«любовь земная и небесная» — одно из первых произведений Тициана, в котором ярко раскрывается своеобразие художника. Аллегорическая картина "Любовь земная и любовь небесная" Тициана исполнена светлой, упоительной жизнерадостностью.
Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио. Марка. Иногда на его крик прибегали стражники проверить, все ли в мастерской остались живы. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное.
Затем епископ перешел на церемониальную барку дожа – позолоченный буцентавр, задрапированный пурпурным шелком. Вот только новый плащ – это еще не весь костюм. Тициан. У Тициана были отложены деньги на тонкую рубашку и бархатный берет, но из-за дурного нрава Франческо ему придется пойти к королеве в старой одежде. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Мастер Дзуккато сразу взял на место Тициана другого парня. Споры вызвает предмет под рукой Любви земной. То есть, небесное отражается в земном, а земное – в небесном.
В день Вознесения Господня праздновалось обручение Венеции с морем – Ла Сенса. Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари.
В свободное время Тициан увлеченно рисовал. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Ей исполнилось уже пятьдесят лет. А Серениссима, «удочеряя» Катерину, заботилась о том, чтобы права наследования новой королевы никем не могли быть оспорены.
Таинственный момент затишья, передышки. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии. 1525 — женился на Чечилии Сольдан, от которой к тому времени уже имел двух сыновей. Ожидания заказчика были превзойдены.
Его работоспособность была чудовищной. Произведение действительно содержит ряд бесспорных аллюзий на тему супружества. Разве мог он даже мечтать о том, что когда-нибудь его имя будет известно по всему миру. В Венеции был – Тициан. Не советуем тебе открывать Тициан.
В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. Я внимательно прочитала посты олега Насобина и комментарии к ним. Итак, с большОй долей вероятности можно сказать, что «при» этой картине происходило посвящение в члены Ордена Розенкрейцеров. Но его предложение было отклонено. Одновременно капитан галерного флота Венеции парадным строем провел корабли, украшенные цветами и лентами, по Гранд-каналу. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров.
Ныне как будто, благодаря изысканиям Викгофа, энигма разгадана. Тициан стал гадать, кого он может увидеть сегодня. В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. То есть символически после этой процедуры отцом ее стал считаться Святой Марк (Тициан усмехнулся, вспомнив шутки венецианцев, а особенно флорентийцев и иностранцев по этому поводу), а матерью – да, сама Серениссима. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века.
Он был очень доволен работой художника. Молодой Тициан иноземец, да к тому же юноша абсолютно не образованный имел все шансы до конца своих дней растирать яичные желтки и просеивать пигменты для темперы Так и случилось бы, если бы не его яростное желание служить искусству, грандиозный талант и два чувства, ведущие Тициана по жизни, – поклонение перед прекрасной, недостижимой, как звезда, принцессой Джироламой и влечение к абсолютно земной рыжеволосой натурщице Виоланте. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. Сложность, даже некоторая пикантность, ситуации, с которой столкнулся Тициан, получив заказ от Аурелио, состояла вот в чем.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Тициан не вспомнил с ходу, как звали ее супруга, но главное знал: Совет Республики накануне свадьбы провел уникальную церемонию – Республика Венеция «удочерила» Катерину Корнаро. Джиролама закончила страстный речитатив, ее отвели за кресло Катерины, вид у принцессы был такой, будто ее силы ушли на выступление. В парадном зале, расписанном золотом и лазурью, уже собралось человек двадцать.
Символ тайных мистерий остается на территории Италии. Тициан почувствовал благоухание горных цветов и трав, аромат пробуждающейся земли. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эту свадьбу «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у новобрачной.
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Скорее всего, будет художник Лоренцо Лотто, хотя это не точно. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Он был и льстец и тонкий психолог.
Расходы значения не имели. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Гондолы и барки, украшенные живыми цветами, напоминали плавучие сады. 1530 — овдовел, жена умерла после рождения дочери Лавинии. Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия.
«Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. Он стал вспоминать, как ходил с отцом и братом в горы за травами по февральским лужам. Он просто наслаждался ею. Лакей установил кресло для Катерины Венеты в углу зала, а незнакомка встала за ним, надменно оглядывая присутствующих.
Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный». Одни говорят, что это – чаша, другие – мандолина. Тициан встал у стены, не зная, как себя вести.
Однако Земная и небесная (Священная и Светская Любовь) Тициана осталась и фактически стала символом самой галереи Боргезе.
Он умел угождать своим высокопоставленным клиентам и одновременно выявлять в них свойства характеров, которые они старательно прятали от посторонних. Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений. Солнце с самого утра будто светило не всему миру, а лишь Серениссиме. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Происходил процесс инициации. Лотто и сам уже несколько лет работал в этой мастерской.
Несколько дней юноша был в отчаянии, плакал, чего с ним не случалось с раннего детства. Нагая женщина – Венера, одетая – Медея, которую богиня уговаривает отдаться любви Язона. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Голос его звучал негромко, со спокойной уверенностью. Ни следа не осталось здесь от падуанского аскетизма, от чисто духовных устремлений, которые еще так ясно выразились в искусстве последнего Виварини. В мраморном городе лагун, жители которого взирали на материк, как на обетованную землю, мечтали о просторе полей, о пьянящих ароматах цветов, о плодовых деревьях и стадах животных как о самом соблазнительном на свете, должно было расцвесть то искусство, в котором эта ностальгия по земле получила выражение полнозвучной, грандиозной поэмы.
Однако и в последние годы творчества увлечение античностью не помешало ему поместить типичную венецианскую ключницу рядом с Данаей, рядом с Антиопой представить охотников в современных костюмах, рядом с мадридской Венерой изобразить кавалера в коле те, воротничках и при шпаге, под видом Венеры (Эрмитаж) представить тип венецианской куртизанки, дать готический щит с гербом Священной Империи в руки солдату у Гроба Господня, дворец Пилата изобразить в виде сооружения Палладия жителей Иерусалима в виде тех характерных фигур, которых можно было встретить в праздничный день на Пьяцце, учеников в Эмаусе – в самых обывательских костюмах и т. д. и т. д. В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Кстати, Альбрехт Дюрер (Альберо Дуро, как его звали в Венеции) тоже рисовал лицо Катерины, не приукрашивая, а вот все другие многочисленные ее портреты последние тридцать лет изображали цветущую красавицу. Это был символ чувственной плотской любви и счастливого супружества в облике реальной земной женщины. Что это – неведение или нечто умышленное.
В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере».
Моделью или возлюбленной художника. Королева Катерина Венета могла выйти замуж за любого из европейских аристократов, но Серениссима (ее названная мать) не могла и не хотела допустить потерю вожделенной территории. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну. В 1509 году, в разгар военного конфликта Венецианской республики со Священной Римской империей, первый муж Лауры падуанский аристократ Франческо Борромео выступил на стороне императора.
Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Спасибо за них. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. Тициан долго раздумывал над сюжетом.
«Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». В центр зала вышел Джорджоне. Эти три знаменитые семейства Италии на многие десятилетия сделались постоянными заказчиками художника.
Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Ваза драгоценностей символизирует мимолетное счастье на земле и тот имеющий горящее пламя любви Бога, символизирует вечное счастье на небесах. «Глядя на такое лицо, на маленькие умные глаза, – подумал Тициан, – вспоминается библейское изречение: «Во многой мудрости много печали».
Замужние матроны, а также и куртизанки спешили увидеть выход золотых дел мастеров. Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Однако Тициану стало скучно.
Его кисть рождала шедевр за шедевром. «Серениссима» – так называли венецианцы свой город – сияла всеми оттенками, какие можно представить.
Но благочестивой венецианке было нелегко решиться на брак с человеком, причастным к смерти близких ей людей.
Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков».
В то время тот работал над мозаиками собора Св. Спасибо за них. А венецианские женщины. «Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. Строптивый Джентиле возражал султану, утверждая, что на его картине все прописано верно. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. И вот три года уже как Тициан трудится в мастерской Джамбеллино на Сан-Лио. Во время своего пребывания в Риме, в 1545 г., он пришел в восторг от тех сокровищ искусства, которые он здесь изучал (об этом Тициан сообщает Аретину в своих письмах) и даже заявлял Карлу V, что он учится на чудесных античных камнях, дабы более достойным образом изображать виктории императора на Востоке.
У нее в руках розы (один цветок лежит рядом на краю саркофага), а на голове — венок из листьев мирта, как и роза издревле посвященного Венере и традиционно служившего символом брака это является дополнительным подтверждением гипотезы о выполнении картины в ознаменование заключения супружеского союза. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Но все это «дымовая завеса», призванная отвлечь от настоящего смысла картины и от настоящих «заказчиков». В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского.
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Лоренцо и Тициан невольно отступили. Как самого способного. И особенно поражает в ней характер какой-то массивности, плотности.
Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий. Сколько мучились комментаторы, чтобы понять настоящее значение картины Тициана, значащейся под названием Любовь небесная и любовь земная (галерея Боргезе в Риме). Только так она смогла сохранить собственную жизнь. Тициан подумал, что именно такой голос можно назвать «сладким».
Тяжелое платье Медеи должно сдерживать ее порывы, делать ее движения медленными3. Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Тициан и сам тогда был влюблен. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Хотя было ясно, что просто ее дзокколи (туфли на высокой подошве, которые венецианцы называли попросту «копыта») выше, чем у других дам, тоже господствовавших над толпой.
Хотя возможно Тициан нарочно «зашифровал» чашу. Взгляд Джорджоне был необычайно глубоким, глаза будто смотрели в иной мир. В самой композиции, в этом перевесе одной (левой) части картины над другой сказывается та же склонность к тяжести, к какой-то материальности, которая уже проглядывала в поздних картинах Джамбеллино и которая, как мы видели, превратилась в апатичную скуку у Пальмы.
Второй раз Тициан так и не женился.
Уроженец заштатного городка Кадоре в Доломитовых Альпах на самой северной окраине венецианских земель, он был привезен в Венецию в десятилетнем возрасте. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». Было похоже, что все присутствующие любовались им. Для укрепления «легенды» на передней стенке саркофага был изображен герб Аурелио.
Как истинный венецианец, он любил деньги и все блага, которые они давали: комфорт, модную одежду изысканную еду, дорогие безделушки. Сторонники этой версии связывают изображенную сцену с изложенной в платоновском «Пире» концепцией существования двух Венер, небесной и земной, которые символизируют божественную и земную любовь. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Первая (обнаженная фигура справа) направляет помыслы к возвышенной красоте, существующей вне пределов чувственно постигаемой реальности, вторая — в сторону красоты, находящейся в материальном мире и воспринимаемой органами чувств. «Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
Так утверждали венецианские знатоки. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Ее несокрушимую добродетель подчеркивали мощные стены замка и веточка чертополоха в руках — знак супружеского постоянства. Джорджоне не переставал играть и вдруг тихо запел. А вот художник Джорджо да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне был приглашен наверняка.
Он насчитывал более трех тысяч судов. Душа — навсегда — живописи. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. После разнообразных, в том числе кровавых маневров Совета Десяти, Катерина отреклась от престола в пользу Венеции и отдала королевство «приемным родителям».
У них две ноги на двоих, так как нога «небесной любви» спрятана от глаз зрителя, а ногу второй символизирует кончик красной туфли. Какая яркая толпа заполнила улицы, набережные. Незнакомка была явно нездешней.
Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель. Интрига настолько запутанна, что не смотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Выгнал с позором. Гости подходили к хозяйке, Катерина беседовала с каждым. Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры. И стала Екатерина Корнаро официально зваться Екатериной Венетой, дочерью Венеции.
Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Около 1500 — перебрался в Венецию, чтобы изучать изобразительное искусство. В общем, рисунок у Тициана не получился. «Мы просим тебя, Боже, даровать нам это море, просим ниспослать всем, кто плавает по нему, мир и спокойствие»– так молились венецианцы, так завершил епископ торжественную мессу. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости.
Она парила над толпой, как грозный корабль над людским морем. Тициан спрятал паленые пряди под потертый берет, чувствуя, что выглядит нелепо.
Чудо случилось. Но в действительности дела обстояли иначе. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания.
Как и в «Сельском концерте» Джорджоне, основу композиционной схемы этой картины составляет изображение на переднем плане одетой и обнаженной фигур у водоема. Не это ли отношение выразилось, например, в его карикатуре на группу Лаокоона с сыновьями, открытую в 1506 г. и изображенную им в виде судорожно корчащихся обезьян (нам известен этот рисунок мастера по деревянной гравюре Больдрини). Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей.
Ее сын-младенец погиб, не отметив свой первый день рождения. Те же чувства разделял и Аурелио. Имя его стало известным. Маленький Тициано помогал ему и на всю жизнь сохранил страсть к сверканию красок, размаху и масштабности исполнения. Таким образом, Тициан «намекает» нам на чашу.
«Благодарение Богу, а также тебе, о прославленный дож Венеции, Далмации и Кроации, – спасение, честь, жизнь и победа и помоги тебе Святой Марк. »– скандировала толпа. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Привет тебе, любитель чтения. Катерина Венета стала единовластной правительницей Кипра в шестнадцать лет.
В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. Две дамы похожи друг на друга, они «связаны» саркофагом и приближены к зрителю в равной мере. Я внимательно прочитала посты Олега Насобина и комментарии к ним. Дож Республики Леонардо Лоредан, старик с лицом умного верблюда, – в золотом одеянии, в однорогой шапочке, – поднявшись со своего трона, бросил перстень в море, произнеся традиционное: «Мы обручаемся с тобой, о море, в знак истинного и вечного владычества светлейшей Республики Венеции». В тюрьму и ссылку попали многие родственники Лауры. Буду благодарна за все замечания уточнения, дополнения и возражения.
Но не успел. Может из всей мастерской Джамбеллино выбрали только его, Тициана. –Чего ты грустишь. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Городе, где находится Ватикан – один центров управления миром.
Не кто иной, как Беллини-старший писал недавно ее портрет и надо отдать должное мастеру, который в свое время не испугался, не укоротил на портрете нос уродливого султана. Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме.
Имя этой женщины осталось неизвестной. Богатство Республики росло. Люди беседовали, сбившись в группы, на него никто не оглянулся.
Невесте, одетой в белое расположенной около Купидона, помогает Венера лично. В Риме. В четырнадцать лет Катерину Корнаро выдали замуж за короля Кипра, Иерусалима и Армении. Колокола церквей ликовали, прославляя Ла Сенсу то по очереди, то все разом. Кто была эта золотоволосая незнакомка.
Считалось, что это было сделано для того, чтобы благородный король Кипра (тут Тициан вспомнил, что король был из рода Лузиньянов, те самые Лузиньяны, что вели родословную от змееподобной феи Мелюзины) не оскорбил мезальянсом свое порфироносное величество. «Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. Если бы он хотел изобразить мандолину так, чтобы не оставалось «просторов» для иных толкований, он бы это сделал.
Тициан был разочарован, что секрет приглашения объясняется так просто. Любопытно отметить, что свое название «Любовь земная и любовь небесная» картина получила почти спустя два века после ее создания. Работа имела большой успех. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Золото, пряности, драгоценные камни, благовония, слоновая кость, парча, шелк, фарфор – все виды восточной роскоши приносились к ногам крылатого льва, герба Венеции, символа Св. Марка-евангелиста, ее небесного покровителя. Привратники переглянулись, но пропустили его.
Нечего и говорить, что его живописное мастерство в передаче всех этих роскошных тканей, золота, драгоценностей, тончайших кружев, доспехов и оружия было непревзойденным. Вместе с тем он казался скромным, чуть ли не застенчивым. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Какие-то находки и детали я взяла на вооружение. Размах торговых связей Венеции был огромен.
Совет десяти – орган управления могущественной Венецией, жемчужины Адриатики. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. Тициану повезло сказочно, так как работы Джамбеллино, как все называли младшего Беллини в городе, нравились ему гораздо больше, чем «засушенные», как и его физиономия, творения старшего из братьев. Но для «легенды прикрытия» – картину заказывал Аурелио в качестве подарка невесте – молодой вдове Лауре Богаратто, на которой он впоследствии и женился.
Небесная Любовь обнажена (по мнению Платона истинная любовь не нуждается в украшениях) и держит в руке сосуд, в котором пылает священное пламя божественной любви. Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. «Земная» дама держит в руке цветок пятилепестковой розы. Тициан чуть было не остался без работы. Как отмечал венецианский хронист того времени Марин Санудо, эта свадьба «обсуждали повсеместно» — слишком уж непростое прошлое было у невесты.
Затем епископ перешел на церемониальную барку дожа – позолоченный буцентавр, задрапированный пурпурным шелком. И главное – он мечтал писать темперой и масляными красками, хотел научиться живописи, чтобы в будущем создавать свои образы иметь собственную мастерскую. Можно сказать, что в таком зашифрованном виде заключен главный постулат Герметизма: «что наверху, то и внизу, что внизу, то и наверху». И также вероятно, что этот процесс включал в себя обряд целования кончика красной туфли. Ей он принадлежал безраздельно.
1551-1562 — создал «Поэмы», серию картин по «Метаморфоз» Овидия.