При этом Берта никогда не копировала бездумно и вплоть до мельчайших деталей. Эго художника страдает и он решает отомстить девушке за то, что та так сильно засела у него в голове. Она часто бывала в мастерской Эдуарда и училась живописи под его руководством. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Это только бы опошлило работу.
Учитель несколько драматизировал ситуацию, но был не так далек от истины. В 1870 г. частым гостем в компании художников стал брат Мане Эжен. Она выходила с ними на пленэры и принимала эту компанию в родительском доме.
Хотя её работы зачастую оценивались положительно и редко подвергались нападкам. Картины его никто не хотел обсуждать или воспринимать импрессионистическую «мазню» Мане всерьёз, кроме немногочисленного числа доброжелателей и учеников мастера. Берте повезло и первые два пейзажа, которые она отправила в Салон, были приняты.
Художественные произведения, кочевавшие из собрания в собрание, обрели свой дом. Она догадывается – нет, она просто знает, – что он великий художник середины века.
Тогда эта мысль казалась слишком экстравагантной. При этом Мане часто хвалил полотна Берты, чем вселял в нее уверенность и вдохновлял. Эдуард был безумно талантлив и знаменит.
Художница Берта Моризо была доброй приятельницей и другом Мане. Но в 1892 году умер её муж, Эжен Мане.
После появления картины «Балкон» на выставке поползли слухи. Работы Моризо почти всегда невелики по своим размерам. Эдуард Мане и его муза Э. Мане. И все оказывается запутанней, чем на первый восторженный взгляд.
Впрочем и здесь без коронованных особ не обошлось. Композиция гравюры повторяет известный живописный портрет Берты Моризо (1841 – 1895), созданный Мане в том же 1872 году, – «Берта Моризо в черной шляпке с букетом фиалок» (музей Орсе). Слева – Балкон, 1869. от каких призраков.
Долгое время Мане был странным, непонятным художником. Ни к чему унывать, когда каждое мгновение настолько прекрасно. Её фигура смотрится ярким пятном на тёмном фоне, белый тон платья настолько светлый, что смотрится немного резко, создавая «терпкий» художественный образ. Даже язвительный женоненавистник Дега отзывался о Берте с уважением. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Мане изумительно точно и искусно передаёт текстуру и фактуру любого материала. Картину он отправил девушке, а в 1874 г., в год ее свадьбы, он написал последний портрет Берты с обручальным кольцом на пальце и больше никогда не возвращается к работе с ней.
Но многие находили эти предисловия прекрасными. Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких случаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Но Берта уже ускользает. Первые уроки живописи сестрам давала мать, которая хотела угодить своему мужу, любителю живописи и архитектуры. Этот портрет – прощание, прощание с химерами, мечтами, прощание с невозможным. Молоденькая ученица Ева Гонсалес выходит безжизненной и неинтересной.
«Вокзал прекрасен и напоминает дворец искусств», — писал в 1900 художник Эдуар Детай. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). «Балкон» Эдуарда Мане стал отправной точкой, с которой началось увлечение художника. Светлый колорит работ Моризо, например, таких картин, как «Женщина за туалетом» и «Девочка с корзинкой», оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Однажды она собиралась отправить свою работу на выставку, но была не удовлетворена картиной. Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном (какое необычное совпадение. ), который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника – «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Взоры живописца и его модели встречаются в последний раз. Этими трезвыми взглядами и рассуждениями она и отличалась от других дам того времени. Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Прощальным напоминанием о невозможной любви стала картина Мане «Букет фиалок», на которой он изобразил фиалки с первого портрета Берты и веер – со второго и лист бумаги с надписью «Мадмуазель Моризо».
Для них наняли учителя. Завтра, несмотря ни на что, Берта будет носить имя мадам Мане. Через 4 года после свадьбы у них родилась дочь Жюли. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Приходит время всеобщей депрессии. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна – «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Хотя Эжен на плохом счету у мадам Моризо (она утверждает, что он «на три четверти сумасшедший»), хотя семейство Мане в целом, включая самого живописца, кажется ей «малопривлекательным», она все же склоняет Берту к этому браку.
Фигура Берты и её поза расслаблены, она отдыхает. Берта Моризо знакомится с Эдуардом Мане, чьим творчеством она искренне восхищается. Берта была благоразумной женщиной. А во Франции есть музей, который возник прямо на вокзале.
В апреле 1874 года открылась первая выставка импрессионистов. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери.
Впервые Берта появится в картине Мане «Балкон» и после накрепко связала свою жизнь с мастером на долгие годы. А произошло все это в год открытия знаменитой выставки. Автор «Олимпии», ее пресловутого кота, особы с попугаем.
Их связывали нежные отношения, но на большее он никогда не посягал. Берта была очень радушным и искренним человеком. Её дом всегда был полон гостей. Конечно, они нравились друг другу. Берта представить не могла жизнь без живописи.
Если бы Мане хотел разжечь ревность Берты, то именно так ему и следовало бы вести себя. Но Эва обладает твердой волей все возражения отца тщетны и он вынужден уступить. Художник изображает ее в трехчетвертном повороте, в как бы отстраняющейся позе. Создание картины относится к концу 1860-х годов. Она отходит от канонов академизма, которые знает блестяще и погружается в новый и влекущий мир импрессионизма, не менее сложный, чем искусство классическое.
Берта создавала в своих работах восхитительную лирическую атмосферу. Берта Моризо, начало 1870-х гг. Слева – Э. Мане. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».
Эдуард рисует и рисует свою новую музу. Образ её строг, хоть и задумчив. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Цветовые сочетания подобраны гармонично и образуют единую палитру полотна.
Картины ее тогда не продавались. Эдуарду – уже тогда скандальному и гениальному, удалось рассмотреть талант художницы. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». На горизонте появляется будущий муж художницы, брат Эдуарда — Эжен Мане. Слева – Во время бала, 1875. Художником выписаны складки платья с прорисовкой нежных голубоватых теней. Мало того, что она бывает тут, сияющая молодостью (Эва моложе Берты на восемь лет), во всем своем высокомерном безразличии и той «morbidezza» (Morbidezza – мягкость (итал. ). ), которая в известной степени контрастирует с ее внешностью: резко очерченный, с горбинкой нос, упрямый подбородок, лоб, выступающий из-под густой массы волос, «схваченных на макушке широким бантом» (По словам Теодора де Банвиля. ), – короче говоря, во всем величии юности излучаемом этим существом мало того, что она просто бывает тут, дышит воздухом мастерской, она приносит сюда шелест своих платьев, запах духов, свои манеры женщины соблазнительной и желанной, окруженной поклонением многочисленных почитателей.
Я понимаю это и я раздражена», — напишет Берта Моризо сестре, работая над этой картиной. Ученица не разочаровала маститого учителя, е1105 успехи в живописи были очевидны. Портрет Берты Моризо с букетом фиалок, 1872. Порой ее присутствие смягчало жаркие споры, которые рисковали перейти в рукопашную. Для работ современных мастеров существовал Музей Люксембургского дворца. Ни в чем. Берта Моризо.
«Светлая живопись», «пленэр» – эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Мадам Моризо хотела, чтобы дочери смогли нарисовать что-нибудь ко дню рождения отца. Однако художница оставила после себя богатое творческое наследие, вдохновляющее поколения молодых художников и по сей день, питающее их неиссякаемой энергией её тёплых работ, пропитанных солнцем, на которых нет места хмари и грусти. – в мастерской на диване.
Справа – портрет Берты Моризо, 1869 Э. Мане. Однако оно уже тогда стало служить искусству используясь в качестве декорации для киносъемок (Орсон Уэллс снимал там свой знаменитый «Процесс» по роману Франца Кафки) и став пристанищем для Театральной компании Жана-Луи Барро и Мадлен Рено. Она избегала городских и уличных сцен и редко изображала обнаженную фигуру. Справа – Отдых (Портрет Берты Моризо), 1870 В 1870 г. частым гостем в компании художников стал брат Мане Эжен. Перед Бертой встает один из главных выборов в ее жизни.
В таком случае мне будет тяжело сочетать долг критика и галантного джентльмена». Тем не менее ее картины быстро раскупались и пользовались успехом на выставках. Портрет Берты Моризо, 1873 Мане отказывался от солидных заказов, чтобы работать над портретами Берты Моризо. На зло Моризо он хвалит Еву и ставит ее в пример, хотя думает совсем иначе. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии». Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы – кто может знать.
Берта Моризо. «Это расположение напоминает Мане. Их связывали странные отношения, которые сложно назвать романом.
Берта была единственной женщиной среди тридцати ее участников. «Мадам Моризо – единственная женщина-художник, чьи картины нельзя уничтожить, не нанеся невосполнимую потерю в истории живописи», – писал другой ценитель. Увидев девушку, он сразу же представил ее в образе и просил позировать для картины. Берта Моризо умерла спустя три года в 1895 году в возрасте всего 54 лет.
Плечи усыпаны локонами тёмных завитых волос. Ах. Она впитывала его уроки и советы по живописи, но не теряла собственный стиль. Берта Моризо. Думаю, он искренне меня любит.
Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. В какой-то мере родство душ воистину рождает родство крови. Мане нельзя назвать учителем Берты, хотя его идеи оказали на нее сильное влияние.
Он обманывает Сюзанну (она для него теперь не более чем «привычка»), нимало не задумываясь над этим, не придавая большого значения успеху у женщин, у тех более или менее легкодоступных женщин, мимолетно возникающих в его жизни завсегдатая Бульваров и художника. Вид Тиволи, 1863 Берта Моризо. Восторг у него вызвало не только творчество художницы, но и она сама. Что его, собственно интересует. Юная художница Берта Моризо изображена в модном белом платье с пышной юбкой на диване сложного гранатового оттенка, напоминающего цветовые переходы красного вина.
Его всюду устроило бы нечто поверхностное. Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. Вокруг художницы всегда теснились поклонники. Слева – Молодая женщина в бальном платье, 1880. Э. Мане.
Мужчины чувствовали ее свободолюбие и это, без сомнения, привлекало их внимание. Берта Моризо. Мадам Моризо такие мелочи не смущают.
Воистину жизнь есть сон. Слишком многие были готовы подписаться под словами Эдмона де Гонкура: «Гениальных женщин не существует, те, кто демонстрирует признаки гениальности, обманывают природу, так как на самом деле они мужчины». Число сеансов растет.
Чёрный поясок, подчёркивает осиную талию молодой особы и играет роль цветового акцента. Он неустанно изучает ее черты. Он уже не может изображать других натурщиц. Но до того, как она стала его женой, другой художник – родственник Эжена, заметил работу талантливой девушки «Вид Парижа с холма Трокадеро» и с этого началась одна из самых загадочных романтических историй двух творцов.
Э. Мане. Когда ей было всего 23 года, ее работы уже выставлялись в Парижском салоне. Ловля бабочек, 1874 Берта Моризо. Неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро.
Это была связь не только духовная, но и родственная. Мане случалось встречаться с семьей Гонсалесов на приемах у Альфреда Стевенса. Хранящийся в ГМИИ оттиск гравюры, напечатанный на бумаге верже, относится, по всей видимости, к тиражу Дюмона и Стройлена (Dumont et Strlin), составившему 100 экземпляров и опубликованному в 1905 году (прижизненные ранние оттиски композиции очень редки). Его биография полна тайн и недосказанности.
В 1929 коллекция импрессионистов Музея Люксембургского дворца была целиком передана Лувру. Прощальным напоминанием о невозможной любви стала картина Мане «Букет фиалок», на которой он изобразил фиалки с первого портрета Берты и веер – со второго и лист бумаги с надписью «Мадмуазель Моризо». Слева – портрет Берты Моризо с веером, 1872. Но девушки всерьез увлеклись этим занятием. Эдма и Берта проявили способности к живописи. Картины Моризо отражают культурные ограничения 19-го века для её класса и пола.
Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Мане наслаждался своей натурщицей.
Она признавалась сестре: «Мама находит ситуацию забавной, меня же она раздражает. Веер, букет и письмо с именем Берты – вот и все, что оставляет ей мэтр. И потом она выставлялась неоднократно. Мадам Моризо хочет одного – чтобы дочери были счастливы живопись интересует ее гораздо меньше, чем устройство их будущего.
Женщина, вытянувшая выигрышный билет, предпочла взять вместо картины пирог. Они хотели творить на пленэре. В общей сложности он написал не менее 10 портретов Берты. В основном она изображала то, что видела в повседневные жизни. «Она казалась бесконечно гордой и сдержанной, но ее холодность была так пленительна, что было невозможно остаться равнодушным», – говорил поэт Стефан Малларме. Один из двух братьев художника, Эжен, претендует на ее руку.
Эта женщина (она была некогда восхитительно хороша и долго ее сопровождал целый хвост обожателей) проявляет большую независимость ума. Полотна Мане – Берта может созерцать их вволю – пример для нее. Вы понимаете, что это значит. Пример замужества сестры (кстати, счастливого замужества. ) не вдохновлял Берту: она не мыслила свою жизнь без живописи, а для женщины считалось невозможным совмещать карьеру и семью. Одно дело живопись как развлечение для барышень, другое – профессия.
Несмотря на мелкий рисунок, платье выглядит однотонным. Везде она – везде Берта. Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет. ) кажутся просто декоративными элементами. Отныне Эва регулярно работает под руководством Мане в мастерской на улице Гюйо. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится.
На тот момент Мане был женат и воспитывал ребенка. Слева – портрет Берты Моризо с веером, акварель, 1873. Но приходит война и все меняется. Она не пожертвовала бы счастьем и положением ради эмоциональной интрижки. Лицо Берты сосредоточено. Он может вдохновляться только одним образом. Берта овдовела, что внесло много переживаний и тяжёлых эмоций в её жизнь.
Художница всегда вносила что-то оригинальное в свои произведения, что делало их живыми, а не грубыми и сугубо «ремесленническими». Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Из живописи Мане Берта заимствует импрессионистическую «скоропись», замешанную на стремлении уловить, удержать, во что бы то ни стало, мгновение, ухватиться за стрелу времени и не дать ей убежать в своём быстром темпе слишком далеко. Он видит в ней не только красивую натуру, но еще и талантливую художницу. Вокзал дОрсе построили быстро, за два года (нужно было успеть к открытию Всемирной выставки в 1900), он прекрасно справлялся со своими обязанностями.
А в 1895 г., в возрасте 54 лет, художница заболела пневмонией и скоропостижно скончалась. В его собрании были работы Энгра, Делакруа и Давида. Муж стал ее помощником и менеджером и во всем поддерживал. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение. Справа – Портрет юной леди перед зеркалом, 1877 Берта Моризо говорила: Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее». Устремив глаза в сторону, она согнутой рукою словно хочет защититься, укрыться – от кого.
Её и сестру Эдму учил живописи художник Гишар, который после первых же уроков отметил незаурядные способности обеих девушек и высказал мадам Моризо своё беспокойство за их будущее (ибо не пристало приличным девушкам заниматься живописью). Ее мать наблюдала за тем, как Берта позирует Мане и говорила: «Он похож на сумасшедшего». Полотно ее обезобразило. Их общество называли «банда Мане». Букет фиалок, 1872 Э. Мане. Что за нелепая мысль. Справа – художник Э. Мане 14 января исполняется 176 лет со дня рождения французской художницы Берты Моризо, которую называют музой импрессионизма.
Члены семьи Моризо были очень близки друг с другом. «Среди любопытных, – пишет Берта, – как будто уже распространился эпитет роковой женщины. Всегда была открыта миру искала новые смыслы и источники вдохновения. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам. Кроме того, Берта рисует пастелью, что технически дробит изображение. Берту Моризо называли импрессионисткой par excellence – в полном смысле слова.
Он был обижен и отвергнут, но нельзя придумать более изысканного прощания, чем это. И искусство Берты и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. 1042ерность этой теме она сохранила до конца своих дней. В правой руке Берта держит сложенный веер, контур которого виден не полностью.
Творческий тандем неожиданно распался, когда Берта Моризо познакомилась с братом Мане. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Женщина перед зеркалом, 1880 Берта Моризо. Художники перестают творить. Это было плодовитое время для всех художников. Так решался вопрос комплектации этих двух музеев.
Томный взгляд барышни напоминает то же выражение глаз, что можно встретить и на картине «Балкон», созданной Мане несколько ранее. Надо только радоваться, что живёшь в мире, наполненном столькими красками, любовью искренней дружбой и волей к жизни. Лишь к середине 80-х новое направление начало завоевывать признание. Берта была принята в их круг.
Думаю, он искренне меня любит. «Я всячески стараюсь убедить Берту не быть гордячкой. Такие картины, как Колыбель (1872), в которых она изображала текущие тенденции для детской мебели, отражают её понимание моды и рекламы, которые были очевидны для её женской аудитории. Художница любила пленэр.
«Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», – считает Берта. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Он не слишком высоко ценит Мане как художника, в чем совершенно расходится с дочерью. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Но ничто не изменится. Он писал ее с таким запалом и желанием, что не мог остановиться. Ее муж был префектом в Бурже (там в 1841 году и родилась Берта), в Лиможе, Кане и Ренне, а сейчас занимает пост инспектора финансового контроля в Счетной палате.
Разве могла Берта отказать одному из самых известных художников того времени. И вот, Эдуард оказывается в плену своей страсти. Он пленяет ее и как мужчина. Мане, едва увидев полотно, вызвался исправить погрешности.
В 1937 остальные произведения живописи и скульптуры попали в новый Музей современного искусства, частично разошедшись оттуда по разным собраниям. Вскоре на ее работы обратил внимание лидер этой оппозиции Эдуард Мане, скандально известный своими картинами «Завтрак на траве» и «Олимпия». Коро оказал влияние на живопись Берты, она стала более светлой, воздушной.
Неблагоприятное времяБерта МоризоВо времена, когда слова «женщина» и «талант» для общества не пересекались, усердно работала изо дня в день одна из самых знаменитых сегодня художниц — Берта Моризо.
При этом внимание концентрируется на главных вещах в кадре. Мыслила талантливая девушка совсем не по меркам своего времени. Дюран-Рюэль был потрясен и быстро продал полотно коллекционеру Эрнесту Ошеде. Со временем Моризо стала одной из талантливых французских художниц. Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» – все эти Моне и Ренуары, Писсарро и Сислеи.
Отныне Берта не позволит больше вопрошать свое лицо мужчине, превратившемуся в ее деверя. Молчаливая дружба, напоминающая влюбленность, Эдуарда заканчивается. Моризо окружали только преданные друзья и единомышленники, коих было немало. Она появилась на свет в 1841 г. в семье богатых буржуа. Художник ставит последнюю точку, отправляя Берте «Букет фиалок». Это первое публичное выступление группы художников, объединившихся вокруг Э. Мане (в него входили К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро и другие), было встречено официальной буржуазной критикой грубыми насмешками и травлей.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Девушка была достаточно самостоятельна, чтобы понимать значимость собственного стиля.
Конечно, на ее становление, как художницы повлиял муж Эжен Мане. Он занимается любовью, как иные пробуют мороженое. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Пышная юбка присобрана. Когда Эва поведала о желании учиться у Мане, Гонсалес был озадачен. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Единственная надежда, что жюри отвергнет работу». Так ли. Приятное, кратковременное удовольствие. Образом Берты хочется любоваться.
Они были слеплены из разного теста и вместе им быть не было предрешено. Он вполне довольствовался бы чем-то средним – и в любви и в жизни и в искусстве. В вашем кругу это будет революцией, даже катастрофой». Критик писал о ее работах: «Берта Моризо никогда не заканчивает картину, она будто создает предисловия к книгам, которые никогда не напишет». После завтрака, 1881 Сегодня картина «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 г. она стала для парижской публики настоящим шоком.
Мы вряд ли узнаем, как удалось Эжену Мане, младшему брату Эдуарда Мане, убедить Берту изменить скептическое отношение к браку, но вскоре после их свадьбы в 1874 году она писала: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. (Мане выполнил также два портрета Берты Моризо в технике литографии и один – в офорте. ) – их последнее столкновение.
Их познакомили в Лувре в 1868 году и с тех пор жизнь обоих изменилась. Но рядом с ним Берта – вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. Мане познакомил Моризо с импрессионистами. Через два года состоялась вторая выставка, критики были попрежнему неумолимы: «Пять или шесть сумасшедших, среди них одна женщина, сговорились выставить свои работы на обозрение». Справа – Женщина, поливающая кусты», 1876 Позже Берта Моризо отказалась экспонироваться в Салоне в знак поддержки импрессионистов, выступающих против официального академического стиля.