – его картины еще при жизни стали эталоном «марины», а сам он долгое время пребывал на почетной и прибыльной должности придворного короля английских монархов.
Именно менталитет русского моряка позволил Российскому флоту выполнять его задачи — задачи, абсолютно чуждые флотам иностранных государств. Непревзойдённые по мастерству картины хранятся в самых известных музеях мира и являются апофеозом иконой всего стиля Марина. Лейтмотивом гончаровской одиссеи была мысль о сравнении своего и чужого, родного и чужедальнего, думы о путях развития России, в будущности которой писатель особое место отводил Сибири, Дальнему Востоку (помните размышление о «печальном, пустынном и скудном крае», о титанах, что призваны к труду и работают неутомимо, о подвигах, совершаемых в сибирском краю). K. M.
Не просто мальчик из бедной армянской семьи, чьи предки бежали от турок из Западной Армении в Польшу, а отец переселился из Галиции в Феодосию (отсюда полонизированная фамилия Гайвазовский, благозвучия ради утратившая первую букву) и впоследствии видный деятель армянской общины Крыма, но армянский художник. Именно ему перед отплытием Пушкин «изъяснял настоящую манеру записок, предостерегая от излишнего разбора впечатлений и советуя только не забывать всех подробностей жизни, всех обстоятельств встречи с разными племенами и характерных особенностей природы». Л. Толстой прочитает записки в 1853 году «с удовольствием» и введет их в круг детского чтения. Художник-пейзажист, пишущий марины (морские виды, пейзажи). В русской литературе морская тема занимает важное место.
Творчество Тернера очень разнообразно. Ему не дали ни бумаги, ни карандаша. Но вместе с тем маринистика обладает в этом вопросе значительным преимуществом.
В диссертации мы обращаемся к творчеству послевоенных новороссийских авторов-маринистов. Маринистика — особая область литературы имеющая сугубо тематическую специфику. Исчезают схематичность и сухость, за которые его порой критиковали. Черты характера раскрываются во времени. В «Матросских досугах» автор правдиво передает морскую историю России, приводит много фактических данных о количестве кораблей, участвовавших в сражениях, вооружении, тактике и стратегии отважных русских моряков.
В каких амплуа может предстать Айвазовский. Обличает Коцебу не только «кровавое насаждение миссионерской религии», но и спаивание населения. Но согласитесь, что имея два дня сроку, нельзя долго колебаться. Вслед за своими мужьями уйдут в сибирскую ссылку жены декабристов и это отзовется в поэме Некрасова «Русские женщины». Открывает эту трилогию монография о жизни и творчестве выдающегося русского писателя-мариниста К. М. Станюковича (1963). 5. Мир моря для Е. Цыганко символ живой жизни, вмещающей непреходящие красоту и величие.
В жанровом отношении это книга-исследование, книга-поиск. В июле Бонапарт начал поход на Каир и взял египетскую столицу. Станюковича, в работе В. П. Документальные (как определил сам автор) рассказы характеризуют захватывающий воображение читателя сюжет, напряженность действия, строгая и стройная композиция. Океан, являясь вселенской универсалией, становится той внехудожественной реальностью, которая порождает разнообразные варианты ее воспроизведения: от пейзажных зарисовок до большой формы морского романа. Это проявляется и в произведениях русского мореплавателя В. М. Головнина ("Записки флота капитана Головнина в плену у японцев" и др. ).
Полемически выраженная мысль о ненатуральности жизни, ограниченной только «гражданским бытом», долгом, органичности сочетания «гражданского» с интимным, личным — очень важна для всей книги, целиком посвященной «гражданскому быту» мореплавателя. Маринистика — особая область литературы имеющая сугубо тематическую специфику. Крузенштерна, "Путешествие вокруг света на корабле "Нева" Ю. Ф.
Г. В. Невельского и др. Наконец, та специфика маринистики, о которой мы говорили выше, требует от исследователя особых приемов и подходов к изучению этого рода литературы. 1.
Боголюбов становится зрелым автором, публика это ценит и признает. Под прикрытием корабельной артиллерии десант утвердился между вражескими батареями и пошел к середине острова. Та сфера жизни, которая предстает в качестве предмета исследования маринистики, настолько разнообразна и в то же время уникальна, экзотически необычна и интересна для человека, что способна уже сама по себе, даже без художественной, литературной отделки, вызывать у читателя незабываемые, яркие впечатления. А память невольно подсказывает схожие по чувству своему слова из книги Невельского: «Тут нужны были люди одушевленные и гражданским мужеством и отвагой, готовые на все жертвы для блага своего отечества».
Он резко обличает насилие, даже если оно прикрывается благими целями. К образу моря неоднократно обращались и другие русские поэты XIX века: А. С. Как и Гриценко, Боголюбов с детства проявил художественный талант, но первое образование получил другое, хотя тоже связанное с морем. Ключевым произведением данной диссертации считаем цикл документальных (по определению автора) рассказов «Мы с Малой земли».
Жуковский («Море»), М. Ю. Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующих нас констант национального характера) ценностей моральных». совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира».
Правда, для современников и во многом для потомков «Большая волна в Канагава» примечательна не видом моря, а присутствием вида Священной горы Фудзияма, ведт картина была составной частью большого цикла Хокусая «36 видов горы Фудзи». Когда речь идет не просто об отдельном писателе-маринисте, а рассматриваются особенности маринистики национальной, то и характер вырисовывается обобщенный, национальный. Однако социальная устремленность творчества и специфика задач, которые поэт ставил перед собой, не оставляют в его поэзии места для просто пейзажа: для Е. Цыганко водная стихия связана с суровой морской работой тружеников моря. Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). «Были убиты все те, кто не хотел переходить в новую веру.
Большая часть книги посвящена действиям русских морских офицеров в 1849–1855 годах. Художник испытал влияние французских художников-классицистов, работавших в жанре марины. Аксиологический подход в изучении такого масштабного явления, как национальная маринистика (в данном случае русская литературная маринистика), неизбежно приведет исследователя к необходимости осмысления особенностей национального характера, его констант.
Поскольку эти рассказы написаны очевидцем, то, как мы уже не раз отмечали, такие произведения, отличаясь достоверностью, не могут не вызывать доверия и потому имена, события, факты воспринимаются с чувством неподдельного восхищения невероятным мужеством моряков, которых не смогли сломить ни бомбы, ни снаряды, ни бесконечно повторяемые атаки гитлеровцев. Нельзя не вспомнить здесь и книгу очерков А. И. Константами национального характера явились патриотизм, гуманизм, готовность к самопожертвованию, уважение к народам других стран. Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующих нас констант национального характера) ценностей моральных».
Обещают, что юбилейная ретроспектива Айвазовского покажет его актуальность, предъявит новые смыслы и пошатнет снобизм профессионального сообщества в отношении главного отечественного мариниста. В них отражены представления о чести и бесчестии, о назначении человека, о преодолении трудностей, о призвании и т. д. Есть свидетельство, что быстрый и строгий слог В. Римского-Корсакова высоко оценил А. П. За неимением дичи стреляли ворон.
В энциклопедических литературных изданиях понятие литературная маринистика отсутствует как таковое. В 1980 году Хабаровское книжное издательство в серии «Дальневосточная историческая библиотека» выпустило книгу В. А. В маринистике характер просто не может не проявиться.
Всепоглощающая вздыбленная громада, цвет которой составлен из неуловимых переходов серо-голубых тонов, господствует в картине Волна (1889 г. ). И сам Римский-Корсаков в своих взаимоотношениях с начальством ориентировался на эти нравственные законы: «Приняв себе правилом служить службе, а не лицам, я не позволяю себе ничьей личностью увлекаться до того, чтобы ради того позволить себе какое-нибудь искательство». С юных лет он вел «записную книжку», в которой фиксировал все сколь-нибудь значительные события своей жизни, а будучи на корабле, в любых обстоятельствах вел журнал. К тому же ряду, безусловно, относится и Новороссийский историко-литературный топос. Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри», — утверждает исследователь Ю. В. Серия гуманитарные науки» (2009 и 2010) в «Литературно-художественном альманахе региональной организации Российского Союза профессиональных литераторов» (Новороссийск, 2010) иных межвузовских и внугривузовских научных сборниках. Глинистов,,, и другие.
Белинский в литературном обозрении «Взгляд на русскую литературу 1847 года». Начиная с XVIII века, морской теме отдали дань прежде всего английские писатели Даниэль Дефо, Джонатан Свифт, Тобайас Смоллетт, Самюэль Тэйлор Кольридж, Вальтер Скотт, Джордж Гордон Байрон, Фредерик Марриет, Джозеф Конрад, Роберт Стивенсон. Здесь и его универсальные (антропологические) свойства и черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой и неповторимые индивидуальные начала». Абсолютно обычно начинается «Двукратное путешествие в Америку» Давыдова. Пример, конечно же, рассчитан на то, что письмо будет прочитано и двенадцатилетнему Нике. «Записки флота капитана Рикорда о плавании его к японским берегам в 1812 и 1813 годах и сношениях с японцами» были изданы в том же 1816 году, что и книга Головнина.
К тому времени картины в жанре «марина» стали популярны по всей Европе, морские картины стали все чаще появляться и в Италии (в частности, в Венеции) и во Франции и в Германии. Он поведал историю зимовки в только что открытой Императорской гавани. «Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». Гончаров, волею судьбы ставший секретарем при адмирале Путятине в его дипломатической миссии в Японию, наоборот был человеком исключительно "сухопутным" и ему с трудом давался морской язык (о чем он замечательно пишет в своей книге очерков "Фрегат "Паллада").
По пути следования Воин Андреевич писал своим родителям и друзьям письма, выстраивая их в своего рода «повествование», цельную повесть-путешествие. Державина. В. П.
И тогда, называя поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», решает царь: «Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен». Морская тема словно и существует для того, чтобы обнаружить суть человеческой личности.
Вот таким образом море, моряки, корабли получили в морских романах американского мариниста абсолютно особую, романтическую «куперовскую» трактовку, которая, безусловно, не соответствовала действительности освоения Американского континента. В основу исследования новороссийских событий положена книга непосредственного участника десанта, писателя «Мы с Малой земли».
Истина обнаружилась. » — восклицает автор. Педагогическое начало — еще одна серьезная грань этой своеобразной книги. Что такое патриотизм.
В своё время ряд академий Европы избирала его почётным членом. И справедливо заключает: они должны занять место в истории Амурской экспедиции. 6. Фет («Когда не свищет вихрь», «На корабле»), А. Н.
Катерина Ивановна, по словам Воина Римского-Корсакова, сыграла в его жизни «хотя и воображаемую, но поэтическую и даже благотворную» роль. Лишен внешнего эффекта и зачин повествования Л. Загоскина в путевых «Заметках жителя того света» (1840). И вот дождались. В. П. Но это была и государственная линия.
Идея чести связана и с рассказом об отступничестве мичмана Мура. Русская документальная маринистика занимает видное место в развитии жанра русского очерка. Так, в последние годы пребывания в лицее он мог прочитать в журнале «Сын отечества» «Извлечение из журнала путешествующего кругом света российского лейтенанта Лазарева» (1815), «Перечень писем путешествующего на корабле Рюрик лейтенанта Коцебу от Тенерифа до Бразилии» (1816). Специфика маринистики как области литературы требует от исследователя особых подходов к изучению литературы этого рода. В послевоенное время в новороссийскую маринистику пришли новые авторы.
А сколько значили для впечатлительного Ники описания морей, стран, экзотических мест. В разгар Крымской войны (1853–1856) англо-французские захватчики решили овладеть далеким русским городом на Камчатке. Портовый город стал неотъемлемой частью литературной маринистики. 6.
Невельская так хороша собой, так грациозна, так любезна. ».
Общение с морем, безусловно, можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту. Аксиологический подход в изучении такого масштабного явления, как национальная маринистика (в данном случае русская литературная маринистика), неизбежно приведет исследователя к необходимости осмысления особенностей национального характера, его констант. Подзаголовок ее: «Повествование в письмах о плаваниях, приключениях и размышлениях командира шхуны Восток». Бошняк приводит факт изумительной выдержки жены Невельского.
Воин Римский-Корсаков в своих письмах-записках высветил душевные качества Екатерины Ивановны Невельской, рассказал о домашних спектаклях по «Ревизору» и «Женитьбе» Гоголя, о своем чувстве любви к этой «грациозной» женщине. 6. В русской литературе морская тема занимает важное место. Это еще не всё, войска заставили население обожать их. Третьяковка предлагает самое очевидное и, на первый взгляд, безобидное: великий маринист.
Невельского. Объектом их творчества было уже не только море, но и возрождающийся город и строящиеся заводы и новый морской порт и новая мирная жизнь. «Всего же более интересует меня сообщаемое Вами о Нике.
Цинга начала косить людей. Соколов непосредственный участник битвы за Малую землю. Однако водная тематика есть в очень многих его работах.
В мае 1797 года французские войска захватили принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова (Корфу, Занте, Цериго и другие), расположенные вдоль западного побережья Греции, коренными жителями которых были православные греки. Вильчинского рассмотрены не в должной мере. Открывает эту трилогию монография о жизни и творчестве выдающегося русского писателя-мариниста (1963). Свой вклад в развитие морской прозы писатель внес прежде всего освещением темы «важности для России профессии моряка, необходимости воспитания матросов на героических традициях русского флота». Таким чеканился русский национальный характер. Портовый город стал неотъемлемой частью литературной маринистики.
Еще одним важным актуальным аспектом диссертационной работы является исследование нигде ранее нами не встреченной мысли о глубинной связи между задачами Военного флота России и менталитетом русского моряка. Все, написанное о Новороссийске в стихах и прозе, так или иначе граничит с морем. И. К. Глинистов, Н. Д.
Соколова «Мы с Малой земли». Особое значение приобретают многочисленные места писем, касающиеся младшего брата Ники. Добролюбова. Книга главного героя «амурского дела» Невельского через многие годы как бы возвращала к старому спору и показывала правоту тех, кто отдавал предпочтение народным усилиям.
Тем удивительней представляется мастерство живописца способного запечатлеть всю красоту стихии. К раннему периоду творчества Айвазовского, отмеченному стремлением передать особое состояние природы, относится широко известная картина Девятый вал (1850 г. ). «Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». Знаменитый английский флот не смог воспрепятствовать завоевательному походу французов. Может быть, благодаря этому упорному пристрастию, Айвазовский признан во всём мире.
Родоначальником «марины» как отделившегося и определившегося с собственными канонами жанра живописи принято считать нидерландского живописца Корнелиуса Антониса, чьи картины на морскую тематику в первой четверти XVI века стали отправной точкой для обретших особую популярность в XVII столетии маринистов. Самым знаменитым русским маринистом стал И. К. Айвазовский. Невельского (1878), воспоминания Н. Бошняка, письма В. А.
«Сегодняшний день, милые мои папа и мама, есть один из самых решительных дней моей жизни», — так начинается первое письмо, в котором автор просит родительского благословения своего выбора. И вновь говорит о высоких побудительных причинах, вдохновлявших русских землепроходцев. Станюковича, в работе В. П. Еще одной важной особенностью маринистики, вытекающей из предыдущей ее характеристики, является требование профессионализма (в морском деле) как обязательного качества писателя-мариниста, так как воспроизведение океанской действительности во всей ее сложности требует от автора личного опыта. Вот почему мы сочли возможным и необходимым включить в текст диссертации раздел о некоторых самых ярких героических страницах летописи Российского флота, его гуманистических задачах, которые он выполнял в течение веков. Будучи в ссылке Кюхельбекер еще раз добрым словом вспомнит «Записки» Головнина в своем дневнике. величие. С первых страниц и до последних читатель как бы «погружен» в это путешествие: видит зримо, что делают, как ведут себя, о чем думают и что переживают герои документального повествования.
Эта цепь событий стала исторической. Это передают Невельскому Муравьев-Амурский и Перовский.
Гамалеи, который самые сухие науки оживляет своим красноречием». Специфика маринистики как области литературы требует от исследователя особых подходов к изучению литературы этого рода. Путевой дневник использует форму письма (матери, друзьям), очерковых описаний, несомненно, сказалось и знание записок русских мореплавателей, традиции которых Матюшкин продолжал.
Рассказ «Дыни» является наиболее интересным в этом цикле. Фенимор Купер, считающийся одним из родоначальников жанра морского романа, непременным условием его существования выдвигал именно такое понимание морской жизни изнутри. В истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей. Такова судьба моряка-черноморца, на крышке портсигара которого не случайно были вырезаны слова морского писателя -Прибоя: «Я бы издал суровый закон: все без различия пола должны проплавать моряками года по два и не было бы людей чахлых, слабых, с трясущимися поджилками, надоедливых нытиков.
По топям, по лесам, по сопкам. Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). Степан Щука, прозванный однополчанами «потомком матроса Кошки», легендарного героя обороны Севастополя, спас роту морских пехотинцев, ценой собственной жизни проложив морякам путь через минное поле. Тематически эти письма примыкают к очерковой книге И. А.
Ковалев. Или молодую жену князя Евпраксию из «Повести о приходе Батыя на Рязань», Марковну из «Жития протопопа Аввакума». В русской литературе морская тема занимает важное место. «Командиры и офицеры съезжают последними, — говорила она, — и я съеду с барка тогда, когда ни одной женщины и ребенка не останется на судне».
И Головнин так и сделал. Обнимаю вас. Но во всех случаях «неизменно доминирующую «сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его ипостасях.
Есть свои особенности в обрисовке героизма в путевых очерках-записках Л. Загоскина, Н. Бошняка, мемуарах Г. И. Вот таким образом в 19 лет он поступил в Техническое училище морского ведомства, окончив которое, стал служить инженером на корабле.
«Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». Да, тот самый, который был лицейским другом Пушкина, о котором поэт писал в знаменитом стихотворении «19 октября». И здесь же уместно вспомнить М. Ломоносова, его стремление "Отечества умножить славу". Станюковича и русской маринистики в целом. Гончарова «Фрегат Паллада» и книгу писем В. А. Русский писатель историограф Н. М. Именно он убедил Нику, что плавание закалит его характер, обогатит впечатлениями.
Композиции становятся более обдуманными и цельными, свет и тень — тонкими и естественными. «Московские приказы медлят и ограничиваются пустыми переговорами и отписками». В «Матросских досугах» автор правдиво передает морскую историю России, приводит много фактических данных о количестве кораблей, участвовавших в сражениях, вооружении, тактике и стратегии отважных русских моряков. И еще переживет — и во многом в силу своей гуманности, благородства. Соколов непосредственный участник битвы за Малую землю. Да и сейчас вызывает тоже.
У Гончарова — здесь философские скрепы его книги. Фенимор Купер, считающийся одним из родоначальников жанра морского романа, непременным условием его существования выдвигал именно такое понимание морской жизни изнутри. «Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира». Матюшкин. Он показывает морскую службу как повседневную и трудную работу. «Все ясно нам в происхождении Садко: за картиной океана стояло трехлетнее плавание», — пишет биограф.
В середине XIX века на службу в Морское министерство стали привлекать известных литераторов, ставших впоследствии участниками морских походов (,, ). «К разряду словесности принадлежат записки или воспоминания былого», — писал В. Г. Аксиологический подход в изучении такого масштабного явления, как национальная маринистика (в данном случае — русская литературная маринистика), неизбежно приведет исследователя к необходимости осмысления особенностей национального характера, его констант, что позволяет выявить взаимосвязь и взаимообусловленность маринистики и национального характера. Как известно, в Японию и к берегам русского Амура «Паллада» шла вместе с винтовой шхуной «Восток» — в книге Гончарова о ней встречается несколько упоминаний, тем более что самое последнее плавание в дальневосточных водах, от устья Амура до Аяна, Гончаров совершил на шхуне. Еще одной важной особенностью маринистики, вытекающей из предыдущей ее характеристики, является требование профессионализма (в морском деле. ) как обязательного качества писателя-мариниста.
Зарубежная маринистика (особенно английская) на целые века опередила маринистику отечественную и потому еще в 1862 году русский исследователь Е. А. совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира». Пропагандист родных красот в живописи и даже музыке: кроме сотен черноморских открыточных видов на счету Айвазовского пара крымско-татарских мелодий у Глинки — завсегдатай дружеских попоек у Брюллова, он, в детстве самостоятельно выучившийся играть на скрипке, так проникновенно сыграл композитору несколько татарских песен, что тот употребил их мотивы в Руслане и Людмиле. Как ни будь хороша, — Где нет жизни твоей — там бездушна природа. Так что литературное имя состоялось. Не просто мальчик из бедной армянской семьи, чьи предки бежали от турок из Западной Армении в Польшу, а отец переселился из Галиции в Феодосию (отсюда полонизированная фамилия Гайвазовский, благозвучия ради утратившая первую букву) и впоследствии видный деятель армянской общины Крыма, но армянский художник.
Свой нравственный долг перед читателем выполнил и капитан П. И. А потом плавание на барке «Шелихов».
Цыганко, В. Б. Маринистика особая область литературы имеющая сугубо тематическую специфику.
Хотя многое здесь можно отнести к разряду «смешанного содержания». Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующих нас констант национального характера) ценностей моральных»4. Впечатления, оставшиеся от флотской службы, помогают Боголюбову в написании батальных полотен, которые также прославили его художественное мастерство. Месдаг (Голландия), И. К. Разревелся такой северный зефир, что я едва-едва в два паруса мог нестись.
Главной неожиданностью на выставке Серова оказался документальный раздел из которого явствовало, что ни одного другого художника не прославили в таком количестве книг, альбомов и буклетов в сталинские времена. Все, написанное о Новороссийске в стихах и прозе, так или иначе граничит с морем. И вновь: «Ему уже 12-й год и, надеюсь, характер его достаточно сформировался для того, чтобы выдержать без вреда искус новичка в корпусе». Как известно, Николай закончил Морское училище, затем участвовал в трехгодичном кругосветном плавании (1862–1865) на клипере «Алмаз», побывал в Европе, Северной и Южной Америке.
Книга В. П. Самый знаменитый из известных русскоязычной части населения Земли маринист это, безусловно, Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900). Станюковича.
Но главное — сделано. Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу. Работы Тернера послужили отправной точкой для импрессионизма.
Я не выношу дряблости человеческой души»4. Ушакова излагались на международных научно-практических конференциях: «Семиотика культуры и искусства» (Краснодар, 2007) «Лингвистические и культурологические традиции образования» (Томск, 2008) «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008» (Одесса, 2008) на региональных научно-технических конференциях «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России» (Новороссийск, 2001 и 2011) и на страницах журнала «Вестник Тамбовского университета имени Г. Р. Читаем строки поэтического обращения к морю П. А.
В русской литературе морская тема занимает важное место. А можно ли быть патриотом без любви к родному языку. Именно о гуманизме русского человека повесть «Похождения одного матроса». Головнина. «Я здесь имею на глазах очень печальный пример», — и Воин рассказывает о тринадцатилетнем сыне адмирала Лазарева Мише, который всем надоел своей ленью, невниманием и лживостью до того, что все от него отступились.
Сила его патриотизма — исток его героических действий. С тех пор во мне еще более развилось презрение к людям, если они на подчиненных смотрят как на машину для получения крестов, чинов и прочих благ мира сего». Первые уроки мастерства живописи ему преподал Я. Х. Кох – архитектор.
На долю Коцебу выпало счастье открыть атолл Бикини (9 октября 1825 года). Цыганко, В. Б. Айвазовского), где передано движение водяных масс. Этим выводом Невельской во многом подтверждал точку зрения А. И.
Да, виноват майор Буссе, не позаботившийся о людях. Это М. C. 1. Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри»1, утверждает исследователь Ю. В.
Она нарисовала картины борения человека со стихией, показала героизм мореходов. Результаты исследования, основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики филологического факультета Кубанского государственного университета и кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии Морской государственной академии имени излагались на международных научно-практических конференциях: «Семиотика культуры и искусства» (Краснодар, 2007) «Лингвистические и культурологические традиции образования» (Томск, 2008) «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008» (Одесса, 2008) на региональных научно-технических конференциях «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России» (Новороссийск, 2001 и 2011) и на страницах журнала «Вестник Тамбовского университета имени. «Высокая побудительная причина» — так говорит Толстой. Ушакова излагались на международных научно-практических конференциях: «Семиотика культуры и искусства» (Краснодар, 2007) «Лингвистические и культурологические традиции образования» (Томск, 2008) «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2008» (Одесса, 2008) на региональных научно-технических конференциях «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки кадров на юге России» (Новороссийск, 2001 и 2011) и на страницах журнала «Вестник Тамбовского университета имени Г. Р.
Так отметается автором «фальшивое христианство». Автором этого журнала был Ф. Ф. Пахомов, H. H. Г. В.
Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). (На ее совести и легенда об оде, будто бы написанной Тернером в честь Айвазовского на чистом итальянском языке, хотя англичанин не владел итальянским. ) Но титул русского Гюдена, каким его чаще награждали в более трезвой в похвалах европейской, особенно французской прессе, подходил ему, такому же официальному маринисту, столь же плодовитому, быстро пишущему и так же бойко тиражирующему свои самые удачные приемы, куда больше. Пока инструкция где-то в пути, надо действовать самостоятельно, вне повелений правящей верхушки ибо есть другие повеления — народные исторические. В первой части дано описание плавания к берегам Бразилии, многих островов Тихого океана.
Римского-Корсакова. «К весне из девяноста человек недосчитались двадцати», — пишет Бошняк. Подчеркивая, что «тогдашняя жизнь на Амуре не была жизнью дюжинной, обыкновенною», «была исполнена не только для мужчин, но и для женщин тяжелых трудов и лишений, была службою для достижения высоких общественных целей», Бошняк пишет о чудесной отзывчивости Невельской, о ее терпеливости: «Мы никогда не слыхали от нее ни одной жалобы или упрека».
Родился Иван Константинович в 1817 году в Феодосии. Здесь и его универсальные (антропологические) свойства и черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой и неповторимые индивидуальные начала»2. Годы многотрудного путешествия по Аляске и его итог — замечательная «Пешеходная опись русских владений в Америке».
Аксиологический подход в изучении такого масштабного явления, как национальная маринистика (в данном случае — русская литературная маринистика), неизбежно приведет исследователя к необходимости осмысления особенностей национального характера, его констант. Именно эта нота и пронизывает русскую документальную маринистику XIX века. Этот рассказ впоследствии вспомнит Чехов в очерке «Остров Сахалин». совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира». Путешественник должен быть готов ко всякой неожиданности. Автора отличает мастерски выполненное, органичное соединение художественности и точной документалистики. Айвазовский является самым известным художником-маринистом России.
В кратком «Предисловии» О. Коцебу оговаривает, что его произведение «не претендует на то, чтобы быть причисленным к трудам знаменитых мореплавателей», однако находит, что оно «заслуживает обнародования хотя бы в интересах будущих мореплавателей». Бестужев, — что ему нельзя не верить. Бойков, Е. П. Для Воина эгоизм и лень — смертный грех.
Талант Ивана заметили в раннем детстве, когда он самостоятельно занимался уроками скрипки. Ника смотрел на те же южные созвездия, на которые смотрел его старший брат Воин. Мешков, И. Ф. Повествование, рассказ, повесть — вот жанровые определения самого В. А. Римского-Корсакова.
Плещеев («Тишь на море»). Русский художник много путешествовал по странам ближнего и дальнего зарубежья, в которых искал различные темы для своего искусства.
Автор повествует о походе транспорта «Байкал» на Камчатку, об исследовании в Амурском лимане и Татарском проливе, о знаменитых открытиях (Сахалин — остров, устье Амура не теряется в песках), о русском флаге над Приамурьем, о десятках экспедиций по изучению дальневосточных земель, о сплавах по Амуру, о заселении Амура русскими людьми, о взаимоотношениях с малыми народностями Амура, об истоках дружбы народной.
Чернышевского, Н. А. Зарубежная маринистика (особенно английская) на целые века опередила маринистику отечественную и потому еще в 1862 году русский исследователь Е. А. Станюковича.
Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). На это обращает внимание и Загоскин. «Мысль семейная», говоря словами Л. Толстого, для этой книги стала естественной. Окончил свою жизнь в 1900 году там же.
Это "Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова" (1810 и 1812), "Путешествие вокруг света на кораблях "Надежда" и "Нева" И. Ф. «За неимением бумаги, чернил или другого, чем бы мог я записывать случившиеся с нами примечательные происшествия, вздумал я вести свой журнал узелками на нитках. Это целая педагогическая система взглядов на предназначение человека, на его призвание, на подготовку к жизненным испытаниям. Айвазовский был выходцем из армянской семьи и всю жизнь чтил традиции армянской диаспоры.
Еще одной важной особенностью маринистики, вытекающей из предыдущей ее характеристики, является требование профессионализма (в морском деле. ) как обязательного качества писателя-мариниста.
2. Став живописцем, он повидал много стран и часто путешествовал по России. Показателен пример И. Ф. Еще Ломоносов наставлял, что должен знать и уметь мореход.
Подобно Матюшкину, Гончарову, Станюковичу, многим другим русским маринистам, автор резко критикует колонизаторов, особенно английских, отмечая в них «ненасытную жажду приобретения». Высоко оценивает Невельской действия «отважной вольницы русских искателей добычи» первой половины XVII века (Пояркова, Хабарова и др. ). «Любитель может «описать» море и корабль, но он не в состоянии представить сознание моряка, его видение мира и, стало быть, бессилен показать то, что именуется «морской жизнью». Соколова «Мы с Малой земли». Это мог быть гребень волны, корабль или плот.
Море как образ «свободной стихии», воспетой романтиками пленило воображение живописца, никто до Айвазовского не умел так захватывающе показать необъятность водного простора, не стесненного берегами, тысячеликую изменчивость и стремительную силу волн. Г. В. От автора не ускользнуло то, что чаще «столько доброты сердца» проявляют простые люди, «по наружности долженствовавшие быть из последнего класса в обществе». Так складывалась жизненная и творческая судьба «музыкального Айвазовского», в творчестве которого самобытно зазвучали мотивы моря, «водяного пространства», народной фантазии.
Теперь художник приобретает тонкость и лиризм. И письма защитников города — прославленного командира фрегата «Аврора» Ивана Николаевича Изыльметьева, мичмана Николая Фесуна, лейтенанта Константина Пилкина, гардемарина Гавриила Токарева и др.
Еще одним важным шагом в развитии отечественной маринистики стало творчество В. И. (На ее совести и легенда об оде, будто бы написанной Тернером в честь Айвазовского на чистом итальянском языке, хотя англичанин не владел итальянским. ) Но титул русского Гюдена, каким его чаще награждали в более трезвой в похвалах европейской, особенно французской прессе, подходил ему, такому же официальному маринисту, столь же плодовитому, быстро пишущему и так же бойко тиражирующему свои самые удачные приемы, куда больше. Английские миссионеры навязывают религию силой.
В. П. Чутьем истинного патриота своего отечества угадывает Невельской во врагах «амурского дела» и врагов родной земли, кому чужды интересы России, ее народов. Это достигалось посредством «чересчур размытых, бессмысленных, неряшливых», по выражениям современников, картин (таких, как «Восход с морскими чудовищами», «Последний рейс корабля «Отважный»» и других). Литературная одаренность Головнина была замечена уже современниками.
Третьяковка предлагает самое очевидное и, на первый взгляд, безобидное: великий маринист. Станюковича. Какая храбрость. Морская тема-словно и существует для того, чтобы обнаружить суть человеческой личности.
Соколов — непосредственный участник битвы за Малую землю. «Кто обожает справедливость, тот, конечно, не обвинит китайцев, так как надо видеть, как с ними обращаются эти западные либералы, которые так кричат о свободе и правах человечества, чтобы понять, как должна в них кипеть злоба и только разве торговый интерес может их удерживать от того, чтобы совсем не прекратить сношений с европейцами». На долю русского мореплавателя В. М.
Но какой трагедией для всего живого обернулось это открытие. «Великое заблуждение положительно рассеяно. И из всех своих путешествий он привозил восхитительные морские пейзажи.
Хотя и не без этого. Какие кроткие, любезные нравы. Станюковича (1963).
Однако настоящими классиками-маринистами были, конечно, нидерландские художники. Общение с морем, безусловно, можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту. Не лишена интереса мысль Коцебу о том, что «описание малоизвестных или вовсе неизвестных земель, характеристика тамошних обитателей, как и рассказ о пережитом среди них, способны вызвать не меньший интерес, чем среднего достоинства роман». Более обстоятельно, чем другие авторы, Невельской пишет о прошлом. Таким же чувством "обязанности к Отечеству" проникнуты и слова Ю. Ф.
Его талант и великое наследие вошли во всемирное искусство и прославили Россию на все времена. Ключевым произведением данной диссертации считаем цикл документальных (по определению автора) рассказов Г. В. Собственно, у одного и того же автора находим «смешанное содержание» — и путевой очерк и исследовательскую статью и деловой журнал. В каких амплуа может предстать Айвазовский.
Но если Айвазовский представляет собой вершину классической «марины», то великий английский художник Уильям Тернер (1775 – 1851) с помощью в том числе и своих картин на морскую тематику стал поистине новатором мировой живописи, в чьем творчестве в дальнейшем черпали вдохновение импрессионисты. Например, одной из величайших картин в истории японского искусства по праву считается полотно «Большая волна в Канагава», созданная в промежутке между 1823 и 1831 годами великим художником и гравером Кацусикой Хокусаем (1760 – 1849). «Кук забыл, к чему обязывает его положение и совершил ряд весьма жестоких и бесчеловечных поступков», — пишет Коцебу.
Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри»1, — утверждает исследователь Ю. В. Айвазовский (1817—1900 г. ), написавший около шести тысяч картин на морскую тему. Чтобы добраться сюда, надо проехать 1200 верст от Якутска до Охотска верхом. Тот же героический мотив слышится в поэме-эпопее «Мысхако». Именно эти особенности национального характера, так ярко проявившиеся в морских рассказах и повестях, способствовали осуществлению освободительной гуманистической миссии Российского флота.
Но при этом сознание своей силы, недюжинности труда, вырастающего до подвига. Это-то и послужило противникам «амурского дела» поводом для зловещих заклинаний и обвинений в дерзости. В русской литературе морская тема занимает важное место.
Серия гуманитарные науки» (2009 и 2010) в «Литературно-художественном альманахе региональной организации Российского Союза профессиональных литераторов» (Новороссийск, 2010) иных межвузовских и внутривузовских научных сборниках. С тем же романтическим пафосом он изображал и отвагу сражающихся с морскими штормами людей. «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера». Ах, как они восхитительно горят, как хороши отблески пожарищ в прозрачной воде и на облаках, как эти сполохи гармонируют с алыми полотнищами османских знамен, посрамленных в бою. Ковалев. Каждое литературное направление вносит свои особенности в интерпретацию морской темы.
Он оставляет молодую жену, ожидающую ребенка и отправляется в кругосветное путешествие. Художники-маринисты голландской школы живописи: Я. Порселлис, С. де Влигер, Г. Сегерс, Я. ван де Каппелле, Л. Бакхёйсен, В. ван де Велде (Старший), В. ван де Велде (Младший). Осознание цивилизаторской, культурной миссии придавало сил.
И неудивительно то внимание, которое будет отдано женским образам в ряде исторических романов, в частности образу Катерины Ивановны в романе Н. Задорнова «Капитан Невельской». «Приятно видеть, что все это поколение сибирских промышленников — звероловов и рыболовов — хоть и далеко от коренной России родилось, но носит печать русской породы, словом, что тут русский дух и Русью пахнет». Мы, конечно, понимаем, что произведения новороссийских авторов не всегда обладают высокой степенью художественности, но они содержат куда более высокие ценности, поскольку авторы их очевидцы описываемых событий. «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера»6. В связи с этим немаловажное место в истории мировой литературы занимают произведения морской тематики. совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира». — «Такова была моя миссия», — пишет Невельской.
Есть еще один мотив, который сближает книгу И. А. Морской пейзаж – абсолютно особый жанр живописи. Отважной вольнице не было оказано надлежащей поддержки. «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера».
Глинистов, Н. Д. Волны же через шхуну плескались будто бы через какой-нибудь подводный камень. Толстой («Дробится и плещет», «Не пенится море», «Вздымаются волны»), А. А.
«Головнин описал свое пребывание в плену японском так искренно, так естественно, — замечал А. А. Автору не надо было искать героев. Поражать людей маленький Иван начал с детства.
Пролились потоки крови, целые племена были истреблены». Мужественный, стойкий характер русского человека проявился при защите Петропавловска-на-Камчатке в 1854 году.
Те же работы путешественников, у которых преобладало научное содержание, он относил к разряду «ученых статей». Берне (Франция), Кацусика Хокусай (Япония), У. Тёрнер (Англия), Х. В. Достигнута главная цель — Невельскому удается «фактически объяснить правительству значение для России этого края», утвердить открытие русских землепроходцев и мореходов.
«Метель приветствовала мой въезд в Новгород. Пожалуй, он стал первым художником, успешно попытавшимся нарисовать абстрактное настроение, тревогу, напряжение «в чистом виде». Наконец начался штурм главной крепости — острова Корфу. Гончарова «Фрегат Паллада».
Который, кстати, насыщен морской лексикой, т. к.
Художник религиозно-мистического склада, что отвечало семейным устремлениям: родной брат Айвазовского архиепископ Гавриил, выросший в монастыре мхитаристов на острове Сан-Ладзаро близ Венеции (славной обители было подарено множество прекрасных марин), достиг больших высот и в церковной иерархии и в науках — истории с лингвистикой. Степан Щука, прозванный однополчанами «потомком матроса Кошки», легендарного героя обороны Севастополя, спас роту морских пехотинцев, ценой собственной жизни проложив морякам путь через минное поле. Ваш любящий сын Воин». За пределами литературоведческого обзора остались «путешествия» многих русских мореходов и землепроходцев, а потому и выводы оказались столь узкими, по существу неверными. Благодарю Бога, что эта история продолжалась недолго, не долее двенадцати часов. Общение с морем, безусловно, можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту.
Соколова «Мы с Малой земли». И вывод из такого ряда фактов: «Та религия, которую приходится распространять силой, уже по этой причине не может быть истинно христианской». «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера»1. «Когда мы услышали, что в Сыне отечества будут появляться время от времени описания пера г-на Головнина, мы обрадовались и приготовились читать статьи занимательные, написанные без всех пустых украшений, восторгов и восклицаний, — мы не ошиблись».
Но сколько еще раз и впредь судьба Невельского, его открытий будет вызывать «бюрократические бури», да и финал его деятельности на Дальнем Востоке будет омрачен неблагодарностью власть имущих. Старший брат видел Нику в будущем морским офицером. Многие страницы книги приобретают значение своеобразной семейной педагогики. Станюковича и русской маринистики в целом.
Вяземского: Море, с первого дня ты пленило меня. Яркий представитель этого жанра — И. К. Рассказы Г. В. Станюковича. Он отстаивает право индейцев иметь свою культуру, видит перспективы ее развития. По словам И. К. Завойко.
Тарле называл Петропавловскую победу 1854 года «лучом света», который вдруг прорвался «сквозь мрачные тучи». Глубоко возмущает автора бесчеловечно-циничное обращение колонизаторов с китайцами в их же собственном доме. Гончарова "Фрегат "Паллада", произведения К. М. «Простите меня за то, что я так распорядился собою без вашего ведома. В семействе Невельских его сподвижники находили «приют, внимание, ласку и образованную беседу». Только профессионалу под силу определить «взаимоотношения» моряка и корабля ибо здесь тоже требуется взгляд изнутри», утверждает исследователь.
С 1871 года он активно участвует в выставках передвижников. Пушкин («К морю», «Погасло дневное светило»), В. А. В книге Г. В. Это и небольшой эпизод «Колодец жизни в долине смерти» и несвойственный для военной поры поступок пехотинцев, ночами вместо положенного после боя отдыха стригущих неведомо откуда взявшиеся на нейтральной фронтовой полосе пшеничные колосья. Несомненная лингвистическая одаренность, удивительное чувство слова были присущи В. Далю.
Римский-Корсаков по-своему, в публицистической манере выходит к мотиву России. Неприятностей очереди на Серова постарались избежать: введена предварительная продажа билетов, предусмотрен вход по сеансам (при этом время пребывания на выставке не ограничено), электронные билеты будут считываться с мобильных устройств и их не придется обменивать на бумажные. Державина.
Оно и не страшно. Традиция, которая в русском очерке-«путешествии» идет от самих основ — от Крашенинникова до Арсеньева. «Новое путешествие» О. Коцебу захватывает большой жизненный материал. Римского-Корсакова «Балтика-Амур».
Титов, Э. Ф. Именно в его уста автор вкладывает слова, обращенные к спасенным: «Если бы вы утонули, то и я бы бросился за вами в воду». Даля.
5. Белинский в рецензии на книгу «Всеобщее путешествие вокруг света, содержащее извлечение из путешествий известнейших мореплавателей» (1835) одобрил книгу такого рода.
Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). Еще одним важным шагом в развитии отечественной маринистики стало творчество. Вот таким образом, не отрываясь от морской службы (как же покинуть любимое море. ), он стал учиться в Академии Художеств. Боголюбов (Россия). Очевидно, богатые световые и цветовые эффекты, которых так много в этой картине, присущи и более ранним произведениям художника изумлявшим зрителей во время поездки Айвазовского по Европе. С годами художник становится более сдержанным в передаче красочных эффектов природы, но он никогда не утрачивает интереса к морской стихии. Вспомним образ Ярославны из «Слова о полку Игореве».
И воспоминания командира батареи Дмитрия Максутова, капитана 1-го ранга А. П. А на склоне лет Айвазовский пишет огромную картину Среди волн (1898 г. ), Феодосийская картинная галерея им. Арбузова, жены адмирала Завойко — Юлии Завойко. Огарев («Небо да море», «Ожидание», «У моря»), А. К.
Это микропортреты. Даль сознательно не стремится придать своим произведениям форму художественного обобщения. Я не выношу дряблости человеческой души».
Уместно здесь вспомнить, что в свое время В. Г. Соколова «Мы с Малой земли». «Тогда я, — пишет Бошняк, — еще не имел понятия об этой убийственной болезни». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю. В послевоенное время в новороссийскую маринистику пришли новые авторы.
В этом возрасте я уже перешел в Морской корпус». Таким, а не рабски податливым, как то представляют иные наблюдатели, клеветники России. В Третьяковской галерее готовы к большой волне публики: выставка к грядущему 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), самого популярного в России художника русской школы XIX века, обещает стать гвоздем сезона.
Доподлинность и одновременно живописность сразу были замечены критикой. Шхуна — бесподобное судно и качается, как лебедь на волне». С презрением пишет Невельской о действиях графа Нессельроде и ему подобных.
И, наконец, о самом значительном издании Воина Римского-Корсакова. Русские поэты не обошли стороной и лирический аспект морского пейзажа.
Прежде всего, это сам рассказчик (вполне правомерно говорить об образе рассказчика). В Третьяковской галерее готовы к большой волне публики: выставка к грядущему 200-летию Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), самого популярного в России художника русской школы XIXвека, обещает стать гвоздем сезона. Зарубежная маринистика (особенно английская) на целые века опередила маринистику отечественную и потому еще в 1862 году русский исследователь Е. А. «. Ключевым произведением данной диссертации считаем цикл документальных (по определению автора) рассказов Г. В. В других местах своих воспоминаний Невельской писал: «Каждый солдат прежде всего должен быть плотником», «топор, заступ и плуг должны иметь здесь первенствующее место».
2. Невельского прежде всего волнует судьба отечества, его будущность. Общение с морем, безусловно, можно отнести к наиболее запоминающемуся человеческому опыту. Серия гуманитарные науки» (2009 и 2010) в «Литературно-художественном альманахе региональной организации Российского Союза профессиональных литераторов» (Новороссийск, 2010) иных межвузовских и внутривузовских научных сборниках.
Книга В. П. Своим гуманизмом «Новое путешествие» Коцебу обращено к сегодняшнему дню: сколько «средних романов» пережила эта книга. Так она и поступила. И здесь по-особому мыслилось значение Дальнего Востока, тихоокеанского берега Отечества не только в хозяйственных делах, но и в формировании, закреплении специфических качеств и черт: «Только здешний край и в состоянии развить у нас в России морскую предприимчивость, в которой мы так нуждаемся». Айвазовский смешивал краски и бегал на посылках у ревнивого француза.
Здесь и официальный рапорт руководителя обороны адмирала В. С. А отважный русский матрос Павел, «к опасностям морских путешествий обыкший, взиравший поневоле, может быть, на смерть хладнокровно в разных морских сражениях в прошедшую Турецкую войну в Архипелаге», — завершает собой литературу столетия как один из ярчайших созданных ею народных героев. Потребна опытность. Некрасов («Непонятная песня»), А. Н.
Однако слово «маринистика» в широких кругах употребляется чаще, по прямой аналогии с «маринистами», то есть художниками, пишущими картины в жанре «марина». «Брату Нике пришлю особое письмо», — пишет Воин Римский-Корсаков уже в начале плавания. какое-нибудь другое чувство, более властное, которое сделало из них людей, так же спокойно живущих под ядрами, при ста случайностях смерти вместо одной, которой подвержены все люди и живущих в этих условиях среди беспрерывного труда, бдения и грязи.
Нередко путевые очерки пронизывает трагическое чувство. «Воля, страсть к путешествиям, твердость характера при обзоре стран неизвестных, — подчеркивает Загоскин, — еще не все значит для успеха. Станюковича и русской маринистики в целом. И гордость, что ему довелось первым побывать во многих местах. На флагманском корабле «Святой Павел» был поднят сигнал к высадке десанта. Ника как бы подхватывает традицию старшего брата и «отчитывается» перед родителями. сознательно не стремится придать своим произведениям форму художественного обобщения. Эти мысли и замечания Белинского не утеряли своего значения и поныне.
Особое влияние на него имела живопись Ф. Таннера. Но во всех случаях «неизменно доминирующую «сверхтему» искусства и литературы составляет человек в различных его ипостасях. Это М. C. Особенно известны имена представителей одного семейства маринистов, Виллем Ван де Вельде Старшего (1611 – 1689) и его сына, Виллем Ван де Вельде Младшего (1633 – 1707).
непосредственный участник битвы за Малую землю. Смысл и высокая поэзия были не только в полных драматизма пейзажах изображающих штормы, а и в спокойных маринах, например, в картине Черное море (1881 г. ). И Невельской действует. В послевоенное время в новороссийскую маринистику пришли новые авторы. «Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении представителей данной культуры, которое позволяет описать черты национального характера».
Типологической особенностью маринистики является ее стремление к документально-достоверному характеру изображаемого. На пути Айвазовского – из мещан во дворяне из купеческого сословия в придворные художники из компаньона детей феодосийского градоначальника в участники морских экспедиций великого князя Константина Николаевича и в любимцы трех императоров – то и дело встречались щедрые благотворители и отзывчивые покровители. Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующего нас вопроса) — ценностей моральных». Сам автор рассматривал свои записки как «дополнения к записям капитана Головнина».
Это бы еще ничего, но в том-то и беда, что любовь моя пала на замужнюю женщину, да (к тому же) жену моего доброго приятеля, который радушно меня принимал, вовлек меня, сам того не подозревая, в частые свидания со своей барыней, а затем я, что ли, виноват, что К. И. Оставалось «завязать узелок на память». Неприятностей очереди на Серова постарались избежать: введена предварительная продажа билетов, предусмотрен вход по сеансам (при этом время пребывания на выставке не ограничено), электронные билеты будут считываться с мобильных устройств и их не придется обменивать на бумажные. Все эти разножанровые документальные произведения были опубликованы в «Морском сборнике», ряд из них, в частности «Воспоминания о Камчатке и Амуре» Юлии Завойко, вышли тогда же отдельными изданиями. В основу исследования новороссийских событий положена книга непосредственного участника десанта, писателя Г. В. Соколова «Мы с Малой земли». В «разряд статей смешанного содержания, но по форме принадлежащих более к отделу словесности» относил он, в частности, «Странствования португальца Фернанда-Мендеза Пинто, описанные им самим и изданные в 1614 году».
И кончается книга письмом, в котором Воин сообщает о своем новом назначении: «Все окончилось благополучно, корвет теперь уже в гавани и, кажется, на днях уже я буду назначен командиром нового судна». Забота о судьбе Отечества проявилась в размышлениях капитана Головнина и капитана Рикорда ("Записки флота капитана Рикорда о плавании его к японским берегам и сношениях с японцами") о необходимости добрососедских отношений России и Японии: они верили, что две державы "начнут время от времени более сближаться", стремясь "к дружественным связям, на взаимных пользах и выгодах". Что же помогло устоять в борьбе, выдержать лишения на далеком посту, доказать правоту. «Корфу и Занте, — писал Бонапарт, — дадут нам господство в Адриатическом море.
Лисянского, соратника И. Ф. 2. Здесь и его универсальные (антропологические) свойства и черты, сформировавшиеся культурной традицией и окружающей средой и неповторимые индивидуальные начала»2.
Не скажем, что это преувеличение. Свой вклад в развитие морской прозы писатель внес прежде всего освещением темы «важности для России профессии моряка, необходимости воспитания матросов на героических традициях русского флота»2. Он выдерживает «сильную атаку со стороны графов Чернышова и Нессельроде».
Командиром этой шхуны был молодой морской офицер Воин Римский-Корсаков, старший брат великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (тогда еще малолетний Ника, только-только определявший не без участия старшего брата-моряка свое жизненное призвание). Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующих нас констант национального характера) — ценностей моральных»2.
Менталитет раскрывается через «систему взглядов, оценок, норм, приоритетов, моделей поведения в конкретной обстановке, основывающихся на имеющейся в данном обществе иерархии ценностей» (что и является предметом аксиологии). совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего мира». В письмах родителям — и забота о младшем брате (деньги для учения и т. д. ) и советы, как лучше сформировать его характер. Термин аксиология, введенный в «научный обиход в начале XX века французским философом П. Лапи, обозначает особую философскую дисциплину изучающую проблемы ценностей различного рода и прежде всего (в аспекте интересующих нас констант национального характера) ценностей моральных»1. Иная картина предстает на страницах отечественной маринистики.
Бойков, Е. П. Соколова «Мы с Малой земли». Портреты друзей и недругов в основе своей тоже исходят из этого критерия — что человек вносит в «амурское дело», ставшее для него, Невельского, делом жизни.
Это волевой человек, закаленный моряк искушенный во многих жизненных превратностях, способный сохранить силу духа, хладнокровие в суровых испытаниях. Лучшие произведения художника волнуют не только выразительной передачей мощи водной стихии. Книга В. П. Римского-Корсакова «Балтика — Амур». Есть в письмах Воина слова о красоте южных звезд, потом и Ника напишет родителям, что он любуется звездами: «Не забывай, мама, смотреть на звезды, я думаю, ты их много позабыла».
Таким трагизмом пронизаны записки лейтенанта Н. Бошняка. Приветствуя выход «Путешествия» отдельным изданием, А. Бестужев-Марлинский в своей статье «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года» спешит обрадовать читателей сообщением о книге Головнина и поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан». Маринисты советской школы: В. В.