Картина Пабло Пикассо Купальщицы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купальщицы Пикассо представляют целую серию картин, созданных в «Африканский период». Произведения П. Пикассо, в том числе его картина Купальщица, стали началом новой эры, сформировав по сути новые тенденции в живописи.
Одним из первых художников он обличает фашистов, участвует в освободительной борьбе своей родины – молодой испанской республики (Мечты и ложь генерала Франко) Его огромное панно Герника (28 кв. м. ) – протест против разрушения маленького города басков, уничтоженного за одну ночь фашистской авиацией. Для этого портрета она позировала более восьмидесяти раз.
Но великий мастер не довольствуется достигнутым. (Впервые это появляется в портрете Гертруды Стайн. ) Самостоятельной, отдельной от тела жизнью живут почти все мужские головы подготовительных этюдов. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 (Три музыканта, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
После эпикурейского изящества 1920-х годов (Танец, Лондон, галерея Тейт) в творчестве Пикассо появляется атмосфера конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов. По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. Пабло купил машину, нанял шофера, обзавелся дорогими костюмами. Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни).
Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами (декорации и костюмы для Треуголки, 1919) воскрешает в нем интерес к декоративизму и возвращает его к персонажам своих ранних работ (Арлекин, 1913, Париж, Нац. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо.
Осенью 1944 он публично заявляет о своем вступлении в коммунистическую партию, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи (Резня в Корее, 1951, Париж, музей Пикассо). Особый способ пластического обобщения, геометризация черт лица, проявляющиеся в период его работы над портретом Гертруды Стайн, получают завершение после знакомства с африканской скульптурой. В кубическом периоде Пикассо выделяют несколько этапов. За два месяца Пикассо создает свою «Герни. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. Пикассо проявил себя в графике разного рода и разного назначения.
Франсуазе посвящена картина Женщина-цветок. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932, вдохновляла его на откровенную чувственность (Зеркало, 1932, частное собрание). В «Бато-Лавуар» у него не было ни одного ключа. Точность и отчетливость – характерная особенность графики Пикассо. ку» — громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Конечно, Пикассо это всячески отрицал. Пикассо уделил особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Хорта де Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).
Пикассо оставался в Париже в период немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905). Она зашла и осталась. В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Испанец по происхождению. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали.
Их умирающие отношения несколько оживило рождение сына Паоло. В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. После похорон Евы Пикассо некоторое время жил очень уединенно. музей современного искусства, Центр Помпиду).
Кубизм. Эрмитаж) искусство Пикассо вплоть до 1907 сохраняет свой чисто испанский характер. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 г «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров (Лас Менинас Д. Веласкеса, Расстрел Ф. Гойи), работает как скульптор (Человек с ягнёнком, бронза, 1944, Валлорис), керамист и как график использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др. ) и изобразительных средств.
Еще при жизни художника, в 1970 году был открыт Музей Пикассо в Барселоне (картины для этого музея передал сам Пикассо), а в 1985 усилиями наследников художника – уже был создан Музей Пикассо в Париже, насчитывающий более 200 картин, более 150 скульптур и несколько тысяч рисунков, коллажей, эстапмов, документов. Пабло прожил вместе с ней всего три года. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником — символом надежды.
Он вновь приезжает в Париж в 1901 и 1902 и окончательно в 1904. Позднее Пикассо показал виртуозное владение техникой офорта. Пикассо долго подбирал ключи к Ольге, а она оказалась незапертой дверью. Большое место в его наследии занимают женские портреты. И все же спустя некоторое время Пикассо перестал являться к ней по четвергам.
Среди них – Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами (Плачущая женщина, 1937, Лондон, бывшее собрание Пенроуз). Основой мотив автор выбирает обнаженных женщин на фоне природы. «Я очень люблю ключи, – говорил Пикассо на старости лет, – очень важно их иметь». В годы второй мировой войны Пикассо живет во Франции, где сближается с коммунистами-участниками Сопротивления (в 1944 Пикассо даже вступает во Французскую компартию). Когда Пикассо исполнилось 80 лет, он решил перебраться поближе к врачам и вот таким образом в 1961 году супруги переселились в небольшой городок Мужен.
Вдвоем c Кокто они отправились в Рим – там гастролировали эти удивительные русские. По Мане (1960). Однажды увидев репродукцию «Герники», гестаповцы спросили: «Это вы сделали. ». Художник также владел гипсовой скульптурой Купидона работы Пюже (Puget) или Дюкенуа (Duquesnoy), хранящейся сейчас в Лувре. Когда Пикассо умер, Жаклин запретила его детям Клоду и Паломе присутствовать на похоронах, говорят, она всю жизнь ревновала Пикассо к их матери – Франсуазе Жило (Francoise Gilot).
В 1950 Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира. Семья обосновалась в двухэтажной квартире на улице Боэси. Видимо, вот таким образом Пабло написал её в классическом стиле.
Именно так Пикассо не рисовал больше никого. В начале 1900-х в его живописи проявляется склонность к постановке ясной задачи, к решению философских проблем пластическими средствами, к концентрации изобразительных средств. Он опять продолжает усиленно работать. Пикассо создал более чем 20 тысяч работ. Картины изображают по большей части натюрморты с различными предметами: музыкальными инструментами, нотами, бутылками вина, курительными трубками, столовыми приборами, афишами.
А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. В феврале 1908 Пикассо вел небольшой этюдный альбом (Carnet 14. Художник обожал мальчика, каждый месяц писал его портрет. Оккупация не ослабила деятельности Пикассо: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия).
Присущие раннему эклектичному творчеству Пикассо мягкий колорит, правильные пропорции и пространственная перспектива, эмоциональная окрашенность и психологическая характеристика персонажей (это преимущественно простые люди: рабочие, странствующие актеры, нищие, калеки и т. Пикассо) сменяются вариациями на тему человека, лишенного конкретных социальных, психологических и прочих характеристик: абстрактные статичные положения и позы, резкие, нарочитые цветовые сочетания, «неумелые» контуры фигур, асимметрия, ломаные линии, увеличенные, грубо заштрихованные детали, утрированно свободное обращение с пространственной перспективой и пропорциями. Его купальщицы, словно наяды, приближаются к мифологическим сюжетам, к которым уже обращался Пабло ранее, как, например, в картине Играющие на флейте Пана (Насилие), где мощный кентавр дерзко похищает очаровательную обнаженную женщину. Сезанновский кубизм, представленный в работах Бидон и миски (1908), Три женщины (1908), Женщина с веером (1909) и других, характеризуется сезанновскими тонами – охристыми, зеленоватыми, коричневыми, но более размытыми, мутными и использованием простых геометрических форм из которых строится изображение. Разлучницей оказалась Ева Гуэль по прозвищу Куколка, подруга одного польского художника. «Я не стал дожидаться разумного возраста, чтобы начать, – вспоминал Пикассо, – если его дожидаться именно разум может потом помешать». За закрытыми дверьми он повторял: «Приходите завтра или, лучше, через месяц», а при всех похлопывал незадачливого дилера по плечу, делая вид, что сделка состоялась. Переход от сентиментализма «голубого» и «розового» периодов к инновациям, возникающим зимой и весной 1907 в этюдах к этой картине, во многом имеет контрастный характер.
Уже в ранние годы он пробовал свои силы в офорте. Новые дары наследников (1990) обогатили парижский музей Пикассо, Городской музей современного искусства в Париже и несколько провинциальных музеев (картины, рисунки, скульптуры, керамика, гравюры и литографии). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные помпейским стилем (Женщина в белом, 1923, Нью-Йорк, Музей современного искусства), многочисленные портреты жены (Портрет Ольги, пастель, 1923, частное собрание) и сына (Поль в костюме Пьеро, Париж, музей Пикассо) являют собой одни из самых пленительных произведений, когдалибо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени. Иногда угольщик, которому Фернанда строила глазки, отсыпал им угля даром.
Именно здесь начинается его настоящее художественное образование, несмотря на пребывание в течение нескольких месяцев (зима 1897-1898) в академическом Мадриде, где он, впрочем, ничему особенно не научился, поскольку его мастерство в этой области проявилось еще раньше (Мужчина в фуражке, 1895). Не удостаивал вниманием равнодушных с той же миной, что и поклонников. История написания картины связана с ухудшением отношений с любовницей Фернандой Оливье. Для работы Пикассо отправился в Рим и там влюбился в балерину Ольгу Хохлову. Все эти предметы он искусно монтировал на фоне цветовых гамм и в результате получал «свои» новейшие картины, которые можно смело назвать суррогатом не умеющих рисовать.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ (Сидящая купальщица, 1929, Нью-Йорк, Музей современного искусства), орущих (Женщина в кресле, 1929, Париж, музей Пикассо), раздутых до абсурда и бесформенных (Купальщица, рисунок, 1927, частное собрание) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы (Фигуры на берегу моря, 1931, Париж, музей Пикассо). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.
Одной из самых удачных картин этого периода считается «Портрет Ольги в кресле» (1917). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отцу он объявил, что в академии все пропахло консерватизмом и учиться там нечему. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Замок напоминает капсулу времени – после смерти Пикассо он был заброшен Жаклин и Кэтрин (Catherine Hutin), ее дочерью и оставлен на попечитетелей. Осенью 1935-го она подарила ему дочь Майю.
Дядя Сальвадор, до сих пор щедро снабжавший студента деньгами, перестал их высылать. Фернанда не возражала. Здесь уже в полной мере использован принцип архитектурного сочленения. Но после развода дочка так и не получила его фамилию.
В первых работах художник был еще мало опытен и порой забывал, что отпечаток получается в зеркальном отражении. Пикассо обещал, что, как только разведется с Ольгой, сразу признает ребенка. Возращение к предметной живописи.
Именно в этом городе он увлекся керамикой. Соединение геометрических и человеческих фигур в Девочке на шаре (1905) делает эту картину прологом к тем инновациям, которые через два года войдут с кубизмом в мировое искусство. «Купальщица» – одна из картин, на которой Пикассо изобразил то, что любил больше всего. В 1985 музей Пикассо был открыт и в Париже (отель Сале) сюда вошли работы, переданные наследниками художника, – более 200 картин, 158 скульптур, коллажи и тысячи рисунков, эстампов и документов, а также личная коллекция Пикассо. Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Музей Пикассо, Париж), состоящий из девяти рисунков.
Он был всегда уверен, что художник должен через творчество отстаивать свое право. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Пассеистический по замыслу, как говорил Лев Бакст, занавес для Парада отмечает возникший еще в 1915 (Портрет Воллара, рисунок) возврат к реалистическому искусству, к изящному и тщательному рисунку, часто энгристскому, к монументальности форм, навеянной античным искусством (Три женщины у источника, 1921, Нью-Йорк, Музей современного искусства). После смерти Пикассо его наследниками были признаны последняя жена Жаклин, двое внуков художника Марина и Бернар (дети его умершего сына Поля, родившегося в браке с Ольгой Хохловой) и еще трое внебрачных детей – Майя (дочь Марии-Терезы Вальтер), Клод и Палома (дети Франсуазы Жило).
Первое, что он воскликнул, когда Пикассо привел ее в гости: «Дорогая, если бы я рисовал ваш портрет, волосы были бы зелеными». Она начала учить испанский, чтобы разговаривать с мужем на его родном языке. Перелом происходит в 1906. Ей удалось внушить мужу, что его дети только и ждут его смерти, чтобы получить наследство. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч).
Впрочем, художник согласился стать ее крестным. Он всегда говорил, что испытывает ужас перед гармонией и хорошим вкусом. Даже большинство друзей не приняли эту работу.
В акварели и гуаши Пикассо большую роль играет цвет. А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Национальная галерея). Можете забрать на память». Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином, – говорил художник Жорж Брак, новый друг Пикассо.
Мастер женился на своей «звезде сераля» и поселился с ней на вилле «Ла Калифорни» близ Канн. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Среди различных видов искусства, в которых проявил себя Пикассо, графике принадлежит далеко не последнее место. Мария-Тереза стала его «женщиной по четвергам» – Пикассо приходил к ней лишь один раз в неделю. Об этом нам указывает и цветовая палитра картины.
Эрмитаж), увеличивает и ломает объемы (Портрет Фернанда Оливье, 1909, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт). Истина добывается в борьбе искусство не может существовать без самопожертвования. Один этаж Пикассо отвел под свою студию, другой был отдан жене. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). Новую фаворитку звали Жаклин Рок.
Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску. О смерти сам Пикассо говорил так: Я все время думаю о Смерти. После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки, рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам художник считает твердым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины (Портрет Канвейлера, 1910, Художественный институт).
«Его способность забывать еще более поразительна, чем его память», – говорили о Пабло друзья. Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Трудно было найти человека ленивее, чем она. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передает в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Оно выражает надежды человека – внушает ему уверенность в свои силы. Пикассо – подлинный гений искусства и в этом нельзя сомневаться.
Работы синтетического периода: Натюрморт с плетеным стулом (1911-1912), Бутылка перно (столик в кафе) (1912) Скрипка м гитара (1913). Обитатели дома звали ее Великолепной Фернандой. Особый разряд образуют книжные иллюстрации. Эрмитаж). В позе женщины, стоящей лицом к зрителю, можно увидеть аллюзию на «Апофеоз Генриха IV» Рубенса (1622—25, Лувр), фигуру Победы из которой Сезанн не раз копировал.
И оставил работу над портретом». Практически все сохранилось нетронутым – предметы, атмосфера. Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Конечно, кубистская манера не позволяла «опознать» кого-то конкретно, но Ольга понимала: у Пабло появилась другая.
Пикассо, вначале больше других отдавший дань модным темам, очень скоро и весьма остро ощутил, что живопись обладает собственными средствами для более глубокого анализа человека – «на элементарном уровне», – который был начат несколько раньше во французской поэзии, русской литературе, немецкой философии и австрийской психиатрии. И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения.
Одно переходит в другое, а порой почти неотличимо от другого Уже в ранний период творчества Пикассо проявляет чуткость к трагедии человека, к неустроенности человеческой судьбы, обращается к жизни обездоленных людей. Картине «Мальчик с трубкой» повезло. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период (Девушка перед зеркалом, 1932, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Как часто это бывало раньше, все изменила женщина. Так, Пабло в 1897 году в возрасте 16 лет приехал в Мадрид. У этого крана однажды утром Пикассо встретил девушку с густой каштановой челкой из-под которой живо смотрели зеленые глаза. Ольге были неинтересны друзья мужа, его раздражали ее гости – великосветские бездельники. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если это были действительно превосходные картины (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо).
Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) (1881—1973) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции. Первая реакция публики – шок. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950).
Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах (Плачущая женщина, 1937, собрание Пенроз, Лондон). По Мане (1960). Произведения, созданные в 1945-1955, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо (Радость жизни). И тогда юная беглянка поселилась в «Бато-Лавуар», где зарабатывала на жизнь, позируя художникам. Художественная атмосфера Барселоны, в которой преобладала неординарная личность архитектора Гауди (мастерская Пикассо находилась перед домом, построенным Гауди), была весьма подвержена внешним воздействиям: Ар Нуво искусства Бердсли, Мунка и северного экспрессионизма в целом и в гораздо меньшей степени – импрессионизма и французской живописи, за исключением Стейнлена и Тулуз-Лотрека, влияние которых вскоре проявилось и в творчестве Пикассо (Танцовщица, 1901, Барселона, музей Пикассо). В своей графике Пикассо использует разного рода технику. Внизу стояла надпись «Моя красавица». Они жили в центре богемной парижской жизни и мекке парижских художников Бато-Лавуар.
Со второй половины 40-х гг. Со второй половины 30-х гг. Пикассо и молодая художница Франсуаза Жило познакомились в 1943 году. В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность (цикл рисунков Человеческая комедия, 1953-54), обращение к постоянным излюбленным темам – цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели.
Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т. д. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему Герники, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького басского городка и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства). Каковы бы ни были намерения автора, результат этого пластического анализа и последующего синтеза, лаконичные конструкции, в которые он претворяет лица и фигуры своих моделей, – конкретный образ, соотносимый с тем, который, трансформируясь именно так, как это нам показывает художник (от человека «простого» к просто человеку), находится в начале XX в. в центре искусства, литературы, философии идеологии. Гармония в искусстве Пикассо – это лишь далекая конечная цель. Даже после развода она преследовала его.
Угрюмость неподвижного, тяжеловесного атлета словно озарена её милой, шаловливой улыбкой. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил это прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность (Рыбная ловля ночью на Антибах, 1939, Нью-Йорк, Музей современного искусства), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов (Майя и ее кукла, 1938, Париж, музей Пикассо). Рядом с этим имеются рисунки композиционные, вспомогательные к картинам. Пикассо всегда боялся быть один. Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры (Человек с агнцем), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи (Натюрморт с бычьим черепом, 1942, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный РейнВестфалия). По Курбе», 1950 «Алжирские женщины. Тот же круг образов, начиная с 1905 года, приобретает у него иную окраску.
Наряду с элементами стиля модерн (ср., например, в Странствующих гимнастах рисунок пальцев рук, завитков волос, характерный для этого стиля) в его работах появляются широкие плоскости, покрытые одним цветом, признаки статичности в лицах и фигурах. Он и впрямь забыл о ее существовании. В это время он находился как бы в промежуточном состоянии между «голубым» и «розовым» периодами.
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неровны по качеству (Мастерская в Каннах, 1956, Париж, музей Пикассо). По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Довершали наряд испанские сандалии с веревочными подошвами – жильцы «Бато-Лавуар» стремились одеться почуднее. Ольге хотелось одного – тихого семейного уюта. Он покупал вещи, которые ему нравились, не заботясь о том, как они смотрятся вместе. В 1907 году появилась знаменитые Авиньонские девицы.
Но что поделаешь. В 1906 году Пикассо работал над портретом Гертруды Стайн. В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрaнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). По Курбе (1950, Базель, Художественный музей) Алжирские женщины. С 1901 по 1906 («голубой» и начало «розового» периода) живопись Пикассо представляет собой театрально-драматическую разновидность «народничества», в какой-то степени свойственного искусству его великих предшественников: Ван Гога и Сезанна, у которых это качество связано не столько с сюжетом, сколько с антисалонной направленностью. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве.
Все равно это лучше, чем предаваться грустным воспоминаниям о Еве.
Офорт – это вид гравюры. Во-первых, это рисунки, зарисовки с натуры или по памяти, упражнения глаза и руки. Пабло интересовало совершенно все. Единственный на весь дом кран находился в подвале здания – сюда все ходили за водой.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. У Сезанна эту фигуру заимствовал Пикассо использовав её в «Авиньонские девицы» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Я перестал вас видеть, когда смотрю на вас, – сказал он в ярости.
В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. В тот день он подарил ей маленькое зеркальце в форме сердца. В 1905–1906 Пикассо отдавал много времени изучению архаики. Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы — обои, куски газет, спичечные коробки.
Каретников, вышедшая в 1967 году. Пикассо связал себя узами брака с Жаклин лишь в 1961 году.
Своих купальщиц художник рисовал год за годом. Искусство Пикассо глубоко гуманистично. Некоторые из них (Коза, 1950 Обезьяна с малышом, 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Ты напрасно делаешь вид, что я не существую, когда я вот она, тут». С 1904 постоянно жил во Франции.
Половину их огромной двуспальной кровати он застелил старыми газетами. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или так как простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Все это проявилось в многочисленных литографиях (ок.
Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. У Пикассо это неплохо получалось да и у других европейских художников тоже. Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. На его картинах часто появлялись запертые двери, которые люди безуспешно пытаются отворить.
Этой любви, самой чувственной в его жизни, он обязан созданием своих лучших шедевров, таких как «Обнаженная, зеленые листья и бюст» (Nu au Plateau de Sculpteur), «Сон» (Le Rve), «Чтение» (La Lecture). Полотно произвело шок на его друзей и общественность. При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии Мечты и ложь генерала Франко (акватинта, 1937), гневным протестом против фашистского террора является панно Герника (1937, Прадо).
музей современного искусства, Центр Помпиду). Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. (В 1953 году Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени – например, в серии рисунков тушью изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой). Литография – способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка) изображение на литографический камень наносят жирной литографической тушью или литографический карандашом. Главное в нем – напряженная борьба, столкновение сил, драматические контрасты. Она годами терпела его капризы, депрессии, мнительность, следила за его диетой.
Художник прожил с ней 9 лет и начинает тяготиться ею. Он называл ее валькирией – за светлые волосы, голубые глаза и идеальную фигуру. Этот символический жест не помог – Ольга упорно не желала исчезать из его жизни. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). После войны он решил, что эта техника будет содействовать широкой демократизации его искусства. Пабло Руис Пикассо (Picasso Pablo) испанский художник и скульптор, с 1904 года проживавший во Франции.
По Делакруа (1955) Менины. Он перестал акцентировать внимание на форме и поставил во главу угла содержание, при выражении которого игнорировал все устои и правила. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса — «Конструкция», 1931). Контакты с сюрреализмом. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Пикассо Пабло (Picasso собственно Руис-и-Пикассо, Ruiz у Picasso) (1881-1973), французский художник.
С середины 1900-х гг. Она превратила его в классический светский салон с уютными канапе, портьерами и зеркалами. С того дня художник возненавидел Ольгу. Это выражается то с оттенком народной грубоватости (Флейта Пана, 1923, Париж, музей Пикассо), то в своего рода буффонаде (Две женщины на пляже, 1922, там же). Не являются исключением и «Купальщицы».
Несмотря на неприятие кубизма большинством, картины Пикассо очень хорошо покупаются. В середине 10-х гг. По возвращении Пикассо завершает портрет Гертруды Стайн (Нью-Йорк, музей Метрополитен), пишет страшных, варварских обнаженных (Нью-Йорк, Музей современного искусства), а зимой работает над Авиньонскими девицами (Нью-Йорк, Музей современного искусства), картиной очень сложной, в которой сочетаются различные влияния – Сезанна испанской скульптуры и африканского искусства, которое было (хотя сам художник отрицал это) одним из основных источников кубизма (Танец с покрывалами, 1907, Санкт-Петербург, Гос. После освобождения. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет.
В это время он создает такие картины с тем же лейтмотивом быка, войны и смерти: Натюрморт с бычьим черепом (1942), Утренняя серенада (1942, Нац. Уже в 1918 году они поженились, а в 1921 году у них родился сын Поль.
Купанию", по-видимому, предшествовал рисунок Купальщицы" (1908, Музей Пикассо, Париж), манеру которого можно определить как более реалистическую. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на буржуазной Ольге Хохловой, успех художника в обществе – все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты (Мандолина и гитара, 1924, НьюЙорк, музей Соломона Гуггенхейма). Всегда и во всем он должен был быть единственным. Вскоре в рисунках Пикассо не только фигура, но и лицо распадается на отдельные элементы. Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если они находили свое завершение в действительно превосходной картине (Менины, 17 августа 1957, Барселона, музей Пикассо).
«Я хочу писать ваш портрет, я – Пикассо», – сказал он. С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Пикассо – изобретатель новых форм живописи, новатор стилей и методов и один из наиболее плодовитых художников в истории.
В 1954 году он встречается с Жаклин Рок, которая в 1958 году станет его женой и вдохновит его на серию статуарных портретов. В конце концов наступает третий период кубизма – время синтетического кубизма. Сама-то она была брюнеткой Новую музу звали Мария-Тереза Вальтер. Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 20-30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности (Танец, 1925, частное собрание), полемической эстетизацией безобразного (Женщина на пляже, 1930, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В это время он создает образ женщины с деформированными чертами лица – сгусток ужаса и страдания (Плачущая женщина) В 30-х годах Пикассо приходит к бунту против жестокой действительности капиталистического общества, к программно-политическому протесту. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны.
Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы (Три женщины у источника, 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк, Мать и дитя, 1922, Художественный музей, Балтимор иллюстрации к Метаморфозам Овидия, офорт, 1931, серия Мастерская скульптора, входящая в Сюиту Воллара, офорт, 1933-34), портреты современников, людей из народа (рисунки – Рыбак, карандаш, 1918 Отдыхающие крестьяне, перо, 1919). Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо»И. кa — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. Внимание художника привлекает внутреннее состояние героев, мир человеческих чувств, психология людей.
На лице прежде и разительнее всего меняется способ изображения носа. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к Метаморфозам Овидия (1930) и Аристофану (1934) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. «Нет, — ответил художник, — это сделали вы. Переполненный отвращением к войне, художник написал гигантское обвинение фашизму: так родилась на свет «Герника» (Guernica), картина тираническая, пугающая и многословная. Рисунок сопутствовал художнику во все периоды его жизни, он с ним никогда не расставался. Полотно «Купальщицы» можно назвать промежуточным этапом, ведущим к тому моменту, ведь на нём изображено несколько плоскостей и острых углов, где – внимательно вглядевшись – зритель может разглядеть девушку, стремящуюся к воде.
Розовый период характеризуется более жизнерадостными тонами – охристыми и розовыми, а также устойчивыми темами изображений – арлекинами, бродячими актерами, акробатами (Семейство комедиантов (1905), Акробат и молодой Арлекин (1905), Шут (1905). На подготовку к экзамену, обычно занимавшую у студентов месяц, у Пикассо ушла неделя. Все это проявилось в многочисленных литографиях, плакатах, ксилографиях и линогравюрах, керамике и скульптуре.
Он носил костюм механика – синюю спецовку и красную рубашку в белый горошек. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве.
Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. В 1949 году Пикассо рисует своего знаменитого Голубя мира на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже, а в 1951 году создает политическую картину Резня в Корее (Музей Пикассо, Париж). Мотивом для серии Купальщиц послужил символ первозданности и естественности. Но то, что она называла уютом, он считал рутиной, губящей творчество. Тогда кто же это. » Вскоре Пикассо и Фернанда расстались – легко, без слез и обид.
Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приемы вплоть до 1923 года (Женщины, бегущие по берегу, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства). А. С. Пушкина Семейство комедиантов, Вашингтон, Нац.
Очень скоро родился знаменитый образ «женщины-цветка» — именно так художник видел свою новую музу. А весной 1917 года его друг, поэт Жан Кокто, давно сотрудничавший с «Русским балетом» Дягилева, предложил развеяться – создать декорации и костюмы к новому спектаклю прославленной труппы. Отец художника, Хосе Руис Бласко (Пикассо – это фамилия матери художника), был живописцем средней руки и преподавал в художественной школе в Малаге, затем в лицее в Ла Корунье, куда он переехал со своей семьей в 1891 и, наконец, в Художественной школе в Барселоне, где в сентябре 1895 к нему присоединился Пабло. Он не выносил бездарных людей так же, как талантливых. В своей графике он не выставляет себя напоказ, не дает воли своей руке.
Рисовать для Пикассо это живая потребность. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Большое впечатление эта картина произвела на Владимира Татлина. Последние годы гения были наполнены злобой и распрями.
1917 год перевернул жизнь Пабло Пикассо. Он взял ее за руку и произнес весьма двусмысленную фразу: «Уверен, вдвоем мы с вами сделаем столько замечательного». Пабло жил в Мадриде почти впроголодь, но это не мешало молодому художнику с друзьями куролесить по «девочкам». Пабло Пикассо (1881-1973) жил всю жизнь во Франции.
Постепенно Жаклин настолько подчинила себе художника, что почти все решала за него. Фигуры массивны, тяжеловесны, лепка их нарочито огрублена. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок Голубь мира (тушь, 1947), ставший символом движения за мир панно Мир и Война (1952, капелла Храм Мира в Валлорисе).
Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). По Делакруа (1955) Менины.
Девочку записали как дочь неизвестного отца. Для Жаклин он был божеством, она называла его «монсеньор» – как епископа. Но почему-то завидовал тому, другому Пикассо, который носил когда-то костюм механика и ютился с Фернандой в продуваемом ветрами «Бато-Лавуаре». Эта картина поставила рекорд стоимости на аукционе «Сотбис» в 2004 году и была продана за сумму в 104, 168 млн Пикассо оказался первым художником, чьи картины перевалили сумму в 1 млн.
Живопись начала 20-х – такие картины, как Женщины, бегущие по пляжу, Флейта Пана, Портрет Ольги Хохловой, построены на контрасте холодного (синего, голубого) и теплого (красного, коричневого, терракотового) тонов. Идея картины навеяна Купальщицами" Сезанна и входит в цикл работ изображающих обнаженных женщин под открытым небом: Три обнаженных женщины", Купальщицы в лесу" и Дружба" (ГЭ). Он переходил от холодного пессимистического настроения к более тёплому оптимистическому. музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж), Бойня (1944-1945, Музей современного искусства, Нью-Йорк) и скульптуру Человек с агнцем (1944), которая была установлена впоследствии перед старинным романским собором на торговой площади города Валлорис на юге Франции. Вот таким образом он отказывал в визитах как конкурентам, так и друзьям.
После периода сезаннизма, завершившегося портретом Кловиса Саго (весна 1909, Гамбург, Кунстхалле), он уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки (Фабрика в Хорта де Эбро, лето 1909, Санкт-Петербург, Гос. В 20-30х годах творчество Пикассо соприкасается с сюрреализмом. Эти картины сопровождали Пикассо на протяжении всего творческого пути. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).
В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (Пикассо создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). С 1905 и, вероятно, уже под влиянием Сезанна, он стремится придать формам больше простоты и значительности, в меньшей степени, однако, отразившейся на его первых скульптурных работах (Шут, 1905), нежели в произведениях эллинизирующего периода (Мальчик, ведущий лошадь, Нью-Йорк, Музей современного искусства). После эпикурейского изящества 1920-х (Танец, Лондон, гал.
Девочка кажется беззащитной в окружающем мире и вместе с тем беззаботно смелой. Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями (ассамбляжи), завершающими период кубизма, он создаёт жизненно- выразительные портреты, антимодернистские по своему строю (О. Гертруда долго смотрела на картину, после чего заявила высокой и дебелой Фернанде: «Ты не можешь быть «моей красавицей». века. Тема быков возникла в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 году (Минотавромахия). В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике, «Таинство Пикассо».
гал. ). Такое было непростое время. Художник с увлечением погрузился в изучение этого дела и добился блестящих успехов.
Учился у своего отца – X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), оказался, вероятно, наиболее действенным проявлением политических убеждений художника. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. Прогулки по борделям закончились печально – гуляка подхватил нехорошую болезнь.
Синяя Комната Пикассо (1901, Собрание Филипса, Вашингтон) отражает влияние этих художников и одновременно показывает эволюцию творчества Пикассо в голубой период, который назван так, поскольку различные оттенки голубого и синего доминировали в его работах в течение последующих нескольких лет. Увидев ее, он забыл, зачем пришел в подвал и вернулся к себе с пустым кувшином. Фигура составлена из нескольких самостоятельных объемов: голова (шар), руки (прямоугольник), спина (треугольник) и отделенные от туловища, четко очерченные как самостоятельные объемы ноги. Они пробовали изобразить один и тот же предмет с разных сторон одновременно.
творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. После произведений голубого периода (названного так из-за преобладающего голубого цвета), на которых изображены изможденные от работы и голода люди (Гладильщица, 1904, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Скудная трапеза, офорт, 1904), картины розового периода представляют мир циркачей и бродяг (Семья акробатов с обезьяной, 1905, Гетеборг, музей Девочка на шаре, Москва, Музей изобразительных искусств им.
Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Родился в Малаге 25 октября 1881 года. Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах. Балетом Пикассо до того дня не интересовался, но почему бы и нет.
В 1953 Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Самый беглый его набросок несет на себе отпечаток его высокого мастерства. Кубисты считали, что художник не должен следовать видимой реальности, а он должен сотворить свою реальность.
Так рисовал Остап Бендер на пароходе в знаменитой романе «Двенадцать стульев». Идея подарить Франсуазе зеленые волосы принадлежала Матиссу. Сознательная деформация натуры (Авиньонские девицы, 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк) приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма (Дама с веером, 1909, портрет А. Воллара, 1910, – оба в ГМИИ). По Веласкесу (1957) Завтрак на траве. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом (1936-39). Там художник и скончался в 1973 году, однако завещал похоронить себя в Вовенарге. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968).
Самые яркие представители кубизма были: Жорж Брак и Пабло Пикассо. После свадьбы Хохлова оставила балет. Для нее и себя он покупает виллу в Каннах. творчество Пикассо переживает новый перелом. По Делакруа» (1955) «Менины. Считается, что в это время Пикассо еще не был знаком с африканской скульптурой.
Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Вначале таким отдельным от всего остального предметом становится голова. и оставил работу над портретом. Так же не колористическая или психологическая, но сугубо пластическая интерпретация модели сохраняется и тогда, когда Пикассо, после знакомства с Ж. Кокто и С. Дягилевым (1915) и работы над декорациями и костюмами к театральным постановкам Парад, Русский балет (1916–1919), вступает в новый, так называемый неоклассический период.
Пикассо она напоминала алжирку с картины Делакруа «Алжирские женщины». К концу 30-х Европа была окутана предвоенными настроениями, повсюду вспыхивали вооруженные конфликты, маленькие города то и дело оказывались под обстрелами. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938).
Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950). Зимой 1927 года на полотнах Пикассо стала появляться некая светловолосая женщина. И так же легко бросил учебу. В модернизме развилось три течения: фовизм, экспрессионизм и кубизм. Это было стремление, как писал Ван Гог, «выразить в грубой манере суровую и грубую правду». В это время направление серии купальщиц развивается в мотиве картины 1918 года.
Теперь он начинает жить какой-то своей собственной, отдельной жизнью. Этот период творчества Пикассо далек от кубизма. Он часами заставлял своих покупателей ждать в приемной и, пока чинный дворецкий утверждал, что «мсье очень занят», сам наотрез отказывался вылезать из кровати. Несколько позже мифологические сюжеты Пикассо станут более эротичными. Однако же, ничего не продавал. Их отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко. Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе — все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).
Картины голубого периода (1901-04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов и розового периода (1905-06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов (Старый нищий с мальчиком, 1903, Девочка на шаре, 1905, – обе в ГМИИ). Некоторые считали, что это насмешка над искусством. В 1961 году почти 80-летний Пикассо женится на 34-летней красавице Жаклин Рок. Кроме того, эта работа способствовала тому, что он стал легендарной, всемирно известной личностью. Родился в Малаге 25 октября 1881 года.
Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель, 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Картина становится похожей как-бы на мозаику, но только это происходит на картине. Впрочем, это не отбило у него вкуса к удовольствиям. Рот, глаз, ухо становятся чем-то вроде универсальных деталей. По Мане» (1960). В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Они познакомились прямо на улице.
Пикассо был для Жаклин божеством, кумиром, она называла его мой господин. Он приобрел для нее замок Буажелу и там она стала его единственной моделью и героиней нескольких его известных работ, например Зеркало (1932, частное собрание), Девушка перед зеркалом, (1932, Музей современного искусства, Нью-Йорк) с нее также сделана скульптура Женщина с вазой (теперь эта скульптура стоит на могиле художника). Мария-Тереза в отличие от Ольги никогда ничего не требовала от него. Первый листок (4R) содержит только дату 8 Fevrero (8 февраля), что позволяет очень точно обозначь точку отсчета в создании Купания".
В 1935 году Мария-Тереза родила дочь Майю, но к 1936 году Пикассо расстался с обеими женщинами, хотя официально не был разведен с Ольгой Хохловой вплоть до ее смерти в 1955 году. Сложность и противоречивость окружающей жизни буржуазного общества заставляли его постоянно искать новые средства художественного выражения этих противоречий. В искусстве столь крутой поворот нуждался не только в творческой энергии. Двери никто не запирал, так как красть было нечего. Пикассо нарисовал её в Париже в 1905 году.
В другом случае нужно было бы сказать – образа мира. Скорее всего именно эти африканские влияния и определили окончательный вариант портрета. Обе линии – гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая – сталкиваются в серии офортов Минотавромахия (30-е гг. ), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.
Даже сам Пикассо говорил ей: Ты выдумала себе религию. Портрет Амбруаза Воллара (1910), Завод в Хорта де Сан Хуан (1909), Портрет Фернанды Оливье (1909), Портрет Канвейлера (1910). В соединении воды и кожи женщины он видел особую, таинственную красоту, что заставляло его продолжать творить – «Купальщицы, наблюдающие за самолетом», «Три купальщицы», «Купальщица, открывающая кабинку» и так далее. Международная премия Мира (1950) и Международная Ленинская премия За укрепление мира между народами (1962). В Валлорисе же Пикассо занялся керамикой. В период исканий (1901–1907) Пикассо пишет Авиньонских девиц.
Тема быков возникает в творчестве Пикассо, вероятно, во время его двух поездок в Испанию в 1933 и 1934, причем облекаются они в достаточно литературные формы: образ Минотавра, который то и дело возникает в красивой серии гравюр исполненных в 1935 (Минотавромахия). Многие современники не в состоянии были тогда оценить, что это было за искусство. Пабло поселился на площади Равиньян в деревянном доме со странным названием «Бато-Лавуар» – «Плавучая прачечная». Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения (Портрет художника, в подражание Эль Греко, 1950, частное собрание) и элементы тавромахии (возможно, потому, что Пикассо был страстным поклонником популярного на юге Франции боя быков), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968). Однако Пикассо не делал вид. Вот Мария-Тереза открывает своим ключом домик художника (ключ всегда прописывался достаточно четко) играет с мячом на пляже, забавляется с друзьями.
В 1930-1934 именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса (Лежащая женщина, 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма (Мужчина с букетом, 1934) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса – Конструкция, 1931). В возрасте 13 лет Пабло Пикассо с блеском поступил в Барселонскую Академию художеств.
Хохлова, 1917, Музей Пикассо, Париж). На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано». Осенью 1947 Пикассо начинает работать на фабрике Мадура в Валлорисе увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных (Кентавр, 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Талантливый молодой художник в одиночестве занимается в Париже изучением интернациональной живописи и вбирает в себя и с поразительной легкостью усваивает самые разные влияния: Тулуз-Лотрека, Гогена (Жизнь, 1903, Кливленд, музей), Каррьера (Мать и дитя, 1903, Барселона, музей Пикассо), Пюви де Шаванна, набидов (Облокотившийся Арлекин, 1901, частное собрание), а также греческого искусства (Водопой, сухая игла, 1905) и некоторых испанских традиций (Старый гитарист, 1903, Чикаго, Художественный институт Портреты госпожи Каналье, 1905, Барселона, музей Пикассо). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. «В один прекрасный день, – вспоминает писательница, – Пикассо переписал всю голову заново.
музей современного искусства, Центр Помпиду). В большинстве они представляют первые наброски фигур Купания". Он живет в Валлорисе (1948), затем в Каннах (1955), покупает в 1958 замок Вовенарг и в 1961 уединяется в сельском доме Нотр-Дам-де-Ви в Мужене.
Матисс был в бешенстве. В них больше всего проявилась его наблюдательность и зрительная память. В 1925 начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. Он создает своих излюбленных персонажей – кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные кувшины.
Наказания удалось избежать исключительно благодаря влиятельным друзьям. Жорж Брак, друг и художник, высказался о ней так: «Такое ощущение, что ты хотел накормить нас паклей или напоить бензином».
Еще позднее Пикассо пробовал свои силы в области литографии. Голубь изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Форма, которую теперь создает художник, не есть средство «остановить мгновенье», она становится самостоятельной структурой, существующей по своим законам. Этот образ смертоносного быка завершает сюрреалистический период в творчестве Пикассо, но в то же время определяет главную тему картины Герника, самого знаменитого его произведения, которое он пишет через несколько недель после разрушения немецкой авиацией маленького городка басков и которое знаменует начало его политической деятельности (Мадрид, Прадо до 1981 картина находилась в Нью-Йорке, в Музее современного искусства).
На этой картине Пикассо убрал светотени и трёхмерность в изображении. Матис, увидев картину, пришёл в бешенство. Пожалуй, еще ни один женский образ не был так изуродован, как в серии «Плачущая женщина», где отвращение к Доре и к войне слились воедино.
На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Картины оставались такими же сюрреалистическими, но оттенки стали заметно мягче и натуральнее, сделались узнаваемыми золотые блики солнца, ясное небо и блаженно спокойная гладь воды. Особенно важны в тот период скульптуры (Беременная женщина, 1950).
Пикассо был очарован. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Некоторые исследователи связывают мотив «Купальщиц» с романом Флобера «Мучения святого Антония». Может, вот таким образом он называл ее лучшей из женщин.
Большие и цельные объёмы распадаются на множество мелких. С каждым разом стиль, в котором нарисованы картины, упрощался изображение постепенно теряло объём и в итоге «Купальщица, открывающая кабинку» получилась в виде странного желтоватого силуэта и придётся поднапрячься, чтобы распознать в нём женщину.
Он рисует в стиле аналитического кубизма. В первую военную зиму Куколки не стало – ее свела в могилу чахотка. Среди них — Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).
Хотя Дора могла составить интеллектуальную конкуренцию Пикассо и была не только его любовницей, но и партнером их отношения выпали на сложное время и всегда были напряженными. В 1954 году он написал портрет женщины в полосатом платье, сидящей на корточках. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию.
Картина Бойня (1944-1945, Нью-Йорк, Музей современного искусства) – последнее трагическое произведение Пикассо. Поднимая его, каждое утро, – рассказывает Пепита Дюпон (Pepita Dupont), подруга Жаклин Рок, написавшая книгу «Правда о Жаклин и Пабло Пикассо», – Пикассо, которому уже было за 70, проверял, есть ли у него еще силы. Оно выражается в специфическом огрублении живописной фактуры, «опрощении» стиля.
Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер.