Его отец Иван Васильевич пользовался у земляков глубоким уважением. Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу.
В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание закартину«Лесная глушь»). А их было немало. Создать же национальный пейзаж можно было только в России, куда Шишкин и вернулся в 1865 году. Сейчас эта картина хранится в Киевском музее русского искусства. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь».
Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге.
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Это послужило свою роль в его карьере, как художника. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1). В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
В 80-е годы Шишкин создаёт много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики. В некоторых произведениях художник достигает высокого поэтического обобщения при сохранении все той же тщательности в передаче деталей. В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле.
В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Моделировка формы становится у него предельно точной и уверенной. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Всех исполненных Шишкиным офортов Д. Ровинский насчитывает до сотни он указывает, сверх того, на 68 оригинальных литографий и на 15 цинкографических опытов этого мастера. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги».
Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25.
Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Кроме дошедших до нас светлых шишкинских рисунков с подписью Братцево, свободных от скованности его академической манеры, главным, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, в одном из которых и был запечатлен мотив зреющего ржаного поля и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины Полдень. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Как он и поступил: к 16 годам талант его было уже невозможно отрицать.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры.
И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области). И то, что Шишкин показывал на своих персональных выставках не картины, а именно этюды, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы. Братцево» ознаменовали собой рождение нового стиля художника.
В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Художник одушевляет деревья. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи.
Сама местность под деревьями — камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее — получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях.
С 1870, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи.
Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Лесная глушь (1872). В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу.
Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. В 1873 академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Этот мрак возвышается над лесным хаосом, царящим на высветленной прогалине с болотистым ручьём. Отсюда и достоверность и жизнь на его картинах.
Для семидесятых годов такой картиной стала Рожь (1878). Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», — считают некоторые критики. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») 1880, «Заповедник. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Иван Иванович Шишкин родился 25 января (13 января по старому стилю) 1832 года, в Елабуге, ныне Татарстан, в купеческой семье.
Он не только вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним.
Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии, юноша вернулся в отчий дом. К систематическим занятиям в московском Училище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнем возрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. Начиная с этой работы на первый план в творчестве Шишкина выдвигается поэтическое начало.
Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Не довольствуясь занятиями в стенах академии, Иван Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам, через что приобретал все большее знакомство с ее формами и умение точно передавать ее карандашом и кистью. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Последнюю свою работу он так и не закончил. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). После картины Лесная глушь, художника возвели в звание профессора. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Это очевидно. Публика, бывало, ахала за его спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнёт корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит всё изящней и блистательней».
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна.
Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. В творчестве молодых живописцев росло стремление к новым средствам художественной выразительности, усиливались поиски иных образных решений. Весной 1862 года вместе с В. И. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора.
Случайность. Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». Картина писалась после абсолютной художником в 1877 году поездки в Елабугу.
В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. Крамским.
Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. Отец не стал настаивать. Похоронили великого живописца в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре.
В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года Туман в сосновом лесу, написанный, по всей вероятности, как и Бурелом, после поездки в вологодские леса. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями. Он начал опускаться нравственно, его характер портился, так как ничто не влияло на него так ужасно, как водка.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Впоследствии многие критики отмечали, чтоИван Шишкин был настоящим исследователем природы и знал «каждую морщинку коры изгиб ветвей, сочетание стеблей листьев в букетах трав. ». В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Он тщательно осматривал, прощупывал изучал каждый стебель, ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мхи.
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. У него были какие-то свои трения с Савицким.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
В этой картине всё живёт: и мощные размашистые сосны, освещённые золотыми лучами утреннего солнца и влажный покров земли и сочная листва кустарников и дыхание сиреневого тумана. Их он стремился передать как можно конкретнее. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
В его произведениях встаёт дремучая Россия. Кроме этого увлекался археологоией историей. О его рисунках постепенно узнала вся школа. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). Шишкин Иван Иванович родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком городке, расположенном на высоком берегу Камы. К ним относятся Уголок заросшего сада. Природа – сама благородство. Средства уже позволяли иметь скромный комфорт, хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками.
Облик этот был многолик. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте.
организованы две выставки работ художника. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Спустя 4 года в «копилке» художника были, кроме них, большая серебряная, малая и большая золотые медали. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок.
Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими враздрай наклоненными осинами и березами. Он хотел писать живую природу, которая не нуждается в украшательстве. В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. 8 марта 1898 года Иван Шишкин умер сидя за мольбертом. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями.
Художник увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург.
В 1858 году Шишкин впервые побывал на Валааме. Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. У работы было очень много положительных отзывов.
«Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях этого города» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Лес выглядит небольшим и просторным.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Через три года он вернется к этому этюду и напишет картину «Полдень».
Вертикали пересекаются косыми линиями. Будучи академиком, Мокрицкий придерживался строгих правил рисунка и построения формы, то есть того, что молодой его выученик прочно усвоил на всю жизнь. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым.
Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Окрестности Москвы. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий. Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу».
Быть грозе. В окрестностях Москвы. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Васильева.
Дошло до того, что Архип Куинджи назвал методИвана Шишкина вредным для живописи. Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. С той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии.
В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу.
Более всего он дружил с И. Крамским, который всегда поддерживал и продвигал творческие работы Шишкина. Чувствуется глубина оврага, глушь. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина «Лесное царство». Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов.
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Они были куплены и художник получил первые большие деньги. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища.
9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Его пейзажные офорты издавались в виде альбомов, что способствовало привлечению значительного внимания поклонников живописи к этому виду изобразительного искусства. Художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие, находящееся ныне во многих крупнейших музеях мира.
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Он их назвал «Записки достопримечательностей разных». — Ср. Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре.
Русская дорога выступает национальным символом, показывающим устремлённость к горизонту и за горизонт, символизируя странничество. Шишкина» (СПб., 1885) и Д. Ровинский «Подробный словарь русских граверов XVI — XIX веков» (том II, СПб., 1885). Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет.
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
Положение, в котором оказался Шишкин во второй половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». Это несомненно. Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году— малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году— большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Внешне она продолжала сохраняться и после возвращения Шишкина из-за границы, куда он уехал в 1862 году как пенсионер Академии. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней.
Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения.
Но тот же академический метод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Шишкин был членом кружка аквафортистов. Воробьева. В его картинах – чуткое отношение к деталям.
В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Воробьев. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н.
В 1886 г. сам художник Иван Иванович выпустил в свет альбом своих избранных 25 гравюр. В последнее года своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита, в передаче световоздушной среды. Возобновились погашенные на время интриги, между художниками начались распри.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 60-е Шишкин окончательно преодолевает свойственную академической школе отвлеченность пейзажа. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В Цюрихе Иван Шишкин попробовал впервые гравировать крепкой водкой. Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Природа выражает музыку человеческой души. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину — Елабугу. Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Во время своего управления построил деревянный водопровод, частично действующий по сегодняшний день. До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского. Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.
Так в реальной жизни не бывает. Ф. Булгаков «Альбом русской живописи. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, листвы, травы, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2).
Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Это было выступление против мёртвого академизма. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей.
Невероятная тишина царит в пейзаже. «В последние десятилетия XIX века, в трудный для Товарищества период, когда возникшие в его среде разногласия грозили распадом всей организации, Шишкин был с теми художниками, которые продолжали исповедовать демократические просветительские идеалы шестидесятых годов» (с. 17, 2).
На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Вместе с последней художнику назначили пенсион для продолжения образования за границей. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Картины и рисунки И. И. Шишкина» (СПб., 1892) А. Пальчиков «Перечень печатных листов И. И. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Достойным завершением его цельного и самобытного творчества стала картина Корабельная роща (1898) – полотно, классическое по полноте и многогранности художественного образа, совершенству композиции.
Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы.
Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих.
Его отец был купцом, культурным человеком. В 90-е гг. Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он привез оттуда множество этюдов и рисунков пером и в конце года получил вторую академическую награду — большую серебряную медаль за пейзажную живопись «Вид на острове Валааме».
Каждое дерево обладает своим «характером». Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной.
Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. В таких картинах, как «Полдень.
В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Сосновый бор» 1881, «Сосновый лес» 1885, «В сосновом лесу» 1887 и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Внушительные дубы достойны восхищения.
Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. 90-е годы Шишкин встретил полный сил. Над землёй летают ласточки.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-1860). «БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). В 1848 году, не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Однако все его наброски предельно просты – сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки.
Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь». Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. В Рубке леса это видно по упругой округлости спиленной ели, которая кажется стройной античной колонной, сокрушенной варварами. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Местность Кукко, демонстрировавшейся на академической выставке 1860 года и удостоенной Большой золотой медали. Все сковано морозом и погружено в тень. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Шишкин горячо поддерживал их идеи, хотя его первая работа, которую он написал по возвращении на родину, — «Швейцарский пейзаж» — все еще несла на себе отпечаток академических традиций, какие он впитал в годы учебы.
В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. В 1871 году в Московской Синодальной типографии вышла книга Ивана Ивановича Шишкина об истории города Елабуга, а еще раньше он подготовил рукопись «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, писанная им самим в 1867 году». Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры. Жил преимущественно в Петербурге.
Крамским. Однако уже последующие его работы и, в частности, этюд «Полдень. Задний фон мрачен. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Тогда только картина будет выглядеть достоверно.
Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения.
Основные черты его искусства сохраняются и теперь, но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Сосны придают картине величественное звучание. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Картина Полдень.
Медведей написал Савицкий в самой картине. В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. Сосновый бор». Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Парит. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Много работал Шишкин и за границей.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Тем более, что остров славился своей живописной природой.
«Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада.
Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Характерна в этом смысле «Рожь». По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа.
В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Его репутация была безупречной. Шишкин проявлял отчаянное усердие в живописи и совершенствовании своего мастерства. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Здесь исчезла всякая таинственность. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду. Замшелые выкорчеванные пни, острые сучья, обломанные ветви создают сложную композицию, отмеченную контрастами света и тени.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива».
Мастер смело экспериментировал. Чувствуется глубина оврага, глушь. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.
Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями и уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками. «Утро» полностью лишено всего этого. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Человек Шишкина прикреплён к земле. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Мрачное настроение. К ним относятся Уголок заросшего сада. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник.
Густые кроны бросают на них тень. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка. За эту картину Шишкин получил звание профессора.
На ней было представлено 300 этюдов и более 200 рисунков. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно». Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Каждое из них вызывало интерес зрителей. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Иван Иванович Шишкин родился в старинном русском городе Елабуга в купеческой семье.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой».
Первое место занимает Шишкина Рожь. Шишкин не облагораживал природу. Все произведения Шишкина показывают, как расширялись его творческие задачи и как подлинный пейзажист хотел выразить в образах русской природы лучшие народные идеалы и чаяния. Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, — записал он еще в Москве в своей ученической тетради, — вследствие чего картины с натуры должны быть без фантазии». Что впереди.
Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И в этом уже проявляется своеобразие художника. «СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении. У него умерли сыновья.
Шишкин стремился к другому. Ничуть не бывало. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
Биография художника зашифрована в его творениях. Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Они стремились к изображению типичных черт родной земли.
«В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2). В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине.
Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды». Эту картину приобрёл П. Третьяков. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Богато нюансирован цвет. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее — с Архипом Ивановичем Куинджи.
Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. В них нет политики и социальной направленности.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Сама местность под деревьями— камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее— получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Примером таких работ является картина Рубка леса. Лучшая работа этих лет – Полдень. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Особенный, тихий, погожий выдался день. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Картина «Корабельная роща» (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) — как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Эту технику художник освоил еще за границей. Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким.
«Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Крамской в письме от 10 апреля 1872 года извещая Третьякова об отправке картин, называет картину Шишкина замечательнейшим произведением русской школы. Судьба ее в настоящее время неизвестна. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку.
Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов.
Ему уже сопутствовала известность. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня.
.