Франтишек Купка (23. 09. 1871-21. 06. 1957) – французский живописец чешского происхождения, создавший между 1907 и 1909 многочисленные картины в манере, очень близкой к абстрактной. После Второй мировой войны Купка считался признанным мэтром абстракционизма, а его картины регулярно экспонировались в Салоне новых реальностей. Через упрощение визуального пространства картины и усложнение ее содержания Купка бежит из предметного мира и как бы впадает в поле абстрактного. Картина, выставленная на Осеннем салоне, вызывает скандал, а Аполлинер пишет о новых тенденциях в живописи и относит Купку (как и Робера Делоне) к одной из них – орфизму.
гал. музею современного искусства, Центр Помпиду, вдовой художника («Архаическая», 1910). Работы из цикла «Голоса тишины» уже не повествуют о неразрывности связей во Вселенной. Чешское правительство приобрело несколько работ мастера. Сотрудничал во многих иллюстрированных журналах.
Поначалу Купка подрабатывал тем, что сотрудничал с прессой под псевдонимом Поль Реньяр. Центр Помпиду «Музыка», 1936, там же). В других картинах Купка работал с круговыми или спиралевидными цветовыми плоскостями, которые, казалось, начинали свое движение из центральной точки композиции (Диски, 1911/1912). «Творение в пластических искусствах» («La creation dans les arts plastiques», 1911 изд. В их обыденности есть грубая сила, примитивность, роднящая их с животными. Естественные науки, переживавшие новое возрождение в начале века, открывают свойства «другой природы» его полотна теперь становятся реакцией на конструкцию, структуру, движение органической и неорганической материи.
«simultan» – одновременный) состоит в единовременном сочетании различных моментов движения в рамках одной картины. Он много иллюстрировал газеты и журналы («Кокорико», «Илюстрасьон» и др. ), рисовал афиши для шансонье и всевозможные плакаты, оформлял книги (самая известная – «Человек и замля» Ж. Ж. Э. Реклю). Его творчество это искусство одиночки, признанное только после смерти художника. Его вдохновили труды философа Анри Бергсона исследования Исаака Ньютона, а также система химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля, представленная в его работе «Принципы симультанного контраста цветов» (1839). Тойен считается наиболее значимой женщиной-художником Чехословакии ХХ века. музей совр.
1890-х– нач. В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж). В том же году участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des realites nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни. Его циклы «Деньги», «Мир» и «Золото», созданные для журнала «Assiette au beurre» обличают человеческую жестокость и социальную несправедливость. С 1895 года Купка жил в Париже, недолго посещал частную академию художеств «Academie Julian», затем учился в Школе изящных искусств (Ecole des Beaux-Arts).
В 1909 он пишет картину, ставшую поворотным пунктом в его творческой биографии: «Клавиши рояля – озеро» (Прага, Нац. В графич. Этот пейзаж призван напоминать о вечности. Купка смог познакомиться со своим кумиром, художником-символистом Карлом Дифенбахом.
1912: Картины двух планов. гал. ) и символические картины, написанные в академической манере. Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки.
Тут же – ассоциации с теориями волн и вибраций, популярных в круге теософов. Одинокий странник в «Дороге тишины» проходит среди ряда статуй эти загадочные египетские сфинксы хранят тайну не менее значительную, чем загадочность женской природы. Картина разделена на серию узких параллельных полос эти «цветные планы» легли в основу его абстрактных произведений исполненных после 1910, но экспонированных только на Осеннем салоне 1912, где они произвели сенсацию («Жена художника среди вертикалей», 1910-1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Аморфа, двухцветная фуга», Прага, Нац.
музей современного искусства. Научный позитивизм, по его мнению, может косвенно помочь многое прояснить в искусстве. В 1888—1891 годах учился в пражской Академии художеств, создавая в то время картины на исторические и патриотические темы. ". Человек, для которого мир непостижим, приговорен к одинокому грустному путешествию.
1900-хгг. иск-ва, Париж). полифонией, космич. гал. ). Об этом говорят и многие названия картин, "Ноктюрнов" или "Фуг". Работы из цикла «Голоса тишины» уже не повествуют о неразрывности связей во Вселенной.
соч. Художники были увлечены кубизмом, но старались дистанцироваться от Пикассо и Брака, коих объявили в своём манифесте «галерейными кубистами». Переломным моментом в его творчестве стал выход Манифеста футуризма в газете Фигаро (Le Figaro): так, его следующая работа Клавиши пианино или Озеро (Piano Keyboard/Lake) представляется нам как некий опыт художника в области комбинирования живописи и музыки, а также эксперимент с цветами и движением в пространстве. В 1891 году переехал в Вену, где поступил в Академию изобразительного искусства, сконцентрировавшись на создании полотен на символические и аллегорические сюжеты.
Но Купка вкладывал в свою живопись больше научных теорий, чем могло показаться. По привычной традиции, пионерами абстрактной живописи считаются Кандинский и Малевич. В этот период он создает различные портреты («Последнее видение Генриха Гейне», этюд, Прага, Нац.
Обыденность он не любил. Эксцентричная художница Мария Черминова (1902-1980), более известная под псевдонимом Тойен, который для нее выдумал чешский поэт Ярослав Сейферт, является одной из представительниц чешского и мирового сюрреализма. В работах 1908—1911 годов — влияние фовизма и пуантилизма. гармонией («Собор», 1913, частное собрание, Париж «Голубое движение», 1924, Нац. В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией. В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «Abstraction-Cration» («Абстракция-Творчество»). Таким образом, темой картины становится движение цветов.
гал. ). Для своего времени это был весьма смелый шаг, который характеризовал художницу как прогрессивную нонконформистку. Он увлекался физикой (оптикой и механикой), астрономией, химией, биологией регулярно посещал лекции в Сорбонне и даже работал в местной лаборатории. Другой же критик – Валенси – приклеил к стилю Купки ярлык музыкализм, поскольку названия некоторых картин той серии действительно были музыкальными: Ноктюрн, Фуга (обе- 1911/1912), Амфора, фуга из двух цветов (1912). В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». аллегории в духе символизма («Баллада: радости жизни», 1901–02, там же).
Едва прикрытая нагота героини в картине перекликается с диким девственным пейзажем. Его тишина и просторность поистине величавы. По его же словам, наибольшее влияние на него как абстракциониста в числе прочего оказало вот что: музыка Дебюсси, где он (Кандинский) услышал и сопоставил звук и цвет и стих А. Рембо, где каждый гласный звук был выделен цветом. Купка был глубоко впечатлён первым «» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро».
В 1957 он умер в возрасте 85 лет. Для журнала «Assiette au beurre» он готовит цикл рисунков («Деньги», «Мир»), посвященный человеческой жестокости и несправедливости. Есть результат – освобожденные от копирования реальности и зрительных клише полотна. Картина Купки «Форма синего» стала самой дорогой проданной в Чехии картиной (55 млн крон). Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки.
Во время своего пребывания в Праге (1887- 1891) Купка открывает для себя современную европейскую живопись и продолжает увлекаться спиритизмом.
Добровольный аскетизм и минимализм сделали его картины более выразительными тематически. Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В 1989-1990 в Париже (Гор. Картина «Волна» появляется уже после того, как художник поселился в Париже. тематика («Деньги», «Религия», «Мир», все 1899, Нац. Во время второй мировой войны он уезжает в Божанси, затем возвращается в Пюто, где завершает свои старые картины («Три синих, три красных», 1913-1957, Париж, Нац. В 1910 году он пишет первую совершенно абстрактную картину «Ноктюрн», делает наброски вертикальных и округлых форм.
В Австрии Купка стал постепенно отходить от реалистической традиции и увлёкся символизмом (в частности – Одилоном Редоном и Альфонсом Муха), а также восточной философией и теософией. Учился в Пражской (18811501891) и Венской (18911501892) академиях художеств, с 1895 обосновался в Париже, где посещал академию Р. Жюльена. Полотна, созданные в 1910—1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). пражской АХ (занимался обучением чеш. Нет необходимости уточнять, пятна какого цвета лежат на полотне. В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж).
Купка запечатлевает не прекрасное поэтическое мечтание (как, например, Прейслер в «Черном озере»). Добровольный аскетизм и минимализм сделали его картины более выразительными тематически. В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией. музей современного искусства, Центр Помпиду) и пишет композиции с правильными, расположенными перпендикулярно друг другу плоскостями в лишенном глубины пространстве («Автономный белый», 1951-1952, там же). Сотрудники полиции не один форум выслеживали финалистов.
В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «» («Абстракция-Творчество»). Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». Например, кубическую картину «Художник» продали за 18 миллионов крон. В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «» (Париж).
Купка родился в семье ремесленника. В 1931 он становится членом группы «Абстракция-творчество» и знакомится с художниками, работающими в стиле геометрической абстракции. В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «Abstraction-Creation» («Абстракция-Творчество»).
В картинах 1907–10, близких фовизму, проявилось увлечение К. иск-вом греч. Эти картины не были похожи на картины. Этот пейзаж призван напоминать о вечности. Одновременно писал спиритуалистич. В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon dAutomne). пересекающимся окружностям, расходящимся параболам, полусферам, создавая многомерные системы свёртывающихся и раскрывающихся пространств («Размещение графических мотивов», 1912–13, собрание Тиссен-Борнемиса «Вокруг точки», 1925–30, Нац. авангардизма. Купка родился в семье ремесленника.
В 1888 – 1891 годах учился в пражской Академии изобразительных искусств, создавая в то время картины на исторические и патриотические темы. Картины Купки пользуются успехом. Над его «Тёплой хроматикой» посмеивались даже его коллеги-единомышленники: «Мы знакомы с тёплым чаем, но не с тёплой хроматикой». Позже Купка делает иллюстрации к коллекционным изданиям, в которых проявляется влияние Альфонса Мухи (иллюстрации к «Человеку и земле» Элизе Реклю, 1904-1906 «Гимну гимнов» и «Эриниям» Леконта де Лиля, 1905-1909 «Лисистрате» Аристофана, 1906 и «Прометею» Эсхила, 1911). Купку интересует возможность перевода на язык живописи аккордов и гармоний.
В годы учёбы увлёкся теософией. В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». гал). музее современного искусства. В начале первой мировой войны Купка отправился на фронт добровольцем. Купка любил давать своим полотнам соответствующие названия: «Фуга в двух цветах» (1911-1912), «Ноктюрн» (1913) и др Сам он писал о музыке, что она «является замечательным стимулом для художника-колориста (), поскольку прослушивание музыкального сочинения вызывает в зрительной памяти каждого различные образы». Аллея сфинксов символизирует путь жизни, по которому проходит человек.
В том же году участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des ralits nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни. Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». В работах 1908 – 1911 годов – влияние фовизма и пуантилизма. Что это было – галлюцинации или нечто большее, неважно. За ретроспективой последовали Салоны новых реальностей (Salons des Realites Nouvelles) во Франции и персональные выставки в США (в Нью-Йорке). По мнению ионийских философов, вода, как и женщина, стоит у истоков жизни. музей современного искусства) прошла ретроспективная выставка работ Купки.
Его творчество это искусство одиночки, признанное только после смерти художника. С 1895 года Купка жил в Париже, недолго посещал частную академию художеств «Acadmie Julian», затем учился в Школе изящных искусств. музей современного искусства. гал. ). Доказательств прямого влияния одного мастера на другого нет, но фактом остается то, что оба художника участвовали во встречах группы из Пюто в мастерской Жака Вийона, а позже вошли в состав «Золотого сечения».
В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж). В 1931 он становится членом группы «Абстракция-творчество» и знакомится с художниками, работающими в стиле геометрической абстракции. Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году.
Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «Манэс» (Прага). Художник приводил в порядок пошатнувшееся здоровье и много отдыхал. В теоретич.
Во время своего пребывания в Праге (1887- 1891) Купка открывает для себя современную европейскую живопись и продолжает увлекаться спиритизмом. Центр Помпиду (163 живописных и графических работы, происходящих, главным образом из собрания жены художника). К моменту поступления в Академию изящных искусств в Праге на отделение живописи (Academy of Fine Arts in Prague) Купка был уже довольно опытным художником.
галерея, Прага). Картина разделена на серию узких параллельных полос эти «цветные планы» легли в основу его абстрактных произведений исполненных после 1910, но экспонированных только на Осеннем салоне 1912, где они произвели сенсацию («Жена художника среди вертикалей», 1910-1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства «Аморфа, двухцветная фуга», Прага, Нац. Затем он уезжает в Вену, где поступает в венскую Академию художеств. Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э. В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon dAutomne).
музей современного искусства) прошла ретроспективная выставка работ Купки. Художник должен искать зримые эквиваленты животворящих сил вселенной ему следует изображать «другую реальность». Под влиянием Одилона Редона он создает символистские картины, в которых линия преобладает над пластической выразительностью («Недоверие или Черный идол», 1903, Прага, Нац. Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр».
После того как мастер принял участие в выставке «Золотое сечение» (1912), где тон задавали близкие по духу картины Р. Делоне, его тоже стали причислять к орфизму. Человек, для которого мир непостижим, приговорен к одинокому грустному путешествию. – и в первую очередь серия «Жиголетты» – были охарактеризованы искусствоведами как «дикие». Искусствовед Людмила Вахтова объясняет напрашивающиеся параллели следующим образом: «Купка также искал визуальный эквивалент универсальной правды и оба художника понимали геометрию как геометрическую науку, в которой цифры не являются только лишь инструментом соответствующего подсчёта, но и представляют абсолютный интеллектуальный смысл». В своем искусстве Купка стремится к точной стилизации, он пишет серию картин и рисунков гуашью, вдохновленных джазом («Jazz-Hot 1», 1935, Париж, Нац. Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро».
Под влиянием Одилона Редона он создает символистские картины, в которых линия преобладает над пластической выразительностью («Недоверие или Черный идол», 1903, Прага, Нац. Под воздействием изобретений Рейно и Маре Купка, еще до Марселя Дюшана и итальянских футуристов интересуется передачей движения и света. Тойен прославилась, кроме прочего, своими рисунками эротического содержания, которые она подписывала буквой «Т» или «ХХ». К примеру, в процессе создания карикатур он вырабатывает ряд приемов, обличающих капитализм главным из них служит очевидность животной сущности буржуа.
Он также проектировал наряды и давал уроки академического рисунка модисткам. Для журнала «Assiette au beurre» он готовит цикл рисунков («Деньги», «Мир»), посвященный человеческой жестокости и несправедливости. Его идеал связан с увековечиванием брутального и откровенно чувственного в человеке.
На этот же период жизни приходится его увлечение Восточной философией и теологией что же до художников, которые устанавливали вектор развития Купки как художника, то таким, безусловно, был немецкий символист Карл Вильгельм Дифенбах (Karl Wilhelm Diefenbach). Занимался созданием иллюстраций к книгам, сатирических рисунков, плакатов. В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией.
и парижском Нац. В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon dAutomne). Он вступает в пространство иконосферы, узаконенной в искусстве конструктивистами, явно очарованный взаимоотношениями механических элементов (таких как передачи, поршни, валы, шатуны) их фактурой и цветом. После этого было трудно вернуться к бытовой ерунде.
Его многочисленные и разнообразные увлечения, особенно музыкой и необыкновенная образованность делают его одним из самых выдающихся представителей современного духа, воспетого Аполлинером. Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «» (Прага). Полотна, созданные в 1910—1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). преобладает социально-критич. В своем искусстве Купка стремится к точной стилизации, он пишет серию картин и рисунков гуашью, вдохновленных джазом («Jazz-Hot 1», 1935, Париж, Нац. После того как в 1912 Купка принял участие в выставке Section dOr (Золотой участок), поэт и критик Гийом Аполлинер определил его работу как орфизм (стилевое направление, автором которого был Делони, характеризовавшееся стремлением к разложению светового отпечатка).
В 1931 году Купка вместе с другими представителями искусства основал группу «Abstraction-Cration» («Абстракция-Творчество»). Полотна, созданные в 1910 – 1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). Теперь художник всецело погружается в абстрактное искусство его полотна создают иллюзию движения (причём чаще всего это движение по кругу или спирали), обладают собственным музыкальным ритмом. Купка родился в семье ремесленника. «Вертикальные планы 1», 1912, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) и пишет композиции с правильными, расположенными перпендикулярно друг другу плоскостями в лишенном глубины пространстве («Автономный белый», 1951-1952, там же). Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э.
Он не оставлял и своих занятий живописью начало парижского периода отмечено импрессионистскими опытами («Библиофил», Прага, Нац. науч. -технич. гал.
форм и преломлённых световых лучей, вызывая многоплановые ассоциации с готич. Центр Помпиду «Музыка», 1936, там же). задач и стал однимиз ведущих мастеров европ. В тот же период Франтишек Купка увлекается и естественными науками («Космическая весна 1», 1913- 1919, Прага, Нац.
Купка был явно знаком и с концепцией Хельмхольтца о взаимосвязи аккордов с цветом. Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». При создании этих зрительных эффектов он руководствовался открытием Делони, которое состояло в том, что форма, ритм и движение могут быть воссозданы из одного лишь цвета. Действительно, в них заметно влияние фовизма, так называемого «искусства диких», характеризующегося буйством красок.
Вероятно, во многом благодаря этому ему удалось сломать стереотипы визуального восприятия. Встретившись с Т. ван Дусбургом, в 1931 включился вобъединение «Абстракция-Творчество». Полотна, созданные в 1910 – 1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм). Где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни, в том же году участвовал в Салоне реальностей новых (Salon des reacutealiteacutes nouvelles). КУПКА (Kupka) Франтишек (22. 9. 1871, Опочно, Вост.
Художник делает сознательный выбор изображая некрасивых, «безобразных» моделей. "Клавиатура рояля. Так, на картине Комплимент (1912) пространство густого красного цвета расширяется за счет мягких его колебаний и постепенно утрачивает свою цветовую интенсивность.
Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году. галерея, Прага). Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». К нач. уч-ще вЯромерже, затем– в пражской АХ (1887–91) уФ. Секуэнса, в венской АХ (1892–93) у А. Айзенменгера, в 1894– у К. Дифенбаха в Вене. В 1906 году Купка переехал в Пюто, где поселился по соседству с Жаком Вийоном (псевдоним Гастона Дюшана) и сдружился с братьями Дюшан Несколько лет спустя он стал членом их художественной группы, названной в честь города – «Пюто» (Groupe de Puteaux).
достижений (хронофотография, рентгеновские лучи) К. обратился к опытам передачи движения посредством разложения форм на одномоментные аспекты («Женщина, собирающая цветы», 1910–11, Нац. В Вене он впервые получил крупный заказ – так появилась фреска «Последний сон умирающего Гейне». Его тишина и просторность поистине величавы. Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «Манэс» (Прага). 1911: Музыкализм. Купка присваивает буржуа животное начало.
В художественном творчестве Купки этого периода прослеживается два направления: в одних работах он наносил вертикальные или диагональные цветовые полосы различной длины, которые частично проникали друг в друга (например, в Вертикальных поверхностях I, 1912/1913). 1910-хгг.
Купка искренне полагал, что, если сделать биологию и физиологию обязательными для изучения художниками искусство сбросит оковы традиций и предрассудков. В 1907- 1910 он пишет картины в духе экспрессионизма (уличные сценки, проститутки), большинство из которых в 1963 были подарены парижскому Нац. По поручению губернатора Виктора Кресса 22 июля в Томской области объявлен Днем ума. В период с 1889 по 1891 гг.
Эмиль Филла (1882 – 1953) – чешский художник и скульптор, один из главных представителей чешского кубизма. В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». Художник обращается к этой проблеме скорее для того, чтобы обогатить свой формальный язык. Музыка разворачивается во времени, а пластические искусства – в пространстве, однако все они имеют точки соприкосновения. С этого времени К. сосредоточил внимание на решении формально-пластич.
В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon dAutomne). гал.
В этот период он создает различные портреты («Последнее видение Генриха Гейне», этюд, Прага, Нац. иск-ва, Париж). В 1894 он едет в Лондон и Скандинавские страны. По мнению ионийских философов, вода, как и женщина, стоит у истоков жизни. Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки. Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э.
Работы Купки периода 1907-1910 гг. гал). В том же году участвовал в Салоне новых реальностей (Salon des ralits nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни. Доказательств прямого влияния одного мастера на другого нет, но фактом остается то, что оба художника участвовали во встречах группы из Пюто в мастерской Жака Вийона, а позже вошли в состав «Золотого сечения». Вскоре, однако, Франтишек перевелся в Венскую академию изобразительного искусства (Academy of Fine Arts in Vienna), где он начал особое внимание уделять таким современным течениям, как символизм и абстракционизм. Франтишек Купка (1871 – 1957) – чешский художник и график, один из основателей абстрактного искусства. В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто».
Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки. Иллюстрацией, посвященной любимому символистами автору, является акватинта «Черный идол». В 1911 включился в созданную братьями М. Дюшаном, Р. Дюшан-Вийоном и Ж. Вийоном группу «Пюто», в которую входили также Ф. Леже, X. Грис, Ж. Метсенже, А. Архипенко.
теории симультанности, а также совр. В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом. Сам пейзаж радостен, как герои. В письме от 1921 года он заметил: «Источник формальных ассоциаций можно найти где угодно: под микроскопом, в нью-йоркских небоскребах или в астрономической обсерватории». В 1906 году поселился в парижском пригороде Пюто, в том же году впервые выставлялся в Осеннем салоне (Salon dAutomne).
относятся его первые абстрактные композиции («Круги Ньютона», 1911–12, там же «Этюд к языку вертикалей», 1911, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Аморфа, фуга в двух цветах», 1912, Нац. Эти полосы зачастую казались свободно парящими в пространстве. Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э. Едва прикрытая нагота героини в картине перекликается с диким девственным пейзажем. В 1930 Купка решил создать (из числа граждан Франции) группу Abstraction-Creation его работы того времени отличались четкой геометричностью и предельной сжатостью форм, как, например, в Серии С (1935-46). Купка запечатлевает не прекрасное поэтическое мечтание (как, например, Прейслер в «Черном озере»).
Я находился в огромном пустом пространстве и видел движение планет. Такой прорыв сквозь визуальные стереотипы был слишком тревожен и непривычен. Музыка получила в творчестве Франтишека Купки довольно сложное истолкование (его теоретическое исследование «Творчество в пластических искусствах», написанное на французском языке, в 1923 было опубликовано в Праге на чешском). По окончании войны он стал профессором Пражской Художественной академии.
Над статуями простирается ночное небо, освещенное звездами. Учился в Худож. -пром. С 1919 К. – экстраординарный проф. Но этой величественности нет в изображении человеческих фигур. и живописных работах кон.
Большая серия «Горизонтальные и вертикальные планы» (1913–28) строится на сложных пересечениях призматич. гал. ) и символические картины, написанные в академической манере. С 1895 года Купка жил в Париже, недолго посещал частную академию художеств «Acadmie Julian», затем учился в Школе изящных искусств (cole des Beaux-Arts). В работах того периода он сохранял верность концепциям, выработанным в его картинах двух планов. Позже Купка делает иллюстрации к коллекционным изданиям, в которых проявляется влияние Альфонса Мухи (иллюстрации к «Человеку и земле» Элизе Реклю, 1904-1906 «Гимну гимнов» и «Эриниям» Леконта де Лиля, 1905-1909 «Лисистрате» Аристофана, 1906 и «Прометею» Эсхила, 1911).
Устремленность к теософии и оккультизму была присуща ему с юности. Критика именовала стиль Купки также и «музыкализмом», с другой тем стороны, паче что он любил давать своим произведениям названия типа «ноктюрн» или «фуга». Купка искренне удивлялся, зачем реалистично рисовать деревья, если зрители видят более красивые по пути на выставку. «Природа все время меняется, её суть – в метаморфозах, – писал он, – Вот таким образом беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись». В своей живописи Купка пытался добиться визуального соответствия тонам и музыкальным композиционным формам. Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки. В 1931 году Купка вошёл в состав группы «Abstraction – Creation» («Абстракция – Творчество»).
В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Independants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом. На рубеже 1920–1930-х годов Купка создает серию работ, темой которых становятся машины. Купка был глубоко впечатлён первым «Манифестом футуризма» Филиппо Маринетти, опубликованном в 1909 году в газете «Фигаро». художник, график.
Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э. Сфинкс в этой работе — символ вечности и загадочности жизни (этот мотив встречается у таких художников, как Клингер, Ропс, Штук). Под воздействием футуристич. гал.
С 1895 жил в Париже. В то же время в Купке – странный сплав мистики и науки. Над статуями простирается ночное небо, освещенное звездами. Купка часто создавал серии картин, например, в цикле Синтез (1927-29) он сделал попытку проникнуть в мир машин. 1923) К. изложил свои представления о назначении иск-ва: художник призван найти зримые эквиваленты «другой реальности»– миросозидающих, животворящих сил Вселенной.
Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». Озеро". Во время второй мировой войны он уезжает в Божанси, затем возвращается в Пюто, где завершает свои старые картины («Три синих, три красных», 1913-1957, Париж, Нац.
Сам пейзаж радостен, как герои. Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году. Его нефигуративные композиции – знаковые даже среди последующего обилия абстрактных полотен.
Баллада» (1901 – 1902). Работы того периода отмечены едкой социальной критикой. Ещё в Вене Купка познакомился с модельером датского происхождения Марией Брун – она долгое время поддерживала художника финансово, пока не скончалась от рака. Богемия– 21. 6. 1957, Пюто, близ Парижа), чеш.
Он не оставлял и своих занятий живописью начало парижского периода отмечено импрессионистскими опытами («Библиофил», Прага, Нац. В работах 1908—1911 годов — влияние фовизма и пуантилизма. Иллюстрировал книги (в том числе труд «Человек и Земля» Ж. Ж. Э.
Через год после этого во французской столице состоялась первая ретроспективная выставка его работ. Картиной 1909 года «Клавиши пианино или Озеро» (Национальная галерея в Праге) отмечен перелом в стиле Купки. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»).
К одному из ключевых понятий его искусства можно отнести слово Сгёег. (Твори. ), которым он одарял только художников, работавших в абстрактном стиле.
В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией. Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Произведения Купки того времени теперь продаются на аукционах за миллионные суммы. Купка работает над формулировкой идей «неизобразительного искусства». Картина «Волна» появляется уже после того, как художник поселился в Париже. В 1946 году группа «Manes» устроила масштабную ретроспективную выставку в Праге, приурочив её к 75-летию живописца. В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом.
В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В работах 1908—1911 годов — влияние фовизма и пуантилизма. В 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а также на выставке картин другого известного чешского художника Альфонса Мухи в галерее «Жё-де-Пом» (Париж).
музей совр. В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». В 1911 году он посетил собрания кубистов из группы «Пюто». Купка также углубился в изучение архаики, крито-микенской живописи и архитектуры.
Но этой величественности нет в изображении человеческих фигур. Последние годы жизни Купка провёл в Пюто, где умер в 1957 году. В их обыденности есть грубая сила, примитивность, роднящая их с животными. Полотна Тойен выставляют в музее Kampa в Праге. Полотна, созданные в 1910—1911 годах, стали более близки к абстрактному искусству, отражая его теории о движении, цвете, отношении музыки и живописи (орфизм).
В абстракциях К. радужные цвета располагаются по концентрич. В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indeacutependants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом. Выразил свои взгляды на современную историю в циклах сатирических рисунков (1911–1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Однако не стоит видеть в этом сходстве простое подражание.
В Салмовском дворце в Праге на Гранчанах сейчас проходит большая выставка его работ. и парижском Нац. Архлеб (также, к слову, увлекавшийся спиритизмом) помог Купке поступить в Художественно-промышленное училище в Яромеже в 1888 году. Он ищет связь между музыкой и живописью. Никодим Задрушляк) поддержат свободу от предмета.
Отвлечённая стереометрия сменяется в серии работ 1925–35 комбинациями машиноподобных форм (сомкнутые контуры шатунов, дисков, поршней). Одинокий странник в «Дороге тишины» проходит среди ряда статуй эти загадочные египетские сфинксы хранят тайну не менее значительную, чем загадочность женской природы. Принцип симультанности (от фр. В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Родился в городке Опочно (Чехия) 23 сентября 1871 в семье ремесленника. Произведения Купки представлены в пражской Нац. А также на выставке картин другого известного чешского художника Мухи Альфонса в галерее «Жё-де-Пом» (Париж), в 1936 году его работы демонстрировались на выставке «Кубизм и абстрактное искусство» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. 1930: Выдержанные абстрактные композиции.
иск-ва, Париж). Центр Помпиду (163 живописных и графических работы, происходящих, главным образом из собрания жены художника). В том же году участвовал в (Salon des ralits nouvelles), где продолжал регулярно выставлять свои творения до конца жизни.
Ретроспективная выставка картин Купки состоялась в 1946 году в галерее «Манэс» (Прага). Типичные для этого направления орнаменты он передавал через свободные цветовые ритмы. Зарабатывал на жизнь рисунками моделей одежды, с 1900 активно работал как карикатурист и иллюстратор в парижских журналах и анархистской прессе (под псевдонимом «Поль Реньяр»). Реклю), оформлял плакаты, стал известен как автор сатирических рисунков в газетах и журналах под псевдонимом «Поль Реньяр». Музыка получила в творчестве Франтишека Купки довольно сложное истолкование (его теоретическое исследование «Творчество в пластических искусствах», написанное на французском языке, в 1923 было опубликовано в Праге на чешском). Произведение искусства рассматривалось Купкой и другими орфистами как «самостоятельная художественная реальность, в которой действуют собственные законы, аналогичные законам космической гармонии и проявляющие себя в системе музыкальных и цветовых интервалов».
Его идеал связан с увековечиванием брутального и откровенно чувственного в человеке. В 1912 году принял участие выставке кубизма «Золотое сечение» в Салоне независимых (Salon des Indpendants), хотя в то время ещё не идентифицировал себя полностью с кубизмом. Купка родился в семье ремесленника. Он стал экспериментировать с цветом и формой, разлагая последнюю на составные части. В тот же период началось его увлечение теософией и восточной философией.
Он поставил своей целью решение исключительно формальных задач. В своей теоретической работе «Творчество в изобразительном искусстве» он обосновал свою точку зрения по вопросу предназначения художника. Хотя, добавил он, процесс мог бы быть и более торговым. архаики. В 1909 он пишет картину, ставшую поворотным пунктом в его творческой биографии: «Клавиши рояля – озеро» (Прага, Нац.
гал. ). архитектурой, муз. Творческий стиль мастера изменялся от реализма до абстрактного искусства. Купка родился в семье ремесленника. До 22 мая в галерее Kampa проходит временная выставка Купки «Веющая синева».
Последняя, в целом, оказала колоссальное влияние на абстракционистов вообще и орфистов в частности. студентов в Париже). музей совр.