Экспозиция, которая развернётся в ЦВЗ «Манеж», ставит задачу рассказать о механизмах формирования и функционирования соцреализма и разрушить распространённое мнение о том, что произведения соцреалистов не несут в себе художественной ценности. Чтобы попасть в Манеж на выставку соцреализма, надо отстоять в очереди: интерес у публики большой. — А вам не помешает, что в дни работы выставки соцреализма в Манеже будет работать православная выставка. Коллекция соцреализма из крупных российских музеев представлена в московском Манеже.
Уж больно хороша выставка в Манеже – я бы назвал её «Шедевры клинического соцреализма».
Трудно сказать, что советский миф творился вдохновенно, скорее вынужденно. Благодаря этим полотнам он становится всё более возможным, более реальным. С одной стороны, мы хотим предупредить человека, рассказать, как эта машина работает.
И мы это показываем. Некоторым словам хотелось возразить, некоторые понять, с некоторыми согласиться. Связь с действительностью очень условна, происходящее здесь и сейчас — неважно. Один из первых его показов после падения железного занавеса случился в Нью-Йорке.
Это время невероятной силы. кв. В этом смысле оно ничего отразить не может.
Бояков: ИосифБродский говорил, что человек, который знает, как работают манипуляционные технологии, — защищен. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана. Член Московского товарищества художников (с 1893), ЛХРР (с 1922). Наличие коллектива — жизнь «перед лицом своих товарищей»- важная составляющая коммунального быта и счастья. Не идеологичность и уж тем более полит-технологичность, как выразились организаторы, главное в нём (даже по короткому анонсу художественной выставки очевидно, что идеология замещается политтехнологиями).
И если кто-то из зрителей вдруг сам не догадается, что монументальное полотно Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна» 1924 г. есть катастрофически проигранное соревнование с фантастическим «Собранием Государственного совета» его учителя Ильи Репина, то тексты ему это подскажут. Площадь возгорания составила 1, 5 тыс.
Торговый центр не подлежит восстановлению. Какое искусство было неофициальным. Это такое сакральное пространство. Безвременье способно породить то, что можно перепутать с мусором и выбросить по ошибке, способно породить что-то забавное, тонко эстетизированное, но ничего действительно возвышенного и возвышающего народ оно породить не может. Они позволяют им побыть людьми по сущности. Следующей вехой в осмыслении соцреализма стала выставка «Коммунизм – фабрика мечты.
Простояли на ветру где-то минут 30, благо – захватила с собой шапку. «Насаждение идеи единого всеобщего счастья — важная пропагандистская задача. В 1993 году выставку «Выбор Сталина: советский социалистический реализм 1932 – 1956» организовали в нью-йоркской галерее P. S. 1.
Писал жанровые картины в духе поздних передвижников (преимущественно в 1890-е гг. ), пейзажи, портреты. Материал не тот. В этом власти России, Украины и всех постсоветских государств совершенно единодушны. Мешков Василий Никитич, советский художник и график, народный художник РСФСР (1943). Выставка «Романтический реализм. Не знаю, откуда взялись пальмы в главном торжественном зале Союза, но они там были. Теперь эти работы в Лондоне идут за подлинники. Вот таким образом попытки приватизировать и использовать это искусство по принципу советскийрусский, попытки отобрать у него возделывающее время классовое жало и сделать удобным инструментом оправдания сегодняшнего положения дел в России, не могут увенчаться слишком уж большим успехом.
Ведь обойти советское искусство ни в одной бывшей республике просто невозможно. В тоне Юлии Латыниной хочется воскликнуть: «Ребята, вы заявленные вами даты видели. » Кандинский уехал из России в 1921 году, Малевич в 30-е годы писал портреты в духе старых мастеров, его УНОВИС (Утвердители нового искусства) закрылся в 1922 году. «И вот что вижу, вот что очевидно для меня: это время – не только время страха и насилия. «Как хорошо жить в Советском Союзе.
В этой культуре Москва не угнетатель бывшего советского народа – раздробленного, униженного, доведённого до состояния рабов, которые должны, к тому же, платить московским властям за «право» на то, чтобы их эксплуатировали по 12-14 часов в день, если они сюда приехали из своих обнищавших стран, – теперь уже как чужие. На полотнах самими средствами искусства строится новая жизнь, а говорят о пропаганде. Экспрессионистские хлопковые мадонны Волкова, постимпрессионистские пейзажи и натюрморты Сарьяна неподготовленному зрителю слали горячий братский привет и поддержку из (будто бы) сытых и вечно солнечных краёв — то есть честно выполняли госзаказ. Людей манит и бесплатный вход и милый сердцу реализм.
Иссак Бродский – один из главных представителей реалистического направления в советской живописи, мэтр советского искусства, первый руководитель Всероссийской академии художеств, писал Ленина (на основе фотографий, ага – реалист. ), после революции специализировался на портретах её лидеров (до – писал Керенского) изображал политические события страны, похороны вождей. Судя по реакции в Манеже, послание мастеров соцреализма до потомков дошло. Пропагандистские сюжеты утратили свое значение и начали восприниматься в качестве безобидной экзотики вроде шапок-ушанок и ремней с советской государственной символикой, которые свободно продавались на Арбате, дополняя набор туриста «балалайка, водка, матрешка». Это же постмодернизм.
Выставляют одни из наиболее ценных вещей в истории мировой живописи, а пишут о «разрушении клише об отсутствии художественных достоинств у этих полотен»: дескать, не так всё было плохо, соцреализм – тоже «ничего». Главное – какой смысл вкладывали и как быстро это доходило до зрителя. Шагал – в 1922-ом. Редкая выставка может похвастать таким количеством шедевров соцреализма: в одном зале соседствуют «Оборона Севастополя» Александра Дейнеки, «Александр Невский» Павла Корина, «Фашист пролетел» Аркадия Пластова, «Мать партизана» Сергея Герасимова.
Этот абзац – сам собрание клише современного мифотворчества. И. Ленина в эмиграции. С удовольствием на эти работы смотрят дети. Про возразить уже написала.
Это пионерлагерь, где радуются лету крепкие подростки Кончаловского. Что касается темы госзаказа, то ни одного портрета Сталина здесь не увидеть. Что бы ни писали в экспликациях, а такие выставки – вода не на мельницу нынешней власти. Это можно увидеть на выставке и именно это стало для меня главным её открытием. Сейчас-то они не родимые пятна и не пережитки, которые всё никак не удаётся пережить по разным объективным причинам, а «органический» неотъемлемый момент. В московском Центральном Манеже развернута художественная выставка, которую уместно смотреть под битловскую мелодию «Вновь я в СССР» : «Романтический реализм.
Обошли площадь низом, коротким путём мимо фонтанов и упёрлись в заграждение. Две трети из них сгинули в тюрьмах. Как его ни называй, пусть даже «романтическим», произведения скажут всё сами.
Ученики: Б. Н. и В. Н. Яковлевы, П. М. Шухмин. Согласно Гройсу соцреализм использовал те же механизмы воздействия на общественное сознание, что и реклама, но в целях политической пропаганды, а не продвижения товара. Это обошлось нам в 600 рублей, зато машина стояла в тепле и комфорте. У соцреализма в постсоветское время сложилась довольно любопытная выставочная судьба. Это холм и зелёно-голубые просторы, где мечтают влюблённые Петрова-Водкина. Оно пыталось заменить религию и создавало своего рода параллельную реальность. Думаю, эстету Дейнеке пришлось ломать себя изображая комсомолок в трусах, бегущих по пригоркам в светлые дали.
Отец и учитель пейзажиста Василия Васильевича М. (1893—1963). А территория счастья — повсюду, где есть солнце, простор, тишина. Так вот, одна из них – моя. » «Какая. » – спросил я. «Это ты сам догадайся. Но предчувствие этого будущего уже здесь.
В общем-то, художники Возрождения — тоже реалисты в каком-то смысле. Другое наполнение у разделов, посвященных спорту, технике, Востоку и советскому раю. Но кроме этих родимых пятен меряющая собой, как аршином, несовременная «современность», оказавшаяся там же, где и был социализм несколько десятилетий тому назад, видеть неспособна. Организатор проекта – Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» – каждый день дает отчет на «Фейсбуке», как растет аудитория: у входа в зал счетчик фиксирует тысячи паломников. Что бы ни писали в экспликациях, а такие выставки – вода не на мельницу нынешней власти. Бурлюк эмигрировал в Японию в 1920-ом.
Благодаря этим полотнам, он становится всё более возможным, более реальным. Таких, как мы оказалось много, а парковочных мест мало. Конечно, могут возразить, что портреты Путина висят теперь там, где раньше висел Ленин, но дело же не в портретах самих по себе, а в контексте общественных отношений, где они возникают.
Не удивительно, что штампованные, нехудожественные портреты Ленина, появились и заполонили всё именно тогда, когда Ленин для тех, кто сидел в кабинетах и возрождал капитализм, перестал быть товарищем, а момент исторического преодоления идеологии и отчуждения вообще постепенно сводился на «нет». Наш план припарковаться где-то в районе Националя не сработал. Невероятных, романтических надежд, – пишет в своем блоге Эдуард Бояков. Не совсем понятно, как о них говорить, как отказаться от взгляда на это искусство сталинского времени как на чистую агитацию, от концептуалистской деконструкции, как научиться заново видеть его — и тогда уже понять, хорошо оно или плохо интересно или нет, как связано оно со своим временем. Они позволяют им побыть людьми по сущности.
В этом смысле оно ничего отразить не может. И других, назовём их художниками "с человеческим лицом". Осмотр выставки занял часа полтора. Собственно и страну они спасли за счет этой энергии и этой веры. Словосочетание «соцреализм» не случайно мало что говорит тем, кто пытается его рассматривать как определённый стиль или направление. Я считаю, что это полотно достойно залов Версаля.
Ларионов с Гончаровой ещё раньше – в 1915-ом. Например, всем известная картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» превращалась в письмо, которое пишут старатели великому Сталину. Наверное идти сюда нужно специально. Если вглядеться, так это же практически библейский сюжет. Не идеологичность и уж, тем более, полит-технологичность, как выразились организаторы, главное в нём (даже по короткому анонсу художественной выставки очевидно, что идеология замещается политтехнологиями). С советских полотен смотрит совсем другая Москва, а её глазами – другой Мир.
В этой культуре Москва не аккумулятор и не центр нефте-газо-капитала. На полотнах самими средствами искусства строится новая жизнь, а говорят о пропаганде. Невероятной энергии. Но в 1920-1940-х годах этот момент преодоления отчуждения был силён.
Этого внимания, нового концептуального взгляда оно уж точно заслуживает. Когда анализируешь ситуацию с заказным искусством, понимаешь, что история стара как мир.
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1882—89) у И. М. Прянишникова, В. Д. Поленова и в петербургской АХ (1889—90). Я отказывалась верить и упиралась, но охранники у заграждений подтвердили, что вход с другой стороны. Преподавал в собственной школе живописи и рисования в Москве (1892—1917) и АХ в Ленинграде (1937—1940). Советская живопись 1925-1945в кратком пояснении рассказали общую идею того или иного раздела.
В воскресенье, 25 марта, около 12:00 мск в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово начался пожар. Взять полотно Исаака Бродского "Второй конгресс Коминтерна". Анализируя искусство этого времени, понимаешь, что художник вольно или невольно делал нечто, что было глубоко чуждо этой пропаганде. Именно в «алтарь» попали картины о войне, завершающие экспозицию, а на полпути к нему – сцены созидательного труда, спорта и полетов в стратосферу. Кстати и в Национальном художественном музее Украины в Киеве сразу же после «майдана», когда по всей стране разрушались памятники Ленину, тоже выставляли советское искусство с такими же антисоветскими описаниями. Прообраз до комизма гиперреалистического полотна Владимира Яковлева «Старатели пишут творцу Великой Конституции» определен названием, а композиция «Едут на выборы» Аркадия Пластова вполне точно заимствована из суриковской «Боярыни Морозовой».
Как его ни называй, пусть даже «романтическим», произведения скажут всё сами. Голод и лишения значения не имеют, так как «через четыре года здесь будет город-сад». Пришлось вернуться на площадь и встать в очередь. Да и о каком «постепенном вытеснении» авангарда в указанные годы можно говорить. Я не спеша обошла все залы выставки «Романтический реализм», восхищаясь работами и знаменитых мастеров и тех имена которых читала впервые. Но эта «упаковка» мельчала рядом с произведениями, будучи контрастирующе-несоразмерной с ними.
Выставка дает возможность увидеть почти все знаковые произведения 1920-1940-х годов. Расширили и временной срез соцреализма, начав отчет с середины 1920-х. С этой фразой я согласна, хотя ещё на выставке у меня возникло желание разделить художников на две группы: тех, кто чётко следовал задачам прославления режима и вождей. Оказывается, у "Письма с фронта" Лактионова можно простоять час, а к "Обороне Севастополя" вообще сложно подойти. Да, вождь народа присутствует на полотнах, но не доминирует. Бродский, что видел (зачастую на фото), то и писал. Больше сотни партийных деятелей всех мастей собрала висящая прямо у входа в зал картина «II конгресс Коминтерна».
Бояков:Это же очень интересное соседство. Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. Эта реальность, в отличие от поля сорняков и пустоцвета современных реальностей – не консервация, а форма преодоления. Пришлось нырнуть в многоярусный подземный паркинг, что под гостиницей Москва (ныне Four seasons). Бояков:Я уже говорил о том, что для пропаганды самым действенным оказался реализм. Жаль, он не снабжен подробным рассказом, что стало с персонажами.
Однако все эти напоминания расставлены как необязательные маркеры, знаки вежливости. Но ни Кузьма Петров-Водкин или Павел Корин с аллюзиями на иконы, ни адепт фовизма Мартирос Сарьян, ни Александр Дейнека с экспрессионизмом «Обороны Петрограда» не укладываются в прокрустово ложе доктрины. Да и восемь изображений Сталина на 80 экспонатов – многовато. Видимо, такому пониманию мифа выставка обязана появлением в названии слова «романтический».
Но, пытаясь привлечь на свою сторону возвышенность и масштаб советского искусства для идеологического возвышения современной России (читать: российского государства), возрождая воспоминания о том, что Москва была центром мирового искусства и вообще центром Мира, невозможно не натолкнуть человека на размышления о том, что она была таким центром только потому, что стала тогда душой мировой революции, возглавляемой советскими людьми, какой бы национальности они ни были. Выставка «Романтический реализм. Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Россия — Моя история, занимающей остальную территорию здания. А что, скажите, в этих залах было выполнено не по заказу власти. Сопроводительные тексты не то чтобы вносят в ситуацию ясность.
Трудно назвать картину шедевром, но ее автор, главный портретист вождей Исаак Бродский, ученик Ильи Репина изображая людей подобными рассыпанному фаршу, словно предугадал, в какую мясорубку им предстоит попасть. Прежде всего предлагается реабилитировать «художественные достоинства» главного советского стиля. Не за счет страха, а за счет этого мифа. С другой стороны, показать, что без мифа невозможно жить. Выставляют одни из наиболее ценных произведений в истории мировой живописи, а пишут о «разрушении клише об отсутствии художественных достоинств у этих полотен» : дескать, не так всё было плохо, соцреализм – тоже «ничего». Два подлинника, писанных Веронезом, были утрачены.
Но эта «упаковка» мельчала рядом с произведениями, будучи контрастирующе-несоразмерной с ними. Наиболее значительны портреты советского времени (С. И в этом смысле советское искусство переставало быть, собственно искусством не утрачивая, а обобществляя не только своё собственное содержание, но и содержание мощного толчка искусства-правды передвижников, пафос классицизма, гуманизм возрождения, «недосягаемого идеала» античности – вообще всего того, что было достигнуто человечеством в искусстве как отчуждённой форме прекрасного.
В слове «социалистический» заключена самоидентификация этого самого реализма, – не просто как искусства, а как искусства, творящего историю. А ведь в нём-то вся, при чём не просто идеологическая, а историческая, соль. Зная в общих чертах, что это могло значить, я все же с наивным видом спросил: «Василий Николаевич, а это – что такое. » Улыбнувшись, он ответил: «Это моя работа. Пятиметровое полотно 1924 года с обилием деталей поневоле заставит остановиться. Но кроме этих родимых пятен, меряющая собой, как аршином, несовременная «современность», оказавшаяся там же, где и была социализм тому назад, видеть неспособна. Выставлять будут, так как им представлено всё лучшее, что было сделано в ХХ веке в этой области.
Я же после шедевров живописи совсем не оценила замысел устроителей. Портрет Путина, висящий во многих учреждениях – лучшее тому доказательство. В этом власти России, Украины и всех постсоветских государств совершенно единодушны. Микеланджело, Рафаэль, Рубенс — это всегда выражение четких идеологических форм. Хотя незатейливой халтуры или беспомощных агиток, а их в запасниках «Росизо» предостаточно, на этой выставке нет.
И то сомневаюсь, что столько материала можно осветить за одну экскурсию. Но помимо горизонтали есть вертикаль, есть дух, есть Бог, есть вера.
А экспликации говорят об идоле и «иконе». Разные залы посвящены главным темам того времени (связке тем), что подчеркивается колористическим решением каждой зоны. На выставке представлены работы Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки и других крупнейших художников первой половины ХХ века. Экспозиция объединила более 80 экспонатов из лучших российских собраний: Государственной Третьяковской галереи, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея, Государственного музея Востока, Государственного музея современной истории России, Центрального музея вооруженных сил Российской Федерации, Государственного музея архитектуры им. Он положил на стол пачку фотографий.
Пора – про согласиться. Более программным выглядит намерение кураторов реабилитировать сам советский миф, его пафос жизнестроительства. Щусева и Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Сейчас-то они – не «родимые пятна» и не пережитки, которые всё никак не удаётся пережить по разным объективным причинам, а «органический» неотъемлемый момент. Но лучшие произведения этого периода решали все-таки иные задачи. И дело не в патриотической любви к своему городу, который сам по себе во многом памятник советского искусства, а в том, что именно в этих встречах происходит смыкание Москвы с мировой, то есть общечеловеческой, культурой. Нынешняя выставка в Манеже демонстрирует еще один этап в осмыслении соцреализма.
На выставке представлен лучший период не только по самоназванию, а по духу социалистического реализма. И среди них две продолговатые вертикальные фотографии с превосходных веронезовских картин. А ведь в нём-то вся, при чём не просто идеологическая, а историческая, соль. Она включает только подлинники, что особо подчеркнул в беседе с корреспондентом «Труда» сокуратор выставки, продюсер и режиссер Эдуард Бояков. И Рубенс был нужен затем, что прекрасно эту идеологию формулировал.
Оно пыталось заменить религию и создавало своего рода параллельную реальность. Мне показалось, что воспринимать такое количество зрительных образов невозможно. Помню, в 2003 году, когда я увидела полотно Исаака Бродского «Второй конгресс Коминтерна», я ахнула. Через неё и в ней тянется нить действительности, если помнить, что всё действительное разумно, а всё разумное действительно. Так как трудно найти другой такой аналог.
Кстати и в Национальном художественном музее Украины в Киеве сразу же после «майдана», когда по всей стране разрушались памятники Ленину, тоже выставляли советское искусство с такими же антисоветскими описаниями. И там соцреализм встретился со своим «безумным двойником» – соц-артом. Эта «романтика» востребована. Но большинство их сюжетов имело отношение к иллюстрации мифа. Кураторы объясняют, что так они пытаются разоблачить советский миф.
Во-вторых, если выставка «Православная Русь», декларируя работу с мультимедиа и документами, подчеркивает, что является исторической, то мы, наоборот, категорически отказались от чего бы то ни было, кроме живописи. В этой культуре Москва – не аккумулятор и не центр нефте-газо-капитала. Но к советским нимфам нужно еще пробиваться сквозь строй руководителей страны. Что и читается в надмирной «Весне» Кузьмы Петрова-Водкина, неисправимого мистика и ученика иконописцев. Вашу мать. » И закрасил эти надписи. Реальные люди живут, будто начерно, во имя великой идеи рая для всех потом, в будущем.
Великий «мученик авангарда» Филонов в 30-е годы работал за идею, бесплатно, свои работы завещал «Русскому музею» (где они хранились в запасниках) и умер от голода в начале блокады Ленинграда. Каждый раздел экспозиции имеет своё название. Она сказала, что и она и ее сотрудники догадываются об этом, но не назвала мне, о какой работе шла речь».
Всё это сейчас исследуется на Западе. Не зря здесь полотно Лактионова упомянули. Документальная точность была основой его творчества. Некоторые этим всю жизнь занимались. Материал не тот. Советское государство для всех художников мифотворцев устанавливало единые правила и ставило одинаковые задачи.
С советских полотен смотрит совсем другая Москва, а её глазами – другой Мир. Того же порядка мифологемами были напичканы экспликации. Муж сообразил сразу, что та длииинная очередь стоит не в туалет. И мысли об истории только мешают очаровываться ею. Выставку «Романтический реализм» в Новом манеже мы посетилиза день до её завершения (4. 12. 2015г. ), очень удачно её продлили до начала декабря.
Действует на зрителя безотказно и в России и в Европе. И, как ни парадоксально, она вынуждена лить эту воду в своём патриотическом безумии. 1905–1907 гг» Эмиля Визеля уступили место понятному массам натурализму.
«Романтический реализм. Но историческая самоидентификация этого искусства неудобна, потому в названии выставки в Манеже стыдливо фигурирует слово «романтический», а не чуждое нынешнему безвременью словосочетание «социалистический реализм». «Романтический реализм.
Но историческая самоидентификация этого искусства неудобна, потому в названии выставки в Манеже стыдливо фигурирует слово «романтический», а не чуждое нынешнему безвременью словосочетание «социалистический» реализм. Не всегда, как в случае «Утра испанских пионеров в летнем лагере» Петра Кончаловского, старательному. К тому же, если вспомнить историю, кто из художников разных эпох не писал на заказ. Не менее важны эти встречи и для москвичей. Получилась одновременно и метафора и диалог.
Идеологичность и политтехнологичность для советского искусства того периода, когда СССР ещё не пятился семимильными шагами назад к капитализму, а готовился к своей эпохальной битве, была лишь рудиментом – «родимыми пятнами» прошлого. Прежде всего вычленены главные темы самого мифа. На самом деле соцреализм – явление пестрое и противоречивое.
Представлю несколько снимков. Напомнить тем, кто соцреализм стыдливо переименовал в «романтику». Скорее сильнее озадачивают. Этот абзац – сам собрание клише современного мифотворчества. Ведь обойти советское искусство ни в одной бывшей республике просто невозможно.
Действительно, на эти дела, на эту работу он был великолепный мастер. Такие «подсказки» направляют неискушённого зрителя и помогают воспринять идею той или иной картины. Погибло не менее 60 человек (поиски погибших продолжаются, есть пропавшие без вести), не удалось спасти и всех обитателей контактного зоопарка (около 200 животных). Устроители выставки «Романтический реализм.
Такого ажиотажа в первый же день организаторы не ожидали. Наверное, выставка хороша для интерактивных занятий по истории. Портрет Путина, висящий во многих учреждениях – лучшее тому доказательство. « Перед уходом я попросил его показать мне кое-что из его работ. Словосочетание «соцреализм» не случайно мало что говорит тем, кто пытается его рассматривать как определённый стиль или направление.
Это гвоздь экспозиции. Эта выставка не обличает Советский Союз, скорее пытается осмыслить его средствами своего рода духовной диалектики: кровавая страна и режим, выковавший народ-победитель (он же — народ-страстотерпец). Уже задержаны первые подозреваемые. Но, пытаясь привлечь на свою сторону возвышенность и масштаб советского искусства для идеологического возвышения современной России (читать – российского государства), возрождая воспоминания о том, что Москва была центром мирового искусства и вообще центром Мира, невозможно не натолкнуть человека на размышления о том, что она была таким центром только потому, что стала тогда душой мировой революции, возглавляемой советскими людьми, какой бы национальности они ни были. Трегулова: Ну а что вы хотите услышать.
И, как ни парадоксально, она вынуждена лить эту воду в своём патриотическом безумии. Разделы «Красная армия», «Поэтизация труда», «Новый человек, новое тело», «Территория счастья» с парадами, самолетами, эстафетой в обновленной Москве подводят к сакрализованному пространству «Образ вождя». Но в 1920-1940-х годах этот момент преодоления отчуждения был силён. Где сон — там мир.
Не менее важны эти встречи и для москвичей. А экспликации говорят об идоле и «иконе». В этой культуре Москва не угнетатель бывшего советского народа у себя дома и дома, — раздробленного, униженного, доведённого до состояния рабов, которые должны к тому же платить московским властям за «право» на то, чтобы их эксплуатировали по 12-14 часов в день, если они сюда приехали из своих обнищавших стран, – теперь уже как чужие. Советская живопись 1925-1945 годов». Не удивительно, что штампованные, нехудожественные портреты Ленина, появились и заполонили всё именно тогда, когда Ленин для тех, кто сидел в кабинетах и возрождал капитализм, перестал быть товарищем, а момент исторического преодоления идеологии и отчуждения вообще постепенно сводился на «нет».
Еще большее открытие и откровение картина Петрова-Водкина "После боя". И в этом смысле советское искусство переставало быть, собственно искусством, не утрачивая, а обобществляя не только своё собственное содержание, но и содержание мощного толчка искусства-правды передвижников, пафос классицизма, гуманизм возрождения, «недосягаемого идеала» античности – вообще всего того, что было достигнуто человечеством в этой отчуждённой форме искусства. Специалисты говорят – это та самая рублёвская "Троица". м., от пожара обрушились конструкции верхних этажей.
Выставка открылась в Ширн-Кунстхалле во Франкфурте-на-Майне в 2003 году. Эта «романтика» востребована. Этот холст и сам жертва репрессий: из-за крамольных портретов томился почти столетие в тайных фондах музея Ленина (теперь Исторический музей). Специалистам же выставка демонстрировала новый взгляд на соцреализм, принадлежавший Борису Гройсу, выпустившему незадолго до этого книгу Gesamtkunstwerk Stalin, где он выступал как логическое завершение авангарда.
Того же порядка мифологемами были напилены экспликации. Которого, кстати, часто ругали завистники за уход от больших социальных тем в камерные. Самое время напомнить, что в народе (по крайней мере художественном) бытует такая классификация стилей: репрессионизм, баракко, поздний реабилитанс, сталинский вампир. В слове «социалистический» заключена самоидентификация этого самого реализма, – не просто как искусства, а как искусства, творящего историю.
Кажется, что соцреализм и сопредельные ему явления (а здесь представлены именно они), несмотря на десятилетия, прошедшие и с распада СССР и с перестройки, все еще находятся в некой полуслепой зоне. Действительность чувств и действительность разума невозможна вне преодоления общественных отношений, выполняющих функцию украшающего себя и маскирующегося прокрустова ложа капитала, утилизирующего всё время жизни человека (даже то, которое по недоразумению называется свободным), а потому производящего настоящую свободу только случайно и только в очень узких рамках. Прежде всего, у нее крайне подавляющий контекст.
Действительность чувств и действительность разума невозможна вне преодоления общественных отношений, выполняющих функцию украшающего себя и маскирующегося прокрустова ложа капитала, утилизирующего всё время жизни человека (даже то, которое по недо–разумению называется свободным), а потому производящего настоящую свободу только случайно и только в очень узких рамках. Там можно увидеть, как в меру условный язык Александра Дейнеки в «Обороне Петрограда» или французская манера «В.