Расставанием с художественными традициями романтизма стала картина художника «Любитель абсента», созданная в конце 1850-х годов. В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. В поздних произведениях Мане – «В оранжерее» (1878), «У папаши Латюиля» (1878), «Блондинка с обнаженной грудью» (1878) – модели интересуют художника как в психологическом, так и в социальном аспекте.
Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата. Французских художников Клода Моне (Oscar-Claude Monet) и Эдуарда Мане (Edouard Manet) часто путают, причем не только современные ценители искусства, но и жившие в одно время с художниками. Травля Мане со стороны чиновников от искусства и «просвещённой публики» вынудила художника буквально бежать в Испанию, где он, однако, с пользой провёл время, знакомясь с работами Эль Греко, Веласкеса и Гойи, находя в них оправдание своего эстетического вкуса. Через некоторое время, после объявления Парижской коммуны, Мане был включен в подготовительный совет вновь созданной Федерации художников, однако сам он был далёк от политики.
С этого времени Мане, регулярно отвергаемый жюри салонов, сближается с группой молодых художников, которые вскоре будут названы импрессионистами. Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников. Отношения между Кутюром и Мане складываются прескверные, но, тем не менее, молодой художник терпеливо проходит обучение у мастера до конца. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.
Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника. В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности. Как это часто бывает, эпитеты «гениальный художник», «великий Мане» и прочие лестные отзывы при своей жизни он так и не услышал.
Бар в Фоли-Бержер Мане написал уже в статусе признанного художника.
Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Парижский Салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне.
Эдуард Мане – самостоятельное явление в истории искусства. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Они были сосредоточены на произведениях великих мастеров: Андреа дель Сарто («Мадонна дель Сакко») 1857 г., Тициана («Венера Урбинская», «Мадонна с кроликом», «Юпитер и Антиопа») 1856 г., Делакруа («Ладья Данте») 1858 г., Филиппо Липпи («Голова молодого человека»). Авторы находят, что именно эти принципы позже лягут в теорию «искусства для искусства». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. «В картине "Завтрак на траве" (1863) Мане демонстрировал приверженность реалистической традиции прошлого, утверждал важность обращения к большим эпохам реалистического искусства и вместе с тем – к реальной действительности, – отмечает М. Т. Братья Гонкур писали: «Художник, который не изображает женский тип своего времени не останется долго в искусстве».
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Уже после смерти Мане вся Франция собирала деньги на приобретение «Олимпии» для музея – по подписке, организованной Моне. художник пишет Музыка в Тюильри.
Акцент переносится на современное событие, поиск сущности в окружающем мире. Творчество Э. Мане стоит, скорее всего, между реализмом и импрессионизмом.
Может быть, у великих испанцев он искал поддержки именно в такой ситуации. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. От названия этой картины с легкой руки критика Луи Леруа, посетившего выставку и написавшего в сатирической газете «Шаривари» едкую статью о «впечатленцах», произошло название нового направления. Снискать славу и получить признание можно было только пройдя через Салон. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Он пишет самую знаменитую работу 60-х гг.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни.
Все они были художницами и получили признание чуть ли не раньше своего пигмалиона. Это аллегорические портреты двух актрис – Жанны и Мэри. Он пишет «Мальчика с вишнями» (1858), «Любителя абсента» (1859) и «Портрет родителей» (1860) В ранних работах Мане практически не отходит от принятых канонов живописи. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Э. Мане в отечественных изданиях тоже классифицируется как «реалист». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Кузьмина. Мане было скучно в мастерской Кутюра. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Это путешествие имело для Мане большое значение, во время длинного плавания он занимался творчеством: фиксировал свои впечатления, рисовал силуэты, лица матросов и товарищей. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными.
Интересно, что «Олимпия» и «Завтрак на траве» практически единственные завершенные работы, где у художника появляется обнаженная натура. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. В начальный период обучения – шесть лет в школе живописи у Тома Кутюра, Мане не принял традиционных живописных методов.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Также автор высказывает мнение, что Мане «будто экспериментировал» с публикой, предлагая то картины на испанские темы, то сюжеты с современными парижанами, то пленэрные работы. Актуальность и новизна исследования.
В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию.
Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. Мане участвует в военных событиях, делает зарисовки баррикад, расправы версальцев с коммунарами. На этом этапе художник особенно близок импрессионистам: он обращается к работе на пленэре: «На пляже», «Купальщицы на пляже» (1873). В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). В то же время художник жаждал славы и признания официальным Салоном. Ревалд характеризует манеру Мане как находящуюся «между так называемой реалистической и романтической». Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862). Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне.
Это идеал женской красоты для Мане. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Мане утверждает этой картиной ценность для него современности (тема развлечений горожан и кафе), близость ему испанской живописи, в частности, Веласкеса. Но говорить об Э. Мане как об импрессионисте также неверно, т. к.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. В 1862 году он создает еще несколько работ: портрет испанской танцовщицы – «Лола из Валенсии» изображает своего брата Эжена в национальном испанском костюме махо – «Молодой человек в костюме махо», пишет «Портрет Викторины Мёран в костюме эспады». Эту картину можно считать этапной по находкам, которые сделал художник. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Благодаря точному реализму и беспристрастности живописной трактовки это произведение превосходит все современные ему полотна на исторические темы.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Неприятие академизма, «условных» поз и жестов, мифологических сюжетов3. Неподалеку располагалось кафе «Гербуа», куда он частенько наведывался.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». По словам Э. Золя, Мане поступил учеником в мастерскую и провел в ней около шести лет, связанный наставлениями и советами, погрязая в посредственности Мастерская Тома Кутюра представляла собой официальную школу живописи, Кутюр представлял традиции академизма, обращение к мифологическим и аллегорическим сюжетам. Создание этих полотен обусловлено, с одной стороны исторической ситуацией – Наполеон III, женившись на особе, принадлежащей старинному испанскому роду, завозит в Лувр множество картин испанских живописцев. В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. Вместо Венеры Мане изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной.
В тот год публика посмеялась над молодыми художниками. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. В искусстве Мане была некая предопределенность.
Первое датированное произведение Мане – «Пьяный Пьеро» – это рисунок тушью товарища Понтийона, одетого в костюм Пьеро. В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».
Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). изменение техники с классической на «a la prima».
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной мазок – широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде.
В 1867 году появляется работа на современную историческую тему «Казнь императора Максимилиана». Рисовать начал еще в коллеже. На идейном уровне работу можно трактовать как поиск и жажду признания. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
«Непристойная», «нелепая», «неприличная», «бредовая» – эпитеты, которыми наградили картину. появление портретного жанра. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ).
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Во-первых, приведем отрывки их писем и воспоминаний о Веласкесе и Гойе: О Веласкесе писал его современник, учитель: «так хорошо, так похоже на модельего способность казалась чудом» Гойя в письмах определяет место художника: «живопись выбирает Вселенной то, что наилучше соответствует её целям, она соединяет в едином вымышленном образе явление жизни и свойства характеров, которые природа рассеяла повсюду и благодаря такому искусно построенному сочетанию получаются удачное подражание, в силу которого художник и именуется творцом, а не покорным копировщиком». Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
Этим новым поискам уже не соответствовал живописный стиль ранних произведений художника, в частности, приемы гармонизации плоских цветовых пятен. во Франции очень популярен гребной спорт. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Один из самых известных трудов по французскому импрессионизму – книга Д. Ревалда «История импрессионизма».
Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). В 1883 году Манэ ампутируют левую ногу.
В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро. Он создает портреты современников: «Портрет Малларме», «Портрет Фора в роли Гамлета» (1876), «Портрет Жоржа Клемансо» (1879). После импрессионистических поисков, Мане вновь возвращается к своей манере. Его сдержанные родители дают ему достойное порядочного буржуа воспитание.
Он против академической школы Кутюра, не приемлет классицизм Энгра и Давида. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. В 1879 году у художника появляются признаки атаксии, когда вследствие поражения головного мозга наблюдается нарушение координации движений. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. После провала юноша стал юнгой на торговом судне.
Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. К числу таких фигур автор относит и Э. Мане. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Мане редко смешивал краски. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Мане интерпретирует данный сюжет с позиции современности. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием, полемически внося в известные классические композиции изображение современного человека. У художника появляется техника «a la prima». Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". живопись на пленэре5.
Мане добивается известности, хотя и скандальной. Однако художник опять идет по своему пути, что мы назовем двунаправленностью искусства Э. Мане: с одной стороны – «воскрешение» работ старых мастеров – Тициана, Рафаэля, Джорджоне, актуализация их. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Особенно совершенна работа В лодке.
Узнав, что автора скандальных «Завтрака на траве» и «Олимпии» можно застать в «Гербуа», туда постепенно начинают подтягиваться старые знакомые и прогрессивно настроенная молодежь. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.
Мане едет туда и в 1874 г. создает там свои работы, которые близки импрессионизму – «Сена у Аржентейля», «Аржантей», В лодке, «Клод Моне в своем ателье». Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Именно вот таким образом некоторые искусствоведы причисляют его творчество к данному направлению. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Однако приверженность его импрессионистам была краткой, художник никогда не участвовал в их выставках и себя импрессионистом не считал. Итак, для «импрессионистического» этапа характерно:1. На смену старым пришли новые способы изображения натуры. Э. Мане начинает рисовать, обучаясь в коллеже.
Появляется несколько портретов художницы Берты Моризо, которая поддерживала Мане: «Отдых» (Портрет Берты Моризо, 1869), «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), «Берта Моризо в трауре». Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). нововведение Мане – организация полотна «Музыки в Тюильри» посредством пятен и силуэтов, 6.
Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Родился в семье крупных чиновников. В конце концов победила его приверженность к искусству. Творчество Мане обновило реалистические традиции французского искусства XIX в., во многом определило основные пути дальнейших реалистических художественных исканий. В 1863 году художник пишет самые «скандальные» работы во всем его творчестве – «Завтрак на траве» и Олимпия. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Опять заметно возвращение к проблеме фона и фигуры. 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Устойчивый интерес к испанским художникам: Гойе, Веласкесу, Мурильо, Зурбарану.
ориентация на мастеров прошлого3. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений. По-английски это звучит как self-concept, т. е.
Те современники Мане, которые также были «анти-академиками» – Курбе и Милле – также не вдохновляли художника. Необходимо отметить, что Э. Мане довольно поздно написал свой автопортрет. Здесь опять представлена фигура на условном фоне. Прямо там художник начинал работу над своим творением. Художник продолжает писать портреты.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Фон дан условно – мы видим некие перекладины. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. В 1870-80х гг. наложение жанров друг на друга3. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане.
Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Импрессионистический этап изменил палитру Мане на более светлые краски. Однако, жажда быть известным в порядочном обществе, пользоваться успехом, не покидает его. Он считает, что Э. Мане ввел принцип «заслоняющей плоскости».
При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Почему Э. Мане, француз, обращается к испанской живописи.
Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане.
Во всех исследованиях, посвященных импрессионизму, Э. Мане рассматривают, как некое «переходное звено», как нечто, давшее основы, но постепенно начавшее «мешать» такому цельному явлению, как импрессионизм. Да, теперь было слишком поздно. Провалив тесты, он не отчаивался и отправился в учебные плаванья при морской школе. Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать – на свой лад.
Восторг работа вызвала лишь у небольшой группы молодых людей из Акционерного общества художников-живописцев (см. п. 2), которых позже назовут батиньольцами (см. п. 6). Такая «идеографическая» уплощенность связана с обращением к традиции примитива, фольклора и архаики. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета. В живописи появилась вибрация света и воздуха, мягко обволакивающего предметы и объединяющего их в целостную картину мира, живую и трепетную. Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. Однако он верен своему «бархатистому» черному цвету, его тонким градациям, о чем говорят работы этого же года (1873) – За кружкой пива и «Бал-маскарад в Опере».
В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника.
«Прелесть большинства картин Мане этого периода не в значительности события, а именно в остроумной зоркости художника к оттенкам жизни Так, "Нана" (1877) с формально сюжетной точки зрения есть всего лишь изображение довольно банального эпизода: полуодетая молодая женщина завершает свой туалет в присутствии непринужденно сидящего на кушетке одетого в вечерний костюм пожилого "покровителя". Впервые, на этом этапе появляется «Автопортрет с палитрой» (около 1878) – именно обязательным присутствием своей палитры Мане еще раз подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона.
Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. Появление в палитре художника ярких розовых, красных, белых красок3. Похоронен великий художник на кладбище Пасси (фр.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В последние годы Э. Мане работает над циклом «Времена года», но осуществил он всего две картины – «Весна» и «Осень» (1881). считают, что Мане произвел «революцию красочного пятна», т. е.
В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине совершенного равнодушия к учёбе, был переведён отцом на полный пансион в колледж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов. Контуры теряют четкость, растворяясь в световоздушной среде. Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. "Глаз Мане, – писал Пруст, – был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу", Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин "за туалетом", замечательные портреты и натюрморты.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. В 1861 – 62 гг. Она представляет собой «шедевр пространственного иллюзионизма», как и «Менины» Веласкеса, которыми восхищался Э. Мане. Этот этап можно охарактеризовать как поиск, самоопределение художника.
Его можно назвать «испанским». Он подчеркивает это, даже основываясь на технике Мане: «сильный, широкий удар кисти имеет мало общего с дробным раздельным мазком импрессионистов». В 1859 г. Салон не пропускает картину «Любитель абсента», в 1863 г. – картину «Завтрак на траве» (см. п. 3). – Флейтист (1866). Художник ежедневно посещает Лувр, где делает первые наброски.
Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. мелкий, дробный мазок3. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Появление этой техники также связано, я думаю, с импрессионистами, у которых был принцип писать быстро, чтобы запечатлеть мгновение (тот же Клод Моне, который писал Руанский собор, стога сена, пытаясь поймать особенности освещения). Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового,, желтого, серебристо-сиреневого – а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.
На этом этапе таких картин появляется много. Свет и цвет сближает все, что есть в этом заведении и, в целом, в Бытии. В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра.
Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Их образы символизируют муз. Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). Несмотря на античный сюжет, например, в картине «Вакх», художник продолжает традиции жанровой живописи 17 века, так называемых «бодегонес» – бытовых картин, натюрмортов. Организацию выставки взял на себя Клод Моне. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. В 1863 г. случился скандал: до выставки не допустили около трех тысяч работ. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время. он самостоятельный художник импрессионистом себя не считавший. Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Эдуарда Мане нельзя назвать импрессионистом. Только «Любитель абсента», написанный по правилам живописной техники Кутюра, вызвал категорическое неприятие своим сюжетом: на холсте изображен не мифологический герой, а обыкновенный бродяга-люмпен, любящий выпить.
На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Более того, часто упоминается об интересе только к новым живописным эффектам, оттенкам, новой трактовке поверхности. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Картина вызвала скандал в обществе. На этом этапе художник создает работу «Бой быков», от которой сохраняет фрагмент – «Мертвый тореро» пишет религиозную композицию Христос с ангелами. 1868-1869). Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Художественный реализм – соответствие рожденного художественного образа объективной сущности.
Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Освоение объект-языка, тщательное копирование произведений мастеров прошлого2. Этот прием – включение современников в мифологический сюжет использовал и Караваджо.
направление, основанное на следовании внешним формам классического искусства. Творчество художника это явление в истории искусства. Берта Моризо, Викторина Мёран и Ева Гонсалес – любимые натурщицы Мане и не только. Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Художник передает своеобразие именно испанского темперамента. Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна.
приверженность к темным тонам, 4. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Автор уделяет особое внимание окружению художника, общественной жизни Парижа, мировоззрению эпохи, художественной атмосфере. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.
В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами. Восход солнца». увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). В «банде Мане» среди прочей богемы оказались писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей и другие. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Отдельной темой в позднем творчестве Э. Мане стоят кафе, кафе-концерты, кафе-шантаны.
К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). Мане никогда не ввязывается в споры, не участвует в посиделках в дешевых кабачках. Отечественный искусствовед Б. Н. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Именно на этом этапе появляются первые портреты современников – Э. Золя, Т. Дюре, портрет жены в картине «Чтение» (1868)Итак, для третьего этапа характерно:1.
Р. Рей пишет: «Картина говорит об удивительных успехах художника. Образ Олимпии связан с Венерами Джорджоне, Тициана, Веласкеса, а также более близкой не только по времени, но и по живописному мироощущению Махой Гойи.
утверждение доминирования темных тонов2. Тень фигуры не соответствует её положению. Также художник отказывается от пространственных качеств формы.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Моделировка светом и тенью стали у него предельно скупыми, переход от освещенных мест к теням стал теперь еще более стремительным и еще более виртуозным по своей немыслимой дерзости, чем это было в Олимпии. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Она написана широкой кистью в обобщенной манере.
Он любил изображать людей и у него это хорошо получалось, в отличии от своеговизави. – «Я – концепция» – как Я представляю, знаю себя. Мане отказывается от приемов композиции старых мастеров. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне).
Сложно определить жанр этой картины – как портрет или бытовой жанр. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. В 1875 появляется «голубая симфония» – «Гондолы на Большом канале в Венеции». В ней опять же мы наблюдаем реминисценции голландцев 17 века, Караваджо.
Эдуард Мане сегодня может считаться первым современным художником. Автор опирается на свидетельства современников, на подлинные документы. Cimetire de Passy) — одно из известных кладбищ Парижа, расположенное в 16-м округе. Вследствие этого появляется картина Завтрак на траве. «Испанский музыкант» – «Гитарреро» был написан в новой манере, которая находится между так называемой реалистической и романтической.
Тоже делает и Э. Мане. первые самостоятельные работы – еще следование правилам живописи мастерской Кутюра, однако уже здесь заметна особенность Мане – моделей для своей работы он берет из жизни («Любитель абсента», «Музыка в Тюильри». )2. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
Э. Мане обязательным присутствием своей палитры подчеркивает почетное занятие, свою профессию – художник. Как тонко заметил Эмиль Золя, живопись можно разделить на «живопись до Мане и живопись после Мане». В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, вот таким образом справедливо начать с Мане. Но его работы раз за разом отвергались. Основные цвета этой работы – красный, белый и черный.
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, во Франции. Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем.
В произведениях Мане, выполненных во второй половине 1860-х гг., появились новые тенденции. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Такова была его художественная программа.
Художник часто бывает в таких местах, запечатлевает такую натуру. В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Его интересуют эффекты пара, дыма, освещения ускользающего пространства – появляется «Железная дорога». Все музы выставлялись в официальном Салоне. И тем не менее, ничто не прошло даром.
Символом Салона Отверженных 1963 г. стала работа Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Они объединяют разрозненную публику, девушку-барменшу, подошедшего к ней мужчину. После триумфа в Салоне «Гитарреро» многие молодые художники отправились к господину Мане, они начали считать его своим учителем. Этапным произведением выделяется работа Лоло из Валенсии. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать— так, в Бордо он пишет пейзаж порта. Среди них – Джотто, Пьеро делла Франческа, Дюрер, Брейгель, Веласкес, Вермеер, Гойя, Сезанн, Матисс, Петров-Водкин. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкойфранцузского дипломата и консула.
Позже, плавая на корабле в Рио-де-Жанейро, он рисует «карикатуры» на товарищей – моряков. Биография А. Перрюшо отличается легкостью изложения. Она стала гораздо светлее.
В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Художник всегда работает в мастерской, наедине с самим собой.
Он выстраивает соотношение красок яркого национального костюма танцовщицы с остальными цветами работы. Художник не может писать. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). 15 апреля 1874г.
История известности ихнастолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении.
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане "Олимпия" (1863) с ее сложной и неясной структурой художественных ассоциаций, намеков. В 1853 году он совершил традиционное для французских художников путешествие в Италию, где посетил Венецию и Флоренцию. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Так, П. Валери проводит параллель между сюжетами картин Мане и тематикой стихов Бодлера: «Любителя абсента» (1860) он сравнивает с «Вином мусорщика», а «Олимпию» – с циклом стихов «Парижские картинки». М. Н. Операция проходит неудачно и Мане умирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона.
акцентирование отсутствия пространственной глубины, перспективы. Э. Мане также придерживается этой позиции, но у него уже не пост-мифологическая концепция, а стремление вообще к демифологизации, которая была свойственна всей культуре второй половины 19 века. Итак, для второго испанского, этапа характерно:1. Сад Тюильри – основное место, где проводят время светские жители Парижа.
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города.
В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Возможно именно творчество Эдуарда Мане стало ключевым этапом в процессе обновления художественного языка живописи во Франции всередине девятнадцатого века. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Этот этап ознаменован уходом из мастерской Кутюра и появлением первых самостоятельных работ.
Кладбище Пасси насчитывает всего около 2000 могил. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Появляются работы «Слива» («Подвыпившая»), Подавальщица пива, «У папаши Латюиль». Тем не менее в 70-е годы в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах.
Считается, что именно «Завтрак» Мане дал толчок к появлению импрессионизма. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Этапным произведением можно считать Бар в Фоли-Бержер (1882).
Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Рисунок – единственный предмет, по которому у будущего художника стоит оценка «хорошо». и Янсон Э. Ф. изображение современных жителей Парижа5.
Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть». В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). Он пишет разрозненную толпу в саду Тюильри. Сам того не желая, Эдуард Мане становится идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами или «бандой Мане». При таком подходе часть полотна, видимая с близкого расстояния, является не чем иным, как увеличенной деталью отдалённого вида.
Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. В начале 60-х гг. Однако это не совсем так.
Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Интересно, что в психологии также есть такой термин – «автопортрет». В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883).
Эдуард Мане (23 ягваря 1832 – 30 апреля 1883) – французский художник, гравер, один из родоначальников импрессионизма. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). После того, как она вышла замуж за брата Эдуарда Мане, он больше никогда ее не писал. В середине 1870-х гг. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей.
Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес.
Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). И Гойя и Веласкес и Э. Мане – художники, которые максимально «схватили» сущность времени, выявили ее в своих работах. «Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку.
принцип композиционной «кадрировки»4. Основной миссией живописца было и есть поиск красоты в обыденном. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего. Творческая жизнь в Париже затихает и сворачивается. Он не приемлет их суровый реализм. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед.
Они обратились к очень светлой палитре изображая природу, передавая атмосферу и свет. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол. В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами.
XIX в. Эдуард Мане переехал в район Батиньоль на Монмартре. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Его творчество было «манифестацией новой школы».
Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто абсолютно новое. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Академизм – сложившееся в 16-19 вв. Э. Мане едет в Аржантей, где сближается с К. Моне. Господствующие в картине холодные тона существуют в гармонии с теплыми коричневатыми, золотистыми и белыми цветами.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Перрюшо представляет работу «Олимпия» как своеобразную визитную карточку творчества Мане. Многие работы Мане «переводят на современный ему язык живописи картины старых мастеров». Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень.
Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». Создает морские пейзажи и многочисленные натюрморты, «Бой Кирсэджа и Алабамы».
О ком рассказать в первую очередь. В числе других полотен в студии была представлена и его работа «Впечатление. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. Можно привести высказывание Ш. Бодлера о картинах вообще: «все должно содействовать выражению основной идеи, все должно хранить ее изначальный колорит, опознавательные цвета».
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. работа практически во всех жанрах2. Испания входит в моду у французов.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Янсон Х. В.
поиски изображение «естественных» моделей. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Известно, что сам художник не сохранял свои ранние работы и наброски.
Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. С этим мнением согласны и другие исследователи. В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования.
А. Якимович в статье «О построении пространства в современной картине» выделяет ключевые фигуры, «узлы» во всей истории искусства, которые внесли принципиально новое в концепции пространственного построения. Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. интерес к обнаженной натуре4.
Мане также обратился к работе на пленэре. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. Что трактовалось как непристойность. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Гойю и Веласкеса называют реалистами.
Именно желание изображать окружающую Мане действительность, стремление избежать посредственности, сказать свое слово в искусстве, а не перефразировать уже сказанное, явились причиной развития творчества художника в новом направлении. Спустя год ему ампутировали ногу и через несколько дней он умер в агонии от боли. 9 декабря 1848 г. корабль покинул Гаврский порт, чтобы пересечь Атлантический океан и 4 февраля следующего года бросить якорь на рейде Рио-де-Жанейро.
В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. перешёл к пленэрной живописи. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм». Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Основные цвета – цвета страстной, эмоциональной Испании, символы духа страны. Мане тщательно копирует их.
Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку». Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра.
Мане осуществил своеобразный синтез цвета, во многом развивающий его раннее живописное видение, обогащенное опытом пленэра. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. Некоторым образом этот этап можно считать уверением в своих находках, в том, что, несмотря на жесточайшую критику, он идет по верному пути.
Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Их признание имело значение.
К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же). Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Критика обрушилась со всех сторон. Мане создает серию картин с изображением испанских танцоров.
Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами "Завтрака", но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с образами в поэзии Бодлера. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Спустя два года впечатленный Клод Моне напишет свой «Завтрак на траве», но уже в чисто импрессионисткой манере и с благопристойно одетыми дамами и господами, а Эдуард Мане представит на суд зрителя еще более скандальную работу «Олимпия», где будет изображена обнаженная современница, больше смахивающая на проститутку, ожидающую клиента, после чего художника обвинят в аморальности и порнографии. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Бога виноделия окружают обычные «пьяницы» – крестьяне, мужички из народа. высветление палитры2. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Блики света присутствуют на всех персонажах картины. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Терновец акцентирует внимание на реализме Мане.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте.
Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию. На похороны великого творца собрался весь артистический Париж. Расположенный недалеко от императорского дворца, он привлекает горожан.
С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Юношу влекла скандальная слава. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными.
Портрет современников – «Балкон» опять нам напоминает работу «Махи на балконе» Гойи. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. Викторина Мёран, которая позировала для «Олимпии» и «Завтрака на траве», позже прославилась своим автопортретом, пьянством и связями с другими женщинами. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула.
Шардена,, П. -П. «Флейтист», «Женщина с попугаем» (1866), - такие работы, в которых жанры взаимодействуют друг с другом. По остальным – «неудовлетворительно». Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне).
Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. По возвращении во Францию, Эдуар победил неприязнь отца к занятию искусством. Его первые самостоятельные работы находят положительные отклики у публики. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Он пишет: «Мане – автор «Олимпии» – оказался в самом центре эпохи». В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. Это время, когда создано довольно много рисунков и картин на испанскую тематику. Именно ему было суждено преобразовать вкусы и приемы, казавшиеся незыблемыми и проложить тот путь, по которому за ним смело последовали другие. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане.
До Мане голыми на картине могли быть только мифические боги и богини. У меня есть несколько гипотез. Обращение Мане к Веласкесу и Гойе. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в Фоли-Бержер», после которой его мастерство было признано официальнов Салоне 1882 года.
Викторина Меран, повидимому, позировала художнику и в следующей его значительной работе – «Флейтист» (1866). В начале 1860-х гг. Близок этот принцип и Э. Мане. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. он учился в коллеже Роллэн.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Как видно из обзора, никто из исследователей не рассматривает художника как мыслителя. Мане Эдуард (Manet), французский художник. Тяготение к «реалистическим» сюжетам и трактовке4.
Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).