Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту.
о банкротстве. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.
Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Их покупали ремесленники, горожане и даже крестьяне. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством. Материальное единство природы выходило в работах на первый план.
Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Настали переломные моменты в живописи Хальса. Ни в одной другой национальной школе специализация художников внутри каждого жанра не заходила настолько далеко.
Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Почти все слои населения обязательно имели картины. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников.
Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля (1525-1529). В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. — начало 18 в. — упадок искусства Голландии. Санредам, А. де Лорм, П. Класс, .
Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса 150 мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов. Голландцы воспринимаются в основном через интерьер. Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». «Корабли на рейде» – это тема С. де Флигера и Я. Порселлиса, равнинные виды принадлежат кисти Ф. Конинка, церковные интерьеры – тема А. де Лорма и П. Я. Санредама.
Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598 150 1661), Виллем Хеда (1594 150 1680). В 50 150 60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. В Голландии 17в. Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким справедливо считается семнадцатое столетие, характеризуется огромной продуктивностью. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе.
Очень выразительно изображено небо. В среднем голландский художник, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта исполнял от двух до пяти картин в неделю. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом.
Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение.
Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Пожилая дама стелит постель. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Изображая объемными деревья и кусты, создавалось ощущение, что они выдвигаются на передний план и становятся мощнее. Казалось, что все это: худосочная земля, гнилость – должны ожесточить людей, сделать их воинственными или скаредными, однако, это самый мирный народ среди европейцев и воюет только против поработителей.
Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе». Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем.
Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе» (приложение рис. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса 150 это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер» (приложение рис. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса – это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер».
Их так много, что перечислять их сложно даже в письменном варианте. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Картины «малых голландцев» были предназначены не для храмов или дворцов, а для скромного интерьера обыкновенного жилого дома.
Он опустился без сил. В жанровых картинах изображали быт частного человека: пирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование. Это была особенность именно «малых голландцев». Нидерландская культура XVII в. представляет собой уникальный феномен в истории. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613-1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623-1682). Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Это был беспрецедентный случай в истории искусства.
Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Настали переломные моменты в живописи Хальса.
Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям использовали живопись, богатую тонами. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Эмануэл де Витте«Рынок в порту».
Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680). В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение рис. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края.
Большую часть времени они проводили в маленьких уютных домиках, защищавших их от резкого морского ветра, дождя и сырости. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Голландцы его называли «stilleven». Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.
Каждый сюжет должен был занимательным иногда до гротеска дидактичным. Любимая тема их натюрмортов – так называемые «завтраки». Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Их работы: картины, портреты, пейзажи – были актуальны, объективны и конкретны. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Голландцы очень любят уют и все домашнее.
Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Бюргер). Несмотря на все невзгоды, голландцы добродушный и хозяйственный народ. Одни специализировались на цветах, другие на фруктах, пейзажах и т. д. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Нидерландская школа живописи являлась одной из сильнейших в Европе.
В ней необычно яркий и тревожный свет. Картина — шедевр де Витте.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. Что особенно удивительно, что несмотря на свои миниатюрные размеры и особую специфику, то, что художникам, подобно всем ремесленникам, приходилось очень чутко соответствовать характеру спроса и вкусам публики, картины «малых голландцев» являются настоящими жемчужинами мировой живописи. его изображения наиболее многочисленны. В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал.
Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. Ещё большую прелесть придают картинам чёрные лакированные рамы. 24, 25).
Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. «Матфей и ангел» (1661). XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт.
Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. «Малые голландцы» – это художественная школа голландской живописи семнадцатого века.
Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Они висели буквально в каждом доме. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Но в этом доме не всё так просто. В неё вошли мастера пейзажной и жанровой бытовой картины, отличающейся небольшим размером.
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Они отличались особым камерно-интимным характером изображения. Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям.
Именно вот таким образом возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. Для более выгодной продажи художники меняли свои подписи. К. Хеда, К. де Хем, П. Де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх, Ян Вермеер Делфтский. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников8.
Малые голландцы изображали человека без подведения его личности под надуманный идеал. — утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640 – 1660-е гг.
Вообще, голландцы стремились покупать полотна только современных мастеров. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов – композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана – Иcаак ван Остаде. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), солдаты, старики и старухи151 все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний.
Наследие Рембрандта-графика, оставившего графюры и уникальные рисунки, не менее значительно, чем живописное наследие. Картины малых голландцев можно было увидеть буквально в каждом доме. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса (приложение рис. 14) изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.
Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды. В эстетике 17-18 вв. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета.
Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. В интерьерах богатых домов было развешано 50-70 полотен. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте.
В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома и отличались особым интимно-камерным характером изображения.
Во Фландрии культурный фон заметно отличался от Голландского. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи.
Например интерьерная картина «Деревенские музыканты». Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи.
Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. В 18 и 19 в. в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества.
В их полотнах восхищало правоподобие и виртуозное воплощение материальной красоты окружающего мира. Т. е. написание картин было превращено в бизнес. — расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Свое главное решение она получила в жанровой картине. Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях – крестьянский и бюргерский (городской) жанр.
Хендрик Аверкамп писал исключительно зимние пейзажи, Арт фан дер Нер занимался только ночными и вечерними пейзажами, кисти Эгберта фан дер Пула принадлежали «ночные пожары». Возможно, моделью для ангела являлся Титус. Живописью украшали свои интерьеры, причем вещи писали небольшого размера (за что и прозвали голландцев малыми). Хеда, цветы – К. де Хем.
Бытовой жанр сложился в двух разновидностях 151 крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
Голландцы его называли «stilleven». Пространство, воздух, свет живут в неразрывном единстве с человеком и мы проникаемся интимным уютом скромного бюргерского дома. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Такого еще не бывало в истории искусства. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу 150 всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.
В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Голландия и Фландрия XV – XVII вв. Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр.
Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495 150 1562), Герард Терборх (1617 150 1681), Габриэль Метсю (1629 150 1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610 150 1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613 150 1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584 150 1632), Симон де Влигер (1601 150 1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638 150 1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623 150 1682). Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Девушка, вероятно, собирается на свидание. «Малые голландцы» – это художественная школа голландской живописи семнадцатого века. Эта композиция очень отличается от других картин.
Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса – мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652).
Он изображал жизнь сельской Голландии. В лице апостола угадываются черты самого художника. Французские культурологи дали им общее название – «малые голландцы», которое не граничит с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты.
его изображения наиболее многочисленны.
В маленькой Голландии проживало более двух тысяч живописцев, а учитывая южные Нидерланды – более трёх. Новаторство «малых голландцев» проявляется в светском реализме, обращении к отображению в картинах реальности, обыденности окружающего мира. Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (16291511682). очень много живописцев. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля1 (1525 150 1529).
Уффици располагает тремя работами великого мастера. Голландия тех годов вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Показательно, что в этой картине нет сюжета. Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. «Матфей и ангел» (1661).
Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом.
Купив картину, голландцы любили долго ее рассматривать, внимательно, даже под увеличительным стеклом. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. была настоящей плодородной почвой для живописцев. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж.
Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Впервые им занялись харлемцы Клас и Хеда, которые рисовали накрытые столы с роскошной посудой. Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название.
Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. 21, 22, 23). Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
«Завтраками-натюрмортами» занимались В. К. Хеда и П. Клас, цветы – тема К. де Хема. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин.
Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества.
Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи.