Клод Моне писал 25 сентября 1869 года: «У меня есть мечта, картина, Лягушатник, для которой я сделал несколько плохих эскизов, но это всего лишь сон».
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург С конца 1880-х гг. Вокруг медленно проплывали берега, зеленые массивы с темными просеками, с затоптанной воскресными пикниками травой, жиденькие деревья, ярко раскрашенные барки, погрузившие бока в струящуюся воду, мерцающий свет играющий на поверхности стоящих у причала яхт, сверкающие берега, оживляемые присутствием большого числа кораблей, везущих песок, чистивших каналы и множество тележек, запряженных белыми лошадьми. Срезанные цветы в букетах он изображал не часто. Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874г. Цвет экспрессивен. В 1866—68 гг.
Моне, ничего не делая, неподвижно сидит перед своим полотном. «Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера Лягушатника. В качестве правой кулисы художник изображает несколько деревец, придвинутых вплотную к нижнему краю картины, – это единственная вертикаль на этой горизонтальной композиции, «собирающая» всё произведение.
Такой контраст между людьми и природой выглядит довольно необычно. Еще в 1886 году художник написал незатейливый сельский пейзаж «Стог сена в Живерни» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на переднем плане которого красуется сено, а в дали виднеются домики, деревья и поля. Горизонтальная композиция с четким делением на первый (водное пространство) и второй (стена палаццо с многочисленными арками оконных и дверных проёмов) планы облегчается двумя тонкими силуэтами гондол. Моне показывал колористическую взаимосвязь синей воды и восхода, яркие рефлексы на утреннем море.
К 1867 году относится работа «Терраса в Сент-Андресс» (Музей Метрополитен, Нью- Йорк). Однако продолжал писать до последних дней.
А Камилла, тем временем рожает Моне второго сына Мишеля. Вот когда начинался праздник. Так появились серии работ: «Стога сена» (1886г. ), «Тополя» (1891г. ), «Руанский собор» (1892г. ). Моне сознательно избегает этого, он пишет то, что видит, старается «поймать» момент изменчивой действительности и для этого ему нужна быстрая техника. В 1872 году Клод Моне создал знаменитое полотно «Впечатление. вынуждают художника эмигрировать в Лондон.
В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности. Эти живописные полотна можно назвать в полном смысле слова импрессионистскими. Поздние произведения Моне находятся на грани предметного и беспредметного искусства.
только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма. Еще во время первого своего посещения Лондона в 1870—71 гг. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи и вышли на пленэр. В1883г. На берегу находятся несколько небольших лодочек, которые прорисованы довольно детально. В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» (1866–1867, Музей дОрсе, Париж) чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создается впечатление фрагментарности. В 1879г.
Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Замысел композиционного решения этих панно заключается в том, что зритель смотрит вниз на поверхность воды и наблюдает в ней отражения деревьев, неба, облаков и всю бесконечность пространства. Моне и Ренуар написали одноимённые картины- «Лягушатник». Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему. В 1865–1866 Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуара Мане.
Выставку раскритиковали в печати, да и публика отнеслась к ней негативно. В 1892 г. Моне женится на Алисе Ошеде, в которую он был влюблен в течение многих лет. На картине Моне посетители второстепенны, а у Ренуара наряды написаны особенно тщательно. Приблизительно в то же время (точная дата не известна) Моне познакомился с художником Эженом Буденом, который убедил Клода потренироваться на ландшафтах и юный Моне, которому тогда было около шестнадцати, обнаружил, что именно в этом и состоит его призвание.
Картина отмечена тонким, легким мазком и мастерским изображением света и движением воды. Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (Музей изящных искусств, Гренобль).
Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. 1869. Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем. Бедственное материальное положение едва не толкнуло художника к самоубийству. В 1867 художник написал картину «Жан Моне в колыбели» (частное собрание). «У меня как пелена с глас спала.
Моне с увлечением живописует Сену. В 1908 году Клод Моне посетил Венецию. Моне подолгу жил тут у своей тетки мадам Лекадр, работая на пленэре. В 1919 году он задумал новую серию панно размер 4 x 2 метра с видами своего сада.
В своей работе он стремится передать эффекты естественного освещения, моделируя форму цветовыми пятнами, лишая фигуры чётких линий. Облака»), над которым будет работать до самой смерти. ВЖиверни К. Моне много времени проводитв саду, занимаясь его живописнойорганизацией.
В 1879г. Под кистью Моне они будто обретают душу. Чуть левее, спиной к зрителю, под зонтиком устроилась тетка Моне, мадам Лекадр. «Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок. Известна серия картин «Стога»: «Эффект утреннего снега», «Стог сена в Живерни», «Стог, закат солнца», «Стог, оттепель, закат солнца», «Стога (конец лета)».
Италия»). В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне.
Первой серией картин, написанных в соответствии с новым методом Моне, были «Стога» («Стог сена. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. В новелле «Жена Поля», вышедшей одновременно с «Заведением Телье», описана «целая флотилия яликов, гоночных лодок-одиночек, байдарок, шлюпок, самых разнообразных по форме и материалу, которые скользили по неподвижной глади, сталкивались, задевали друг друга, цеплялись веслами, внезапно останавливались от мощного захвата и расходились от толчка жилистой руки и мчались по волнам, напоминая желтых и красных рыб». Художник избегает чётких контуров предметов: и фигура жены и веера на стене за её спиной и японец изображённый на ткани кимоно, написаны скорее цветом, нежели линией, за счёт чего кажутся принадлежащими одной плоскости. Юные годы Оскара прошли в Гавре.
Художник снял дом у некоего нормандского помещика, купил соседний участок земли с прудом и разбил два сада: один в традиционном французском стиле, другой — экзотический, так называемый «Сад на воде». Художник провел в Венеции два месяца. В 1871 г. Моне узнает о смерти отца и через несколько месяцев уезжает во Францию. Работа получила резко отрицательные отзывы и своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению живописи – импрессионизму. Так и случилось.
В этом месте на Сене между Шату (фр. После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Композиция работы «Сад ирисов в Живерни» (Художественная галерея Йельского университета) проста: на холсте квадратного формата изображена убегающая вдаль сада дорожка, полускрытая разросшийся кустами ирисов, над ней- уходящие перспективой стволы садовых деревец. Пруд с кувшинками. вынуждают художника эмигрировать в Лондон.
«Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Моне пишет картину «Лягушатник», с видом на купальню и кафе на Сене под Буживалем (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Так, в 1869г. Нежные цветы ирисов на переднем плане картины словно заглядывают нам в глаза.
Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. К счастью, попытка утопится в реке не увенчалась успехом. Изображения Моне писал, главным образом, пейзажи.
Восходящее солнце»). Одни и те же пейзажи изменялись в соответствии со сменой погоды и временем суток. Художник, страстно любивший цветы, предпочитал их на природе. Моне выставил тогда восемнадцать своих произведений. Впрочем, в то время они называли себя еще «Акционерным обществом художников-живописцев», это чуть позже ктскго из обозревателей прицепился к названию одной из картин Моне – «Впечатление. Он энергично работал кистью. Работа увеличивает глубину и разворачивается на плоскости, тяготея к декоративности. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).
«Лягушатник» представлял собой кафе на воде, размещавшееся на пришвартованном к берегу Сены понтоне, стоявшем в небольшом рукаве реки и соединявшемся с островом переходным мостиком, перекинутым через крохотный островок, который одни называли «цветочным горшком», другие — «камамбером». Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). В это же время Моне создает полотно аналогичной тематики «Дама в саду» (1867, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этой работе Моне удалось совместить морской пейзаж и сцену из светской жизни. Собирались молодые загорелые юноши в майках, белых брюках и соломенных шляпах, перекликались между собой, бросали друг другу вызов или размещали на своих утлых суденышках подружек в светлых платьях, прятавшихся под разноцветными зонтиками на краю ялика.
Жанровое по сути полотно изображает мать у детской колыбельки (такие сюжеты часто встречаются в голландском искусстве). Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера Лягушатника. Юные годы Оскара прошли в Гавре. Здесь художник много раз писал здание парламента, создав целую серию работ на эту тему.
выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые супруги провели медовый месяц в Трувиле, где Моне написал несколько пейзажей. Особое очарование «водному саду» придавал изогнутый «мостик в японском стиле», переброшенный через пруд. Здесь наглядно видно, что Моне отрабатывал собственную технику письма, новую манеру нанесения мазков, дающую возможность быстро передавать ощущения от увиденного, сочтённую критикой небрежной.
К нему стали поступать заказы, все хотели получить свою карикатуру и Клод с удовольствием рисовал, продавая их по 20 франков, чем шокировал своих родителей (они не были в восторге от его увлечения). Именно это и передал Моне. В качестве примера можно привести работу «Сад с прудом в Живерни» (Музей изящных искусств, Гренобль). В 1883 г. вместе с семьей Ошеде Моне переезжает в Живерни (местечко в 80 км к северу от Парижа).
Клод Моне (1840—1926) Моне изобрел свою собственную живописную систему, отличительная особенность которой состоит в том, что в картине отсутствуют четкие контуры предметов и постепенный переход от света к тени при этом вся картина — и фигуры и пейзаж — является сочетанием цветовых пятен. Две дамы повернуты спиной к нам, оставляя любоваться складками своих платьев. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины. Симфония в сером и красном»), над которой Моне работал в 1892 и 1893 гг. Среди них были О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.
Моне написал несколько полотен изображающих Темзу и здание Парламента. Моне часто ездит в Нормандию, куда его влечет природа, море и особая атмосфера этой земли. Из ранних работ художника наиболее значительными являются «Завтрак на траве» (1866, ГМИИ), написанный вслед за одноименной картиной Э. Мане, «Терраса в Сент-Адресс», «Женщины в саду» (1867, музей Орсе, Париж). Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 г., также имела большой успех, но еще более восторженно была встречена большая серия «Руанский собор» («Руанский собор. Прибытие поезда»). В 1883 г. вместе с семьей Ошеде Моне переезжает в Живерни (местечко в 80 км к северу от Парижа). Моне привлекают серийные работы: композиции «Стога» изображения Руанского собора, виды Лондона.
Проходит три года и в 1870г. В 1874 г. «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», организованное Моне и его друзьями-импрессионистами, проводит выставку, на которой, в частности, была представлена картина Моне «Впечатление. Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины. Маннпорт – самая известная скала- арка.
Здесь нет идеализации, характерной для традиционного искусства. Всё это не имело отношения к современности и почти всегда было написано в мастерской. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. «Лягушатник» (фр.
Восходящее солнце»). «Лягушатник» (фр. Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Знаменитая «Японка» (Музей изящных искусств, Бостон) – явный пример влияния на живопись Моне восточного искусства.
Еще в 1886 году художник написал незатейливый сельский пейзаж «Стог сена в Живерни» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), на переднем плане которого красуется сено, а в дали виднеются домики, деревья и поля.
В 1892 г. Моне женится на Алисе Ошеде, в которую он был влюблен в течение многих лет. Такой резкий контраст затененных и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Здесь, у Моне и Алисы завязываются романтические отношения. Последнему особенно была по душе веселая атмосфера «Лягушатника». работу над своим первым шедевром с одноимённым названием -«Завтрак на траве» (1865 – 1866).
В 1869г.
Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Тем временем в 1867г. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность.
Камилла, оставленная Моне в Париже без копейки денег, рожает ему первенца –сына Жана. 1877. В рейтинге самых дорогих художников мира Клод Моне занимает третью позицию.
В 1859 г., получив от отца необходимые средства, Моне едет в Париж учиться живописи. В 1884г. Он писал: «Работа продвигается нестабильно, прежде всего, потому, что каждый день я обнаруживаю то, чего я не видел накануне В конце концов, я пытаюсь сделать невозможное».
Она, выражаясь фигурально, больше похожа на портрет средневекового венецианского здания, глядящего в зеркало канала. Для того, чтобы реализовать этот проект, Моне специально под него построил большую мастерскую (25 x15 метров) со стеклянным потолком. В 1867 году Моне писал картину «Женщины в саду». Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». Впечатлённый скандальным полотном «Завтрак на траве» Эдуарда Мане, Клод Моне начинает в 1965г. Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них).
Изображение парусной лодки вблизи террасы введено как ориентир для глаза, без которого первый и второй план картины были бы слишком разобщёнными и композиция зрительно распалась бы на верхнюю и нижнюю части. В 1872г. А Алиса берёт на себя воспитание его детей. Моне в своей палитре пользовался чистыми цветами, смешивая их на палитре.
«Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Жду солнца. Типично жанровая сценка – дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, – утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. В1865г. В «Лягушатнике» можно было найти и здоровое развлечение — спорт. Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Лягушатник» — плавучее кафе на Сене, расположенное недалеко от Буживаля, рядом с которым помещалась купальня и прокат лодок.
В тот период Ренуар и Моне работали бок о бок используя идентичные сюжеты, причем в очень близких друг другу стилях. Изучая эти полотна, отмечается, что Моне нарушил традицию живописи и подрезал предмет, чтобы на холсте была видна только часть фасада. Угол сада художника предстаёт таинственным местом, спрятанным в густых зарослях. Трагические события 1870—71 гг. Среди них было это полотно, которое также упоминается как «Венеция в сумерках» и которое стало одним из его самых популярных полотен.
Моне пишет картину «Лягушатник», с видом на купальню и кафе на Сене под Буживалем (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). В 1880г. Моне не мог представить её своим родителям (она была не их «круга»), молодой ещё неопытный юноша, он полностью зависел от родителей. Личная жизнь у Клода Моне была богата событиями. Свет менялся так быстро, что ему приходилось менять холст каждые 7 минут.
В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи. Смысловой центр смещен к левому краю полотна. Правда, после выставки 1886г. Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетёной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно-художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них).
Первойзначительной работой, подводящей итогитворческих поисков этого периода, сталдля К. Моне Завтрак на траве (1865-1866), написанный им вслед за одноименнойпрограммной работой Э. Мане. В Лягушатнике можно было найти и здоровое развлечение – спорт. Цикл «Руанский собор» был выставлен 1895 году и имел огромный успе В 1883 году в Нормандии родилась картина «Маннпорт» (Музей Метрополитен Нью-Йорк), воспевающая величие стихи. Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками.
Моне прочно «обосновался» на вокзале, пассажиры наблюдали за ним с почтением и трепетом. В Буживале у Моне часто гостил его старый приятель и соратник Огюст Ренуар, вместе они работали на природе и часто над одними и теми же сюжетами, позже это место станет известным как «колыбель импрессионизма». Срезанные в букетах цветы он изображал не часто. Музей изящных искусств, Бостон В 1888 г. Моне начинает работу над циклом «Стога» — первой большой серией картин, в которой художник пытается запечатлеть нюансы освещения, меняющегося в зависимости от времени суток и погоды. Это уже не импрессионизм – в технике письма и художественной концепции, это отражение внутреннего мира старого человека.
В 1860 г. Моне посещает академию Сюиса, где сводит знакомство с Камилем Писсарро. В 1873 г. Клод Моне пишет картину «Поле маков у Артанжёя» (Музей дОрсе, Париж), на которой изображены утопающие в полевой траве Камилла и маленький Жан Моне. Водная гладь отражает в себе чистое светлое небо, деревья, гостей заведения. Собственно, по названию этой картины художники-устроители и получили наименование «импрессионистов» (от франц.
Вероятно, художник приходил к нему и рисовал в сумерках и на заре, передавая разную освещенность объекта и яркость солнца. Смысловой центр смещен к левому краю полотна.
Выстроив натюрморт, Моне свободно обрезает добрую половину плетеной корзины с фруктами, а также лепестки подсолнуха и края фруктов на столе (в традиционной живописи такое было невозможно — художники тщательно продумывали компоновку предметов их положение на холсте и строили композицию с тем, чтобы выгодно изобразить каждый из них). Живопись серии была трудной задачей для Клода Моне. Клод Моне рисует в собственном саду, в лесу и в одном из самых излюбленных мест досуга у столичных жителей, так называемом «Лягушатнике». Вдохновленный успехом «Стогов», Дюран-Рюэль вскоре представил публике пятнадцать картин из серии «Тополя». Между тем жюри Салона продолжает упорно отвергать работы Моне: в период 1867—70 гг.
Складывается впечатление, что женская фигура в легком белом одеянии нужна художнику лишь как повод «очеловечивания» природы, придания ей состояния обитаемости. На картине Моне посетители второстепенны, а у Ренуара наряды написаны особенно тщательно. Оборудовав лодку-студию, он плавает по Сене, запечатлевая в этюдах речные пейзажи («Регата в Аржантёе»).
Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном. Облака»), над которым будет работать до самой смерти. Продажа картин с этой выставки позволяет Моне поправить свое материальное положение. Однако здоровье Камиллы стремительно угасает и в сентябре 1879 го да она умирает.
По признанию самого Моне, -«сад был лучшим произведением в его творчестве». Среди них был: Огюст Ренуар, Фридерик Базиль и Альфред Сислей. Оба художника написали по картине изображавшей «Лягушатник», где кафе показано практически с одной точки. «Разнежившиеся парочки время от времени брали лодку напрокат и плыли по течению.
На картине «Регата в Аржантёе» Моне демонстрирует блестящую живописную технику: его раздельные точные мазки передают вибрацию цветовых рефлексов на зыбкой водной поверхности. Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсьё, написанный в 1866 г. («Камилла или портрет дамы в зелёном платье»). В 14 лет Моне писал карикатуры, заработав таким образом известность среди жителей Гавра. Эта серия, выставленная в галерее Дюран-Рюэля в 1892 г., также имела большой успех, но еще более восторженно была встречена большая серия «Руанский собор» («Руанский собор.
Выставку раскритиковали в печати, да и публика отнеслась к ней негативно. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Диагональное построение композиции создаёт впечатление движения. То, что было принято академиками за «небрежность, незавершенность», было новым творческим методом, основы которого постигались именно тогда. Семь из них в том же году были выставлены на третьей выставке импрессионистов.
В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (1869, Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния) мастер использовал темный фон, от которого впоследствии отказался. В 1874 году эта картина была показана на первой выставке импрессионистов, тогда ещё именовавшихся «Анонимным обществом живописцев, художников и гравёров» под лидерством Моне. «С каждым днем мне все больше нравится писать Лондон», — сообщает он в 1900 г. из Англии своей невестке Бланш. Тополя на Эпте.
«Лягушатник» получил своё название благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались девицы лёгкого поведения, так называемые «лягушки», приезжавшие сюда в сопровождении мелких хулиганов и проходимцев из предместья. Моне использовал относительно мало цветов, пользуясь главным образом холодными тонами. В прекрасной работе «Цветы и фрукты» (Музей Пола Гетти, Лос – Анджелес, Калифорния) мастер использовал тёмный фон, от которого в последствии отказался. Все смешалось, как и в жизни.
В 1866 году бедный Моне, регулярно просивший в долг у друзей, приступает к работе над картиной «Завтрак на траве». Типично жанровая сценка – дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, – утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. К этому времени Клод уже был преуспевающим художником, скопившем неплохое состояние.
В компоновке фигур на плоскости холста «Дамы в саду» чувствуется отход от традиционной живописи: художники академического толка не позволили бы себе обрезать края пышных женских платьев краем картины, а Моне свободно кадрирует изображение, за счет чего создаётся впечатление фрагментарности. Это напряженное движение от центра к краям становится отныне типичным для композиций Моне. С этого времени финансовые дела Клода Моне пошли в гору и через четыре года, в 1883г., он арендует, а затем и выкупает дом в Живерни недалеко от Парижа на берегу реки Сены. Несмотря на то, что ни на одной из картин не видны лица (это ставилось ему неоднократно в вину), каждому понятно: на полотне изображен солнечный жаркий день, когда так хочется спрятаться от изнуряющей жары в прохладную воду реки. Художник снял дом у некоего нормандского помещика, купил соседний участок земли с прудом и разбил два сада: один в традиционном французском стиле, другой — экзотический, так называемый «Сад на воде». Молодая семья сняла жильё в местечке Аржатёй в малопримечательном индустриальном районе. Это веселое место, хорошо известное парижской богеме и трактир, заслуживший скандальную репутацию, были излюбленной темой «желтой» прессы.
impression — впечатление). Такой резкий контраст с затенённых и освещенных участков напоминает светотень Караваджо. Он может рисовать один и тот же предмет в разное время суток 8211 вечернего и утреннего освещения, в полдень.
По возвращении в Париж Моне поселяется в Аржантёе. Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Молодой художник находился в поиске своего стиля: он уже пренебрегал линией и моделировал формы цветовыми пятнами, фигуры людей лишены четких контуров. Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма.
Здесь видно, что колорист Моне использует цвет для построения композиции. Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х годов -«Женщина в зелёном платье», на которой изображена Камилла Донсье.
«Здание парламента в Лондоне» (Музей д Орсе, Париж) словно окутано густым туманом, сквозь который проступают величественные очертания неоготической архитектуры и пробивается желто – рыжее солнце, окрашивающее Темзу рыжевато – багровыми бликами. Сложно назвать картину «Палаццо да Мула в Венеции» (Национальная галерея, Вашингтон) ведутой (городским пейзажем) или архитектурным пейзажем. Но самое главное, чему смог научить Буден молодого Моне, это-искусство видения живой природы и умение запечатлеть её сиюминутную красоту на холсте непосредственно и живо, он показал, какие возможности таятся в изображении окружающего мира. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате» Все, что он делает, отправляется в Америку по цене в четыре-пять-шесть тысяч франков». Одна из самых знаменитых работ Клода Моне 1860-х — «Женщина в зеленом платье» (1866, Кунстхайле, Бремен, Германия), на которой изображена Камилла Донсье. В 1867 году Моне создает полотно «Дама в саду».
Это очень беспокоило художника и многие свои работы позднего периода он уничтожил. Эта работа была положительно встречена критикой и принесла молодому Моне известность. В период с 1876по 1886г.
Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840. В июне 1870 года Моне покидает Францию в связи с начавшейся франкопрусской войной. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой.
Закончив свой жизненный век, он только начал век художественный – его картины стали вдохновителями многих художников и тех, кто явился прямым последователем импрессионизма и тех, для кого он стал отправной точкой, породив множество новых стилевых «измов». Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне.
В 1869г. В картине «Пруд с ненюфарами» (частное собрание, Санкт- Галлен, Швейцария) Моне выбрал квадратный формат полотна, зрительно увеличивающий изображение в пространстве и создающий впечатление бесконечности. Он считает себя обязанным рассказать о выбранном объекте всё. В 1865 – 1866 г. г. Моне работал над картиной «Завтрак на траве», вдохновленный одноименным скандальным полотном Эдуарда Мане. Моне словно остается незамеченным наблюдателем, дамы и кавалеры не позируют ему.
Работа получила резко отрицательные отзывы и своим названием («Впечатление») дала определение новому направлению живописи – импрессионизму. Италия»). В горизонтальном построении инородными смотрятся вертикали тонких столбов, однако они собирают всю работу, концентрируя внимание зрителя на центральной её части.
Диагональное построение композиции создаёт впечатление движения. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Здесь нет идеализации, характерной для традиционного искусства. К опыту «Стогов» Моне возвращается в новой серии — «Тополя» («Тополя на Эпте»). Вероятно, все абсолютно не так, но впечатление создается от картины именно такое (значит, главная задача, которую ставил перед собой художник 8211 создать впечатление у зрителя 8211 выполнена).
La Grenouillre) — картина французского художника, написанная в 1869 году. Панно «Кувшинки» («Ненюфары») (Музей Оранжери, Париж) рождает ощущение плоскости и бесконечности пространства, словно утекающего за рамы картины. Он будто сливается с небом, перестаёт быть земным творением. Картина состоит из легчайших прикосновений кисти, нежнейших цветовых оттенков.
Типично жанровая сценка — дамы, отдыхающие в тени садовых деревьев, — утрачивает «жанровость»: женские фигуры становятся неотъемлемой частью цветущего пейзажа, его украшением, подобно прекрасным цветам. Яркий солнечный пейзаж в картине «Цветущие яблони» (Музей изящных искусств, Будапешт) поражает мастерской передачей света- изображённый ландшафт буквально купается в солнечных лучах, заливающих всю окрестность, – и простотой композиции, на первом плане которой – трава и цветущие деревья яблоневого сада, на втором – полускрытые за их ветвями домики с красными крышами, а на дальнем – возвышающийся холм. В традиционном искусстве изображение человека спиной к зрителю на переднем плане было бы недопустимым. Именно это и передал Моне. было проведено более семи выставок импрессионистов.
Художник, страстно любивший цветы, предпочитал их на природе. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение.
В следующем году художник совершает путешествие в Италию, в Бордигеру («Бордигера. В Живерни Моне прожил 43 года, до самой своей смерти. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями. Восход солнца» (Музей Мармоттан, Париж). Очевидно, Моне не ставила перед собой задачу скопировать памятник.
Но, личная жизнь их не была так идеальна как творческая. В качестве правой кулисы художник изображает несколько деревец, придвинутых вплотную к нижнему краю картины, – это единственная вертикаль на этой горизонтальной композиции, «собирающая» всё произведение. Эти места подробно описаны братьями Гонкурами («Манетт Саломон»), Эмилем Золя и Мопассаном. Молодые художники стремились «поймать» мгновенные состояния вечно изменяющейся и живущей по своим законам природы.
Однако это не бросается в глаза, поскольку мы видим полностью лицо только сидящей женщины. Нужны новые подходы, новая техника. В 1880 г. в зале журнала «Ви Модерн», принадлежащего издателю и коллекционеру Жоржу Шарпантье, открывается выставка восемнадцати картин Моне.
Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В 1877 г. состоялась третья выставка импрессионистов, в 1879 г. — четвертая.
В 1908 году Моне посетил Венецию, где родилась серия работ с венецианскими пейзажами. Ему нечем было кормить Камиллу и сына, несмотря на постоянные призывы о помощи.