Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Первые работы Альма-Тадема Лоуренса были схожи с картинами голландских мастеров, технику которых он изучал. Лоуренс Альма-Тадема увлёкся написанием картин, часто бессюжетных, которые воспевали беззаботное блаженство, радость жизни.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы». Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений.
Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Творчество замечательного британского художника Лоуренса Альма Тадема так же наполнено историческими сюжетами роскоши и упадка Римской Империи. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы».
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. » В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Второй брак Альма-Тадемы был бездетным. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны».
Там он встречает семнадцатилетнюю Лауру Терезу Эппс, которая становится его второй женой. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Чувственный мир его картин, как будто разыгранный на театральных подмостках, безмятежная красота и обаяние («Выгодная позиция», «Серебряные безделушки») вызывали у людей ностальгию по ушедшему Золотому Веку. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты. Видимо, эта акварель значила для Альма-Тадемы что-то личное, поскольку он крайне редко обращался к мифологическим сюжетам. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. В доме располагалась коллекция греко-римских древностей, а также копий известных произведений искусства. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»). В 1852 году Лоуренс поступил в Академию Художеств в Антверпене. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее».
За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Павла. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года.
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась. Тогда же впервые проявился его перфекционизм: художник стремился к тщательной проработке мельчайших деталей, а если его что-то не устраивало, без колебаний уничтожал результаты собственного труда.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества». В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58.
История зарубежного искусства. Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. Эйрд— его постоянный заказчик55. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года).
В 1858 году Альма-Тадема начал работать с известным бельгийским художником Хенриком Лейсом. В 1889 году Альма-Тадема был удостоен Золотой медали на Всемирной выставке в Париже, в 1890 году он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета, а в 1897 году удостоен большой золотой медали на международной выставке в Брюсселе.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870).
Картина была весьма благосклонно принята публикой и только Рёскин вновь упрекнул Альма-Тадему в отсутствии критических интонаций. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. «Лицом» выставки избрана работа «Выгодная позиция» (1895) с изображением трёх римских женщин, которые с высокой точки наблюдают за возвращающимися домой галерами.
Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался).
В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В молодости он общался с кузеном— Виллемом Месдахом— и, по некоторым данным, в 1866 году рекомендовал его в школу В. Руллофса и способствовал переезду в Брюссель74. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа).
Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. 3). Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия.
Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель.
Она несколько необычна для творчества художника, который редко обращал внимания на противоречия и негативные стороны жизни античности. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Большая часть его художников-постановщиков были англичанами, очевидно, знакомыми с наследием художника. Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии.
Похоронен в Соборе св. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Тёплый и яркий солнечный свет даёт нам понять чувства героинь картины. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом.
«Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика». В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Картина Альма-Тадемы была новаторской в том отношении, что в викторианском академизме жанр ню существовал только в рамках классической традиции— допускались обнажённые изображения богинь.
Картины живописца правдивы вплоть до малейших деталей и подробностей. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Одна стоит на выступе, выглядывая за край, вторая, рыжеволосая, смотрит вдаль.
Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки.
В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Художник отлично знал, как одевались древние римляне, каково было вооружение войска, какой вид имели дома простых граждан, виллы патрициев, мастерские ремесленников, рынки и бани. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира.
Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях.
Родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Хотя в античном тексте сообщалось, что император использовал в своих оргиях фиалки и некоторые другие цветы, Альма-Тадема писал только розы. В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из истории эпохи Меровингов, затем переключился на темы Древнего Египта, далее перешёл на античную тематику.
В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтов. С угла дома, где находятся девушки, открывается прекрасный вид на корабли с их близкими. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года). Он изображал их в самых разных жизненных ситуациях.
4 было важным источником для работы художника. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. 8.
Спустя три года Альма-Тадема получил гражданство и стал британским поданным. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18.
В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Альма-Тадема отправил тогда 10 своих полотен на британскую секцию Всемирной выставки в Париже, но получил только серебряную медаль. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм.
За свою жизнь великий художник создал 408 картин. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусства), что вызвало ряд протестов.
По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema), голландский и английский художник, мастер исторической и мифологической живописи, страстный археолог. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Родился в маленькой деревушке в четырех милях от Лиувардена (Северные Нидерланды) в крестьянской семье. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Главным его наставником былЭгидиус Вапперс, Альма-Тадема получил несколько наград за успехи в учении.
По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны». Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Лоуренс Альма-Тадема (1836-1912).
Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. Картина оказалась столь популярной, что в 1879 году сэр Уильям Армстронг заказал художнику повторение. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. 1. Две другие леди выглядят немного старше.
В 1870 году Лоуренс Альма-Тадема переезжает в Великобританию. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов». Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». В 1862 году художник впервые посетил Лондон, где был потрясен искусством Древнего Египта. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы.
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Сюжет картины прост: дети Хлодвига под присмотром их матери и духовника упражняются в метании боевых топоров.
Выздоровев, Лоуренс в 1852 году поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы.
После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств.
Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Художник стал чаще использовать пленэрные эффекты и изображать фактуру мрамора, эксперименты в этом направлении ознаменовали начало большой серии работ на тему античной Греции, созданной в 1870-е годы.
Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин.
В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15. Коричневатый колорит, внимание к эффектам солнечного освещения и изображение людей в интерьерах свидетельствуют о влиянии голландской жанровой живописи. Главными героинями полотен живописца были женщины.
В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Учился в Бельгии, сразу позиционировав себя как художника исторического жанра.
Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. В 1864 году Альма-Тадема познакомился с Эрнестом Гамбаром— влиятельным бельгийским издателем и продавцом произведений искусства. Критики видели в этом противостояние войны и мира. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу.
В 1899 году за заслуги перед страной он был произведен в рыцари. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года).
Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино». Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь.
После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32.
Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии. В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. 6), что вызвало ряд протестов.
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя. В этот период художник активно писал большие многофигурные полотна на известные публике сюжеты, которые приносили наибольшую прибыль и быстро продавались.
Лоуренс Альма-Тадема умер 28 июня 1912 в Висбадене, в Германии. Картина Альма-Тадемы была новаторской в том отношении, что в викторианском академизме жанр ню существовал только в рамках классической традиции— допускались обнажённые изображения богинь.
Его работы являются по-настоящему уникальными. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке.
Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. Альма-Тадема скончался в 1912 году в Висбадене после продолжительной болезни. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями.
Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году). Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Выбранный им стиль безупречно отвечал вкусам публики (он был одним из самых богатых художников своего времени). 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. Талантливого художника сразу заметили и он стал пользоваться популярностью. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году.
Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал.
Эйрд— его постоянный заказчик. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд). Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. В 1862 году Альма-Тадема покинул мастерскую Лейса и с тех пор работал самостоятельно, постепенно сделавшись академическим художником европейского уровня.
5. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46. Создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие.
На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения».
Первая выставка подобных работ прошла в Королевской Академии живописи в Лондоне ещё в 1865 году и Альма-Тадема хорошо вписывался в эту тенденцию72. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия.
На щите, который держат двое мужчин на шестах, написана фраза Катулла, адресованная Приапу. Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Персонажами его картин были современники-викторианцы, поставленные в классические декорации, картины точно воссоздавали детали ушедшей эпохи и пользовались большой популярностью в Англии, о чём свидетельствует и факт присвоения художнику рыцарского звания в 1899 году и возведение его в членство ордена Заслуг в 1904 году. Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года.
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Он учился живописи у Врапперса, который был также учителем Форда Мэдокса Брауна. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы». В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В Древнем Риме роза считалась символом красоты, чувственной любви, роскоши и пиров равным образом розовые венки бросались к ногам победителей на триумфах. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.