Прелесть этих произведений обусловлена не столько значимостью изображенного события, сколько динамичностью и остроумной наблюдательностью автора. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть».
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто).
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении.
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.
Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Мане войдет в Лувр, но нужно, чтобы он вошел туда сам в результате полного национального признания его таланта, а не окольным путем, как результат подарка, что все-таки отдает рекламной шумихой определенной группировки художников».
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков.
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее со своей любимой натурщицы Викторины Меран) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году.
Тем не менее в 70-е годы художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Но Мане попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в Рио-де-Жанейро). Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. – В эпизоде завтрака на лоне природы он представил, по примеру мастеров Возрождения, обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами Не прикрытая мифологическим сюжетом, свободная от слащавоидеализированной трактовки, нагота модели вызвала негодование буржуазной публики. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В течение шести лет (1850-1856) Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника скоро сложились весьма напряженные отношения. он учился в коллеже Роллэн. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей импрессионизма, Париж).
Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. Да, теперь было слишком поздно.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. В начале 1860-х гг.
Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881).
Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. Композиция картины была навеяна рисунком Рафа-эля и образами "Концерта" Джорджоне. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. «Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни Так, "Нана" (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода: полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого "покровителя". Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра.
Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила та же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Начиная с "Завтрака на траве", отвергнутого официальным "Салоном" и выставленного в только что открывшемся "Салоне отверженных", начался непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный "историзм" Кутюра.
Ибо в ней реальный ряд жизненных наблюдений преображается в живописно-пластический образ, рождающий самые причудливые ассоциации. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Клод Моне принял решение действовать сам: найти деньги и приобрести у вдовы Мане «Олимпию», а затем подарить ее государству.
В то же время эту картину неслучайно называют самым фантасмагорическим произведением, когда-либо написанным художником. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». сблизился с Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром и перешёл к пленэрной живописи. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882).
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане.
В четком контуре изящной женской фигуры читается некоторая угловатость, при помощи которой великолепно передан характер модели, отвергающий всякие сопоставления с традиционным идеалом женской красоты. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане "Олимпия" (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств).
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. 1868-1869). Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Так, одно из самых ранних его произведений – "Любитель абсента" (1859)-кажется прямой иллюстрацией к "Цветам зла" Бодлера. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро».
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью.
Ответ Эмиля Золя, объясняющего, почему он не считает возможным принять участие в подписке, по свидетельствам современников, «ошеломил Моне»: «Я глубоко опечален, но я раз и навсегда зарекся покупать картины — даже для Лувра Я достаточно защищал Мане своим пером, чтобы опасаться сегодня упрека, будто пытаюсь умалить его славу.
Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Юношу привлекла эта скандальная слава. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
В произведениях 60-х гг. Кузьмина. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсаро. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Обращался к темам современной истории (Казнь императора Максимилиана, 1867, Кунстхалле, Мангейм), откликался на события Парижской Коммуны 1871 (Расстрел коммунаров, акварель, 1871, Музей изобразительных искусств, Будапешт). Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Мане Эдуард (Manet) (1832-1883), французский художник. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. От глухих и плотных тонов, напряжённого колорита с преобладанием тёмных цветов он перешёл к более светлой и свободной живописи, богатой прозрачными рефлексами и валёрами (В лодке, 1874, Метрополитен-музей). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). стремился к жизненной достоверности образов, сочетая её с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Флейтист, 1866, – оба в Музее импрессионизма, Париж).
Антонен Пруст не только отказался участвовать в этом начинании, но и выразил сомнение, стоит ли именно «Олимпия» почестей Лувра он дошел до того, что заявил в одном интервью, будто подписка не преследует никакой другой цели, кроме как «помочь вдове великого живописца». Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Казалось бы, ничем не примечательные обыденные мотивы получают своеобразное новое истолкование, одухотворенное видением художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря.
До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Мане добивается известности, хотя и скандальной. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри.
Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы испанских мастеров, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане.
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Он, как и последовавшие по его стопам импрессионисты, в самых первых своих работах ставил перед собой задачу остановить на холсте состояние действительности, позу модели в одну конкретную минуту.
После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Гойи.
К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, розового, оранжевого, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания.
Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть.
Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Его родители надеялись, что сын получит респектабельное юридическое образование.
30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Портреты Мане (С. Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Мане редко смешивал краски.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
В самом значительном и глубоком произведении Бар Фоли-Бержер (1881-82, Институт Кортолда, Лондон) Мане раскрывает иллюзорность и призрачность счастья в сверкающем, праздничном современном мире. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. В данном случае сравнение с ранними его шедеврами, прежде всего – с Олимпией, дает представление о том пути, который художник прошел за 18 лет, разделяющих эти произведения.
Викторина Меран, повидимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе – «Флейтист» (1866). Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Учился у Т. Кутюра (1850-56, с перерывами).
Р. Рей пишет: «Картина говорит об удивительных успехах художника. Ряду произведений Мане (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне) свойственны подчёркнутая живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная вибрирующая красочная гамма. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Мане.
Фиаско на некоторое время сбило Мане с индивидуального пути: он с трудом находил интересные сюжеты, некоторые элементы откровенно заимствовал у известных художников. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В то же время Мане расходится с многими импрессионистами, сохраняя ясность рисунка, серые и чёрные тона, отдавая предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с ярко выраженной социальной подосновой.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни".
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой.
Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи.
Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Обратный путь во Францию был долгим — Мане много ездил по Центральной Европе, посещая музеи в Дрездене, Праге, Вене и Мюнхене.
Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. В художественных принципах "Олимпии" лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а "идолообразность" женской фигуры прямо предвосхищала образы Гогена. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Шардена,, П. -П. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Эдуард Мане дерзает изобразить на ней обнаженную женщину в современном ему интерьере, а не в классическом стиле древности, принятом среди французских художников. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой "Олимпии". Художник в своих работах этого периода редко повышает звучание цвета до предельной степени интенсивности. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с великими мастерами прошлого. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. В конце концов победила его страсть к искусству. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. В этом произведении художник создал образ не богини или нимфы, а реальной женщины с неповторимым очарованием. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Особенно совершенна работа В лодке.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». К этой идее многие отнеслись скептически, даже ближайшие друзья покойного художника. Однако вскоре Эдуар находит новый сюжет для будущей картины. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Основная тема произведений Мане – сцены современной парижской жизни (Нана, 1877, Кунстхалле, Гамбург В кабачке папаши Латюиль, 1879, Музей изящных искусств, Турне). В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета.
Тень фигуры не соответствует её положению. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок.
Тень фигуры не соответствует её положению. «В картине "Завтрак на траве" (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.