Лаура Альма-Тадема (урождённая Эппс, 1852— 15 августа 1909)— английская художница викторианской эпохи, жена и ученица Лоуренса Альма-Тадемы. Так же как и картины ее мужа, картины Лауры Альма-Тадема в 1909 году стали в числе ее самых ярких творческих успехов. С потерей Лауры и многих других его друзей, энтузиазм Альма-Тадема начал ослабевать и у него уже не было сил, чтобы жить и работать в старом темпе.
В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членом Королевской Академии художеств. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Дочери – Лоранс (1864-1940) и Анна (1867-1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая – художницей обе так и не вышли замуж. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. 8. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. За свою жизнь великий художник создал 408 картин. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54.
Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. В конце ХХ века он стал оцениваться как один из важнейших живописцев-академистов XIX века. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо.
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года.
Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя». В 2010 году картина была вновь продана за 3 592 500 долларов анонимному покупателю. В числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк.
За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48.
28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Поездка в Италию радикально меняет тематику работ Альма-Тадема, отныне он разрабатывал сюжеты из античной истории Греции и древнего Рима. Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные плоды. В этом плане характерна судьба картины «Обнаружение Моисея». В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств.
В том же году президентом Академии художеств стал Лейтон, что означало прочные позиции для академического классицизма. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке. Локи, обернувшись соколом, полетел во владения Тьяцци, превратил Идунн в орех и вернулся с ней домой. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Главными его моделями оставались жена и дочери, характерно, что со временем он стал избегать использовать их образы для своих исторических полотен, предпочитая нанимать натурщиц или использовать античную скульптуру.
Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. Именно «буржуазность» Альма-Тадема сделала его в Британии символом плохого художника между 1920-ми и 1960-ми годами.
Во время распродажи коллекции Фунта в 1973 году, «Моисей» был продан за 30 000 фунтов. В тот момент владельцы дома гостили в Шотландии у поэта Уильяма Белла Скотта— художник должен был иллюстрировать его сборник. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6. Искусство его признаётся «буквалистским» – Альма-Тадема Вуд назвал «типичным художником-антикваром», который сделал античность понятной представителям британского среднего класса. Волшебную яблоню лелеяли и охраняли три мудрые норны.
В 1870 году переселился в Великобританию, в 1873 году по личному распоряжению королевы Виктории получил британское подданство. Эти драгоценные дары хотели похитить великаны, желавшие лишить богов их силы и юности. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. Критики видели в этом противостояние войны и мира.
Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя.
Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие. Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности. В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм, викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». Отчасти из-за отношений с Лаурой Л. Альма-Тадема принял решение переехать в Англию с двумя дочерьми от первого брака (жена художника скончалась в мае того же года). Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53.
По мнению британского искусствоведа К. Вуда – «Альма-Тадема в первую очередь был голландским художником и его художественное образование и характер его искусства были сугубо голландскими, а не английскими». Наконец, они поженились в июле 1871 года, но этот брак оказался бездетным. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты.
Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Его работы являются по-настоящему уникальными. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5 млн фунтов. Atje Tadema, 1834-1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. Лауре было 18, Отец160 доктор Эппс160 считал, но согласился, Альма-Тадеме160 34 года, что они должны узнать друг друга – лучше что она слишком молода для замужества.
Его контракт с Гамбаром 1874 года принёс ему 10 000 фунтов стерлингов. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадема, чтобы они поняли, чего он от них добивается. Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52.
Легенды о золотых яблоках, символе молодости и плодовитости известны в греческой мифологии (яблоки Гесперид). По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадема находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино».
Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32.
После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на акционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2 млн долларов. Локи вернул Идунн её настоящий вид и она раздала больным богам яблоки. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен.
Лаура Альма-Тадема также стала известной художницей, чья художественная манера очень похожа на мужа, подписывалась она той же фамилией, но не ставила каталожного номера опуса. Для критики 1920-х годов Альма-Тадема был ярким примером викторианского декоратора, который тратил массу усилий и техническое мастерство на вещи неглубокие и даже бессмысленные. 28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет. 4 было важным источником для работы художника.
У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет.
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Отчасти из-за отношений с Лаурой Л. Альма-Тадема принял решение переехать в Англию с двумя дочерьми от первого брака (жена художника скончалась в мае того же года). Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда.
Эйрд— его постоянный заказчик55. Тем не менее, К. Вуд отмечал, что «Хотя эмоциональное воздействие его искусства минимально, но они праздничны, а изображения моря, неба, мрамора и цветов, купающихся в лучах средиземноморского солнца, делают эти картины уникальными в викторианском искусстве они всегда будут доставлять удовольствие». В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории».
Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет.
«Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Практически все работы Альма-Тадема оказались в частных собраниях. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». В 1888 году была создана одна из самых известных его картин – «Розы Гелиогабала». Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей). Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из истории эпохи Меровингов, затем переключился на темы Древнего Египта, далее перешёл на античную тематику. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала».
Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Результатом стало сильное нервное потрясение у жены художника, от которого она так и не оправилась20. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт и в 1960 году – за 252 фунта. Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. Для того, чтобы воссоздавать каждую деталь, он реконструировал то, что хотел изобразить, в тщательно спланированных декорациях, где размещал людей в традиционных костюмах.
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). 6), что вызвало ряд протестов. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Похоронен в Соборе св.
По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9. В 1852 году он поступил в Королевскую академию Антверпена, где обучался четыре года. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок.
Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. В 1873 году Альма-Тадема получил официальное письмо королевы Виктории, предоставлявшее ему британское подданство. Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк.
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55.
3). В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках.
Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
1. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию в 24 полотна и устроил первую выставку в Лондоне. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается.
Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра – Атье Тадема (нидерл.
Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов. Работами Альма-Тадема вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна. Первоначально он поселился в доме Фредерика Гудолла— также художника изображавшего экзотические страны23. Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени.
Угрожая ему смертью, он приказал предателю немедленно вернуть Идунн и чудесные яблоки. Альма-Тадема родился 8 января 1836 в городке Дронрийп, земля Фрисланд в Нидерландах. Создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
В 1870-е годы она позировала для скульптора Жюля Далу и художника Ф. Милле. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. Во время поездки в Италию в январе – апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)».
Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. Коричневатый колорит, внимание к эффектам солнечного освещения и изображение людей в интерьерах свидетельствуют о влиянии голландской жанровой живописи.
Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46.
В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов) – в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Наконец, они поженились в июле 1871 года, но этот брак оказался бездетным.
«Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. 5.
Альма-Тадема отправил тогда 10 своих полотен на британскую секцию Всемирной выставки в Париже, но получил только серебряную медаль. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). Лаура служила постоянной моделью своего мужа, появившись на 12 его полотнах, в том числе картине «Помешали», написанной для выставки женского портрета 1880 года. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году).
Во время экспедиции Альма-Тадема столкнулся с руинами древних римских – городов Помпеи и Геркуланума. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работе парижского Салона 1876 года. Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум». Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода).
Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию в 24 полотна и устроил первую выставку в Лондоне. Тогда же впервые проявился его перфекционизм: художник стремился к тщательной проработке мельчайших деталей, а если его что-то не устраивало, без колебаний уничтожал результаты собственного труда.
Павла. Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару.
Учился в Бельгии, сразу позиционировав себя как художника исторического жанра. Лаура служила постоянной моделью своего мужа, появившись на 12 его полотнах, в том числе картине «Помешали», написанной для выставки женского портрета 1880 года. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадема (35 работ – почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис».
После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Мать имела склонность к искусству и решила, что дети должны учиться рисованию, Лоуренс получил первые уроки вместе со старшими сводными братьями у местного художника. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».
Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55.
Картина писалась в течение четырёх месяцев зимой, причём в течение всего этого времени художнику еженедельно присылали свежие розы с французской Ривьеры и даже из Африки. Художник был как всегда обстоятелен при написании картины, в частности, он подсчитал, что в секторах амфитеатра, видимых зрителю, могло поместиться 5000 фигур. В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Дом изначально строился для хозяина, занимающегося искусством и принимающего артистическую компанию, однако Альма-Тадема приступил к радикальной перестройке по собственному проекту. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Идунн («обновляющая»), в скандинавской мифологии богиня-хранительница чудесных молодильных яблок.
С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадема на антикварном рынке.