В своей работе я хочу поделиться с вами творчеством великого Рафаэля и дать описание картины «Мадонна в зелени» или «Мария с младенцем и Иоанном Крестителем». Рафаэль написал «Мадонну в зелени» для одного из своих ближайших друзей, Таддео Таддеи.
Недаром одно из лучших произведений этой поры – «Коронование Марии» из миланского музея Брера – по сюжету и композиции перекликается с алтарной картиной Перуджино на аналогичную тему и воспринимается как попытка опередить учителя. Такие исследования могут затянуться на годы и стоить будут недёшево. Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». То, чем обладал, Рафаэль не мог передать другим и унес с собой в могилу, так как это было непосредственное чувство души. Рафаэль часто использует эту форму. Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением.
1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Здесь собраны все виднейшие представители церковshyной и богословской мысли – Гриshyгорий Великий (с лицом Юлия II, что было для папы очень лестно), Иероним, Августин, Фома Аквинский. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. А св.
Именно Иосиф избран стать мужем Марии. отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля.
Одиннадцатилетний мальчик остался сиротой на попечении дяди Фра Бартоломео. Там же портреты кардинала Сан Джордже и многих других.
Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Датой основания дрезденского собрания живописи считают 1722, когда оно, в связи со строительством ансамбля Цвингера (1719), стало экспонироваться отдельно от других коллекций. Богородица наслаждалась общением со своим ребёнком, любовалась им, нежила его. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них.
Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. От необыкновенной, цветущей женственности прежних образов, через предчувствие в полотне «Мадонна Седия» – к тому, что потом взорвётся трагедией в «Сикстинской Мадонне». А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличии папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Избрав формой для своего произведения круг, Рафаэль соответственно строит свою композицию.
И Рафаэль – наипервейший конструктор всех своих вещей. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Ее даже трудно себе представить более значительного размера. Уже в ранних произведениях Рафаэля, в их изящных фигурах, гармонирующих с пейзажем, чувствуется рука высокоодарённого художника (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Эрмитаж, Ленинград все три – около 1500-02).
В болоте за стенами одного города поселился дракон, Согласно благочестивой старинной легенде, убивавший прохожих огненным дыханием. Он гораздо охотнее, но очень по-своему использует данные экспериментов других художников, его современников. Среди них видны и современники художника (архиshyтектор Браманте) и те, кого он ставил выше других среди предshyставителей итальянской культуры «Афинская школа» – пожалуй, самое известное монументальное произведение Рафаэля. (итал. Почему он изобразил это так, а не иначе. » В этом смысле эпоха, безусловно, неповторима. Реставрационные работы часто преподносят сюрпризы и открывают неожиданную правду. «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. И в природе царит весна.
Георгия. см. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. По данным музея Конде, на сегодняшний день в мире насчитывается около 120 копий и гравюр «Мадонны с вуалью» (в книге Игоря Грабаря фигурирует цифра 40). Снова форма тондо.
Скорее всего, Булгаков спутал вуаль и покрывало. «Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. Она не всматривается в каждого из нас отдельно, как «Мадонна Седия». Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет.
Поshyмимо этого мастер увлекается арshyхеологией, собирает памятники античного Рима. В музее изобразительных искусств уверяют: «Мадонны с покрывалом» в Нижнем Тагиле никогда не было. Небольшие по размеру, эти фрески, наряду с Сикстинским потолshyком Микеланджело и леонардов- ской «Тайной вечерей», стали высшим достижением монументального искусства Возрождения, символом классического искусстshyва, синтезом ренессансной худоshyжественной и философской мысли. Задумчивые ангелочки внизу, чуть растрепанные, серьезны: они понимают, что все уже предопределено свыше (да и мы понимаем: все уже свершилось). «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II.
Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. «Мадонна Каниджани» является шедевром в композиционном отношении, поскольку она уже превосходит все, на что был способен Перуджино: картина по-умбрийски четка и прозрачна, но в то же время насыщена флорентийским богатством движения. Это эрмитажная Мадонна с безбородым Иосифом. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура очень обдуманная в своей отрешенности и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для нее одежду Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима».
Все его картины кажутся легкими и воздушными. В другой картине исполненной во Флоренции, художник представил святое семейство. Сюжет традиционен – мадонна с младенцем в окружении святых Сикста и Варвары. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Таковы и его геshyрои – святые отцы, богословы, философы, поэты, художники, музыканты.
Под конец хочется сказать только одно – существует очень широко распространённая максима Ф. М. Достоевского: «Красота спасёт мир». Вполне понятно, что ничего подобного в реальной жизни быть не могло. Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Предполагается, что «Сикстинская Мадонна» писалась на полотне как хоругвь для надгробия на будущую могилу Папы Римского Юлия II и ангелы внизу картины опираются на крышку гроба. (На другой миниатюре того же времени три грации, прелестные и задумчивые, словно спутницы богини любви. ) Рафаэль сделал выбор, творчество, рыцарское соперничество с лучшими мастерами.
Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Она уже поняла, что должна отдать Его, что Он не принадлежит ей всецело. Сейчас «Положение во гроб» находится в римской галерее Боргезе. «Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507.
Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». Вот таким образом в ней трудно найти характерные черты творчества гениального мастера. Для всех Мадонн флорентийского периода свойственны сложные пейзажные фоны. Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Их Рафаэль написал около пятнадцати («Мадонна в зелени», 1505 так называемая «Прекрасная садовница», 1507 «Мадонна со щегленком», ок.
Рафаэль же во всем старался превзойти своего учителя. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Павла, св.
Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Как растение, пересаженное из темного места на свет, сразу оживает, зеленеет и распускается полным светом, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Рафаэлем устанавливается и норма жестикуляции присутствующих – указующий жест в сторону Марии, который связывает передний план с глубиной. Ангел, глядя на зрителя, показывает пальцем на женщину с детьми.
В «Сикстинской Мадонне» Рафаэль находит верные интонации для изображения материнской любви и нежности и более не теряет этого ощущения. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». Он выбирает обычно сложное расположение фигур, что станет признаком особого стиля. И обратил внимание на поразительную особенность этой картины: «В богоматери идущей по небесам, не приметно никакого движения, но чем больше смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается». Об этом можно говорить бесконечно много. В Риме Рафаэль предстанет уже другим, проявит иначе свой гений. Справа – Иоанн Креститель.
Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Это не реальность, а зрелище. для римской церкви Санта-Мария дель Пополо (отсюда одно из названий произведения). Знаменитое «сфумато» – изобретенная Леонардо дымчатая светотень – увлекло и Рафаэля, как и композиционные приемы великого мастера.
Впрочем, не раз еще он вернется к изображению Святой Девы, ему предстоит еще создать «Сикстинскую Мадонну». Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода. К сожалению неизвестна та женщина-мать, чьи черты вдохновили Рафаэля. В 1491 году Рафаэль потерял мать, а через три года, в 1494 году, умер отец. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках.
Все были уверены, что картина была написана Перуджо. «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. Рафаэль также построил палаццо: Видони-Каффарелли (с 1515) со сдвоенными полуколоннами 2-го этажа на рустованном 1-м этаже (надстроен), Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился) с богатейшей пластикой фасада (оба в Риме), Пандольфини во Флоренции (строился с 1520 по проекту Рафаэль архитектора Дж.
Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Как отмечает все тот же Вазари, юный Рафаэль «помогал отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино». На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
Ранний период творчества Рафаэля справедливо называют «перуджиновским» и отмечают сильную зависимость молодого художника от учителя. Картина задумана специально для небольшого формата. Основная черта мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. Он обещал ей, что по возвращении из Флоренции, он непременно исполнит её просьбу.
В коллекциях Медичи картина находилась уже в XVI веке. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын).
Это, главным образом, портреты и многочисленные «мадонны». В картине нет ничего лишнего, второстепенного. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Картина им (Лоренцо Нази) бережно хранилась всю жизнь, но чуть не погибла 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан Джорджо обрушились вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.
Нежное и несколько смугловатое, её, Лицо тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Между ними виден возлежащий на ступенях Диоген.
Ноги босы. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. В одной из них уже можно было видеть законченную историю. Основная тема всех этих замечательных работ, навеки прославивших своего создателя как великого «мадоньеро», – возвышенная, светлая материнская любовь, порождающая красоту и гармонию мира.
«Он занят небом, не землей». В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511), среди которых безусловный шедевр мастера фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. «ОГ». ), Генрих унаследовал обширные земли и богатое имущество. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Такое ощущение, будто само небо снизошло на человечество, подарив ему столько уникально одарённых людей, гениев, а картина «Сикстинская Мадонна» написана, безусловно, гением.
Иоанна, св. Переход от простых построений в «мадоннах» к многофигурным композициям был слишком быстрым и не всё в картине удалось. В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает произведения её выдающихся художников (в особенности Фра Бартоломмео и Леонардо да Винчи), а также анатомию и перспективу. отдельную публикацию В 1502-1503 гг.
1513, Картинная галерея, Дрезден. Покинув мастерскую Перуджино, Рафаэль создаёт алтарный образ Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан), по пространственному построению близкий к фреске Перуджино Передача ключей композицию увенчивает изящная купольная постройка, соотнесённая с полуциркульным обрамлением изображения.
Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Облик Девы Марии отличается благородной и величавой красотой. В 1589 году украшала Трибуну Уффици.
Здесь несколько треугольников. Художественно-исторический музей, Вена В этой группе Мадонн особенно выделяются несколько композиций, представляющих Мадонну в рост с маленьким Иисусом или с Иисусом и Иоанном Крестителем.
Ещё один значимый факт: и в «Мадонне с вуалью» и в «Тагильской мадонне» фигура Иосифа была не раз переписана позже и, скорее всего, не автором. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. Все это происходит в чудесной пещере, как бы и не на земле, а где-то в потустороннем мире. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. «Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514. В 1884 году он подарил государству замок Шантийи (сейчас там находится музей Конде) с собранной им художественной коллекцией.
«Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», 8212 утверждает Болдырев. Очень многие исследователи полагают, что «Мадонна Седия» – это нарастающая тревога, внутреннее напряжение – слишком сильное объятие, слишком сильное оберегание Младенца. Флорентийский период (1504-08). Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения.
Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. И тут же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Нет в ней еще ни классической красоты его мадонн зрелого периода, ни их величавости.
1510 е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке. Рафаэль Санти (1483–1520) «Он подобен большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек» Л. Бернини Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного поэта и живописца урбинских герцогов Джованни Санти. С творчеством Рафаэля (1483 – 1520) в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии.
Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Рафаэль не склонен к экспериментам. образуется группа из пяти человек. Ее фигура поставлена строго в центре. Это люди возвышенshyные, занятые познанием истины, обладающие высокими духовными и моральными принципами (как сказал Энгр: «Рафаэль писал людей добрыми, все его персонаshyжи имеют вид честных людей»).
Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее. «Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Будущий Иоанн Креститель молится Иисусу, тот его благословляет. Мадонны, созданные им в Риме, отличаются от мадонн флорентийского периода. Расположенные «закрученно» фигуры двух детей явно отражают образные методы Микеланджело. Благодаря Рафаэлю Италия в это время становится отчизной красоты, так как ни кто до этого, ни после не превзошел его в изображении Мадонны. Вот, что в своих «Жизнеописаниях» рассказывает о ней Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св.
Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. «Афинская школа» блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди.
Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. А над проемом окна он очень удачно изобразил лестницу, объединяющую всю историю.
Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть187. Тельце младенца расположено под тем же наклоном, что и голова его матери. Что это. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509—1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Кастильоне», 1514—1515). В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году. Рафаэль находит бесподобную по стройности архитектонику композиции, ее единство складывается из мощного, широкого ритма, плотной заполненности картины тяжелыми, крупными массами, динамики поз и жестов. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Рисуя Мадонну в профиль, художник будто бы «отождествляет её со светской красавицей – своей современницей».
Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты".
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал Мадонну в гроте Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть. Переезд Рафаэля в Рим состоялся, видимо, в конце 1508 года.
Впрочем разница между произведениями принципиальная: у Леонардо все жесты символичны. В этом произведении имеется перспективное изображение. «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. Он готов к новым, еще более значительным свершениям». Рафаэль обращается к образу св. Мадонна с щегленком Прекрасная садовница и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем Мадонна с щегленком (1506 год).
Первое упоминание словосочетания «Тагильская мадонна» появляется вовсе не в книге Игоря Грабаря, как принято считать, а гораздо раньше. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. «Мадонна в зелени» была написана двадцатидвухлетним Рафаэлем для друга, патриция Таддео Таддеи, который, по словам Вазари, всегда был рад видеть художника «и в своем доме и за своим столом».
Вероятно, в образе Иосифа Рафаэль дал портрет конкретной личности – заказчика картины. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением. Слава ее ничем не подчеркнута. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев).
Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св.
В конце концов по воле Зевса любящие соединились. Картина Обручение Марии (теперь в Миланском музее) композиционной схемой, даже отдельными фигурами напоминает произведения Перуджино. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо». Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности. «Афинская школа» Философия Лучшей фреской станц и величайшим произведением Рафаэля признана «Афинская школа».
Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Конечно, для писателя-философа картина «Сикстинская Мадонна» и была тем самым образом красоты, который может спасти мир, так как именно в «Сикстинской Мадонне» было уникальное сочетание бесподобной женственной прелести, кротости, чистоты, чувственного обаяния, абсолютной святости и жертвенности, которые в 19-м веке, может быть, понимались в раздвоенности человеческого сознания, в расколотости мира, гораздо больше, чем в конце 16-го века. Доверяя знанию и опыту Роберто Лонги (1890 – 1970), выдающегося историка искусства, специалисты датировали картину 1505 годом, на основании того, что в этот период Рафаэль увлекался фоновыми пейзажами в духе да Винчи.
Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная. Биографии их – это история золотого века история Возрождения.
Слава ее ничем не подчеркнута. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу. «Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см. Еще богаче по мотиву изображения Святого семейства вроде мюнхенской «Мадонны Каниджани» (рис. 60), где Мария, Иосиф и мать Иоанна собираются вокруг двух детей, т. е.
А может быть, он шутит над Юлием II, племянником Сикста. Рафаэль взволнован, он спешит увидеть и изучить стиль самых главных творцов Италии. Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Именно это качество таланта Рафаэля натолкнуло Вазари на следующие слова: «Насколько щедрым и благосклонным бывает иногда небо, одаряя одного человека бесконечными богатствами своей сокровищницы и всеми милостями и редчайшими талантами, которые обычно оно распределяет в течение долгого времени между многими, это можно видеть по столь же одаренному, сколь обаятельному Рафаэлю Санцио из Урбино». Художник умело вписывает фигуры в форму равностороннего треугольника. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал 171Мадонну в гроте187 Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Это не реальность, а зрелище. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Черты «Сикстинской Мадонны» и «Мадонны в кресле» — это черты знаменитой Форнарины, римской возлюбленной Рафаэля.
В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн. Поучительный, в смысле противопоставления предыдущему, пример из позднейшего римского периода можно видеть в «Мадонне Божественной любви» (Неаполь), которая, хотя и не целиком восходит к самому Рафаэлю, все-таки дает полное представление о его новых устремлениях. В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. Так как к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды.
Монахини св. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т. д. С границы земли и Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, один из двух ангелов устремил задумчивые глаза высоту в важная, когда он думал о своей Мадонне. Это уже попытка разработки геометрического построения композиции. «Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504. Лучше всех расположена Мария.
Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. Чистые, праздничные краски, музыкальные ритмы линий, балетная грация движений Марии и Иосифа (который, вопреки Евангелию изображен привлекательным и стройным молодым человеком) – во всем этом отразилась своеобразная атмосфера урбинского двора. Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»).
Впервые он работал над новой темой абсолютно самостоятельно. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. «Так, на стене, обращенной к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же бесконечное множество обнаженных амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием и красота фигур и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом ее рассматривает, диву дается, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым».
И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Но он уже попал под влияние флорентийского искусства и чувствовал потребность выразить себя в драматичных формах. Возможно, это граничит с ранней смертью его собственной матери. По правую сторону алтаря Рафаэль изобразил папу Юлия, слушающего эту мессу.
Здесь он провел около четырех лет. Их образы лишены пафоса и гиперболизации. Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Мария идет по облакам, неся своего ребенка. Рафаэля называли Мастером Мадонн.
Юную мать и младенца наделил он необыкновенно привлекательной внешностью. Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. «Мадонна Коннестабиле». «Если собрать всех мадонн на сюжет 132Святого семейства147 в одном месте, можно было бы наглядно сравнить, какие работы могут претендовать на звание оригинала, а какие нет», 151 считает Елена Ильина, заместитель директора по научной работе Нижнетагильского музея изобразительных искусств.
По своему камерному характеру она напоминает книжную миниатюру. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Первым произведением Рафаэля во Флоренции была «Мадонна дель Гандука». Например, по предположению Грабаря, «Святое семейство» было написано Рафаэлем как протооригинал картины, хранящейся в Конде.
Справедливость этих слов подтверждается первыми шагами Рафаэля в искусстве. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд 3 отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Во всём её облике – решимость. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Георгий, около 1504-05, Национальная галерея, Вашингтон). Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов.
Оно гоshyворит о его душевных качествах, о ясности и гармонии его внутshyреннего мира. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа».
Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). При реставрации картины из Конде под красочным слоем с изображением старца был обнаружен пейзаж, похожий на тот, что присутствует в произведении Рафаэля «Мадонна в голубой диадеме». Варвара чуть ли не утопают в них, Ведь не они прогибаются под ногами Мадонны. Сикстинская мадонна (так названная по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ) – самая знаменитая картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех вообще картин, когда-либо написанных.
Внешнего взгляда мало для тонкостей атрибуции. Многие картины этого времени посвящены мадонне. Отец Рафаэля Джованни де Санти (посредственный художник, по свидетельству Вазари) рано увидел в сыне талант и начал сам обучать его живописи. Пожалуй, Мадонна в кресле – самая необычная из мадонн Рафаэля.
Рафаэль часто использует эту форму. Duccio di Buoninsegna, около 12551319) итальянский художник, сиенская школа. «Сикстинская мадонна» (итал. Заказ на «Оплакивание Христа» Рафаэль получил в 1504 году от графини Аталанты Бальони, которая хотела найти облегчение своих страданий после гибели сына в изображении смерти Иисуса и скорби Его Матери. Считается, что долгое время «Мадонна с вуалью» висела в святилище Богородицы в Лорето, где и получила третье название.
Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника. Рафаэль находит в этой картине синтез реального и идеального. Создавая композицию картины «Мадонна в зелени», Рафаэль стремится достичь идеального равновесия пластических форм, передать ощущение абсолютной завершенности и в то же время естественности представленной сцены. В 1514 году художник написал один их своих шедевров – портрет «Донна Велата» («Дама под покрывалом»). Позже он напишет исследование, где выдвинет предположение, что «Тагильская мадонна» (такое неофициальное название получила картина) действительно могла принадлежать кисти Рафаэля. Но для Фёдора Михайловича это была максима и эта максима, несомненно, была связана с произведением Рафаэля «Сикстинская Мадонна». За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту.
«Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Ромуальда, св. Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. «Мадонна делла Седия» (Мадонна в кресле).
Одним словом, красавица. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев). Ещё одна зацепка, которая может свидетельствовать о подлинности произведения 151 подпись. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. С начала XVIII века находится в Питти. Единственное сохранившееся описание картины Рафаэля встречается в «Жизнеописании» итальянского живописца XVI века Джорджио Вазари: «Изображено рождение Христа, где есть мадонна, накрывающая сына кисеей последний до того прекрасен, что как по выражению головы, так и по всему облику сразу видно его божественное происхождение.
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. «Мадонна в кресле» продолжает и развивает излюбленный сюжет художника. Примечательно, что для столь высокого образа Девы Марии Рафаэлю позирует женщина низкого происхождения и низкого рода занятий. «Диспута» (иначе говоря, спор о таинстве причастия) представshyляет собой как бы символическое изображение триумфа христианской религии. Лучшая из них Мадонна в зелени.
Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить.