Илл. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. На самом же деле я являюсь бедным, незначительным человеком, подвизающимся в области искусства, которое даровал ему Господь, дабы он мог продлить свою жизнь настолько, насколько это для него возможно. Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo).
Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Через три роки статуя була готова. В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений.
Илл.
136. Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. Действительность не оправдала их надежд. Илл.
У 1517 роц Мкеланджело провв багато часу у Каррар, розробив модель фасаду церкви. После капитуляции Микеланджело принужден был скрываться, справедливо опасаясь мести Климента VII. Илл.
Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей. Эту постыдную работу продолжали и позднее. Образ Матфея по общему своему духу близок позднейшим образам рабов, предусмотренных уже в первом варианте гробницы Юлия.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство.
Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый). Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души.
Илл. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело. В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Слева мы видим райский сад.
Giuntine). К сожалению, до нас дошло лишь около 10-12 моделей Микеланджело, а в свое время они исчислялись многими сотнями и их чрезвычайно ценили художники и коллекционеры XVI-XVII веков.
Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
161. Это были тяжелые годы. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя. Тож на думку Джона Саймондза, «Мкеланджело не любив, не захоплювався не бажав жнок».
Узят разом, вони енциклопедю положень оголеного людського тла, як це було в «Битв кентаврв», в «Битва при Кашин». Таков, несомненно, был его основной замысел.
Но как раз этого не произошло. 17, 18, 19, 20. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона). Все это придает его архитектуре величественный характер.
За цей перод змнилося тринадцять Пап Римських— вн виконував замовлення для девяти з них. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии). Фигура коренастая, сильная, мужественна. 25, 26. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
Строго говоря этой работы он никогда не прерывал и обязательства по первому договору от 1505 года сохраняли свою силу. Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Но созванная 25 января 1504 года комиссия, состоявшая примерно из тридцати человек, решила поставить статую перед стеной палаццо Веккио, где находилась Юдифь Донателло. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово.
В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Мкеланджело тракту тему досить стримано. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии.
Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени. Картина получила широкое признание от пэров. Илл. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Тем самым ей отводится центральное место. И это приводит к трагической разобщенности образов. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. 155. Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема.
Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи). 5, 6. С каждой из этих точек зрения она неожиданно раскрывает новые аспекты, поразительные по своему пластическому богатству и выразительности. Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св. Илл.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Його довга борода струмен мж могутнх пальцв. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает. 155, 156. Выделявшиеся из цеха, а затем и порывавшие с ним художники еще не успели стать придворными мастерами.
Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию. Илл. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой.
» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Илл. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов.
Оголене тло Христа контрасту з пишним, багатим одягом Богоматер. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами – Флоренцией и Римом. Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон. Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая.
Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Зато вид группы справа мало удачен. Третий этаж Микеланджело сделал более высоким, утяжелил и усложнил обрамления окон, ввел цокольную зону и двухступенчатую композицию пилястров, чем облегчил себе возможность широко использовать раскреповки. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. 21, 22. Зараз ця статую знаходиться в римськй церкв Святого Петра у веригах.
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику.
Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров. Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Вн виконав деяк скульптури для гробниц, в першу чергу саму прекрасну – Мойсея (приблизно 1515). Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок).
В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк. Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк. А воля художника была поистине безмерна.
Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Он победил. В этих фигурах мы наблюдаем мучительную борьбу между стремящейся к счастью и полному раскрепощению силой и тяжелой, аморфной, ревниво оберегающей свои права массой камня.
Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом. Совсем необычен иконографический тип Мадонны. Поначалу борьба со строптивым отцом.
Мкеланджело створив ряд оголених одягнених фгур у найрзномантнших позах положеннях. Илл. Контракт було пдписано 7 серпня того ж року. Илл.
Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Але в «Давид» те, що було недоступне давнм митцям – велика щира напруга. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). С помощью сильно выработанных архитектурных членений он сумел объединить все живописные изображения в единую систему, стройную и логичную. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело. Як зазнача В. Воллес, сама тема «оплакування Христа» була поширенша у пвнчнй вроп та взантйському мистецтв, анж в тал епохи Ренесансу. Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы. У ног Христа, справа, восседает на облаке св.
Илл. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
Это предназначенные для украшения гробницы Св. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско.
И, быть может, нигде титанизм его натуры не сказался столь ярко, как в том факте, что ему самому его творения казались ничем по сравнению с новыми задачами, которые он перед собой ставил. Илл. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. Фигура погружается в сон.
В связи с этим он вынужден был отдать Микеланджело кормилице, жене «скарпелино» из той же деревни, называвшейся Сеттиньяно. И как ни высоко склонны мы расценивать его старческие работы исполненные уже по достижении семидесятилетнего возраста и поражающие глубиной замысла и высочайшей одухотворенностью, в них все же не найти былого мастерства, былой верности глаза и точности руки. Илл. Мученика Апостола Варфоломя. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II. В этом анемичном окружении Моисей выглядит человеком с другой планеты, столько в нем жизненной силы и энергии.
Илл. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя. 13, 14, 15.
Тут столкнулись два сильных характера. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Закинутая за плечо праща и камень в правой руке являются лишь атрибутами, намекающими на героическое деяние Давида. То, что стремится к освобождению и то, что мешает, сливается воедино и явление предстает зрителю как бы внезапно остановившимся в то великое мгновение, когда решающие силы жизни подымаются друг на друга.
У переклад— «Давид з пращею, а я з луком. Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан).
Бльше вн нколи не бував у свому улюбленому мст. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Илл.
Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы. Но Микеланджело, не терпевший плохого обращения с людьми, так был задет безобразным поведением папы и чувствовал себя столь униженным, что без колебаний решился на бегство из Рима. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Илл. Фигура, представленная в сильнейшем контрапосте, рвется вперед, пытаясь освободиться от приковывающих ее к дереву гвоздей. Из-за незавершенности всех четырех статуй усиливается впечатление трагической обреченности скованных камнем пленников.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Второй крупной архитектурной работой, над которой Микеланджело трудился в Риме, было оформление Капитолийского холма. Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. 56-71).
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Простенки между пилястрами второго этажа имели ниши, медальоны и прямоугольные углубления в стене для тех же статуй и рельефов. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. 162.
Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного. Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. 173. Кроме Микеланджело. Як зазначив Вазар — «тут взято до уваги все, що потребу твр такого роду художник створив його псля тривалого вивчення велико роботи».
116-119. Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. Илл.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. При такой трактовке остается неуловимой граница между земной и небесной сферами, граница между праведниками и грешниками, чем лишний раз подчеркивается космический характер запечатленной кистью художника катастрофы. На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался.
Остання оповда сторю Ноя, що закнчуться його спяннням. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. В целях максимального выявления рельефа стены Микеланджело широко прибегает к раскреповкам. 135, 139.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Его архитектурный замысел рождался в процессе органического роста, в процессе непрерывных исправлений, что крайне затрудняло совместную с ним работу. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Вн вддавав перевагу могутньому герозмов римського мистецтва, еллнзму, що притаманний трагчнй, сповненй пафосу груп «Лаокоон», знайденй у Рим у 1506р.
Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. 179-181. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения.
92, 93, 94. Виявивши трщину в камен, вн розбив скульптуру молотком. Найбльш важливо був фресковий розпис зводу Скстинсько Капели. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело.
В своих наиболее ранних из дошедших до нас скульптурных работах – в двух рельефах в Каза Буонарроти во Флоренции – Микеланджело выступает незаурядным мастером, с ярко выраженными индивидуальными чертами. Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим.
Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Их он терпеть не мог и не щадил.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. Петра. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Но на этом движении лежит печать мучительной скованности.
Юсти рассматривает ее как символ порабощения свободы Флоренции герцогом Алессандро Медичи, Бринкман – как аллегорию эроса, перед которым бессилен взятый им в плен старик. 23, 24. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями. Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
«Вакх» неначе готовий впасти вперед, але зберга рвновагу, вдхиляючись назад його погляд обернений на чашу з вином. Это помогало ему сохранять чувство целого. По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло.
Центральн фгури Христа та Мар привертають увагу глядача, усе нше вдбуваться довкола них. Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта.
146-148. Самой громкой из его подделок может оказаться скульптура «Лаокоон и его сыновья», которую сейчас приписывают трем родосским скульпторам.
Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами. 169. Микеланджело полностью подчиняет его форме.
Илл. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Илл.
Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить. 110, 112. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
Илл. С несравненно большим чувством собственного достоинства ведет себя Адам, старающийся лишь отстранить грозный меч ангела. Звичайно, його бльше знають як Мкеланджело – вдомого талйського скульптора, художника, архтектора, поета нженера епохи Високого Пзнього Вдродження.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым ().
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. Друга— «Створення Адама», «Створення ви», «Спокуса вигнання з Раю»— присвячена створенню людства та його грхопаднню. Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса.
Згдно з словами скульптора Бенвенуто Челлн, картон був «джерелом натхнення для багатьох художникв». С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель. 160. Недаром они украшали пилястры. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей. Однако и здесь царит дух отчужденности. В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа).
Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу. Илл. 166, 167. Его гений искал более широкого поля деятельности. Илл.
Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. 37. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
Петра. Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Там вн мав можливсть познайомитися з молодим представниками смейства Медч, дво з яких пзнше став римськими папами (Лев X Климент VII).
Особенно выразительна правая фигура. Илл. Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. З кнця 1540-х рокв до 1555 року Мкеланджело працював над скульптурною групою «Пта» (Собор Санта Маря дель Фйоре, Флоренця). У 1506 роц Мкеланджело почав роботу над статую «вангелста Матвя» (Флоренця, Академя). Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Но все усилия напрасны. В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой.
Илл. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). як Давид став до бою з Голафом, так двадцятисемирчний Мкеланджело став до бою з брилою мармуру, яка мала стати «Давидом». Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода.
Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб. В Распятии Петра стиль повествования совсем иной – гораздо более сдержанный, строгий и сосредоточенный. После Тридентского собора 1545 года развитие пошло совсем иным путем и для индивидуальных религиозных исканий более не осталось никакого места. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей.
Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня.
39.
Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года.
И здесь бог изображен в активном действии. Он действует только словом. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура.
Илл. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы. В этом разрыве с идеалами молодых и зрелых лет, с идеалами Ренессанса и проявился во всей своей трагической обнаженности тот глубочайший кризис, которым отмечены последние десятилетия жизни Микеланджело.
Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Мойсей повинний був стати центром композиц нового проекту. 174. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300).
Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. У 1488 роц тринадцятирчний Мкеланджело став учнем у майстерн братв рландайо. Зважаючи на те, що на думку Мкеланджело «живопис— то брехня, скульптура ж— правда», змагання мж ним та Рафаелем теж було очевидним.
Илл. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными.
86-91. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Илл. Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной.
Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу. У 1504 роц на площ його рдного мста Флоренц була встановлена пятиметрова скульптура «Давида», зроблена ним як образ бйця за свободу. Это человек действия (vir activus). Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода.
36. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал.
Из мастеров прошлого его внимание привлекли к себе Джотто и Мазаччо иначе говоря те художники, которые культивировали монументальную, пластическую, весомую форму и чей скупой художественный язык был лишен каких-либо внешних прикрас. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Илл.
Можливо, саме в цей же час скульптор почав роботу над статуями чотирьох рабв (Академя, Флоренця), що так залишилися незавершеними. Илл. Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Батько Мкеланджело, посадова особа у Флоренц, звався Лодовко Буонаротт. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду. Антония – первая из известных картин Микеланджело.
В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах). Прожил до 18 февраля 1564 года. Здесь, в окружении замечательных произведений живописи и пластики, Микеланджело обучался скульптуре под руководством Бертольдо ди Джованни. Chesare Guasti) видав перше точнше видання поезй митця, яке, однак, не було хронологчним. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года).
В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство. 119, 111. Такой подход к искусству исключал плоский натурализм.
Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Купол завершив Джакомо делла Порта, уже псля смерт Мкеланджело. Она напоминает мощную лавину. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы.
Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Вн дивиться вдалину, як би сплкуючись з Богом. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Работал он над ней медленно и с большими перерывами. Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути.
Як Мкеланджело мг вважатися втленням скульптури, так Рафаель— втленням живопису. Мастер дает обобщенный тип глубоко задумавшегося человека, склонного к меланхолии и к созерцательному образу жизни.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания.
Но роспись обладает и другим аспектом. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха.
Илл. Илл. Можливо за участю Нкколо Макавелл, у ц ж роки був задуманий ще один великий державний проект: Леонардо да Внч та Мкеланджело було доручено створити дв величезн фрески для залу Велико Ради (Синьйор) у Палаццо Веккйо на тему сторичних перемог флорентйцв при Ангяр та при Кашин.
Внезапно раздался крик: мы пропали. Волосы обработаны скарпелью, лицо – троянкой, зубья которой оставили на поверхности камня следы тончайших перекрещивающихся линий. Ева послушно следует слову творца. Например, деревянная модель собора св. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело.
На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа. Вот таким образом каждый из найденных художником мотивов движения обладает исключительной динамикой и внутренней убедительностью. 89-91. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано.
Так начался расцвет гения. Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Однак, по завершенн твору кардинал вдмовився вд нього, й скульптуру для свого саду придбав банкр Якопо алл (зараз статуя перебува у музе Барджелло у Флоренц).
Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. Илл. Илл. Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Илл. Илл.
Повернутая в профиль голова, выдвинутое вперед правое и сильно отведенное назад левое плечо, прямая правая и согнутая в колене левая нога – все это пронизывает фигуру движением, в основу которого положен сложный контрапост. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
16. Илл. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. Фгура вирубувалася з мармурового блоку, збергаючи його прямокутн форми.
Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. Видання Ензо Ное Джирард (Бар, 1960) (тал.
Илл. Здесь поверхность камня обладает неровным характером, порождая эффект тонкой живописной вибрации. Charles Seymour) трактував «лук» як нструменти скульптора. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости.
Вазари прямо пишет:. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность. Уже в письме от 1547 года Луке Мартини Микеланджело писал: Я стар и смерть отняла у меня все помыслы молодости.
Илл. Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния. Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну. Этому его научила скульптура.
По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки). Сначала он намечал на этой плоскости контур будущей статуи и затем удалял ненужный материал в наиболее выступающих частях фигуры. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Арсенал его технических приемов был безмерно богат. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
106, 113. Робота над фрескою розпочалася у квтн-травн 1536 року тривала до жовтня 1541.
Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле. В виде исключения Мантенья и Мелоццо да Форли решились создать иллюзорную декорацию, углублявшую плоскость живописного изображения с помощью перспективы. Це можна також витлумачити як протиставлення сили та знарядь скульптора та його творння, тобто нтелекту («лук») Мкеланджело-скульптора фзично сили Давида («праща»).
Мкеланджело не був схильний до спокйного деалзму скульптури Парфенона. Он побежден. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи.
145.
Но какой ценой. Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Прожив до 18 лютого 1564 року.
В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию. У 1492—1493роках Мкеланджело працював над «Розпяттям» (дерево, церква Санто-Сприто, Флоренця). Уже через рк Мкеланджело ста учнем Бертольдо д Джованн, який був учнем Донателло. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
Але з тлн спалахнув вогонь, що очищу все, — вогонь геня». Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. И здесь его постигает страшный удар.
Всюду подчеркнута пластическая масса стены, не спокойная и статичная, а полная внутреннего движения, так что стена кажется как бы пружинящей. 47.
Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий. Однако нередко он оставлял камень в таком состоянии, когда его поверхность сохраняла шероховатость и следы работы троянкой. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Все время приходилось ему преодолевать препятствия. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного.
Моисей восседает в торжественной позе. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. Певне уявлення про почуття Мкеланджело може дати його ж поезя. И в ней мастер смело порывает с традицией.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Петра, с чем папа был полностью согласен. 184. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Илл. 122-125.
Художник закупал мрамор в огромных количествах, но вот результаты его работы так никто и не видел (логично, что авторство приходилось скрывать). Художник охотно принял это предложение. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533).
Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов. 80. Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня.
Мускулистий патрарх з тривожним поглядом сидить у неглибокй нш. Эти распалубки, вместе с четырьмя угловыми парными распалубками, выполняют конструктивную роль, облегчая сочетание зеркального свода со стенами. Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Karl Frey) «Врш Мкеланджело Буонаррот, збран й прокоментован доктором Карлом Фрем» (Берлн).
Одним з наймонументальнших творв митця фрески стел Сикстинсько капели, про як Гете сказав, що: «не побачивши Сикстинську капелу, важко соб наочно уявити те, що може зробити одна людина», а Вльям Дюрант писав, що у свой дност вони— «найбльше досягнення людини в стор живопису». Илл. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы.
И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. это сам Микеланджело и символ всей его жизни. Не менш значимою роботою молодого Мкеланджело стало ггантське (4. 34 м) мармурове зображення Давида ( (Академя, Флоренця), виконане мж 1501 1504, псля повернення у Флоренцю. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения. Видляються три тради.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Это два составных звена единой архитектурной концепции.
Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи. Петра полукруглым куполом, тяжелым и массивным, который, по его мысли, призван был дать предельно монументальное завершение самой крупной из построек XVI века.
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. 131, 132. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. И здесь ему помог Леонардо, который был великим мастером композиции, построенной по принципу живописного взаимопроникновения составляющих ее частей. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения.
177, 178. Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций.
В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере. Ця статуя залишилася незакнченою, оскльки уже через два роки Мкеланджело похав до Рима. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре.
Джорджо Вазар, перший офцйний бограф Мкеланджело, писав, що «Давид» «перевищив славу всх сучасних античних статуй, грецьких римських, будь-коли зроблених». Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды.
Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. Илл.
Смерть скорбота немов мстяться в мармур, з якого створена скульптура. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. У 26 рокв Мкеланджело взявся за роботу знаменито стату Давида. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. 174.
На нее надо смотреть несколько снизу и тогда она немало выигрывает в силе своего воздействия. 183. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. Фанатизм и нетерпимость, нараставшие с каждым годом, привели в конце концов к тому, что в 1565 году художник Даниэле да Вольтерра, по приказанию папы Пия IV, начал прикрывать чресла обнаженных фигур драпировками. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533).
Илл. Илл.
171. Чарльз Сеймур (англ. Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера.
Илл. Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. Его слуги, его ученики и помощники души в нем не чаяли, хотя порою он был с ними резок и даже несправедлив.
Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Спввдношення фгур таке, що вони утворюють низький трикутний низький конус. Його потужна оголена фгура нагаду хоробрих атлетв, яких так волли зображувати грецьк архтектори. Он сам писал: Но когда план целиком меняет свою форму, то не только дозволено, но и необходимо изменять, по сравнению со сказанным выше, также и украшения и равным образом те, которые им отвечают.
Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Илл. Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции.
Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. 10, 11, 12. Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus).
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках.
Однако папа на это не согласился и 8 июля издал приказ (breve), в котором категорически требовал немедленного приезда художника в Рим. Илл. Илл. Илл.
На вдмну вд стародавнх геров, вн не прихову свох почуттв. Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. В противоречии с библейским рассказом Адам и Ева одновременно нарушают закон, предначертанный богом.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. На нього чинили тиск спадкомц Юля, й одночасно вн служив новому пап з роду Медич. Численн фгури, зокрема знаменит «ignudi» («гол») обрамляють сцени з Книги Буття. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело. Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации.
И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью. Но несомненно, что по мере завершения росписи у Микеланджело все более нарастала тревога за судьбу его родины, раздираемой на части вторгшимися в Италию французскими и испанскими войсками. Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni).
Его мировоззрение приобретает трагический характер. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Це двометрова скульптура, призначена для кругового огляду.
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению. Левая рука, освободившая лицо от покрывала, как бы застывает в воздухе, не завершив начатого движения.
С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Илл. Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать. 3, 4. Здесь все построено на контрастах. По исключительной тщательности отделки деталей и по характеру полировки мрамора данная вещь близка к Пьета. Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника.
Матфей дан в совсем необычной для апостола позе. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа.
175, 176. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой. 109, 111. 12) Взойдя на папский престол, Юлий II задумал построить себе великолепную гробницу.
У люнетах сферичних трикутниках пд розписом, також розмщен сцени. Они утратили волю. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой. Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья.
все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. 134. Илл.
Илл. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II. Таким образом двор терял свой замкнутый характер, каким он, как правило, обладал в ренессансных палаццо и превращался в одно из звеньев сложной архитектурной композиции, в которой господствовала продольная ось с динамичным разворотом пространства вглубь. Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса.
И только в тех случаях, когда это необходимо. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане.
38. В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Илл. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Те немногие скульптуры и рисунки, которые Микеланджело выполнил в последний период своей жизни, посвящены одной теме – страданиям и смерти Христа. Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. Когда он делал для каменотесов зарисовки обрамлений окон и дверей, либо профилей карнизов, то они были больше рассчитаны на то, чтобы дать общее представление о детали, нежели точно рассчитанную инструкцию для ее выполнения.
Массу он воспринимал как органическую форму, способную быть вылепленной либо изваянной, форму, порождающую симфонию света и тени. Його праця у саду скульптур Лоренцо Пишного, привернула увагу останнього, й у 1490 роц хлопець оселився у палац Медич, залишаючись там до смерт Лоренцо (1492). Адам у «Створенн Адама» Ной у «Спяннн Ноя» зображен в однаковй поз: у першому випадку людина ще не волод душею, у другому— вд не вдмовляться. Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. В рамках этой иконографической системы мастер настойчиво проводит одну руководящую мысль, которую он усвоил еще в молодые годы, когда вплотную соприкоснулся при дворе Лоренцо Великолепного с философией флорентийского платонизма. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований. Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Роки мж 1515 та 1520 були часом пригнченост Мкеланджело.
99, 101, 102. 164. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло.
Илл. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Художник несомненно заранее знал о дате закладки, знаменовавшей для него крушение всех его творческих замыслов.
Вдомо, що Мкеланджело працював над картоном до листопада 1506 року. Це композицйне ршення вн використав пзнше у стату «Генй перемоги».
Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. И недаром наделил его Микеланджело руками скульптора, привыкшего работать тяжелым отбойным молотом. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки.
158, 159. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование.
Статуя осталась незаконченной. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. 107, 108. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. 170.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. Илл. Збереглося багато документв про його життя та творчсть— свдчення сучасникв, листи самого Мкеланджело, договори, його особист й професйн записи. Петра (Музео Петриано). После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи).
Но этим роль античного наследия не была исчерпана. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны). Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность.
Илл. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. В отличие от Леонардо, выступавшего его соперником в декорировании Зала Совета, Микеланджело избрал не кульминационный момент сражения, когда страсти накалены до предела, а эпизод, предшествовавший битве.
Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Мощная фигура Марии доминирует в композиции. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою).
Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
Його обличчя у гнв. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Илл. У 1519 роц вн розпочав роботу над «Христом з хрестом» (Санта Маря сопра Мнерва, Рим), яку закнчив 1520.
Дальнейший процесс рубки камня сводился ко все большему в него углублению и к освобождению из его массы фигур. Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. 75-78.
Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. 7, 8. Замовлення було зроблено Про Содерн, гонфалоньром Флоренц, у серпн 1504 року. В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
Для мастера это было единственным средством выразительности. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. 182, 187, 188, 189. Замовлення на фрески зали Велико Ради (Синьйор) у Палаццо Веккйо на тему сторичних перемог Флоренц при Ангяр та Кашин Вазар трактував як можливсть «змагатися» з Леонардо, а Рафаеля Сант вн згаду серед тих живописцв, як вчилися за картоном «Баталя при Кашин».
У руках його – скрижал з Десятьма Заповдями. Великая страсть владела его существом и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
109-112, 116-119. К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Герой Старого Завту зображений Мкеланджело у вид красивого, мускулистого, оголеного юнака, що з тривогою дивиться вдалину, начебто оцнюючи свого ворога – Голаф, з яким йому належить битися. 149. Тут вн познайомився та мав шанс сплкуватися з флософами Платонвсько академ (Марсло Фчно, Анджело Полциано, Пко делла Мрандола та нш).
В результате они предстают зрителю трагически одинокими.
Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы. У 1897 роц вийшло видання нмецького мистецтвознавця Карла Фрея (нм. У 1863 роц Чезаре уаст (тал.
В борьбу включился и Микеланджело. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения – статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме – скульптурную композицию «Пьета. » (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать. В плане Микеланджело все части подчинены главному, основному, от чего внутреннее пространство кажется отлитым как бы из одного куска.
Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами.
При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. Он стал уже высекать статую св. Он избегает детализированной характеристики места. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи. И этой же цели служит цвет.
Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. В них видно наявнсть власного скульптурного стилю юного художника. Илл.
Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. В руках Микеланджело контрапост превращается в могучее средство выражения внутренней приподнятости образа. Этот жест символизирует молчание. Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня.
С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Вдомо багато вршв написаних Мкеланджело до юнака (Томмазо тод було 23 роки), а також рисункв, намальованих та подарованих ним Томмазо («Ганмед», «Титй», «Падння Фаетона» тощо). Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств.
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Мкеланджело був не тльки кращим художником свого часу, але найбльшим генм усх часв. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Она кормит младенца и в то же время погружена в тяжелую думу – думу о том, что ожидает ее сына. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
Перша повязана з створенням свту. Ориентируясь на этот набросок, Микеланджело и начал высекать из мрамора свою группу, задуманную как Положение во гроб. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет. Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Три года напряженнейшей работы пропали даром.
Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. По-видимому, при разработке образа Мадонны Микеланджело исходил от античных стел и работ позднего Донателло, во многом близких ему по духу.
Вльям Дюрант вважав, що вся його енергя була направлена на творчсть, а не на секс. 48-55. Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. К ней принадлежал в свое время Браманте, чей проект остался не осуществленным из-за его ранней смерти, к ней решительно примкнул и Микеланджело. Илл. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей. Илл.
79, 142. Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. 46. На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno).
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. У 1498 роц Мкеланджело отримав замовлення на «Пту» вд впливового французького кардинала Жана де Блера (фр. Илл. Его рука сгибается к плечу. По-видимому, это была статуя Вакха.
151. Серед його перших вдомих скульптурних робт— «Голова фавна» (мармур, не збереглась), рельфи «Битва кентаврв» та «Мадонна бля сходв» (мармур, Каза Буонаррот, Флоренця). В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов. И он запечатлел этот момент в таком пластически концентрированном виде, что фигура невольно воспринимается как сгусток огромной энергии, не оставляющей сомнения в победном исходе борьбы. Если у зодчих кваттроченто заполнение и обрамление никогда друг с другом не спорят чем достигалась особая ясность и легкость композиционного строя то у Микеланджело тяжелое и массивное заполнение вступает в борьбу с легким обрамлением, что делает архитектурный язык гораздо более динамичным.
Трудность своего характера осознавал и сам художник. Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Мкеланджело».
С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции. Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него.
Илл. Вдразу батько був проти тако «неаристократично» карри, але невдовз пдписав контракт з Доменко рландайо, за яким останнй зобовязувався оплачувати роботу Мкеланджело. В этих фресках, самых поздних из исполненных Микеланджело, лица нередко уподобляются трагическим маскам, что в связи со статуарностью фигур порождает тяжелое чувство отчужденности. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла.
Ранние 30-е годы – важный рубеж не только в творчестве Микеланджело, но и в истории всей Италии. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам. И это понимает только один человек – апостол Петр.
Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. 140, 141. 185, 186.
Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. Це видання було неповним, мстило певн неточност. В манере письма можно отметить большую обобщенность, формы тяготеют к простым стереометрическим объемам, силуэты упрощаются.
33, 34. Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. 114, 115. В них художник поставил себе целью выразить сверхчеловеческую мощь и все то нравственно высокое и героическое, что его всегда так привлекало в жизни и в искусстве. Как бы стремясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся подернутыми дымкой, Микеланджело сознательно оставил незаконченными лицо, руки и ноги. Мучение Св.
130. Христос, з вогненною блискавкою в руц, невблаганно роздля всх жителв земл на врятованих праведникв, зображених у лвй частин композиц, гршникв, що спускаються в Дантове пекло (лва частина фрески). За Ефросом— ц рядки мають метафоричне значення «з усх сил» (проводячи паралель з таким фразами талйською як «con larco della schiena» чи «con larco dellosso»).
Ноги Моисея Микеланджело прикрыл плащом, ложащимся тяжелыми, глубокими складками ритм которых полностью подчинен ритму движения тела. 1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Петра. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Жизнь Микеланджело была трудной. Jean de Bilhres). Петра.
Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности. Илл. Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena).
Илл. Пейзаж пустынен и гол. Отправляясь от евангельского текста (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31), Микеланджело изображает не сцену суда, в которой царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников, а тот момент, который ему непосредственно предшествует (adventus Domini): появление Христа на облаках когда восплачутся все племена земные и увидят сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. снував портрет хлопця, який, однак, втрачено. Илл.
Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений.
Вазари прямо пишет: Микеланджело создал Давида в знак того, что он защитил свой народ и справедливо им правил, – так и правители города должны мужественно его защищать и справедливо им управлять. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. И тогда полностью раскрываются ее красоты.
На самом же деле между ними лежала бездна. Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. За Кондв, саме в цей час Лоренцо д Прфранческо де Медич замовив йому статую «Молодого вана Хрестителя», а також статую «Амур, що спить» (втрачена), але з умовою так «обробити» витвр, щоб мати змогу продати його дорожче, як античний. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида.
Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Обрамления небольших окон просты и сдержанны, аттик и тамбур лишены каких-либо членений, купол не имеет ребер. В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне).
Увенчанный небольшим фронтоном фасад должен был быть разделен с помощью раскрепованного карниза и мощного аттика на два этажа. С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Особенно сильное впечатление произвели на него канцоны Петрарки, под чьим прямым воздействием он написал свои первые стихи. И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Тем самым между дворцом и примыкавшим к нему садом устанавливалась органическая композиционная связь. Мкеланджело д Лодовко д Леонардо д Буонаротт Смон народився 6 березня 1475 року в Капрезе. Петра была без аттика, а, возможно и без фасада и купола, чтобы оставить открытой возможность изменить эти части в соответствии с общим впечатлением от тела здания.
Илл. Этот принцип цикличности, новый для ренессансного искусства, уже намечен в фигурах рабов в статуях гробниц он получает дальнейшее развитие. Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску.
Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. Пяного бога вина супроводжу маленький сатир, який ласу кетягом винограду. Илл. Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. 126.
Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини). Илл. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo). В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби. Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи.
По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Последняя была предназначена для хора старого собора св. Окрм того, вважаться, що жнки Мкеланджело дуже чоловч за свою формою. Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. Ймоврно, картон пропав бля 1516 року. 86-88.
Мертве тло Христа трима Святий Никодим, а з двох сторн пдтримують Богоматр Маря Магдалина (закнчена фгура Христа частково Свято Магдалини). Илл. И не собирается оплачивать расходы. Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные.
В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. В стихотворении, озаглавленном К Джованни, тому именно, который из Пистойи, Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда годами лежа на спине он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь от капавшей на лицо краски. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни. И всюду Микеланджело выходил победителем. Мкеланджело домгся враження нестйкост без композицйно неврвноваженост, яка могла б порушити естетичний ефект. Они называли Микеланджело divino (божественным).
Тот увлёкся идеей и лично отправился на место добычи мрамора для статуй – в Карарру. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений. Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
Илл. Тогда приняли решение заново отстроить Капитолийский холм, сделав его центром городской планировки. Работа над росписью настолько поглощает Микеланджело, что он мало с кем встречается и предпочитает вести одинокий образ жизни. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. При этом движение лишено всякой скованности.
Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Он даже не дотрагивается до нее. Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Вдомо, що Птро Содерн «клька разв збирався () передати» Леонардо да Внч ту мармурову брилу, з яко Мкеланджело згодом зробив «Давида». Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром).
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. Илл. В действительности оно так и получилось. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель.
е. уважением классической традиции). Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа. 41. 81-84.
На Капитолийский холм ведет широкая лестница. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции. На вдмну вд «Пти» собору Святого Петра, ця група бльш площинна й незграбна, а увага зосереджена на зламанй лн тла Христа.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. Илл. Это, конечно, не так.
До цього ж пероду належить його картина «Муки Святого Антоня» (копя гравюри Мартина Шонгауера). 97, 98. Только здесь фронтальная ось несколько сместилась влево и головы Христа и Марии получили больший наклон.
И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности. Прежде чем приступить к выполнению статуи, Микеланджело делал ряд набросков пером, в которых фиксировал общую композицию, различные ее аспекты с разных точек зрения и, наконец, форму и размер блока, чтобы каменотесу было легче ориентироваться. сну багато трактувань цих слв митця. Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров.
Илл. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера.
Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. 32. Вдом слова Мкеланджело про Рафаеля: «все, що вн мав у мистецтв, вн отримав вд мене». Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Илл. Лео Стайнбер вважав, що Мкеланджело знищив статую, бо вдчував якусь межу виразност свого мистецтва.
Илл. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено. Таким представил его и Микеланджело. 167. И результаты были самыми плачевными. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души.
150. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства. В сильных, мощных телах чувствуется прямое воздействие античной пластики, которую Микеланджело никогда не переставал внимательно изучать. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Серед найвдомших його скульптурних робт— «Давид», «Вакх», «Пта», стату «Мойсея», «Л» та «Рахл» для гробниц папи Юля.
Також вн товаришував з Джованн (другий син Лоренцо, майбутнй папа Лев Х) та Джуло Медич (позашлюбний син Джулано Медич, майбутнй папа Климент VII). 159. 163.
Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. То, что у Микеланджело обладало большой внутренней выразительностью, в руках маньеристов превратилось в голый формальный прием, виртуозный, бездушный и холодный. Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера. Не слд його плутати з Мкеланджело Караваджо, картини якого були написан клька пзнше. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. Петра со стороны апсид. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля.
Таким чином, за життя збрання його поезй не друкувалися, а першу збрку було опублковано аж у 1623 роц його племнником Мкеланджело Буонаррот (молодшим) пд назвою «Врш Мкеланджело Буонаррот, збран його племнником» у флорентйському видавництв «Джунтне» (тал. Урочисте вдкриття вбулося— 31 жовтня 1541 року. Фигура победителя дана в настолько сложном контрапосте, что у зрителя невольно создается впечатление известной нарочитости и искусственности запечатленного здесь мотива движения. Недаром его любимым материалом была бронза.
Но школярская учеба не привлекала мальчика. Он должен думать о смерти.