На открывающейся в Русском музее выставке среди прочего представлены три шедевра Бакста, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – картины «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906) и «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907). В Корпусе Бенуа Русский музей развернул выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения выдающегося художника Льва Бакста, одного из ведущих деятелей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Дягилева в Париже.
Вот, например, одно из самых ранних произведений "Портрет А. Н. Вся Европа тех лет была увлечена не только русским балетом, но и вообще «русским» и роль Бакста в этом велика. Картине «Древний ужас» можно было бы дать второе название «Олимпийское спокойствие». Портрет камерный, нерепрезентативный, ничто не говорит о том, что перед нами супруга члена Государственной думы, только внутреннее достоинство роднит с Владимиром Дмитриевичем и Владимиром Владимировичем. На картине «Ужин» веселая непринужденная Анна Бенуа, какой ее нарисовал Бакст, преображается в лукавую игривую, загадочную незнакомку. И в академии не лучший ученик и в Мире искусства не первый гений.
Первоклассные иллюстрации сделали художника одним из главных авторов объединения «Мир искусства» в конце XIX века. И таким образом я открыл для себя русское искусство начала ХХ века. Среди водно-воздушной стихии не сразу заметишь рушащиеся здания и корабли и до конца сомневаешься, на самом ли деле темные пятна на каменных плитах – толпы людей, бегущих в ужасе к храмам. Композиция «Элизиум» создана в символическом ключе.
Эти работы художника раскупались и музеями и коллекционерами. Работы этого времени искренние и непосредственные.
И это, в общем, пока не очень хорошо исследованная область. Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого. Кажется, чуть скучающая, но обаятельно-кокетливая и весьма экстравагантная (вся в черном — от замысловатой шляпы до платья с глубоким декольте) модель сидит за столом. Блестящий художник.
Например, работа в качестве книжного иллюстратора. Он прекрасно с этим справился, ткани выпускались в промышленных масштабах. В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России.
Здесь тот же тонкий, сложный, смягченный психологизм, что и в рисунках. Начало XX века – время становления национального самосознания. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах.
Художник тесно связан с театром, деятельностью Сергея Дягилева и «Русскими сезонами». Театральная графика Бакста стала идеальным плацдармом для красочной детализации. Пушкина) эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа и Рерих и Судейкин. Эскизык «Шехерезаде» до сих пор остаются одной из первых ассоциаций с именем Бакста. Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. Тогда же появляются первые книжные иллюстрации Бакста, которыми он зарабатывал на жизнь. Он никогда не уходил в тень.
Хотя Русский музей иногда все-таки приобретает картины. Пушкина врамках XVI Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» представили ожидаемую многими любителями искусства выставку «Лев Бакст/ Lon Bakst. Многие из них впервые демонстрируются в России.
Неудивительно, что список участников выставки «Лев Бакст / Lon Bakst. Загадку его полотен порой так трудно разгадать. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. Для меня это очень эмоционально, не только интеллектуально. Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя».
Из десятков постановок самые известные — «Шехерезада», «Жар-птица» и «Садко». Проходя по залам, действительно то и дело задаешь себе этот вопрос. Подготовка к данной выставке велась практически целый год. Как и образцы текстиля, дизайном которого Бакст тоже занимался весьма успешно. Чтобы показать комплекс эскизов костюмов к балету «Фея кукол», пришлось собрать акварели и рисунки из четырех музеев.
Творчество Бакста многогранно. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стало очевидно, что технический прогресс и развитие коммуникаций начали объединять мир. Русские сезоны навсегда». Это и «Портрет Дягилева с няней» и «Ужин» и «Античный ужас» и другие произведения. 3.
Этот Лев Толстой совсем не глыба и не «матерый человечище». И дело не только в красоте декораций и костюмов. А сама эта история изобилует интересными поворотами. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника». Собрать такое количество произведений искусства Льва Бакста оказалось крайне непросто.
И теми, что принято относить к иронии (иногда злой иронии) судьбы и теми, в которых Бакст вдруг представал с очередной новой стороны, подтверждая свое универсальное мастерство. Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль дАннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.
Толстого". Этот редкий экспонат тоже можно увидеть на выставке в Петербурге. В 1883-1887 годах вольнослушатель Императорской Академии художеств из учебного заведения ушедший после того, как была отвергнута его конкурсная «Богоматерь, оплакивающая Христа», Бакст, можно сказать, в это учреждение все-таки триумфально вернется, когда в 1914 году ему присвоят звание академика ИАХ.
Портрет Зинаиды Гиппиус правильнее было бы назвать «Антон Крайний», настолько точно и тонко в нем выражена именно эта ипостась поэтессы. Чуть позже оммаж художнику принесли в Русском музее. — Наследие Бакста до ужаса распылено по миру главным образом из-за того, что он последние годы работал на Западе, ежегодно устраивал выставки в Париже и Лондоне. Остается добавить, что Василий Розанов в журнале «Мир искусства» описал модель как «стильную декадентку fin de sicle, черно-белую, тонкую, как горностай, с таинственной улыбкой la Джоконда». Художник назовет ее автопортретом.
Многие экспонаты окажутся в России впервые. Отождествить себя с парижанами начала XX века удалось лишь отчасти. Масштабная ретроспектива, приуроченная к 150-летию со дня рождения одного из основателей «Мира искусства» Льва Бакста (1866-1924), обещает стать одной из самых эффектных выставок лета.
Другой портрет, другая личность – Елена Набокова. Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят – ничто не предвещало. Но постепенно под влиянием ар нуво, «Мира искусства», ориентализма ясная и строгая классическая линия приобретает причудливые очертания. В каталоге выставки наследие Бакста представлено полнее, чем на экспозиции. Причем любопытством деятельным.
Каждая из моделей обладает своей неповторимой особенностью: уникальное расположение слоев созвучны восточным летящим ансамблям, которыми вдохновлялся сам Бакст, необычные формы и асимметричный крой как нельзя лучше сочетают в себе стилевые пристрастия и дизайнера и его вдохновителя. В нем есть что-то по-детски чистое, может быть идущее от самого художника. Он иллюстрировал много книг — и до символизма (то естьв 1890-е годы) и когда он стал членом «Мира искусства». Во втором зале выставки за стеклом витрин – ткани и эскизы рисунков на русские мотивы. Он выполнялся в 1906 году – время расцвета русского символизма в литературе, театре.
Но пока не очень понятно, что именно его интересовало в контексте коллекционирования. И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. Невероятно, но факт. Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, – «Портрет Л. Н.
Ретроспективная выставка включает его произведения раннего периода, эскизы тканей, сделанные им для одного нью-йоркского промышленника в 1923-1924 годах, театрально-балетный раздел, включающий эскизы к спектаклям, портрет Дягилева с няней и колоссальный «Элизиум» — занавес для Драматического театра Комиссаржевской. Гибель Атлантиды кажется мимолетным гневом богов на людей, не вызывающим чувства трагедии. Если скандал вокруг «Ужина» еще можно понять, то негативная реакция современников художника на портрет Сергея Дягилева с няней абсолютно непонятна. А потому с уверенностью можно сказать, что его гениальная классика – современна. Присутствие няни добавляет позитивный момент в восприятие великого антрепренера.
Эпизоды видеофильма с современными реконструкциями балетов, эскизы и костюмы дают некоторое представление о «Русских сезонах», но при этом нужна изрядная доля воображения, чтобы представить, что же происходило в Париже 100 лет назад, тем более что и сам Лев Бакст был удивлен неожиданно сильному влиянию на парижан. Непроизвольно сразу же ищешь внешнее и внутреннее сходство с сыном и мужем. В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: «Портрет Сергея Дягилева с няней» (1906, ГРМ), «Автопортрет» (1893, ГРМ), «Ужин» (1902, ГРМ), портреты Дмитрия Философова (1897, Дагестанский музей изобразительных искусств имени П. С. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» («TerrorAntiquus») (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге К церемонии открытия выставки итальянский дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию вечерних платьев, вдохновляясь театральными костюмами Льва Бакста. В общем и на том спасибо, что выписали множество вещей из Третьяковки, Бахрушинского музея, Псковского и Новгородского музеев-заповедников, что привезли из Наших художников американские рисунки для тканей и что пошили костюмы по бакстовским эскизам. Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Архаическая кора на первом плане выражает безмятежный дух вечной гармонии мира. В целом сложилось представление о восприимчивой натуре художника, склонной к гармонии.
Бакст был и одним из создателей и одним из символов искусства Серебряного века. Ну и также, конечно, Средняя Азия, Индия, Китай. Литературные труды Бакста были изданы издательством «Искусство» в 2012 году и сразу стали библиографической редкостью. – Почему мы позволяем себе такую роскошь. Напряженная работа над оформлением «Русских сезонов», приобретшим впоследствии едва ли не большее художественное значение, чем балеты, которые продюсировал Дягилев, самым печальным образом сказалась на состоянии здоровья художника.
Превзойти мастера оказалось сложно, если не невозможно, а потому по сей день театральные и балетные труппы, как в Большом театре, так и за океаном используют его «образы» в своих постановках. Канонический на первый взгляд портрет Льва Толстого, подписанный еще не псевдонимом, а подлинной фамилией Розенберг, притягивает внутренним взглядом, как будто выражающим древнюю истину «во многой мудрости много печали», открывшуюся непосредственным духовным поиском. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) ив партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИдар Международного благотворительно эскизы костюмов «Беотийца» (ок. Посетители увидят признанные шедевры мастера «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Если только не узнать в толпе на площади Республики, встречающей адмирала, разбушевавшийся фокинско-нижинский кордебалет, а в гибнущем древнем мире за спиной коры с синей птицей в руке – роскошный занавес или задник.
Когда видишь в Белом зале с одной стороны – Элизиум (1906) Льва Бакста (аж в двух вариантах – картины и театрального занавеса для театра Комиссаржевской), с другой – его же панно Древний ужас (1908), а далеко впереди в нише – тающее видение пленительного танца Тамары Карсавиной, вдруг возникает ощущение сложившегося паззла эпохи. На этом фоне каждая страна, в том числе Россия, осознала свою национальную идентичность и стремилась подчеркнуть свои особенности. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, 1906, ГРМ). Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста – знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Рядом "Подсолнухи под окном" – декоративный пейзаж, близкий по стилистике к модерну.
Легендарные постановки начала века, такие как «Нарцисс» Черепнина, «Клеопатра» Аренского или «Шехерезада» Корсакова теперь могут предстать перед зрителем в работах художника. Кто-то на секунду увидит на ней черты человеческого лица. Казалось бы, роскошная белая ваза, утопающая в цветах -лишь искусный натюрморт. «Черешневый лес», как всегда идеально конструирует программу фестиваля, вкоторой всегда прослеживаются тончайшие ассоциативные связи: Бакст— великий театральный художник, соединявший всвоих костюмах отантичности— и, заметьте, мысвами вмузее античных слепков— добезумных ориентальных мотивов иМаррас, который тоже всвоих костюмах соединяет все, что можно.
Графика Бакста – не просто изображения костюмов, это законченные произведения искусства, которые являются одновременно портретами звезд труппы русского балета: Иды Рубинштейн, Тамары Красавиной и Вацлава Нижинского. В странных изгибах фигур, написанных Бакстом, можно увидеть несколько истоков – фигуры гневных божеств индуизма и буддизма, «коленопреклоненный бег» росписей греческих ваз, увлечение спиритуализмом. Так витиевато восторгались талантом Леона Бакста его современники. Так что, с другой стороны, может, это и справедливо, что главная выставка года Бакста идет в Белоруссии. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции.
Бакст интенсивно работает в «Мире Искусства», а также в журналах «Адская почта», «Сатирикон», «Нива», «Аполлон», «Золотое руно». Лев Бакст оказался отрезанным от Парижа и Сергея Дягилева с его «Сезонами», которые сошли на нет. А прямо напротив монументальное полотно "Встреча адмирала Ф. К. Несколько нам предоставил модельер Александр Васильев, у него также есть наброски к балетам «Тамара», «Шахерезада» и «Синий бог».
Дело в том, что 2016-й – не только год Босха, но и, согласно резолюции ЮНЕСКО, год Бакста. Не только это, конечно, так как символизм — это еще и очень красиво и прочее. Нет работ из американских музеев (а в США художник работал в 1922-1923 и 1924 годах и даже был незадолго до смерти приглашен в Голливуд оформить фильм Фауст). 7.
На аукционах цены чаще всего запредельные, это больше для олигархов доступно. Выставка Лев Бакст. Он был исследователь и все это любил как эстетику, систему философскую и прочее. Лев (Леон) Бакст (1866–1924) – всемирно известный художник и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. «Ужин» 1902 года в свое время вызвал как раз и скандальные отклики. Художник уделял моде большое внимание, особенново второй половине жизни.
На Западе это было известно давно. А. С. То, что мывидим сейчас встенах Пушкинского музея, — естественно, органично ипрекрасно. Академическое жюри сочло его работу «Мадонна, оплакивающая Христа» недопустимой: образы Христа и Девы Марии были наделены явными семитскими чертами. Его неординарные идинамичные декорации икостюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада» или «Спящая принцесса» иоказали влияние наобщее представление осценическом оформлении. Были и прочие истории с антисемитским душком.
Плавные извивающиеся органические линии, свойственные модерну, выпрямляются и упрощаются. Сносный пейзажист. Для него было самым главным творить. Так и просится украсить какой-нибудь цветной витраж. После его смерти еще лет десять по Америке прокатывали передвижные выставки его текстиля.
Тот же Схейен комментирует это «резюмирование» так, что «на самом деле эта эпоха закончилась на целое десятилетие раньше — когда в европейской культуре начал утверждаться модернизм во всех его проявлениях, нев последнюю очередь благодаря Дягилеву». Он был мировой знаменитостью, которую ангажировал и Новый Свет. При том, что на выставке отдельный раздел отдан портретам (где можно увидеть и скандализировавший публику Ужин, написанный словно бы не Бакстом, а экспрессионистом Мунком и знаменитый портрет Дягилева с няней и портреты друзей-мирискусников и работы на заказ), все же в фокусе внимания балетные постановки, которыми Париж был подлинно пьян. Лев Бакст (при рождении Лев Самойлович Розенберг) родился в 1866 году в Гродно, Белоруссия.
Шагал, конечно, — это отдельная история. Отдельный зал посвящен работе Бакста над художественной частью "Русских сезонов". Так считали художники эпохи модерна, а Бакст был ее ярчайшим представителем.
Но помнят и любят его, прежде всего, как сценографа «Русских сезонов», новатора, сделавшего экзотичные изысканные костюмы и декорации органичной частью режиссуры и экспортера русской культуры, работавшего с Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Вацлавом Нижинским, Идой Рубинштейн. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. » — сообщили в музее. Остальное предоставили девять российских музеев, а также коллекционеры. Затем учился в петербургской гимназии и в петербургской академии, был членом объединения «Мир искусства», автором декораций «Русских сезонов» Дягилева. С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. (Потом, впрочем, Бакст женится на дочери Павла Третьяковка Любови Гриценко, но вместе они будут не так долго, семь лет. ) То, что он делал, было ново.
Мы представим и ту и другую стороны мастера. 8. Они все мечтали о новом высоком стиле, считали таким стилем неоклассицизм.
С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Когда вдруг не стало Бакста, пресса во Франции подводила итог его жизни, говоря, что «смерть Бакста ознаменовала собой конец целой эпохи в истории европейской культуры». Толстого» (1886) исполненный по фотографии писателя.
Модерн отразился во всех видах и жанрах искусства. Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. Но портреты на самом деле в углу картины.
Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ дар Международного благотворительного фонда «Константиновский» в 2013 году из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских) эскизы костюмов «Беотийца» (ок. Гамзатовой, Махачкала), Андрея Белого (1906, ГЛМ, Москва) и Зинаиды Гиппиус (1906, ГТГ), декоративные панно «Древний ужас» (ldquoTerror Antiquusrdquo) (1908, ГРМ) и «Элизиум» (занавес для Драматического театра В. Ф. Эти так называемые дети цветов — все тогда ездилив Индию, да, была такая мода. 5. Как известно, Бакстом Лев Самойлович (или Леиб Хаим Израилевич) Розенберг, родившийся в 1866-м, станет называться только с 1889 года — с момента первой своей выставки, —взяв за основу псевдонима фамилию бабушки по маме — Бакстер. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Нам просто невозможно было бы у них что-то перехватывать. В 1909 году брак Бакста распадается. Ради этого брака Бакст переходит из иудаизма в лютеранство.
Но нет следов этой деятельности. Он очень уважал Бакста как наставника. Последний зал выставки – театральный. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство и вернулся к вере отцов. Особый интерес представляет журнально-книжная графика Бакста: в частности, его работы, созданные для легендарного журнала «Мир искусства», художественным редактором которого он был.
Желаемые чувства возникли почти сразу, хотя и пришли поначалу с неожиданной стороны, к которой «Русские сезоны» никакого отношения не имели. В 20-е годы декоративно-прикладное творчество Бакста движется от модерна к ар деко. И, конечно, театральный художник известный вомногом своими впечатляющими проектами для «Русских сезонов» Сергея Дягилева вПариже иЛондоне.
Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн. Бесплатно никто не привезет, нам еще страховку надо оплачивать. Посетители увидят признанные шедевры мастера: «Ужин» (1902), «Портрет С. П. Дягилева с няней» (1906), «Древний ужас (Terror antiquus)» (1907), графические портреты выдающихся деятелей культуры и искусства начала ХХ века – И. Левитана, А. Бенуа, З. Гиппиус, Ф. Малявина, А. Головина и др. Эскизы костюмов для Иды Рубинштейн или Вацлава Нижинского известные станковые произведения «Портрет Сергея Дягилева сняней» или «Автопортрет», портреты Андрея Белого иЗинаиды Гиппиус— всего неперечислить, нужно идти исмотреть.
Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он – белорусский еврей. Известный российский историк моды Александр Васильев – более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910 – 1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса». Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». «Мы показываем Бакста не только как театрального художника, но как большого художника разных стилей, эпох и жанров, – рассказывает Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе.
Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900–1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Льва Бакста, внесшего неоценимый вклад в мировое театрально-декорационное искусство. Авелана в Париже". Выставляется она впервые. Конец 19 века – период окончательного становления Бакста. Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек.
Все эти влияния Бакст переплавил в талантливую стилизацию. В 1903 году 37-летний Бакст во время работы над постановкой балета «Фея кукол» во Франции знакомится с вдовой художника Николая Гриценко, Любовью Павловной (1870–1928), дочерью Павла Михайловича Третьякова, основателя галереи. В фотографиях Дягилева резче проявляются определенные черты характера. В ГМИИ им.
Появилась даже бакстомания. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст – самый значительный портретист общества «Мир искусства». Бакст еще — путешественник и денди, плюс ко всему читавший лекции и за год до смерти, в 1923-м, написавший автобиографический роман «Жестокая первая любовь».
Почему мы позволяем себе такую роскошь. Ктомуже, мне очень важно, чтобы унаряда были душа ихарактер, что мынаблюдаем иуБакста». С 1913 года его эскизы текстиля выставлялись в Париже. Шагал очень высоко оценивает Бакста, судяпо письмам Шагала. Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст.
Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Среди них, например, такие раритеты, как наряд Японской куклы для Веры Трефиловой в балете Фея кукол (1903), костюм Амуна для Михаила Фокина, танцевавшего в Клеопатре (1909) и одежда (словно из лепестков роз) для Вацлава Нижинского в Призраке розы (1911). Заниматься символизмом — это было увлекательным путешествием. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций. Эта вещь принесла ему мировую славу. Новостью даже для специалистов стали работы Бакста в области текстиля.
Меня очень увлекали Блок, Брюсов, Белый. Но в западные музеи мы не обращались, так как у нас мало денег. Бакст ездил в резервации индейцев, сидел в музеях, создал массу эскизов тканей.
Во время наездов в Россию художник знакомится с братьями Бенуа, которые вводят его в круг петербургских интеллектуалов – Сергея Дягилева, Дмитрия Философова, Константина Сомова. Лишь 100 произведений находятся в фондах Русского музея. Для выставки соберут около 200 холстов, рисунков и эскизов, объектов и фотографий из российских и зарубежных музеев и частных коллекций.
Остались эскизы костюмов для благотворительных аристократических балов. 1. Пушкина Бакста покажут во всех ипостасях. Он видит сквозь вещи и искусство эпохи внешние формы и лики жизни. С. Пушкина) эскиз костюма «Коломбины» к балету «Спящая принцесса» (1921, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
В частности, Музей декоративных искусств в Париже имеет большую коллекцию его театральных эскизов. Именно костюмы и декорации исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. Конечно, кураторы не выбирают музеи, они работают в них.
Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса» и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. 6. К 150-летию со дня рождения» занимает несколько абзацев.
Известно, что он работал над кинематографическим вариантом «Фауста», но пока у нас нет эскизов. К тому времени, однако, художнику, с 1909-го работавшему с дягилевскими «Русскими сезонами» и ещедо того подолгу жившему в Париже, запретили оставаться в Петербургеиз-за его национальности: на убийство Столыпина Дмитрием Богровым осенью 1911 года Николай II решил отреагировать антисемитским указом. 4. Как он сам писал, «все дамы света теперь щеголяют в них». Которого при жизни выставляли в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Стокгольме – и продолжают выставлять до сих пор. Но в ранние ученические годы он много подражал Баксту.
Но ведь нет. Медики запретили Баксту работать и отправили в благоприятный швейцарский климат. Который принес Дягилеву и Русским сезонам чуть ли не половину успеха. Все вокруг должно быть прекрасно. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана.
Выставка Льва Бакста уже сейчас, наравне с выставкой Фриды Кало, считается одной из самых главных временных выставок в Санкт-Петербурге. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Когда он жил в Париже, модельеры как обезьянки перехватывали его идеи —эти идеи сразу шли в народ. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника».
С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. Их в этом плане вполне можно сравнить с мастерами эпохи Возрождения. Первым десятилетием двадцатого века исчерпывается спокойный период в жизни художника. Кроме того, на Западе в основном графика.
Но его влияние на моду 1910-1920-х годов велико. Всего лишь третья выставка Бакста в России. В этой стране его и застало начало Первой мировой войны.
В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Он увлекался не только художественными произведениями. Учеба художника в Академии заканчивается в 1887 году, когда он принимает участие в конкурсе, но не просто проваливает состязание за Серебряную медаль, а оказывается вовсе исключенным. Бакста. Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел.