Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. «огюст и Эжен Мане, родители художника»— двойной портрет, который создал французский художник Эдуар Мане (1832—1883). В этом году жюри официального Салона приняло к участию в выставке картины Мане «Портрет родителей» и «Гитарреро». Огюст и Эжен Мане, родители художника— двойной портрет, который создал французский художник Эдуар Мане (1832—1883).
Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Ведь именно Золя принадлежит хрестоматийная формула: «Мане не умеет ни петь, ни философствовать» Мане – раб «бессознательности творческого процесса». Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
Он не просто созерцает происходящее, но оставляет рисунок, запечатлевший результаты страшного, но великолепно выполненного преступления (слова одного из современников), фиксирует чудовищно продуманный прозаизм массового истребления республиканцев. Викторина родилась в семье гравёра Жана-Луи-Этьенна Мёрана и его жены Луизы-Терезы. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. «Любитель абсента» (1858-1859 гг. ) имеет, с одной стороны, прямое отношение к романтизму, воспринятому сквозь призму автопортретного цикла Курбе, который в 40-е годы толковал романтизм как вызывающую позу одинокого отщепенца, человека, знающего себе цену и сознающего, что мещанину его не понять.
Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Возле ложа едва различима на темном фоне негритянка с букетом, в ногах — черный кот. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). При этом манера «Любителя абсента» сохраняет пока зависимость от пластических ощущений не столько Кутюра, как пишет Перрюшо, сколько опять-таки Курбе, усвоившего опыт Риберы и Сурбарана. Его отец руководил департаментом в Министерстве юстиции, мать была дочерью дипломата.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Это был знаменитый Салон отверженных 1863 года. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал.
С годами он понял, как должно вести себя этому человеку, когда тот покидает суетный город и оказывается среди природы. Чтобы доказать отцу, что тот зря тратил деньги на обучение сына, Эдуард пишет портрет родителей, Огюста и Эжени Мане. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Французский художник Эдуард Мане родился в Париже, в состоятельной семье.
И это не случайность, а точка зрения.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Л., 1965. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Д. Чегодаев.
В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В 1852 году Мериме переводит пушкинских «Цыган». В декабре 1848 года он отправляется на паруснике в Рио-де-Жанейро, обучаясь профессии лоцмана и в ходе плавания делает шаржи и карикатуры на членов команды, офицеров, своих товарищей. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени из ренессансного "окна в мир" в поэтический "образ мира".
Кто же обслуживал эту новую, год от года умножавшуюся клиентуру. Так кристаллизуется идея группового портрета, реализованная Фантен-Латуром в «Апофеозе Делакруа» (1864 г. ) и «Мастерской в Батиньоле» (1870 г. ). Картина Эдуарда Мане «Казнь императора Максимилиана Мексиканского» в свете некоторых фактов и событий. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Создавая книгу об Эдуарде Мане, Перрюшо досконально изучил все письменные свидетельства эпохи, прочел все специальные исследования о художнике и неизбежно оказался вовлеченным в круг традиционно-инертных, десятилетиями утверждавшихся представлений о своем герое. Она стала его студенткой, моделью и другом. Еще во времена романтизма зародилась идея своеобразной корпоративности людей, присягнувших творчеству, – «артистов», как называли они себя, – богемы, как называл их обыватель.
Он хочет при этом зафиксировать неповторимость состояния своей героини в данный момент: минутную гордость победой, приветственный жест рук, триумфально поднявших шпагу и мулету. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Оно было молодо, честно и непримиримо. С какой пронзительной нежностью и обостренным чувством прекрасного идущим, конечно же, от сознания того, что жизнь неумолимо уходит, любовался он этими нежными, миловидными лицами.
увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Чаще – хроникально-светскую, описательную (Гаварни), реже – сатирическую (Домье), еще реже – отстраненно-аналитическую (Гис). Так отчего бы ей не стать музыкантшей.
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Сюжет исторической картины «Казнь императора Максимилиана Мексиканского», созданной как отклик на очередную политическую авантюру Наполеона III (начатую в 1862 году и закончившуюся в 1867-м гибелью французского ставленника, эрцгерцога Максимилиана), Перрюшо вслед за многими рассматривает как «предлог для тональных вариаций». Даже в этом портрете Эдуар делает уступки буржуазной добропорядочности.
Они во всех видят русофобов и врагов народа. Каким поразительным мужеством обладал этот погибающий и совсем еще нестарый человек.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Так, в картине «Балкон» (1868 г. ) в образе одной из женщин художник поведал о той скрытой драме отчужденности, тайном разладе с пошлостью и прозой окружающего, которые превращают ее из заурядной (подобно другим, находящимся рядом персонажам) в томимую неудовлетворенностью, ранимую, восприимчивую героиню, живущую, оказывается, прямо у распахнутых дверей обычного дома. Остается фактом, что в начале 1852 года у Сюзанны родился сын Леон Леенхофф (Lon Leenhoff, 29 января 1852, Париж – 1927, Бижу). Человек, воспринимаемый в такой проекции, оставался неразгаданным до конца, но приобретал благодаря этому особую многоплановость, впитывал множество ассоциаций, звучащих «под сурдинку» отголосков ощущений, воспоминаний, чувств инстинктов он оказывался незримыми, но очевидными нитями связанным с той средой из которой сформировался. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». «Завтрак на траве» вызвал яростные нападки публики — среди одетых мужчин сидела нагая женщина.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Последним художником, которому позировала Викторина в 1890 году, был Норбер Гонетт.
Тем более, что мастерская Кутюра была недалеко от дома семьи Мане. Иная ситуация складывается в эпоху Июльской монархии и особенно – Второй империи. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.
Однако Мане с детства любил рисовать. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. И все эти «маленькие» люди – бродяги избавленные от связей с цивилизованной жизнью, все несут бремя своей свободы с мудрой и печальной горделивостью.
Кстати, сам шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане. ищущий нечто такое, что позволено назвать эссенцией современности» (Опубликованная только в конце 1863 года эта статья прозвучала своеобразным напутствием Мане после скандалов, разразившихся на выставке у Мартине и в «Салоне отвергнутых». ). Именно она и гипнотизировала Мане. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
В сборнике «Западноевропейское искусство второй половины XIX века». Письма. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем.
Вот таким образом травлю Мане и «батиньольцев» объясняли как реакцию на эпатаж, хулиганство, оскорбление эстетических чувств зрителей нарочитым живописным оригинальничаньем, не имеющим ничего общего с высоким искусством. О месте человека в природе Мане размышлял, помнится, еще в «Завтраке на траве». Молодые художники сразу оценили новизну живописного языка Мане и целой делегацией отправились к нему в мастерскую с поздравлениями.
В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции – стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере. Он вынужден признать, что это полотно не только «великое по исполнению», но «еще более великое по бесконечности мыслей и ощущений, заложенных и сплетенных в нем». Гонкуровский художник Кориолис из романа «Манетт Саломон» мечтал «на лету уловить красоту парижанки, которая не поддается определению». Художнику удается черные сюртуки и светлые платья женщин превратить в драгоценные куски живописи, беспорядочное мелькание блестящих цилиндров — в своеобразный ритмический танец.
Они искали единомышленников, отчаявшись, замыкались в одиночестве. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Весь Париж стоял на голове.
То, что в Париже конца 30-х годов называли «франко-испанской» школой, представляло собой или эклектические перепевы формальных открытий испанского искусства XVII века или спекуляцию на занимательном этнографизме (Сиглер, Адольф Брюн, Деоденк). Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Воспоминания. Поскольку он был свидетелем всего происходящего в семье Мане, Леон помогал биографам в идентификации полотен художника и предоставлял важную информацию относительно истории создания картин. Однако было бы неверно считать, что она не встречала противодействия. Чутко откликаясь на требования рынка, эти художники предпочитали небольшого формата станковую картину, единственно уместную в буржуазном интерьере.
Господство буржуазии резко изменило отношение к искусству. Так появляются портреты Астрюка, Дюре и Золя кисти Эдуарда Мане. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Буржуа называли их рапэнами.
Может показаться, что Мане ставил перед собой и решал только чисто формальные задачи. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
Мане не успел сделать живописного портрета Бодлера. Импрессионисты. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Но в семье были дети, а юридическая карьера – обеспечивала благосостояние.
По-видимому, обращение к Делакруа диктовалось не одними живописными поисками. М., «Искусство», 1975. ). Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Не найдя в современнике героического волнения, Мане решает теперь испытать его в обстоятельствах идиллических, так сказать «руссоистских». А. Г. Барская. Картина «Бал-маскарад» еще раз развенчивает легенду о Мане как о бездумном и легкомысленном живописце, поверхностно относящемся к современности.
В середине 1870-х гг. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Не забудем, что Мане высоко ценил принцип искусства «интеллектуального уровня», означавшего в то же время правдивость и неприкрашенность в изображении действительности, о котором не уставал говорить его друг и наставник Бодлер. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран и окружающая действительность засияла разноцветными красками.
Человек здесь – главный и сохраняющий свою неповторимо характерную ценность герой. Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли. Портрет Стефана Малларме 1876 года вдруг дезориентировал Перрюшо. Он едет в Аржантей, где работает с Моне и Ренуаром. Книга Анри Перрюшо – убедительный источник, позволяющий получить верное представление о Мане-гражданине. Художника не случайно называли живописцем современной жизни.
Мать изображен с корзинкой в руке, перебирает клубки. То, что Мане искал в спектаклях испанских гастролеров, раскрылось ему не в массовой сцене, но в явлении отдельного героя: такого, как «Лола из Валенсии». Одновременно он работает над большим полотном, своего рода «махиной», задуманной не без тонкой полемики с «Мастерской художника» Курбе.
Не прав Перрюшо, когда говорит, что «эта живопись вытеснила человека». Обратим внимание на то, что мастера потянуло на пленэр, к естественной, чистой жизни вскоре после создания «Бала-маскарада». Однако более всего его притягивает Париж. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Вскоре открылось, что старый – тяжело болен. Вместе с тем его никак не устраивала та незначительная роль, которую они подчас отводили человеку, рассматривая его или как цветовое пятно (Клод Моне) или, в оптимальном варианте, как часть однозначно ликующей природы (Ренуар). За более чем десятилетний срок столкновений с проблемами пленэра (От «Музыки в Тюильри», «Завтрака на траве», жанра морского пейзажа, к которому художник периодически возвращался уже с 1864 года, сцен корриды, навеянных поездкой в Испанию, скачек, городского ландшафта до «Балкона». ) Эдуард Мане выработал собственную точку зрения, обусловившую своеобразное решение им тех задач, которые встали к началу 70-х годов уже перед всеми импрессионистами. «Обнажить жестокую реальность» – такова была задача и гонкуровской «Девки Элоизы» (1877 г. ) и «Западни» (1877 г. ) Золя.
Достаточно вспомнить поведение юноши во время июньских событий 1848 года или эпизод в дни декабрьского переворота, когда девятнадцатилетний Мане вместе с Антоненом Прустом, рискуя жизнью, не побоялся стать свидетелем разыгрывающейся на улицах Истории одного преступления (Гюго) – расстрелов в упор среди бела дня, актов варварской жестокости, совершенных в цивилизованной Франции. При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Творческое сотрудничество мастера с молодым импрессионистом Клодом Моне (а также и другими его коллегами, в частности с Бертой Моризо) обоюдно воздействовало на художников. Так ли уж «радует его взор зрелище светского гулянья», как утверждает Перрюшо.
А что представляет собой «Флейтист». Вовсе нет.
М., «Искусство», 1971. В 1874 году Мане отказывается участвовать в первой групповой выставке импрессионистов. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
А. Г. Барская. Все это богатство светлых тонов служит как бы рамой для Олимпии. Слово это, первоначально означавшее помощника живописца, подмастерья, вскоре превратилось в определение заурядного художника, ремесленника, «мазилы». Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия. Почему бы и нет. В полотне 1873 года «Бал-маскарад в парижской Опере», написанном через некоторое время после разгрома Коммуны, глубоко потрясшего художника ирония эта перерастает в откровенный сарказм. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
Но когда в 60-70-е годы начинаются выступления Мане и «батиньольцев» (импрессионистов), французская публика почувствовала, что время компромиссов миновало. К вопросу об источниках ранних произведений Мане. Люди в его картине не только достаточно индивидуализированы, но отмечены социальными и профессиональными нюансами характеристик. «Мало знать свое ремесло, — говорил Мане, — нужно быть взволнованным своей темой». Но тем более потому Мане не хочет лишать свою маленькую, «среднюю» героиню права на соприкосновение с иной, не столь холодной и эгоистичной жизнью. В конце 70-х годов тема куртизанки, памятная французским читателям по «Даме с камелиями» Дюма-сына, вновь проникает на страницы романов.
«Флейтист» очищен от примет места и времени он оказывается наедине с самим собой – среда, его окружающая, неконкретна, это скорее эманация его ничем не выдающегося, но такого поэтического и всепоглощающего состояния. Возможно вот таким образом настроение в картине грустен, подавлен. Эдуар родился в Париже в состоятельной буржуазной семье.
На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев.
А. Д. Чeгодaeв. Глава семьи сидит у стола, а жена вежливо стоит рядом. Нежный тон кожи, две, много – три краски, чтобы оттенить лицо. Если Золя в опубликованной в 1871 году «Карьере Ругонов» вспоминал о торжестве бонапартистского переворота «над еще не остывшим трупом Республики», что так напоминало «версальский Париж», торжествующий над трупом Коммуны, то во французской живописи тех лет не было, помимо Эдуарда Мане, художника, так негодующе и точно показавшего дно «большого света».
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859 – кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. В эти годы написаны Флейтист (1866), Портрет Эмиля Золя (1868), Балкон (1868—1869, все — Париж, Музей Орсэ), Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая пинакотека), Вокзал Сен-Лазар (1873, Вашингтон, Национальная галерея искусства) и другие. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Торговала ли она собой.
Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Но это не так. Статья «Импрессионисты» в книге «Мои художники». ". Одновременно с «Любителем» Мане создает диаметрально противоположный образ: доверчиво-приближенного к зрителю «Мальчика с вишнями».
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Не слишком ли перегружен интерьер кабинета Золя деталями и атрибутами. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Это небольшое, но очень выразительное полотно. Сюзанна – уроженка Голландии.
Легко сказать, что «все в этой картине служит лишь поводом для натюрморта», но ведь это явное упрощение. Эрмитажа, т. VIII, вып. М., «Искусство», 1965. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. III. После «Музыки в Тюильри» – это вторая многофигурная картина.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Эдуар Мане остро чувствовал свою одиночество и непризнанность как художника. Пусть рассудочность стимула, породившего замысел «Олимпии», снова, как и в «Завтраке на траве», не освободила композицию от налета подчеркнутой рационалистичности. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Изобразительное же искусство пыталось познать его главным образом через графику. Несколькими годами раньше Бодлер писал: «Чудесное окружает нас, питает как воздух, но мы не видим его». Пребывающая не в идиллической обстановке «Завтрака на траве», а в банальном интерьере спальни, Олимпия поднята на пьедестал своего ложа. С декабря 1861 по январь 1863 она работала моделью в мастерской художника Тома Кутюра, была она также моделью Эдгара Дега. Извечная тема женской наготы как воплощения самого прекрасного и абсолютного в мире занимала его с первых шагов на поприще искусства. Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы – батиньольская. Сюжет всегда переплавлялся Мане в живописно-пластические и психологические ценности. Но это ничуть не лишает его конечную оценку иронического подтекста.
Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. У нее – так ей кажется – артистическая натура. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). ему нравилось больше рисовать. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Он отваживается ввести в классическую галерею образов, воспевших этот идеал, свою «Олимпию», моделью для которой послужила его любимая натурщица тех лет Викторина Меран. На чем бы она ни паразитировала.
Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Так возникает остродостоверная реалистическая «экспозиция» образа Олимпии. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.
Его «Любитель» может быть поэтом, рапэном, артистом, ныне опустившимся, неопрятным ищущим забвения в алкоголе. М., «Советский художник», 1974. При этом Мане строит композицию холста «В лодке» так, что кадровость не разрушает глубины пространства в этом «пейзаже света и воды» и одновременно воссоздает отчетливо-преходящий эффект движения скользящего по реке ялика.
До 1872 года на ее творчество оказывал огромное влияние Мане, но потом она выработала свой собственной, более индивидуальный стиль. До 1875 года Викторина позировала Мане для многих полотен, в том числе его известных шедевров «Завтрак на траве», «Олимпия» и «Железная дорога».
Эдуард Мане (douard Manet, 23 января 1832, Париж – 30 апреля 1883, Париж) – французский художник, гравёр, один из родоначальников импрессионизма родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен де Пре. В. Н. Прокофьев. Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Отчасти.
Живописи это тоже коснулось. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
С годами характерная для Мане ирония приобретает очевидную социальную направленность. Не столько живописные новации, куда более умеренные, чем, например, в «Музыке в Тюильри», сколько сюжетно-смысловая концепция озадачила и разъярила посетителей «Выставки отвергнутых». Мане разглядел это чудесное извлек его из потока реальной жизни.
Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Любимыми композиторами Сюзанны были Роберт Шуман, Бетховен и Рихард Вагнер.
В этом рисовальном классе, который был расположен по соседству с гимнастическим залом, учитель заставлял Эдуарда рисовать с гравюр и изредка – с орнаментальных рельефов. Отец мог дать деньги сыновьям на путешествие в Италию, но одобрять выбор Эдуара – не мог. Скандалы, сопровождавшие произведения Мане на «Выставке отвергнутых» и в Салоне 1865 года, где они всякий раз становились гвоздем экспозиции, объяснялись теми же причинами, которые спровоцировали в свое время процесс против авторов «Мадам Бовари» и «Цветов зла», обвиненных в том, что они «наводняют печать нечистотами беспутства и реализма».
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. И «Студенты Саламанки» и картины «в манере Веласкеса», сделанные, по-видимому, по мотивам офортов с «Менин» и еще каких-то испанских полотен, были необходимы Мане. У нее маленькое, но сильное, тонкое изящное тело. То, что Перрюшо называет «топтаньем на одном месте», предшествующим возникновению «Музыки в Тюильри», представляется не совсем верным.
Её дядя был скульптором, а сама она хорошо играла на гитаре. Ставшее еще более тесным соприкосновение с реальной действительностью натолкнуло Мане на мысль создать единственную (если не считать батальной марины «Битва Кирсэджа и Алабамы, 1864 г. ) историческую картину – Казнь императора Максимилиана Мексиканского. Много ли в живописи прошлого века найдется аналогий, достойных портрета Малларме.
Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого. И нет ли оттенка иронии в названии картины. Опыт последнего был особенно интересен.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. восторга за рашу. ". Скандал был полным.
Отношения зашли далеко и страстный Эдуар стал отцом внебрачного ребенка. И подростку, облик которого портретен (это Леон Коэлла), дано услышать их таинственные, то здешние, а то и нездешние (шлем, ятаган на кресле. ) голоса. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Родителями художника были французский юрист Огюст Мане (Auguste Manet, 1797, Женвилье — 1862, Париж) и дочь французского дипломата, консула в Гётеборге Жозе-Антуана-Эннемо Фурнье – Эжени-Дезире Фурнье (Eugnie-Desire Fournier). Там, он подружился с Антоненом Прустом.
Мане спрашивает, не согласилась бы она ему позировать. Для автора книги перечисление их было удобным поворотом в ходе изложения. И после переговоров с Шарлем Бланом и писателем Проспером Мериме (знакомым отца) Эдуару разрешено учиться в мастерской Тома Кутюра. Таким образом, с 1849 года Сюзанна стала учительницей фортепиано у младших братьев Эдуарда Мане – Эжена (1833-1892) и Гюстава (1835-1884). Трудно было с Эдуаром, так как тот не захотел карьеры моряка, несмотря на обучение, а потребовал быть художником. Как известно, в дальнейшем пути Мане и Золя разойдутся.
Зато с какой виртуозностью рисует кисть Мане угловатые контуры женского тела как точно найдена и прочувствована здесь каждая деталь какой остротой цветового ощущения все они обладают. Вступительная статья к сборнику «Эдуард Мане. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Критика современников». «Старый музыкант» – это тоже своего рода «реальная аллегория» и, как всякая аллегория, – а особенно в условиях второй половины позитивистского XIX столетия, – она предполагает условность. Но в интерпретации художника этот «люмпен» не вызывает ни жалости, ни презрения. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом.
Может быть именно вот таким образом композиция холста не свободна от той искусственности и нарочитости, которые справедливо отмечает Перрюшо. Труды Гос. Армия творческих посредственностей, тех, кто, по выражению Бодлера, свято исповедовал принцип «следует нравиться тем, на чьи расходы хочешь жить».
Какой натурщицей была бы эта девушка. «Парижский свет», собравшийся в летнем парке, видится художнику единой, нерасчлененной и достаточно безликой массой. Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862).
Мы помним, как «Олимпия» вывела из себя Париж Второй империи. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Оно готовило и совершало революцию в складывающейся веками системе живописных методов. Если бы их увидел Делакруа, то он не смог бы больше утверждать, что в живописи Мане есть «терпкость зеленых фруктов» или что ее «пронзительный колорит режет глаза». Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить загадочную глубину человеческой личности. Здесь он еще раз убедился, что современную палитру должен очистить пленэр.
Самые известные импрессионистские работы Мане – «Аржантей» и «В лодке» (обе 1874 года) написаны художником, придерживающимся принципиально иных позиций. Худшим было непризнание в семье родителей. У него было три сына: Эдуард, Гюстав и Эжен и он ожидал, что все трое последуют семейной традиции и будут готовится к гражданской карьере.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Не довольствуясь опытами Константена Гиса, равно как и графическим наследием предшествующего столетия (в частности, возможно, офортом Габриэля де Сент Обена «Стулья в Тюильри») (Заметим, что именно с 1859 года братья Гонкуры начинают публикацию своего «Искусства XVIII века», реабилитируя его в глазах современников. ), Мане уверенно идет к самостоятельному овладению проблемой и решает ее, перешагнув через всех своих предшественников. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком.
То были снова умозрительные иллюзии, не замедлившие обернуться против художника.
Уязвимость живописи «Завтрака», как и «Викторины Меран в костюме эспада», в отсутствии пленэрного единства, в разграничении на две световоздушные зоны: главной, где абрисы фигур ясны и замкнуты и второплановой с ее растворяемостью цветового мазка в солнечном сиянии, сверкающем во влажном отражении реки. Жизнь. о которой грезил его друг Бодлер. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Этот последний был человеком образованным, питавшим живое пристрастие ко всему, связанному с искусством. Затем она выставляла свои работы каждый год. Однако на раннем этапе идеал этот имел отнюдь не первостепенную значимость. В этом произведении впервые возникают реминисценции французской живописи XVIII века. Одни верили в силу искусства, другие ограничивались лишь стремлением «эпатировать буржуа». Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Он был восхищен игрой Сюзанны на фортепиано и посоветовал ей продолжить музыкальное образование в Париже. Мане был опален «смерча и пламени круженьем» (Готье), вспыхнувшим на парижской сцене в дни гастролей испанцев. Его герой снова один из тех «маленьких» людей, каких много мелькает в большом городе и кого художник искал, начиная с «Любителя абсента» вплоть до «Олимпии». Образ «Флейтиста» волшебно двойствен: впечатление от него, казалось бы, мимолетно, почти неуловимо и вместе с тем крайне отчетливо.
Он не хочет контакта со зрителем и не ищет его. Поощряя огромные полотна с фигурами в натуральную величину, представляя их как образцы высокого искусства, государство создало условия для производства того, что рапэны столичных ателье окрестили на профессиональном жаргоне словечком «махина». Сделав уже в 1860 году эпохальные открытия, Мане не торопится их немедленно продолжать. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Сколько перетекающих воздушных оттенков вбирает живопись светлых пятен, окружающих обнаженную фигуру.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Позже отец художника стал главой департамента Министерства юстиции, а также советником при дворе и рыцарем Ордена Почётного легиона. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. Т. Готье писал о картине: «Веласкес дружески ему бы подмигнул, а Гойя попросил бы огонька, чтобы раскурить свою papelito (самокрутку) Чувствуется бездна таланта в том, как написана эта фигура, в сочности фактуры, стремительности мазка, удивительной правдивости цвета». Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Именно он познакомил Сезанна с Мане.
Бонапартизм, уповавший на то, что с деньгами в одной руке и железом в другой «можно повести страну далеко», привел Францию к катастрофе, во время которой художник находился среди настоящих, а не казенных патриотов. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса.
Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. Картину сочли «непристойной».
Викторина Меран тотчас же начинает позировать в мастерской на улице Гюйо. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Тогда же Бодлер пишет одноименное стихотворение, вошедшее в сборник «Цветы зла». Быть может. Зрители не заметили «сочной, смелой живописи, вдохновения, неожиданности» полотна. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Новое поколение вознамерилось обратиться к жизни сегодняшнего города, к бытию людей в той специфической, пока еще совсем не освоенной живописью городской среде, которой свойственна особая подвижность, калейдоскопичность, стремительность и уже с этой «городской точки зрения» оценить жизнь остальной природы в ее изменчивых, временных перетеканиях. В конце концов победила его приверженность к искусству.
«Портрет родителей» раскрывает характеры французов, еще в чем-то бюргерские, добропорядочные, суховатые, кастово-сдержанные, хотя по-своему и привлекательные он согрет какой-то печальной добротой и вместе с тем явной нелицеприятностью отношения. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Этот город переставал быть только фоном человеческих поступков. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Увидев свою мечту «глазами ясными, как влага ключевая» (Бодлер), художник вынужден будет впоследствии понять, что не здесь таится искомая им в современности ценность и неповторимость человека. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Как можно классифицировать, например, «Завтрак в мастерской» 1868 года. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Здесь же рушатся все преграды и художник будто остается один на один с горделиво взирающей на него народной плясуньей – отнюдь не прекрасной с точки зрения европейца, зато раскованной, пылкой, чувственной, дразнящей и вызывающей в своей естественности (что особенно задело зрителей).
Она наверняка могла бы помочь создать большую картину, о какой он давно мечтает. На свидание с Сюзанной Эдуар бегал тайком, тщательно скрывая отношения с любимым. Хотел ли он разоблачать Рошфора. Меньше чем за десятилетний период творчества (если ограничить его «Любителем абсента» 1859 года и «Казнью Максимилиана», 1867) Мане успел испробовать почти все возможные в живописи жанры, включая бытовой исторический, «nu», пейзаж, марину, портрет, натюрморт.
Таким образом, Мане не просто перерабатывает уроки Курбе, но создает принципиально новый образ «маленького», одинокого, безымянного человека, коротающего затянувшийся «досуг» в компании с бутылкой вина, образ, который надолго вошел во французскую поэзию и живопись. Сюзанна признала свое материнство только в мэрии. По всей вероятности, к этому же году относится работа «Музыка в Тюильри» (Национальная галерея, Лондон), хотя некоторые исследователи творчества Мане датируют эту работу 1860 годом.
От Огюста Мане скрыли рождения ребенка, чем тайком занимались мать Сюзанны и сам Эдуард. Это работы А. Д. Чегодаева, В. Н. Прокофьева, А. Г. Барской (А. возродить" и ".
«Флейтист» 1866 года – безукоризненное по цельности произведение. Она умеет бренчать на гитаре. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя.
Оно не только хотело познать новое – оно хотело видеть по-новому. Если допустить, что романтический пафос искусства Делакруа был вообще чужд Мане, то никак не объяснимы ни его интерес к «Ладье Данте» (картине излучающей такую кипучую страстность, такое трагическое мужество), ни бесспорная адекватность копии эмоциональной и живописной структуре подлинника. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Десятки ясных, гармоничных, просветленных образов. Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни. Мане оказал влияние на импрессионистов, но и сам подчас увлекался их открытиями.
Однако признать свою беспомощность общество это категорически отказалось. Предложение Мане ее не шокирует, не удивляет – она ждала его, это знамение судьбы. Умаляет ли это ценность его книги.
«Однажды Мане приметил на площади Мобер девушку лет двадцати, она сразу же привлекла его незаурядностью своего облика – вызывающе-дерзкий взгляд, лицо, отмеченное яркой красотой. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Появляются картины «Аржантей», «Партия в крокет», «В лодке». Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. После смерти Мане Леон помогал в организации большой выставки памяти художника. 1860—1870-е годы были наиболее плодотворными в творчестве мастера. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Как правило, сталкиваясь с многолюдным объектом, художник испытывал чувство отчужденности.
Ну, разумеется. Мане не волнуют индивидуальные черты модели. Но потом он поторопится вернуться в город и будет искать сюжеты в кафе, на подмостках сцены, на улицах или на катке, чтобы наконец кистью, омытой в процессе пленэрных экспериментов, написать свою «Нана» (1877 г. ) в абсолютно ином, лишенном натуралистической заземленности духе, чем это уже делал тогда в своем одноименном романе Золя.
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Он приближается к самому краю картины и становится ее монументальным стержнем. Каждый из них и все вместе олицетворяют круг образов и тем живописца: прямо повторенный любитель абсента, музыкант, смысловым прообразом которого маячит «Гитарреро», трогательные, наивно-сосредоточенные дети, экзотический старец. Но еще большее негодование в Салоне 1865 года вызвала «Олимпия» (1863, Париж, Музей Орсэ).
Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Скорее всего замысел картины «Нана» возник там во время одной из бесед. Портрет родителей художника, 1860, Париж, Музей Орсэ) и человека с гитарой (Испанский гитарист, 1860, Нью-Йорк, Музей Метрополитен), удостоенного награды.
Здесь преломились его знание и осмысление заветов испанцев и Курбе, Луи Ленена и Ватто. В империи Наполеона III, погрязшей в финансовых спекуляциях, коррупции, продажном политиканстве, самом беззастенчивом разврате и низменных оргиях, реализм означал бунт против того самодовольства и показного процветания, которыми прикрывался «Вавилон, населенный бездельниками и тупицами» (Бодлер) и по которым через несколько лет нанесет удар Парижская коммуна. Бодлер не случайно посвятил ему в 1859 году статью «Художник современной жизни», где имя Гиса, однако, не фигурировало и где силою предчувствия поэта возникал не столько Гис, сколько прообраз художника будущего: человек, одаренный живым воображением, одиночка, без устали странствующий по великой человеческой пустыне. Это отец стал в пути, когда сын решил жениться на Сюзанной Леенхоф, а брак с ней считал нежелательным и ненужным для их семьи мезальянсом.
В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Отец навел справки о возможности художественного обучения для сына. В области портрета Мане особенно активно работал со второй половины 60-х годов. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В картине «Музыка в Тюильри» (1862, Лондон, Национальная галерея) на переднем плане представлены сам художник, его брат, Бодлер и другие.
Удачливые авторы «махин» получали звания академиков, членов Института, за ними закреплялись государственные заказы, они преподавали в Школе изящных искусств, получали ордена, становились модными художниками. нужно неизменно. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Сколько же идиотов на свете. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Уроженка Монмартра – Викторина-Луиза Мёран – мечтала только об одном: вырваться из нищеты. поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ".
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Более того, под кистью Мане жанры начинали взаимодействовать, переплетаться.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Перрюшо характеризует его фарисейское общество еще слишком мягко. Тайна рождения мальчика «мучает» долгие годы историков и исследователей.
На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. (Уже в самом названии виделся намек на имя персонажа Дамы с камелиями Дюма-сына. ) Мане изобразил свою любимую натурщицу Викторину Меран, современную парижанку с худым бледным телом, в позе, освященной традицией, — так некогда великие мастера писали прекрасную Венеру.
Натурализм, проповедуемый Золя и выросший на почве позитивистской философии Тэна, не мог иметь к Мане никакого отношения, как, впрочем, не имело отношения и утверждение писателя, что искусство его друга находится «вне всяких моральных претензий». До этого времени Испания еще не сыграла во французской живописи предопределенной ей роли. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
Уже сам круг моделей красноречиво характеризует время и атмосферу их возникновения. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Коварство Наполеона III было настолько отвратительно Мане, что он одел палачей во французскую форму. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника.
Структуpa произведения создается в диаметральном отличии от прежде решенных задач. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы.
Взаимодействуя, оба эти импульса – «пустыня» города и всплеск иной, полнокровной жизни претворяются в картине 1862 года – «Викторина Меран в костюме эспада». Не это ли была та «идея современности», связанная с блужданием «в человеческой пустыне», о которой писал в 1859 году Бодлер, но которая в 1860-м ускользнула от него, когда он судил картину друга. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. И это тогда, когда Мане, предпочитающий, по словам Перрюшо, «сюжеты спокойные», мог копировать в том же люксембургском музее «Алжирских женщин» – самое умиротворенное произведение великого романтика. Государство призывало искусство быть «украшением и развлечением духа» (Эта вполне потребительская формулировка взята из обвинительного приговора другу Мане Шарлю Бодлеру, вынесенному в 1857 году на процессе против «Цветов зла». ).
«Старый музыкант» не только образно-эстетическое, но и живописное кредо Мане. Крепло, распространялось искусство «золотой середины» – эклектичное, неглубокое, развлекательное.
Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. На её белоснежное ложе наброшено кремовое покрывало, богато украшенное по кромке цветочным узором. Выбранное по примеру Джорджоне, Тициана и Гойи (В период увлечения испанской труппой Мане написал «Лежащую женщину в испанском костюме», прямо идущую от гойевской «Махи одетой», которую он мог знать по гравюрным воспроизведениям. ) явление лежащей обнаженной женщины заведомо очищалось от всего случайного, от прямой взаимосвязи с конкретным окружением, от каких бы то ни было сюжетно-ситуационных разночтений. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Да и так ли случайно возникли картины 1874 года. Чтобы задобрить отца, Эдуард подал портрет еще и на выставку в Парижский салон 1861 г. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии.
В 1862 году Мане создает своих «Гитанос», впоследствии уничтоженных. Позднее в семье родилось еще двое мальчиков. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Отец во время создания портрета уже был в отставке и находился дома.
Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Готовясь к Салону 1861 года, Мане пишет портреты родителей (Господин и госпожа Мане. Эти, по определению Флобера, «маленькие статуэтки, маленькая музыка, маленькая литература» маячили прообразом поп-культуры XX века.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Зато мы следим за всеми событиями жизни Мане, получаем возможность, выражаясь неакадемическим языком, «влезть в его шкуру», видим его неравную битву с косностью и предрассудками глазами современников, хотя как раз они-то и выступали тогда носителями этой косности и этих предрассудков. Когда Курбе писал «Похороны в Орнани», где включил французских провинциалов в заведомо драматическую ситуацию, он в конечном счете пришел к отрицанию драматизма, обнаружив зато в своих моделях иные глубины. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане.