Опасения Эдуарда Мане умереть в безвестности не оправдались, очень скоро к нему пришла заслуженная слава, а портрет, писанный с Эмиля Золя стал почитаться, как один из лучших в его портретном творчестве еще при жизни, как самого автора, так и его главного действующего лица. Картина Эдуарда Мане Портрет Эмиля Золя: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Теперь взгляните на букет и, пожалуйста, поближе: розовые, синие, зеленые пятна.
Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. При такой разноголосице в мире, притязающем на руководство ею, публика начинает восхищаться или смеяться по собственному усмотрению.
Смейтесь же, если вам угодно смеяться, но берегитесь — отныне вы будете смеяться над собственной слепотой». Ни малейшей убежденности, ни малейшей заботы об истине. Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Только в 1860 году им был написан «Любитель абсента» — полотно, где еще чувствуется неясный след влияния Тома Кутюра, но где уже есть зачатки собственной манеры художника. Пабло Пикассо писал об этом полотне Э. Мане: «Когда я вижу «Завтрак на траве» я говорю себе: горести оставим на потом».
В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость. В 1864 году Эдуард Мане выставил «Мертвого Христа с ангелами» и «Бой быков». Я сказал — шедевр и не отступлю от своего мнения.
Его ждет судьба великих мастеров, таких, как Делакруа и Курбе. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков. Тёмно-красный треугольник обивки кровати в нижнем левом углу перекликается с чётким торчащим уголком подушки выше. Эдуард Мане и Клод Моне, которых несведующие люди иногда путают, были друзьями. Я не теряю надежды, что кто-нибудь из них еще выступит и скажет правду.
Принятая жюри Салона 1865 года «Олимпия» вызвала такой скандал, что пришлось закрыть залы для посетителей. Дальше следуют «Испанский певец» и «Мальчик со шпагой». Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Эдуард Мане подумал: зачем же лгать, почему не сказать правду. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Он умеет живописать – и это все у него есть дарование особенность его темперамента в том, что он схватывает доминирующие тона во всей их тонкости и лепит предметы и людей крупными планами. Он выставляет «Поругание Христа стражей» и свой шедевр — «Олимпию».
Никто не старается найти правильную точку зрения. Чем больше вглядываешься в препятствие, тем меньше испытываешь страха и недоверия. Среди них – брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Это — нечто неосознанное, это — сама натура художника. Из только что названных картин я предпочитаю «Уличную певицу».
Теперь, предупредив публику, мне значительно легче высказать свои взгляды. При этом детали исчезли. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Все дело в воспитании.
Неужели он так никогда ничего не продаст. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Ансамбль представляет собою определенное единство и целостность. Франция.
После смерти Бодлера художник сближается с Золя, пишет его портрет. Что до меня, то мои симпатии, признаюсь, на стороне других произведений художника откровенную резкость, правдивые и сильные пятна «Олимпии» я ценю выше, чем изысканное, но поверхностное изящество «Мальчика со шпагой». Находят, что Эдуарда Мане что-то роднит с испанскими мастерами и он нигде не подтверждает этого в такой степени, как в «Мальчике со шпагой».
Вся картина, как я сказал, сияет и лучится. Пабло Пикассо по-своему интерпретировал «Завтрак на траве» Э. Мане в серии своих работ 1959 -1962 годов. «Мальчик со шпагой» — мальчуган с наивным и удивленным взглядом, держащий обеими руками большую шпагу с портупеей. Размещенные на столе фрукты выступают на сером фоне между отдельными фруктами, в зависимости от того, ближе или дальше расположены они друг от друга, возникают валёры (валёр – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета – А. К. ), образующие целую гамму оттенков.
Хорошо освещено его задумчивое лицо и книга, которую писатель держит в руках. С 1862 года, унаследовав состояние отца, художник получил материальную независимость. В заключение скажу, что в «Молодой даме 1866 года» ясно выражена та врожденная изысканность, которая свойственна Эдуарду Мане как светскому человеку.
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Я утверждаю, что эта картина — поистине плоть и кровь Эдуарда Мане. Импрессионизм. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Известно, насколько успешно он преодолел эту трудность. Если бы я стал перечислять всех тех художников, которые были обескуражены своими учителями, а затем стали выдающимися живописцами, список оказался бы слишком длинным. И вот он создает произведения, ставшие его плотью и кровью. Критики на самом деле больше не обходят Мане. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Триумф Вакха или Пьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Все равно. Я вижу в нем живописца-аналитика. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно – повторяю еще раз – позабыть о тысяче вещей.
Впрочем, тут есть и предвзятость: искусство живет только фанатизмом. Более двух тысяч лет меняется мир, цивилизации рождаются и гибнут, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное существование среди вечно меняющихся нравов а с другой стороны, повсюду рождаются художники: и бледными, холодными утрами в Голландии и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании. Что касается меня, то я предпочитаю «Мертвого Христа с ангелами», — здесь я снова нахожу подлинного Эдуарда Мане, со всеми особенностями его зрения, с его смелой рукой.
В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки. Публику никогда не удастся излечить от страха.
Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика. Если бы художник всегда писал такие головы, он стал бы любимцем публики, его осыпали бы похвалами и деньгами правда, он остался бы тогда всего лишь эхом и мы никогда не узнали бы той прекрасной простоты, которая составляет особенность его таланта. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «Пьяницы или Триумф Вакха», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Опасная любовь. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане».
Это было бы поучительно. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В левой части полотна изображена японская ширма. В левой части полотна изображена японская ширма. Что все это означает.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Официального успеха художнику пришлось ждать долго. В 1865 году он отправился в Испанию изучать творчество Гойи. Но в данном случае я склонен рассматривать долгое и трудное ученичество Эдуарда Мане как признак самобытности.
Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Не начинаете ли вы чувствовать, что в этом таланте есть еще что-то, кроме черных кошек. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции школы здравого смысла или золотой середины, которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа слишком горячим и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Кроме того, как я говорил, неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатость.
Вы не знаете, не знаю этого и я. Но я знаю, что вам удалось создать живописное произведение большой художественной силы, то есть передать своеобразным языком правду света и тени, реальность предметов и людей. Красота живет в нас самих, а не вне нас. Я не свергаю ни одного кумира, не отрицаю ни одного художника.
Ей брошена кость. «Из вас ничего не получится», — говорит учитель, что означает: «Вне меня нет спасения, а вы — не я». Одни ничего не понимают, другие сравнивают.
Я хочу взять на себя скромную роль этого прохожего по отношению к пугливым зрителям, которые при виде картин Эдуарда Мане шарахаются и становятся на дыбы. Это особенно заметно в «Портрете Эмиля Золя». Женщина без малейшего намека на одежду среди двух одетых мужчин.
О нем слишком много говорили. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Из его натюрмортов я особенно восхищался роскошным букетом пионов — «Ваза с цветами» и картиной под названием «Завтрак» обе останутся в моей памяти наравне с «Олимпией». Пора толпе приблизиться к нему и отдать себе отчет в том, что же ее так нелепо пугает.
Позже на него повлияла манера импрессионистов с их более светлыми оттенками. Он покинул море и отправился в Италию и в Голландию. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Меня как человека интересует человеческая природа, моя великая праматерь человеческое творение, произведение искусства трогает и восхищает меня постольку, поскольку в его основе я обнаруживаю художника, брата, который показывает мне природу в новом аспекте со всей силой или со всей нежностью своего «я». Повторяю, в течение трех лет он чувствовал себя оглушенным ударами учительской линейки. И что же, по-вашему, ей делать среди оглушительного шума современных мнений. Музей Орсэ. В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Именно К. Моне изображал Э. Мане в картинах, полных братских чувств и намеках на особый талант будущего мэтра импрессионизма. Заговорил он свежим и изящным языком, который сбил с толку публику. В «Нана» (1877) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль».
Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Эдуард Мане умер после продолжительной болезни в возрасте 51 года.
Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Объясню свою мысль. Но они прекрасны особой красотой иначе говоря — они живут своей собственной жизнью. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними.
Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Верность тонов определяет планы, наполняет картину воздухом, всему придает силу. Им сродни множество других произведений, созданных ранее с некоторыми из них они имеют фамильное сходство. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать.
Каковы же мои воззрения в области искусства. От последней картины у художника сохранился только эспада переднего плана — «Мертвый человек», — очень близкий по манере «Мальчику со шпагой». Тут я пользуюсь случаем, чтобы возразить против попыток установить родство между картинами Эдуарда Мане и стихами Шарля Бодлера.
Сначала глаз замечает лишь широко положенные пятна. Перед нами любопытный случай, который, в двух словах, сводится к следующему. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. В этом — своеобразие, неповторимая прелесть произведения. Я не выдумываю.
Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. Ее шокирует и возмущает не внутренняя структура картины, а ее общий, чисто внешний вид.
В «Олимпии», по-прежнему вдохновленный классическими образцами (на этот раз «Венерой Урбинской» Тициана, которую он копировал в 1856 году), Э. Мане снова демифологизировал мотив. Своеобразие — вот главное пугало. Не сегодня-завтра он будет понят и признан. Таково уж непостоянство, царящее в мире: Эдуард Мане, принятый в Салон дважды подряд, в 1866 году получил решительный отказ оригинальную, неожиданную «Олимпию» принимают, но зато отвергают «Флейтиста» и «Трагического актера» — полотна, которые хоть и отмечены целиком индивидуальностью художника, все же не обнаруживают ее так явственно.
Я чуть не забыл четыре замечательные марины — «Пароход», «Бой «Кирседжа» и «Алабамы», «Морской вид в тихую погоду» и «Рыбачье судно, возвращающееся с попутным ветром», — великолепные волны которых свидетельствуют о том, что художник был на море и любит его, а также семь картин — натюрморты и цветы, которые, к счастью, уже становятся общепризнанными шедеврами. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Затем появляются художественные критики и вносят в эту сумятицу еще больший беспорядок. Картина обладает композиционной точностью натюрморта: эстетическое совершенство отодвигает на второй план провокационный аспект картины.
Знаком уважения к модели стала импрессионистическая фактура портрета Клода Моне в картине «Моне, пишущий в своей лодке-мастерской». В ней — весь художник и только он один.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. А вскоре Мане уехал в Париж, часто, однако, приезжая и подолгу гостя в Голландии, в доме отца. В картине «Балкон» (1868) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга. В церковной книге Цальтбоммеля есть запись от 1852 года о крещении Леона Леенхоффа, сына Сюзанны и господина Коэла.
В левой части полотна изображена японская ширма. Эдуард Мане родился в богатой буржуазной семье.
Он работал в течение шести лет, перед вами его произведения. Я должен был написать эти строки, прежде чем говорить об Эдуарде Мане как о художнике. В сопоставлении этих белых тонов преодолена огромная трудность. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Скандал был полным.
Таким образом, при первом взгляде в картине различаешь только два пятна, два резких пятна, подчеркивающих друг друга. Так, обнаженную женщину в «Завтраке на траве» художник поместил, разумеется, только ради того, чтобы написать нагое тело. Среди представленных там работ были полотна Писсарро, Сезанна, американского художника Уистлера. Его композиционное решение было навеяно рафаэлевским «Судом Париса» и «Сельским концертом» Джоджоне.
Молодая женщина, хорошо известная в квартале Пантеона, выходит из кабачка она ест вишни, держа в руках бумажный кулек. В левой части полотна изображена японская ширма. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Здесь перед нами, по словам балагуров, лубочная картинка. Какое мне дело до философских абстракций. Голова мальчугана — чудо моделировки и подкупающей нежности.
В семнадцать лет, ко времени окончания коллежа, в нем пробудилась любовь к живописи.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Объясню свою мысль. Эта женщина привела в негодование публику, ничего, кроме нее, в картине не увидевшую.
Неужели он по-прежнему кажется вам забавным шутником. В 1865 году Эдуарда Мане опять приняли в Салон. Толпа почти всегда смеется по пустякам. У него есть последователи он — глава школы, мэтр новой художественной молодежи. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Когда появляется какой-нибудь Делакруа, его освистывают за то, что он не похож на других. В сущности — все это только смех, только вздор. Объясню свою мысль.
Отказ был бы здесь равносилен преступлению, узаконенному убийству.
В задачу Мане входило освободить художников от доктрин академизма и литературных сюжетов. Неужели вам все еще смешно. Смешно было бы пытаться превратить такого живописца в мечтателя и мистика.
«Испанский певец» – сидящий на зеленой деревянной скамье испанец, поющий и перебирающий струны, удостоился благосклонного отзыва. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет.
Она охотно приняла бы то же самое, если бы только оно было иначе ей преподнесено. Все дело в привычке. Замкнутый образ жизни мастера, вынужденная статичность в работе привели к тому, что картине явно не хватает цельности, налицо ошибки в передаче зеркального изображения. В насмешку говорилось, что полотна Эдуарда Мане напоминают лубочные картинки.
Даже самые отъявленные враги Эдуарда Мане признают, что он хорошо пишет мертвую натуру. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Это сообщает произведению особую четкость, глубокую правдивость и редкое обаяние. В 1859 году «Любитель абсента» был отвергнут Салоном туда Мане попал лишь два года спустя с «Портретом родителей». «Трагический актер» — портрет Рувьера в роли Гамлета, одетого в черное, — замечателен по выполнению. Мане упрекали в подражании испанским мастерам. Перед ним — письменный стол, заваленный книгами, журналами и другими предметами, связанными с творчеством писателя.
Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Показать художника во весь рост, раскрыть его индивидуальность — задача вообще нелегкая.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Беглый анализ особенностей его таланта, который я только что дал, показывает, с какой непосредственностью он подходит к натуре соединяя несколько предметов или фигур, он руководствуется одним желанием: добиться красивых пятен, красивых контрастов. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Попугай в картине «Женщина с попугаем» вызывает такие же плоские остроты, как некогда кот в «Олимпии».
Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Будущее принадлежит ему сам я не рискнул бы ограничить его только настоящим. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Я хочу анализировать только факты, а произведения искусства — это не что иное, как факты. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны.
Обнаженная женщина изображена сидящей на траве в компании двух элегантных господ (вторая, полуобнаженная женщина видна на заднем плане). Приближаясь к картине, видишь, что техника – скорее деликатная, нежели резкая художник пользуется только широкой кистью, причем очень осторожно нигде нет нагромождения краски, кладка везде компактная. Неужели жюри опять не примет его работы. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Затем она выставляла свои работы каждый год. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Но в Лувре никто не станет возмущаться. «Завтрак на траве» — самое большое полотно Эдуарда Мане, в котором он осуществил мечту всех художников, — дать в пейзаже фигуры в натуральную величину. Все эти заверения грешат, несомненно, некоторыми преувеличениями. Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей.
Выставка 1867 года не принесла ему ни одного покупателя. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Передо мной — грандиозное зрелище, каждый акт которого меня увлекает и глубоко волнует.
Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Впрочем, Эдуарду Мане достаточно набраться терпения. Наконец, остаются еще четыре картины, едва успевшие подсохнуть: «Курильщик», «Гитарист», «Портрет госпожи М», «Молодая дама 1866 года».
На стене над столом можно различить чёрно-белую репродукцию картины Мане «Олимпия», которая частично закрывает гравюру с картины Веласкеса «ТриумфВакха, илиПьяницы», а также цветную гравюру Утагавы Куниаки II с изображением японского борца. Счастливы те, кого учителя не признают своим детищем.
В общем, толпа отказалась судить о «Завтраке на траве» так, как судят о подлинных произведениях искусства она увидела в картине только людей, закусывающих на траве после купанья и решила, что в трактовке сюжета художник преследовал непристойную, скандальную цель, тогда как на самом деле он стремился лишь к резким контрастам и к смелому изображению цветных пятен. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Он развертывается во всей своей широте, в своей искренности и мощи. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана). «Смотрите и судите, — сказал бы я. — Вот чудак, вот непризнанный художник.
Неожиданной кажется здесь и какая-то элегантная угловатостьЧерез несколько секунд выявляется целое, значительное и прочное и испытываешь истинное очарование, созерцая эту ясную и серьезную живопись изображающую натуру с грубоватой нежностьюон говорит языком простым и точным» (январь 1867года). Тут публика приходит в неистовство. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Она стала его студенткой, моделью и другом.
Но с появлением его «Завтрака на траве», мне кажется, он с очевидностью обнаруживает ту индивидуальность, которую я пытался кратко объяснить и истолковать. Эмиль Золя изображен сидя вполоборота за письменным столом в мягком кресле. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. В каждом полотне кисть художника говорит одним и тем же языком, простым и точным. Я им ответил, что судьба, несомненно, уготовила уже место в Лувре для «Олимпии» и для «Завтрака на траве».
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». После анализа — синтез. Относительно толстый слой краски на всей поверхности холста указывает на то, что картина подвергалась постоянным переделкам это подтверждает рентгеновский анализ. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» Шарля Блана).
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Деньги тают. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера.
В третьих, в Мане меня поражает его несколько сухая, но чарующая грация. Мы не привыкли к столь простому и искреннему восприятию действительности. Это – нечто неосознанное, это – сама натура художника. «Портрет госпожи М» — одно из лучших произведений художника. Впрочем, я предпочитаю «Флейтиста» — симпатичного мальчугана из оркестра, который изо всех сил и от всей души дует в свою флейту. Вот таким образом нелишне сообщить, что если Эдуард Мане писал своих espada и majo (тореро и щёголь – А. К. ), то делал он это по той простой причине, что в мастерской у него были испанские костюмы, расцветка которых ему нравилась.
Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Боже, какое неприличие.
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена.
208 x 264 см. Затем его зрение прояснилось, он ясно увидел вещи, язык его развязался и он заговорил. Произведение нравится ей или не нравится — вот и все.
Однако налицо очевидная эволюция. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. В 1874 – в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» – Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар.
Изучая сегодня художника Эдуарда Мане, мне не дано испытать этой радости. Только оскорбления. Каждый вновь появляющийся — всегда чудовище, паршивая овца в стаде. Среди них — брошюра с очерком Золя «Новый путь живописи: Эдуар Мане». Вот как я объясняю рождение всякого подлинного художника, в частности, Эдуарда Мане. Критики — это музыканты исполняющие каждый свою мелодию в том ужасающем кошачьем концерте, который они вместе разыгрывают, слыша только собственный инструмент.
Есть люди, которые готовы вам доказать, что художники Возрождения велики именно тем, что были подражателями. На Всемирной выставке 1867 года Мане демонстрировал свои произведения в отдельном павильоне. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Это уже первый шаг. Отсюда недалеко и до обвинения в плагиате. Куда интереснее было бы сравнить эту упрощенную живопись с японскими гравюрами, которые похожи на нее своей особой элегантностью и великолепными цветовыми пятнами. Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство.
Но никто не направляет толпу. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874). Публика увидела только соответствующим образом трактованный сюжет. Мане не в силах глядеть на эти непроданные полотна без грусти и тревоги. Первые значительные произведения созданы им, самое большее, шесть-семь лет тому назад.
Тон, который он вносит, светел и наполняет холст сиянием. После анализа – синтез. Приближаясь к картине, видишь, что техника — скорее деликатная, нежели резкая художник пользуется только широкой кистью, причем очень осторожно нигде нет нагромождения краски, кладка везде компактная.
Я вижу в нем живописца-аналитика. Там, он подружился с Антоненом Прустом.
Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Я хотел бы, чтобы полотна всех художников мира были собраны в одном огромном зале и чтобы мы, страницу за страницей, могли прочесть эпопею человеческого творчества. У нее нет ни методы, ни точки зрения. Подхожу теперь к последним произведениям, к тем, которых публика еще не знает.
Какое мне дело до совершенства, о котором мечтает кучка людей. Его полотна приняты, но зато плохо повешены: «в углу, слишком высоко или прямо рядом с дверью». Где это видано.
Это слишком своеобразное, слишком человечное явление, чтобы истина в конце концов не восторжествовала. Холст, масло. Между тем такое мнение было грубейшим заблуждением, так как в Лувре найдется более полусотни полотен, где соединены одетые и обнаженые фигуры.
Кастаньяри, так резко высказывавшийся о «Завтраке на траве», не боится сказать теперь, что «Золя» Мане — это «один из лучших портретов в Салоне». В том же году Мане получил орден Почетного легиона. Эти произведения, бесспорно, входят в великую семью творений человечества. Один требует цвета, другой — рисунка, третий — морали. Одним из этапных для Мане произведений (как и всего Х1Х века) стал «Завтрак на траве».
Этот художник говорил своим собственным языком, который отныне принадлежал только ему. Вот тогда я взял бы скептиков за руку и подвел их к картинам Эдуарда Мане. Все они интересуют меня почти одинаково, в них во всех есть подлинная красота, — жизнь, жизнь в ее многообразии, всегда меняющаяся, всегда новая. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже.
Запоздалое официальное признание принес художнику в 1881 году «Портрет актрисы Жанны де Марси». Мы не привыкли видеть такое простое и искреннее толкование действительности.
Но пусть только появится новый яркий талант и вы опять услышите шиканье и свист. Эмиль Золя изображён сидящим вполоборота к зрителю, с открытой книгой в руках (полагают, что это «История живописи» ШарляБлана). Весь Париж стоял на голове. А уж философы, если надо, позаботятся о выработке соответствующих формул.
Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Вот в чем, как мне кажется, заключается то, что называют законом валеров. Но вражда по отношению к нему пока еще существует. Передо мною, разумеется, одна цель: умерить слепой гнев преследователей, постараться вразумить их, призвать раскрыть глаза и, уж во всяком случае, не устраивать уличного скандала.
Париж.