Серов был хорошо знаком с Левитаном — они неоднократно встречались в Абрамцево, вместе писали этюды, в вопросах искусства они во многом были единомышленниками. Лучший прижизненный портрет Левитана, выполненный в его мастерской его другом и соратником Валентином Серовым, знаменитым русским портретистом. Вэтот период Серов рисовал портреты деятелей искусства— итальянских певцов Анджело Мазини иФранческо Таманьо, художников Константина Коровина, Ильи Репина, Исаака Левитана, писателя Николая Лескова икомпозитора Николая Римского-Корсакова.
Левитан – это художник, который так ясно, таким чистым, таким пленительным голосом спел свою песню о русской природе, что противоречивых толкований его творчества мы почти не встречаем в литературе. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым. В ней, в окружающей жизни художники черпали свое вдохновение. Сила молодости брала свое и мы не погибли.
«Дать недоговоренные картины на выставку составляет для меня страдание. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно граничит с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин. Он был необыкновенно трудоспособен. Вне соображений гражданственности, вне принципов какой бы то ни было морали общество уже слегка отвыкло что-либо чувствовать. – писал Серов из Венеции своей невесте.
Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь. Вместе с тем Левитан был новатором в области художественных исканий. Но надо сказать, что творчество Левитана воспринималось в ту эпоху несколько односторонне.
1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. В жизни Левитана эта деятельность была кратким и незначительным эпизодом. А критики к нему благоволили. Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку.
Левитан, Серов, Коровин и Нестеров — вот мастера, сумевшие передать истинную красоту русской природы до них — одинокая картина Саврасова да некоторые «фоны» в картинах Венецианова. Его лучшее произведение — «Три богатыря». Ищите около себя, но внимательно и вы обязательно найдете и новое и интересное» (И.
Подход к познанию сущности живописи можно охарактеризовать как единство противоположностей. Далее, с 1875 года, уже в России, куда вернулся и Репин, стал скитальцем по воле матери Серов Валентин Александрович. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Был написан портрет императора Николая II.
Но Валентин напускал на себя шутливую суровость и остался непреклонен. Весна и лето. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились.
Бенуа, К. А. Возможно именно с этюдов, подаренных Левитаном Елене Дмитриевне, рождается замечательная традиция обмена произведениями, благодаря которой многие художники смогли собрать живописные коллекции. Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Над образом Александра III Серов работал пофотографии. А когда наступало время «золотой осени», мы с отцом собирали подосиновики в этом леске — слева, за которым проходит железная дорога, а за ней старое деревенское кладбище, а дальше соседняя деревня — там, в изумрудном поле, где земля сходится со студеным, лазурным осенним небом. Картина Саврасова «Грачи прилетели» положила начало новому отношению к родному, русскому.
Вот через эту «березовую рощу» я ходила от станции на дачу. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». Был чужд он и всему чрезмерному, кричащему.
Все это он привез с Востока. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство. И все же Левитан, безгранично влюбленный в природу России, скоро начинал скучать за рубежом. Только плохие подделки под Левитана"».
Так началась целая серия портретов императорской семьи. Лучший прижизненный портрет. Такой, каким и был сам Левитан, каким и был сам Серов.
Это одинаковая вера и понимание «сути» живописи, которая и есть непременное качество, решающее качество великих художников. Далеко не обеспеченный материально (свои юные годы он провел буквально в голоде и нищете), он не отступал ни на пядь от своих убеждений, предпочитая остаться со своим произведением на руках, нежели пойти на малейший компромисс. В 1898 году для Русской частной оперы Мамонтова он создал декорации к опере своего отца Александра Серова «Юдифь». То же самое мы видим в картине Левитана. А искусство — в нем есть что-то небесное — музыка147» (из воспоминаний К. Коровина о Левитане). Кроме того, по верному замечанию Остроухова, опытный педагог открыл «русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше не помышлял» 5.
Таков был замечательный мастер А. И. Словом, жил впечатлениями природы. А. Ростиславов). Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.
Как все знакомо, как близко. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Иногда Левитан присутствовал на устраиваемых ею керамических четвергах.
Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Вероятно, к 1887-му следует отнести поленовский этюд, в котором Левитан написан в повороте головы Христа для картины «Мечты» (1894, Саратовский государственный художественный музей им. Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр.
Чтобы закончить иногда нужно два-три мазка, а вот каких, не сразу решишь» (И. – На выставке, где в числе прочих демонстрировалась и одна из лучших картин Серова «Девушка, освещенная солнцем», член-учредитель «Товарищества передвижников» Илларион Прянишников громогласно заявил: «Это не живопись. Портреты кисти В. А. Бакст, Н. К. Серова и пейзажи И. И. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
Там, над полем, по утрам всходит солнце. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Во многих графических работах начала 1880-х годов он с «шишкинской» скрупулезностью изучал и фиксировал подробности пейзажа: прослеживал рисунок древесной коры, формы листьев различных растений, «мелодику» природы. При этом в глубине души навсегда сохранилось первое мимолетное увлечение – златовласой девочкой по имени Ева на даче композитора Вагнера на Люцернском озере в Швейцарии.
И, конечно, Левитан был первейшим из первых певцом-поэтом в живописи природы. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов. Мастер взял Серова практически в семью: жили в одном доме, вместе ездили на пленэры, остальное время мальчик копировал холсты учителя и рисовал, рисовал, рисовал – с натуры, с гипсов, натюрморты, пейзажи, портреты, в том числе и горячо любимого учителя. Все переломы, все повороты в мире искусства словно запечатлены в том, что написал Валентин Серов. До конца донести и выполнить своё призвание.
Глаза слишком живые, слишком сильная мысль в них затаилась. Левитан). Художники, певцы природы, бывают разные. Но не во внешних эффектах здесь суть.
Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. На самом деле художник-профессионал знает, какая это невероятно сложная задача, так как при тончайшем колористическом решении здесь еще надо быть великолепным, непревзойденным рисовальщиком. Замечательные крымские пейзажи были подарены Левитаном Поленову в знак признательности за проявленную к нему постоянную сердечную и материальную заботу. Левитан – певец русской природы, глубоко национальный, русский художник. Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства.
Билибин и др. ). Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. В искусстве так же. Левитан был художником, хотя по его портрету этого не скажешь.
На этом портрете Левитан признанный, любимый художник, достигший вершины славы.
С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Был, впрочем, Валентин тогда совсем ребенком. В конце разговора на эту личную тему можно припомнить, какой шок испытал юный Серов, когда в коммуне его родни в селе Никольское он увидел совместное купание голых мужчин и женщин. Нестеров испытывавший к Левитану особую любовь и духовное родство, считал, что талантливый художник «показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, – его душу, его очарование» 22 Не менее интересную характеристику творчества мастера дал Ф. А. Малявин.
В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи18. Левитан был художником и на природе и художником в мастерской.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Это глаза и взгляд художника.
В его глазах нет радости, они наполнены тоской. Этот путь нелегок, но радостен. Его образ уравновешен с виду, неудержим и богат внутренне. Постоянная, непрерывная изо дня в день работа.
Он не был приспособлен по своей застенчивой натуре бороться с бытом. Хорошая школа дает это теоретическое обоснование. На уроки по наукам ему надо было ходить почти от Девичьего поля (Зубово) к Каменному мосту на Замоскворечье. Левитан трактовался больше всего как художник элегический, художник грустных настроений. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Рерих, И. Э. О творчестве Левитана существует огромная литература. Что это значит.
Это становится понятным не только по манере письма. Там из рассветного тумана мне навстречу вышли лосиха и лосенок. Я привел этот пример для того, чтобы показать высокое качество рисунка Левитана. К. Коровин, И. Левитан и все великие реалисты-художники шли по этому пути.
Одни восхищаются эффектами освещения, закатами, силою солнечного света, эффектом «лунного серебра» играющего длинною дорожкою на необъятной шири Днепра. И вот, представьте себе, вы, обыкновенный советский труженик, в часы отдыха, возможно, охотник, рыболов, вы не раз стояли на весенней «тяге», переходили шумные весенние ручьи, бродили по лесу во все времена года, сидели у реки и на заре и в полдень и на закате – попали на художественную выставку или в картинную галерею. Мне показалось это каким-то чудом. Однако лучший живописный образ пейзажиста был создан В. А. Серовым (1893, ГТГ). И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины. Скажем, необъятное поле ржи с раскидистым дубом на холме или же лесные дали с огромной перспективой, уходящей в голубизну «за далью даль» или же мачтовый сосновый бор, раскинувший свою громаду.
Так, в одном из писем Поленова сообщает: «Сегодня получила два этюда от Левитана и один Третьякова» 18. Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Мало того, что видели, вы пережили то же самое ощущение. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.
И так же, конечно, был обязан он Поленову. Левитан все переписал и так написал, как ни тебе, ни другому ни за что не написать. За свою недолгую жизнь — Левитан прожил неполных 40 лет — он создал более тысячи картин. Я уже говорил о том, что в природе все сложно и вроде как скрыто и «написано» с такими подробностями, что пойди разберись в этом.
были связаны крепким духовным, художественным родством. Это он – певец любви, певец печали. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например.
" я почти всегда думаю о Левитане. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами».
Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Там ему поручили воспитывать крестьянскую девочку.
Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Создав несколько самостоятельных эскизов и написав некоторые картины по эскизам В. М. Васнецова к опере А. С. Даргомыжского «Русалка», пейзажист практически не возвращался к этому делу, хотя постановка имела потрясающий успех, впервые за всю историю оперы публика аплодировала именно декорациям11. за этюд с натуры». Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Пример творчества Левитана особенно показателен.
1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Какая тайна мира — земля и небо. На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму».
1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. - В 90-х годах Серова как портретиста рвали на части. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.
Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. В мастерской К. Коровин наталкивал нас на понимание сути живописи. Иначе говоря, они были колористами. — говорил он мне, — и как хорошо небо и никто не смотрит. Но дни его уже сочтены.
Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина. Все лучшие его работы хранятся в русских музеях. Возьмем хотя бы такие шедевры, как «Ранняя весна» (1898, Русский музей) или «Весна – большая вода» (1897, Третьяковская галерея). Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
Лансере, Л. С. Его живопись вся из одного куска — цельная, могучая и гармоничная. – Больше всего соблазнов окружало молодого Серова в усадьбе Мамонтовых «Абрамцево».
Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства. Это он ходит в лесу и слушает свирели звук унылый и простой. Его жизненный путь никак нельзя назвать удачливым путем художника, осыпанного благостями судьбы. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей.
Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. И вдруг простейший сюжет, ежегодно встречаемый, зацепил, задел особые струны сердца. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии.
По словам Нестерова, Левитан, «красивый своей серьезной восточной красотой», неоднократно служил моделью на поленовских рисовальных вечерах. Без этого чувства не может быть истинный художник.
В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Свидетельством тому служит изящный изразец «Осень» (1880-е, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Пара, надо сказать, контрастна во всём: ночной, сумрачный, траурный колорит, роскошь с переизбытком, статика в восточной пышности против ясного мотива чисто пленэрной живописи, серебристого света, живости и радости как в характере девочки, так и в движении кисти.
Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Мы вдвоем, как говорится, «пробивались», но работали и работали. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел. такую же безмятежность. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. Учил тому, «что искусство и ландшафты не нужны, где нет чувства.
Левитан стал продолжателем своего учителя Саврасова. А тут – радость. Левитан учился у Саврасова и Поленова.
Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино15. Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Все его картины сами по себе явление в живописи: не по сюжету, не по «содержанию», но по своему внешнему виду, как живопись, как краски, как сочетание форм.
Такие сюжеты любил Шишкин. Всегда подтянутый, корректный, опрятно одетый, обращавшийся к ученикам на «Вы», – он, по словам А. Я. Головина, располагал к себе как человек «всесторонне образованный, культурный, внимательный и сердечный» 6. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Эстетически глаз воспитывается в период созревания художника. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова.
В каждом человеке, способном любить, радоваться, страдать, грустить, каждом, в ком живет хоть искорка живого, конечно, живет художник. Вот предо мною «Март» Левитана. Только любя природу, учась у нее, можно найти себя». Иногда боишься испортить одним мазком.
Левитан). Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. В поленовской семье яркий и самобытный талант Левитана приводил всех в восхищение. Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Поленов очень любил эти этюды, полагая, что «ни Айвазовский, ни Лагорио, ни Шишкин, ни Мясоедов не дали таких правдивых и характерньгх изображений Крыма, как Левитан» 19.
В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Но как трудно о них говорить.
Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). По всей вероятности, Елена Дмитриевна имеет в виду левитановскую акварель «Еврейка в восточном покрывале», эту модель она писала вместе с Левитаном (обе – 1884, Музей-заповедник В. Д. Поленова). Я хочу, хочу отрадного. Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества. Так он не мог на нее смотреть без дрожи – не принял девиз коммуны «Долой предрассудки. ». - А на Западе Серова знают.
Сейчас трудно поверить, что появление русского лирического пейзажа, пейзажа «настроения» связано исключительно с именем Левитана. Тут весь выдохся».
Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, абсолютно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда он убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса. Он всей душой рвался на родину. В природе все едино и зависит друг от друга и взаимно обусловливает друг друга.
Нет конца, никто никогда не поймет этой тайны, как не поймут и смерть. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Кустодиев, ИЛ. Саврасов был замечательным, вдумчивым, душевным педагогом. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом».
Безусловно, творческая атмосфера с особым «культом рыцарства и красоты», которую создавали вокруг себя Поленов и Мамонтов, благотворно влияла на молодых художников. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще.
Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Педагог это был чрезвычайно строгий. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
Но это мое прозрение для меня источник глубоких страданий. Говорили, что только ему Саврасов передал «тайну мотива». Смотря на «Березовую рощу», мы меньше всего думаем о тех художественных частях, которые сложили это удивительное целое. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма. Он любил наблюдать, запоминать и образно, художественно думать.
Известный пейзажист даже внешне, как отмечали его современники, «жил так красиво, как никто из художников его поколения» 14. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Искать и верить в красоту форм, в красоту искусства изображения.
В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. При этом проявлял замечательную твердость.
Это не только дает нам жизнь, но и создает зрительную красоту. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Часто его картины называли этюдами, «талантливыми, но недоделанными набросками», словом, говорили, что картины его — не картины. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене6.
Пристальный взгляд писателя не оставляет зрителя, с какой бы точки он ни смотрел на полотно. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». Это было так разительно точно, что мне даже казалось, будто бы я начинаю ощущать аромат трав, слушать негромкий шум листвы берез, перебираемых ласковым летним ветром, что я вижу этот зайчик, этот солнечный свет, пронизывающий всю листву и падающий на сочную траву, он сейчас захватит и мою руку и я буду ловить этот солнечный зайчик. Вот и стоят они 132дозревают147, повернутые к стене. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Вот таким был Валентин Серов.
Я здесь коснулся «кредо» живописи, которое мы осваивали в мастерской К. Коровина, так как это «кредо» было и методом подхода Левитана к работе с натуры. Каким качеством рисовальщика обладал Левитан, говорит его картина 1890 года «Последний луч», где на фоне вечернего неба Левитан с таким изыском художественной точности вписывает листья осинника в вечернее небо. Вся недолгая творческая жизнь Левитана была наполнена поисками. Понять эту суть – дело довольно трудное. В его глазах нет радости, они наполнены тоской.
Репин вспоминал: «Первую свою картину он начал в Москве, живя у меня в 1878—1879 году. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. Левитан тот самый, которого этюды так понравились Василью и Наташе.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. В своей педагогической деятельности он продолжал развивать традиции лирического пейзажа настроения, заложенные А. К. Саврасовым, – самым дорогим, по выражению Коровина, человеком, открывшим для них с Левитаном «неведомое, как райское блаженство» 4. Не годится.
Портрет меланхоличен, в нём есть что-то закрытое, навсегда тайное. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. Исаак Левитан и Константин Коровин оказались в училище по примеру старших братьев.
Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец. В самом деле, какое глубокое впечатление могли производить низвергающиеся среди скал громогласные, величественные «романтические» водопады, которые в большинстве своем зритель не видел в натуре или же вершины гор, освещенные малиновым светом, который зритель тоже не видал. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника. Однако в момент поступления в МУЖВЗ, когда одаренным от природы юношам было по 13 – 14 лет, они не могли блеснуть эрудицией, поскольку не получили серьезного домашнего и гимназического образования.
Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Видимо, под одним из левитановских этюдов подразумевается его ранняя работа «Въезд в деревню» (1884), представленная вместе с другими произведениями из Музея-заповедника В. Д. Поленова на выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося пейзажиста. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Левитан запечатлён неким мрачным графом или принцем датским, благородным, но как будто «каменногрудым» и обжигающе холодным. Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. Сколько труда было положено Левитаном, этим в высшей степени честным и строгим к себе мастером, на некоторые из таких «неоконченных эскизов».
Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). Посмотри, что за пейзажи сейчас на выставках. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого.
Сомов, Е. Е. В Харькове им были написаны три пастельных портрета: два— жены профессора Харьковского университета К. Д. Хрущева и один— его дочери.
В 1889 году ему удалось побывать на Всемирной парижской выставке. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. Врубель, Б. М.
Серов. Серов казался между ними просто любимцем богов. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы.
Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. «Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Ты просто глупость делаешь. «Многие в поисках новых тем едут далеко и ничего не находят. Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. Нам кажется, что это просто: увидел художник – так и спел. К концу лета наконец-то был окончен портрет отца, а также выполнено несколько заказов, в том числе для реформатской церкви на Большой Морской улице в Петербурге был написан портрет пастора Дальтона, а затем в Домотканово был завершён портрет хозяйки имения Н. Я. Дервиз.
Так что Серов – как раз тот случай, когда он пророк в своем Отечестве. Иные выбирают такие места или многоплановые панорамы, которые строят пейзаж-картину. Во многих странах побывал Левитан. Коровин с горечью писал впоследствии: «Отец, мать ничуть не заботились дать мне какое бы то ни было направление» 1. В феврале родилась дочь Ольга. Даже внешне Василий Дмитриевич выделялся среди преподавателей училища. Нужно работать быстро, но не спешить заканчивать.
Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»13. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. Основной жанр, в котором работал Серов – это портрет. Серов писал портрет именно в мастерской изображенного художника.
По словам С. А. Виноградова, «последнее десятилетие сердечная болезнь очень подавляюще влияла на него», по этой причине он работал «хотя ежедневно, но не больше двух часов» 12. Левитан в этом отношении не был похож на Константина Коровина. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. В 1891 году Поленов закончил замечательный портрет Левитана (частное собрание), о котором в письме к родным упоминает Нестеров20. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». Валентин Серов был наделен огромным актерским талантом.
Когда он говорил: «Надо писать не лес, а поэзию леса», то это был один звук приятного голоса – не более. Новой и хорошей струйкой пахнуло от этого элемента» 17. Коровин писал масляными красками (покуда он один), а Левитан сделал акварель – разовую голову, – прелесть что такое. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров.
Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». 132Как странно все это. Они — благоразумие. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Работа над полотном шла три месяца.
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Но зато практика ежедневного писания с натуры углубляла познание «сути» живописи, вырабатывала мастерство». В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. К концу XIX в. влияние передвижников упало. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости.
В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Это создает пространство и величайшее разнообразие оттенков цветов. Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Конечно, это школа целой жизни. Нередко в училище их приводил счастливый случай: неожиданная встреча с кем-нибудь из преподавателей (как, например, у М. В. Нестерова с инспектором МУЖВЗ К. А. Трутовским, обратившим внимание на способности юноши в рисовании) или, как в жизни А. Е. Архипова и А. П. Рябушкина, с бывшими воспитанниками, сумевшими за короткий срок подготовить их к поступлению в прославленное учебное заведение. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое.
Источником, неиссякаемым родником, питающим творчество художника-реалиста, была природа. Левитан с самого раннего детства испытывал глубокую нужду. Утренняя девочка и девушка в полдень. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.
Здесь было его сердце и здесь были все его художественные помыслы. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой8, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения9. Каждому свое. В изобразительном искусстве появились новые направления.
Вот эту черту и запечатлел так блистательно В. А. Впоследствии в своей педагогической деятельности Левитан во многом опирался на его опыт. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап.
И. И. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. Окончить картину иногда очень трудно. Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных.
Неслучайно он почти не писал жаркие летние дни, предпочитая мягкую игру света. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Крамской создал целую галерею замечательных портретов русских писателей, художников, общественных деятелей: Толстого, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Шишкина и других. Во всей русской живописи лишь три-четыре художника обладали этим даром. Если бы вы были художником, то написали бы так же.
Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Одновременно с Серовым в училище стал преподавать И. И. Левитан, — руководил пейзажной мастерской. Тоска, ощущение гамлетовской безысходности, погружённости в себя отражается подчас во взоре художника, усиливаясь за счёт резко затемнённого фона.
С Левитана написал прекрасный, очень похожий портрет Серов. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками.
Вы это в природе видели точь-в-точь своими глазами. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Но что соединяло трех художников – Левитана, Серова и К. Коровина. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана».
Родился сын Георгий. – Мало. Посетил он Париж, Вену, Ниццу, Италию, Швейцарию, Германию. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства.
Когда я увидел «Березовую рощу» Левитана, я был буквально ошеломлен. Всегда художник, стремясь к совершенству, будет меняться.
Перед глазами зрителя как будто не один, а два живописца, которые даже жили в разных эпохах. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей». На рубеже XIX-XX вв. Но вот появилась на выставке картина Саврасова «Грачи прилетели», сыгравшая огромную роль в истории развития русского искусства.
До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Куинджи. У каждого свой темперамент.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых. «У Поленова в большой комнате, – писал Коровин, – было особенно нарядно.
Пейзажу, батенька, крышка. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено.
Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Что может быть «проще» картин Левитана. Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Это не значит, что он лежал всегда под живописью.
При этом на картине нет ни красок, ни кистей, ни картин, написанных Левитаном. «Как бы в насмешку над национализмом именно еврейскому юноше открылась тайна самой сокровенной русской красоты» (А. О том, что «рисовали и писали его красивую голову», вспоминали почти все участники этих собраний. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене.
Несомненно, Коровин, Нестеров, Архипов, Николай Чехов (брат писателя), – все те, с кем Левитан учился, а впоследствии разделил дружбу имели от природы яркий и самобытный талант. А. Н. Радищева). К. Коровин рассказывал нам: «Мы работали с натуры до изнеможения. Вдруг простое стало близким, дорогим.
Его кредо живописи, безусловно, разделял и Левитан. Не стал Левитан и постоянным участником мамонтовского кружка, хотя, конечно, симпатизировал гостеприимным хозяевам абрамцевского дома и обретенным здесь новым друзьям – В. А. Серову и И. С. Остроухову. Константин Коровин — близкий друг Левитана в те годы — вспоминал, как Саврасов, «этот величайший, проникновенный артист с умным и добрым лицом, любил учеников своих всем своим сердцем». А только художнику присуще особое видение себя и мира вокруг. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.
Так мы на том и расстались» 23. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Моя общительная веселая натура помогала мне во многом. Левитан). С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства.
Его прямо-таки преследовали смешливые племянницы хозяина, особенно Машенька Ярунчикова. На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Левитан — это пронзительное чувство Родины, моей маленькой родины. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. На первый взгляд картина «Березовая роща» не пленяет нас какой-то особенной композицией, каким-то изыском композиционного порядка, но если мы всмотримся глубже и внимательнее, то увидим, что композиция необыкновенна, необычна. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором — пускай.
И такие молодые, свежие, верующие в будущее. Девушка, освещённая солнцем – модель Мария Симонович – с другим темпом жизни иной пластикой. Грабарь и др. ). Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь.
Поленицы» (1897, Музей-заповедник В. Д. Поленова) с трогательной подписью «от преданного Левитана». 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Левитан понимал, что передать душу природы, если можно так выразиться, можно, только очень точно воспринимая все колористическое разнообразие и богатство природы в конкретном освещении, в данном состоянии.
Именно в России. Ходил за грибами по ковру осени, пережидал под дубом дождь. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. И когда я возвращался домой, контраст с моей комнатой в Сущеве был велик и резок» 7. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ).
По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»7 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). За исключением авангарда XX века. Художник – это серьёзный, красивый, благородный человек.
Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. Просто так. Не тратить времени, а писать, творить. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова11. Таких других глубоких, темных, задумчиво-грустных глаз я, кажется, никогда не видел.
Как долго иногда годами, бился он над иным простейшим мотивом, переиначивая все снова, недовольный тем или другим еле заметным диссонансом, меняя иногда всю композицию, если ему казалось, что его поэтичная или живописная мысль недостаточно «очищена». И меня совсем не смущает, что «Золотая осень» написана не в «моей» деревне. Таинственный свет луны в редких облаках, красные отсветы зари на белых стенах украинских хат, косые утренние лучи, пробившиеся сквозь туман и играющие в лужицах на раскисшей дороге, — эти и многие другие живописные открытия запечатлены на его полотнах.
Таких примеров можно привести десятки.