Самая загадочная картина Эдуарда Мане. Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: Нана (1877), Официантка в пивной (1878), В кабачке папаши Латюиля (1879), Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). В тоже время в некоторых моментах он расходится с постулатами этого направления. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Но для того чтобы прожить в Париже, необходимо было иметь деньги, да и за учебу надо было платить, а у семьи Сюзанны денег на это не было.
Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. Полотнои его композиция ритмичны и уравновешенны.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Затем она выставляла свои работы каждый год. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Он не лгал.
Обнаженная при этом смотрела на зрителя с такой обескураживающей беспечностью, что критики почти лишались чувств при виде подобной непристойности. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах.
Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма) и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать— так, в Бордо он пишет пейзаж порта.
С первых же дней, даже с первых часов «Завтрак на траве» собирает толпу. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Показ картины «Завтрак на траве» был запрещён, она попала на выставку в «Салон отверженных» комиссией работ.
Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Полотно «Завтрак на траве» («Купание»), на котором изображена обнажённая натурщица, сидящая среди одетых двух мужчин и ещё одна голая женщина у берега, сделало художника скандально известным среди современников. И сама картина и обрушившаяся на нее после показа в Салоне 1863 года критика обозначили глубокую пропасть, разделявшую академическую живопись и то, что впоследствии получило название «современной живописи». Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Композицию трех главных фигур художнику подсказала гравюра XVI столетия, сделанная Маркантонио Раймонди с несохранившейся фрески Рафаэля «Суд Париса». В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Всего за несколько часов было выдано семь тысяч входных билетов.
Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты. Здесь все воспринимается как нелепое, абсурдное. Более уравновешенные и искушенные посетители пытаются судить картины непредвзято. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана). Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Впрочем, рассуждать среди возбужденной толпы бесполезно. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Онанаписана широкой кистью в обобщеннойманере. Уистлер, представивший «Девушку в белом», принят не был. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана.
Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно Бар вФоли-Бержер, которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. Поглощенный мыслями о реванше, Мане снова работает в мастерской Стевенса, пишет с натуры квадрилью тореадоров, по мотивам которой собирается затем создать «Эпизод боя быков». Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. В картине «Аржантей» Мане делает фигуры женщины и мужчины крупными, яркими, словно подчёркивая, что для него мир людей их отношения и чувства самое существенное, а светящаяся стихия воздуха, важная для импрессионистов имеет вспомогательное значение. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». «Фатальность его дара» (Мане пытается защищаться. Чреватое революцией, последствия которой предвидеть невозможно, произведение Мане становится в «Салоне отвергнутых» угрожающим и опасным. Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энгра «слишком холодным», а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя.
В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Теперь лучше, чем прежде, лучше, чем ранее, когда девять лет назад Мане копировал «Ладью Данте», понимают, какое место занимал Делакруа. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как «Девушка в белом» Уистлера, «Завтрак» Мане приобретает значительность исключительную. Осторожная, умело написанная заметка в «Le Courrier artistique» от 15 апреля ловко вуалирует вопрос суть ее вкратце такова: люди талантливые прекрасно знают, что вправе рассчитывать на галерею Мартине.
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Качества его гениальных произведений не нуждаются в рекламе и с охотой рассказывают о себе сами, едва встречаются с вашим взглядом. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. – обнародовал – поразительно. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков.
Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
В середине 1870-х гг. В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Скандал был полным. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина «Бар в Фоли Бержер» (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Удивительная, полная взлетов и падений, жизнь чувствуется на репродукции Эдуарда Мане. В мае 1871 года он покинул Лондон, чтобы переехать жить в Зандам, в Нидерландах, где он написал двадцать пять картин (и где полиция подозревала его в революционной деятельности).
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Источником вдохновения послужила картина «Сельский концерт» кисти Джорджоне из собрания Лувра. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Совмещение планов: пространство сжато, уплощено как в панно. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».
Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
На заднем плане -- вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения.
И эта самая публика – а ее мнения высказывались тем громогласнее, чем менее основательны они были 15 мая заполняет, торопясь и тесня друг друга, двенадцать дополнительных залов «Салона отвергнутых». Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Мало того – администрация отказалась сделать каталог. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса.
Такова была его художественная программа. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Нельзя сказать, что на этом пути, картины Эдуарда Мане не находили своих почитателей. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Этот последний был человеком образованным, питавшим живое пристрастие ко всему, связанному с искусством. Мане Эдуард (Manet), французский художник.
Он намеревался сделать «Завтрак на траве» «махиной в расчете на медаль» он не предполагал и предположить никогда не сможет, что «Завтрак» открывает новую эру в живописи, что встретившая его брань переживет свой век, что пропасть, только что возникшая между ним и публикой, шириться не перестанет, пропасть между прежней публикой и новой живой живописью, ее-то в настоящий момент именно он и воплощает. «Ну и раздразнил же ты их, приятель» – Клод Моне похлопал по плечу своего приятеля Эдгара Моне – «твой «Завтрак на траве» они запомнят надолго. ». Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. галерея искусства), В лодке (1874, музей Метрополитен), Аржантей (1874, Турне, Музей), Нана (1877, Гамбург, Кунстхалле), Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто).
Мане было скучно в мастерской Кутюра. Подумайте сами, ну может ли он открыть как раз напротив Салона (а его жюри, как известно, возглавляет г-н де Ньюверкерке) выставку произведений, осужденных этим жюри.
Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер». Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве. Просто современная голая женщина, не понятно что делающая в компании двух одетых мужиков. Та самая публика, которая оказала ему такой отвратительный прием в галерее Мартине. Почему утонченных французов не смущала нагота на картинах художников Возрождения и почему они так завелись именно из-за «Завтрака». Да еще эта мерзавка так нагло смотрит публике прямо в глаза. Основная форма является сочетанием этих мазков. Полдюжины – самое большее – напоминают пыл прежних лет. Он пытается возражать.
Смехом судорожным истеричным. Картина была показана на первой импрессионистской выставке в 1874 году. Родители мечтали об административной карьере для сына, однако тяга к искусству пересилила и Мане поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую Кутюра (1850—1856), где получил хорошую профессиональную подготовку. Его «Олимпия» – яркий контраст почтибелого обнаженного тела хрупкой девушкибез прикрас – на голубовато-белойпостели и темнокожей служанки – напочти черном фоне.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Да, теперь было слишком поздно. Никогда еще он не был уверен, что достиг столь высокого результата.
Эти слова оказались пророческими – Париж еще долго кипел от негодования. Чтобы оживить композицию, придать ей необходимую рельефность, Мане поместит в правой части картины второстепенную фигуру: служанку, подносящую «Венере» букет цветов, – букет даст возможность сделать несколько многоцветных мазков. Именно он познакомил Сезанна с Мане. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), «Бар в «Фоли-Бержер» (1881minus1882). Достаточно беглого взгляда на картину Мане, чтобы это понять. По возвращении во Францию, Э. Мане победил неприязнь отца к занятию искусством. Знаменитая работа «Завтрак в мастерской» являет собой удачное сочетание портрета, натюрморта и бытового сюжета. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Косвенно повлияли на картину также «Паломничество на остров Киферы» Антуана Ватто и «Девушки на берегу Сены» Гюстава Курбе. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Но статья эта ничуть не поколебала уверенности живописца. Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением. Они в прямом смысле этого слова – ПОЗИТИВНЫ. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года.
«Портрет Золя» — дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку. На траве – снятые женские платья и корзины для пикника. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне.
Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Прекрасно, тогда пусть его заменит кто-нибудь из подчиненных.
Коварство Наполеона III было настолько отвратительно Мане, что он одел палачей во французскую форму. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
«Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов. Истина и поэзия. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре.
На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой.
Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Мастерские охвачены энтузиазмом. Внезапно где-то раздаются взрывы смеха и вот они уже разносятся повсюду. Тут даже «Джоконда» вызвала бы развеселый хохот.
«Завтрак на траве» хорош своим вызовом, но привлекателен Мане множеством других своих работ – прозрачными, тонкими, полными дымки. С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. От картин Мане веет любовью к жизни. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Весь Париж стоял на голове.
В отличие от традиционных со времен средневековья изображений Марии с младенцем Иисусом, на картине Б. Моризо нарисована ее современница, охраняющая сон своего спящего ребенка. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Прощанием с романтизмом называют критики картину Мане «Любитель абсента».
– новые, приводящие в недоумение декреты. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Толпа «рапэнов» устремляется к Академии: напротив ее здания водружают огромный черный крест, на котором гигантскими белыми буквами написано: «Здесь покоится прах жюри Института. » станцевав вокруг этого карнавального сооружения фарандолу, все отправляются на улицы, размахивая виселицей с манекеном, одетым в зеленый академический мундир. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены. Мане наполнил образы иным содержанием и перенес их в современную реальность. Группа людей изображенная в картине, была почти полностью заимствована из гравюры Раймонди с картины Рафаэля «Суд Париса». Живым всегда избегают воздавать должное. Выбор наставника определялся тем, что он, являясь одним из крупных педагогов, вел в Школе изящных искусств в Париже свободную мастерскую, стремясь создать собственный метод преподавания.
Творческий поиск французского живописца шел своим, уникальным путем. Но произносят как нечто оскорбительное. Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы – «батиньольская». Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. «Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. И только в 1863 году, через год после смерти отца Эдуарда, они обвенчались и Мане увез жену вместе с сыном в Париж.
Правда, потом досужая на вымыслы публика, стала предполагать, что к рождению мальчика причастен Огюст Мане – отец Эдуарда. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). Наполеон III молча его выслушивает.
Жанр многих его работ иногда трудно определить. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ).
Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Обещайте изменить жанр и вы получите от нас медаль». Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Юношу влекла скандальная слава. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Автор «Завтрака» может быть только эдаким ломовым извозчиком живописи, грубым невеждой, швыряющим «нечистоты» и намеренно эпатирующим зрителей. Всегда ли жюри, вынося решение, руководствовалось только достоинствами произведений. Право, надо непременно посетить этот «Салон парий», эту «выставку комедиантов». При этом «Moniteur» уточняет: условия приема в очередной Салон, равно как и состав жюри, будут оговорены в следующем постановлении.
Отчего эти персонажи размещены именно так. Но не стоило бы и говорить о Мане, будь он автором единственно этой работы. Ну еще бы. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Моне – это в большей степени пейзажи, не резкая дымка, особое «настроение ветра».
Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров.
Здесь впервые были явлены миру признаки импрессионизма. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Скандал был полным. Одеты мужчины -- как денди. Видите ли искусство состоит в том, чтобы делать нечто значительное.
Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. И сама картина и обрушившаяся на нее после показа в Салоне 1863 года критика обозначили глубокую пропасть, разделявшую академическую живопись и то, что впоследствии получило название «современной живописи». Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Разумеется, то, что «Завтрак» был повешен среди этих проклятых холстов, с особой силой и очевидностью выявило его сущность, чего, возможно и не случилось бы, будь он попросту допущен в Салон. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо».
Юная барменша задумалась о чём-то своём, мыслями она далеко от места, где находилась. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Тень фигуры не соответствует её положению. Иначе как оценить отношение жюри к членам Общества аквафортистов.
И тем не менее, ничто не прошло даром. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Работа Э. Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей («Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург «У папаши Латюиль», 1879, Музей, Турин). Однако, картины Мане отражают из целостного потока бытия лишь мимолетный фрагмент.
Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Там, он подружился с Антоненом Прустом.
Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Возникшее поначалу возбуждение быстро затухает. В результатах Мане не сомневается.
Прямо там художник начинал работу над своим творением. Мане – это чаще всего люди, более четко прописанные линии, более яркие краски. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Ни капли аллегории, никаких мифических подоплёк. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет — картинам «Аржантей» и «В лодке». перешёл к пленэрной живописи. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург).
Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Эдуарда Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру.
Их признание имело значение. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками. Здесь часть веера и правой рукидевушки срезаны рамой. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В 1866 жюри Салона отвергает «Трагического актера» и «Флейтиста» Мане.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Мане пишет натурщицу-парижанку, с худым, бледным телом, выступающими ключицами, так, как некогда изображали Венеру старые мастера: в той же величавой позе, с тем же пиететом, утверждая этим, что современность столь же эстетически ценна, столь же достойна отражения в искусстве (Олимпия, 1863, Париж, музей Орсе). Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Привезенная картина является уменьшенным вариантом скандально известного произведения «Завтрак на траве», написанного в 1863 году.
Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Двадцать четвертого июня «Moniteur» сообщает: primo – отныне Салон будет устраиваться ежегодно secundo – граф Валевский уходит в отставку с поста министра tertio – г-н де Ньюверкерке назначается суперинтендантом департамента изящных искусств.
Справа, с удивительно японовидной внешностью, – пианистка Фани Кло, участница квартета Сент-Сесиль она часто музицировала в доме Мане вместе с Сюзанной, тоже способной пианисткой. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Это пара в лодке, гулящие леди и джентльмены, красивые женщины, рыжие бородатые мужчины.
Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Золя в газете «Evenement» встает на защиту художника, однако его вынуждают прекратить свои публикации. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане.
Однако, отношения между учителем и учеником не сложились. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Перед нами спившийся бродяга, каких можно было встретить на улицах Парижа. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Вскоре, к их именам публика и критика стала присоединять и Мане, особенно в тех случаях, когда речь шла о попытках обновления художественного языка.
Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Для посетителей композиция «Завтрака» смешна, тут двух мнений быть не может. Манесохранил структуру полотна Тициана ипереосмыслил ее на современный манер. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом («Женщина, подвязывающая чулок», 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Их образы символизируют муз. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Мане лихорадочно гонит работу. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета.
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. может, просто не хочет признаваться, что его затея оказалась неудачной. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни. Картину оживляетцветной букет, написанный пятнами, вруках у служанки.
В одной картине могут быть объединены жанровые сценки и пейзаж. Художнику хотелось восстановить традиции идущие от искусства XVI и XVII веков, с целью обновления современной живописи. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. В панданк жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели— широкий золотой браслетс подвеской.
Единственно, с чем надо бороться, так это с посредственностью. Постановление это – а оно появится в «Moniteur» 14 августа – сразу же лишает Институт его привилегий: начиная с 1864 года три четверти членов жюри будут выбираться художниками, удостоенными медалей право назначать остальных членов жюри администрация сохраняет за собой. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Его интересовал мир людей их отношений и чувств.
И все-таки его терзает тревога. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882). Живопись эта напоминает терпкость зеленых фруктов, которым не дано созреть». Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Вместе с тем картина вызывала и самое большое внимание, впоследствии став символом Салона отверженных 1863 года. В зеркальном отражении видны витрина, сама барменша за стойкой в бар и один мужчина.
И тогда, словно под воздействием внезапно нахлынувших потаенных чувств, неожиданно заявляет, что напишет картину «В честь Делакруа». Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Неподалеку выбирается из воды ее полуобнаженная подруга.
Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Здесь есть полотна и хорошие и плохие – больше, конечно, плохих, но среди «наплыва безликих произведений» можно выделить «около пяти десятков холстов, которые в среднем превосходят полотна, принятые к экспозиции Институтом» (). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Новый взгляд на искусство это далеко не все достоинства картины Эдуарда Мане.
Но ведь пишет-то он в силу наслаждения, наслаждения зрительного. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально. Копировал их и Мане и не только в Лувре.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. В 1874 году открылась первая выставка художников —импрессионистов. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Г-н де Ньюверкерке в отсутствии. Мане побывал в Испании (1865), Англии (кон.
Он проучился у Кутюра шесть лет, пройдя весь курс обучения, но все это время его отношения с учителем оставляли желать лучшего. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Кончик покрывала девушка придерживает рукой.
Турне «Моне и госпожа Моне в лодке», оба — 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма) в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Жюри считало, что поступает правильно, воздвигнув «плотину», преградившую поток честолюбию художников, число которых растет с катастрофической быстротой.
Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. В своём самом значительном и последнем произведении «Бар Фоли-Бержер» (1881—1882 институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы.
Он усадил на своей картине голую женщину между двумя полностью одетыми джентльменами. Никогда еще Салон живописи не привлекал такой беспокойной толпы. Пожалуй самые знаменитые картины Мане – это «Флейтист», «Олимпия», «Букет сирени», «Завтрак на траве», «Арджантей», «Бар Фоли-Бержер», «В лодке», «Кабачок», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана». Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество.
В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила. Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению.
Раз так – экспонироваться и только экспонироваться. Скорее уж Мане думает о статье, опубликованной в «Gazette de France» после открытия «Салона отвергнутых», которую, по мнению некоторых, продиктовал сам Делакруа: «Среди отвергнутых произведений девять десятых просто смешны. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Злополучный опыт у Мартине его так ничему и не научил. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Шардена,, П. -П. Пребывая после всех этих скандалов в растерянности, он тем не менее отваживается – разумеется, неохотно – на кое-какие признания они становятся известны критикам и сеют среди них лишнее замешательство (Один из них, Эрнест Шено, критик из «Constitutionnel», публикуя в 1884 году книгу «LArt et les artistes modernes en France et en Angleterre», добавит по поводу Мане, которого он подверг резким нападкам, следующие строки: «Может показаться маловероятным, что г-н Мане позаимствовал одну из своих композиций у Рафаэля. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Он уверен, что публика его поймет и воздаст сторицей.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Хотя отношения с африканским миром в те годы нельзя назвать слишком тесными, но тем не менее можно вспомнить несколько примеров: уже в 1842 году некий Жалабер изобразил в своей картине «Одалиска» цветную служанку.
Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Их революционная новизна вызывала нападки со всех сторон, критики смешивали Мане с грязью. Это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней. Но мир вещей не заслоняет человека. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» — своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов.
Жюри может не собираться во второй раз. Из современников Мане преклонялся перед Делакруа. – не унимались критики.
Она стала его студенткой, моделью и другом. Да это попахивает порнографией. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Мазок сохраняет свою изначальную форму. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены.
Кому в толпе дано представить Мане таким, каков он на самом деле.