Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Согласен, что между его первыми произведениями и работами этих мастеров есть известное сходство, – ведь каждый из нас чье-то детище. Или, может быть, его подвела усталость, в которой он так неохотно признается, любой ценой стараясь быть оптимистом. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует. Присутствие женщин бодрит его лучше аптекарских лекарств. Его либо любят, либо не выносят его боятся.
Бунт детства, затем плавание, минута смятения. Мане намерен изобразить сцену побега с каторги (побег этот в свое время наделал много шума) – китобойная шлюпка среди моря, в ней беглецы. В современной школе я не знаю никого, кроме Коро, Курбе и Эдуарда Мане, кто бы неизменно следовал этому закону. Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Подавленный ищущий одиночества, чтобы как-то разобраться в своих мрачных мыслях, он вновь слышит последовавшие утром после карнавала нотации командира «Гавра и Гваделупы», его угрожающие предостережения относительно люэса в Рио-де-Жанейро.
Разве не грустно думать, что в свое время был освистан Делакруа, что этот гений, одержавший победу только после смерти, переживал минуты отчаяния. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года.
«Таков мой удел. Мане выбирает «Расстрел Максимилиана» (В декабре 1879 года это полотно выставлялось в Нью-Йорке, затем, в январе 1880-го – в Бостоне. Деньги тают. Он будет выздоравливать. Коварство Наполеона III было настолько отвратительно Мане, что он одел палачей во французскую форму.
Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь. Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей.
Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Нет, ему не отделаться от преследующей, угнетающей его мысли. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование.
Это обыкновенный ревматизм. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. «Калека. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Нелепого общего мерила больше не существует критик изучает произведение как таковое и признает его значительным, если находит в нем действительность, переданную сильно и своеобразно в таком случае он объявляет, что в историю искусства вписана новая страница, что появился новый художник, который открывает в природе новую душу и новые горизонты. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность.
Он пленяет ее и как мужчина. Повсюду ищет подтверждений своей вере. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне».
О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки.
Объясню свою мысль. Такое нововведение немедленно получает благосклонный прием парижан: каждый день галерею «La Vie moderne» посещает от двух до трех тысяч человек (Нововведению этому был предначертан неминуемый успех. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Я не выдумываю.
Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. Резкие боли не исчезают, но появляются чаще, становятся острее. Никто не старается найти правильную точку зрения. Он неустанно изучает ее черты.
Все дело в воспитании. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Едва только пришла ему в голову эта мысль, он выбрал какой-то объект — живое существо или вещь, поместил его в своей мастерской и стал воспроизводить на холсте согласно особенностям своего зрения и своего понимания.
Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Еще до переезда с улицы С. -Петербург, решив запечатлеть на холсте городской пейзаж, радовавший его на протяжении шести лет, он сделал несколько видов улицы Монье – с мостильщиками, с фиакром, с точильщиком – наконец изобразил эту улицу в день 30 июня, когда Париж был расцвечен флагами по случаю праздников, связанных со Всемирной выставкой (В октябре 1958 года «Дорожные работы на улице Монье» были проданы на Лондонском аукционе за 113 тысяч фунтов стерлингов. Какое мне дело до философских абстракций.
Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.
Пусть он не знает, пусть она не знает (а если бы подозрение и зародилось, то как поспешно постарались бы они от него отделаться. ), что картины, когда Мане с кистью в руке пытается разгадать загадку этого лица, запечатлеть его очарование и испытываемую им самим душевную смятенность, порождают чувство обладания, взаимного причащения. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Его «недомогание» пройдет – что они, не понимают этого. Мане часто говорит о своем замысле: «Сенсационная картина». Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом.
Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". В своих холстах и пастелях Мане словно шепчет ей слова нежности, но это очаровательное дитя не слышит или не желает их слышать. 208 x 264 см. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии».
Это было бы поучительно. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи.
Знаменательна и похвала им в статье Альбера Вольфа, опубликованной при открытии Салона газетой «Le Figaro». Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая. Париж. Берта всячески его поддерживает и соглашается приходить вместе с матерью на улицу Гюйо, чтобы позировать для одной из женских фигур.
Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Боли в пояснице вынуждают его немедленно лечь. Черты лица Б. Моризо хорошо известны знатокам и исследователям современного искусства, так как ее часто изображал на своих картинах Э. Мане.
Давя эту цветную пудру, он портретирует женщин, наводняющих его мастерскую, посетительниц случайных и постоянных, дам полусвета вроде Вальтесс де ла Бинь, этой царицы дорогих связей, чье парадное, украшенное бронзовой чеканкой ложе прославлено парижскими жуирами как «трон, алтарь» (Эта кровать находится сейчас в Музее декоративных искусств. Не вызвана ли его атаксия той безумной ночью, когда он впервые познал любовь. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду.
Толпа почти всегда смеется по пустякам. Невзирая на ворчливый характер и агрессивность Дюранти, «батиньольцы» очень о нем горюют. Находясь перед каким-нибудь объектом, художник весь превращается в зрение и наблюдает этот объект в разнообразных, воздействующих друг на друга цветах. Каковы же мои воззрения в области искусства. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет.
Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Своеобразие — вот главное пугало.
Укус змеи в бразильских джунглях – ах, если бы. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу».
Это ей первой поведал он о замысле «Балкона». Могут ли у него оставаться сомнения. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Он живет почти постоянно в мастерской, где работает сверх сил, теша себя иллюзией, будто состояние его почти таково, что и прежде. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж).
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Цецилии» взять на себя роль одной из женщин.
В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи.
Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Не менее знаменательно и то, что жюри сразу же приняло обе его работы. Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей.
Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. В вашей среде это будет революцией, я бы даже сказал — катастрофой». Он не дает себе отдыха и, если кисти падают из рук, хватается за пастельные карандаши. Красота живет в нас самих, а не вне нас.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность.
Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Забавное полотно. В апреле 1879 года свойственник Изабеллы Жорж Шарпантье начал издавать еженедельник «La Vie moderne». Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию.
Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье. Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи.
Ответом Мане не удостоили. «Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. Критики на самом деле больше не обходят Мане. Проверим, не ошибка ли это. В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. Прислушиваясь к всяческим советам, спешит попробовать любое лекарство, которое ему называют. Одни ничего не понимают, другие сравнивают.
Он изо всех сил тянется к здоровью. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. Однако налицо очевидная эволюция.
В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Но, посещая в 1850-1856 годах мастерскую исторического живописца Тома Кутюра, он приобщается к живописи. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает. Он с радостью соглашается.
Улучшения, наметившиеся в Бельвю, оказались мимолетными. Музей Орсэ.
Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин.
Но никто не направляет толпу. Скоро мне крышка. » Но стоит появиться Мери Лоран или Изабелле Лемоннье, как он тотчас же подымается и начинает любезничать. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения.
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Среди представленных там работ были полотна Писсарро, Сезанна, американского художника Уистлера. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Но Мане хочет верить, верить во что бы то ни стало. Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству. Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает.
И рядом с видением бразильских джунглей всплывает образ отца. Число сеансов растет. В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему.
Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве». Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой». И все же на него обрушиваются депрессивные кризисы. У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи.
Возвратившись в июле 1880 года во Францию, он немедленно начинает выпускать новую газету – «LIntransigeant» («Непримиримый») – и обрушивает на читателей – число их тут же достигло 200 тысяч – свой пыл человека, «который умеет смеяться, который умеет драться, который умеет жертвовать собой, который умеет ненавидеть» (По словам Эдмона Базена. ). Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека). Он не может поверить такой судьбе. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. У каждого художника была в жизни любимая модель, которая чаще всего появлялась на их полотнах. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства.
В левой части полотна изображена японская ширма. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Да и Мане отвечает ей восхищением. «Изабелла с розой», «Изабелла с золотой булавкой», «Изабелла в белой косынке», «Изабелла в вечернем туалете». Но ничто не изменится. В сущности — все это только смех, только вздор.
Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. Оцепенев от ужаса, он беспрестанно повторяет четыре коротких страшных слога: атаксия. Публика всегда будет несправедлива по отношению к настоящим художникам-творцам, если она не удовольствуется отысканием в произведении свободной передачи натуры своеобразным и новым языком. Он будет выздоравливать.
Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. В Испанию он ездил только один раз, в 1865 году и его картины носят слишком своеобразный характер, чтобы можно было видеть в нем всего лишь незаконного сына Веласкеса и Гойи». Я принимаю это философски», – пишет Мане Прусту. Тут публика приходит в неистовство. Ирония заключается в том, что шокируя и публику и критиков, Мане тем не менее относился с великим почтением к классическим художникам, таким как Диего Веласкес и Тициан. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
В этой шутке есть большая доля правды и неменьшая похвала методы сходны: и тут и там краски наносятся плоскими мазками, только эпинальские мастера используют чистые тона, не обращая внимания на валёры, тогда как Мане усложняет свои цветовые тона и их соотношения. А вскоре Мане уехал в Париж, часто, однако, приезжая и подолгу гостя в Голландии, в доме отца. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Он раздражается по самому ничтожному поводу. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия.
Худо ли, хорошо ли, но я составил протокол, уличил мальчишек, постарался вырвать художника из их рук и отвести его в безопасное место. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Франция.
Обнаженная женщина беспечно расположилась на солнечной поляне в компании двух молодых кавалеров, одетых в современные костюмы. Это уже первый шаг. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы — кто может знать.
«Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». В технике масляной живописи и в технике пастели он только что исполнил несколько «ню», самая очаровательная из них – «Блондинка с обнаженной грудью» (Ныне в Лувре. ) – полунагая девушка в соломенной шляпке, украшенной маками. «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник.
С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. Что все это означает. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Когда Дюма-сын обратился к ней за разрешением посмотреть эту спальню, «львица» ответила: «Дорогой метр, вам это не по средствам». ), а почтовая бумага снабжена девизом «Ego» ( Я (латин. ). ) под графской короной или светских молодых девушек, вроде Изабеллы Лемоннье, дочери ювелира, свояченицы Жоржа Шарпантье издателя Золя. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку.
Мане упрекали в подражании испанским мастерам. При этом детали исчезли. Неужели он так никогда ничего не продаст. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро).
Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Что за детские фантазии. Изабелла, Изабелла, прелестное созданье.
Изучает произведения искусства в Лувре и музеях Европы, переосмысливает сюжеты картин старых мастеров и старается придать им в своих работах современное звучание. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Но в Лувре никто не станет возмущаться.
Пустяки. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Весь Париж стоял на голове.
После анализа — синтез. Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Мог ли он о таком думать.
– в мастерской на диване. Им сродни множество других произведений, созданных ранее с некоторыми из них они имеют фамильное сходство. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью.
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Я окидываю взглядом историю человечества и вижу, что всегда, на всех широтах и при любых обстоятельствах люди испытывали непреодолимую потребность творить, воспроизводить вещи и живые существа средствами искусства. Работая над «Нана», Золя вдохновлялся спальней Вальтесс де ла Бинь. Но вражда по отношению к нему пока еще существует.
В 1913 году на распродаже коллекции Марзель де Нем картина прошла за 70 тысяч франков. ). Первая – портрет охотника на львов Пертюизе. Несмотря на большую рекламу в прессе, результаты оказались ничтожными.
Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Хотя ей уже двадцать семь лет, она отвергла не одно предложение.
К Салону 1881 года у него нет ничего готового. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». Объясню свою мысль. Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям.
«Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Все дело в привычке. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад. Едва кто-то из них входит в мастерскую, его лицо расцветает улыбкой. «Как странно, – говорит Мане, – всякий раз, когда при мне произносят имя бедняги Дюранти, мне кажется, что я вижу, как он манит меня за собой».
Мане тяжело подымается по лестнице и доктор Сиредэ вообще запрещает это делать. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил.
Ей брошена кость. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству.
Укус змеи – полноте. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего. Мане слышит голос своей судьбы. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате.
Он скоро выздоровеет. (Из перечисленных портретов первый хранится в Метрополитен-музее Нью-Йорка, второй – в Риксмузеуме Амстердама третий – в Новой Глиптотеке Карлсберга в Копенгагене. ). Она стала его студенткой, моделью и другом.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой.
Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. «Известную картину неизвестного живописца Эдуарда Мане» удосуживалось поглядеть за день не более двадцати человек.
Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. В финансовом отношении операция была просто «катастрофической». ). Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей».
Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках. Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. В ней — весь художник и только он один. Вольф позволяет себе немного уколоть художника, «этого цыгана живописи», но признает: «Мане, несомненно имеет большое влияние на современность.
Анализ лишается какой бы то ни было основы: истина никогда не бывает единой и бесспорной все это — только более или менее убедительные разглагольствования. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане.
Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Затем меня поражает необходимое следствие, вытекающее из точного соблюдения закона валеров. Боже, какое неприличие.
В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Его нервозность растет. Все равно.
В день открытия выставки в галерее «La Vie moderne» его глубоко потрясает следующая новость: умер Дюранти – а он не знал, что тот болен, – умер 9 апреля от абсцесса в клинике предместья Сен-Дени. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Перед ним погруженная в молчание Берта Моризо, обратившая к нему свои сумрачные излучающие свет глаза — из-за темных теней вокруг они кажутся еще больше. Хорош он, щеголь, когда, опираясь на трость – он не может больше без нее обходиться, хотя это так его унижает, – прихрамывая, подымается к Мери Лоран. Находясь перед каким-нибудь объектом, художник весь превращается в зрение и наблюдает этот объект в разнообразных, воздействующих друг на друга цветах.
Быть может излишне успокаивает. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой».
Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Где это видано.
В 1879 году Мане продал его за 500 франков. Он принимает их и даже злоупотребляет ими. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Но то, что он узнает, более чем очевидно.
Официального успеха художнику пришлось ждать долго. Я вижу в нем живописца-аналитика. Ни одно произведение Мане не оценивалось так дорого. Однако крестным отцом ребенка был Эдуард Мане и потому возникли предположения, что Мане и есть настоящий отец мальчика. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты.
Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью. Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Вся его энергия концентрируется сейчас на искусстве. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862).
Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию». У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. В Салоне прошлого года он долго изучал «Вид Парижа, написанный с холма Трокадеро» кисти Берты и, вдохновившись картиной — прозрачностью воздуха, деликатно промодулированными серыми тонами, в свою очередь, написал с того же места «Вид на Всемирную выставку 1867 года». Но Мане узнает вскоре название своей болезни. Ах.
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Она догадывается — нет, она просто знает, — что он великий художник середины века. Неужели жюри опять не примет его работы. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе» он был на том же самом карнавале в Рио и стал моделью для первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре Эдма обвенчается с ним в начале следующего года. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Богатый и пышный пеньюар радует глаз редким изяществом, в движениях молодой женщины — неизъяснимая прелесть. Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Чести быть выставленными здесь уже удостоены Де Ниттис, а затем Ренуар (в журнале Шарпантье сотрудничает его брат Эдмон).
Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Нет. Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Бодрится. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.
Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все. Затем предметы начинают вырисовываться и становятся на место через несколько мгновений выявляется целое, крепкое и могучее и начинаешь по-настоящему наслаждаться, созерцая эту ясную, серьезную живопись изображающую натуру, если можно так выразиться, с грубоватой нежностью. Между тем ему следует поступить так, как поступил сам художник, — забыть о музейных сокровищах и о незыблемости пресловутых правил, выбросить из памяти картины, нагроможденные умершими художниками, научиться смотреть природе в лицо и видеть ее такою, какова она есть и, наконец, не искать в произведениях Эдуарда Мане ничего, кроме отображения действительности, присущего его личному темпераменту и потому по-человечески прекрасному. Художник едва передвигается.
Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности. Именно он познакомил Сезанна с Мане. В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов.
Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве». Щелкая по цилиндру, говорит: «Когда служители заведения Бени-Барда увидят, как я со смехом спускаюсь со ступенек бассейна, тогда я буду вне опасности и это время не за горами». Только оскорбления. Он посоветовал своему шурину позволить сыну посещать факультативный курс рисунка в коллеже Роллен.
Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид. Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. В конце концов победила его приверженность к искусству.
В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году.
Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Скандал был полным. Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения.
Импрессионизм. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Вызываемое Бертой чувственное возбуждение превращает этого дважды живописца в лирика. С давних пор, говорит ему певица, она любит его произведения и всячески их защищает. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской».
Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.
Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Столь образное толкование смешит Мане. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов.
В промежутках между лечебными процедурами возникают беседы и вскоре отношения становятся дружескими. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. О нем слишком много говорили. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Неужели вам все еще смешно.
Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего». Скажите-ка им погромче, мой дорогой мастер, что вы — не тот, за кого они вас принимают, что для вас картина—просто предлог для анализа. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать.
Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом». Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года».
Затем она выставляла свои работы каждый год. Юная парочка встречается вечерами на улице С. -Петербург. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Опасная любовь. «La Vie moderne» так его объясняла: «Сколько раз любители живописи признавались нам, что охотно посетили бы мастерскую того или иного художника, если бы их не смущала необходимость рекомендоваться покупателями или приходить туда с кем-то из общих знакомых. Публику никогда не удастся излечить от страха.
Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя».
Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Для него не было большего удовольствия, чем сводить А. Пруста и своего племянника по воскресеньям в Лувр. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника.
Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Он так хочет.
Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. К Мане также обращаются с просьбой показать свои работы.
В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. Холст, масло.
Но не оказалась бы такая работа свыше его сил. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения.
Мане прислушивается к самому себе, листает книги по медицине.