И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Государственная Третьяковская галерея), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы». Васильева.
География работ Шишкина чрезвычайно широка. На рубеже 1880-1890-х годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Художник Иван Иванович Шишкин Величайший пейзажист, удивительный мастер написания лесных пейзажей и по сей день он остается бесспорным лидером в русской пейзажной живописи по созданию невероятного количества полотен с лесными видами. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г».
В окрестности Москвы» (1869), «Пейзаж с гуляющими» (1869), «За грибами» (1870), «Вечер» (1871), «Сосновый бор. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Занимательный жанровый мотив, введенный в картину, во многом способствовал ее популярности, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы.
Он родился в Елабуге, в семье небогатого купца. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу».
(1896), «Корабельная роща» (1898) и другие. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Он умел его писать, улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Картина Полдень. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Публика была в восторге. Судя по описанию оказавшегося в Чехо-Словакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Родился будущий художник в Елабуге. Шишкину нравятся картины «без нарочитой эффектности», художник тяготеет к строгой законченности, но «без немецкой сухости пейзажей, обставленных фигурками животных». Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Сосновый бор». Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской.
Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Его репутация была безупречной.
Но в этой, казалось бы, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного своеобразия жизни дерева. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Примером таких работ является картина Рубка леса. Наружность его была типично великорусская, вятская. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы.
«Полдень» предваряет группу пейзажей с изображением соснового бора. Его называли «царем леса». Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Ванечка – так ласково звал его отец. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Но успевает посетить и Францию и Чехию и Бельгию и Голландию. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в петербургской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. Для своих детей Шишкин был самым нежным и любящим отцом. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Шишкин был членом кружка аквафортистов. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца Ивана Васильевича Шишкина. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Евгения Александровна болела, умер старший сын Владимир, а вскоре и любимая жена (1874 г. ), а через год смерть унесла младшего – Константина. Иван Шишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Нечего ждать пресловутого вдохновенья.
У работы было очень много положительных отзывов. Их он стремился передать как можно конкретнее. Особенно удавались художнику рисунки пером. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Шишкина спас разве только его успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, которыми отличался его организм. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа: он видел природу глазами своего народа. Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой».
В течение всей жизни Шишкин писал лес. Она оставила академию и начала заниматься с учениками Шишкина. Несмотря на успех его персональной выставки, где были собраны только черновые этюды (300 шт. ) и более 200 рисунков, друзья настойчиво советовали Шишкину обратить внимание на выразительные средства при передаче световоздушной среды. Лучшая работа этих лет – Полдень. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме». В январе 1893 г. после посещения, по желанию царя Александра III, беловежских лесов Шишкин выставил 58 этюдов (из них 17 «громадных»), наработанных за лето и осень. Из писем художника в это время в Россию, мы узнаём, что Ивана Шишкина не вдохновляет «чужая природа», он с грустью противопоставляет её русской, в которой находит больше красот и достоинств».
В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856). В октябре 1868 г. Иван Иванович обвенчался с Евгенией Александровной Васильевой, «милой Женькой», простой и хорошей женщиной.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывал до сотни он указывал, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера.
Идущие поддождем люди усиливают ощущение обжитостиприроды. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище.
Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. «В Московскомучилище живописи и ваяния, где болеетрех лет занимался художник, широкоприменялась прогрессивная педагогическаясистема А. Г. Венецианова, основанная навнимательном и бережном отношении кнатуре» (с. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Солнечный день» (1895), «Роща у пруда.
Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа. 17, 2). Характерна в этом смысле «Рожь». Был похоронен на Смоленском православном кладбище. В окрестностях Москвы.
В Академии художеств Шишкин быстро выделился среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. Эта дружба оказалась крепкой, связавшей их на всю жизнь. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Преображенское». 20, 1). Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам. Мокрицкого (бывшего ученика А. Г. Венецианова). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Вдали от них он никогда не был спокоен и почти не мог работать.
Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Он обладал особым художественным даром от природы. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. Медведей написал Савицкий в самой картине. Шишкин – это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа.
Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Лесной пейзаж кажется необъятным.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Мастер смело экспериментировал. Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественнойкомпозицией Корабельная роща (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Местность Кукко» (1860). В 1862 году Шишкин едет за границу в качестве пенсионера Академии и работает в Германии и Швейцарии до 1865 года. Художник Николай Ярошенко прямо заявил, что Шишкин запятнал свою репутацию.
Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В. В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Именно в Цюрихе Иван Шишкин впервые попробовал гравировку посредством «царской водки». Картина Шишкина Мачтовый лес в Вятский губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Третьяковский галерее) была написана по этюдам с натуры в мастерской И. Н. Куинджи, разрабатывающий совершенно необычную живописную систему.
Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Его записи в дневнике заполнены такими эпитетами как: «великолепные ивы», «богатые сосны», «чудный дубовый лес». Профессиональная деятельность художника явилась залогом будущего многообразия реалистической пейзажной живописи в России. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Иван Иванович Шишкин – биография. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. Куинджи и А. К. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. «Но, пожалуй, самой мощной по своемузвучанию явилась картина «Афонасовскаякорабельная роща близ Елабуги» (с. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своём роде, аквафортиста. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Каждое дерево обладает своим «характером». Окрестности Москвы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Вон брат, как справно в лавке торгует, а ты.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Маковским, занявшими позднее видное место в русском реалистическом искусстве. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. В Товариществе передвижных художественных выставок он особо ценил мнение И. Н. Крамского. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты.
Тем более, что остров славился своей живописной природой. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2). Она была представлена в 1878 году на VIПередвижной выставке. Братцево» (1866 г. ).
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, Государственный Русский музей).
Но отец смог понять и поддержать странное для их среды желание сына – стать художником. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь. Биография художника зашифрована в его творениях. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. На обороте подготовительного рисунка Иван Иванович написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать, русское богатство».
«Впоследние десятилетия XIXвека, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласиягрозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которыепродолжали исповедовать демократическиепросветительские идеалы шестидесятыхгодов» (с. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Не любил ходить в гости, принимать участие в семейных торжествах.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Иван Иванович Шишкин написал в это время в Германии по заказу этого же коллекционера Н. Д. Быкова картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), которая принесла художнику звание академика пейзажной живописи Санкт-Петербургской Академии художеств наряду с картиной «Тевтобургский лес». И он действительно был царем в своей любви к русскому лесу.
В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
организованы две выставки работ художника. Самая местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Не позволяя себе раскиснуть, художник создавал одну картину за другой («Кама», «Дубки», «Вечер», «Речка», «Полесье», «Заря», «Ручей в березовом лесу», серия станковых рисунков). Отец художника, И. Г. Гуркин бросился на помощь к своему учителю, но увы. Он умер, сидя за мольбертом, работая над новой картиной Лесное царство.
Первое место занимает Шишкина Рожь. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще.
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Случайность. Много работал Шишкин и за границей. Друзья ничего не могли поделать и надеялись только на «крепкую натуру» Ивана Ивановича. Шишкин стремился выявить и запечатлеть устойчивые ценности пейзажа.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Существует предположение, что сюжет картины Шишкину предложил К. Савицкий, что он же написал медведей. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2). Еще в 1857 г. художник увлекся литографией, серьезно занимался офортом, разработал новый в России способ гравирования – так называемый рельефный штрих или «выпуклый офорт», позволяющий печатать репродукции одновременно с текстом. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков.
Шишкин сдержан и величественен. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В 1860 годуза пейзаж «Вид на острове Валааме»Шишкин удостаивается первой золотоймедали, а вместе с ней и права назаграничную командировку. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью за свою зверопись, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей живописи, срисовывал и писал последних с натуры.
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Козловского. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Заход солнца» (1874), «Первый снег» (1875), «Рожь» (1878), «Ручей в берёзовом лесу» (1883), «Лес зимой» (1884), «Сосновый лес» (1885), «Ели в Шуваловском парке» (1886), «Святой ключ близ Елабуги» (1886), «Автопортрет» (1886), «Зима» (1890), «Утро в сосновом лесу», (1889), «На Севере диком» (1891), «Хвойный лес. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены.
А «Утро туманное» (1885 г. ) И. Н. Крамской назвал «одной из удачнейших вещей Шишкина». В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. В стремлении стать живописцем Ивана Шишкина поддерживал его отец. Здесь исчезла всякая таинственность. Говорят, что он писал «портрет природы».
В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник.
Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Отец выписывал сыну книги по искусству. «Утро» полностью лишено всего этого. В решении колористических задач Шишкин уступал Куинджи, но зато был сильнее его как рисовальщик. У них родилась дочь, а затем двое сыновей.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. То же чувствует и зритель, глядя на это полотно. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы.
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Ивана Шишкина называли даже «царем леса» или «лесным богатырем». Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви». Таким образом был открыт целый мир ранее неведомых предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Эти медведи с некоторымиразличиями в позах и количестве (сначалаих было двое) фигурируют в подготовительныхрисунках и эскизах» (с.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
Его успехи были стремительны, он получал одну награду за другой. Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других.
Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом или волшебством каким-то от такого грубого обращения автора, выходит все изящней да блистательней». Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Всего богаче ими московская.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней». Кроме этого увлекался археологоией историей. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (1856—1865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Это была ювелирная работа.
Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Высокий, стройный, красивый силач, с зорким взглядом, густой бородой и густыми волосами». Судьба ее в настоящее время неизвестна. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, так сказать, этот манер в самой натуре, а не усвоил его себе несознательно. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).
Лесная глушь (1872). Некоторое время спустя он переехал в Дюссельдорф, где написал картину по заказу Н. Быкова под названием «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Мастерство Ивана Ивановича Шишкина становится общепризнанным. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. В двенадцать лет был определён в ученики 1-ой казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом».
Тогда-то в среде некоторых старших художников стала обнаруживаться явная нетерпимость к тем представителям нового поколения, которые пытались отойти от устоявшихся традиций передвижников. Прозрачный ручей на переднем плане, вкотором можно сосчитать все камушки. Окрестности Москвы. Картина Среди долины ровныя.
Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Тогда в своих еще слабых работах он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). В 1881 г. Ольга Антоновна скоропостижно скончалась.
Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Первый шедевр Шишкина стал гимном радости – «Полдень. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В окрестностях Москвы» (1869).
Каждое из них вызывало интерес зрителей. Воробьёв скончался и его место занял его сын «не способный отойти от архаических методов преподавания». В 1870-х годах Шишкин серьёзно увлёкся офортом. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
«Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи).
Третий альбом его офортов (1886 г. ) назвали «поэмами в рисунках». Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой». Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.
Все это развивало поэтическое воображение мальчика. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Ничуть не бывало. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор.
В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25-ти. Рядом с Шишкиным экспонирует на пяти передвижных выставках свои восемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычную живописную систему.
Мрачное настроение. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Лесная глушь» (1872) и «Лесные дали» (1884). «Лесные дали» – эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма.
Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Шишкин бросил работать, запил. Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Крамским. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. В то время как многие художники использовали офорт для репродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта стало самостоятельной и важной областью творчества. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
Весной 1862 года вместе с В. И. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень.
Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Что впереди.
Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
В это же десятилетие Шишкин создаёт замечательные картины «Среди долины ровныя» (1883), написанную по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова, а также «Лесные дали» (1884), «Дубовая роща» (1887) и «Бурелом. Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году».
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Отец не стал настаивать. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Крамского и приобретена П. М. Предельно яркоговыражения тема эпического пейзажадостигла в знаменитой картине «Рожь». В Тевтобургском лесу было написано этюдов намного больше, чем за все время пребывания за границей. Иван Шишкин, по словам педагогов Московского училища ваяния и зодчества «обладал исключительным трудолюбием». В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Так писались и «Сосновый бор. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. «Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже и чище», записал Иван Шишкин в своём дневнике. «Работать ежедневно, отправляться на эту работу, как на службу. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Ему уже сопутствовала известность. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Начиная с 1-й Передвижной выставки, на которой он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Берёзовый лес», в течение всех двадцати пяти лет Шишкин участвовал на выставках своими картинами.
Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). Да и к купеческим делам он был непригоден. Окрестности Москвы.
Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Первое место занимает Шишкина Рожь. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, отмечая с суровой беспристрастностью некоторую ограниченность, присущую в те годы творчеству Шишкина, определил место и значение этого художника для русского искусства:. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. – Разве мало я тебе потакала.
Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), «Хвойный лес» (1873), «Сумерки. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. 40, 1). Весной 1863 года, И. И. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение многих лет (особенно в 1870-х годах) проходила на глазах Крамского. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу.
В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». 90-е годы Шишкин встретил полный сил. 26 июля 1830 года в возрасте 52 лет поэта не стало.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». В них нет политики и социальной направленности. Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины.
К занятиям подходил серьезно, работал без устали. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Пейзажист – истинный художник, он чувствует глубже, чище, – записал он в своём дневнике. Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой.
В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Многим, видимо, обязанный участию Крамского, Шишкин открыто называл его тем художником, который оказывал на него благотворное влияние.
Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Член учредитель ТПХВ8230 Художественная энциклопедия — Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, художник, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской8230 Биографический словарь — (1832 98), рус. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Как пенсионер Академии жил в 1862-1865 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Их дом всегда был полон гостей. С Крамским у них были особенно теплые отношения.
Куинджи. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это с огромным увлечением.
Богато нюансирован цвет. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Его картина поет.
Вечер (1887), многие превосходные этюды Шишкина лучшей поры его творчества почти не упоминаются в искусствоведческой литературе. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Воробьева. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
Отец художника, автор «Истории города Елабуги», привил сыну любовь к чтению книг и рисованию, пробудившуюся рано. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Третьяков решил судьбу картины по-своему.
Богато нюансирован цвет. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно.
Художник умер внезапно, за мольбертом, работая над новой картиной 8 марта 1898 года. Густые кроны бросают на них тень. «В Академии художеств к середине XIX века сложилась пейзажная школа классико-романтического направления», но за год до поступления Ивана Шишкина в пейзажный класс императорской Академии художеств знаменитый руководитель пейзажного класса профессор М. Н.
Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Шишкин верный своему делу продолжает заниматься творчеством создавая новые полотна и на передвижной выставке выставляет новые картины: Вечер, Сосновый бор, Березовый лес и картину Лесная глушь очень хорошо оцененную современниками, много положительных отзывов написал к этой картине Прахов А. В. За это произведение Ивану Шишкину присуждается почетное звание профессора в пейзажной живописи. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. В сентябре 1864 года Иван Шишкин переехал в Дюссельдорф.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Каменевым. В таких картинах, как «Полдень. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Родилась дочь Ксения. Нет друзей. (1832г -1898г)Искусство Ивана Шишкина удивительно ясно, просто, прозрачно.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки.
Творческая деятельность художника была завершена величественной, самой большой по размерам в его творчестве, композицией Корабельная роща (1898, ГРМ). Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии».
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода.
Фигура отца будущего живописца, Ивана Васильевича (1792-1872), была очень значимой для Ивана Шишкина. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Родился И. И.
Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. В этот период написаны «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубы», «Утро ссосновом лесу» (1889), «Дождь в дубовом лесу» (1891). Последняя картина художника – «Корабельная роща». Он решил учиться на художника. Это было выступление против мёртвого академизма. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Чувствуется глубина оврага, глушь. На первой передвижнойвыставке он выступает с картинами«Вечер», «Сосновый лес» и «Березовыйлес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишетв мастерской Крамского «Сосновый бор.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). Смерть его была мгновенной, как он сам себе и желал. Все сковано морозом и погружено в тень. В 80-е годы Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. Следуя идеалам Товарищества и своему творческому призванию, Иван Иванович всегда отображал в своих картинах природу родной земли, но как самобытный художник он начался с этюда «Полдень. Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка».
Это дерево давно должны были спилить на дрова. Каждое дерево обладает своим«характером». Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1).
Жил преимущественно в Петербурге. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). Шишкин стремился к другому. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Он обладал даром импровизатора, чувством красоты языка, прекрасно излагал свои мысли. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
На Вторую выставку передвижников художник представил картину Лесная глушь (1872, ГРМ), за которую в 1873 году получил звание профессора пейзажной живописи Петербургской Академии Художеств. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Это было напрасно: он не проронил ни слова и тихо отошёл в вечность.
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. В его картинах – чуткое отношение к деталям. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Но не только в живописи он был мастер. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. За границей, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). Ее иногда называют картиной-завещанием.
Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы. Шишкин 13 / 25 января 1832 года в Елабуге, на берегу реки Камы, в «краю суровом и величественном».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. «Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Шишкин Иван Иванович – известный русский пейзажист, художник и гравер-аквафортист. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Но все чаще и чаще в адрес создателя «Утра в сосновом лесу», «Золотой осени», «На севере диком» иллюстратора книги Д. Н. Китайгородова «Беседы о русском лесе» сыпались обвинения в превращении его в художника-фотографа. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке.
В том же году, Иван Иванович Шишкин написал свою последнюю работу — «Корабельная роща», которая имела большой успех. Племянница художника, А. Т. Втечение всей жизни Шишкин писал лес.
Но семейное счастье художника оказалось недолгим. Стакан треснул в могучей руке, водка вперемешку с кровью потекла по пальцам. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Он создал образы, в которых природа выражала себя почти в совершенной степени». Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В 90-е гг. Двенадцати лет от роду Ваня Шишкин был определен в ученики 1-ой гимназии в Казани, но, «чтобы не сделаться чиновником», оставил ее, немного не доучившись и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества уже двадцатилетним юношей (1852-1856) гг. На картине солнце почти непопадает из-за густого леса из-за чегодеревья выглядят чахлыми.
В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Горе постепенно отпустило художника. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности.
Шишкин получил Большую серебряную медаль за вид на Валааме (Камни в лесу. Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). «Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или много открытого неба или водоём или дорога.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу. Затосковав по Родине, И. И. Отец научил его только читать и писать. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1).
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Несомненно то, что Иван Шишкин являлся истинно народным художником. Он высоко ценил ее талант и посоветовал серьезно заняться пейзажами цветов и растений (в 1887 г. даже сам издал альбом ее рисунков). Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Так в реальной жизни не бывает. Он возненавидел солнце, весну, а от запаха черемухи впадал в бешенство. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за пейзаж «Вид на острове Валааме», следуя традициям романтического пейзажа середины XIX века. Окончил университет в Москве и преподавал в нем более 25 лет. И вот в один из таких грустных вечеров родилось стихотворение. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Но могучая натура Шишкина победила тяжёлые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Это очевидно. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов.
Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Однако трактованы они с большей живописной свободой.
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Эту картину приобрёл П. Третьяков. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Сознание важности новых задач опережало возможности их решения.
Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись. Стилистически близкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаются выразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. родился в январе 1832 года в провинциальном городе Елабуге.
Воробьев. Он напряженно работал, встречался с друзьями, нравился многим женщинам. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. Но счастье вновь отвернулось от художника. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Зрители и критики увидели, что Шишкин «не исписался, не выдохся и в колорите он истинный виртуоз».
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остается неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. «Полдень. Побывал молодой русский художник и в Женеве, где познакомился с работами Диде и Калама. А художник, чтобы опять не потерять душевного покоя, приступил к работе над «Рожью» (1878 г. ). Одна из них (самая главная) – золотая медаль за две картины одного названия – «Вид на острове Валааме.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. – Сам вечно книжки читаешь, а Ивану картинки даешь срисовывать. 5, 2). Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Что может быть лучше природы». Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Это несомненно.
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. А их было немало.
Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Лес выглядит небольшим и просторным. Иван Шишкин – сын купца из традиционной русской патриархальной семьи Вятской губернии. — Ср. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу.