«портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883). Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883).
Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. «портрет Эмиля Золя» (фр. Portrait dmile Zola) — картина, написанная в 1868 году французским художником Эдуаром Мане (douard Manet, 1832—1883).
Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает. Франция. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской».
Он копировал «Венеру Урбинскую» Тициана, что стало отправной точкой для возникновения «Олимпии». В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи.
Все эти вопросы стояли перед автором, когда писался этот очерк. Там Олимпия представлена как антагонистка главной героини, к тому же являющаяся публичной женщиной (её имя стало нарицательным для всех дам её профессии). Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне». Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки.
И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. О нем слишком много говорили. Я хотел бы, чтобы полотна всех художников мира были собраны в одном огромном зале и чтобы мы, страницу за страницей, могли прочесть эпопею человеческого творчества.
Редко приходится видеть такую изысканность тона и такую свободу в сопоставлении тканей одного и того же цвета. Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Самое главное – это правда, за которую в салонном искусстве его и отвергали. В этом материале предлагается проследить судьбу основного произведения Эдуарда Мане, вошедшего в историю как «страстный полемист против буржуазной пошлости, мещанского тупоумия, обывательской лености мысли и чувства». Затем посмотрите на картины Мане и вы убедитесь, что они дышат правдою и мощью.
Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину.
Она стала его студенткой, моделью и другом. В этой насмешке, звучащей, по сути дела, похвалой, есть много верного и здесь и там – приемы одни и те же краски положены плоско, с той только разницей, что ремесленники пользуются чистыми тонами, не заботясь о валёрах, в то время как Эдуард Мане усложняет их и устанавливает между ними точные соотношения. Как и в других памятниках Парижа, в Лувре и Клюни, в Карнавале и отеле Бирон (музей Родена) живет творческий гений французского народа.
Неужели жюри опять не примет его работы. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Импрессионизм. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство.
Там, он подружился с Антоненом Прустом. Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Вот от площади Согласия к площади Звезды идет прямая стрела Елисейских полей. Посредине этого огромного зала и должна поместиться толпа, чтобы верно судить о произведениях искусства здесь прекрасное — уже не абсолют, не общепринятое нелепое мерило прекрасное здесь — сама человеческая жизнь, творческое начало, которое в сочетании с реальной действительностью создаст произведение искусства, принадлежащее всему человечеству.
Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой».
Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. 208 x 264 см. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Для критика огромная радость сознавать, что он может анатомировать этот организм, а затем воссоздать живого человека во плоти — со всеми его нервами, с его сердцем, с его мечтами.
Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Мне придется повторить здесь то, что я уже говорил, — предельная простота и точность, ясность и изящество. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи.
Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Где это видано. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения.
«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Тут публика приходит в неистовство. Но никто не направляет толпу. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи.
Своеобразие — вот главное пугало. Вот вытянул свои огромные крылья-руки Лувр: одно – вдоль набережной Тюильри, другое – вдоль улицы Риволи между ними – Зеленый партер и арка Карусель. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась и военного караула. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии».
В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Наконец, напротив Эйфелевой башни за Иенским мостом возвышается дворец Шайо. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Здесь действительность является величиной постоянной, а различные темпераменты — величинами творческими, сообщающими произведениям различные особенности.
Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Каковы же мои воззрения в области искусства. Эдуард Мане хотел написать Венеру своего времени, то есть в какой-то мере это было ироническое переосмысление мифологии и попытка поднять современность до высоких классических образов. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Подобную манеру цитирования с перенесением ренессансного мотива в современные парижские реалии Мане уже использовал при создании «Завтрака на траве».
Музеи расположены в центре Парижа вблизи Сены. Боже, какое неприличие. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Попугай в картине Женщина с попугаем вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в Олимпии. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Музей Орсэ. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали.
Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.
Нам нужен всегда один и тот же кругозор вещи незнакомые вызывают у нас смех или раздражение. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Деньги тают. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Париж. Скорее всего, нет.
Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Иногда стены музеев как бы раскрывались и в памяти всплывали места, связанные с жизнью и творчеством художников, улицы и площади Парижа. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок.
В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия.
Поднимемся на смотровую площадку Эйфелевой башни и посмотрим на правый берег. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Холст, масло. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию.
В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. Таким образом, многообразные творения неиссякающего человеческого гения оказались сведенными к древнегреческому образцу.
Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874). Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Ей брошена кость. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Неужели он так никогда ничего не продаст.
Повторяю, единственная причина всего этого — первое впечатление. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.
Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Эдуард Мане обучался у Кутюра, салонного художника, но понял, что наигранные позы натурщиков на квазиисторические или мифологические сюжеты – «занятие праздное и бесполезное». В левой части полотна изображена японская ширма. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. ГМИИ им.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. После смерти Бодлера художник сближается с Золя, пишет его портрет.
Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью».
Гюстав Курбе сравнил Олимпию с дамой пик из колоды карт, только что вышедшей из ванны. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно.
В левой части полотна изображена японская ширма. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo, то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Неподалеку от Лувра, в саду Тюильри, находятся Музей импрессионизма и Оранжери. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. У нее нет ни методы, ни точки зрения.
Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась. Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости.
Нам нужен всегда один и тот же кругозор вещи незнакомые вызывают у нас смех или раздражение. В левой части полотна изображена японская ширма. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Вот таким образом автор не старался избавиться от личных впечатлений и воспоминаний. И это постыдное мелкое торгашество, это расхваливание, это восхищение всякой дрянью совершается во имя так называемых священных законов искусства. Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин.
Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане).
Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую. Если бы художник всегда писал такие головы, он стал бы любимцем публики, его осыпали бы похвалами и деньгами правда, он остался бы тогда всего лишь эхом и мы никогда не узнали бы той прекрасной простоты, которая составляет особенность его таланта. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Постепенно соберутся зеваки, толпа будет расти и тут начнется форменное улюлюканье, припадок дикого безумия.
Очевидно, необходим был и справочный материал и сведения исторического порядка. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает.
Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу». Перед ним – письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя. Объясню свою мысль. Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. «Олимпия» Мане обнаруживает большое сходство с картиной Тициана, ведь именно с неё Мане написал копию в годы ученичества.
Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Скандал был полным. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков.
В 1874 – в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» – Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Весь Париж стоял на голове. Вот таким образом его не следует судить ни как моралиста, ни как литератора к нему надо подходить как к живописцу. Я вижу в нем живописца-аналитика. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Все сбиты с толку и вот тут одних охватывает веселье, других — злоба. Недавно один писатель рассказывал мне, как его однажды бесцеремонно выставили за дверь потому, что он имел несчастье где-то сказать, что он не испытывает неприязни к таланту Декана.
Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Какое мне дело до философских абстракций.
Их район легко охватить взглядом с любой «высокой точки». Публику никогда не удастся излечить от страха. Мане обвинили в аморальности и вульгарности. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все.
Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. Это ихпервая ночь, закоторой следуют месяцы любовного опьянения. Они заново открывают друг друга. Кристина уходит отсвоей генеральши, Клод отыскивает дом вБеннекуре, пригороде Парижа, всего задвести пятьдесят франков вгод. Необвенчавшись сКристиной, Клод называет её женой, авскоре его неопытная возлюбленная обнаруживает, что беременна. Мальчика назвали Жаком. После его рождения Клод возвращается кживописи, нобеннекурские пейзажи уже наскучили ему: онмечтает оПариже. Кристина понимает, что хоронить себя вБеннекуре для него невыносимо: втроем они возвращаются вгород. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние.
Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Она исходит из того, что вне художника существует некая абсолютная красота или, лучше сказать, некое идеальное совершенство, к которому каждый стремится и приближается в той или иной степени. Гюстав Курбе был не одинок в непонимании произведений Эдуарда Мане. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика.
В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность.
Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года». Однако налицо очевидная эволюция. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя.
Все дело в воспитании. Кружевная башня церкви Сен-Жермен дОксеруа находится рядом с массивной луврской колоннадой прозрачный силуэт Эйфелевой башни, открывающей эру железа и бетона в архитектуре, расположен на одной оси с Военной школой – характерным образцом зодчества XVIII века классический купол отеля Инвалидов, построенного в эпоху Людовика XIV, «перекликается» через мост Александра III с Гран-пале и Пти-пале, сооруженными ко Всемирной выставке 1900 года Дворец Правосудия, нынешний облик которого определяется зданиями XVIII-XIX веков, окружает шедевр готической архитектуры – ажурную, легкую Сент-Шапель. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».
История хранит имена многих известных художников, оставивших нам на память о себе свои произведения. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. Все равно. Интересно взглянуть на Лувр с собора Нотр-Дам. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства.
Критики на самом деле больше не обходят Мане. При этом детали исчезли. Опасная любовь. Красота живет в нас самих, а не вне нас.
Интересно, как примет современная публика «Олимпию»: будет ли так же неистово возмущаться и указывать на картину зонтиками из-за чего персоналу музея придётся повесить картину выше, чтобы посетители не испортили её.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера.
Но вражда по отношению к нему пока еще существует. В ней — весь художник и только он один. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках. Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года).
Испуганная администрация поставила у картины двух охранников, но и этого было недостаточно. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Мане упрекали в подражании испанским мастерам.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Толпа почти всегда смеется по пустякам. Я не выдумываю.
Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Но искусство, живопись для них — великая Блудница, Куртизанка, вечно алчущая юной плоти она будет пить кровь их детей и душить их, трепещущих на ее ненасытной груди. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.
У него есть последователи он – глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится.
В картине «Балкон» (1868) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа.
В левой части полотна изображена японская ширма2345. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим.
Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. И Венера Урбинская и Олимпия изображены в домашней обстановке как и на картине Тициана задний план «Олимпии» Мане чётко разделён на две части вертикалью в направлении лона лежащей женщины.
С конца 1850 Мане оказался в центре кружка, объединившего не только художников-импрессионистов Моне и Ренуара, но также писателей Золя и Бодлера. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Эмиль Золя изображён сидящим в пол-оборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). После анализа — синтез.
У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Неужели вам все еще смешно. После анализа – синтез.
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. В этом случае анализ имеет своим предметом нечто целое, гений художника может быть изучен всесторонне и можно нарисовать его точный и верный портрет, не боясь упустить ни единой подробности. В «Нана» (1877) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль».
Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Париж – город-музей. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». В самом теле подростка — очаровательная бледность это — шестнадцатилетняя девушка, несомненно, натурщица, которую Эдуард Мане писал такой, какая она есть. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив.
Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя».
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольной формы. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Объясню свою мысль.
Это было бы поучительно. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Деньги тают. Настоящая официантка из Фоли-Бержер, которая позировала Мане, на полотне стоит к зрителю анфас, в то время как ее фигура в зеркале на заднем плане чуть развернута и открывает лицо собеседника. В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен.
Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Только оскорбления. Картины, созданные им, отличались удивительной сочностью и силой, которые оскорбляли взоры зрителей, привыкших совсем к другим приемам. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Никто не старается найти правильную точку зрения. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Его вдохновляло несколько основных тем: живопись итальянского Возрождения (Филиппино Липпи, Рафаэль, Джорджоне – «художники чистой и светлой гармонии»), творчество Веласкеса зрелого периода. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно – повторяю еще раз – позабыть о тысяче вещей.
Одни ничего не понимают, другие сравнивают. Если вернуться к произведениям, подавшим повод для насмешек и издевательств, то окажется, что это сумасбродное веселье вызвано не чем иным, как новизной картины. И вот эти люди, даже не пытаясь понять, что же их оскорбляет, накинулись на молодого художника, стали поносить его талант, подвергать сомнению его добросовестность, делая из него какого-то паяца, который на потеху зевакам показывает им язык. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки.
Это движение наблюдается не только в области науки во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Что все это означает. Я вижу в нем живописца-аналитика.
Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. О нем слишком много говорили. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними.
Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
Растерявшаяся толпа не знает, кого слушать: Пьер говорит белое, Поль — черное если поверить одному, то в этой картине надо уничтожить пейзаж, а если послушать другого, то надо убрать фигуры, так что в результате не останется ничего, кроме рамы, что, кстати сказать, было бы неплохим выходом. Фигура негритянки в розовом справа также вписана в треугольник. Более двух тысяч лет меняется мир, цивилизации рождаются и гибнут, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное существование среди вечно меняющихся нравов а с другой стороны, повсюду рождаются художники: и бледными, холодными утрами в Голландии и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании. Однако налицо очевидная эволюция.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Своеобразие — вот главное пугало. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Это уже первый шаг.
Критики на самом деле больше не обходят Мане. Здесь дело уже не в стремлении к совершенной красоте художник не живописует ни событий, ни душевных переживаний то, что называют сочинением, для него не существует и задача, которую он себе ставит, не сводится к передаче такой-то мысли или такого-то исторического факта. Пушкина представляет выставку легендарной «Олимпии» в окружении ещё нескольких образов женской красоты. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию».
Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Но в данном случае я склонен рассматривать долгое и трудное ученичество Эдуарда Мане как признак самобытности. Затем она выставляла свои работы каждый год. Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.
«Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник. Все дело в привычке. Проведя несколько лет у аббата Пуалу в Вожи-рар, Эдуард Маке закончил свое образование в коллеже Роллен.
Но в Лувре никто не станет возмущаться. Но критика не жаловала такой подход на Парижском салоне 1865 года, само название отсылало к героине романа (1848) и одноимённой драмы (1852) Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Ваяв за основу при изображении фигур композиции Рафаэля и вызывая в памяти пасторальную атмосферу живописи Джорджоне, Мане сознательно стремится напомнить о высоких идеалах искусства Возрождения. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».
Из-за «Олимпии» Мане разразился один из самых крупных скандалов в искусстве XIXв. Только оскорбления. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. В итоге картину перевесили в самый дальний зал Салона на такую высоту, что её было почти не видно. Есть, следовательно и некое общее мерило прекрасного, каковым является сама эта отвлеченная красота с указанным мерилом люди подходят к любому произведению и, в зависимости от того, насколько оно соответствует этому мерилу, судят о достоинствах произведения.
Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул. Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника.
Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Но меньше всего хотелось превращать очерк в путеводитель или краткую историю искусств.
Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Нелепого общего мерила больше не существует критик изучает произведение как таковое и признает его значительным, если находит в нем действительность, переданную сильно и своеобразно в таком случае он объявляет, что в историю искусства вписана новая страница, что появился новый художник, который открывает в природе новую душу и новые горизонты. Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено.
В Испанию он ездил только один раз, в 1865 году и его картины носят слишком своеобразный характер, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына Веласкеса и Гойи». Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года.
Никто не старается найти правильную точку зрения. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Неужели жюри опять не примет его работы.
Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. В сущности — все это только смех, только вздор. В пандан к жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели— широкий золотой браслет с подвеской. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами.
Также на него оказала влияние французская живопись XVIII века (Ватто, Шарден). Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Неужели он так никогда ничего не продаст. Тогда, в засилии мифологических сюжетов, Мане осмелился писать картины о жизни, которая его окружает: он писал своих современников, которые могли быть ничем непримечательными и не иметь высокого статуса в обществе, но быть интересными для зарисовок и картин. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью.
Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Скандальным оказался как сюжет картины, так и живописная манера художника.
Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние.
Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже.