Эдуард Мане не останавливался на определенных темах своих произведений, чередовал пейзаж с портретом, натюрморт с сюжетами из жизни. «водяные лилии» являются частью масштабной серии водяных пейзажей Моне, которая была задумана еще в 1909 году. Однако на его зимние пейзажи обратила внимания лишь недавно.
Сам того не желая, художник стал бунтарем в искусстве. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. восторга за рашу. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния.
По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Мане Эдуард (Manet), французский художник. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Преодолев сопротивление отца, в 1850 году Эдуар поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Т. Кутюра.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился Завтрак на траве (1862). Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из Менин Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Две фигуры, сидящие вкреслах, — это отец Монеи, вероятно, тетка.
Родился в Париже в семье крупного чиновника. Путешествуя в 1850-х годах по Голландии, Италии, Германии и Австрии, он изучал «секреты» великих мастеров — Веласкеса, Гойи, Тициана, Рембрандта, Халса. Содержание картины демонстрирует зрителю утро в порту Гавр во Франции. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Перед ними стоит кузина художника снеизвестным. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Но и здесь картина «Завтрак на траве» приняла яростные нападки публики.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. В 1861 году жюри Парижского салона отобрало две работы молодого художника («Портрет родителей» и «Испанский гитарист») для показа.
Шардена,, П. -П. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Другие крупные произведения Мане 60-х годов – Завтрак в мастерской (1868) и Балкон (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.
После первого успеха художник задумал ряд картин на тему парижской жизни, мира богемы — «Музыка в Тюильри» и «Завтрак на траве». Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства. Мане хотел и писал то, что его волновало, а именно — современную жизнь.
Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри.
Они во всех видят русофобов и врагов народа. В 1882 году, уже тяжело больной и прикованный к постели, Эдуар Мане закончил свое последнее крупное произведение «Бар в Фоли-Бержер», ставшее своего рода духовным завещанием художника. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Тень фигуры не соответствует её положению.
Под их влиянием он начал писать на пленэре. Они одинаково ненавидят и власть и оппозицию. возродить" и ". Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте.
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард Мане приобщился к классическому наследию. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Мане не рассматривал искусство как средство борьбы за социальный прогресс, но он не остался безучастным к окружающим событиям. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Сколько же идиотов на свете. Да, теперь было слишком поздно. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность.
При этом из страны они не валят и революцию делать не спешат. Эти испытывают экстаз от любой беды в государстве. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Полной объединенное, которую мы видим, например, в «Лизе» Ренуара, между фигурами и пейзажем у Мане не получилось иное мы видим теперь.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Они не воспринимают окружающий мир как нечто многообразное и непрерывно изменчивое. ".
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – батиньольская. В живописном отношении Олимпия – одна из вершин творчества художника. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. перешёл к пленэрной живописи. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. В начале 60-х годов художник порой близко пересказывает в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей (Лола из Валенсии, Гитарист, Испанский балет). И снова мастера обвиняли в безнравственности. Ибо смысл их существования – нытье и все те же Инет-сопли.
Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Юношу привлекла эта скандальная слава. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер».
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин.
Композиция картины была навеяна рисункомРафаэляи образами картины КонцертДжорджоне. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. А начиналось все хорошо. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Пейзажи эти создавались вдали от натуры, по «воображению» или порою с частичным использованием каких-либо предварительных этюдов (как это мы имеем для «Музыки в Тюильри»). Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Мастер рисует пестрый и яркий мир, стремясь запечатлеть мимолетное мгновение, полное поэзии и самоценности («В кафе», 1878 «У папаши Латюиля», 1879). Еще одна категория идиотов, больных на всю голову, это оппозиционеры-отрицалы.
Как трактовал Мане пейзаж в своих предыдущих композициях. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». ". Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты.
По сравнению с выведенными на них фигурами пейзаж передавался более суммарно, это почти всегда лишь фон, на котором с совсем иной четкостью выступают основные персонажи картины («Завтрак на траве», «Музыка» и пр. ). Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. У них в голове есть некий мифичекий "образ народа", который ". Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Как и обнаженная в Завтраке, Олимпия (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. нужно неизменно.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Публика благожелательно встретила творения Мане Эдуара. В конце концов победила его приверженность к искусству. поднять с колен", ага чтобы он тут же опролкинулся на задницу от ". На чем бы она ни паразитировала.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал Олимпию с игральными картами), добивается особой интенсивности цвета. В 1866 году художник сблизился с импрессионистами, признавшими в Мане своего лидера. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Здесь также нет дальних планов, в то время как до Мане использовалась классическая перспектива, которая придавала глубину картинам. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины Олимпия.
В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Его признанные ныне шедевры «Завтрак на траве» и «Олимпия», своеобразные «цитаты» из мастеров прошлого, вызывали скандал и бурное негодование. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Любое негативное событие воспринимется ими как "посмотрите до чего действующая власть довела страну и бедный-бедный народ". Художника не случайно называли живописцем современной жизни. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Ее сочли «непристойной» из-за сидящей в центре обнаженной женщины в окружении одетых мужчин. Возмущение художников было столь велико, что по приказу императора Наполеона III отвергнутые полотна показали в отдельных залах, а за выставкой закрепилось название «Салон отверженных». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Общее настроение картины довольно мрачное, что идет вразрез с ярким, оранжевым солнцем, которое своим восходом приносит новую жизнь в порт.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Но в центре всего – пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную загадочную глубину человеческой личности.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Эдуар Мане (1832-1883). Но неудача не отвернула Эдуара Мане от избранного пути и в 1865 году он представил картину «Олимпия» изобразив на ней лежащую на ложе обнаженную девушку, которой служанка-негритянка подносит букет цветов. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».