Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. Он человек верный и благородный (Эти слова принадлежат Гамбетте, в то время молодому адвокату, который недавно (в 1861 году) стал секретарем метра Жюля де Жуи. ). Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Синтезом предшествующих художественных исканий Мане явилась картина «Бар «Фоли-Бержер» (1881-1882, Институт Курто, Лондон). В очередной раз – правда, теперь на более длительный срок – он сменил мастерскую. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. В начале сентября появился первый сборник Общества аквафортистов. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862, Музей дОрсе, Париж) — портрет испанской артистки на фоне театральных кулис, «сокровище с розово-черным мерцанием» (Бодлер). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. «Читающий» настолько нравится Мане, что в сентябре 1861 года он показывает его публике. В картине «Балкон» (1868, Музей дОрсе, Париж) Мане, сочетая принципы бытового жанра с портретом, вновь показывает отчужденность людей друг от друга.
Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Воодушевленный первыми успехами, он намеревается теперь заполнить Салон своими холстами. Несчастный Бодлер.
Тот факт, что во Франции существует только одна-единственная выставка живописи – Салон (а сейчас, например, он бывает раз в два года), по убеждению Мартине, чрезмерно сокращает возможности диалога между публикой и художниками. Подписи на петиции множатся. Уже размеры «Старого музыканта» – а таково название картины (Сейчас в вашингтонской Национальной галерее. ) – свидетельствуют о намерении Мане показать эту работу в Салоне. За месяц до проведения «пресс-конференции» учитель предлагает учащимся посетить экспозицию французской живописи конца XIX века в Эрмитаже, познакомиться с книгами Л. Волынского «Зеленое дерево жизни» (М., 1978), А. Перрюшо «Жизнь Ренуара» (любое издание) и репродукциями картин художников-импрессионистов, а также разделиться на три группы («общественное мнение», «журналисты», «художники-импрессионисты») и выполнить следующие задания. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью.
«Мальчик с вишнями» имеет, в свою очередь, такой успех, что владелец художественной фирмы папаша Гупиль (он долгое время специализировался на издании эстампов, а затем начал торговать и картинами тоже) предлагает выставить его в своей витрине на бульваре Монмартр. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Картины Э. Мане не были представлены в Салоне 1883 года, но весть о смерти художника сделала как бы незримым его присутствие и наполнила выставочные залы духом и красками художника, вызвав в памяти посетителей образ автора скандально знаменитых «Завтрака на траве» и «Олимпии». 1868-1869). Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. «Старый музыкант» раскрывает ни с чем не сравнимое владение живописным «тестом».
Вершиной творчества Э. Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. После смерти Бодлера художник сближается с Э. Золя, пишет его портрет. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. И неожиданно – быть может, под воздействием вдруг нахлынувших воспоминаний о карнавале в Рио – хватает палитру и одним махом пишет – он закончит его за один сеанс – портрет Жанны Дюваль (Сейчас в музее Будапешта. ): мулатка полулежит на диване, одетая в платье с кринолином необъятных размеров, над которым – ее лицо с тупым лбом, напряженное, скованное гемиплегией, почти животное, отмеченное печатью алкоголизма и порока. Юношу привлекла эта скандальная слава.
А фон слишком сплющен репуссуарами. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Так называемый импрессионизм Э. Мане более близок живописи японских мастеров.
Сера, П. Синьяк). Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Многие из художников, его окружающих, отводят офорту важное место в своем творчестве.
Мане включил в этот холст и своего «Любителя абсента» – он кажется здесь явно ненужным и лишний раз подчеркивает непродуманность композиции, ее несвязность, почти искусственность. Она наверняка могла бы помочь создать большую картину, о какой он давно мечтает. В «Нана» (1877, Кунстхалле, Гамбург) художник создает образ содержанки в духе романов Золя определенная «новеллистичность» ощутима и в картине «У папаши Латюйль» (Музей изящных искусств, Турне). Господствующие в картине холодные тона существуют в гармонии с теплыми коричневатыми, золотистыми и белыми цветами. Талант Жозефа Галла – это талант честного ремесленника, лишенного огонька искорки.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. Какая-то необъяснимая причуда навела его в конце прошлого года на мысль выдвинуть свою кандидатуру во Французскую академию, а это, по выражению «дядюшки Бёва» (Имеется в виду Сент-Бёв. Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. На Бульварах без умолку твердят, будто г-н Мане оставил детям огромное состояние.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859, Ну Карлсберг, Глиптотека, Копенгаген), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен деклассированный пропойца — наследник романтических бродяг сюжет картины мог быть инспирирован влиянием Ш. Бодлера, с которым художник познакомился в это время.
Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Здесь но преимуществу коренится творческое превосходство Мане. В 1848 отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро. Мы сняли с картин тот условный коричневый налет, который всегда присутствовал на музейных произведениях мы осветлили палитру, сделали цвет ярким, перешли к манере письма «а ля прима» — прямо по грунтованному холсту, без долгой предварительной подготовки красками. Впрочем, все и всё заставляют его сосредоточиться на этих темах. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. У многих картин этого периода трудно даже определить жанр.
Мане пока на половине пути. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Вполне возможно, что в те дни поговаривали даже о том, чтобы устраивать в Париже бои быков – ведь на юге Франции, в Байонне и Ниме, они имеют место уже с 1853 года.
Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Кто из сотрапезников по кафе Тортони мог догадаться о том, какую рану носит Мане в сердце. В прошлом художник – болезнь глаз вынудила его оставить палитру, – Мартине куда лучше, чем многие его министерские коллеги, понимает, в каких неблагоприятных условиях работают художники. К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» (Метрополитен-музей) и «Викторина Меран в костюме эспады» (там же).
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса» заставляет Мане насторожиться. Увлечение испанской темой заметно ослабевает после поездки в Испанию в 1865. Почувствовав желание усовершенствовать свою технику «аквафортиста» (слово это тогда только что появилось), Мане решает награвировать «Мальчика со шпагой» и обращается за советами к Легро.
В том же году Мане пишет «Олимпию» (Музей дОрсе, Париж). Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Перед тем как построить композицию будущей сцены, его всегда одолевает неуверенность.
Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Все больше распространялся "ар нуво" ("стиль модерн" по принятой у нас терминологии) – особенно в плакате, декоративном искусстве. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Родился в семье крупных чиновников. Мане добивается известности, хотя и скандальной. В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета.
Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. От беспокойства, сомнений не осталось и следа. Бодлер сообщает об этом достаточно незначительном событии в своей (недописанной) статье «Офорт в моде», напечатанной в «Revue anecdotique» (Номер от 2 апреля 1862 года. ). В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Я никогда не был в состоянии приобщиться к этой породе».
Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Будут просить министра облегчить условия. Да, теперь было слишком поздно.
Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней. Стараясь овладеть мастерством, он просматривает множество старых эстампов. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Пятнадцатью годами ранее Малую Польшу описал Бальзак в своей «Кузине Бетте», где поведал о жалких, убогих, а подчас и опасных жителях этих мест.
Возмущало даже название полотна, ведь художник не последовал традиции оправдывать наготу своей модели, дав ей мифологическое имя – например, Венера или Даная. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Над поэтом сгущаются черные тучи. В то время как Мане заканчивает эту картину и параллельно размышляет над тем, каким может и должно быть идеальное произведение, предназначенное для Салона, он снова обращается к офорту. arte povera — бедное искусство)Артефакт (от лат. Мане приглашен экспонироваться в галерее Мартине.
Ему все же не хочется просто переносить композицию «Сельского концерта» на собственное полотно – ну нет, это его не устраивает. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Картина «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864, Музей искусств, Филадельфия) представляет морское сражение двух американских кораблей армии северян и южан, близ Шербура. В кафе Бад или Тортони – у последнего Мане завтракает почти каждый день (Кафе Тортони находилось на углу Итальянского бульвара ( 22) и улицы Тэбу. Мане пребывает в состоянии некой эйфории. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Медленно, постепенно ослабевали позиции официального салонно-академического искусства. – восклицает он.
Первые рукописные газеты Рима. Арте повера (итал. Упустить такую великолепную оказию было бы попросту глупо.
«Жизнь Ван-Гога» и «Жизнь Тулуз-Лотрека»). ). В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Каждый из ее персонажей – босоногая, одетая в лохмотья девочка, пара мальчуганов, один из которых напоминает «Жиля» Ватто, закутанный пестрым шарфом старик восточного обличья, с мертвенно-бледным лицом – живет как бы сам по себе. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник.
Достаток, если не богатство, ему обеспечен. Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. Отдельные кабинеты Английского кафе ( 16) и Мэзон-Доре ( 6) были известны всей Европе. Не потому ли Мане откладывает работу над «Загородной прогулкой», что его воодушевляет похвала Бодлера.
Викторина нравится не только Мане-художнику, она нравится и Мане-мужчине. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Викторина Меран тотчас же начинает позировать в мастерской на улице Гюйо. Протест нарастает повсеместно мастерские молодых художников бурлят возмущением.
перев. ), академиков «скорее удивило, чем шокировало». Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Короче говоря, чтобы охарактеризовать все эти начинания, можно процитировать слова одного из современников: «В то время как взоры, нежась, скользят по картинам искусные исполнители услаждают слух». Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане.
Это постановление приводит в негодование не только Мане. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862).
Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Проекты Мартине, явно направленные против рутины, зачастую пугают вышестоящие инстанции. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Чтобы обрести поддержку общественного мнения, Мартине добивается права выпускать периодическое издание «Le Courrier artistique» оно начинает выходить с 15 июня дважды в месяц. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться.
В 1860-е годы создаются «Самоубийца» (частное собрание), «Пейзаж с катафалком» (Метрополитен-музей), «Христос и ангелы» (там же), «Мертвый тореро» (Национальная галерея, Вашингтон). Здесь, если очертить границы улицами Миромениль, Пепиньер и Роше, среди пустырей, где когда-то вращались крылья многочисленных мельниц, окруженных лесными угодьями королей (отсюда название одной из вышеупомянутых улиц (Pepiniere – саженец, лесные посадки (франц. ). ), ютились ветхие, грязные лачуги это трущобы, куда, как писал Бальзак, «полиция заглядывает только по приказу правосудия». Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. То, что Адольф Гупиль, фирма которого имеет филиалы в Берлине и Нью-Йорке, этот старый лис, чья скаредность стала притчей во языцех (он никогда не давал гарсонам на чай ни единого гроша у Диношо, где завтраки стоят 22 су, а обеды – 40, он всегда заказывает «завтрак»), – что этот хитрый, корыстный торговец заметил Мане, тоже явилось для живописца добрым предзнаменованием (Дом Гупиля будет год от года расширяться. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
В начале 1850 вместе со своим другом по гимназии А. Прустом (в будущем — автор воспоминаний о Мане) учится в Школе изящных искусств в Париже у Т. Кутюра известного мэтра салонного и академического искусства, прославившегося картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). «Мы только теперь осознали, кого потеряли, » – скажет Эдгар Дега, узнав о кончине Мане. В начале 1860-х гг.
В 1863 Мане пишет картину «Завтрак на траве» (Музей дОрсе, Париж), которая под названием «Купание» была выставлена в скандально известном Салоне отверженных, где экспонировались произведения, не принятые официальным жюри. Помимо этого, чтобы как-то привлечь внимание публики (а нововведение было так необычно, что могло легко сбить ее с толку или, еще хуже, оставить равнодушной), Мартине регулярно устраивает в залах выставки концерты. Вскоре между ними возникает интимная близость, а слух об этом ползет по Парижу. Разрушая традиционные каноны бытовой живописи, в частности, отказываясь от четкой сюжетной мотивировки, Мане воспользовался иконографическими мотивами картин «Концерт» Тициана (в 19 в. приписывался Джорджоне), «Паломничество на остров Киферу» Ватто и «Девушки на берегу Сены» Курбе, а для построения композиции — гравюрой Раймонди с рисунка Рафаэля «Суд Париса». Именно Гупиль в мае 1898 года устроит в Лондоне большую выставку Лотрека (см.
Министр принимает посланцев «самым любезным образом» («Le Courrier artistique», номер от 1 марта 1863 года. ), но никаких последствий встреча эта за собой не повлечет. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Поживем – увидим.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Рисовать начал еще в коллеже. Часто он делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. он учился в коллеже Роллэн. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Ему предпослано предисловие Теофиля Готье сборник включает, помимо произведений Бракмона, Добиньи, Легро и Рибо, лист Мане, воспроизводящий «Gitanos».
Тема «выключенности» человека из среды и тут остается главной. Он-то свои слабости знает. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Именно эта часть работы ему хуже всего удается. Прим. Дом на улице Гюйо заселен людьми среднего достатка.
Для него важно только одно – исполнение. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Он не отказывается от четких, порой довольно резких контуров, от использования контрастов и сопоставлений светлых и темных пятен, которые составляют основу конструктивного решения многих его холстов.
19 апреля 1883 года ему ампутировали левую ногу, а через 11 дней он умер в страшной агонии. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. III Третий типPublic Relations — это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде в полной информированности. Абстрактное искусствоАбстрактное искусствоАбстрактное искусство (беспредметное, нефигуративное)Акция (или искусство акции)Антикоррупционное законодательство ФранцииАнтичные истоки журналистики (ораторское искусство Лисия, Сократа, Демосфена, Цицерона и др. ). Как и в собраниях Лувра, его везде интересуют «секреты» живописи старых мастеров, преимущественно Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Халса, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Ватто и Шардена, а среди новых — Делакруа. Мане приглашен принять участие в первом выпуске: его издание ожидается в сентябре.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Какой натурщицей была бы эта девушка.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Правда, он использовал вынужденную неподвижность, ставя перед собой мольберт и наблюдая ту волшебную игру солнца в зелени деревьев, что так привлекала Моне и Ренуара. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Она умеет бренчать на гитаре. Весьма вероятно, что и Бодлер настоятельно советовал ею воспользоваться.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Тень фигуры не соответствует её положению. С 12 августа весь Париж только и говорит, что о труппе испанских танцоров из мадридского королевского театра, показывающей на сцене Ипподрома андалузский балет «La Flor de Sevilla» («Севильский цветок»). Ладно, я им покажу, как это делается. 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане. В 80-е годы заявил о себе неоимпрессионизм (Ж. Если говорить на языке «районов», на бытующем в парижских мастерских арго, то это своего рода беспроигрышное дело, «махина», громадное полотно – такие делают «в расчете на медаль».
Вдруг Мане оказывается рядом с ней и с присущей ему очаровательной непринужденностью, улыбкой гурмана игриво спрашивает, не согласилась бы она ему позировать. Мане для Кадара недавно испробовал свои силы в области литографии: он иллюстрирует две «испанские» песни – серенаду Закари Астрюка, посвященную испанской королеве, «Лолу из Валенсии» и еще романс испанского гитариста Херонимо Боса – «Мавританская жалоба». Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие.
Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Обстоятельства решительно благоприятствуют Мане.
Портрет Демарси» (Метрополитен-музей) и «Осень. Рану скрытую, но болезненную, которую лишний раз разбередили эти траурные дни. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Но как расположить персонажей. Серюзье, Э. Бернар, М. Дени, П. Боннар и др. ), связанная с символизмом.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. После учёбы и небольшого плавания, Эдуард поступает в школу Изящных Искусств в Париже, вместе с А. Прустом, который потом написал воспоминания о Мане. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер.
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства. «Я культивировал свою истерию испытывая при этом страх и наслаждение. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860, частное собрание, Париж), выполненный как жанровая картина Мане одним из первых художников заметил отчужденность людей друг от друга изображенные им персонажи находятся рядом, но словно не обращают внимания на окружение. После того, как Эдуард окончил школу художников, он начинает путешествовать с целью изучения полотен мастеров старой школы со всего света. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866, Музей дОрсе, Париж). В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
В представленном здесь образе обнаженной женщины на ложе (как и в «Завтраке на траве», это Викторина Меран в ногах женщины помещена черная кошка — бодлеровский символ из «Цветов зла»), напоминающем во многом традиции жанра у Джорджоне, Тициана, Веласкеса, Гойи и Энгра, присутствуют и приметы нового времени — черты марионетки и фетиша. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. В 1874 — в год первой выставки импрессионистов, Мане едет «в малую столицу импрессионизма» — Аржантей, где работают К. Моне и О. Ренуар. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Дела его идут все хуже и хуже. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Но в плане компоновки картина грешит очевидными слабостями. Чуть позже сформировалась группа "Наби" (П. Имя Мане упоминается в творчестве поэта только дважды: в предисловии к «Веревке» и в цитированной статье из «Revue anecdotique». ).
Художник вступает в переговоры с руководителем труппы, первым bailarin (Bailarin – танцовщик (испан. ). ) доном Мариано Кампруби тот разрешает своим танцовщикам и танцовщицам – а среди них прославленная звезда Лола из Валенсии – позировать Мане. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. Это блондинка с рыжеватым оттенком волос, матовой, очень бледной кожей, большими карими глазами, окаймленными такими светлыми ресницами, что их почти не заметно. Она его обманывает, она ему лжет, они дерутся, когда пьяны, как-то даже до крови, она зла, лицемерна, она необратимо глупа, наконец, но «глупость часто является украшением красоты, – произносит Бодлер своим ледяным тоном, – это она придает глазам мрачную ясность черного омута и маслянистое спокойствие тропических морей». В дальнейшем кузен Жюль де Жуи, адвокат, будет вести финансовые дела семейства Мане.
Ему всячески льстят. Ничего неожиданного в этом не было – старый судья дряхлел день ото дня. Мода на Испанию нынче сильнее, чем когда-либо. Импрессионисты считали Э. Мане своим идейным вождем и предшественником. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.
Он всячески старается ему помочь, сунуть немного денег, маскируя милостыню шутками. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон).
У нее маленькое, но сильное, тонкое изящное тело. Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой он создает не без влияния Гойи картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», повествующую о бесславной кончине ставленника Наполеона III на мексиканский престол.
Картина «Музыка в Тюильри» (1860, Национальная галерея, Лондон) — образ нарядно одетой толпы в оболочке бытового жанра. Тореадоры и коррида – популярные темы для разговоров. Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. К. Моне. В связи с намечающимся «возрождением» техники пастели Мане пишет цветными мелками ряд произведений (например, «Портрет Ирмы Бруннер», около 1882, Музей дОрсе, Париж), отличающийся тонкостью красочных отношений.
Человек, которого Мане так хочется подбодрить, станет героем удивительного по своей душевной тонкости полотна – «Читающий» (Сейчас в музее Сен-Луи (США). ), где угадывается растроганность автора. В те часы, когда живопись не до конца поглощает Мане, он работает офортной иглой. Мане общается не только с элегантными завсегдатаями Бульвара.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В марте издатель устраивает в витрине лавки выставку работ Мане и еще двух аквафортистов. Если в ранних работах художник был склонен несколько романтизировать действительность, то теперь он открывал подлинную красоту повседневного течения жизни. И все же Мане тяжело переживает его кончину.
Шардена,, П. -П. Это путешествие имело для Мане большое значение, во время длинного плавания он занимался творчеством: фиксировал свои впечатления, рисовал силуэты, лица матросов и товарищей. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Так отчего бы ей не стать музыкантшей.
Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Никаких подвохов, неприятностей здесь ожидать не приходится.
Надо ли говорить, что эта картина произвела еще больший скандал, нежели предыдущая работа мастера. К тому же ему очень не везло. Как-то летом после полудня Бодлер приводит на улицу Гюйо свою любовницу Жанну Дюваль, эту «жрицу разврата», свое мучение и свою отраду, с которой, несмотря на бесконечные ссоры, вот уже почти двадцать лет расстаться не в состоянии. Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. В «Осени» мастер использует новую колористическую гамму, правда, уже открытую в композиции «В лодке» (1874, Метрополитен-музей), — сочетание оттенков голубого с коричневатыми тонами.
Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Этот преждевременно состарившийся неудачник симпатичен Мане. Мане находит там несколько натурщиков и группирует их живописные силуэты на полотне большого формата (Высота «Старого музыканта» – 1 метр 88 сантиметров, ширина – 2 метра 48 сантиметров. ) вокруг фигуры старого еврея, сидящего со скрипкой в руках. Перед его глазами уже вырисовывается композиция: две обнаженные дамы и два одетых господина, только не в венецианских нарядах XVI века, а в костюмах эпохи Второй империи группа располагается, как и у Джорджоне, на фоне природы, среди зелени и деревьев это будет какая-то увеселительная прогулка – то ли «купанье», то ли «завтрак на траве», в общем, увеселительная прогулка, рассуждает Мане, подмигивая, – тема старая, которой, однако, его совершенно современное видение придаст новую жизнь.
Но она темна, эта картина. Верно лишь то, что Мане действительно не должен беспокоиться о будущем. Однако Мане не торопится приступить к этой картине.
В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Однако Мане не до конца принимает принципы нового искусства, о чем свидетельствует картина «Аржантей» (1874, Музей изящных искусств, Турне). Накануне скончался Эдуард Мане.
И вместе с тем чисто импрессионистическим остается ощущение движения, мимолетности и совершенного единства фигур со средой. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое.
Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. В течение нескольких недель Мане занят напряженной работой и вот одно за другим возникают несколько полотен: «Испанский балет» (Сейчас в Вашингтонской галерее Филлипса. ), два портрета – один изображает Мариане Кампруби, другой, особенно удавшийся, – Лолу из Валенсии в белой мантилье и узорчатой basquina (Basquina – черная юбка (испан. ). ) искренне восхищенный Бодлер вскоре назовет его «превосходным» (В 1911 году этот портрет вошел в собрание Лувра вместе с другими произведениями, завещанными Камондо. ). Кафе было снесено в 1894 году. ) – художник становится как бы центром «маленького двора». Никакой взаимосвязи между ними не чувствуется. Чтобы передать петицию графу Валевскому, делегатами выбраны Мане и Гюстав Доре. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Его стесняет не сама идея заимствования. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом.
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Наконец он обращается к Жозефу с просьбой немного попозировать.
Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Особенно совершенна работа В лодке. Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. И вот Мане уже пишет с нее «Уличную певицу» (Сейчас в Музее изящных искусств в Бостоне. ) – придерживая одной рукой инструмент, она, выходя из кабаре, ест вишни.
Он берет несколько пробных аккордов – пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. В начале своего жизненного пути там на протяжении нескольких лет (с 1869-го по 1876 год) служил Ван-Гог он работал в основанных фирмой филиалах – в Гааге и Лондоне, а затем в главном доме, в Париже.
Это сильное преувеличение. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии.
Портрет Лоран» (Музей изящных искусств, Нанси), где изображенные артистки представлены как аллегории времен года, ощущается некое предчувствие стиля модерн: плоскостный фон ритмизован изображением цветов, а фигуры показаны в профиль. Рядом с произведениями Курбе и Добиньи Мартине вешает в сентябре «Мальчика с вишнями» и «Читающего», в следующем месяце заменив его прогремевшим «Гитарреро». Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Мане глядит на мулатку, на ее темную с желтоватым оттенком кожу, на ее горящие каким-то странным светом угрюмые глаза, на ее толстые губы, тяжелые жесткие волосы – черные, с голубоватым отливом. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Смерть неотвратимо приближалась к тяжело больному художнику.