Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна —Eg (o. ) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»). Анна считалась покровительницей новобрачных и беременных67. Древнейшая икона Иоанна Крестителя относится к IV веку, происходит из Синайского монастыря и в настоящий момент находится в киевском музее искусства им. Богдана и Варвары Ханенко (любопытно, что по одной из версий она изображает не Иоанна, а Илию).
Младенец Иисус, очевидно, благословляет своего «кузена» Иоанна, который инстинктивно смотрит вверх, в то время как Святая Анна с близкого расстояния пристально вглядывается в отрешенное лицо дочери и делает «жест Иоанна», на удивление, крупной и мужеподобной рукой. Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Однажды Захарии явился Ангел и сказал: «Не бойся, Захария ибо услышана молитва твоя и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь имя ему: Иоанн и будет тебе радость и веселие и многие о рождении его возрадуются ибо он будет велик перед Господом не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их и предъидет перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк.
Иконография основана на следующем евангельском тексте:«Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другого. » По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню. Да, говорю вам и больше пророка. Ирод сажает Иоанна в темницу, но казнить его боится, так как Иоанна глубоко чтит народ. Он погружен в глубокое раздумье и здесь свободно протекает его духовная жизнь. Детская духовность, которую поэтизирует Мурильо, является очень важной частью христианской религии.
«Из евангельских мест взято самое труднейшее для исполнения, доселе ещё не бранное никем из художников», – писал Н. В. Гоголь в статье об Иванове. 7:17—29). Но миниатюрная тонкость и спокойствие «Святого семейства с агнцем» воскрешает в памяти период первоначального обучения Рафаэля в Умбрии у Перуджино.
Святой имеет широкие ангельские крылья – символ чистоты его бытия, как пустынножителя. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI-XVII веках. Ясный и спокойный пейзаж пронизан мягкими лучами золотистого солнца.
Поскольку Леонардо сам точно не указал, кто есть кто из двоих младенцев, довольно трудно с совершенной точностью установить, кто из них Иисус, а кто – Иоанн Креститель. В особенности Иродиада, которая берет блюдо одной рукой, другой же целит вилку в голову Крестителя, словно это еще одно блюдо. Мария властным движением простирает левую руку над Христом. 14. Тогда вполне естественно, что второй ребенок — Иоанн Креститель, поскольку его опекает архангел Уриил. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее и им подрисованы нимбы.
В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение: «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Хрстов». Правой рукой обнимает стоящего внизу мальчика лет трех – Иоанна Крестителя. С другой, левой стороны изображается Богородица. А если предположение верно, то это Иоанн Креститель дает благословение, он выше рангом.
В дальнейшем с обеих сторон были добавлены две планки шириной в 10 см, которые расширили композицию (в настоящее время закрыты рамой). Этой картине присуща совершенная согласованность всех частей, создающая крепко спаянное единое целое. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. Одной из любимых тем испанского живописца Бартоломео Мурильо (1618-1682) была тема детства.
Здесь и будущие ученики Спасителя и Его противники, последователи и гонители. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии. Алексей Егоров рано остался сиротой, вот таким образом в этом сюжете кроется личное чувство художника к матери.
На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария. Анны и шее Марии. Художник создает атмосферу таинства, торжественного момента. Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл: Свиток в руках говорит о начале проповеди.
Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча (Йоханан бар Зехарья— «сын Захарии»— «совершающий ритуальное очищение водой» 6—2 годы до н. э. - ок. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, — это Иоанн Креститель. Святое семейство навещает Елисавету, Захарию и новорождённого Иоанна (редкий сюжет). В европейской традиции был широко распространен сюжет «Святое семейство», где ребенком часто изображён Иоанн. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени».
Деисис – Деисис (Деисус) – одна или три иконы имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно – Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Иоанн предстает перед нами простым человеком с трогательно поджатыми босыми ногами. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. Кровожадное, не человеческое лицо Иродиады оттенено багряным фоном. Обратимся к замечательной, запоминающейся картине «Мадонна с младенцем и Святая Анна» (1501 г. ), которая является жемчужиной Лондонской национальной галереи. Хотя этот эпизод не упоминается в Писании, он является частью христианской мифологии.
В Новое время интересные «Явление Христа народу» А. Иванова и статуя Родена. А если младенец с Марией в хранящемся в Лувре варианте картины «Мадонна в скалах» — Иисус — предположение весьма логичное, — а младенец с Гавриилом — Иоанн. Саломея не разделяет ее настроения, она будто смутно начинает осознавать произошедшее.
Мария в центре, сидит высоко, как на троне. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы. Мастер исторических полотен Василий Суриков (1848 – 1916) написал полотно «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» (1872, холст, масло, 89x71, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Иоанн Креститель изображен на сцене, он проповедник, возвышающийся над толпой. Также рядом может изображаться символ агнца — овечка, подчас с крестообразным нимбом. Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти или ожидать нам другого. » По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню. Но иной, новый, «новозаветный» смысл наполнял ее.
Ангел Пустыни – эзоретическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни». Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. «И опечалился царь» (Мф.
Интересно сравнить картину Русского Рафаэля с произведением урбинского Рафаэля Санти (1483-1520) «Мадонна в зелени» (1506, дерево, масло, 113х88, Музей истории искусств, Вена, Австрия). Важную роль в создании художественного образа имеет теплый золотисто-охристый колорит. Трость ли, ветром колеблемую. 7:24—28).
Святое семейство навещает Елисавету, Захарию и новорождённого Иоанна (редкий сюжет). Здесь проявляется и его знакомство с нидерландской живописью, особенно явное в ландшафте. Со временем доски несколько деформировались и стали выпуклыми. Это было бы тем более уместно, что Анна ожидала ребёнка, а св. Вазари так описывает появление этой картины: (Леонардо) находился в монастыре в течение довольно продолжительного периода времени – ежедневно он подходил к начатой картине и, сделав два-три мазка, тут же оставлял работу.
В Новое время интересные«Явление Христа народу»А. Иванова и статуя Родена. Что смотреть ходили вы. Жил в пустыни аскетом, затем проповедовал крещение и покаяние для иудеев.
Он сидит, скрестив ножки и подняв правую руку, как будто благословляя второго малыша. Сей есть о Нем же аз рех: по мне грядет Муж иже предо мною быст, яко первее мене бе». Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл:Свитокв руках говорит о начале проповеди. Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а, кроме того, является образным выражением Божественного дара предвидения. Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением и смертью. Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. На ней изображена Дева Мария с младенцем Иисусом, а также Иоанн Креститель и архангел Уриил (Уриель).
Похожая картина встречается у итальянского художника эпохи барокко Джованни Батиста Гаулли (1639-1709). По этой причине «Мадонну в зелени» иногда именуют «Мадонной Бельведерской». С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. На этой картине фигуры персонажей немного крупнее и им подрисованы нимбы. Важное положение Иоанна в христианстве целиком основывается на том уважении, которое неоднократно высказывал ему Иисус, указывая на него как на своего Предтечу, Христос говорит о нём, что до Иоанна не было более великого духом из земных людей (но при этом она всё-таки меньше тех, кто пойдёт вслед за Сыном Человеческим) с другой стороны, Иисус подчёркивает, что всё, о чём проповедовал Иоанн, уже сказано в Пророках и Законе:«Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя но меньший в Царстве Небесном больше его.
Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надписьEcce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. При этом Иоанн предстаёт более старшим и держит в руках тростниковый крест. Принс и Пикнетт предполагают, что рука Марии как будто покоится на чьей-то незримой голове, а палец Уриила указывает на невидимую шею этой головы. В православии принято именование«Иоанн Предтеча, Креститель Господень»и обращение: «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».
Предстоящий Мадонне на троне (Regina Coeli, Regina Angelorum, Маэста, Sacra Conversazione). Как картина могла оказаться после смерти художника в Италии, не вполне ясно — возможно, её увёз туда после смерти учителя Франческо Мельци, унаследовавший многое из его имущества. В 1517 г. её видел в Кло-Люсе кардинал Луиджи Арагонский. Грустно лишь ему, все остальные участники либо удивлены, либо веселы. Именно об этой руке Серж Брамли в своей недавно опубликованной биографии Леонардо пишет как о «напоминающей когти орла».
В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи: «Покайтеся приближибося Царстие Небесное» «Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень» «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Фон – только что рожденная земля: голые скалы, первые растения, чистые воды, еще не заселенные своими обитателями. Сей есть, о Котором написано: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк.
Что смотреть ходили вы. Этот документ фиксирует наличие в ней «Святой Анны» Леонардо да Винчи. Художник делает акцент не на ужасе и страхе кончины Иоанна, а скорее на бесчеловечном, безнравственном и страшном поступке Иродиады. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре.
Небольшая картина «Святое семейство с агнцем» предназначена для личного поклонения и относится к флорентийскому периоду творчества Рафаэля, до того, как он отправился в Рим. Жил в пустыни аскетом, затем проповедовал крещение и покаяние для иудеев. Возможно, король Франции, услышав о картоне Леонардо с изображением св. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом.
С другой, левой стороны изображается Богородица. Это целое, т. е. Природа является тем местом, где Иоанн обретает самого себя. На рисунке изображена Мадонна с младенцем, Святая Анна (ее мать) и Иоанн Креститель.
Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна – Eg (o. ) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»). Важное положение Иоанна в христианстве целиком основывается на том уважении, которое неоднократно высказывал ему Иисус, указывая на него как на своего Предтечу, Христос говорит о нём, что до Иоанна не было более великого духом из земных людей (но при этом она всё-таки меньше тех, кто пойдёт вслед за Сыном Человеческим) с другой стороны, Иисус подчёркивает, что всё, о чём проповедовал Иоанн, уже сказано в Пророках и Законе: «Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя но меньший в Царстве Небесном больше его. Также рядом может изображаться символ агнца – овечка, подчас с крестообразным нимбом. Младенцы или же юноши Иисус и Иосиф вдвоём. Предстоящий Мадонне на троне (Regina Coeli, Regina Angelorum, Маэста, Sacra Conversazione). Вдвоём с праведной Елисаветой, своей матерью изображается ребёнком. Святая родня:в числе других детей из потомства Святой Анны. Святое семейство:Иоанн изображён ребёнком чуть постарше Иисуса вместе с Мадонной и Иисусом Мадонной, Иисусом, Иосифом, Анной. Поклонение Младенцувместе с Богоматерью вместе с Богоматерью, Иосифом, Елисаветой и Захарией.
Возле нее расположились два младенца — Иисус и Иоанн Креститель. 7:24 – 28). Композиция имеет форму треугольника, в вершине которого помещена Дева Мария. Здесь происходит встреча Богоматери с юным Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом.
На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Йоханан бар Зехарья – «сын Захарии», согласно Евангелию, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара. Деисис— Деисис (Деисус)— одна или три иконы имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Ангел Пустыни— эзоретическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни».
В творчестве Мурильо присутствует эта поэтика умиления и утешения. С другой стороны от нее – младенец Иисус. 13-17). Сей есть, о Котором написано: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк.
Художник воспевает образ ласковой и нежной матери, оберегающей свое дитя. Да, говорю вам и больше пророка. Большая вертикальная трещина проходит по лицу св. В своих речах он обличает правителя Ирода (наследника того Ирода, который устроил избиение младенцев) за то, что он взял в жены жену своего брата Иродиаду. Анны была написана Леонардо в Милане в 1500 году по заказу Людовика XII6.
Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия, как пустынножителя. Иоанн сидит на камне на берегу ручья, который змейкой вьется между невысоких холмов. Дева Мария поддерживает ребенка Иисуса и нежно смотрит на мальчика Иоанна Крестителя. В этой работе есть некоторое композиционное сходство с картиной «Явление Христа народу», однако идея абсолютно иная.
Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Горки, на фоне которых изображён Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего. Младенцы или же юноши Иисус и Иосиф вдвоём. Древнейшая икона Иоанна Крестителя относится к IV веку, происходит из Синайского монастыря и в настоящий момент находится в киевском музее искусства им. Богдана и Варвары Ханенко (любопытно, что по одной из версий она изображает не Иоанна, а Илию). Собравшиеся люди внимают пророчествам, у них общее настроение и состояние. Может быть заменена другойчашей, в которой изображён Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф.
Считается, что ребенок, сидящий справа от Девы Марии, – это Иоанн Креститель. Иоанн Креститель изображен во время своей проповеди и является центром композиции. Святая родня: в числе других детей из потомства Святой Анны. Пророка ли. Пророк Иоанн указывает на Дискос с Младенцем Христом, который символизирует невинную Жертву. Любопытно, что Мадонну да Винчи изобразил в сорочке красного цвета.
С другой стороны от нее — младенец Иисус. Возле нее расположились два младенца – Иисус и Иоанн Креститель. Он сидит перед ней на коленях, сложив руки как будто в религиозном экстазе. Название «Мадонна в гроте» (или «Мадонна в скалах») носят два варианта одной и той же картины на религиозный сюжет. При этом Иоанн предстаёт более старшим и держит в руках тростниковый крест.
Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. Вот таким образом он создал такой проникновенный и эмоциональный образ в картине «Cвятой Иоанн Креститель в детстве» (1665, холст, масло, 121x99, Музей Прадо, Мадрид, Испания). На первый план выходит художественное мастерство, а не содержание.
Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается Царствие Небесное, уже бо секира при корене дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. Ладони рук просительно протянуты к другому мальчику – Христу. Это произведение отличается тонким нежным просветленным лиризмом. 11:11 – 13). Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) – говорит о мученической кончине, а, кроме того, является образным выражением Божественного дара предвидения. В 1683г.
Картина была написана для ближайшего друга Рафаэля Таддео Таддеи. Человек в молитве ищет утешение. Рядом с ним сидит грациозный агнец с нимбом.
Эту сцену художник сводит до двух главных фигур злодейства и преступления. Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий. Все знают, что за обещание дал Ирод, но одно дело знать о приказе, другое – видеть его результат. Пророка ли. 1.
11:10 – 11 Лк. Икона была заказана монахами церкви имени св. 7:17 – 29). Проповедь Иоанна Крестителя была решительной и имела два аспекта: сотериологический (сотериология — учение о спасении через Иисуса Христа), то есть призыв к покаянию и эсхатологический — возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное. Попутное замечание.
В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода чёрная, менее, чем средней величины, разделённая на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделённые на пряди одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода чёрная, менее, чем средней величины, разделённая на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделённые на пряди одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». Впрочем, здесь надо учитывать исторический факт, о котором английский писатель Лоренс Гарднер (Laurence Gardner 17. 05. 1943 – 12. 08. 2010) сообщил в своей книге «Bloodline Of The Holy Grail – The Hidden Lineage of Jesus Revealed» (1996 г., в русском переводе эта работа вышла в 2000 году в издательстве «Вече» под названием «Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа»). 9), не желавший доводить дело до казни, но опечалился только сейчас, когда увидел, что приказание выполнено.
Абсолютно иной образ Иоанна Крестителя создал нидерландский художник Гертген Тот Синт Янс (1460—1465 до 1495) в картине «Иоанн Креститель в пустыне» (1490-95, дерево, масло, 42x28, Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия). К его груди прислонен длинный тонкий крест. В сравнении с ней Саломея неподвижна и лишена внешних эмоций. На картине представлен скальный грот, в центре которого сидит Дева Мария.
Так вот, в главе 9 «Мария Магдалина» (подглавка «Женщина в пурпуре» – «Чёрная мадонна») относительно цветовых канонов в живописи на религиозную тему Гарднер замечает: «В 1659 году Рим посчитал своей обязанностью выпустить постановление, согласно которому мать Иисуса (Белая Мадонна) на всех картинах должна была изображаться исключительно в голубом и белом одеянии». Из отечественных произведений стоит отметить иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека (из деисусных рядов) иконы «Ангела пустыни» Прокопия Чирина и «Главу Иоанна Предтечи» Гурия Никитина. В картине «Богоматерь с Христом и Иоанном Крестителем» (1813, холст, масло, 33х22, 5, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) прослеживается влияние эпохи Ренессанса. Проповедь Иоанна Предтечи, как гласит Евангелие, становится причиной его смерти. «Проповедь Иоанна Крестителя» (1690, масло, холст, 181x172, Музей Лувр, Париж, Франция) создана в период творческого расцвета живописца.
Из отечественных произведений стоит отметить иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека (из деисусных рядов) иконы «Ангела пустыни» Прокопия Чирина и «Главу Иоанна Предтечи» Гурия Никитина. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) для изображения сюжета усекновения главы Иоанна Предтечи избирает пышный момент, характерный для его художественного стиля – «Пир Ирода» (1633, холст, масло, 208х264, Национальная галерея, Эдинбург, Шотландия). Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, в пол-оборота к нему с молитвенно протянутыми руками. Единство с природой достигается благодаря сгармонизированному колориту. В результате «Мадонна в гроте» была передана французскому королю Людовику XII и оказалась в Лувре.
Гавриил, выступающий защитником Иоанна, даже не смотрит на Иисуса. Художник абсолютно воспевает тему светлой и безмятежной материнской любви. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю. Значимая для русского искусства картина Александра Иванова (1806-1858) «Явление Христа народу» (1837—1857, холст, масло, 540750, Государственная Третьяковская галерея, Москва) соединяет два мотива: пророчество Иоанна Предтечи и Явление Христа. Такую же очевидную перемену ролей Иисуса и Иоанна Крестителя можно усмотреть в одном из двух вариантов картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах».
Считается исторической фигурой его упоминание во всех известных рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия считается большинством исследователей аутентичным текстом, а не позднейшей вставкой переписчиков-христиан. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда.
Свет и тени создают в картине некое неповторимое настроение. Сзади Христа придерживает ангел. Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. Возникает ощущение, что художник намеренно убрал все следы символизма, дабы избежать нареканий со стороны заказчиков. Уриил опустился на колени слева от нее, немного позади одного из младенцев. 7:27 – 28).
Трость ли, ветром колеблемую. Очень понятное и близкое любому человеку состояние душевной погруженности в себя. Разная реакция людей (всматривание, дрожание, поднимание, погруженность в себя) открывает зрителям духовные категории – веры, сомнения, надежды, страха Божьего. Приходящий к нему народ Иоанн крестил в знак очищения в водах Иордана, пророчествуя, что за ним идет тот, кто сильнее его, кто крестить будет не водой, а огнем и духом, у кого недостоин он «развязать ремня сандалии».
Предполагается, что Леонардо вернулся к «Святой Анне с Мадонной и младенцем Христом» и стал дорабатывать её только в конце жизни, когда в нём возобладал интерес к математике и другим наукам. Мария при этом правой рукой обнимает его за плечо. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, в пол-оборота к нему с молитвенно протянутыми руками. Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надпись Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. Вдвоём с праведной Елисаветой, своей матерью изображается ребёнком. Может быть заменена другой чашей, в которой изображён Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) – намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф.
На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI-XVII веках. Эту иконографию избирает Русский Рафаэль, как называли Алексея Егорова (1776–1851) современники за мягкость стиля, любовь к плавным, округлым очертаниям фигур, за склонность к идеализирующей манере. Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи:«Покайтеся приближибося Царстие Небесное»«Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»«Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех: по мне грядет Муж иже предо мною быст, яко первее мене бе». Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге».
11:11—13). 7:27—28). Древо и топоркак аллегория его проповеди:«Покайтеся, приближается Царствие Небесное, уже бо секира при корене дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. Однако версия эта может быть более символичной, чем представляется с первого взгляда.
11:10—11 Лк. Страстной, как проповедь Илии, была и его проповедь. Филиппо Липпи (по отцу — Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. Франциска в 1483 году.
Она становится воплощением кровожадности и греховности и не осознает своего греха.